Бхуванешвар – город любви – приключения в индийском Бхубанешваре

Бхубанешвар

Столица штата Орисса знаменита своими многочисленными и уникальными храмами, главным из которых считается грандиозный Лингарадж, посвященный сразу Шиве и Вишну , что является для Индии редкостью. Для Ориссы такой религиозный сплав, наоборот, типичен, так как в ее храмах рядом с шиваитской и вишнуитской символикой на тех же стенах можно найти буддийскую и джайнскую. Лингарадж закрыт для иностранцев, но со смотровой площадки можно заглянуть через окружающую его стену и оценить архитектурный комплекс. Это один из самых красивых храмов Индии, говорит нам Natural Nirvana, и с этим невозможно не согласиться!
Меньшие, но не менее красивые храмы Бубанешвара можно осмотреть. Говорят, что раньше их было 7000, сейчас около 100. Большинство из них, как и Лингарадж, распложены в юго-восточной части города, недалеко от пруда со священной водой Бинду-Саровар.

Особый интерес представляет джайнский монастырь , вырезанный в горе Удайгири в 5 км. от города, а также буддийский храм в Дхаули Шанти Ступа, построенный современным японским архитектором на высокой горе, на том месте, где царь Ашока принял буддизм после битвы с армией царства Калинга (в оба места надо добираться на такси, день «смотрового тура» стоит обычно 600–700 рупий).

Бхубанешвар. Инструкция по применению

от нашей подруги lj-юзера frikka, орисской танцовщицы русского происхождения).

Для жизни:
Поменять деньги можно в State Bank, Unit 1. (Так и говорить рикшам – Стейт бэнк, Юнит one). Приходить в банк лучше до 12, процедура обмена денег долгая – надо заполнить бумажку и долго ждать. Обменный зал на втором этаже.
Возле гостиницы Swosti (не путать с Swosti Plaza), много обменников, но там курс ниже. Western Union’ы встречаются много где, особенно в Bapuji nagar.

Хорошая химчистка – Delite Cleaners, Ashok Nagar, Janpath 41
Это прямо в центре. Если надо срочно – берут дороже.
Популярный tailor – салон VOGUE на углу главной площади (рядом с химчисткой). НАСТАИВАТЬ на промежуточной примерке, если шьется что-то дорогостоящее из шелка и т.п.

В Старом городе, у Лингараджа мандир продаются овощи-фрукты два раза в неделю бывает большой овощной рынок. Остальную еду покупают в магазинчиках «Супермаркетах» типа General Store. Молоко продается в синих будках OMFED. Там же могут продаваться (а могут и не продаваться) остальные молочные продукты .

Лавочки сладостей. Там советую попробовать имеющиеся индийские сладости, плюс там же можно купить самодельную рабири (намного вкуснее промышленной), творожный пирог – чиз кейк, он же ченнапода, а так же сладкий йогурт sweet curd самодельный в глиняных горшочках.

Хорошие рестораны: Shirose, Lewis Road – самая вкусная еда, особенно вегетарианская, – ЗДЕСЬ! Это прям рядом с Mukteshwara temple, на главной дороге.
Mayura Gardens, рядом с Railway Station. Тут можно выпить алкоголя.

Из еды советую заценить masala dosa, upma, idli (это все съедобное и не острое), чтобы не морочиться с обедом – берите thali – это рис с набором разных к нему прибамбасов в мисочках в виде тушеных овощей, гороха и т.п., т.е. индийский комплексный обед. Очень вкусно – paneer butter masala ( кусочки сыра панир в соусе масала).

На рынке Market Building, который находится напротив State Bank’a, продается все, что угодно. Сари можно смело покупать в магазинах Boyanika. На рынке есть их магазин. Цены фиксированные. Сари есть там и хлопковые, и шелковые. Приличное шелковое сари можно купить от 2000 рупий. Лучше ехать за сари в главную Боянику – там бывают распродажи, выбор больше и дешевле. (Рядом с Rabindra Mandap (концертный зал), это большое голубое здание, Unit 4).

Серебро можно покупать в ювелирных магазинчиках. Мой любимый – Shree Ram Alankar. Находится в промежутке между двумя зданиями. Там еще есть побольше лавчонки и поменьше. В них можно купить знаменитое орисское серебро – катакскую филигрань (красивые кружевные вещи и украшения из серебра)

Расценки на авторикши – от 20 рупий если не очень далеко. 25-30 рупий стоит доехать от Старого Города до State Bank и Юнитов 1-2,
30-40 рупий будет стоить до Rabindra Mandap,
50 рупий будет стоить доехать до Big Bazaar (я про него попозже напишу)
в дальние концы Бхубанешвара – от 50 до 70 и даже 100 рупий. Ближе к ночи естественно дороже.
С авторикшами надо торговаться насмерть. Цену всегда надо обсуждать ДО поездки, иначе он вас привезет и будет требовать очень большую сумму.

Есть еще велорикши, они дешевые, но медленные и годятся только на небольшие расстояния. С ними тоже надо цену обговаривать заранее. 10-20 рупий максимум.

Из аэропорта
вам придется взять prepaid taxi по фиксированной цене, будет стоить стольник с чем-то – но ни на чем другом из аэропорта не уедешь.

Big Bazaar. Это большой торговый центр в Бхубанешваре. Там есть и Pizza Hut (дорогое по индийским меркам заведение), и супермаркет внутри центра. Кстати, там бывают выгодные распродажи одежды. Еще там есть неплохой музыкальный магазинчик, там же фильмы продают. На 1м этаже сразу налево.
А я рекомендую сходить в кофейню Coffee Day .
Она находится рядом с биг базаром. Это САМАЯ ВКУСНАЯ кофейня в мире. Там столько сортов кофе – очень много кофе с мороженым. Рекомендую Iced Eskimo с мороженым. Ну и еще там куча вкуснятины.
Напротив Биг Базара и Кофе Дея возвышается красный современный RAMA MANDIR. Просто красивый храм, рядом с ним на территории куча магазинчиков – там можно купить много и дешево сувениров с религиозным подтекстом – Джаганнатхи, четки и т д.

