Мусульманская парда и полигамия – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Мусульманское паломничество

Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящиеся под воздействием ее культуры, почти 14 веков совершают религиозные путешествия, которые называются хадж. Согласно мусульманской традиции, хадж является пятым и последним столпом ислама. Хадж следует совершать мусульманину тогда, когда ему это позволяют личные, семейные и материальные обстоятельства. Коран предписывает каждому свободному, здоровому и совершеннолетнему мусульманину хотя бы один раз в жизни совершить хадж — посетить и провести сакральные ритуалы в священных городах Мекке и Медине. Немусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, посещение которых разрешено верующим одной религии.

Хадж позволяет мусульманину физически достичь Мекки — главного сакрального центра ислама. В Мекке, по представлениям мусульман, жили Адам и Ева, а позже — Авраам и его сын Исмаил, которые воздвигли Каабу как первый храм Единого Истинного Бога, там же пророк Мухаммед часто совершал молитвы.

Если материально обеспеченный человек по каким-либо объективным причинам не может совершить хадж, ему разрешается отправить вместо себя другого человека, оплатив все необходимые расходы. Женщина может отправиться в хадж только в сопровождении мужа или мужчины — ближайшего родственника, за которого она не может выйти замуж. Совершать мусульманам хадж разрешается только в определенное время — в месяцы шавваль, зулькаада и первые десять дней месяца зульхиджа. Посещение святых городов Мекки и Медины с целью паломничества вне этого времени расценивается как умра.

В Исламе различаются три вида хаджа.

  • 1. Хадж аль-ифрад — мусульманин осуществляет только хадж.
  • 2. Хадж ат-таматту — совершается после умры. После завершения умры мусульманин выходит из ихрама, ритуального состояния, но домой не возвращается. А 8 числа месяца зу-ль-хиджа он снова погружается в ихрам и совершает все ритуалы. Этот вид хаджа наиболее предпочтителен в мусульманской традиции.
  • 3. Хадж аль-киран — мусульманин совершает одновременно умру и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и, не выходя из ихрама, повторяет эти ритуалы в дни хаджа. Этот вид хаджа совершал пророк Мухаммед.

Мусульмане для совершения хаджа прибывают в город Мекку, где находятся великие святыни ислама, главная из которых Заповедная мечеть, масджид аль-Харам, выстроенная вокруг священной Каабы. Заповедная мечеть была построена вскоре после смерти пророка Мухаммеда в правление его сподвижника второго праведного халифа Омара в 638 г. В комплекс мечети также входят источник Зам-зам, макам Ибрахим и холмы ас-Сафа и аль-Марва, соединенные между собой крытой галереей. В середине комплекса находится главная святыня мусульман — священная Кааба, которую также называют «Домом Аллаха». В направлении Каабы обращаются мусульмане всего мира во время ежедневных молитв, а миллионы ежегодно совершают к ней хадж. Мусульмане, совершающие хадж, неукоснительно исполняя все ритуалы, проводят в Мекке две недели. В последний день они совершают последний обряд — прощальный семикратный обход Каабы, после чего обряд хаджа считается законченным. Богоугодным деянием считается посещение до или после хаджа Медины.

В Медине мусульмане посещают могилы пророка Мухаммеда и его сподвижников на кладбище Джаннаталь-Баки. Медина была убежищем для Мухаммеда после его ухода из Мекки. Здесь уместно заметить, что мусульманское летоисчисление ведется с даты хиджры, т.е. переселения, пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в сентябре 622 г. но христианскому календарю. Благодаря проповедям пророка ислам стал стремительно распространяться в Медине, а его жители принесли клятву верности

Мухаммеду. После этого началась хиджра мусульман из многих других мест в Медину. Именно в Медине возникло первое мусульманское государство. Главная святыня Медины — мечеть Пророка, масджид ан-Набави, вторая по значению после Заповедной мечети в Мекке. Богоугодным делом считается посещение в Медине мечети Куба.

