Греция – страна древних эллинов

Прекрасная Эллада, или Греция — одна из древнейших стран мировой культуры

Друзья, привет! Сегодня мы снова отправляемся в Грецию, но на этот раз уже не на остров Хиос. Греция или Эллада это одна из древнейших стран мировой культуры. Ее официальная история насчитывает более трех с половиной тысячелетий. Береговая линия сильно изрезана выступами скал и образует множество уютных, красивейших бухт.

Большую площадь территории страны занимают крутые и обрывистые горы. На северо-востоке Фессалии красуясь своими искрящими белыми снежными вершинами, возвышается священный Олимп – жилище богов. Его высота составляет 2918 м. На склонах горы археологии раскопали руины храма Аполлона и Зевса. У подножия горы найдена гробница Орфея. Район горного массива стал первым «Национальным парком». В безоблачную погоду с вершины священной горы туристам открывается вид на всю Элладу.

Климат здесь мягкий и теплый, в связи с чем жара в плюс 35 градусов Цельсия легко переносится и чувствуется комфортно. Курортный сезон, начинаясь в начале мая, заканчивается только в конце октября. Греция это «земной рай» для путешественников. По количеству исторических древностей на один квадратный километр, страна не имеет себе равных во всем мире.

Величественные древние Афины – столица современного греческого государства. Поднявшись на фуникулере на гору Ликавитос можно полюбоваться красотами города и чарующим видом на Эгейское море. Туристы могут сберечь денежные средства, спустившись с горы пешим порядком.

Историческим центром Афин является Акрополь, природным фундаментом которого является 156 м скала. У основания скалы с северо-запада находится Агора, центральная площадь старого горда. До наших дней сохранились Эрихтион (храм Поссейдона и Эрихтея), Портик кариатид, Парфенон, храм Зевса Олимпийского и театр Одеон.

Первый театр появился у древних греков еще в 497 году до н. э. Самым древним историческим находкам насчитывается примерно четыре тысячи восемьсот лет.

Уникальным местом современных Афин является район Монастираки. Здесь как добрые соседи расположились рядом православный храм XI века, мечеть Цисдаракис (1759), византийская церковь Таксиархи (XII век), представляя собой хитрое сплетение культур Византии, Османской империи и Древней Греции. Сами греки очень набожны. При посещении храмов необходимо позаботиться о своем внешнем виде. Плечи и голени не должны быть оголенными, а вот женщинам здесь разрешен вход в храм без головного убора.

Только православный Афон, со своей тысячелетней историей остается недоступным для женского взора. Путешественники смогут познакомиться с христианской святыней, если посетят северную часть Греции – Македонию.

Недалеко, на улице Ифеста, расположился рынок, на котором туристы могут купить сувениры. Здесь можно встретить гостей со всего мира.

Пелопоннес это колыбель древнегреческой цивилизации. На полуострове можно полюбоваться одним из самых крупных православных храмов – кафедральным собором Святого Андрея Первозванного (Патры).

Большой интерес для любителей древности представляют Микены – исторический музей под открытым небом. Именно в этом месте находятся, известные всем со школьной скамьи Львиные ворота.

Олимпия – земля Олимпийских игр, расположена на западе полуострова. Именно отсюда каждые четыре года Олимпийский огонь начинает свой путь к месту проведения очередных игр.

Современная достопримечательность Пелопоннеса – Коринфский канал, длина которого 6 км, высота природных стен доходит до 76 м. Туристы любят останавливаться на мосту и смотреть вниз. Зрелище будоражит нервы даже у самых смелых людей. Глубиной канал около 8 м.

Парнас (центральная Греция) – обитель муз, которых всего 9. Столько же полос на государственном флаге Греции.

Скалистые природные ландшафты Фессалии – удивительны и прекрасны. Греки одни из первых приняли христианство. Метеоры – храмовый комплекс, объединяющий 24 монастыря. До нашего времени сохранилось только 6 обителей.

Македония — родина Аристотеля, Александра Великого, святых Кирилла и Мефодия.

По сказочному прекрасные, острова Эллады, подобны драгоценному колье на шее молодой девушки, самым крупным брильянтом в котором является остров Крит. Именно здесь, согласно древним мифам Тесей расправился с кровожадным Минотавром.

Остров Итака — родная земля одного из самых знаменитых и любимых героев греческих легенд Одиссея. Сохранилось до наших дней основание царского дворца, не так давно обнаруженное археологами.

Остров Родос встретит гостей грандиозностью и древним величием крепостных башен Великих Магистров. Когда-то на острове возвышалось монументальное изваяние Колосса.

Храм Асклепия (бог – целитель у древних эллинов) можно увидеть, посетив остров Кос, на острове растет гигантский платан, знаменитый тем, что был посажен руками самого Гиппократа.

Из одной тысячи четырехсот островов принадлежащих стране заселены лишь 227.

Как говорится: «В Греции все есть!». Поэтому отдыхающих на землях Эллады ждут радушный прием, красоты природы и неповторимые памятники античного искусства. Несомненно, отправившись в Грецию, любой турист останется доволен и получит массу впечатлений от своего путешествия.

Греция или Эллада. Греки или эллины

Почему жители Греции называют свою страну по-другому

Многие греки не называют себя греками. Они сохраняют давние традиции и именуют свою страну Элладой, а себя – эллинами. Само понятие «Греция» произошло от латинского слова. Грецией за несколько веков до нашей эры называли небольшое местечко в северо-восточной части страны. Но позже это наименование распространилось по всему государству. Почему-то греками их называют в большинстве стран мира, а сами жители этой страны вообразили себя эллинами в Элладе.

Откуда пришло название «Эллада»?