Храмы и интересные места

Их полно.
Самые-самые:
Лингараджа Мандира (Lingaraj Temple) – центр старого города. Там при нем и рынок, и все-все все. Вход только для хинду , но можно поглядеть на него с платформы.
В районе Лингараджа вообще полно храмов, там можно просто бродить и отыскивать новые архитектурные шедевры. Там храм на храме буквально. Как в Варанаси .

Парасурамешвара Темпл – Parasurameshwara Temple – в 2х метрах от Муктешвара комплекса.
Муктешвар (Mukteshwar) – храмовый комплекс невероятной красоты.
Рани-Раджа (Raja-rani temple) – вход сто рупий, красивый храм.
Rameshwar – симпатичный храм с небольшим парком вокруг.
Еще есть Брамхешвар (Brahmeshwar). В нем находится огромный лингам.
Еще советую посетить Йогини Темпл (yogini temple) в деревне Хирапур (Hirapur), это километрах в 10 от города.
Dhauli (Дхаули) – современная буддистская ступа. Населенный пункт с таким же названием, 8 км от Бхубанешвара. С нее классный вид открывается и там вокруг фантастическая природа . Рядом какие-то буддистские археологические находки. Внимание! Доехать до Дхаули можно на рикше рупий за 50 или на любом попутном автобусе, идущем до Конарка Пури

Pupili (Пипили) – деревня в 16 км от Бхубанешвара. Там продают поделки всякие – текстиль с зеркальцами и изделия из него (светильники, сумки, полотна и т д). Там же при въезде в эту деревню очень интересный «сказочный» храм, весь в цветных фигурках. Сказочное место, хотя храм современный. Доехать можно на любом попутном автобусе, которые идет до Пури или Конарка, просто попросить остановить в Пипили.

Автобусы в Пури и Конарак
как раз отправляются от площади, на который расположен State Museum – там Capital Bus Stand. Доехать до Пури – полтора часа. До Конарака – два с полтиной. Стоит все это дело рупий 30.

Бхуванешвар – город любви – приключения в индийском Бхубанешваре

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Европейцев в Индии часто воспринимают как очень богатых людей, поэтому, когда приезжаешь в индийский город, тебя сразу окружает толпа из разного вида зазывал, рикш, попрошаек, желающих скорее, пока ты не пришел в себя, развести тебя на деньги. В Бхубанешваре с нами этого не произошло. Выйдя в темноте из автобуса, мы поймали рикшу, чтобы доехать до железнодорожной станции. Цена в 20 рупий показалась нам вполне приемлемой, и мы уже загрузили рюкзаки, когда к нам подошли случайно услышавшие разговор с рикшей мужчины – жители Бхубанешвара. Они объяснили нам, что хорошая цена для такого расстояния 10 рупий, и, поругавшись немного с водителем, пересадили нас на «правильного» рикшу.

Весь следующий день, гуляя по центру Бхубанешвара, мы не переставали удивляться тому, что к нам не сбегаются со всех сторон нищие, около нас не останавливается каждый рикша, нас не зазывают продавцы магазинов. В такой обстановке можно спокойно гулять, изучать архитектуру города, не отвлекаясь на то, как бы избавиться от навязчивого внимания приставал.

Если есть время и не очень жарко, провести в Бхубанешваре можно как минимум неделю, гуляя по историческим улицам города. Бубанешвар именуется «Городом Храмов» Индии, и не зря. В старом городе, площадь которого всего несколько квадратный километров, сосредоточено 600 храмов. А многие из храмов очень древние, есть даже построенные в 7 веке. Получается, что когда гуляешь по городу, переходишь от одного храма к другому, и спокойствие древних храмов создает мир в душе.

Самый известный и самый крупный храм Бхубанешвара – Lingaraja Temple , построенный в 11 веке, закрыт для « No hindu ». Как мы не просили в офисе храма, разрешения войти на территорию нам не дали. И как потом нам рассказал встречный юноша, в храме такие строгие нравы, что на его территорию даже нельзя заходить индуистам, состоящим в браке с неиндуистами.

В храме предусмотрена специальная платформа, откуда люди других вероисповеданий могут посмотреть на это величественное сооружение. Lingaraja Temple – это больше 150 каменных храмов, посвященных Шиве и Вишну. Снаружи они богато декорированы резьбой, скульптурами богов, животных, людей, цветов. Поэтому, когда смотришь на храмы, создается впечатление, что смотришь на сказочные дворцы. Сравнивая архитектуру Lingaraja Temple с архитектурой сохранившихся церквей нашего «Золотого кольца», построенных в то же время, видишь, насколько индийская архитектура была более развита в те далекие времена.

Не менее известный храм Бхубанесвара Mukteswara Temple доступен для посещения людей других религий. Храм был построен в 10 веке, считается лучшим образцом архитектуры Ориссы. На территории храма очень аккуратно, тихо, немноголюдно.

Некоторые индусы пришли принять ванну в небольшом озере под стенами храма. Возможно, они получают своеобразное благословение после такого купания – потому что, судя по портфелям, которые лежали на ступенях, и по деловой одежде, мне показалось, что люди пришли во время обеденного перерыва на работе.