Духовное значение хаджа заключается в том, что, покидая на время паломничества свой дом и перенося все тяготы долгого путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. После возвращения домой к имени паломника навсегда, до конца жизни прибавляется наименование «хаджи», а также он надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабею), что символизирует совершение хаджа. К этому необходимо добавить, что мусульмане осознают особую значимость межкультурных коммуникаций, возникающих во время хаджа между представителями различных народов, исповедующих ислам.

Хотя хадж в Мекку и Медину является единственным, который предписывается Кораном, мусульмане совершают религиозные путешествия и в другие для них святые места. В частности, в Иерусалим, третий святой мусульманский город после Мекки и Медины. В Иерусалиме находится великая исламская святыня — масджид аль-Акса (мечеть Отдаленная), место ночного вознесения пророка Мухаммеда. В 636 году, после завоевания арабами Иерусалима, халиф Омар распорядился построить на Храмовой горе мечеть аль- Акса, которая стала третьей но значимости мусульманской святыней. В 691 году здесь же была сооружена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), которая вместе с мечетью аль-Акса составляет религиозный исламский комплекс на Храмовой горе в Иерусалиме.

Другие святые места в исламе мусульмане-сунниты считают второстепенными для осуществления хаджа. Однако разумеется, что при посещении Дамаска благочестивые мусульмане независимо от их конфессиональной принадлежности обязательно посетят соборную мечеть Омейядов, в Тунисе — мечеть в Кайруане, в Стамбуле — мечеть Султанахмед (Голубая мечеть), в Каире — мечеть Султана Хасана и др. При этом необходимо отметить, что в исламе народное почитание проявляется прежде всего в культе марабу — гробниц святых людей, в чудотворные свойства которых верят мусульмане. Мусульмане-шииты считают самым священным местом, конечно после Мекки и Медины, город Наджаф в Ираке, где похоронен четвертый праведный халиф Али (600—661), зять пророка Мухаммеда, первый шиитский непогрешимый имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы.

Не менее священными считаются города Кербела (золотая гробница имама Хусейна) и Самарра (гробница имамов Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари), расположенные также в Ираке. Вековое соперничество между арабами и персами всегда приводило к тому, что иранцы-мусульмане предпочитали осуществлять местный хадж на иранской земле. Поэтому огромное количество (от 12 до 20 млн человек) верующих мусульман-шиитов посещают святой город Мешхед на юге Ирана, где находится гробница одного из известных Алидов, имама Али ибн Мусы (Ризы), умершего в 817 г. Другой святой город Кум, расположенный в 150 км от Тегерана, привлекает ежегодно более миллиона человек к гробнице Фатимы Масуме (Непорочной), сестры восьмого непорочного шиитского имама.

Путешествуем по миру с Илоной. В Арабском квартале Сингапура

Слава Богу, наша ростовская путешественница Илона Кириокатис успела вернуться из дальних китайских краёв ещё до этой вот всеобщей паники, связанной с коронавирусом. Кто знает, когда ещё теперь наши туристы смогут поехать в те дивные края. Так что пока только читаем, смотрим фото и видео, мечтаем.

“Как я уже писала, мой индивидуальный тур в Сингапур на 3 дня и о. Бинтан на 4 дня на завтраках был за 100 т р с перелетом и четырьмя пересадками. Мы поселились в уютном отеле, и на следующий день, позавтракав, наша группа поехала на экскурсию в зоопарк, а я пошла гулять по Арабскому кварталу Сингапура. Благодаря нашему тур-лидеру Арчи, который нарисовал мне план, как пройти и найти это интересное место, я не заблудилась :). По пути я встретила много католических храмов и, конечно, посетила их.

В путеводителе я прочитала, что впервые католические миссионеры появились на территории нынешнего Сингапура после основания в 1551 году Альбукерком Великим первых португальских колониальных поселений в Малакке. В середине XVI века Святым Престолом была создана епархия Малакки, территория которой распространялась и на сегодняшний Сингапур. Но до начала XIX века постоянного присутствия Католической церкви в Сингапуре не было.

В 1821 году в английский Сингапур прибыл первый католический священник для осуществления пастырского окормления католиков, большинство которых в то время было выходцами из Европы. В XIX веке началось обращения в католицизм местных китайцев. В это же время в Сингапур прибывали эмигранты — индийские католики из бывших индийских португальских колоний.

