Яхтинг в Великобритании

Личный опыт: обучение яхтингу по системе RYA в Великобритании

За все годы жизни в Москве у меня ни разу не возникло желание заняться яхтингом. Да и откуда было взяться такому желанию? Москва — «порт пяти морей». Серьезно? Попробуйте доплыть хоть до одного на парусной яхте. Я уже не говорю о привкусе элитарности, который в столице окутывает все, связанное с жизнью у воды.

До 28 лет я не умел плавать и побаивался «большой воды». Тем не менее, сейчас перед вами сертифицированный RYA Coastal Skipper с более чем 1000 миль за плечами за последние 1,5 года, включая капитанский опыт в Шотландии, Италии, Хорватии, Испании и Португалии. Как же это все случилось?

Так сложились семейные и карьерные обстоятельства, что за два дня до того, как мне стукнуло 29 лет, я переехал из Москвы в Великобританию. Сначала в Лондон, а потом в шотландскую столицу — Эдинбург. И только спустя год жизни в Эдинбурге внезапной искрой в голове пробежала новая мысль: «Я живу у воды!».

Сейчас уже и не вспомню откуда родилась мысль найти местный яхт-клуб и попробовать встать под парус на швертботе, но наверное немалую роль сыграла неожиданная доступность парусного спорта.

Плавать я научился еще в Москве, в возрасте 28 лет, доказав самому себе и окружающим, что нет непобедимых страхов. Теперь же главным блоком было опасение не понять инструктора, какое-то детское ощущение быть высмеянным на глазах других учеников.

Я купил пару книжек по яхтингу и начал штудировать сайты по парусному спорту на английском языке. Нашел схемы яхт и швертботов с подписанными названиями их частей. Boom, kicker, hull, rudder, leech, tack… Я погрузился в них полностью.

На первом же уроке в местном яхт-клубе я сразил инструктора своими знаниями. Я знал в разы больше другого британского студента. Оказалось, что британские морские термины также непонятны британцам, как и мне.

Возвращаясь к теме расходов, я вспоминаю мою начальную стратегию: потратить три сотни на два уровня обучения на швертботе, а потом самостоятельно арендовать лодку на клубных сессиях «по двадцатке». Никакой особенной амуниции не требуется, клуб все предоставляет. Я, конечно, видел по другую сторону понтона полноразмерные яхты всех мастей, но не задумывался о них. Это все еще был мир роскоши в моем представлении.

Окончив RYA Dinghy Level 1 и Level 2 на лодках Wayfarer и Quba, я решил пройти еще и RYA Keelboat Level 3. Оказалось, что с имеющейся подготовкой на шверте можно перескочить несколько начальных ступеней обучения на килевой лодке.

Килевая лодка (keelboat) — это все-таки уже яхта. Вместо шверта поворотного типа или шверта втыкающегося типа, здесь присутствует киль, как и следует из названия класса. Лодка не слишком велика — около 7 метров длины (Hunter 707). Поскольку управление этой лодкой подразумевает командную работу 3–5 человек, то на этом этапе я уже стал невольно социализироваться с другими начинающими моряками.

Поучаствовав несколько раз в клубных сессиях на Hunter, я уже начал кое-чему учить новых участников клуба. Это, конечно здорово, но стало немного скучно. Видя мое замешательство, инструктор моей парусной школы посоветовал присоединиться к клубу «больших лодок», где я получу больше практики и более конкурентную среду. Немного посомневавшись в своих способностях к социализации, я оплатил годовое членство в размере 75 фунтов и вступил в клуб.

К этому моменту парусный вирус уже довольно глубоко засел мне под кожу и я искал способ попробовать поучиться на большой яхте прежде, чем я объявлюсь перед глазами только что обретенных одноклубников.

Большая часть чартерных лодок и школ расположена на изрезанном западном берегу Шотландии, и именно там я нашел подходящий курс — Шкипер дневного плавания (RYA Day Skipper).

Прошедшие курс получают начальные капитанские права, которые признаются большинством чартерных компаний мира. Запись на этот курс была смелым шагом, так как среди требований к зачислению были минимум 5 дней на борту яхты и 100 миль за плечами, которые можно было теоретически получить, пройдя отдельный курс Competent Crew. Мне же хотелось ускориться и пропустить одну ступень и я убедил школу в наличии нужных знаний.

Предполагалось, что обучаться я буду вместе с 3 другими студентами и инструктором на 3-каютной яхте. На практике же на борту был лишь еще один студент и инструктор. Стоило это 425 фунтов, включая все-все-все расходы и питание.

В ходе 5-дневного похода вокруг окрестных островов мы бросали якорь, спасали выпавший за борт фендер с ведром, швартовались в марине, ходили под парусом ночью, мурились к бую, практиковали навигацию и занимались кучей других полезных вещей, о которых я заблаговременно узнал из книжек и теоретического курса, который я сдал на отлично прямо перед походом.

Итогом курса стал бесценный опыт, море впечатлений и заветная ламинированная карточка шкипера дневного плавания.

С этим багажом я и вернулся в клуб, по прежнему не понимая, как в него интегрироваться. Изучив сайт, я узнал, что там работает система mix&match для поиска членов команды на еженедельные гонки. Я написал на клубный ящик и мне подыскали лодку, которой не хватало экипажа на следующую гонку. Это был самый важный шаг моей интеграции. В следующие 4 месяца до Рождества и конца гоночного сезона я узнал очень много нового, особенно о том, как устроены яхтенные клубы в Британии.

Среди открытий оказалось то, что в наших местных гонках участвуют яхты стоимостью от 2 до 700 тысяч фунтов (в нескольких классах), а в клубном баре продают пиво даже дешевле чем в пабе.

Еще больше поразило то, что отныне я могу дважды в неделю примыкать к той же или новой команде и проводить время в море абсолютно бесплатно. Довольно удивительно, при том что к тому времени я уже успел потратить пару тысяч на обучение, спортивную одежду, учебные материалы и практику в спортивной школе.

