История йоги – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Йогу и путешествие объединяет познание

Йога — это познание своего тела, разума, души, а путешествие – это познание страны, культуры, людей. Познание объединяет йогу и путешествие. Преподаватель йоги и организатор йога-туров поделилась своими мыслями о том, чему учит йога, как найти своего учителя по йоге и чем отличаются йога-туры от обычных занятий в студии.

— Расскажите о себе.
— Привет! Меня зовут Динара, но все называют Ди. Живу в интересном городе Казахстана — Атырау. Интересен он тем, что это практически вахтовый поселок нефтегазодобывающих компаний, тут много приезжих, казахстанцев, россиян, иностранцев, тут особая интернациональная атмосфера с местным колоритом.
Я занимаюсь преподаванием йоги и организацией йога-туров. Помню тот момент, когда поняла, что хочу заниматься йогой. Это был ознакомительный урок у одного очень харизматичного учителя из восточной Европы в Алматы. Видимо его харизма сыграла не последнюю роль. Я тогда только переехала из нашего городка в большой Алматы, получила привлекательное предложение по работе. Страшно подумать, целых 13 лет работала в финансовой системе, прежде чем понять, что хочу заниматься именно тем, чем занимаюсь сейчас.

— Что для вас значит йога?
— Для меня йога — это инструмент, образ жизни, отношение к реальности, все что угодно, кроме просто физической нагрузки или прямо противоположного, духовного пути.

— Где вы обучались йоге?
— Я прошла курс лекций по анатомии асан, по основам йоги от Сергея Агапкина в Алматы, и полный курс йога-инструкторов в Индии, г. Ришикеш в Гималайской школе йоги.

— Какое направление йоги вы практикуете?
— Моя личная практика — это Аштанга виньяса йога, а преподаю я виньяса флоу йогу и хатха йогу.

— Расскажите о ваших йога-турах.
— Это всегда дружеская поездка, никто не связан сильно строгим регламентом, есть определенный план, но как показала практика, люди, которые отправляются со мной в йога тур, всегда легки на подъем. Мы можем с утра провести йогу, а потом сорваться в горы или на пляж) Мы не сильно погружаемся в туристическую среду страны, но это всегда очень колоритные и интересные места. И почти всегда это девичьи компании, а самое главное не дорогие)

— Сколько стран объехали с йога-турами?
— Пока это только одна страна — любимая Индия. Я набираюсь опыта, нахожу понимание того, какой формат интересен мне и откликается в группах, которые ездят со мной. В августе география уже расширяется, и это будет йога-кемпинг-тур в Грузию.

— Какая страна запомнилась больше всего?
— Если говорить о йога турах, то в моем опыте пока единственная страна — Индия. Но у меня есть опыт самостоятельных путешествий по Европе, России и Средней Азии. В Европе это Португалия, тут я мечтаю создать йога-резиденцию. Сейчас я кстати занимаюсь пробной версией в Гоа, планирую там провести весь сезон 2018-2019 г., это будет гостевой дом по типу: комната+завтрак+йога.

— В чем преимущество йога-туров перед обычными занятиями в студии?
— Дома мы ходим на йогу как на занятия фитнесом, пришел — позанимался — ушел и забыл до следующего занятия. А йога тур — это отдых от трудовых будней, в то же время, не заезженный тур-маршрут, не «овощной» отдых на берегу моря, и не беготня по памятникам и магазинам. Это сочетание достопримечательностей, развлечений, здорового образа жизни, йоги, немного философии и медитации, и хорошей компании. Как правило, в такой тур едут те, кто осознан, готов к открытиям и абсолютно неконфликтный)

— Что, по вашему мнению, связывает йогу и путешествие?
— Познание! Йога — это познание своего тела, разума, души, а путешествие – это познание страны, культуры, людей.

— Приходилось общаться с гуру, монахами?
— Да, в Индии с этим нет проблем) Но честно, я все очень сильно пропускаю через фильтр, поскольку это уже давно стало коммерцией.

— Чему учит вас йога?
— Любить жизнь, очень долгое время я не понимала в чем смысл моей жизни. Кто-то рассказал мне анекдот:
Приходит на беседу к духовнику девушка — духовное чадо в длинной юбке, скромной блузе и платке. Опустив очи долу, обращается к батюшке: — «Батюшкa! Скажи свою концептуальную оценку про последнюю монографию протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященную варлаамитско-паламитской полемике, и написанную в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже». Батюшка: «замуж, срочно замуж!»
Это было про меня)))

— Как найти своего учителя по йоге?
— Начать с «тела». Походите к разным преподавателям, послушайте тело, вы сразу поймете чей голос и подача вас не будут раздражать, кто корректно относится к телам студентов. А потом попробуйте пообщаться с ним, и, если действия не будут расходится со словами. Это он.