Исторически сложилось, что католические приходы в Сингапуре разделены по расовому и национальному признаку.

Церковь Лурдской Божией Матери была построена в 1888 году по модели базилики Святого Розария в Лурде и стала первой церковью тамильской католической общины Сингапура.

В настоящее время храм используется, как и в прошлом, тамильской католической общиной и является одним из центров объединения данной национальной общины Сингапура. Богослужения в храме проводятся на английском, тамильском и сингальском языках.

Вторым храмом, который я посетила, был собор святого Андрея Первозванного — крупнейший христианский собор в стране, кафедральная церковь Сингапурской англиканской епархии. Храм, расположенный на территории Гражданского квартала центрального района Сингапура, является классическим примером архитектуры колониальной эпохи. Собор входит в число сингапурских памятников национального значения.

И вот я нашла мечеть в Арабском квартале и посетила ее, но надо было снять обувь – и на меня поверх моего элегантного платья одели огромный халат, но я подчинилась, иначе в мечеть не попасть, такие правила. Зато я сделала много фото и даже . посетила туалет :).

Мечеть Султана Хуссейна — старейшая и самая значимая для сингапурских мусульман мечеть в стране, расположенная на территории квартала Кампонг Глам. На фоне окружающих зданий впечатляющее сооружение выделяется массивным золотым куполом со звездой на его вершине. Мечеть входит в число сингапурских памятников национального значения.

Арабский квартал в Сингапуре – это мусульманский центр города, находящийся к востоку от колониального центра. Когда-то Kampong Glam был рыбацкой деревушкой – собственно, само слово kampung на малайском языке означает «селение», «деревня», а gelam называется дерево, кора которого служила для конопаченья лодок. Впрочем, еще в начале XIX века это место подверглось интенсивной застройке – здесь активно начала селиться местная аристократия. Еще бы – ведь именно здесь находилась резиденция султана.

Квартал стал одним из первых благоустроенных этнических районов государства, наряду с Китайским и Индийским кварталами. Достаточно быстро здесь сформировалась арабская община, которая оставалась наиболее многочисленной, несмотря на то что здесь селились и выходцы из Китая и Индии. Так квартал и получил название «арабский». Впрочем, сейчас это один из самых небольших районов города.

Сегодня Арабский квартал, как и двести лет назад, является торговым районом. В народе он получил название «текстильного округа» благодаря буквально наводняющим его разнообразным магазинам и одному из самых больших рынков в Сингапуре, где торговцы предлагают своим посетителям ткани, ковры, фурнитуру и одежду; можно здесь купить и драгоценные, и полудрагоценные камни, головные уборы, арабские эфирные масла и духи, приготовленные на их основе. Кроме того, в некоторых магазинах вы можете составить и собственный аромат – естественно, с помощью консультанта.

Самый качественный индонезийский батик можно купить в одном из старейших магазинчиков – Basharahil House of Batik.

Улица Haji Lane – центр молодежного дизайна Сингапура, здесь много шоу-румов молодых местных дизайнеров.

Практически все здания здесь двух- или трехэтажные; на первых этажах располагаются магазины, маленькие кафе и рестораны, в которых можно вкусно и недорого перекусить.

Квартал отреставрирован, на многих домах имеется граффити, так что вы получите удовольствие, просто медленно прогуливаясь по улицам. А потом уже можно заняться и шопингом.

Кстати, магазины и рестораны в пятницу могут быть закрыты – в этот день мусульмане отправляются в мечети и проводят время в молитвах.

Посетив эти необычные места, я решила вернуться в отель и почти дошла до него, но . заблудилась И, хотя у меня была карточка отеля, прохожие, к которым я обращалась, не могли мне сразу помочь. Но одна милая девушка довела меня до отеля, за что я ей очень благодарна

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Читайте также:  Воинственные богини - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

«Ислам не принёс в мир полигамию…»

Пути устранения демографического дисбаланса в обществе

Обычно, когда человек говорит жителю Запада, что он мусульманин, первое, что тому приходит на ум, – это узнать, сколько у его собеседника жён. В умах людей твёрдо сидит убеждение в том, что большинство мусульман полигамны. Тем не менее, путешествуя по мусульманским странам, можно убедиться, что в тех из них, где полигамия разрешена официально, количество полигамных браков не превышает 10–15 % от общего числа.