Но самое интересное было еще впереди. Клуб владеет двумя такими же Hunter 707, какими располагала и школа, и обе лодки доступны для аренды членам клуба. Нужно только разок выйти в море, показать руководителю этого мини-флота свои умения и стать аккредитованным шкипером.

Вот такие клубы вместе с многочисленными яхтенными школами для детей и делают Британию великой яхтенной державой.

Откатав сезон до конца, я взялся коротать зиму с новыми книжками. Моя любимая — Complete Yachtmaster (Tom Cunliffe). Написанная на очень литературном английском языке, она изобилует шикарными оборотами и образцами британского юмора, в то же время закладывая мощный фундамент знаний. Хотя я должен признать, что некоторые места приходилось просто пропускать. Я их не понимал за недостатком опыта.

Очень скоро стало очевидно, что шкипер дневного плавания — это очень мало. И прежде, чем брать яхту в чартер самостоятельно, нужно еще поднабраться опыта. Так я и подписался на новый яхтенный курс — Шкипер прибрежного плавания (RIA Coastal Skpper). А в качестве точки старта я выбрал Гибралтар, который казался неплохой сменой декораций после яхтинга в Шотландии.

Моя гибралтарская одиссея проходила в конце марта. При +18 +20 на берегу, море оставалось холодным. Упаковываться приходилось в три слоя, а то и 4 (ночью). Чтобы набрать опыта плавания с приливами и отливами, мы отправились на запад вдоль испанского побережья. Большой двухдневный прыжок от Кадиза в Лагош дался непросто, но это был уникальный опыт 170-мильного перехода.

Все оставшееся время двухнедельного курса прошли в 1-дневных прыжках от одного города до другого обратно на восток. Больше практики «человек за бортом», бросания якоря, швартовки в маринах. Развивали долгосрочное планирование прибрежного перехода, учились не погребать себя в деталях чарта, что обычно свойственно при прохождении Day Skipper.

В этот раз я целенаправленно заплатил за одиночную каюту, что обошлось в 1200 фунтов за 12 дней. Нас снова было трое, что гарантировало максимальное внимание инструктора.

И вот это путешествие вселило в меня уверенность, что следующее большое плавание должно пройти под моим командованием.

Вернувшись домой, я забронировал сентябрьский чартер в Хорватии, на который мы пригласили наших друзей. Но до того был еще целый ряд клубных гонок в качестве рядового яхтсмена, а также ряд дневных круизов на Hunter 707 под моим командованием. Важнейшим этапом подготовки к Хорватии было обучение жены, которая должна была стать моим старпомом в виду того, что трое других членов экипажа и вовсе не бывали на яхтах дольше чем пару часов.

Хорватский круиз мне запомнится надолго как первый под моим командованием от начала и до конца. Разобраться с бумажной работой, принять яхту, провести инструктаж по безопасности, запастись провизией, следить за самочувствием и настроением команды — это лишь немногие обязанности капитана, не связанные напрямую с управлением лодки.

В Хорватии мы испытали жару и холод, солнце и дождь, штиль и 6-балльный ветер. Я изучал на практике средиземноморскую швартовку, и команда училась вместе со мной.

За Хорватией последовала Италия. Старт к югу от Пизы в местечке Пунта-Ала, первый переход в Портоферрайо на Эльбе, потом остров Капрая, местечко Мачинаджио и Бастиа на Корсике, и далее через Эльбу и Порто-Аццурро назад в исходную марину. В этот раз нас было меньше (четверо), а яхта еще больше (42 фута вместо 34 в Хорватии). С умелой командой это не стало проблемой.

Мои последние на сегодня парусные свершения — курс RYA/ISAF Sea survival and Offshore Safety. Чрезвычайно важные курсы для тех, кто грезит оффшорными гонками и круизами через моря-океаны. Я бы сделал их даже обязательными в программе обучения, так как они драматически повышают шансы на выживание, если что-то пошло совсем не так.

Впереди наработка миль на пути к важной вехе — RYA Yachtmaster Offshore, к которой я планирую получить и коммерческий сертификат.

На примере оставшихся в России друзей я вижу, что яхтинг понемногу становится популярнее и в России. Надеюсь, мой опыт обучения парусному спорту поможет поверить в себя тем, кто мечтает о море. Бюрократия, язык, деньги, неумение плавать, морская болезнь — это все не помеха на пути к вашей мечте.

Об авторе:

Меня зовут Дмитрий Хаванский. Я живу и работаю в Великобритании уже несколько лет. До переезда в эту яхтенную сверхдержаву я и не задумывался о парусном спорте, но все меняется, когда начинаешь жить у моря.
Яхтингом я занимаюсь с 2015 года. Моя мечта — получить сертификат RYA Ocean Yachtmaster и проводить гораздо больше времени в море, чем я могу позволить себе сейчас. Я точно знаю, что однажды я совершу парусную кругосветку в роли капитана.

Королевский яхтинг

Например, белоснежная красавица Dubai длиной в 162 метра и стоимостью в 300 млн.долларов, которую вам светит увидеть на страницах какого-нибудь luxury-издания, принадлежит правителю Дубайя Шейху Мухаммеду бен Рашиду аль-Мактуму. А яхта Al Said песчаного цвета, третья по величине в мире, с концертным залом и сценой, на которой может уместиться оркестр из 50 музыкантов, – это «ласточка» султана государства Оман Кабуса бен Саида.

На фото яхта “Dubai”, которая принадлежит Шейху Мухаммеду бен Рашиду аль-Мактуму.

С виду не такая и большая, яхта «Даннеброг» является официальной и личной резиденцией датской королевской семьи. А Елизавета II, королева Великобритании, отправив на заслуженный отдых собственную яхту, теперь арендует корабль Hebridean Princess для нужд королевской семьи, который в неделю обходится королевскому дворцу почти в 203 тысячи долларов.

Читайте также:  Англия - Великая Британская империя

На фото яхта датской королевской семьи “Dannebrog”.