— Что вам дает путешествие?
— Ощущение новизны, мне очень быстро становится скучно в одном месте, видимо что-то есть в крови от кочевников предков.

— Ваши советы и пожелания желающим заниматься йогой.
— Истина в вас, никто так не чувствует ваше тело, как вы сами, никто так не понимает вас, как вы сами. Нет ничего абсолютного ни в одной методике и школе. Только вам жить с вашей практикой и только у вас есть право решать, что вам нужно и идет во благо.

Йога — история возникновения. Факты и легенды

Йога – история возникновения

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Йога. История возникновения. Матсиендрасана

Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги – матсиендрасана.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

  • Ригведа (Веда гимнов);
  • Самаведа (Веда песнопений);
  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);
  • Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) – справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Печать и фигурка из Мохенджо Даро, III—II тысячелетия до н. э.

Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Йога-сутры, II век до н.э.

Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Кришна и Арджуна в битве на Курукшетре

Согласно Бхагавад-Гите «йога – это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Читайте также:  Культ Дурги и Кали - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Йога-туризм: зачем и куда ехать

Опять рассказываем о том, как путешествовать осознанно. В этот раз о тех, кто уезжает заниматься йогой.

Опять рассказываем о том, как путешествовать осознанно. В этот раз о тех, кто уезжает заниматься йогой.

Для некоторых занятия йогой становятся неотъемлемой частью жизненного цикла, и даже в отпуске не хочется от нее отказываться. Поэтому на рынке туризма существует множество предложений с йога-турами. Их география широка, как и продолжительность, виды практик, состав группы и прочее. Мы расспросили поподробнее о таких турах и впечатлениях от них нескольких жителей нашего города.

С чего все началось

Женя Менешева: Я начала заниматься йогой три года назад — скачала приложение с асанами, занималась по нему. Попробовала хатха-йогу, но она не зашла. Однако я почувствовала, что в йоге — мой путь к освобождению от границ, к спокойствию. Начинала медитировать — не могла и пяти минут спокойно просидеть, все стремилась проверить, сколько осталось до конца. То есть спокойное сидение с собой и наблюдение раньше мне казались пыткой, чем-то очень скучным. Это уже позже я поняла, что скуки не существует, скука — это потаенный гнев. Первая поездка на йога-лагерь — важнейшее решение в моей жизни. К этому инфоповоду я бросила курить (курила пять лет). Впервые разделилась с моим тогдашним молодым человеком — мы были фактически одним существом, я поняла в тот момент, насколько несамодостаточна. И многое-многое о себе узнала.

В общем, йога — это супер, никакого культа из нее не делаю, но уважаю и считаю прекрасным инструментом для самопознания, открытия своего потенциала, любви к себе, самоизучения. Йога — важная часть моей жизни, такая же важная, как и остальные: работа, семья, друзья, образование, путешествия.

Екатерина Петрова: Йогой я начала заниматься лет пять назад из-за проблем с поясницей. Сначала это была просто попытка поправить свое физическое здоровье, но в процессе я увлеклась и заинтересовалась и другими аспектами, так что с годами мой интерес только рос, и сейчас йога — большая часть моей жизни.

Оля: Йогой я начала заниматься семь лет назад, сначала это были занятия в фитнес-клубе один раз в неделю. В какой-то момент этого мне стало мало, и подруга предложила пойти на гималайскую йогу — это была еще одна маленькая ступенька, благодаря которой я заинтересовалась духовным аспектом практики, дыхательными упражнениями и медитативными техниками. Помню, какое впечатление на меня произвел семинар по «Чакравидье»! Так потихонечку глубина наклона увеличивалась, тело в планке не так сильно дрожало. Но потом судьба забросила меня работать в бар. Естественно, когда ты работаешь ночью, а спишь днем, то говорить о практике сложно. На два года я выпала из йоги. У меня всегда была мечта уехать на Бали на долгий срок (когда это еще не было мейнстримом). И вот по истечении двух лет в баре, накопив средств и найдя свою любовь, я решилась все-таки уехать за приключениями, серфингом и, конечно же, йогой.

Наргис Рахмонова: Йогой я занимаюсь с 2007 года. За это время было и фанатичное увлечение, и разочарование, сейчас есть мои потребности, которые я удовлетворяю. Поясню: голова болит — делаю перевернутые позы, мышцы где-то скованные — делаю асаны для них и т. д. После рождения ребенка стала уделять особое внимание женским практикам.

Наталья Басова: Йога пришла в мою жизнь через индийские танцы, я увлекалась культурой Индии, ходила на различные фестивали, где, помимо танцев и песен, часто была представлена и йога, так незаметно она стала для меня неотъемлемой частью Индии. Но заниматься йогой я стала гораздо позже: после того как наша преподавательница по танцам уехала в Индию, я долго никуда не ходила, а потом во «ВКонтакте» мне попался пост о йога-центре, и я решила попробовать. К тому времени, как я собралась в йога-тур, я уже год занималась йогой, тогда она воспринималась мной только как спорт. Тур изменил мое отношение.

