Тассилин-Адджер – национальный алжирский парк Тассили-н-Адджер

TASSILI N’AJJER NATIONAL PARK

Национальный парк – Тассили-Н’Адджер

Расположение и история TASSILI N’AJJER NATIONAL PARK

В далекой северной Африке на юго-востоке Алжира существует прекрасный уголок земли – Тассили-Н’Адджер. В переводе с берберского Тассили-Н’Адджер звучит, как «плоскогорье в пропасти». Это зловещее название обязано тому, что эти земли расположились между двумя абсолютно разными по своему геоморфическому происхождению массивами – плоскогорьем, полностью состоящим из песчаника, и горными вулканическими грядами. Это горный хребет, где влажность несколько больше, чем в пустыне. Современное плоскогорье – это часть древнейших масс песчаника, окружающих докембрийские гранитные массивы Ахаггар. Расположенный на обширном плоскогорье национальный парк представляет собой не только природный шедевр благодаря своим незабываемым пейзажам, но и геологический интерес, вызванный существованием в парке «каменных» лесов из песчаника. Необычайное зрелище представляют собой каменные леса Тассили: около трехста многослойных каменных изваяний песчаника. Также известны уникальные скальные формации в виде дуг, некоторые из них находятся недалеко от Джанета. Национальный парк обладает огромным набором прекрасно сохранившихся древнейших пещер в мире, необъятной галереей неолитического искусства всемирного значения. Этот настоящий островок живой природы Сахары, расположенный в самом центре пустыни, стал прибежищем реликтового средиземноморского кипариса, одного из самых редких деревьев в мире.

В 1972 году обширная часть земель плоскогорья Тамрит, расположенная восточнее Джанета, занимающая 300000 гектаров, была провозглашена национальным парком. В 1979 году Тассили-Н’Адджер получил новое признание, став почетным Историческим Памятником. В 1982 году национальному парку было по достоинству присвоено звание Природного и Культурного Мирового Наследия. С 1986 входящее в состав территории парка плато Тассили было провозглашено биосферным заповедником. В 1987 году прилегающая к горам Ахаггар территория в 450000 квадратных километров была присоединена к Тассили-Н’Адджер. В 1989 территория национального парка расширилась до 7200000 гектар. Последние изменения произошли в 2001 году, когда в состав территории Тассили вошла долина Ихерир, общей площадью в 6500 гектар. В настоящее время национальный парк занимает 8000000 гектар, в то время как биосферный резерват занимает 7200000 гектар.

Природа и животные TASSILI N’AJJER NATIONAL PARK

Тассили-Н’Адджер славится своим удивительным лунным пейзажем. Если представить общий пейзаж национального парка, можно увидеть обширное плоскогорье с высокими остроконечными скалами ближе к северу, как будто изрезанными несколькими глубокими ущельями и наводненными долинами, окруженными с северной стороны золотистыми песками.

Несмотря на то, что климат в плоскогорье достаточно засушливый, а земли его практически неплодородны, Тассили приютил в своих владениях редких представителей средиземноморской фауны и флоры. Благодаря высотам национального парка и свойству песчаника задерживать воду, растительность необычайно богата для пустыни с ее суровым климатом. Из самых примечательных растительных видов можно выделить эндемического сахарского кипариса, единственного представителя хвойных, произрастающих в Сахаре, открытого наукой в 1924 году. Среди остальных зеленых древесных жителей Тассили-Н’Адджер в большом количестве можно увидеть сахарскую оливу и мирт, а также дубровник и лаванду. По вине людей со своим потребительским отношением к природе с лица земли исчезло 1553 сахарского кипарисов, сто из которых произрастали в «Кипарисовой долине» между Тамритом и Джабареном на северо-востоке от Джанета. Эти особенные растения достигают в высоту 1000-18000 м и имеют уникальное свойство – крайне сильную способность переживать даже самую сильнейшую засуху. Все оставшиеся в национальном парке кипарисы очень древние, их возраст – в среднем 2000 лет. В областях вади (сухие русла речных долин) произрастают в большом количестве олеандры. Во влажных долинах преимущественно представители прибрежной суданской растительности: галльский тамариск, смоковница, нильская акация, персидская Сальвадора и пальма дум. Вдоль водоемов, на мелководьях произрастают различные кормовые растения, включая, например, горный люпин. Среди прибрежных видов можно выделить жабьего ситника, камыша обыкновенного, южного тростника и адиантума. Также среди погруженных в воду растений можно увидеть роголистник, колосистую уруть и экебергию. Среди других представителей суданской флоры нельзя не сказать о таких растениях как меруа, ферула и калотропус. На горах и в песках можно увидеть фиолетовую сурепку. Тассили стал домом для 28 самых редких алжирских видов растений, находящихся под угрозой исчезновения. Среди «раритетов» в парке можно увидеть даже джузгун и пузырчатку.

Животный мир национального парка представляет собой уникальное разнообразие представителей средиземноморской и сахарской фауны. Особой гордостью Тассили-Н’Адджер были некогда жившие в этих местах карликовые нильские крокодилы, которые были злостно истреблены человеком в 1940-х годах.