Уже бывший король Бельгии Альберт II вообще меняет яхты как перчатки: то купил Quatuor за 1,5 млн. евро, то потратил 4,6 млн. евро на яхту под названием Alpa. «Больше нравственности – меньше материализма», – заявил на упреки в транжирстве Альберт II. И подданные задумались: а что, собственно, он имеет в виду? Может быть то, что яхта для короля – это все равно, что какой-нибудь домик в деревне для простого смертного?

На фото яхта Hebridean Princess, которую берет в аренду королевская семья Великобритании.

Никаких тебе журналистов, недовольных граждан, писем, звонков, просьб, претензий, приемов… Тут даже разрешается ходить в… плавках и… без. Можно забыть встать с шезлонга, когда входит дама. Можно не церемониться. Выпить пива прямо из банки. Похохотать над глупой комедией… Уединения хочется человеку! Личной жизни без всех этих «вы», «правил», «этикета», «традиций» и пр.пр. Поближе к природе, чтобы как будто и не угораздило родиться с короной на голове…

На фото правящий князь Монако Альбер II за штурвалом яхты Esimit Europa 2.

Так что яхта для всех этих царей, султанов, королей, принцев и принцесс – это не бесполезная трата денег и понты. Это воплощение мечты под названием: «Оставьте меня в покое!». Хотя… Взглянув на эти яхты внутри и снаружи, узнав, сколько людей их обслуживает, лукавить все же не будем: без понтов не обошлось.

На фото внучка королевы Великобритании Зара Филиппс во время регаты Cowes Week в 2009 году. Кстати, на данный момент Зара Филиппс 15-ая по счету в списке Британского пристолонаследия. Photo by Christopher Pledger.

Когда голландцы построили первую в мире яхту, они, конечно, не догадывались, что в XXI веке их изобретение не только существенно усовершенствуется, но и станет предметом роскоши, будет подтверждать статус и богатство владельца, намекать на хороший вкус и здоровый образ жизни. Да, яхты теперь не используются в военных целях. На них не преследуют опасных и наглых пиратов. Их больше не называют грозно «непобедимыми» и «бесстрашными», а наделяют более романтическими определениями: «красивые», «элегантные», «парящие». Яхты и сегодня ассоциируются со словом «свобода», но это уже не свобода от врага, а личностное уединение, возможность побыть один на один со своими мыслями, переживаниями, порой, все же допуская на палубу самых близких людей. В последнем случае – при условии, что эти близкие люди знамениты, – яхта становится главным прицелом. Конечно, не для корабля-противника, а для всевидящего папарацци.

На фото король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, Император Индии Георг V на штурвалом яхты “Britannia” в 1924 году. Photo by Hulton Archive/Getty Images.

Журналисты утверждают: интимные яхтенные фото стоят баснословных денег. А нам остается лишь догадываться, сколько заработал тот счастливчик-фотограф, который в 1997 году «застукал» на яхте любимицу Англии принцессу Диану в объятьях жениха миллиардера Доди аль-Файеда. После трагической гибели леди Ди эти снимки обойдут мир, и судьбоносную яхту в СМИ назовут «раем для двоих», ведь именно под убаюкивание волн Доди аль-Файед предложил Диане руку и сердце. Как известно, принцесса ответила согласием…

На фто Леди Диана и Доди аль-Файед на яхте. Photo by J.L.Macault/MAXPPP.

«Больше яхты королева, пожалуй, любит только своих собачек породы корги», – говорят британцы. И приводят этим словам весомое доказательство: когда «Британия» – любимая яхта королевы – отжила свой век и «отправлялась» в музей, Елизавета расплакалась. Всегда сдержанная и спокойная, она смотрела вслед своей морской подруге так растерянно и печально, как ребенок, у которого забрали самую любимую игрушку. Да и как можно было не пустить слезы, когда дольше «Британии» рядом с королевой находился, пожалуй, лишь ее муж герцог Эдинбургский. Под руку с ним королева впервые вступила на борт «Британии» в 1954 году.

На фото Королева Елизавета II на борту свое любимой яхты “Британия” в 1972 году.

На этом трехмачтовом корабле (фок-мачта, грот и бизань) королева и члены королевской семьи совершили 696 зарубежных визитов и 272 посещений в британских водах. Благодаря «Британии», маленькая хрупкая английская королева легко преодолела 1087623 морских миль. Чтобы еще больше впечатлить читателя, скажем, что это все равно, что пятьдесят раз обогнуть нашу планету по экватору.

На фото Королева Елизавета II и ее муж Принц Филипп на борту яхты “Британия” в Ванкувере в 1971 году.

В основном все путешествия королевы проходили благополучно, дела разрешались удовлетворительно. «Британия» была верной и надежной подругой для своей хозяйки, а потому стала одним из национальных символов Англии. В 1986 году этот корабль даже принял участие в эвакуации 1000 беженцев из Адена во время гражданской войны, о чем сегодня обязательно расскажут тем, кто интересуется ее историей: ежегодно эту яхту-музей посещает почти 300 тысяч человек.
– Вы любите Англию и хотите окунуться в ее прошлое? – традиционно спрашивает экскурсовод у посетителя.
– Ну, скорее я хочу посмотреть, где провела медовый месяц самая красивая из принцесс, – вот самый распространенный ответ.

На фото Принц Филипп и принц Эдвард принимают участие в регате Cowes Week на яхте “Yeoman” в 1992 году. Photo by Paul Armiger.

Действительно, именно на яхте «Британия» молодожены принц Чарльз и принцесса Диана в 1981 году провели медовый месяц. Злые языки поговаривают, что свою вторую жену Камиллу Чарльз не пригласил в свадебное путешествие на «Британии» лишь потому, что яхта уже пришла в негодность. Но это не значит, что в жизни новоиспеченной королевской четы нет места яхтам. Можно сказать, их в семье трое: Чарльз, Камилла и красивый дорогой корабль, рассекающий волны. К счастью, знакомства для увлечения яхтингом у этих двоих самые нужные: в кругу ближайших друзей – греческий миллиардер Спирос Лацис, судовладелец с состоянием почти в 4 миллиарда долларов. Щедрый друг всегда готов одолжить принцу яхту «Александр» – одну из самых больших яхт в мире. Причем, больших не только размерами, но и воспоминаниями: прежде, чем предаться здесь уединению с Камиллой, Чарльз много раз отдыхал на ней с Дианой. Этим и спровоцировал шутку о том, что принц Чарльз, подобно коту, привыкает не к человеку, а к месту.