Как выбрать школу и куда ехать

Екатерина Петрова: Около трех лет назад я накопила денег, уволилась с работы и собиралась присоединиться к волонтерскому проекту на Шри-Ланке. Но в последний момент все сорвалось. И тогда я просто села перед картой мира и задумалась, куда бы мне хотелось поехать. К тому моменту я уже сильно увлекалась йогой и аюрведой (индийской системой медицины), поэтому хотелось связать свою поездку именно с этим. Я искала просто в Google и наткнулась на статью The Guardian «10 лучших йога-ретритов 2012 года». Больше всего там меня привлекли варианты The Yoga Farm в Коста-Рике и The Yoga Barn на Бали. Потом я еще решила, что очень хочу на панчакарму (аюрведический детокс) в Индию, поэтому Бали оказался более логистически разумным вариантом.

Сейчас вообще непросто выбирать — столько вариантов, что глаза разбегаются. В первую очередь стоит определиться, чего вы хотите: серьезных занятий йогой и движения вперед в своей практике либо же просто приятного отдыха с занятиями йогой как дополнением. Если первый вариант, то надо ехать в Индию или искать в других странах по конкретным школам и преподавателям, чтобы поехать именно к тому учителю, к которому хотите. Также нужно определиться, хотите вы ехать группой (сейчас очень много туров, где все уже готово и вас везде возят, учат, рассказывают) или самостоятельно и самим все искать. Если же для вас главное — отдых, то тогда нужно в первую очередь определиться с направлением: чтобы и погода хорошая была, и море-горы, и вкусная еда, и хорошая компания. А йога-школ сейчас везде очень много, поэтому можно просто погуглить, и если в желаемом месте есть интересные школы, то смело туда отправляйтесь. Сейчас также предлагают поездки на ретриты, это выездные программы, где «все включено»: проживание, питание, занятия йогой, лекции, экскурсии. Иногда у них есть определенная тематика (чтобы отдохнуть, набраться энергии, если вы пережили расставание — чего только сейчас не предлагают).

Оля: После того как мы приехали на Бали и арендовали жилье и байки, то задались вопросом: куда же идти на йогу? И, словно отвечая на мой запрос, ответ дарит нам хозяйка дома: ее подруга работала в школе йоги Prana , находившейся через улицу от нас. Я пошла на первое занятие, которое вела потрясающая и улыбчивая итальянка Карлотта. Было немного сложно воспринимать информацию на английском языке, но это была любовь с первого взгляда. Я буквально упивалась практикой, мышцы постепенно расслаблялись, и последствия моей двухлетней остановки сходили на нет.

Наргис Рахмонова: В поисках идеальной поездки нужно в первую очередь ориентироваться на свой комфорт. И не забывайте, что инструкторы — обычные люди и что все они очень разные. Тут и тип занятия, интенсивность, манера речи, подача играют роль — пробуйте, ищите, что понравится именно вам. В йога-турах бывают моменты и для отдыха, и для экскурсий, можно даже пропустить занятие. Обычно программы выстраивают таким образом, чтобы у людей было свободное время, часто в сам йога-тур уже входят одна-две плановых групповых экскурсии.

Как проходят занятия, особенности и люди вокруг

Женя Менешева: Как сейчас помню, темой йога-лагеря проекта Generation Yoga) было внимание — мы три дня практиковали с этой целью. Уровень рассеянности моего внимания тогда был катастрофическим — ни на чем сконцентрироваться не могла, мысли были рандомными, не выстроенными, бесконечными и неутомимыми. Более того, они были в большинстве своем негативными! Сейчас мне это кажется смешным. Ведь после этого лагеря завертелось-закрутилось: трансерфинг, изучение религий, учений, философия, психология, психотерапия.

Екатерина Петрова: Обычно это на море, вы живете в хорошем отеле, у вас есть программа (одно-три занятия йогой в день), за вас все продумали, вы только наслаждаетесь отдыхом и йогой. Часто это недешево, хотя того стоит.
Также рассчитайте свои силы. Возможно, вам нужен расслабленный вариант, например, одно занятие в день, а остальное время вы гуляете и осматриваете достопримечательности. Если вы практикуете давно, можно заниматься и два раза в день. Если возьмете три занятия, есть риск, что будете уставать так, что больше ни на что не останется ни времени, ни сил.
Один из главных плюсов таких путешествий — это люди, которых вы встречаете на своем пути. Чаще всего те, кто едет заниматься йогой, интересные люди, которые пытаются найти себя. В любом случае это почти всегда люди с очень необычными жизненными историями. Хотя больше это относится именно к тем, кто ездит в одиночку, в группах больше процент тех, кто решил, что «вроде это модно, надо бы и мне поехать».