Элладой в давние времена называли не всю Грецию. Сейчас культурологи это название ассоциируют исключительно с Древней Грецией. В публицистике, да и научной литературе, постоянно употребляется слово «эллины». Эллада и Греция понятия тождественные. Современная Греция не всегда имела такие же границы. Территориальные разграничения менялись с течением веков. Сейчас некоторая часть Греции принадлежит турецкому государству, иная – Италии. Земли, занимаемые в древности Италией, перешли к Греции. Несомненно, цивилизация, являющаяся сегодня частью Европы, зародилась очень давно. Ученые называют Древнейшие времена – Античностью. Если перевести это слово на русский с латыни, мы и получим термин «древность». С Античностью ученые связывают и Древнюю Грецию, и Древний Рим. Исследователи привыкли называть Античной и север Средиземноморья вместе с Северной Африкой, некоторой частью Азии,всей Европой. Местечки, где сегодня ученые находят отпечатки греческой и эллинской цивилизации, принято причислять к достоянию культуры европейской и греческой.

Греция. Где это, что за страна?

Южная часть Балкан и есть Греция. В этом государстве привыкли ценить свои богатства. Среди них не только ископаемые, но и водные ресурсы. Страна омывается Средиземным морем, Эгейским, Ионическим. Водная стихия Греции прекрасна. Живописные морские пейзажи, восхитительная островная часть. Земли этого государства плодородные, но суши весьма мало. Здесь всегда сухо и жарко, что в любые времена благоприятствовало больше не растениеводству, а животноводству.

Античные мифы дали основы культурным традициям этой страны. Так, Пандора, которая произвела на свет нескольких детей, была замужем за Верховным громовержцем Зевсом. Одного из сыновей назвали Грекос. Еще двоих – Македон и Магнис. Все историки твердят в один голос, что Греция названа так именно в честь старшего сына Зевса. Грекос унаследовал от отца мужество, воинственность, отвагу. Но сначала Грецией называли всего лишь один из районов северо-запада Афин.

Старший сын верховных небожителей никогда не сидел на месте. Он много путешествовал нисколько ради завоевания, а больше для основания новых городов на пустующих землях. Так появился целый ряд государств в Малой Азии. Образовал Грекос и колонии в Италии. Он взял под контроль чуть ли не весь Аппенинский полуостров. Известно, что жители Италии горожан, которыми управлял Грекос, именовали греками. Другие исследователи считают, что Греция – это римский термин, а сами греки именовали себя эллинами.

Но слово «Греция» хорошо укрепилось в умах чужестранцев так, что по сей день мало кто из иностранцев не думает официально называть греков эллинами. Такое понятие характерно лишь для научного мира культурологов, историков и грековедов. Даже Аристотель писал, что эллины не всегда именовали себя так. Есть свидетельства о том, что в глубокой Древности они назывались греками. Здесь, видимо, дает о себе знать Древнегреческая мифология. Позже у греков был правитель, которого звали Эллин. Якобы, по имени царя, они и назвались эллинами. Но это лишь еще одна теория, которая имеет право на жизнь.

Заглянем в поэму Гомера Илиада. В той части, где описывается поход греков на Трою, есть упоминание о том, что среди воинов-пришельцев практически из одного региона, были те, что называли себя жителями города Грея (греками) и эллинами (из местечка в Тессалии). Все они без исключения были сильными и мужественными. Имеется и еще один домысел по поводу происхождения понятия «эллины». Есть данные о том, что во владениях Ахиллеса были некогда несколько полисов и городов. Один из них именовался Эллас. И оттуда могли произойти эллины. Писатель Павсаний упоминал в своих произведениях о том, что Грея была довольно большим городом. А Фукидид рассказывал об Опоросе, как о Грее. Так называли его ранее. Аристотель говорит, что еще до того, как жители нынешней Греции начали называться греками, именовали так они себя и в доэллинийский период.

В результате простых умозаключений, можно говорить о том, что греки и эллины – это 2 племени, которые существовали по соседству или практически на одной территории, и зародились примерно в одинаковый период времени. Возможно, они воевали между собой, и кто-то стал сильнее. В результате, была заимствована культура и традиции. А возможно, они жили в мире и впоследствии объединились. Ученые говорят о том, что и эллины, и греки существовали вплоть до принятия христианства. Позже людей, не пожелавших стать последователями новой религии, по-прежнему называли эллинами (они больше «дружили» с богами Олимпа и громовержцем Зевсом), а приверженцев христианства – греками. Исследователи полагают, что термин «эллин» значит «идолопоклонник».

Современная картина

Вне пределов Греции и сейчас ее называют по-разному. Сами же жители теперь именуют себя греками, страну – Элладой с эллинским языком, иногда Грецией. Впрочем, и все европейцы привыкли чередовать наименования. В российском же понимании Эллада – это Древняя Греция. Жители – греки. Язык – греческий. Практически на всех европейских и русском языках Греция и Эллада имеют сходные звучания и произношения. Восток же называет жителей этой страны по-другому. В некоторых случаях названия кардинально меняются. Среди них:

Эти наименования происходят от понятия «ионийцы» — жители и переселенцы с побережья Ионического моря. По другой теории, правителем греческих островов был Ион. Так жителей Эллады и прибрежных островов называли персы, турки, иорданцы, иранцы. Еще по одной версии «ионан» — это округлые головные уборы, которые и по сей день носят греки, защищаясь от солнечных лучей. Первыми приметили это жители Востока, и ныне называют греков ионанами. Интересна практика грузин относительно восприятия греков. Грузины эллинов называют «бердзени». На их языке такое понятие значит «мудрость». Есть национальности, именующие греков «ромиосами», поскольку большой период жизни этого государства связан с историей Римской Империи.

Примечателен опыт россиян. Древние росичи никогда не забывали фразу «Путь из варяг в греки…». Основы культуры Греции того периода, когда главенствующие торговые пути пересекались с Россией, никогда не забудутся, поскольку отражены в народном эпосе славян. Эллинами их в то время называли в Европе, вот в России они – греки. Тем не менее, ученые считают, что торговцами были именно греки. Товар в Россию прибывал из Византии, которая как раз была населена выходцами из Греи. Они были христианами и привнесли основы своей веры и культуры росичам.