Засушливые земли национального парка населяет 23 вида крупных млекопитающих. Среди них взъерошенные муфлоны (гривистые бараны), каракалы, гепарды, камышовые коты и барханные кошки. Газель-доркас – небольшая газель, весящая всего 20 кг. В Тассили обитают уникальные газели-доркасы. Будучи обитателем пустынь газель-доркас благодаря своей окраске песчаного цвета идеально замаскирована. Нижняя сторона тела у неё белая, бока слегка красноватые. Она может вообще ничего не пить, так как всю потребность в жидкости она в состоянии покрывать за счёт росы на растениях, которыми она питается, а также за счёт водосохраняющих растений, произрастающих в пустыне.

Если говорить о видах, находящихся на грани исчезновения, то нельзя не сказать о сахарских гунди и скалистых даманов. Не без грусти, можно сказать, что некогда эти прекрасные знойные африканские земли населяли лошадиные антилопы, антилопы мендесы и саблерогие антилопы, но к настоящему времени их остались единицы.

Весь регион является главным пристанищем мигрирующих птиц. Среди них беркут, длинноногий курганник, большая и малая выпь, обыкновенная кваква и другие. Среди разведенных видов можно заметить таких болотных птиц, как лысуха и камышница.

Из представителей герпетофауны можно выделить серого варана и серую жабу. Среди позвоночных господствуют реликтовые афротропические виды, включая огромное количество пауков и насекомых; из стрекоз в парке можно увидеть южноазиатского прямобрюха.

Примечательно, что в небольших мелких водоемах около Ихерира обитает четыре вида рыб: мушт, африканский барбус и шармут (нильский кларий).

Тассилин-Адджер – национальный алжирский парк Тассили-н-Адджер

Длина плато — около 500 км., от 26.333333 , 5 26°20′ с. ш. 5°00′ в. д.  /  26.333333° с. ш. 5° в. д. (G) (O) восточного юго-востока до 24 , 10 24°00′ с. ш. 10°00′ в. д.  /  24° с. ш. 10° в. д. (G) (O) . Высочайшей точкой является гора Адрар Афао (2158 м, 25.166667 , 8.183333 25°10′ с. ш. 8°11′ в. д.  /  25.166667° с. ш. 8.183333° в. д. (G) (O) ). Ближайший город — Джанет, около 10 км на юго-запад.

Большая часть плато, включая кипарисы и археологические площадки, с 1972 г. входит в состав национального парка, биосферного заповедника и всемирное наследие ЮНЕСКО под названием «Национальный парк Тассилин-Адджер» общей площадью около 72 000 км².

Геология

Горная гряда состоит из песчаника. Благодаря эрозии здесь образовалось множество (более 300) естественных каменных арок, равно как и множество других впечатляющих объектов. Гряду прорезают вади — высохшие русла рек, некогда здесь пролегавших. Существует множество пещер.

Экология

Вследствие высоты и влагоудерживающих свойств песчаника, вегетационный период растений немного больше, чем в окружающей пустыне; поэтому здесь возможно существование исчезающих эндемических видов сахарского кипариса и сахарского мирта в верховьях восточной части плато.

Буквальный перевод названия гряды — «Плато рек» — относится к тому периоду, когда здешний климат был куда более влажным, чем сегодня.

Археологические находки

Всемирную известность Тассилин-Адджеру принесли обнаруженные здесь в 1909 огромные яркие рисунки, изображающие людей, животных и сцены из жизни. Эти рисунки говорят о том, что ныне безжизненная пустыня была когда-то плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и ловлей рыбы.

Рисунки

Выполненные в разных стилях, рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние — петроглифы, покрытые тёмным слоем патины — выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000 — 2000 лет до н. э. Это преимущественно сцены охоты и изображения животных так называемой «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др. Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные и позднее, но их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Исследователь рисунков Тассилин-Адджера Анри Лот, изучавший их в 1956—1957 гг., называл их «круглоголовые люди».

Более поздние рисунки, возраст которых определяется периодом конца 3000 — 1000 лет до н. э., выполнены красками, и изображают домашних животных. Это овцы, козы, крупный рогатый скот. Кроме того, здесь встречаются изображения лошади, собаки, муфлоны, слоны и изредка — жирафы. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины — в колокообразных юбках. Иногда женщины обладают ярко выраженной стеатопигией, а мужчины изображены с нитеподобными фигурами, напоминая росписи Южной Африки. Эти многоцветные рисунки выполнены племенами скотоводов, занимающихся также охотой и собирательством.

Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э. — началу нашей эры.

В рисунках, изображающих быков или баранов с солнечным диском на голове, видели результат египетского влияния и связывали с культом Ра, однако бытует и мнение, что почитание солнца было распространено по всей Ливии. Возможно, от них культ солнца проник в долину Нила, так как рисунки эти древнее культа Амона-Ра в Египте.

Появление верблюда на рисунках соответствует 200 — 700 гг. н. э. и знаменует четвёртый период — «период верблюда» — по устоявшейся периодизации.

Археология Тассилин-Адджера не ограничивается одними лишь рисунками (которых здесь сотни тысяч). Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и тому подобных орудий человека. Радиоуглеродный анализ органических остатков дал возможность более точно определить время пребывания здесь человека.