Оля: Спустя три месяца мы переехали в другой район Бали, и рядом была еще одна школа йоги Desaseni, считавшаяся одной из лучших на острове, наша соседка по вилле была ее завсегдатаем и очень советовала сходить к паре преподавателей, которые дают более сложную практику, так сказать, уровень второй. Я была в ужасе: казалось, я ничего не могу. Но сдаваться я не собиралась и через несколько занятий увидела плоды своего упорства. Таким образом, помимо йоги с Карлоттой, добавились еще два класса в новой школе. Мир вокруг стал сплошной йогой, но тем не менее я находила время, чтобы покататься на доске, причем это вносило особый баланс в жизнь на острове: когда у меня что-то не шло в практике йоги, у меня получалось в серфинге; когда был полный провал в океане, спасали и окрыляли успехи в йоге. Мы ездили по острову, знакомясь с его водопадами, вулканами и рисовыми полями, встречали новых людей, которые приехали на две недели, или дауншифтеров, зависших на «острове богов».

Наргис Рахмонова: В йога-туре никогда нельзя угадать, кто соберется, особенно если тур рассчитан на начинающих — там будут и молодые девушки, и мамы с детьми, и мужчины, и даже пенсионеры! Главное, что у них есть общие интересы — это как пионерский лагерь, с ночными посиделками, совместными завтраками и зарядкой. Люди встречаются очень интересные, они приезжают из разных мест, в этом большой плюс всех йога-туров, ведь, скорее всего, иначе вы бы никогда не встретились.

Читайте также:  Храмы на Гоа - о самых известных храмах Гоа

Наталья Басова: Честно говоря, в тур я поехала не ради йоги, а ради гор. Давно мечтала о походах с подъемами в горы, а тут можно было совершать походы практически каждый день без ночевок в палатках (идеальный вариант для новичков). По утрам мы занимались йогой, днем ходили в поход, где нас ожидали еще и увлекательные лекции. Там нам рассказывали, что йога — это в первую очередь не асаны, а желание развивать в себе осознанность, быть ответственным за свои действия и помогать людям вокруг тебя. Так йога стала для меня образом жизни.
Если чувствуешь, что в твоей голове одни вопросы, а ответов на них нет, всегда можно обратиться к преподавателям йоги — они поделятся своим опытом, подскажут, что почитать и какие шаги предпринять, если не знаешь, с чего начать.
Во многом помогают и ребята, которые тоже отправились в тур; преодоление трудностей, взаимовыручка очень сплачивают. Ведь легче искать в себе новые силы, если рядом с тобой таким же путем идут и твои товарищи.

Стоимость

Екатерина Петрова: Стоят ретриты, как я уже писала, недешево. Обычно потому, что вы живете в очень хорошем отеле где-нибудь на берегу — цена соответствующая, плюс затраты на перелет и на преподавателя (который летит вместе с вами и живет в том же отеле). Но можно отдохнуть и бюджетно, если ехать самостоятельно, жить отдельно и просто ходить в йога-школы на месте. Например, в том же The Yoga Barn на Бали, куда я изначально ездила, многие жили в гостевых домах неподалеку от школы, покупали абонементы на большое количество занятий со скидкой (три года назад это было 120 долларов на 20 занятий) и практически не выходили из школы. Также в Убуде на Бали есть еще одна хорошая школа йоги — The Radiantly Alive, там вообще можно за 150 долларов купить безлимитный абонемент на месяц (или на неделю, тогда дешевле) и заниматься сколько душе угодно.

Оля: Я начала с трех раз в неделю, абонемент на 12 занятий в школе стоил 100 долларов, плюс несколько семинаров, организованных Карлоттой, и личная практика дома.

Наргис Рахмонова: Туры по РФ и странам бывшего СССР стоят от 20–30 тысяч рублей с питанием, проживанием и йогой.

Ощущения после

Екатерина Петрова: Я вернулась с Бали совсем другим человеком. Та поездка перевернула все, хотя, может, просто меня все события в жизни подводили к этому моменту, а поездка стала катализатором. Но все — само место, люди, которых я встретила, йога — открыло во мне какие-то совершенно новые грани. Все закончилось тем, что вскоре я вернулась на Бали и прожила там больше года. Мне предложили преподавать, все сложилось совершенно случайно, и я начала преподавать. Съездила в Индию в Ришикеш, прошла преподавательский курс, получила сертификат. Преподавала я в отеле на Бали ежедневные занятия и организовывала ретриты. В моем случае гости заезжали в отель, а я для них готовила программу. Чаще всего это были практические занятия утром на берегу океана и лекции вечером, но все индивидуально, я старалась учитывать интересы и пожелания каждого гостя. Главное, на что была направлена такая программа, — это отдых и расслабление. И в самом деле, гости потом были благодарны, что смогли по-настоящему отдохнуть, избавиться от зажимов, зажатостей, смогли лучше прочувствовать свое тело, продвинуться в практике и узнали много нового не только о физической стороне йоги, но и о философии. А многие были совсем новичками, это было их первое знакомство с йогой, и они собирались продолжать заниматься по возвращении домой (надеюсь, так оно и есть!).