За посещение храмов в Бубанешваре обычно спрашивают « donation »- заплатить какую-нибудь сумму «на храм». Сумма не фиксированная, ее и имя человека, дающего деньги, записывают в специальную тетрадь. Мы много денег не оставляли, и, что очень приятно, никто не выражал своего недовольства по этому поводу. В районе Пури, где мы провели большую часть времени в Ориссе, меня порой доводило до отчаяния, что «пандиты» (священнослужители в индийских храмах) начинают требовать деньги, как только входишь в храм, не дают пройти – все показывают на тарелку для денег. А порой начинают еще и громко возмущаться, что, по его понятиям, ты пожертвовал маленькую сумму.

Читайте также:  Трудящиеся женщины - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

К сожалению, мы не знали, что нам так понравится в Бубанешваре, и оставили на него только пол светового дня. Но эти пол дня подарили нам очень интересное знакомство.

Когда мы проходили мимо небольшого храма, пандит пригласил нас войти. Мы засомневались – у нас мало времени, и хочется посетить более известные храмы. Но, следуя давней привычке, решили не отказываться, и вошли на территорию храма. Построенный в 7 веке Parsurameswara Temple оказался одним из самых древних храмов в Бхубанешваре. Трудно поверить, что храм такой старый – он очень хорошо сохранился. Видимо, он был построен из очень твердой породы – более молодая пристройка к храму сохранилась значительно хуже. Стены храма очень богато украшены скульптурами, изображающими Шиву, 10 сущностей Парвати, и даже сцены из Камасутры.

Пандит пригласил нас внутрь храма, и разрешил войти в старый храм, где проводят пуджи. Здесь было так прохладно, умиротворенно, что нам уже не хотелось никуда спешить. В разговоре выяснилось, пандит узнал нас. Он приезжал на Фестиваль Солнца в Конарк, и вспомнил, что видел нас, когда мы гуляли по городу с нашей подругой из рыбацкого поселка и с ее внучкой.

Мы сидели втроем на полу храма, и разговаривали с пандитом, как со старым другом. Он рассказывал нам про свою жизнь, и очень сожалел, что мы уезжаем, и он не успеет показать город. Среди прочих историй он рассказал нам одну о том, как его друг – итальянец пригласил его в гости в Италию, оплатив всю поездку,. И, как только он вышел из самолета, изумленные полицейские взяли его под стражу. У нашего друга очень редкая для Европы болезнь, но часто встречающаяся в Индии. У него очень плохо развита одна нога, и поэтому он сильно хромает. Мы не знаем, в чем пандит был одет, когда приехал в Италию, возможно, обмотан в красную клетчатую ткань, в которую одеваются все пандиты в Ориссе. Но на поясе его висел большой, украшенный камнями, старинный кинжал. Неудивительно, что человек такой странной внешности привлек внимание первого же полицейского, и пришлось вызывать на помощь друга – итальянца, чтобы благополучно разрешить вопрос.

Когда мы прощались с пандитом, обещая навсегда сохранить друг друга в сердце, мимо храма проходили европейцы. Он пригласил их войти, но они отмахнулись, и, сфотографировав нас на фоне храма, поспешили к более известному Mukteswara Темплу, так и не узнав, сколько радости от искреннего сердечного общения они могли бы получить.

Кроме вышеописанных храмов, на нас произвела впечатление общественная кухня в одном из храмов по пути от Лингараджа Темпла к Муктешвара Темплу. Десятки пандитов с обмотанными красными клетчатыми тканями бедрами и обнаженным торсом заняты приготовлением еды на задворках храма. В огромных котлах они варят рис, дал, готовят овощи.

Несколько десятков пандитов в таком же клетчатом одеянии сидят в большом дворе храма и накладывают еду в тарелки из пальмовых листьев. Мы были сытые, поэтому есть не стали, но едоков на веранде было немало.

Кроме общей ненавязчивой обстановки и храмов, нам очень понравилась в Бхубанешваре еда. Живя в Индии, где очень много вегетарианцев, даже начинаешь стесняться своего мясоедства, и неудобно заявлять во всеуслышание о том, что в забегаловке напротив нашего гестхауза очень вкусно готовили курицу. И порции, которую нам завернули с собой, хватило не только на ужин, но и на завтрак.

В Бхубанешваре впервые за 5 месяцев в Индии мы увидели настоящий супермаркет. Предвкушая на ужин сыр с крупными дырками и шампанское, мы специально изменили маршрут прогулки по городу, чтобы зайти в супермаркет. При этом мы совершенно забыли, что алкоголь в Индии продается только в специальных магазинах, поэтому шампанского в супермаркете быть не может. И вообще, в Индии его, кажется, нет. Тогда мы начали штудировать магазин на предмет сыра, и нам предложили плавленый сыр. Так, купив плавленого сыра и чипсов, и потратив кучу денег, разочарованные мы вышли из супермаркета.

Бхубанешвар – первый большой индийский город, который произвел на нас очень положительное впечатление. Уезжали мы из него с чувством сожаления – что так мало побыли в здесь и мало посмотрели, и с горячим желанием вернуться сюда вновь. Пожалуй, это единственное место из нашей поездки в Ориссу, куда хотелось бы вернуться.

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА.
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.

На восточном побережье Бенгальского залива расположился индийский штат Орисса со своей столицей Бхубанешвар – важным центром индуистского паломничества. Бхубанешвар – это не просто курорт, Бхубанешвар – Город Храмов.

Географическое положение Бхубанешвара

Бхубанешвар — индийский город, расположенный в районе дельты реки Маханади, к югу от города Катака. Воды Бенгальского залива и озера Бинду Сагар омывают берега этого чудесного города, занимающего восточную прибрежную равнину Ориссы. Бхубанешвар является одним из первых запланированных городов Индии наших дней с множеством садов и парков. Обилие водоемов, лесов и зелени благоприятствовало тому, что столица Ориссы считается самым чистым и зеленым городом Индии.