На фото Принцесса Диана, Принц Чарльз и бывшая королева София на яхте “Фортуна” в августе 1990 года, Майорка.

У Чарльза на этот счет свои объяснения: «Да, я люблю яхты! Потому что они помогают сохранить экологию». Будучи ярым борцом за чистоту природы, Чарльз всегда отдыхает на яхте. На ней же старается отправляться в деловые поездки. «Я передвигаюсь по воде, тем самым максимально уменьшая свой углеродным след», – объясняет принц.

На фото яхта Bloodhound, которой владели Королева Елизавета II и ее супруг Принц Филипп. На этой яхте их дети – Принцесса Анна и Принц Чарльз – обучились яхтенному мастерству. Фото 1964 года.

Впрочем, подданные не так уж довольны заботами принца об окружающей среде – уж слишком дорого они бьют по бюджету страны. Так, одна из любимых принцем яхт 246-футовая «Линдер», на которой он путешествовал по Карибскому морю, предоставляет клиентам роскошные апартаменты, сауну, горячий бассейн и еще много-много радостей богатой жизни за пределами суши. И пока лондонцы обсуждают, должен ли Чарльз позволять себе такую роскошь, его старший образцово-показательный сын Уильям стал сам задумываться об освоении премудростей управления яхтой. Что-то вроде «Я б в яхтсмены пошел, пусть меня научат!»

На фото Принц Чарльз в сопровождении Джеффри Баддена – его учителя. Photo by Ken Mason.

Такая идея пришла в голову к Уильяму совсем недавно, во время тура в Новую Зеландию и Австралию, где он участвовал в парусной регате. Соперником принца в состязании стала его очаровательная жена Кейт Миддлтон, которая пришла к финишу первой. «Да, Уильям отнесся к регате как настоящий спортсмен, боролся до последнего. А я просто получала удовольствие от гонки. С детства люблю море. К тому же, так приятно было сменить платье на тельняшку!», – Кейт прокомментировала победу как истинная леди. Стать настоящим профессионалом в парусном спорте – отличная идея. Пожелаем Уильяму удачи в ее осуществлении и добавим, что красавчиком-яхтсменом он, конечно, станет, но вот первой королевской особой, отличившейся в этой олимпийской дисциплине, – вряд ли.

На фото Принц Уильям за штурвалом во время матч-рейса в Новой Зеландии.

Истории известны как минимум три случая, когда члены королевских семей участвовали в парусных гонках на самом высоком уровне. В 1960-м году на Олимпийских играх в Риме в соревнованиях по парусному спорту в классе «Дракон» «золото» взял 20-летний греческий принц Константин II. Говорят, прежде, чем отправиться на Олимпиаду, он всего несколько месяцев профессионально занимался парусным спортом.

На фото Константин II огибает знак на Олимпиаде 1960 года в Риме.

Отличилась в Олимпиаде и династия испанских королей. Загибайте пальцы: король Хуан Карлос – раз!, его жена королева София – два!, его дочь герцогиня Кристина – три!, наконец, сын, ныне действующий король Испании Филипп IV – четыре!

На фото Король Испании Хуан Карлос на борту яхты “Bribon” во время 28-ой регаты Copa del Rey 4 августа 2009 года.

То же и с норвежскими коронованными особами. Парусным спортом занимались и Олаф V (король Норвегии с 1957 года), и его сын Харальда V (на престоле с 1991 года). Первый завоевал золотую медаль на Олимпиаде в 1928 году, второй принимал участие в Олимпийских играх три раза, но выше восьмого места ему подняться так и не удалось. Но это не остановило Харальда – сегодня Король Норвегии постоянный участник парусных регат.

В июне 1937 года Король Норвегии Олаф V принял участие в летней Олимпиаде 1928 года в Амстердаме. В соревнованиях по парусных гонкам на своем судне «Норма» он сумел обогнать всех соперников и завоевал золотую медаль. Photo by Fox Photos/Getty Images.

Кто знает, может, любовь к яхтам передается по наследству? Ведь мечтала же юная Биатрикс (ныне королева Нидерландов) о яхте. Ведь «зарабатывала» на нее хорошими оценками, прилежным поведением, зубрежкой иностранных языков… И «заработала». Первая яхта «De Groene Draeck» была ей подарена подданными на 18-летие и по сей день является любимым «плавающим домом» королевы, на котором она совершает частые прогулки. Ежегодное содержание этой яхты составляет 12 тысяч евро. «Это гораздо дешевле, чем лекарства от депрессии», – шутит Беатрикс, которая в свои 76 пребывает в отличном расположении духа как раз благодаря яхтенному отдыху. «Вот, что я вам скажу: теннис, скульптура, живопись и яхта – и будет вам счастье», – заявляет эта удивительная женщина, которую, несмотря на наличие 7 внучек и 1 внука, язык не поворачивается назвать бабушкой.

На фото Королева Нидерландов Биатрикс за штурвалом своей любимой яхты 1 августа 2010 года. FOTO: Gerard Til / Hollandse Hoogte.

Яхтинг в Великобритании

Вне зависимости от того, новичок вы или же уже успели приобрести славу настоящего «морского волка», в Великобритании найдётся предостаточно интересных мест для увлекательного путешествия на яхте, начиная от шотландских озёр на южном побережье и заканчивая морскими просторами страны.

Читайте также:  Курорты Англии - всё о курортах Великобритании

Вот «горячая» десятка наиболее популярных направлений для путешествия под парусами на водных просторах Великобритании.

Архипелаг Силли

В Великобритании есть уникальные пляжи, пейзажи которых напоминают живописные места Карибского бассейна. Не верите? Тогда отправляйтесь на острова Силли, расположенные примерно в 40 км от побережья Корнуолла. Живописные пляжи с белоснежным песком, бирюзовые воды и попутный ветер – вот, что ожидаете ценителей яхтинга в этом уголке Великобритании, где невольно возникает ассоциация с пляжами Карибского бассейна.