Наталья Басова: Из тура возвращаешься полным сил и желания все поменять в своей жизни, но тут очень важно не поддаться городской суете, которая сразу хватает за руки и за ноги и затягивает обратно. Идти небольшими шагами к намеченному, пусть это и будет мало заметно для окружающих.
Я поняла, что в наших силах изменить происходящее вокруг. Меняйся сам — и мир вокруг тебя тоже изменится. Теперь я по-другому смотрю на события в своей жизни: каждый день — это возможность стать добрее, терпеливее, с любовью относиться к окружающим, усмирять свой эгоизм.
Свою роль сыграли, конечно, и места, где мы побывали. Такие места называют местами силы. Это островки природы, где ты можешь побыть наедине с самим собой, остановиться и понять, в каком направлении тебе дальше двигаться.
Очень важно после тура хоть иногда встречаться с ребятами, которые тоже занимаются йогой и саморазвитием, они помогут двигаться дальше, что бы в жизни ни происходило.

История туризма. Развитие и культура туристов

Путешествия могут иметь самые разнообразные цели. Например, туризм для развлечения, для познания новых территорий, для бизнеса, торговли и т.д. В зависимости от них в истории можно проследить основные этапы зарождения и формирования такого явления, как туризм.

Сегодня выделяют множество видов туризма, среди которых можем выделить группы по среде деятельности (водный, горный или же виртуальный – в противовес туризму в реальности), по основному назначению (спортивный, лечебный и т д.)

История развития туризма

Еще издавна люди стремились как можно больше узнавать о других землях. Самыми древними мотивами были расширения земель, завоевание или миграция. В процессе происходило изучение местного населения, тех ресурсов, которые были на новых территориях, и как следствие – частая ассимиляция и переселение.

Следует понимать, что путешествовали люди давно, с незапамятных времен. Однако, в давние времена это занятие было в первую очередь связано с необходимостью поиска новых источников питания, переселения в результате военных действий или торговли. По большому счету, ранее путешествие воспринималось больше как вынужденная необходимость, и люди не стремились покидать свои дома без особой потребности, ведь дом ассоциировался с комфортом и уютом, а мир вне этого дома – с опасностью и отсутствием комфорта, над созданием которого люди так долго трудились.

И только уже в 19 веке путешествия приобрели ту форму, которую мы сегодня называем туризмом: путешествия для удовольствия или хобби, не связанные с работой или жизненной необходимостью. Тем не менее, во все времена находились те, кого безудержно влек неведомый мир, кому хотелось узнать, что за пределами известных территорий, приобщиться к иноземным ритуалам, практикам и культуре, в ком силен приключенческий дух.

Первые путешественники

Еще в доисторические времена люди перемещались по земле, но до изобретения колеса финикийцами примерно в 4 тысячелетии до нашей эры происходило это в основном пешком или на лошадях. С появлением же механического средства путешественники могли взять с собой уже больший запас еды и вещей, потому и перемещаться смогли на более длительные расстояния. Примерно к тому же времени относится и возникновение торговли; возможность перемещаться очень способствовала ее развитию.

Считается, что первыми путешественниками были жители Полинезии. Они переселялись на другие территории в поисках более удобных и безопасных мест проживания. Используя каноэ, полинезийцы переплывали по 2 тысячи миль и более, что невероятно даже для нашего времени.

А вот греки во время проведения Олимпийских игр перемещались по городам, посещали святые места, что очень напоминает современные паломнические туры. Посмотреть на игры приезжало много людей, и предприимчивые греки понимали, что всех их нужно обеспечить едой и крышей над головой. Тогда начали строить специальные дома, в которых могли поселиться спортсмены и зрители, приехавшие издалека. Их можно считать прототипами современных гостиниц.

Совсем скоро Древний Рим стал привлекательным местом для путешествий не только во время игр; туда круглогодично стекались желающие посмотреть на шоу акробатов и жонглеров, попробовать заморские яства и увидеть диковинных зверей. В то время подобные поездки также имели своей целью образование путешественника: так он узнавал мир.

Так, ученый Геродот в своих трудах сделал описание многих особенностей своего народа и страны, которую прямо таки исходил вдоль и в поперёк. Также он описал степи скифов, Восточные страны и Причерноморские поселения.