История открытия

Впервые рисунки на плато Тассилин-Адджер были замечены Кортье в 1909 г. Французский офицер Бренан провёл в этом районе Сахары восемь лет (с 1932 по 1940), и сделал много зарисовок, которые позже показал А. Брейлю. Брейль задумал организовать экспедицию, но планам помешала Вторая мировая война. После войны Брейль издал зарисовки Бренана, сопроводив их описанием. Поскольку зарисовки были неточны и передавали лишь идею, то и трактовку они получили очень вольную. Например, Брейль в изображениях видел целые сцены с морально-этическим содержанием, как в случае с «Жозефиной, продаваемой своими сёстрами»: это сцена, где изображена группа женщин, одну из которых — «Жозефину» — её сёстры насильно волокут к группе мужчин, стоящих рядом.

Читайте также:  Албания - карта, флаг, климат и достопримечательности Албании

В 1933 году вышла книга Л. Жолео, в которой он наметил периодизацию рисунков из четырёх временных отрезков [1] :

  • «эпоха буйвола», которую составляли реалистичные рисунки носорогов, слонов, жирафов и людей так называемого «бушменского типа»;
  • «эпоха африканского слона», когда появляются изображения домашних животных, в том числе связанные с культурой солнца: баран с солнечным диском на голове, а затем и «солнечный бык»;
  • рисунки, где появляется лошадь, колесо и колесницы;
  • «эпоха верблюда» — последняя группа.

В 1935 г. французский археолог Рейгасс ненадолго посетил этот район. Знакомый с многими росписями Сахары, Рейгасс создал приблизительную периодизацию рисунков. Наиболее древними он обозначил петроглифы, изображающие животных тропической фауны: гиппопотамов, носорогов, крупного рогатого скота, жирафов, буйволов, антилоп и страусов; ко второй группе он отнёс многоцветные и более условные росписи с крупным рогатым скотом, а также колесницами. Весьма приблизительная и осторожная датировка нуждалась в проверке, и в 1956—57 гг. руководство экспедиции было поручено Анри Лоту, который уже посещал этот район в 1934 г., был знаком с Брейлем и принимал участие в публикации его работы.

Анри Лот подготовился основательно, и полтора года изучал рисунки вместе с группой художников и фотографов. Экспедиция Лота подтвердила правильность датировки Рейгасса. По возвращении Лот опубликовал книгу «В поисках фресок Тассилин-Адджера» с живым и интересным описанием своей экспедиции. В книге Лот наряду с серьёзными данными высказал несколько маловероятных гипотез о происхождении народа фульбе от неолитического населения Сахары на основании схожести женских причёсок на рисунках и у самих фульбе. Через несколько лет после экспедиции один из её участников, фотограф Жан-Доминик Лажу, вновь отправился в известные ему пещеры и местности, провёл там 10 месяцев, переснял заново все рисунки и издал книгу, в которой все фотографии были сопровождены очень скудными, но трезвыми комментариями. Например, Лажу предостерегал об условности попыток определения возраста изображений по их стилю. Он также указал, что рисунки не дают достаточных оснований для определения видов животных или расовой принадлежности изображённых людей. Он утверждал, что при определении возраста или расы решающее значение имеют исследования костных останков [2] . Таким же образом он критиковал попытки Лота определить возраст изображений по последовательности наслоений рисунков.

Позднейшие исследования, проведённые итальянцем Фабрицио Мори, обследовавшим соседний район на границе Алжира с Ливией, собрали информацию, которая помогла определить датировку изображений Тассилин-Адджера более точно. Исследования палинологов показали, что предполагаемый возраст рисунков древнее, чем думали раньше. Данные раскопок в соседних районах показали, что неолит суданской традиции — то есть Тассилин-Адджера и Эннеди — древнее неолита Южной Европы и Киренаики, а керамика в Восточной и Центральной Сахаре появилась одновременно с керамикой в Передней Азии [3] .

Алжир. Плато Тассилин-Адджер

Идея посетить Алжир, особенно плато Тассилин-Адджер (Tassili n’Ajjer) появилась у меня после прочтения романа Кэтрин Нэвил «Восемь».

Это увлекательный исторический триллер с мистическим уклоном, рассказывает историю шахмат Карла Великого. Часть событий происходит в Алжире, и автор рассказывает об этой стране и ее достопримечательностях с большим интересом и любовью.

Первую информацию об Алжире я нашел в интернете, нашел очень хороший и подробный отчет с указанием контакта партнеров ( Timtar Expeditions ), правда меня в первую очередь интересовало Плато, но о нем-то в отчете ничего не было.

Начали с перелета:

Самый дешевый перелет в Алжир – это Алжирские авиалинии -около 14т.р., проблема лишь в том, что с ноября летают они всего 2 раза в месяц, а нам было нужно провести в Алжире около 16 дней, поэтому надо было либо сокращать программу, либо лететь за 24-25 т.р. Люфтганзой или Эр Франс.

Совсем неожиданно появилось спец. предложение Люфтганзы за 18т.р., им мы и воспользовались.

Внутренние перелеты Алжир – Таманрасет – Джанет – Алжир мы приобрели в Москве в офисе Алжирских авиалиний.

Там работает прекрасный и очень отзывчивый человек Оксана, которая охотно помогала нам с бронированием перелетов по Алжиру.