Читайте также:  Туристский бум в Северной Ирландии

И сегодня в школах России изучают легенды и мифы Древней Греции, историю и культуру Греции и Рима. В России принято говорить в отношении жителей этой страны «греки». Эта страна во все времена гордилась своими талантливыми поэтами, историками, архитекторами, скульпторами, спортсменами, мореходцами, философами. Все деятели оставили неизгладимый след в умах исследователей и ученых всего мира. Греция повлияла на развитие культуры Европы и даже стран Азии и Востока.

Современные исследователи нашли данные о том, что греками называли неких «грайков». Это народность иллирийцев. Согласно мифологии, прародитель этой нации как раз и носил имя «Грек». Понятие «эллинизм» начало возрождаться к началу 19 века в рядах греческой интеллигенции. Со временем утверждения, что греки – не греки, перешло и в широкие народные массы.

Как только не называли греки себя и не слышали в свой адрес разные обращения. Всему причина – происхождение народностей, языковых догм, обычаев, традиций. Ахейцы, дорийцы, ионийцы, эллины или греки? Ныне жители этой страны имеют довольно разнообразные корни и вправе именовать себя, согласно сложившимся в некоторых местностям легендам и мифам.

Смотрите также

Военный Музей города Салоники

С детства мы знали, что Греция – это страна с древней историей полной мифов и легенд. По сей день люди восхищаются храбростью Геракла, доблестью Ахиллеса, мудростью Афины. Приезжая в Грецию люди стремятся посетить места древних, чтобы соприкоснуться с историей великой античной страны, подарившей людям столь много изобретений, использующихся и в наши дни. Но доблесть греческого народа не закончилась древними Персидскими войнами или завоеваниями Александра Великого. Мы приглашаем вас туда, где можно найти реальные доказательства их мужества! В Военный Музей города Салоники!

Женские православные монастыри в Греции.

На территории Греции, на острове Эгина, находится еще один известный во всём православном мире, женский монастырь – монастырь Святого Нектария, который воздвигли в 1904 году.

Среди бесчисленного множества греческих островов потрясающей красоты омывается водами Эгейского моря остров Икария. История этого острова не так уж и богата, однако если Вы захотите побывать здесь, то большое количество пляжей и достопримечательностей скрасят этот второстепенный факт.

Сапфо, единственная выдающаяся женщина, родилась в Эресе на Лесбосе и была современницей поэтов Стесихора и Алкея, а также Питтака — одного из Семи мудрецов. Предание гласит, что с Алкеем ее связывала особая дружба, а, возможно, и любовные отношения.

Черные полковники- страницы военной диктатуры в Греции

Греция – страна древних эллинов

ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

О названии страны и Европы.

Предполагают, что первые греки появились на Балканах на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Спустя века этот народ самоназвался «эллины». От него происходит название страны – Эллада. Античные историки отмечали, что до греков страну населял какой-то другой народ, говоривший на ином языке и именовавшийся пеласгами.

В крито-ми­кен­скую эпоху греков называли ахейцы (по названию страны Ахайя) или данайцы. По легенде, сыновья Эллина, родоначальника племени эллинов, являлись предками главных греческих племенных объединения (дорийцев, ахейцев, эолийцев и ионийцев). Когда за страной закрепилось название «Эллада» и самоназвание греков «эллины», вопрос спорный. Греками же первоначально называли лишь одно из грекоязычных племен, населявших обращенное к Италии побережье Балкан. Римляне перенесли это название на всё население страны.

Древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «эреб» или «ириба», что означает «запад», в противовес обозначению «Азия» – от слова «асу», означающего «восток».

Периоды древнегреческой истории.

Историю Древней Греции (до ее завоевания римлянами во 2 в. до н.э.) традиционно делят на пять периодов.

1. Крито-ми­кенс­кий. Название обусловлено тем, что ведущими культурными центрами в ту эпоху был остров Крит (илл. 1) в Эгейском море, а затем город Микены на материковой Греции.

Коренными обитателями Крита был народ, условно называемый «минойцы». Они не были греками и даже индоевропейцами. Культура древнего Крита развивалась в своем самобытном догреческом облике приблизительно в 2900-1470 гг. до н.э. Это была первая европейская цивилизация как по своему географическому положению, так и по своей культурной наполненности. Минойцы были единственными из всех народов Эгейского мира, которым удалось на рубеже 3-2 тыс. преобразовать свою примитивную культуру в настоящую цивилизацию с развитой индустрией бронзы и лучшим флотом на всем тогдашнем Средиземноморье. В XVIII в. до н.э. правящая династия города Кносса объединяет под своей властью весь остров.

В этот же период в прибрежных областях материковой Греции возникают поселения-кре­пости, потом земледельческие поселки. Возникновение, расцвет и падение микенской цивилизации ахейских греков приходится на период 16-12 вв. до н.э.

В первой половине 15 в. до н.э. внезапно рухнули всех очаги культуры на Крите. Поэтому микенцам не составило труда перехватить лидерство у критян, а затем стать лидерами от южной Италии до малоазийского и ближневосточного побережья.
К концу 13 в. до н.э. относят так называемую Троянскую войну. Вскоре после ее окончания микенские дворцы и селения навсегда обратились в руины. Но обстоятельства этого до сих пор не выяснены. Одна из версий такова: переселение в середине 12 в. до н.э. в Грецию дорян (дорийцев), имевших более низкий экономическо-социальный уровень развития, чем ахейцы, но умевших обрабатывать железо.

2. «Темные века», 11-9 вв. Культура этого времени известна главным образом по раскопкам могильников. В течение этих веков на территории Греции не обнаруживается никаких признаков цивилизации: государства, письменности, монументальной архитектуры, профессионального искусства.

3. Архаический период.