Одним из признанных центров для путешествий также был город Эфес. Во времена Александра Великого (4 век до нашей эры) именно этот город привлекал больше всего состоятельных купцов, любознательных ученых, талантливых уличных артистов.

Как и во все времена, в античности развитие туризма также означало строительство дорог, появление (выражаясь современным языком) инфраструктуры и более организованного местного самоуправления, развитие городов и поселков на пути путешественников.

Времена Римской империи

Позднее, во время процветания Римской империи, возникли первые таверны, которые были построены вдоль дорог. Они предназначались для уставших с дороги гонцов или путников. Потом в средневековой Европе паломники по святыням стали активно пользоваться приютами не только в монастырях, но и в постоялых дворах.

Большому перемещению людей поспособствовали крестовые походы. В те времена жители целых селений собирали свои скромные пожитки и отправлялись в путь в попытке добраться до Земли обетованной. Конечно, далеко не у всех это получалось, но обещанное папой прощение всех грехов действовало как мощный стимул решиться на такую авантюру, и направило человеческие массы в святую землю.

Многие из участников крестовых походов гибли по пути от болезней, голода и холода; еще больше просто не могли дойти так далеко и оседали где-то на полпути; парадоксально, но двигались люди многими разрозненными группами, и у многих не было даже примерного понимания, где же находится нужная им земля, равно как и не было карт.

Европейские путешественники

Одними из первых записей, в которых содержалось описание новых земель, были дневники и отчеты мореплавателя Марко Поло. Материалы его исследований стали основой для создания географических карт. Потом путешествия стали развиваться как средства для новых географических открытий. Однако такие экспедиции сложно было назвать хобби для получения удовольствия. Они были сложными и часто даже смертельно опасными; удачные же путешествия являли миру новые территории и их первооткрывателей.

В 17 веке во французском языке появился термин «турист»; на википедии говорится, что популяризировал его писатель Антри Стендаль. Данным термином кратко обозначали представителей знати, которые могли себе позволить посещать заграницу. Обычно такие путешествия предпринимались для смены обстановки или с целью улучшения здоровья.

Местами, куда приезжали люди подлечиться, еще с древних времен были целебные источники. Для того чтобы пройти здесь терапевтический курс, приходилось преодолевать тысячи километров. Например, в Риме это были курорты Байя, Аква-Альбула, Сенцио. В Греции — горячие источники на острове Евбел.

Географические открытия как двигатель туризма

К 16му веку количество белых пятен на планете начало стремительно сокращаться Европейские державы с колониальными амбициями снаряжали большие экспедиции для изучения новых земель; в то же время была открыта Америка, что стало новой главой в развитии европейской цивилизации.

Именно в это время появляются люди науки, которые путешествуют не с целью развлечения или обогащения, а в желании открыть новые, ранее неведомые Старому Свету земли и территории. До конца 19-го века были изучены и нанесены на карту практически все территории; добавились более подробные данные о рельефе и высотных профилях гор и скалистых территорий.

Однако туризм как таковой все еще был доступен только малой части населения; такой досуг был ориентирован на богатых людей, для которых данные поездки являли собой развлечение или способ поправить здоровье, или ученых, которые стремились лучше узнать мир вокруг нас.

Для оставшейся части населения земного шара важнейшим вопросом было достать пропитание (вопрос достаточного количества еды в большинстве регионов Земли отпал только в 20м веке, а на некоторых территориях стоит остро и сейчас); о массовом туризме как таковом (каким мы его знаем сейчас) речь совершенно не шла.

И только в 18 веке, после промышленной революции появилась возможность посмотреть другие города и страны, не боясь за свое здоровье и жизнь. Появился железнодорожный транспорт, самолеты, дирижабли, пассажирские корабли. Создавались дороги между городами, сеть транспорта, по крайней мере, в Европе, стремительно набирала обороты. Улучшалось сообщение между материками.

В царской России с конца 17-го века также стал развиваться элитарный туризм – путешествовали только дворяне, в основном с образовательной целью; в авангарде был сам царь Пётр I, который в 1697-1699 годах предпринял путешествие за рубеж, результатом которого стали многие нововведения при царском дворе. Среди прочего царь обязал всех дворян изучать иностранные языки и брить бороды, обучился кораблестроению и привез в Россию многие изобретения и, как сейчас сказали бы, проекты и ноу-хау дворов Европы.

Томас Кук – отец современного массового туризма

Хотя первые туристические конторы и бюро разных стран возникли примерно в одно и то же время, принято считать, что у истоков организованного туризма стоял британец Томас Кук. Это связано с тем, что именно Кук сформировал туристические предложения в той форме, которая практически неизменной пришла и к нам, и именно он заложил основы массового туризма – на противовес путешествиям знати, которая всегда составляла лишь малую толику населения.