Переписка с Timtar Exp . проходила достаточно вяло. Отвечали на наши письма и вопросы они примерно раз в неделю, а по северу Алжира вообще отказались работать.

Мы хотели провести дней 10-12 в пустыне и за 3-4 дня посмотреть античные города на побережье.

Попытка найти туроператора в Алжире (столице) и заказать у него четырехдневный маршрут с осмотром руин ничем не закончилась, так как компания Amtravel за 4 дня выставила счет около 900 Евро с человека, что было однозначно дорого. Я пытался забронировать отели через международные сайты, но выбор отелей был очень мал, а цены начинались от 200 Евро за ночь.

В конце концов я обратился с просьбой помочь найти какого-нибудь адекватного алжирского туроператора в Алжирские Авиалинии к Оксане, и она порекомендовала мне обратиться к директору московской компании “Ковчег ТЕРРА” Ольге Соколовской.

Ольга очень любезно отвечала на все мои вопросы и порекомендовала не заказывать тур пакет по северу Алжира вообще, а пробронировать только отели в тех городах где мы хотели остановиться. Она порекомендовала нам приличный и недорогой отель в столице

Цена: SGL = 76 Евро/номер/ночь

DBL = 107 Евро/ номер/ночь

48, Boulevard des Martyrs, Alger (для ориентира рядом отель St. George и TV центр)

телефон (на всякий случай): +213 21 69 20 20

и отель в городе Константина,

Цена: SGL = 63 Евро/номер/ночь

DBL = 78 Евро/номер/ночь

01, Av . Rahmani Achour , Constantina

телефон: +213 31 92 94 28

Общение с алжирскими гостиницами – занятие не для слабонервных.

Мы отправили им около 10 факсов с просьбой подтвердить бронирование по факсу или электронной почте, но ничего кроме устных подтверждений о том, что приезжайте и все будет хорошо, так и не получили.(хотя так все и произошло на самом деле)

Кроме того, Ольга оказалась очень хорошим специалистом и по Сахаре. Она много раз была там и все маршруты знает не по отзывам туристов, а исходя из собственного опыта.

Поэтому, в благодарность за помощь, я решил заказать тур по пустыне у нее, тем более что она обещала дать цену такую же как и Timtar Exp .

Из недостатков Ольгиных партнеров Garamantes Voyages :

– только франкоговорящие водители и сопровождающие, хотя обещали, что кто-то должен хоть чуть-чуть говорить по-английски

– драные палатки, которые не всегда можно было закрыть

– старые джипы (хотя это было и не важно)

– плохое экскурсионное сопровождение по плато.

Все эти моменты надо подробно проговаривать перед поездкой.

Когда мы улетали из Джанета, то познакомились в аэропорту с группой финнов, которые провели на плато больше 10 дней, они очень хвалили их англоговорящего гида и организацию трекинга на Плато. Я взял у них контакт фирмы, которая организовывала им тур. Планирую воспользоваться им при следующей поездке в Алжир.

По программе:

Мы прилетали в Алжир, ночевали там, и следующим вечером у нас был перелет в Таманрасет.

Из Таманрасета мы поехали в Хогар (Ассекрем) на 2 дня, потом перелетели в Джанет оттуда отправились на 5 дней на плато Тассилин-Адджер (Tassili n’Ajjer), и потом на 4 дня – в Тадрарт.

Плато Тассилин-Адджер, Алжир

Очень рекомендую, если есть возможность, заезжать в Джанет или Таманрасет и ночевать в гостинице. Там всегда есть горячая вода, и можно подзарядить технику.

Самые сильные впечатления произвело Плато Тиссали Н Аджер. Это действительно Чудо Света, и все остальные места уже не так поражают. Так что очень рекомендую всем ехать на плато.

Тадрарт (особенно район Тин Мерзугу) тоже хорош, но на тех, кто уже был в пустынях это не произведет сильного впечатления.

После пустыни полетели в Константину. Очень, очень красивый город, основанный императором Константином. Через город проходит глубокое ущелье, через которое перекинуто 7 очень живописных мостов.

Несколько полезных советов:

Ноябрь и март – наилучшее время для посещение пустыни. Достаточно комфортная температура: днем не жарко, ночью прохладно, но зато вероятность встретить змею или скорпиона почти равна нулю.

Такси аэропорт – Алжир ночью 1200, днем 800-1000

Курс валют: когда мы приехали офиц. курс был чуть больше 90 за 1 доллар,

Ночью в аэропорту нам поменяли по 110. А на площади у Оперы, где стоят алжирские менялы, можно было получить курс 125-130 за 1 Доллар. Лучше менять деньги в Алжире так как в пустыне он около 100 за 1 Доллар.

Связь: местная связь очень дешевая. Мы купили сим-карты оператора Мобилис. Звонки в Россию стоили около 15-20 центов.

Внутренние перелеты:

Самолет на перелете Алжир – Таманрасет и Таманрасет – Джанет задерживали в среднем часа на 2, учитывая, что перелеты ночные, получается совсем тяжелая ночь.

Правда, на удивление, Джанет-Алжир прилетел по расписанию…

По отелям:

Таманрасет: мы ночевали первую ночь в кемпинге Assekrem , достаточно приличный кемпинг, маленькие домики, туалет и душ отдельно.