Причина в том, что многожёнство заключается не только в дозволении его. Вовсе не однозначно, что при желании владеть четырьмя жёнами можно просто выбрать их и жениться. Мнения на этот счёт потенциальных жён и концепция о роли мужчины в общении с его жёнами очень различаются.

Ислам не принёс в мир полигамию.

Многожёнство издавна практиковалось на Аравийском полуострове и во всём мире. Ранние христиане, как и иудеи, практиковали многожёнство. Когда Ислам сформировался в окончательном виде, число избранниц было ограничено четырьмя и были введены определённые обязанности в браке. Когда мужчина берёт вторую жену, она ни в чём не должна уступать в правах первой жене. Он должен её содержать материально на соответствующем уровне.

Тут, конечно, не имеется в виду равенство в арифметическом смысле слова, ибо потребности их могут разниться, но в целом обеспечение должно быть справедливым. Так что в основе принятия решения о многожёнстве лежит огромная ответственность: мужчина должен дать каждой даме сердца дом, удовлетворять все её потребности, немаловажные из которых – финансовые. В действительности же большинство мужчин в обществе не в состоянии или не желают брать на себя такое бремя.

В неисламском мире полигамия в неявной форме также имеет место. Просто общество почему-то не воспринимает множественные интимные связи мужчины или женщины, множественные краткосрочные браки так же, как многожёнство. Разница лишь в том, что зачастую проблемы этих отношений лежат вне легальной плоскости и влекут за собой моральную и материальную безответственность. Таким образом, в контексте Ислама законодательство является очень ясным, наполненным ответственностью, и большинство мусульман ставят желания на второй план, соизмеряя их со своими персональными возможностями.

Многожёнство часто мотивировано рядом обстоятельств. Одним из них является бесплодие женщины, и в таком случае лучше иметь вторую жену, чем развестись с женщиной, не способной родить детей. Другим мотивом принятия решения о второй жене является хроническая болезнь первой жены, не позволяющая полноценно выполнять обязанности, возлагаемые браком. В таких случаях полигамия даёт возможность сохранить мир в семье.

Кроме того, многожёнство разрешает проблемы общества, в котором существует демографический перевес в сторону женщин. Если быть объективными, то вне полигамии существует опасность роста проституции и сексуальных извращений, заболеваний ВИЧ-инфекцией и другими венерическими заболеваниями. Демографическое неравенство – неизбежный спутник стран, испытавших войну. Доля женщин по отношению к численности мужчин значительно выросла в основном в странах, принимавших участие в первой и второй мировых войнах.

Аят Корана, позволяющий иметь более одной жены, был ниспослан после битвы при Ухуде, в котором многие мусульманские мужчины были убиты. Решение проблемы в такой ситуации может быть в заключении брака мужчины с несколькими женщинами, с условием, что он способен обеспечить равенство каждой своей жены. Этот вариант предпочтителен для сокращения значительного числа не состоящих в браке женщин.

Ислам строго запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Ислам даёт женщинам любовь у семейного очага и обеспечивает женщине в браке защиту от эксплуатации, эгоизма и жадности мужчин. Это достойный вариант – лучше иметь более одной жены, чем отряд любовниц.

Ислам повышает ответственность каждого за свои действия. Нельзя чувствовать себя комфортно, не имея никакой ответственности за отцовство.

Ислам – это истинное обеспечение правой защиты от несправедливости и бесчеловечности. Таким образом, в исламском обществе исключается возможность существования семьи с одним родителем, внебрачных детей. Такое становится возможным только в культурной общественной среде, не приемлющей безответственную свободу.

Женщины в Исламе имеют право отказаться выходить замуж за человека, уже имеющего супругу. Большинство мусульман моногамны. Тот факт, что встречаются мусульмане, которые имеют более одной жены, стал предметом для пропаганды против Ислама, и такая пропаганда служит созданию ложного представления об исламском обществе в целом.