Кук был баптистом и состоял в обществе трезвости и к делу своему относился очень серьёзно. Он прекрасно понимал, что тем, кто бросил пить, нужно было предложить что-то взамен, досуг, который покажет, что и без алкоголя мир довольно интересен. Так, в 1840 году он организовал выездное собрание ассоциации трезвенников; для этого он договорился с представителями железной дороги и отвез членов собрания в путешествие на железной дороге, в которой им также предлагалось угощение и чай. Поездка носила не сколько агитационный, сколько развлекательный характер, и публике это пришлось по душе.

Принципиально важным отличием от всего, что организовывалось ранее, стало то, что Кук предлагал поездки для небогатых слоев населения; в частности, в предлагаемые им путешествия ездили в основном рабочие и мелкие клерки, что принципиально отличало такие поездки от туров знати, которая отправлялась на Ривьеру или «на воды».

Поездка оказалась насколько новой и интересной, что количество членов общества стало быстро увеличиваться. Также особое значение имело то, что именно в этот период британские рабочие добились принятия законодательного акта, который сокращал рабочий день и законодательно закреплял их право на 1 выходной в неделю. Таким образом, у простого люда появилось свободное время, чего никогда не было ранее, и предложения Кука в этой ситуации пришлись как нельзя более кстати.

Читайте также:  Асаны и упражнения - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Поездки выходного дня принесли результат: привлечение все новых и новых членов в ассоциацию трезвости. Однако, несмотря на то, что Кук был баптистом и проповедником, у него также было довольно здоровая коммерческая жилка. Здраво рассудив, Кук отказался от своей проповеднической работы и уже в 1841 году основал свое предприятие, которое сегодня мы бы назвали бюро путешествий.

Он начал организовывать массовые перевозки людей по железной дороге, во время которых развлекал путешественников и даже организовывал их трапезу. Буквально через год количество желающих совершить такую прогулку составило 570 человек. В 1845 году Томас Кук создал экскурсионные туры по городу Ливерпуль.

Именно этот человек считается первым создателем туристического агентства. Позднее он стал активно развиваться. Появилась турфирма «Томас Кук и сын». Одним из первых клиентов компании стал известный писатель Марк Твен, перу которого принадлежит известный афоризм: «на смертном одре мы будем жалеть только о двух вещах – что мало любили и мало путешествовали».

Кук также стал первым, кто организовал кругосветное путешествие для всех желающих; ранее подобные путешествия могли предпринимать только ученые или моряки. Первая кругосветка, организованная фирмой Кука, длилась 222 дня, и включала в себя круизное путешествие; опять же, одним из ее участников стал Марк Твен, который по окончании этого приключения написал о нем книгу под названием «Простаки за границей».

Кук придумал и ввел в обиход многие вещи, которые сегодня в туризме являются основой основ. Их краткий перечень: он давал объявления о своих турах, в которых указывал даты, время, условия, маршрут и стоимость; он придумал «пакетные» туры, в рамках которых человеку предлагалось оплатить фиксированную цену, и взамен он получал проезд, питание, проживание и все указанные услуги (сегодня мы называем это all-inclusive); среди прочего Кук также возродил паломнические туры, популярность которых практически сошла на нет со времен Средних веков.

Далее стали появляться и другие компании и организации, которые предлагали своим клиентам увеселительные поездки; мало-помалу привычка путешествовать куда-то в свободное время стала укореняться в умах европейцев, чему немало способствовало развитие сети железных дорог в частности и технический прогресс в целом.

А что в царской России?

Несколько позже подобные экскурсионные предложения стали появляться и в царской России: так, во второй половине 19-го века в крупных городах Российской империи начинают свою деятельность экскурсионные общества (компании), которые предлагали желающим прогулки и изучение местных достопримечательностей.

В то же время при крупных университетах появляются общества любителей естествознания. Учеников не только университетов, но и общеобразовательных школ учителя водят на экскурсии, стремясь к наглядности и большей усвояемости учебного материала.

В 70х годах 19го века в Москве открывают Политехнический и Исторический музеи, которые также стали значимым объектом для посещения для учащихся всех уровней. В то же время деятели разных стран все активней изучают фольклор и предлагают желающим ознакомительные поездки с целью узнать больше об истории и культуре своего края.

Но в целом в царской России путешествия как вид досуга и отдыха были доступны только дворянам. Среди крестьян и основной массы населения путешествовали только паломники; с этим связано отсутствие сети доступных постоялых дворов и прочей инфраструктуры, так как паломники в основном останавливались при церквях.

Появление и развитие горного туризма

Уже упомянутый ранее Кук стал первым, кто популяризировал среди англичан идею о том, что горные прогулки способствуют укреплению здоровья и в целом благотворно влияют на нервную систему. Именно благодаря ему средний класс Англии стал выбираться на прогулки в горы с оздоровительной целью; информация насколько прочно укоренилась в головах британских подданных, что и сейчас многие из них для оздоровления выбирают отдых в горах.