Озеро Лох-Ломонд, Шотландия

Лох-Ломонд – самое большое по общей занимаемой площади озеро Шотландии, так что для яхтинга здесь достаточно раздолья. Залив Milarrochy – лучшее место для старта путешествия под парусами.

Коуз, остров Уайт

Город Коуз на острове Уайт – популярный цент яхтинга в Великобритании, хорошо известный всем ценителям парусного спорта, ведь именно здесь проводится престижная регата Cowes Week. Ежегодно в августе городок оживает, принимая участников этой парусной гонки.

Порядка 8500 участников и около 100 тысяч зрителей – столь впечатляющая статистика, касающаяся этого события. В любое иное время года это также весьма привлекательное место для яхтинга в Великобритании. Здесь не только можно взять в чартер яхту, но ещё и пройти курсы обучения управлению яхтой в одной из лучших парусных школ страны.

Лаймингтон, Гэмпшир

Расположенный на юге Англии Лаймингтон – отличный центр парусного отдыха в Великобритании. Этот город впечатляет красивыми зданиями, которые не оставят равнодушными ценителей старинных архитектурных шедевров, а любители яхтинга по достоинству оценят наличие двух марин для стоянки яхт.

Возможно, кому-то покажется весьма причудливой идея водного путешествия в окружении изумрудных полей, но всё же это одно из наиболее популярных мест для яхтинга на юге Великобритании.

Озеро Уиндермир, Камбрия

Уиндермир – довольно крупное озеро на просторах Великобритании, так что круизы на яхтах здесь вполне привычное дело. Общая протяжённость этого внутреннего водоёма составляет порядка 17 км, а его максимальная глубина – 67 м. Для занятий яхтингом на озере Уиндермир есть все условия: в его окрестностях располагается аж 3 яхт-клуба, которые готовы предоставить свои услуги всем желающим осуществить увлекательную прогулку под парусами по озёрным просторам.

К тому же, яхтинг здесь всегда можно совместить с рыбалкой – озеро Уиндервир славится обитанием многих видов рыб. Славится озеро и легендами про загадочное чудовище, аналогичное обитающему в водах Лох-Несса и нареченное «горбатой Несси», якобы из-за наличия на спине подобия горба. Но легенды пока остаются всё же легендами, ведь научного подтверждения факту существования дивной твари пока так и нет.

Фовей, Корнуолл

Если вы в поисках тихого и уютного города, где можно было бы заняться яхтингом в Великобритании, то стоит обратить внимание на расположенный в графстве Корнуолл приморский Фовей – причудливый городок с мощёными улочками и колоритными магазинчиками. Это отличное место, идеально подходящее для ночной стоянки при путешествии на яхте по Великобритании.

Здесь можно оставить в гавани яхту или катер и отправиться в местный паб. Не стоит упускать возможности прогуляться по колоритным улочкам городка. И, находясь в Фовее, непременно отведайте фирменное блюдо, которое местные жители готовят из выловленных в реке Фоуи мидий.

Норфолк

Ещё одно прекрасное место для яхтинга в Великобритании, которое пользуется неизменным спросом среди яхтсменов. 200 кв.км судоходных водных путей – именно такую роскошь предоставляет ценителям прогулок под парусами этого английское графство.

Так что здесь найдётся предостаточно интересных мест, которые стоит посетить. Здесь же можно взять в чартер подходящую яхту для путешествий по водным просторам Норфолка в том случае, если вы прибыли сюда на поезде.

Дартмут, Девон

В летний период расположенный на юге графства Девон портовый город Дартмут превращается в настоящий цент парусного спорта и отдыха. Именно здесь делают остановку большинство судов, проходящих вдоль южного побережья страны.

В конце августа здесь проводится неделя яхтенных соревнований и развлечений – Dartmouth Royal Regatta Week. У зрителей есть возможность отведать приготовленную по местным традициям свежевыловленную рыбу и полюбоваться парусными гонками со зрительских трибун.

Пулхели, Уэльс

Расположенный на северо-западе Уэльса, на полуострове Ллайн Пулхели является охраняемой территорией, впечатляющей живописной природой. Это одно из лучших мест в Уэльсе для яхтинга и парусного спорта, идеально подходящее даже для проведения международных гонок.

Здесь также проходят парусные регаты среди юниоров. Более 30 национальных чемпионатов Великобритании по парусному спорту были проведены именно в Пулхели. Это прекрасное место не только для спортивных успехов в парусном спорте, но и для развлекательных прогулок под парусами, позволяющих полюбоваться живописным побережьем.

Уэймут, Дорсет

Этот город, расположенный в графстве Дорсет на побережье Ла-Манша, принимал участников парусных состязаний в рамках Олимпиады, проходившей в Лондоне в 2012 году. Так что для яхтинга в Великобритании это и впрямь одно из наиболее удачных направлений.

Здесь проводятся десятки мировых чемпионатов и популярные национальные регаты, так что для яхтинга созданы потрясающие условия. Это также отличное место, чтобы приобщиться к азам яхтинга на территории Великобритании.

Инструкция: яхтинг вокруг британских островов

Аренда, права, маршруты и другие важные лайфхаки от нашего опытного яхтсмена!

Вслед за нашим исследованием караванинга, мы решили изучить еще один популярный в Британии вид путешествий (что неудивительно, мы ведь на острове!) – яхтинг или сэйлинг. Оказывается, выйти в море под парусом совсем несложно, поэтому, если вас всегда привлекала романтика морских приключений, то вперед! О том, что нужно знать, уметь и иметь, чтобы отправиться в путешествие на яхте в Британии, нам рассказал опытный яхтсмен Иван Яковлев.