Климат Бхубанешвара

Тропический муссонный климат города – климат саванны — характеризуется осадками, выпадающими, по большей части, с июня по октябрь. Средняя температура зимой составляет +15ºϹ, а в летнее время — +34ºϹ. Летом воздух может прогреваться до + 40-45 градусов. Среднегодовая температура воды колеблется около +28 ºϹ. Весной, чаще в апреле и мае, распространены грозы. В июне здесь появляются юго-западные муссоны. Поэтому лучшим временем для посещения этого курорта считается период с ноября по март.

Историческая справка Бхубанешвара

История города началась более двух тысяч лет назад, еще во времена династии Чхеди (около II века до н.э.). Как только не назывался Бхубанешвар за этот период: Тошали и Калинга-Нагари, Нагар-Калинга и Экамра-Канан, Экамра-Кшетра и Мандира-Малини-Нагари, что означает «Город Храмов».

Первые упоминания о городе в истории Индии появляются в качестве столицы Калинги где-то в III веке до н.э. Именно здесь была воздвигнута скала с эдиктами, которая находится в 5 км южнее Дхаули, сохранившаяся до сих пор. Во времена правления Чхеди древняя Калинга была довольно значительной северо-восточной морской державой, контролирующей торговлю всего региона. В V веке н.э. город, имеющий к тому времени название Экамра-Кшетра, становится центром почитания женского начала Шакти и бога-разрушителя Шивы.

В VII веке город вступил в эпоху своего процветания. Именно тогда началось массовое воздвижение песчаниковых храмов вокруг Бинду Сагара. 7 000 храмов, окружавших в те времена Бинду Сагар, который по преданиям, получал воду из всех священных рек Индии, являлись и пожертвованиями богам, и в тоже время символами власти. Начиналось строительство с довольно скромных строений, таких как Бхаума-Карами или Сомавамши, и постепенно дошло до произведения гигантских масштабов — Лингараджа, где проживал «бог трех миров» — Трибхубанешвар, от которого город и заимствовал со временем свое название. Бхубанешвар в переводе — это мир богов (бхубан — мир, а ишвар означает бог).

В конце XV века, когда, не смотря на сильные армии, сдерживающие продвижение ислама на восток, монголы таки взяли город, были стерты с лица земли практически все храмы Бхубанешвара. Город потерял свою значимость и впал в эпоху безвестности.

Лишь после обретения Индией независимости Бхубанешвар был офищиально объявлен административным центром штата Орисса (в 1956 году).

Достопримечательности Бхубанешвара и рядом

Бхубанешвар — не только столица штата, город-курорт, но и, благодаря множеству сохранившихся храмов, — центр индуистского паломничества. В большинстве своем храмы посвящены богу Шиве. Столица Ориссы — это расположенные вдоль железнодорожной линии две части города. Более современная, северо-западная часть Бхубанешвара отстроена в 1948—1956 годах, богата офисами, общественными зданиями, жилыми кварталами и мало привлекает туристов. Все главные достопримечательности расположены в юго-восточной части города.

Центром расположения храмов является священное озеро с островом ритуалов Бинду Сагар, которое находится в южной части Бхубанешвара. Стены почти 500 храмов имеют желто-красный оттенок, украшены различным орнаментом, а некоторые классические образцы столпообразных храмов с прилегающими воротами и залами покрыты снаружи резьбой.

Самый красивый и крупный храм комплекса — храм Лингараджа, расположившийся на вершине пологого невысокого холма западного берега Бинду Сагара, возвышается над городом, поэтому виден практически отовсюду. Воздвигнутый в XI веке в честь бога Шивы Трибхубанешвара, он в высоту достигает 55 метров. Каждый сантиметр стен здания украшен замысловатой резьбой. Под шпилем башни храма, состоящей из мелких башенок, стоит несколько львов. В современном виде этот храм появился в промежутке 1090-1104 годов, но его история началась задолго до этого периода.

Храм Вайтал, посвященный Чамунде, богине голода и смерти, одному из проявлений Кали, и датируемый VIII веком, расположен чуть дальше к западу от озера. В нем совершается тантрическое поклонение. В отличие от большинства храмов Бхубанешвара, которые венчает один шпиль, Вайтал имеет три шпиля, напоминающий тришул, иначе: трезубец Шивы. Множество эротических барельефов украшает стены храма.

Храмы Кедаргаури, Сиддхешвар и самый выразительный и фотогеничный Муктешвар находятся к востоку от озера. Немного дальше расположен храм Паршурамешвар. Построенный в VII веке, он украшен роскошной резьбой по камню. Это один из самых древних индуистских храмов. Под строгой, мрачной башней Паршурамешвара стены храма пестреют изображениями лошадей и слонов. За этими храмами расположено небольшое озеро, исцеляющее окунувшихся в него женщин от бесплодия.

Между озером Бинду Сагар и железнодорожным вокзалом возвышается храм Рамешвар. Вдали от большинства храмов и железнодорожного вокзала, но в достаточной близости от современного автовокзала расположен храм Исккон. Шри Шри Кришна-Баларама, Джаганнатх, Шри Шри Гаура-Нитай, Субхадра и Баладев — божества этого храма. Можно остановиться для проживания в небольшом гестхаузе при храме, соблюдая общие правила: отсутствие рыбы, мяса, яиц, спиртных напитков и внебрачного секса.

В большинство храмов неиндусы не могут войти, но туристам все же дозволено увидеть внутреннее убранство храмов издалека, взобравшись за небольшие пожертвования на специальные платформы.

Ежегодно в городе, в апреле-мае, проходит фестиваль колесниц Ашокастами, когда статую Лингараджа везут вокруг храма на огромной колеснице и доставляют к озеру Бинду Сагар, чтобы свершить ритуальное купание.