С 8 в. до н.э. развивается торговля, морское дело, колонизация. Культурные центры той эпохи – Фокея и Милет (Малая Азия), затем Коринф, позднее возвышаются Афины.

Только несколько государств могли существовать без привозного хлеба. К концу 6 в. до н.э. Персия овладевает проливами, ведущими в Черное море. Наступает тяжелейший экономический и продовольственный кризис. Эпоха закачивается греко-персидскими войнами (илл. 2).

4. Классический период.

Победа в вышеназванных войнах (478 г. до н.э.) открывает классический период (илл. 3). Культура достигает наивысшего расцвета. С 460 по 371 г. до н.э. с перерывами идет вооруженная борьба между Афинами и Спартой, другими городами. В 404 г. Афины сдались. С 378 г. для борьбы с Персией выдвигается на первое место Беотический союз городов, возглавляемый Фивами. Теперь уже Афины объединяются со Спартой. Междуусобная война привела к тому, что примитивное монархическое государство Македония в 338 г. до н.э. фактически подчиняет себе всю Грецию.

5. Эллинистический период.

Следующая эпоха отрылась походом македонского царя Александра на персов, она носит название эллинизма. Однако после его смерти огромное государство распалось, Македония и значительная часть Греции образовала македонское государство.

В 186 году до н.э. Македония была расчленена на четыре части и скоро стала римской провинцией.

Греческое летосчисление, календарь и времена суток.

Общепринята точка зрения, что вплоть до 6 в. до н.э. каждый год в каждом полисе имел свое название по главному должностному лицу этого города (В Афинах: «В архонтство Алкея…»), затем ввели летосчисление по олимпиадам. Однако известный историк античной культуры и переводчик М.Л.Гаспаров утверждал, что греки, старательно заучивая собственную хронологию от легендарных царей, не вели вообще никакого летосчисления (нумерации годов), а счет по олимпиадам вели для удобства некоторые историки, ни в одном документе таких дат не было.

Греческий год состоял из 12 лунных месяцев, поочередно включавших по 30 и по 29 дней, то есть был короче на 11 дней солнечного года, поэтому эллины периодически вставляли дополнительные дни. Греческими астрономами длительность солнечного года была определена в 365, 2259 дней, что очень близко к установленному сегодня.

Единого календаря у греков не было: в каждой области или полисе были приняты свои названия месяцев – известно около 400 (!) названий – и свой день, с которого начинался год (от июня до декабря).

Каждый месяц разделялся на три декады. Сутки состояли из шести частей, имевших свои названия. До македонского завоевания началом дня для греков был солнечный закат. Тогда день и ночь стали делить на 12 часов, а длина часов изменялась сообразно времени года.

Особенности древнегреческой цивилизации

1. Уникальность древнегреческой цивилизации.

Все древневосточные цивилизации при всем их многообразии более или менее однотипны и в наиболее существенных своих чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Только греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.

2. Исключительный динамизм греческой цивилизации по сравнению со всеми соседними народами.

Всего за пять-шесть столетий (с середины 8 по середину 3 вв. до н.э.) греки сделали столько, сколько не сделал ни один другой народ. Всего за три столетия они совершили грандиозный скачок из варварства в цивилизацию. Темпы культурного развития Греции вообще не имеют аналогий в древней истории. Первые научные труды по астрономии, математике, медицине, логике, первые историки, географы, философские системы при многообразии школ и направлений, литература, непревзойденное до сих пор пластическое совершенство скульптуры, первые театры, стадионы, музеи и т.д.

Греки были первооткрывателями, но одновременно и учителями европейских и азиатских народов на протяжении последующих столетий.

Все вышесказанное очень часто называют «греческим чудом».

3. Создание качественно нового типа цивилизации – универсальной.

Греки не только опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира, но и создали совершенно новый тип цивилизации. Греческая цивилизация качественно отличалась от всех других цивилизаций древности тем, что она была в полном смысле слова универсальной. Впервые в мировой истории она создала условия для всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей человека. Если в странах Востока каждый человек обычно выполнял какую-то одну уже заранее предназначенную ему роль, то гражданин греческого города-государства (полиса) мог быть одновременно политиком, военным, земледельцем, гимнастом, сочинять, участвовать в философских диспутах и т.д. Все виды социальной и духовной активности развивались в Греции более или менее равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.

4. Цивилизация греков была первой и единственной, которая ориентировалась преимущественной на человека.

Именно в Греции человек впервые осознал себя свободной и уникальной личностью. Уровень личной свободы эллинов оказался недостижимым для всех прочих народов древности. За редким исключением (Спарта) в Греции не найти столь характерного для стран Востока всеобщего подавления интересов личности ради интересов государства, чаще всего воплощенного в фигуре деспотического царя. Государство не вмешивалось бесцеремонно в личную жизнь, не было тотального контроля жречества за настроением и поведением отдельно взятого человека, что являлось отличительными чертами политических режимов и религиозной жизни Древнего Востока.

5. Греческое общество было обществом открытого типа, то есть ориентированным на широкие контакты с внешним миром с целью обмена всевозможной полезной информацией.

Аккадцев или ассирийцев соседние страны интересовали либо как очаги потенциальной агрессии, либо как объекты захвата и эксплуатации. Интерес греков к другим народам не был чисто потребительским и не сводился к простому учету возможности присвоения чужих территорий, напротив, они, крайне любознательные, стремились постичь чужую культуру, перенять из нее все ценное и полезное. Но греки никогда не копировали слепо, они старались чужое приспособить к своим потребностям и вкусам, сделать заимствование органической частью собственной оригинальной и неповторимой культуры. Так они поступили с финикийским алфавитом, египетской архитектурой, вавилонской астрономией. Но, заимствуя всё и отовсюду, греки сохранили оригинальность и неповторимость своей собственной культуры и еще более развили ее.

Читайте также:  Туристский бум в Северной Ирландии

6. Технологической основой греческой цивилизации всегда оставался примитивный ручной труд.