О своем увлечении яхтами

У меня либо генетическая, либо с детства привитая любовь к морю и кораблям. Мой дед был моряком. Мы с ним ходили по озеру на швертботе, строили модели кораблей. Формальное же обучение я прошёл уже будучи взрослым, живя в Лондоне, когда в офисе коллеги организовали курсы и я присоединился. Закончил курс теоретический, через пару месяцев – практический, и с тех пор хожу по морям и океанам.

Мне нравится «приручать» природу, заставлять стихию служить себе на пользу, бороться с ней. Дух захватывает, когда бездумно летящий над морем ветер гудит в такелаже, надувая паруса, которые несут наше судно к тайнам новых портов, заливов, рек. Яхтинг – очень социальный вид спорта, командный: все члены экипажа принимают участие, слаженно работают для достижения общей цели, а потом, уже на берегу, празднуют бодрые переходы все вместе.

В путь! Планируем поездку

  • найти шкипера: стать самому, «спросить друга» или нанять профессионала
  • собрать команду
  • продумать маршрут
  • арендовать яхту

Шкипер и права

Яхте, конечно же, необходим шкипер. Если среди ваших знакомых есть таковой с опытом хождения по морю, то всё просто. Если нет, то профессионального шкипера можно нанять за дополнительную плату (порядка 150 фунтов в день). Намного интереснее, однако, научиться всему самому. Теоретически в Великобритании, чтобы управлять своей яхтой, не обязательно проходить никакого формального обучения, но чартерные компании, сдающие яхты в аренду, могут вам отказать при отсутствии такового. Не из вредности: весь вопрос в том, что покрывает их страховка. Поэтому лучше, чтобы бумажка, таки, была.

Британская система обучения яхтенному делу организуется ассоциацией RYA (Royal Yachting Association). Для управления яхтой вам нужен курс Day Skipper. Он состоит из недельного курса теории (или, как вариант, можно взять курс из пяти выходных), и недельного практического курса, где вы с инструктором ходите на яхте и отрабатываете навыки. Полученных за эти две недели знаний должно хватить для понимания того, как ходить под парусом днём в прибрежных водах, чего вполне достаточно для отличных каникул на воде. Для теоретического курса можно погуглить “Day Skipper Theory Course” – стоить он будет 300-400 фунтов. Иногда он может быть пройден online, но курсы с личным присутствием куда полезнее. Плюс, пока вы изучаете теорию в группе, вы знакомитесь с себе подобными людьми, мечтающими о море – с ними же можно будет отправиться потом в ваше первое путешествие. Если у вас в офисе есть много желающих пройти такое обучение, то теоретические курсы можно провести прямо там – инструктор приедет к вам. Такое делают, например, в First Class Sailing.

Практический же курс займёт 5 дней хождения под парусом и обойдётся в 500-700 фунтов. В цену обычно включён инструктаж, аренда яхты, обеды на яхте. Очень рекомендую учиться именно в Великобритании: здесь сложные условия для обучения, но, как говорится, тяжело в учении, легко в бою – если научитесь тут, то потом в любом месте мира будет легко ходить под парусом.

Команда

Стандартное условие при съеме яхты в Великобритании – наличие в команде хотя бы одного, кроме шкипера, человека, который ходил в море. Это чтобы шкиперу при необходимости было кому передать руль. Всем остальным совсем не обязательно что-то уметь или иметь, главное – хотеть. Так что полезно идти на курсы с другом (подругой). Да и каникулы на двоих на яхте, кстати, – незабываемо приятно.

Куда можно пойти в Британии

В Британии ходят в основном по южному берегу. Там всё просто с навигацией (достаточно глубоко, если сравнивать с восточным побережьем, где очень длинные отмели), и много достопримечательностей и портов. Про Solent не устану рассказывать – это лучшее место в смысле разнообразия. Там множество портов и речек, в которые можно зайти, уйма буйков, высокие приливы, сложные и сильные течения, обилие трафика: можно за день увидеть и проползающие монстры-контейнеровозы с доброй сотней тысяч тонн груза на борту, и шустрые Clippers на тренировке перед кругосветной регатой, и летающие катамараны на подводных крыльях. При этом там очень много места в портах, и даже летом можно припарковаться почти в любой марине. В суровую погоду с сильным южным ветром сам остров закрывает от сильной волны со стороны Франции, что сильно повышает комфортность переходов. На запад от Solent есть романтичный портовый городок Weymouth – маленький, с типично морским шармом. Ещё подальше есть Torquay и Dartmouth – тоже очень уютные портовые города. Ну, а если уж есть неделька, то можно сходить и до Isle of Scilly: это группа островов к западу от Cornwall. Там голубая вода и песчаные пляжи: вам понравится, а друзья не отличат по фотографиям от Кариб.

А как же английская погода?

Конечно, в Британии ходить в море лучше всего летом – с апреля/мая по октябрь. Зимой дешево, но холодно. В зимний сезон лучше пойти куда-нибудь «на юга». Карибы, например, – рай на Земле: там тепло круглый год и стабильно дуют пассаты (но будьте осторожны: с июня по ноябрь там бывают ураганы). Но вообще как известно, нет плохой погоды, есть плохая одежда.

Аренда яхт

Размер круизных яхт, как правило, от 30 до 50 футов. Шестерым там всегда комфортно, даже на меньших из них, а на 50-футовой лодке будет удобно и вдесятером (“влезает” иногда и двенадцать человек). Пока учитесь – лучше брать яхточки поменьше (30-36 футов). Они легче в управлении, менее опасны из-за меньших нагрузок на верёвки, войдут почти в любой порт, при этом со всеми удобствами на борту.

Чартерные компании появляются и исчезают, рождаются и поглощаются конкурентами, так что всегда полезно погуглить и поспрашивать у друзей. Из существующих на сегодняшний день в Solent, мы брали яхты у Sun Sail (спортивные однотипные яхты – хорошо, если получается взять сразу несколько и гоняться друг с другом), Fairview Sailing (есть и однотипные круизные яхты, и много других), Four Seasons Yacht Charter (приятные хозяева, ухоженные яхты), Solent Boat Charters, Humble Point Yacht Charter. Обычно яхты сдаются на выходные или на рабочую неделю (midweek). “Выходные” считаются с вечера пятницы по вечер воскресенья. “Рабочая неделя” – с воскресенья вечера до пятницы дня.