Читайте также:  Саньяси - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В Бхубанешваре можно посетить не только храмы, но и музеи. В Государственном Музее выставлены археологические находки, артефакты из земель адиваси, изделия местного прикладного искусства, собрания джайнской и буддийской скульптуры и огромная коллекция рукописей, картин и старинных книг, выполненных на пальмовых листах. Музей искусства и артефактов племен предоставит любознательным туристам полную и квалифицированную информацию и консультацию о племенах Ориссы. Галерея современного искусства Ориссы — это весьма эклектичная выставка-продажа довольно ординарных работ современных художников штата.

В нескольких километрах к юго-западу от Бхубанешвара находятся пещерные монастырские комплексы Удаягири и Кхандагири. Удаягири — двухуровневый пещерный комплекс в виде небольшой подковообразной скалистой возвышенности, некогда увенчанный апсидальным храмом, напоминающим о себе в наши дни лишь фундаментом. Узкая зеленая долина отделяет от Удаягири холм Кхандагири с джайнским храмом, датируемым XIX веком и действующим до сих пор.

Экскурсии из Бхубанешвара

Бхубанешвар вместе с городами Пури и Конарк входит в популярный туристический маршрут по Ориссе — «Золотой треугольник». Вследствие того, что Орисса — это практически самый экзотический и малопосещаемый штат Индии, здесь сохранилась девственная природа, уникальная культура и самобытные племена, которые стоит увидеть.

Места для развлечений и шопинга в Бхубанешваре

В перерывах между увлекательными экскурсиями можно покататься на яхте или скутере, отправиться на пляж позагорать, заняться дайвингом, пройтись по магазинам, посетить рестораны и ночные клубы.

Местные рынки и магазины предоставляют широкий выбор деревянных и серебряных изделий и украшений. Здесь вы сможете купить сари или побаловать себя изысканным чаем и специями.

Вместо заключения стоит упомянуть о местной кухне. Блюдам из риса, баранины, овощей и козлятины придают неповторимый вкус и аромат различные приправы. Еще Бхубанешвар славится своими сладостями, попробовав которые однажды, полюбишь навсегда.

Бхуванешвар (Bhubaneswar)

Бхубанешвар (Бхубанешбар, Бхуванешвар) — это столица индийского штата Орисса. У города длинная история более двух тысяч лет, начиная с династии Чеди (около 2 века до н. э.). Бхубанешвар также известен как “город храмов” Индии. Исторически Бхубанешвар был известен под разными названиями, такими как Тошали, Калинга-Нагари, Нагар-Калинга, Экамра-Канан, Экамра-Кшетра и Мандира-Малини-Нагари («Город Храмов»). Вследствие своей святости крупнейший город штата Орисса Бхубанешвар сейчас — один из главных духовных центров.

В Бхубанешваре много великолепных скульптур и архитектурных памятников. В нём много храмов (более 600), поэтому Бхубанешвар часто упоминается как индийский “город храмов”. Бхубанешвар входит в Сварна-Трибхуджу («Золотой Треугольник»), это — одно из самых посещаемых мест в Индии.

Бхубанешвар — это один из первых запланированных городов современной Индии, в нём есть лес, водоёмы, обилие зелени; поэтому он стал одним из самых чистых и зелёных городов Индии. Современный Бхубанешвар — это хорошо спланированный город с широкими дорогами и множеством садов и парков.

Первое упоминание о Бхубанешвар в истории Индии встречатся в печально известной войны Калинги, которая прошла возле Дхаули (в настоящее время расположеной на юге Бхубанешвара) в 3-м веке до н. э. Впоследствии император Кхаравела основал свою столицу в Сисупалгархе, который сейчас находится на окраине города. Позже бесчисленные храмы строились по всей древней истории в соответствии со своим статусом “храмовый город”. Город был древней столицей империи и архитектурным наследием. Город был самым важным в регионе с 7-го по 11-й века, когда король Калинга правил Ориссой и за её пределами. В основном храмы в Бхубанешваре, таким образом, были построены с 8-го по 12-й века и под влиянием шиваизма. Джайнисткие и буддийские святые места говорят о поселениях вокруг Бхубанешвар в первые два века до нашей эры.

В Государственном музее Бхубанешвара есть много археологических ценностей, оружия, предметов искусств и ремесел, а также описание истории Ориссы. Научно-исследовательский институт музея обладает подлинными жилищами того времени, созданные мастерами.

География и погода Бхубанешвара: Бхубанешвар находится на 21°15′ северной широты 85°15′ восточной долготы и на высоте 45 метров над уровнем моря. Географически Бхубанешвар находится в восточной прибрежной равнине Ориссы и юго-западу от реки Маханади. В городе — тропический климат (климат саванны). Средняя температура колеблется между 15°C зимой до максимум 40°С летом. Грозы распространены в апреле и мае. Юго-западные муссоны появляются в июне. Осадки большей частью выпадают в период с июня по октябрь.

Экономика Бхубанешвара: С 90-х годов Бхубанешвар получил крупные инвестиции в области телекоммуникаций, информационных технологий и высшего образования, машиностроения. Местные талантливые люди, высокое качество жизни в городе и активность местной администрации направили ИТ-инвестиции в город.

Автомобильный транспорт Бхубанешвара: Штаб-квартира Орисса State Road Transport Corporation (OSRTC) расположена в Бхубанешваре. Автобусный вокзал Бхубанешвар находится в Бармунде в 8 км от центра города, и OSRTC организовала регулярное рейсы автобусов, связывающие подключения Бхубанешвар с различными городами как в штате Орисса, так и с соседними штатами Андхра-Прадеш, Джаркханд, Западная Бенгалия и Чхаттисгарх. В Бхубанешваре развит общественный транспорт, в том числе для туризма. Городские автобусы зелёные и информация о маршруте отображается на светодиодных табло для пассажиров. Тарифы недорогие, и маршруты охватывают направления по всему городу.