Там же есть вполне приличный отель Тахат 3-4*, любителям комфорта рекомендую его.

По отелям в Джанете:

В центре города есть старый отель Zeriba , комната c туалетом и душем окло 40евро. Отель не очень хороший.

Мы нашли рядом с аэропортом новый отель Tenere village hotel , очень приличный и раза в 2 дешевле, чем Zeriba .

Сувениры: по сравнению с Мали все очень дорого. Есть неплохой рынок в Таманрасете, где мы покупали поделки таурегов, в Джанете тоже есть рынок, но там гораздо меньше выбор.

Читайте также:  Город Константина Алжир - краткая история и описание Константины

Тассилин-Адджер

Тассили́н-Аддже́р [1] [2] , Тассили́н-Адже́р [3] (Tassili n’Ajjer, в переводе с тамашек — «Плато рек», араб. طاسيلي ناجّر ‎) — плато в юго-восточной части Алжира, в пустыне Сахара. На плато в разные годы были найдены петроглифы, датируемые от 7 тысячелетия до н. э. до VII века н. э. Объект ЮНЕСКО с 1982. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары.

Содержание

Географические данные

Длина плато — около 500 км, от 26°20′ с. ш. 5°00′ в. д. H G Я O L восточного юго-востока до 24°00′ с. ш. 10°00′ в. д. H G Я O L . Высочайшей точкой является гора Азао (2158 м, 25°10′ с. ш. 8°11′ в. д. H G Я O L ). Ближайший город — Джанет, около 10 км на юго-запад.

Большая часть плато, включая кипарисы и археологические площадки, с 1972 г. входит в состав национального парка, биосферного заповедника и всемирное наследие ЮНЕСКО под названием «Национальный парк Тассилин-Адджер» общей площадью около 72 000 км².

Геология

Горная гряда состоит из песчаника. Благодаря эрозии здесь образовалось множество (более 300) естественных каменных арок, равно как и множество других впечатляющих объектов. Гряду прорезают вади — высохшие русла рек, некогда здесь пролегавших. Существует множество пещер.

Экология

Вследствие высоты и влагоудерживающих свойств песчаника, вегетационный период растений немного больше, чем в окружающей пустыне; поэтому здесь возможно существование исчезающих эндемических видов сахарского кипариса и сахарского мирта в верховьях восточной части плато.

Буквальный перевод названия гряды — «Плато рек» — относится к тому периоду, когда здешний климат был куда более влажным, чем сегодня.

Археологические находки

Всемирную известность Тассилин-Адджеру принесли обнаруженные здесь в 1909 году огромные яркие рисунки, изображающие людей, животных и сцены из жизни. Эти рисунки говорят о том, что ныне безжизненная пустыня была когда-то плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и ловлей рыбы.

Рисунки

Выполненные в разных стилях, рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние — петроглифы, покрытые тёмным слоем патины — выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000 — 2000 лет до н. э. Это преимущественно сцены охоты и изображения животных так называемой «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др. Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные и позднее, но их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Исследователь рисунков Тассилин-Адджера Анри Лот, изучавший их в 1956—1957 гг., называл их «круглоголовые люди».

Более поздние рисунки, возраст которых определяется периодом конца 3000 — 1000 лет до н. э., выполнены красками, и изображают домашних животных. Это овцы, козы, крупный рогатый скот. Кроме того, здесь встречаются изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и изредка — жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины — в колоколобразных юбках. Иногда женщины обладают ярко выраженной стеатопигией, а мужчины изображены с нитеподобными фигурами, напоминая росписи Южной Африки. Эти многоцветные рисунки выполнены племенами скотоводов, занимавшихся также охотой и собирательством.

Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э. — началу нашей эры.

В рисунках, изображающих быков или баранов с солнечным диском на голове, видели результат египетского влияния и связывали с культом Ра, однако бытует и мнение, что почитание солнца было распространено по всей Ливии. Возможно, от них культ солнца проник в долину Нила, так как рисунки эти древнее культа Амона-Ра в Египте.

Появление верблюда на рисунках соответствует 200 — 700 гг. н. э. и знаменует четвёртый период — «период верблюда» — по устоявшейся периодизации.

Археология Тассилин-Адджера не ограничивается одними лишь рисунками (которых здесь сотни тысяч). Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и тому подобных орудий человека. Радиоуглеродный анализ органических остатков дал возможность более точно определить время пребывания здесь человека.

История открытия

Впервые рисунки на плато Тассилин-Адджер были замечены Кортье в 1909 г. Французский офицер Бренан провёл в этом районе Сахары восемь лет (с 1932 по 1940), и сделал много зарисовок, которые позже показал А. Брейлю. Брейль задумал организовать экспедицию, но планам помешала Вторая мировая война. После войны Брейль издал зарисовки Бренана, сопроводив их описанием. Поскольку зарисовки были неточны и передавали лишь идею, то и трактовку они получили очень вольную. Например, Брейль в изображениях видел целые сцены с морально-этическим содержанием, как в случае с «Жозефиной, продаваемой своими сёстрами»: это сцена, где изображена группа женщин, одну из которых — «Жозефину» — её сёстры насильно волокут к группе мужчин, стоящих рядом.