Читайте также:  Йорк - Англия - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Есть еще Click&Boat – это очень удобная peer-to-peer система, глобальная (не только UK). Там всё проще некуда: выбираешь, куда и когда хочешь отправиться, а система показывает, какие яхты там есть. Все яхты напрямую от владельцев, при этом часто сам владелец выступает обязательным шкипером (можно искать конкретно таких, или наоборот bareboat – без шкипера). За шкипера иногда надо заплатить отдельно, но он может и входить в стоимость – внимательно читайте условия. Удобнее снимать яхту со шкипером в случае, если сами только что выучились и хотели бы сперва потренироваться, имея рядом опытного капитана, который может помочь советом. Выбирая яхту, полезно посмотреть, что входит в стоимость аренды. Часто не включены уборка, газ, спинакер, тузик (dinghy) и мотор к нему, постельное бельё.

Летом на выходные небольшая яхта (30-40 футов) будет стоить около 1000-1300 фунтов. Большие и новые – в полтора/два раза дороже. С человека может получиться от 150 до 200 фунтов за выходные. Нужно искать выгодные предложения (например, бесплатные дни на праздниках), бронировать яхту в последний момент или не в сезон: с поздней осени и до весны обычно существенные скидки.

Наконец, если вам не с кем пойти, но очень хочется, то можно присоединиться к кому-нибудь. OceanCrewLink.com – доска объявлений, чтобы те, кто собирается куда-то идти, нашли тех, кто не против куда-нибудь сходить. Иногда за деньги (как правило, небольшие), иногда просто делят расходы вроде топлива и еды, иногда вообще бесплатно или даже приплатят за доставку яхты до места назначения. На халяву или зарплату сразу не рассчитывайте, но бюджетный вариант всегда найти можно.

Дерзайте, приятных вам путешествий, попутного ветра и семь футов под килем!

Яхтинг в Великобритании

Великобритания – это островное государство в северо-западной части Европы. Более правильное название – Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

В его состав входят четыре государства: Англия, Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс. Богатая и сложная история, а также непростое географическое положение «закалили» и сделали эту страну могучей морской державой.

Хотя Великобритания больше популярна как сухопутный туристический маршрут, яхтинг здесь может быть не менее интересным и познавательным. Территория страны омывается сразу четырьмя морями Атлантического океана: Северным, Ирландским, Кельтским и Гебридским. Также пролив Ла-Манш отделяет Англию от Франции, расстояние между которыми составляет всего 35 км. В состав Великобритании входит множество островов и архипелагов, таких как Гебридские, Шетландские и Оркнейские острова. Чтобы исследовать побережья всех четырех стран Королевства, все заливы и острова, может и понадобится купить океанскую яхту класса А, но оно того стоит.

Климат в Великобритании – умеренно океанический с большим числом дождей в течение года. Температуры меняются в зависимости от сезона и региона страны, но редко опускаются ниже -12°С и поднимаются выше +35°С. На яхтинг сюда лучше отправляться в мае, июне и октябре. Но можно и в июле и августе, если не боитесь «жары» по местным меркам. Здесь у вас не возникнет проблем со швартовкой, поскольку по всей стране прекрасно развита сеть портовых городов, как крупных узлов, так и мелких деревушек. Также имеется множество якорных стоянок, в основном в небольших селениях.

В Великобритании несчетное число бухт, гаваней и заливов. В этом есть своё преимущество – маршрут можно составлять любой протяженности и любого направления. Из внутренних вод рекомендуют пройти по реке Темзе, полюбоваться пейзажами и величественным Лондоном.

Отдельно нужно сказать, что у британцев парусный спорт стал национальным увлечением. Именно в Великобритании находится лучшая в мире школа парусного спорта – Королевская ассоциация яхтинга. Располагается она в Саутгемптоне, на юге Англии. Учитывая погодные условия, южные и юго-западные побережья лучше всего подходят для хождения под парусами. В Саутгемптоне ежегодно проходит международная выставка яхт, и почти ежедневно проводятся парусные регаты местного значения. Здесь можно увидеть самые роскошные парусные яхты океанические. На юге также стоит посетить остров Уайт в проливе Ла-Манш. В летние месяцы сюда съезжаются гости со всего мира на фестиваль рок-музыки, а в остальное время остров – идеальное место для уединенного тихого отдыха на красивой природе.

В 40 км от графства Корнуолл в Кельтском море лежит архипелаг Силли. Это самая западная и южная точка Англии. Острова примечательны тем, что местные пляжи с белоснежным песком, живописные пейзажи и изобилие диких цветов напоминают места Карибского бассейна. Здесь можно наблюдать за тюленями и дельфинами, заниматься снорклингом и дайвингом.

На юго-западе Великобритании находится Уэльс – одна из частей Королевства. Западное побережье Уэльса омывается Ирландским морем. На территории этого государства имеются три национальных парка, два из которых выходят на побережье. Все три парка находятся в разных регионах страны и обладают своим неповторимым ландшафтом. Уэльс привлекает туристов первозданной природой, чистыми пляжами, уникальными историческими и культурными памятниками, большим количеством хорошо сохранившихся старинных замков и изысканной местной кухней.

Ходя на яхте в Ирландском море,непременно нужно посетитьостров Мэн. Он расположен примерно на одинаковом расстоянии от Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса. На острове множество каменных церквей, замков и кельтских построек. Здесь на каждом углу мирно уживаются прошлое и современность. Весной и летом на острове проводятся ралли, велогонки и другие спортивные мероприятия. Но главное богатство острова – его природа.Чтобы познакомиться со всеми обитателями парка дикой природы Карэз (CurraghsWildlife), нужно выделить достаточно времени.

После остановки на острове Мэн свое путешествие удобно продолжить к побережью Северной Ирландии. Весь остров отличает сочетание южной и северной растительности благодаря мягкому климату, он удивительно зеленый, недаром его называют «Изумрудным островом». А побережье изобилует заливами и фьордами.