Основой процветания города всегда оставалось сельское хозяйство, прежде всего земледелие.
До сих пор остается загадкой, почему не сохранилось никаких мифов или преданий, связанных с этим переселением Об эпохе переселения греки помнили только то, что оно происходило двумя волнами: первыми – ахейцы, вторыми – дорийские племена. Пришедшие на Балканы племена вытеснили или ассимилировали местное население. Реальная история Греции 3-2 тыс. до н.э. нам неизвестна.

Гомер в «Илиаде» применяет названия Эллада и эллины только к области в южной части Фессалии.

По легенде, основателем Микен считался Персей, его матерью была Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Ему было предсказано, что он погибнет от руки собственного внука. Поэтому царь приказал запереть Данаю в подземелье. Но изобретательный Зевс проник в мрачную темницу в виде золотого дождя. От связи Данаи и Зевса родился Парис. Тогда царь помещает дочь и внука в ларец и бросает его в море. Рыбаки одного из островов спасли их и отвели к царю Полидекту. По предложению этого царя Персей отправился на запад, убил Медузу и возвратился в Аргос с Андромедой. Однажды во время состязаний Персей поразил диском неведомого старца – им оказался тайно возвратившийся в город Акрисий. Удрученной подобной гибелью деда, Персей закладывает вблизи Аргоса ряд крепостей, в том числе Микены. Кстати, из Микен отправляется Геракл на совершение своих знаменитых двенадцати подвигов.

Первооткрыватель минойской культуры А.Эванс образовал его от имени мифического критского царя Миноса.

Кносс считался резиденцией царя Миноса.

Микенские государства были небольшими. Пилосское, например, 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток. Социальный строй Микен – наследственная монархия. Наибольшую известность в истории благодаря Гомеру приобрел сын Атрея – Агамемнон. (Его брат Менелай женился на спартанской царевне Елене).

Вероятна связь этого явления с катастрофическим землетрясением около 1470 г. до н.э. на острове Фера (Санторин): кратер вулкана (высотой до полутора километров) в результате извержения провалился в глубину моря. Только на восточной части Крита слой принесенного ветром пепла составлял метровую толщину. Греки жили в городах Малой Азии вплоть до 1922 года, когда были изгнаны турками. Судьба Крита. После римлян и византийцев с 824 по 961 гг. Критом владели арабы, откуда их изгнал византийский император Никифор Фока. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году Крит до 1669 года переходит в руки венецианцев, а затем турок вплоть до 1897 года, когда остров получил независимость. Через шестнадцать лет Крит объединился с остальной Грецией.

Истоки этого «чуда» видят, в частности, в следующем: переход от индустрии бронзы к индустрии железа (10-9 вв. до н.э.), благоприятная географическое положение и геополитическая ситуация (до второй половины 6 в. – образования Персидской державы – греки оставались в полной безопасности, а мореплавание давало возможность заимствовать у других народов то, что считалось нужным и полезным), благодатная природная среда Балканского полуострова, побережья Малой Азии и исключительная природная одаренность греков.

Грек Эмпедокл блестяще сочетал в себе политика, философа, врача и поэта.

Неслучайно на монетах целого ряда городов чеканились изображения различных сельхозпродуктов и растений.

5. Древняя Греция: страна, народ и история

Эллада и эллины. Страна, которую мы называем древней Грецией, находилась на юге Балканского полуострова. Хотя в древности она никогда не была единым государством, ее жители осознавали себя единым народом и называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Всех иноземцев они именовали варварами, и поначалу это слово не имело презрительного оттенка, так греки обозначали всех тех, кто не говорил на их языке и бормотал что-то, с их точки зрения, непонятное (от звукоподражательного “бар-бар” и происходит греческое “барбарой”, т.е. варвары).

Основные части древней Греции. Античная Греция делилась на три части: материковую, островную и малоазийскую. Материковая Эллада состояла из Северной, Средней и Южной Греции. Северная Греция состоит из двух областей: Фессалии на востоке и Эпира на западе. К северу от Фессалии находились Македония и Фракия (их население, хотя и родственное грекам по языку и культуре, не принадлежало к числу эллинов). На границе Македонии и Фессалии находится Олимп – высочайшая гора Греции, на вершине которой, как считали греки, находились дворцы их богов, которых возглавлял Зевс, “отец богов и людей”. Севернее Эпира обитали племена иллирийцев.

Из Фессалии через узкое Фермопильское ущелье дорога вела в Среднюю Грецию, состоявшую тоже из нескольких областей, главными из которых были Аттика (ее центр – Афины) и Беотия, крупнейшим городом которой были Фивы. К западу от Беотии лежала Фокида, на территории которой, в Дельфах, находился храм Аполлона с оракулом этого бога. Без прорицаний, которые давала жрица Аполлона, Пифия, греки не начинали ни одно важное дело. Прислушивались к оракулу Аполлона и правители соседних с Элладой государств.

Узкий Коринфский перешеек (Истм) отделял Среднюю Грецию от Южной или Пелопоннеса (Пелопоннес – “остров Пелопса” – был назван в честь мифического героя, внука самого Зевса). Наиболее значительные области Пелопоннеса: Лаконика, центром которой была знаменитая Спарта, Арголида с Аргосом и Элида, где в Олимпии находился храм Зевса со статуей этого бога, которая считалась одним из чудес света, и раз в четыре года проводились Олимпийские игры в честь верховного бога эллинов.

Греческие острова и Малая Азия. Островная часть Греции состояла из множества больших и малых островов, почти все они находились в Эгейском море. Самым крупным из них является Крит, как бы замыкающий Эгейское море с юга. Своеобразным мостом, связывающим два материка, Европу и Азию, является архипелаг Киклады между югом Балкан и западом Малой Азии. Вдоль малоазийского побережья разбросаны острова другого архипелага, который назывался Спорады.