В 1933 году вышла книга Л. Жолео, в которой он наметил периодизацию рисунков из четырёх временных отрезков [4] :

  • «эпоха буйвола», которую составляли реалистичные рисунки носорогов, слонов, жирафов и людей так называемого «бушменского типа»;
  • «эпоха африканского слона», когда появляются изображения домашних животных, в том числе связанные с культурой солнца: баран с солнечным диском на голове, а затем и «солнечный бык»;
  • рисунки, где появляется лошадь, колесо и колесницы;
  • «эпоха верблюда» — последняя группа.

В 1935 г. французский археолог Рейгасс ненадолго посетил этот район. Знакомый с многими росписями Сахары, Рейгасс создал приблизительную периодизацию рисунков. Наиболее древними он обозначил петроглифы, изображающие животных тропической фауны: гиппопотамов, носорогов, крупного рогатого скота, жирафов, буйволов, антилоп и страусов; ко второй группе он отнёс многоцветные и более условные росписи с крупным рогатым скотом, а также колесницами. Весьма приблизительная и осторожная датировка нуждалась в проверке, и в 1956—57 гг. руководство экспедиции было поручено Анри Лоту, который уже посещал этот район в 1934 г., был знаком с Брейлем и принимал участие в публикации его работы.

Анри Лот подготовился основательно, и полтора года изучал рисунки вместе с группой художников и фотографов. Экспедиция Лота подтвердила правильность датировки Рейгасса. По возвращении Лот опубликовал книгу «В поисках фресок Тассилин-Адджера» с живым и интересным описанием своей экспедиции. В книге Лот наряду с серьёзными данными высказал несколько маловероятных гипотез о происхождении народа фульбе от неолитического населения Сахары на основании схожести женских причёсок на рисунках и у самих фульбе. Через несколько лет после экспедиции один из её участников, фотограф Жан-Доминик Лажу, вновь отправился в известные ему пещеры и местности, провёл там 10 месяцев, переснял заново все рисунки и издал книгу, в которой все фотографии были сопровождены очень скудными, но трезвыми комментариями. Например, Лажу предостерегал об условности попыток определения возраста изображений по их стилю. Он также указал, что рисунки не дают достаточных оснований для определения видов животных или расовой принадлежности изображённых людей. Он утверждал, что при определении возраста или расы решающее значение имеют исследования костных останков [5] . Таким же образом он критиковал попытки Лота определить возраст изображений по последовательности наслоений рисунков.

Позднейшие исследования, проведённые итальянцем Фабрицио Мори, обследовавшим соседний район на границе Алжира с Ливией, собрали информацию, которая помогла определить датировку изображений Тассилин-Адджера более точно. Исследования палинологов показали, что предполагаемый возраст рисунков древнее, чем думали раньше. Данные раскопок в соседних районах показали, что неолит суданской традиции — то есть Тассилин-Адджера и Эннеди — древнее неолита Южной Европы и Киренаики, а керамика в Восточной и Центральной Сахаре появилась одновременно с керамикой в Передней Азии [6] .

Алжир ( Algeria)

Во времена арабских завоеваний Марокко, Алжир и Тунис получили общее название «Эль-Магриб», что в переводе означает «страны, где заходит солнце». Алжир — крупнейшая африканская страна, при этом большую ее часть занимают пески Сахары. Прибрежный «белый город» Алжир с великолепными древними мечетями, бессчетное количество древних руин — следы пребывания карфагенян и византийцев, римлян и финикийцев. До сих пор в Сахаре живут племена туарегов. Алжир — удивительная страна, на которую оказали влияние французские колонисты и мусульманские традиции. Разнообразные архитектурные памятники только дополняют богатую природу — море
и пески, леса и оазисы, озера и горы.

Достопримечательности Алжира

1. Тассилин-Адджер (Tassili N’Ajjer National Park)

Тассилин-Адджер – это обширное плато в юго-восточной части Алжира на границах Ливии, Нигера и Мали, площадью 72 000 кв. километра. Национальный парк Тассилин-Адджер является одним из самых красивых мест и главной природной достопримечательностью Алжира.

Тассилин-Адджер сочетает инфернальный лунный пейзаж с уникальной доисторической наскальной живописью. Более 15 000 наскальных рисунков и гравюр, запись климатических изменений, миграций животных и эволюция человеческой жизни на краю Сахары от 6000 года до н.э. и до первых веков нашей эпохи.

2. Эль-Кала (El Kala National Park)

Национальный парк Эль-Кала простирается до границы с Тунисом. Это одна из самых биологически разнообразных областей страны, состоящая из лесов, болот, озер и прибрежных вод, украшенных песчаными пляжами. Национальный парк Эль-Кала является биосферным заповедника ЮНЕСКО, парк обеспечивает превосходную возможность для желающих увидеть ряд редких видов птиц и млекопитающих.

3. Касба (Casbah)

Касба – это крепость, оплот рода в исламской культуре Алжира. Алжирская Касба расположена на холме с видом на город. Старая крепость является живым музеем прекрасных образцов мусульманской архитектуры, среди них дворцы, дома и мечети, большинство из которых датируется периодом Османской империи. Касба служила главным центром обороны Алжира во время боев с французскими завоевателями. Касба является объектом Всемирного наследия Юнеско.