Воды Шотландии встречают яхтсменов резким, переменчивым ветром, туманами и холодными брызгами. Здесь нужны надежные суда, приспособленные к хождению по Северной Атлантике, такие как яхты из Финляндии. Зато этот регион богат невероятно красивыми пейзажами. Шотландия – страна виски и вересковых полей. Загадочное озеро Лох-Несс также находится на территории страны и является частью Каледонского канала, который считается популярным маршрутом через цепь живописных озер. В Шотландии большое количество нетронутых человеком мест, заливов, фьордов и островов. Местная природа поражает своей величественной холодной красотой.

Морские круизы в Великобритании

Отдых на яхте в Великобритании позволит познакомиться одновременно с четырьмя, такими разными и такими прекрасными “мирками”: добропорядочной Англией, живописной Шотландией, колоритной Ирландией и средневековым Уэльсом.

Страна вечных туманов и дождей не перестает удивлять. Старинные замки и величественные соборы, умиротворение небольших деревушек и бесшабашность ночного Лондона, шоппинг в лучших бутиках и “барахолка” на блошином рынке – это далеко не полный список развлечений, доступных здесь. Страна контрастов предлагает разнообразные возможности в плане отдыха и туризма и пленяет путешественников со всего света.

Интересный факт. Несмотря на то, что Лондон имеет статус “самого дождливого города в мире”, по количеству выпадающих осадков за год он вполне сопоставим с Москвой.

Итак, что же может предложить Великобритания? Самая древняя в мире монархия порадует вполне сотнями замков и тысячами традиций. Шотландия покорит звуками волынки, отменным виски и величественными горами. Край эпохи Средневековья – Уэльс удивит своими пейзажами, а Ирландия подарит размеренный и неспешный отдых близ очаровательных деревушек.

Интересный факт. Самый дорогой суп на планете можно отведать в китайском ресторанчике под названием «Мистер Каи», что расположился в Лондоне. В состав этого экзотического блюда входят плавники акулы, морской огурец, ветчина, женьшень и цветочный гриб. Последняя стоимость супа превысила порога в 210 долларов за порцию.

Основные регионы для круизов на яхте.

Планируя круиз на яхте, вы столкнетесь с непростым выбором. Какое направление, прежде всего, выбрать? Ведь каждая часть соединенного королевства обладает своей изюминкой и готова предложить множество развлечений на любой вкус и кошелек.

Англия

Англия предложит увлекательные экскурсии по Виндзорскому замку, зажигательные ритмы ночных клубов Манчестера, посиделки с кружкой пива в лондонских пабах пабов в Сохо. Кроме того, ценители легенд смогут посетить родину Робин Гуда, любители затеряются в озерном крае Ланкашир. Те, кто не приемлет условностей, смогут заглянуть одним глазком на парад Birmingham Pride, что ежегодно проводится в гей-квартале Бирмингема. А сторонники эко-туризма придут в восторг от живописных островов Силли, расположенных в водах Гольфстрима.

Шотландия

Шотландия – это страна завораживающей природы. Ее очень странно видеть провинцией чего-либо. Ведь колорит и культурное наследие этих мест являются вполне самодостаточными. Так, круиз на яхте проведет вдоль скалистых берегов и величественных замков, причудливых утесов и бескрайних равнин, чье очарование подействует на любого, кто осмелиться ступить на эту землю. А если этого не произойдет, то величайшие изобретения шотландцев – гольф и виски, – довершат начатое.

Шотландия заманивает экскурсиями по Лох-Нессу и прогулками в национальных парках Шетландских островов. Ценители старины “отведут душу” на острове Айл-оф-Скай, что славится руинами замка Нок-Касл. Сторонники светских развлечений оценят по достоинству фестивали в Глазго. А любители пляжного отдыха и активного времяпровождения придут в восторг от 16 тысяч километров чистейшего песка.

Уэльс

Уэльс отмечен не только многочисленными пляжами. Так, полуостров Гоуэр предлагает захватывающий серфинг и виндсерфинг, Сноудони – великолепные велотропы, а Ньюпорт – лучшие поля для игры в гольф. Побережье острова Англси, изобилующее скалистыми утесами и очаровательными бухтами, определенно придется по вкусу скалолазам и любителям водных видов спорта.

Ирландия

Северная Ирландия может похвастаться скальной «Дорогой Великанов», канатным мостом Кэррик-Рэд-Роуп-Бридж, проходящим прямо над морем, и таинственными пещеры Марбл, что расположились на острове Боа. Кроме того, довольно увлекательными будут экскурсия в Нарнию, что приютилась в парке Крауфордсберн, и прогулки в «Долине Тишины» в Армаге.

Яхтенный сезон

Совершать морские прогулки в этом районе акватории лучше всего в период с мая по сентябрь.

Типы судов

Отправляясь в морской круиз по побережью Великобритании лучше всего остановить свой выбор на парусных, моторных яхтах и катамаранах.

Условия для яхтинга

Наиболее популярными регионами в части яхтинга являются Солент, Айл-оф-Уайт, Девон, Корнуолл, Восточная Англия и Западная Шотландия. Здесь же и расположены лучшие порты и оборудованные марины. В небольших рыбацких деревушках условия для якорных стоянок будут более примитивными. Однако в большинстве случаев даже небольшие пристани оснащены гостевыми местами.

Погода

В Англии и Шотландии действует умеренный мягкий климат с большим количеством осадков. Средняя температура воздуха летом придерживается +25°C, зимой – +3°C. Уэльс в течение всего года дуют постоянные ветры с Атлантики.

Для посещения этой страны граждане России должны оформить визу в посольстве Великобритании.

Валюта

Денежной единицей является фунт стерлингов (GBP). Стоимость стандартного ужина в кафе составит порядка 20-40 GBP. Аренда автомобиля варьируется и начинается от отметки в 30 GBP за сутки.

Перелет

Прямые перелеты осуществляются из Москвы и Санкт-Петербурга в Лондон. Прямых рейсов из российских городов в Эдинбург нет.

Ссылка на основную публикацию