Западное побережье Малой Азии было колонизовано греками еще в конце II тысячелетия до н.э., и они жили там до 1922 г., когда после греко-турецкой войны были вынуждены выселиться оттуда. Греческая Малая Азия делилась на Ионию и находившуюся к северу от нее Эолию. Наиболее крупным из малоазийских греческих городов был Милет.

Периоды греческой истории. Историю древней Греции принято делить на пять периодов:

  • крито-микенский (эгейский) – конец III–конец II тысячелетия до н.э.;
  • гомеровский – XI–IX вв. до н.э.;
  • архаический – VIII–VI вв. до н.э.;
  • классический – 500–323 гг. до н.э.;
  • эллинистический – 323–30 гг. до н.э.

Ахейская цивилизация. В древний крито-микенский период возникли первые в Европе цивилизации, относящиеся к бронзовому веку: минойская на Крите и, под ее влиянием, несколько позднее на Пелопоннесе и в Средней Греции – ахейская или микенская (по названию наиболее известного ее центра, царства знаменитого Агамемнона). Ахейская цивилизация была первой, созданной греками, которых Гомер именует ахейцами или данайцами. Она погибла в конце XII–начале XI в. до н.э., и Греция оказалась отброшенной в своем развитии на целое тысячелетие назад.

Гомеровский период назван так потому, что долгое время основным источником для его изучения были поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Сейчас столь же важное значение приобрели результаты археологических раскопок, проводившихся со второй половины XIX в. В это время греческое общество медленно приходило в себя после катастрофы конца II тысячелетия до н.э. и накапливало силы для мощного рывка вперед – создания цивилизации совершенно иного типа, непохожей ни на критскую, ни на микенскую. В гомеровский период начинается железный век Эллады.

Города-государства Греции. В архаический период произошло становление полисной цивилизации в Греции. Появилась новая форма государства – полис, который обычно называют городом-государством. Всего в Элладе было несколько сотен таких государств, площадь некоторых из них измерялась десятками квадратных километров, но, несмотря на малые размеры, они являлись совершенно независимыми. Полис был рабовладельческим государством: как известно, древний мир был миром, лишенным машин и полным рабов, уделом большинства которых оказывался тяжелый физический труд. За счет рабов свободные граждане полиса имели свободное время для развития физической и духовной культуры, занятий военной подготовкой, для праздников и развлечений.

Свободное население полиса состояло из граждан и неграждан, переселенцев из других мест и их потомков. Граждане, в свою очередь, делились на аристократию (знать), которая возводила свое происхождение к богам и героям, и демос (земледельцев, ремесленников, торговцев).

Виды власти у греков. В зависимости от особенностей своего устройства греческие полисы делились на демократические, аристократические и олигархические. В демократических власть принадлежала демосу, в аристократических – всей знати, в олигархических – узкому кругу лиц из числа той же аристократии. В любом полисе существовали народное собрание, совет и выборные должностные лица, но в демократическом все важные вопросы решались народным собранием, в котором участвовали все граждане, тогда как в аристократическом или олигархическом оно существовало только для вида и собиралось редко, только для одобрения того, что уже было решено теми, кому принадлежала власть. Примером демократического полиса были Афины, аристократического, позднее переродившегося в олигархический – Спарта.

Греческие воины. Вооруженные силы полиса состояли из ополчения всех граждан. Вооружение они покупали на свои деньги, поэтому наиболее богатые служили в коннице (содержание коня стоило очень дорого), зажиточные – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки составляли легкую пехоту и экипажи кораблей (сами корабли строились либо за счет государства, либо по его поручению богачами, которых назначали капитанами построенных ими судов).

Аристократы и олигархи не доверяли собственным согражданам, поэтому предпочитали полагаться не на них, а на воинов-наемников, которые предлагали свои услуги тому, кто больше заплатит. Но случалось и так, что один из аристократов, задумав захватить власть, подкупал наемников, с их помощью уничтожал или изгонял своих противников и становился тираном – так греки называли того, кто устанавливал единоличную власть незаконным путем. Было время, когда тираны правили во многих греческих городах, но к концу архаического периода тирания повсеместно уничтожается, чтобы возродиться уже в другой обстановке спустя много десятилетий.

Четвертый (классический) период начинается со столкновения греческих полисов с могущественной Персидской державой (греко-персидские войны), а заканчивается завоеваниями Александра Македонского, уничтожившего эту державу.

Персидское царство. В нем со времени возникновения до гибели правила династия Ахеменидов, а само государство простиралось от Индии до Эгейского моря. Царь Дарий разделил его на области – сатрапии, во главе каждой из которых стоял сатрап. Население каждой сатрапии должно было платить налоги и по приказу царя являться в войско. Таким образом, персидская армия представляла собой огромное число воинов с разным вооружением, разной манерой сражаться, говоривших на разных языках. Управлять таким войском было очень трудно. Своего флота у персов не было, корабли им поставляли финикийцы, египтяне и ионийские греки.

Элинистический период. Последний период истории древней Греции называют эллинистическим, он продолжался от смерти Александра Македонского до завоевания римлянами Египта. В это время как греческие полисы, так и бывшая держава Ахеменидов входят в состав новых государств, основанных полководцами Александра, которые много лет спустя после его смерти провозгласили себя царями. Одним из знаменитых эллинистических царей был Пирр, с которым пришлось встретиться на поле боя римлянам.

Откуда известно о войнах и битвах древних греков. О сражениях греко-персидских войн нам известно главным образом из труда Геродота “История”. Сведения, сообщаемые Геродотом, дополняет и оживляет Плутарх, который жил много веков спустя. Его “Сравнительные жизнеописания” представляют собой несколько десятков биографий знаменитых греков и римлян и поэтому являются важным источником по истории не только древней Греции, но и Рима.