Железнодорожный транспорт Бхубанешвара: Штаб-квартира Железной Дороги Восточного Побережье находится в Бхубанешваре. Вокзал Бхубанешвар (BBS) — один из основных в Индии. Он расположен в центре города и связан с крупными городами страны, такими как Нью-Дели, Мумбаи, Пуна, Калькутта, Ченнай, Бангалор, Кочи, Джамшедпур, Райпур, Ранчи, Гувахати, Силигури, Ахмадабад, Хайдарабад, Лакхнау, Тируванантапурам, Джодхпур, Бокаро и другими ежедневными экспрессами и пассажирскими поездами. Бхубанешвар — крупный индийский город с железнодорожным вокзалом мирового класса и пятью железнодорожными станциями в черте города.

Воздушный транспорт Бхубанешвара: Аэропорт Биджу-Патнаик, известный как аэропорт Бхубанешвар, в настоящее время — это крупный аэропорт внутренних линий в штате Орисса. Он находится в 3 км к югу от города. Из этого аэропорта есть регулярные рейсы во многие штаты по всей Индии, в такие города как Нью-Дели, Хайдарабад, Калькутта, Мумбаи, Бангалор, Райпур, Гоа, Шринагар, Ченнай и другие.

Население Бхубанешвара: Хотя нация ория составляют подавляющее большинство жителей города, есть большие группы марвари, пенджабцев, бенгальцев и телугу. Вследствие роста в сфере образования в городе наблюдается огромный приток студентов в город и штат. Основной язык в городе — это ория, однако хинди и английский языки понятны большинству людей города.

Культура и историческое наследие Бхубанешвара: Бхубанешваре когда-то было более тысячи храмов. Хотя сохранилось около шестисот из них, в Бхубанешваре много различных храмов. Это снискало ему название “город храмов”. Наиболее известные из них Храм Лингарадж, группа храмов Лакшманэшвара, Храм Парашурамешвара, Храма Сварнаджалесвра, Храма Муктесвара, Храма Раджарани, Храм Брахмешвара, храм Ананта-Васудевы, Храм Сари, Храм Ямешвара и другие. Храм Лингарадж возвышается над городом и виден издалека. Сохранется дух культуры ория в виде классического танаца одисси, ремёсел, артистические выступления, скульптура, театр и музыка. Храм Бхубанешвара 10-го века Лингарадж описывают как “истинное слияние мечты и реальности”; он посвящен Шиве. Храм Лингарадж — это лучший пример храма в Индии. 55 метров высоты храма Лингараджa покрыты резьбой.

Фестивали Бхубанешвара: В день Ashokashtami в марте мурти Лингараджa
(Шива) и других Дэват участвую процессии от храма Лингараджa к храму Rameshwara. В конце января приходит Адиваси-Мела, который отображает искусства, традиции, культуру и музыку жителей Ориссы. Дурга-Пуджа — это тоже важный праздник. Лакшми Пуджа в Laxmisagar возле Jharapada тоже очень известна. Ратха-ятра — это самый важный праздник в Ориссе.

Кухня Бхубанешвара: Бхубанешвар известен своей кухней и сладостями. Rasgulla, Chhena Poda, Rasabali, Chennajhilli и различные другие сладости — это традиционные блюда Ориссы. Традиционная пища ория — Дахи-Пакхал. Бхубанешвар также славится своими знаменитыми Khhaii, которые состоят из риса, пальмового сахара и кусочков кокоса.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Бхуванешвар – город любви – приключения в индийском Бхубанешваре

Название: Шри Шри Кришна-Баларам Мандир

Адрес : Bhubaneswar ISKCON temple, IRC. Village, Nayapalli, Bhubaneswar. Pin-751015, Orissa, India.
Тел : (0674) 2553517
Email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Guest-house : (0674)2555742, Mobile:9439263366,9238996013

Божества: Шри Шри Гаура Нитай, Шри Шри Кришна Баларама, Шри Шри Джаганнатха-Баладева-Субхадра.

В Храме Лотоса: Шри Шри Радха Гопинатха, Гопал (перед лестницей слева в стене)

Также на территории храма находятся бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады и самадхи Шрилы Гоур Говидны Свами Махараджа.

Год открытия: 1996

Как добраться: на рикше или такси, спросить «ИСККОН Темпл».

Гостиница: есть (на 2011 год 250 рупий за номер в сутки)

Закусочная: есть

Ресторан: есть

Фотографии: здесь

Расписание:

Мангала-арати в самадхи Гоур Говидны Свами и Бхаджан кутире Шрилы Прабхупады – 4:00 (летнее) и 4:15 (зимнее)

Мангала-арати – 4:15 (летом) и 4:30 (зимой)

Туласи-пуджа – 4:45 (летом) и 5:00 (зимой)

Гуру пуджа в Самадхи – 7:00

Шрингара-даршан и Гуру-пуджа Шриле Прабхупаде – 7:30

Лекция по Шримад-Бхагаватам – 8:30-9:30

Балья Бхога-арати – 8:30

Храм закрывается – 12:45

Туласи арати – 18:15 (летом) и 18:00 (зимой)

Сандхья-арати – 18:30 (летом) и 18:15 (зимой)

Лекция по Бхагавад-гите – 19:30

Шаяна-арати – 20:00 (летом 20:30)

Храм закрывается – 20:30

История храма

В 1975 году Шрила Прабхупада поручил Гоур Говинде Свами построить храм на пожертвованной земле. В то время это были джунгли недалеко от Бхуванешвара. Даже рикшавалы боялись сюда заезжать.