Наряду с многожёнством в мире существует и такое понятие, как полиандрия (наличие более одного мужа). Однако полиандрия в обществе нецелесообразна и больше создаёт проблемы, чем решает их. Как будет определяться отцовство? Какой супруг будет признаваться отцом ребёнка? Как будут решаться вопросы наследства? Такие вопросы не находят ответа в полиандрии. Можно представить возможность супружества мужчины с более чем одной женщиной, однако женщину, удовлетворённую более чем одним мужем, представить невозможно. Женщина может иметь детей только от одного мужа, которого нет надобности впоследствии идентифицировать в отцовстве. Полиандрия запрещена в Исламе.

Ислам – это образ жизни. Он соответствует реальности и необходимости, вытекающей из неё. Он препятствует развитию негативных общественных тенденций и установлению в мире баланса. Система его мудра, научно совершенна, абсолютно логична. Аллах решает, что для нас лучше. Ислам даёт лучший ответ на все проблемы. Не следует обвинять Ислам, если нет его полного понимания и знания о нём. Ислам един и неделим, как и все аспекты жизни, связанные между собой. Статут женщины, брака и семейной жизни – всего лишь отдельная часть многогранной исламской системы.

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

12 апреля 2013 года в Российском исламском университете состоялась очередная встреча кружка исламской экономики. На этот раз встреча была посвящена мусульманскому туризму и его перспективам. К участию в круглом столе, кроме преподавателей кафедры исламской экономики и управления и студентов, были приглашены генеральный директор ЗАО «Балкыш», Центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур» Рушан Мустафин, а также дизайнер мусульманской одежды стиля «Bella Kareema» Диляра Садриева, которая стояла у истоков организации халяльного отдыха в РФ.

Работа круглого стола началась с доклада преподавателя кафедры Габбасова Рината, он рассказал присутствующим об индустрии туризма в целом, а также о таком его важном сегменте как халяльный туризм. Затем последовал доклад Рушана Мустафина и выступление Диляры Садриевой. Предлагаем вашему вниманию доклады участников данного круглого стола.

Доклад Габбасова Рината о туризме и исламском туризме

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

Туризм является не только крупнейшей отраслью услуг, но и в целом, одной из наиболее значимых отраслей мирового хозяйства, и по данным 2011 года занимает четвертое место после топливной, химической и пищевой промышленности. Отрасль растет также стремительно, как и возможность людей путешествовать. Сегодня, туристический сектор породил новые рынки в соответствии с новыми требованиями времени. Одним из наиболее динамически развивающихся среди данных рынков является рынок халяльного туризма.

Халяльный туризм или, другими словами, мусульманский туризм является особой сферой рынка туристических услуг, направленной на удовлетворение спроса мусульманского населения, выстраивающего и регулирующего свою жизнь в соответствии с требованиями шариата. Мусульмане такие же люди, как и другие. Они тоже нуждаются в отпуске, отдыхе, оздоровлении и развлечениях. Количество мусульман, а следовательно и туристов мусульман, с каждым годом растет, растут и соответствующие требования к халяльности туризма. Под халяльностью подразумевается не только халяльная еда, но и вся концепция организации путешествия, начиная от изоляции верующих от алкогольных напитков и их употребляющих, и заканчивая разделением полов при отдыхе, если разнополые не являются супругами или родственниками.

Туризм занимает очень важное место в Исламе. Согласно арабскому языку, например, слово туризм тождественно путешествию, под которым подразумевается любое перемещение из одной местности в другую на расстояние свыше 90 км. Для путников действует целый ряд послаблений в совершении богослужений, а также путники относятся к одной из категорий людей, помощь которым является благим делом.

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

Путешествия не ограничены лишь целями досуга и отдыха, они также осуществляются для коммерческих целей, а также для реализации религиозных предписаний, например хаджа и умры. Кроме того, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) еще до пророчества был торговцем, и мусульмане переняли его отношение к торговле и путешествию, что составило добрую часть сунны. Например, Посланник Аллаха (мир ему), говорил: «Путешествуйте, и обретете здоровье и имущество» (ас-Сунан аль-кубра, Байкахый, 12589).