Читайте также:  Туристский бум в Северной Ирландии

Битвы первой половины IV в. до н.э. описаны их современником, афинским писателем и историком Ксенофонтом и уже известным нам Плутархом. По истории походов Александра Великого, кроме биографий великого македонянина и его современников, древние историки, жившие уже в римское время, Арриан и Квинт Курций Руф, создали специальные труды, сохранившиеся до нашего времени и переведенные на русский язык. Много интересного для характеристики борьбы греков за свободу, против Македонии, содержится в речах Демосфена.

Читайте также другие темы части II “Греко-персидские войны” раздела “Ближний Восток, Греция и Рим в древности”:

Эллины: древнее самоназвание греков

Этническое название или самоназвание – это один из важных элементов, завершающий цепочку признаков, определяющих этнос. Самоназвание «Эллин» («ο Έλληνας») используется греками уже более трех тысяч лет. Оно употреблялось великим Гомером на заре архаического периода в греческой истории.

В римский период вошло в употребление самоназвание «ромеос» («Ρωμαίος»). Термин «ромеос» по-гречески, или «ромеус» по-латински, переводится как римлянин. Римскими гражданами сначала были только жители Рима. Позже римлянами стали называть жителей всей Италии, а еще позже – всей империи. Ромеем мог стать житель Римской империи, поклоняющийся греко-римским богам и говорящий на латинском или греческом языках.

В византийский период, когда основной религией империи стало христианство, греки христиане, чтобы отличить себя от язычников верующих в 12 богов Олимпа, предпочитали называть себя ромеями, т. е. греками-христианами. После падения Византии название ромеос, осталось только за греками. Другие народы, не ощущая себя больше частью Великой Римской империи, от названия «ромеос» постепенно отказались.

В Османской империи для обозначения греков употреблялось видоизмененное на турецкий лад название «урум». Сегодня турки применяют заимствованное у арабов название «юнан, иунан», происходящее от термина иониец, по-гречески – ионас. Ионийцы – это одно из древнейших греческих племен, которое населяло часть Южной и Северной Греции, значительную часть Малой Азии, Причерноморья и Средиземноморья.

После образования новогреческого государства в 1830 году, благодаря стараниям греческой интеллигенции, было возрождено самоназвание греков «ЭЛЛИНЫ». Сегодня это название, в том смысле в котором оно понимается, объединяет людей греческой национальнлсти во всем мире. Самоназвание «ромеос» или в некоторых случаях «ромиос» уступило место древнему термину.

Не прижилось в греческом мире и слово «грекос» («грек»). Его используют русскоязычные греки. Термины «греки» и «эллины» в русском языке означают одно и то же. Вариация этого названия используется в романоязычных и германоязычных странах, унаследовавших латинский термин. Латиняне называли Южную Италию с островом Сицилия – Великой Грецией (Magna Grecia), так как там жило греческое многочисленное население. Элладу, страну эллинов, они называли Грецией. Названия «грек» и «Греция», по некоторым версиям, имеют греческое происхождение, от одного из племен, переселившихся с Балканского полуострова на – Апеннинский.

Народные нововведения

Язык постоянно изменяется. Русскоязычные греки ввели на бытовом уровне новые термины, например, «эллинец». Ошибочный термин «эллинец», происходит от слова «эллинас». Необходимость показать, что кто-либо происходит именно из балканской Греции, привело русскоязычных греков к «нововведению». Больше мог подойти для решения данного вопроса неупотребляемый термин «элладит», от греческого «элладитис», т е. житель Эллады. Все эти названия существуют больше для удобства.

Кроме общего названия «эллины» существуют и названия греков по местностям: пелопоннесцы, македонцы, фессалийцы, фракийцы, критяне, киприоты, понтийцы и т.д. Но, это не национальное разделение.

Сменяются эпохи, изменяются языки, но, как бы то ни было, не следует придумывать себе псевдоназваний или перенимать их от «доброжелателей со стороны». Особенно неприемлемо название «росопонтиос». В Греции для удобства объединили два слова росос (русский) и понтиос (понтиец). Все греки постсоветского пространства отождествились с этим термином. На самом деле греки СССР, после распада Союза стали греками России, Украины, Грузии, Казахстана и т. д. В греческом обществе ведется борьба с терминами-паразитами. В случае необходимости греков бывшего СССР называют эллино-понтийцами (οι Έλληνοπόντιοι), подразумевая греков Причерноморья (Понт или Понт Эвксинский в переводе с греческого означает – Черное море).

В истории были примеры ошибочных нововведений. В византийский период за переселенцами из северной греческой области Эпир (поселившимися на Пелопоннес и в Среднюю Грецию, по указанию императоров Византии) закрепили название «арванитес» (в средние века греки так называли албанцев). Причиной названия стало то, что они были албаноязычными.

Примеров самоназваний и названий, не соответствующих действительности немало. Греков горных областей, принявших латинский язык в римский период, назвали «влахами». Влахи Греции родственны остальным влахам Балкан, румынам и молдаванам, перенявшим у римлян латинский язык, только по этому признаку. Это касается и арванитов. Арваниты, несмотря на сохраняющийся албанский язык, являются греками, то есть частью греческого мира – эллинизма.

Греки – переселенцы из стран бывшего СССР, говорящие по-русски, по-турецки и т. д. также являются эллинами. Эллины – это все греки мира.

Василий Ченкелидис, историк

Загадки истории. Кто назвал греков греками?!

Не существовало «Древней Греции», как и «древних греков» никогда на свете не существовало. О них пишут в современных учебниках, но откуда же взялись в низ «древние Греки». Ни один современный грек не знает, откуда греки взяли название своей страны и самих себя.

Ни в античные времена, ни раньше не существовало ни «Греции», ни «греков». В античные времена Пелопонесский полуостров населяли эллины, ахейцы, дорийцы и еще несколько местных племен, потом возникла Великая Эллада.