Шрила Гоур Говинда Свами приехал в Бхуванешвар из Вриндавана, чтобы исполнить наставление своего духовного учителя. Поначалу он остановился в дхармашале недалеко от храма Ананта Васудевы в «Старом городе» Бхуванешвара, в 6 км от джунглей. Из этой дхармашалы он каждый день приходил на пожертвованную землю. Первое, что он сделал – построил хижину. В то время у Шрилы Гоур Говинды Свами не было ни денег, ни людей.

Он вернулся во Вриндаван, чтобы попросить Шрилу Прабхупаду: «Не могли бы вы дать мне денег, книги и несколько преданных?» Но Шрила Прабхупада ответил: «Нет. Мой Гуру Махараджа сказал мне идти в западный мир, чтобы проповедовать сознание Кришны. Это была чужая земля. У меня не было друзей. Я пошел просто выполнять наставление моего духовного учителя. Но Орисса ваша родина, чего вы боитесь? Вайшнав не одинок. Кришна с ним всегда».

Шрила Гоур Говинда Свами вернулся один, с пустыми руками, но с полной верой в слова своего духовного учителя. Он начал проповедовать в Бхуванешваре и переводить книги Шрилы Прабхупады на язык ория. Он печатал мини-журнал и ходил от двери к двери и от офиса к офису, проповедуя и собирая пожертвования. Со временем местные преданные начали приходить помогать ему.

Читайте также:  Буддизм - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В начале 1977 года, проведя на землю воду и электричество, Шрила Гоур Говинда Свами попросил Шрилу Прабхупаду приехать в Бхуванешвар. Он организовал для Шрилы Прабхупады комфортное размещение в правительственной гостинице, но Прабхупада отказался: «Я останусь только там, где мой ученик, Гоур Говинда построил для меня хижину». Шрила Прабхупада оставался в Бхуванешваре семнадцать дней. Он ждал дня явления Господь Нитьянанда, чтобы заложить первый камень в фундамент своего последнего, 108го храма. Санньяси и преданные, сопровождающие Шрилу Прабхупаду были удивлены, увидев эти джунгли. Они сказали Прабхупаде: «Это место в стороне, хижина на пустыре. Там ничего нет. Было бы лучше построить что-нибудь в Пури. Почему мы должны тратить время и деньги на это место?» Но Шрила Прабхупада был непреклонен. «Нет! Это место будет сердцем города».

Шрила Прабхупада дал Гоур Говинде Свами точные указания насчет будущего храма. «Во Вриндаване есть Кришна-Баларам Мандир. Построй Кришна-Баларама Мандир здесь. Должно быть три алтаря. Главные божества Шри Шри Кришна Баларама на центральном алтаре. Гаура-Нитай – справа. А слева – Джаганнатха, Баладева и Субхадра, потому что это Орисса, земля Джаганнатхи. Кришна-Баларама и Гаура-Нитай будут выполнены из латуни и произведены в штате Орисса». Шрила Прабхупада также предсказал, что Господь Джаганнатха придет Сам, и это предсказание сбылось.

После того, как Шрила Прабхупада покинул этот мир 14 ноября 1977 года, Шрила Гоур Говинда Свами широко проповедовал в штате Орисса и путешествовал по всему миру. Ему стали помогать многие западные преданные. Шрила Гоур Говинда Свами увидел храм почти полностью завершенным в 1991 году, после долгих 15 лет борьбы. Храм открыли на Нитьянанда-трайодаши – то же благоприятный день, в который 1977 году Шрила Прабхупада заложил первый камень.

Выполняя желание Шрилы Прабхупады Шрила Гоур Говинда Свами установил Божества Шри Шри Гаура-Нитай, Шри Шри Кришны-Баларамы и Шри Джаганнатхи-Баладевы-Субхадры на трех алтарях и назвал храм Шри Шри Кришна-Баларама Мандир.

Храм Шри Шри Кришны Баларамы в Бхуванешваре был последним, 108-ым храмом, открытым Шрилой Прабхупадой.

Интересна также история маленьких Божеств Гаура-Нитай. Раньше им поклонялся Локанатха Свами – он возил Их с собой по всей Индии, с падаятрой. Однажды в 90-х годах, Локанатха Свами приехал в Бхуванешвар с группой преданных падаятры и остановились в храме. Божества Гаура-Нитай пришли во сне к Гоур Говинде Свами Махараджу и сказали, что хотели бы остаться здесь, в Бхуванешваре, навсегда. Утром Гоур Говинда Свами пришел к Локанатхе Свами и сказал об этом. Но Локанатха Свами не согласился. Он сказал, что очень привязан к этим Гаура-Нитай, и Они всегда путешествовали с его падаятрой. Через некоторое время, когда группа падаятры во главе с Локанатхой Махараджем собирались двинуться дальше, в следующий город, неожиданно прямо перед воротами храма умер бык, который всегда возил Божеств во время падаятры. Локанатха Свами понял, что это знак свыше, и сдался. Он оставил своих маленьких Божеств Шри Шри Гаура-Нитай в храме ИСККОН в Бхуванешваре, где Они находятся до сих пор.

Одной из особенностей храма в Бхуванешваре является очень высокий стандарт поклонения Божествам. В пуджарской и на кухне Божеств служат только мужчины, женщинам не разрешают служить Божествам. Единственное служение, которое разрешают выполнять женщинам – делать гирлянды для маленьких Божеств (для больших Божеств – нельзя!).

Индия, штат Орисса – прогулка по городам Бхубанешвар, Пури и Конарак

Рассказ о посещении индийского штата Орисса (местное название – Одиша) в апреле 2010-го.

Достаточно удобно в Ориссу ехать (и, соответственно уезжать) из Колкаты или Райпура ночными поездами.

Столица штата – город Бхубанешвар. Железнодорожные пути чётко отделяют “Старый Бухбанешвар” от громадного нового города, построенного за последние полвека по строгому плану.