4. Собор Африканской Богоматери (Notre Dame d’Afrique)

Также известная как Базилика Алжира, это старая церковь является одним из многих примеров древней архитектуры Алжира. Церковь была построена в 1872 году, на 124 метровой скале в северной части города, с восхитительным видом на Средиземное море. Уже 150 лет церковь объединяет мусульман и христиан. Уникальной достопримечательностью собора являются 46 витражей работы европейских мастеров стекольного дела.

5. Музей Бардо (Bardo Museum of Prehistory and Ethnography)

Музей Бардо является одним из самых важных музеев Средиземноморского бассейна, и вторым по важности на африканском континенте после Египетского музея. Музей Бардо располагает обширной коллекцией доисторических окаменелостей, камней, керамики и других реликвий доисторических времен. Он расположен в дворце 15-го века бывшего тунисского принца. Помимо посещения музея вы можете прогуляться по окрестным садам, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой музея и красивым пейзажем.

6. Сад Хамма (Jardin d’Essai du Hamma)

Сад Хамма – это пышный сад, который начинается от амфитеатра у подножия Национального музея изобразительных искусств и заканчивается у моря. Сад Хамма самый старый ботанический сад в Алжире, его история начинается в 1832 году и в нем есть французский и английские сады.

7. Зоопарк Бен Акну (Ben Aknoun Zoо)

Зоопарк Бен Акну один из старейших в Алжире и в Африке. В зоопарке прекрасно представлен животный мир Африки.

8. Руины Типаза (Tipaza Ruins)

Древний город Типаза является уникальной достопримечательностью Алжира. Будучи старой римской военной колонией времен императора Клавдия, которая была создана Римской империей для завоевания королевств Мавритании. Здесь сохранилось множество превосходных памятников тех времен. Город был важным христианским центром в течение последних столетий римского владычества. Типаза был разрушен вандалами в 430 г. н.э., но восстановлен византийцами спустя столетие. В конце седьмого века город окончательно разрушен арабами и превращен в руины

9. Алжирские пляжи (Algerian Beaches)

Алжирские пляжи не самые лучшие на Средиземном море, но они довольно привлекательны из за малого количества туристов.

10. Оран (Oran)

Оран – второй по величине город Алжира, это оживленный портовый город со своим характером и самобытной архитектурой. Оран сам по себе является достопримечательностью и имеет исторические здания, которые можно исследовать во время экскурсии, в том числе красивые мечети, Касбу и Театр Ле. А рхитектура, возможно, лучшая из любого другого города в Алжире. Оран также является отличным местом для подводного плавания, дегустации алжирской кухни и прослушивания живой музыки раи, которая берет свое начало из этого места. Альберт Камю именно здесь и про этот город написал свой роман «Чума».

11. Константин (Constantine)

Константин – это чудо природы, которое с годами превратилось в потрясающее место для туристов. Город был столицей Нумидии, а затем римской провинции Нумидии. Сам по себе, Константин, среднестатистический средиземноморский город, который не стоил бы вашего внимания, если не учитывать удивительного месторасположения, он находится на вершине скалы и до большинства зданий в городе можно добраться только через мост через большой каньон. Это дает Константину ощущение фантазии и откровенно потрясает воображение, особенно в наш век, когда так трудно удивляться.

Тассилин-Адджер – национальный алжирский парк Тассили-н-Адджер

Тассилин-Адджер — плато в юго-восточной частиАлжира, в пустыне Сахара. На плато в разные годы были найдены петроглифы, датируемые от 7 тысячелетия до н. э. до VII века н. э.Объект ЮНЕСКО с 1982. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары.

Большая часть плато, включая кипарисы и археологические площадки, с 1972 г. входит в состав национального парка, биосферного заповедника и всемирное наследие ЮНЕСКО под названием «Национальный парк Тассилин-Адджер» общей площадью около 72 000 кмІ.

Горная гряда состоит из песчаника. Благодаря эрозии здесь образовалось множество (более 300) естественных каменных арок, равно как и множество других впечатляющих объектов. Гряду прорезают вади — высохшие русла рек, некогда здесь пролегавших. Существует множество пещер.

Вследствие высоты и влагоудерживающих свойств песчаника, вегетационный период растений немного больше, чем в окружающей пустыне; поэтому здесь возможно существование исчезающих эндемических видовсахарского кипариса и сахарского мирта в верховьях восточной части плато.

Буквальный перевод названия гряды — «Плато рек» — относится к тому периоду, когда здешний климат был куда более влажным, чем сегодня.

Всемирную известность Тассилин-Адджеру принесли обнаруженные здесь в 1909 огромные яркие рисунки, изображающие людей, животных и сцены из жизни. Эти рисунки говорят о том, что ныне безжизненная пустыня была когда-то плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и ловлей рыбы.

Рисунок 12 – Верблюды

Выполненные в разных стилях, рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние — петроглифы, покрытые тёмным слоем патины — выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000 — 2000 лет до н. э. Это преимущественно сцены охоты и изображения животных так называемой «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др. Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные и позднее, но их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Исследователь рисунков Тассилин-Адджера Анри Лот, изучавший их в 1956–1957 гг., называл их «круглоголовые люди».