А теперь страна, расположенная на территории древней Эллады почему-то называется Грецией, а люди, населяющие эту страну, называют себя греками. Но, повторяю, ни один грек вам не скажет, почему он называет себя греком. Называть древних эллинов «древними греками», — все равно, что называть древних европейских кельтов «древними французами» или «древними англичанами»

И еще о «древних греках». По официальной легенде письменность нашим темным русским предкам принесли великие греческие просветители Кирилл и Мефодий. Но есть серьезные намеки на то, что забытая ныне глаголица очень уж напоминает древнейшие на земле алфавиты. Мы почему-то сразу соглашаемся, что глаголица – не очень удачное заимствование критского или ликийского линейного алфавита, что наши недоразвитые предки изувечили классическое древнее письмо.

А не было ли все совсем наоборот? Не заимствовали ли мудрые древние критяне, ликийцы и эллины алфавит наших русских, еще более древних предков?

Народы, населявшие современную Грецию

Собственно, кто такие древние эллины? Основы так называемой «древнегреческой» культуры заложили загадочные пеласги, от них и появилось название Пелопонесского полуострова. Местные отсталые народы называли пеласгов не только пеласгами, но в зависимости от их места жительства и тирренами, и этрусками, и критянами-минойцами, и троянцами, и ликийцами.

Высокая культура пеласгов на берегах и островах Восточного Средиземноморья процветала около тысячи лет. Неизвестно, каких высот они бы достигла, но в середине II-го тысячелетия до н.э. ее смела с лица земли чудовищная катастрофа при взрыве вулкана Санторин. В мифах древних эллинов эта катастрофа называется Девкалионовым потопом.

После этого на Пелопонесском полуострове верх взяли полудикие ахейцы. Некоторые специалисты считают, что ахейцы имеют кавказское происхождение. Они подчинили себе остатки пеласгов и другие местные племена, заняли опустошенный катаклизмом Крит, а затем после множества набегов сравняли с землей древнюю Трою вместе с ее высочайшей культурой.

А когда ахейцы более-менее окультурились, власть вырвали у них из рук соседи, опять же полудикие дорийцы. Вскоре дорийцев покорили ионические народы, хлынувшие на Пелопонесский полуостров с берегов и островов Ионического моря. А потом их всех подчинили себе эллины.

Вот из этого пеласго-минойско-ахейско-троянско-дориче ско-ионическо-эллинского винегрета и проросла культура древней Эллады. Здесь произошло великое смешение народов. Специалисты знают, что при всяком скрещивании может получиться великолепный гибрид, а может – чудовищный ублюдок. К счастью, на Пелопонесском полуострове реализовался первый, положительный результат.

А откуда появилось название «Греция» — этого не знает даже самый образованный современный грек. Страну ахейцев их соседи называли Ахеявой или Акиявой. Сами так называемые «древние греки» не имели объединенного государства и жили в автономных городах-полисах, частенько враждовавших друг с другом.

Ни пеласги, ни ахейцы, ни критяне, ни микенцы, ни дорийцы, ни ионические народы, ни эллины никогда не называли себя греками. В начале нашего летоисчисления на обоих берегах Босфора появилось новое могучее государство – Восточный Рим со столицей Константинополем, который, в свою очередь, возник на месте города Византия.

Немного истории в Европе

Жители Восточного Рима называли себя ни в коем случае не греками, но римлянами или, точнее, ромеями. Точно так же называли их соседи. Ведь на самом деле Рим – это Рома.

С легкой руки великого восточно-римского императора Константина государственной религией в Восточном Риме стало христианство. Великий Константин первым из государей понял, что религия забитых рабов-иудеев, очень подходит ему для смирения недовольства подданных. По этой религии любая власть – от Бога, восставать против власти – великий грех. Мудрый Константин сделал эту выгодную ему религию государственной, и с тех пор она стала называться христианской.

За этот подвиг христиане назвали Константина Великим и причислили его к лику святых. Позже его примеру последовали правители Западного Рима. И вот в восьмом, девятом и десятом веках нашей эры христианские миссионеры из Восточного Рима, в основном иудейского происхождения, могучим потоком хлынули на север, в Восточную Европу с великой целью: просвещать северных дикарей и ввести их в лоно единственно истинной церкви – православного христианства. Можно добавить, что миссионеры Западного Рима, того самого, который находится в современной Италии, тоже энергично занимались благородным делом христианизации Западной Европы.

Приход религии на Русь

На Русскую равнину, в Россию восточные римские миссионеры добрались в конце десятого века. До этого восточных римлян на Руси называли ромеями, а чаще византийцами, — по названию старого малоазийского поселения, на месте которого великий и святой Константин построил великолепный город и назвал, как читатель легко догадается, своим святым именем, — Константинополем.

О каких-то «греках» и о «Греции» тогда никто в мире не слышал. Кстати, то, что русские с глубокой древности и почти до конца Средневековья звали Восточный Рим Византией, убедительно доказывает, что наши предки имели очень древние и очень прочные связи с обитателями Малой Азии.

В 988-м году великий киевский князь Владимир сделал православное христианство Восточного Рима государственной религией в своем княжестве. Кстати, на Руси Восточный Рим традиционно называли Византией. Великий князь Владимир принялся весьма энергично внедрять эту единственно правильную религию среди своего непокорного народа. За этот подвиг церковь причислила его к лику святых, назвала Крестителем и Равноапостольным.

По мнению самих русских людей, эти «византийские» миссионеры принесли на Русь много греха. Столько греха никогда прежде не обрушивались на Русь. Поэтому русские люди так и прозвали этих византийских пришельцев «грехами». Со временем название «грехи» превратилось в «греки», да так и закрепилось на веки вечные. Позже Восточный Рим захватили турки, а остатки павшей империи на Пелопонесском полуострове стали называться, как и положено родине «грехов-греков», — Грецией.

Именно так и именно с нашей многострадальной Русской земли и пришли в мир названия: греки и Греция. Сейчас граждане современной Греции понятия не имеют об этимологии этих слов и живут себе спокойно с таким сомнительным прозвищем.(с)

Ссылка на основную публикацию