Считается, что в царской России горный туризм берет свое начало одновременно с появлением горных обществ и клубов, как то Крымский горный клуб, основанный в Одессе в 1890 году; позднее клуб был переименован в Крымско-Кавказский. Клубы и общества собирали заинтересованных и проводили экскурсии и поездки по горным регионам и местным тропам, тем самым распространяя идею о полезности и увлекательности этого вида отдыха.

После этого развитие технологий начало происходить с новой силой, что дало возможность туризму развиваться в полной мере. На сегодняшний день горный туризм уже можно выделить как отдельный вид спорта.

Популяризация туризма

С появлением на карте мира такой огромной страны, как Советский Союз, туризм на этой территории также развивался и пропагандировался. Так, начиная с 20-х годов всевозможные общества и ячейки активно привлекали граждан к туристским походам и экскурсиям. Однако речь идет исключительно о внутреннем туризме, въезд за рубеж был сопряжён с трудностями.

Создавались школьные и университетские кружки; в частности, туристические походы позиционировались как бюджетный способ развиваться физически и укреплять свое здоровья, при этом узнавать историю своей земли и путешествовать по ней. Однако для иностранных граждан по причине напряженных отношений Советского Союза с капиталистическими государствами туризм в этой стране был попросту невозможен. Редкие иностранные гости допускались только под тщательным контролем органов, да и то, насколько редко, что каждое подобное путешествие надолго становилось темой первых страниц иностранной прессы.

Что интересно, развитием и популяризацией туризма занимался даже Адольф Гитлер. Одним из его основных постулатов было утверждение, что туризм должен быть максимально комфортным. Если человек сможет отдыхать в хороших для него условиях и не переживать по этому поводу, то потом у него повысится работоспособность и стрессоустойчивость. Поэтому в стране улучшалось качество дорог, налаживалось железнодорожное сообщение. Людям выдавали путевки, правительство организовывало групповые туры.

В послевоенные годы мир возвращается к мирной жизни, и туризм снова становится неотъемлемой частью отдыха и досуга жителей развитых индустриальных стран. Однако с увеличением доходов и благосостояния жителей развитых стран появилась и дифференциация в массовом туризме: теперь на рынке есть предложения как для совсем бюджетных путешественников, предлагающие удовлетворить базовые примитивные потребности, так и более специализированные и дорогие варианты для более состоятельных требовательных групп туристов.

Как видим, особенности путешествий тесно связаны со многими историческими этапами развития мира, менялись цели и сложности поездок. Но, как столетие, как и тысячи лет назад, так и сегодня есть люди, которых влечет новое и неизведанное, которые могут отправиться за много километров от дома и будут получать от этого только положительные эмоции.

История Йоги: древнее искусство, покорившее мир

21 июня весь мир отмечает Международный день йоги. Не для кого не секрет, что сегодня учение йоги набирает популярность на Западе. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета – повсюду появляются новые школы йоги, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры.

История зарождения йоги

Первое упоминание о йоге обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

В Киеве школьницы расправились с “новенькой” среди гаражей, видео недетской жестокости

Звезды Квартала 95 и известные ведущие объяснили, почему Дмитрий Комаров “сумасшедший”

Двое украинцев сбежали из Китая и залегли на дно во Львове, медики подозревают коронавирус

Умерла единственная женщина, которая возглавляла Верховную Раду

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: “Ом”. Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.

Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов “Хатха Йога Прадипика” в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги – матсиендрасана.

Йога как система возникла в Индии еще в глубокой древности. Доказательством этого являються древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

  • Ригведа (Веда гимнов);
  • Самаведа (Веда песнопений);
  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);
  • Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.

Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате “Бхагавад-гита” (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите “йога – это равновесие”. Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это “Шива-самхита” и “Гхеранда-самхита”, а также “Хатха-йога Прадипика”.

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему “Горакша-шатаку”, тезисное изложение по Хатха-йоге.

Направления йоги

Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить для постройки храма огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной вершины блаженства человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только с помощью танцев, определенных ритуалов, песнопений и мантры.

Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, – самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого “состояния Раджа Йоги” человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил духовную систему Востока. Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно работа над своим телом. Хатха способна излечить тело, наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния “вершины раджа йоги”.

Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

Занимающиеся йогой имеют отличное здоровье на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

Как сообщал портал “Знай.ua”, итальянские археологи рассказали о найденном недавно сенсационном артефакте, который почти не имеет аналогов в мире. Возможно, это лишь второе в истории археологическое подтверждение того, что в древности существовала казнь через распятие.

Ссылка на основную публикацию