Главная улица Старого городе – Льюис Роад с массой магазинчиков и отельчиков. И даже супермаркетами –

И самой обычной торговлей арбузами –

Бхубанешвар знаменит своими древними храмами, выполненными в своеобразном стиле индийской культовой архитектуры. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.

Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города, осмотр лучше начинать с перекрёстка Льюис Роад и Танкапани Роад.

Налево вскоре будет Раджарани Мандир, единственный из храмов Ббс, который является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.

По сторонам 18-метрового деула (башни храма) размещены статуи дикпалов со свитой.

Дальше по Танкапани, будет комплекс шиваистского храма Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.

И храм Бхаскарешвара в красивом парке.

Направо с перекрёстка за несколько минут доходим до Бинду Сагар (“Капля океана”) – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.

На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара (“Повелитель трёх миров”). Нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе.

В окрестностях Бинду Сагар есть храмы менее известные, но более интересные.

Самый красивый из ранних орисских храмов – Парашурамешвара Мандир, построенный около 650 года.

И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.

Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет “лев, побеждающий слона” – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.

Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).

На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.

Из Бхубанешвара съездил в Удайгири и Кхандагири – джайнские пещерные монастыри, вырубленные пару тысячелетий назад в склонах песчаниковых холмов в окрестностях тогдашней столицы Калинги, Сисупалгарха.

Расположены они в 6 километрах северо-западнее современного Бхубанешвара, недалеко от хайвея на Колкату. Ехать от Калпана Сквер на авторикше где-то с полчаса, 120 рупий в один конец.

По высадке на дороге с массой лавчонок справа у нас будет Удайгири, а слева – Кхандагири. Сначала идём направо, где яркий газон приветствует нас.

Вход – 100 рупий.

От входа идти направо к самому большому и впечатляющему сооружению всего комплекса – пещере № 1 Рани Ка Наур (“Дворец царицы”).

Двухэтажный пещерный комплекс известен резными фризами с разными зверями и джайнскими святыми.

Вторая по интересности пещера будет ещё дальше направо – № 10 Ганеш Гумпха (“Пещере Ганеши”).

От пещеры Ганеши ступеньки налево ведут на вершину холма, где будет фундамент главного зала из чёрного камня.

Напротив входа в Удайягири широкая лестница ведёт вверх на Кхандагири, на вершине которого белеет джайнский храм Парсванатха, построенный в начале XIX века – он хорошо виден с вершины Удайгири.

Лестница оккупирована мартышками, корм для которых (в виде газетных кулёчков с орешками) продают за рупию мальчишки в начале подъёма. Мартышки оказались на редкость спокойны и воспитаны (не в пример индийцам) – вежливо брали протягиваемые им кулёчки, аккуратно их надрывали и не спеша поедали орешки.

В общем, всё чинно – очевидно, мартышкам на жизнь хватало за глаза, поэтому сами к туристам они не лезли.

Лестница выводит к серии пещер – довольно тусклых и невзрачных после Удайгири.

Из Бхубанешвара полтора часа автобусом до Пури на берегу Бенгальского залива Индийского океана, местного Сочи и местной Мекки (храм Джаганатха) в одном флаконе.

Местная туристическая инфраструктура сосредоточена на идущей парралельно берегу Чакратиртха Роад (сокращённо – Си-Ти Роад).

С неё пару минут ходьбы до океана.

Пляж в Пури – широкая песчаная полоса по берегу океана, тянущаяся на многие километры от рыбацкой деревни на запад.

Пляж не сильно обустроен. Несколько забегаловок под пальмовыми крышами, отдельные лошади и верблюды предлагают на себе покататься.

Немногочисленные белые загорают, многочисленные индусы больше бродят вдоль берега, фоткаются с белыми, кое-кто лезет в океан. Там сильнейшая прибойная волна.

Да, ещё по пляжу бродят отдельные подозрительные граждане, именующие себя “фишерменами”, и знакомые с азами русского. Начинают свои предложения с катания на рыбацких лодках, затем – жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы (качество демонстрируется на месте разрезанием стекла). И последний уровень предложения – марихуана, девочки, мальчики.

Погода летом в Пури описывается одним словом – “сауна”. Под + 40 с безоблачным небом и почти 100 % влажности. Все вещи моментально становятся влажными и наотрез отказываются сохнуть. Ещё по расписанию, с 10-ти до 12-ти отключают электричество.

На восточном конце Си-Ти Роад заканчивается в рыбацкой деревне – нагромождение пальмовых хибар с вытащенными на берег лодками.

Так что в рационе местных жителей и гостей города большое место занимает рыба и морепродукты

Ещё с 2-х до 5-ти местные заведения закрываются на сиесту. И при входе в магазины (даже интернетни) в Пури положено разуваться, оставляя обувь у входа. Наверное поэтому в Пури царит довольно расслабушная атмосфера провинциального курорта.

Из Пури час езды автобусом до Конарака, храмового комплекса в честь Сурьи, бога Солнца, самой известной достопримечательности штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий.

За главным входом будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.

Главный храм выполнен в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад.

Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.

Так что самый запоминающийся элемент декора храма – громадные резные колёса.

Храм обильно украшен резной скульптурой, изображающих богов, героев, музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены –

Конечно, не Кхаджурахо, но кое-что имеется, во всяком случае в ряде мест индийцы дружно останавливались и пальцами показывали.

С западной стороны над громадной кучей камней рухнувшего деула возвышаются ниши над маленькими дверцами с разными статуями.

Средний – сам бог Солнца Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.

Помимо главного храма, есть на территории комплекса останки ещё пары храмов поменьше, а так же громадные статуи животных-хранителей.

Вздыбленные кони, удерживаемые воинами –

И ещё какие-то странные бронированные создания –

На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.

Ссылка на основную публикацию