Рисунок 13 – Буйволы

Более поздние рисунки, возраст которых определяется периодом конца 3000 — 1000 лет до н. э., выполнены красками, и изображают домашних животных. Это овцы, козы, крупный рогатый скот. Кроме того, здесь встречаются изображения лошади, собаки, муфлоны, слоны и изредка — жирафы. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины — в колокообразных юбках. Иногда женщины обладают ярко выраженной стеатопигией, а мужчины изображены с нитеподобными фигурами, напоминая росписи Южной Африки. Эти многоцветные рисунки выполнены племенами скотоводов, занимающихся также охотой и собирательством.

Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э. — началу нашей эры.

В рисунках, изображающих быков или баранов с солнечным диском на голове, видели результат египетского влияния и связывали с культом Ра, однако бытует и мнение, что почитание солнца было распространено по всей Ливии. Возможно, от них культ солнца проник в долину Нила, так как рисунки эти древнее культа Амона-Ра в Египте.

Появление верблюда на рисунках соответствует 200 — 700 гг. н. э. и знаменует четвёртый период — «период верблюда» — по устоявшейся периодизации.

Археология Тассилин-Адджера не ограничивается одними лишь рисунками (которых здесь сотни тысяч). Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и тому подобных орудий человека. Радиоуглеродный анализорганических остатков дал возможность более точно определить время пребывания здесь человека.

Впервые рисунки на плато Тассилин-Адджер были замечены Кортье в 1909 г. Французский офицер Бренан провёл в этом районе Сахары восемь лет (с 1932по 1940), и сделал много зарисовок, которые позже показал А. Брейлю. Брейль задумал организовать экспедицию, но планам помешала Вторая мировая война. После войны Брейль издал зарисовки Бренана, сопроводив их описанием. Поскольку зарисовки были неточны и передавали лишь идею, то и трактовку они получили очень вольную. Например, Брейль в изображениях видел целые сцены с морально-этическим содержанием, как в случае с «Жозефиной, продаваемой своими сёстрами»: это сцена, где изображена группа женщин, одну из которых — «Жозефину» — её сёстры насильно волокут к группе мужчин, стоящих рядом.

В 1935 г. французский археолог Рейгасс ненадолго посетил этот район. Знакомый с многими росписями Сахары, Рейгасс создал приблизительную периодизацию рисунков. Наиболее древними он обозначил петроглифы, изображающие животных тропической фауны: гиппопотамов, носорогов, крупного рогатого скота, жирафов, буйволов, антилоп и страусов; ко второй группе он отнёс многоцветные и более условные росписи с крупным рогатым скотом, а также колесницами. Весьма приблизительная и осторожная датировка нуждалась в проверке, и в 1956–57 гг. руководство экспедиции было поручено Анри Лоту, который уже посещал этот район в 1934 г., был знаком с Брейлем и принимал участие в публикации его работы.

Анри Лот подготовился основательно, и полтора года изучал рисунки вместе с группой художников и фотографов. Экспедиция Лота подтвердила правильность датировки Рейгасса. По возвращении Лот опубликовал книгу «В поисках фресок Тассилин-Адджера» с живым и интересным описанием своей экспедиции. В книге Лот наряду с серьёзными данными высказал несколько маловероятных гипотез о происхождении народафульбе от неолитического населения Сахары на основании схожести женских причёсок на рисунках и у самих фульбе. Через несколько лет после экспедиции один из её участников, фотограф Жан-Доминик Лажу, вновь отправился в известные ему пещеры и местности, провёл там 10 месяцев, переснял заново все рисунки и издал книгу, в которой все фотографии были сопровождены очень скудными, но трезвыми комментариями. Например, Лажу предостерегал об условности попыток определения возраста изображений по их стилю. Он также указал, что рисунки не дают достаточных оснований для определения видов животных или расовойпринадлежности изображённых людей. Он утверждал, что при определении возраста или расы решающее значение имеют исследования костных останков. Таким же образом он критиковал попытки Лота определить возраст изображений по последовательности наслоений рисунков.

Позднейшие исследования, проведённые итальянцем Фабрицио Мори, обследовавшим соседний район на границе Алжира с Ливией, собрали информацию, которая помогла определить датировку изображений Тассилин-Адджера более точно. Исследования палинологов показали, что предполагаемый возраст рисунков древнее, чем думали раньше. Данные раскопок в соседних районах показали, что неолит суданской традиции — то есть Тассилин-Адджера и Эннеди — древнее неолита Южной Европы и Киренаики, а керамика в Восточной и Центральной Сахаре появилась одновременно с керамикой в Передней Азии.

Рисунок 14 – Национальный парк Тассилин-Адджер (физическая карта)

Читайте также:  Погода в Алжире - какая погода и климат преобладают в Алжире
Ссылка на основную публикацию
Тассилин-Адджер
араб. طاسيلي ناجّر

Ландшафт Тассилин-Адджер
Категория МСОП — II (Национальный парк)
Основная информация
Площадь
  • 120 000 км²
  • 7 200 000 га
Расположение
25°10′00″ с. ш. 8°10′00″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Алжир