А в Священном Коране есть не менее десяти аятов, содержащих в тех или иных формах словосочетание «путешествия по земле». Например, в 20-м аяте суры «аль-Анкабут» сказано: «Скажи: “Ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз…». А в 36-м аяте суры «ан-Нахль» говорится: «…Ходите же по земле – и вы увидите, каков был конец опровергавших [божественное откровение]». Мнение мусульманских богословов касательно путешествий в целом одобрительное, но путешествия должны быть привязаны к пользе для человека. Ни для кого не секрет, что путешествия раскрывают горизонт сознания, помогают снять рабочий стресс, дают человеку вдохновения и новые творческие силы. А главное, преподают размышляющему человеку урок. Всевышний Аллах в суре «аль-Анам» говорит: «Скажи (О, Пророк): «Пройдитесь по земле и посмотрите, каким был конец тех, которые сочли ложью истину».

Статистика показывает, что мусульмане внимают аятам Всевышнего Аллаха и хадисам Его Посланника (мир ему). Расходы путешественников из мусульманских государств растут быстрее, чем в среднем по миру, и могут увеличиться более чем на 50% к 2030 году – со 126 миллиардов долларов в 2011 году до 192 миллиардов.

Согласно мнению экспертов, в ближайшие годы мир ждет бум исламского туризма. Прежде всего, речь идет об увеличении числа состоятельных мусульман, проживающих в богатых нефтедобывающих странах Ближнего Востока, которые стали путешествовать как никогда ранее, и эта тенденция набирает обороты.

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

На долю расходов туристов из исламских стран в 2011 году пришлось около 12,3% мировых расходов на путешествия (около 1 триллиона долларов). Из 20 стран мира, продемонстрировавших самые высокие показатели роста международного туризма в период с 2005 по 2010 годов, шесть стран оказались членами Организации исламского сотрудничества (ОИС). При этом рост расходов путешественников из Саудовской Аравии за указанный период составил более 145%, из Ирана – более 280%, Нигерии – более 1570%, ОАЭ – более 90%, Индонезии – почти 78% и Малайзии – более 83%.

Главными странами-донорами мусульманского туризма принято считать Саудовскую Аравию, туристы которой в 2011 году потратили на поездки более 23,8 миллиарда долларов. За ней следуют Иран, ОАЭ, Индонезия и Кувейт.

Среди немусульманских государств по уровню расходов исламских путешественников выделяются Германия (более 3,6 миллиарда долларов), Россия (более 3,4 миллиарда), Франция (почти 2,4 миллиарда) и Великобритания (почти 2,2 миллиарда).

Мусульманский туризм и его перспективы в мире и в Татарстане

Став за последние 6 лет одним из самых больших и быстрорастущих секторов мировой экономики, туризм непрерывно расширяется и диверсифицируется. Международный оборот туристических услуг вырос с 277 млн. долл. в 1980 году до $ 1,2 трлн в 2011 году. За последние 30 лет, туристический сектор в развивающихся странах (в который входит большинство мусульманских стран) показал более быстрый рост, чем в развитых. Ожидается, что до 2030 года данная тенденция сохраниться, и рост продолжится с опережением развитых стран в 2 раза.

Полигамия в исламе

В 70-е годы XIX столетия в мусульманских странах возникло новое течение, названное «мусульманской реформацией».

Оно явилось следствием тех крупных изменений экономического, политического и социального характера, которые происходили и происходят в мусульманских странах. Сложившиеся в них объективные условия вызвали к жизни новую религиозную идеологию, потрясшую, казалось бы, незыблемые основы ортодоксального ислама. Появление в нем реформаторства было обусловлено, в частности, необходимостью распространения просветительства, осуществлять цели которого было возможно только в рамках и на основе ислама, так как для народов Востока ислам не только религия, но и система ценностей, регулирующих и социальную, и частную жизнь.

В сознании арабов европейская экспансия отождествлялась с «из-вечной борьбой» между христианским Западом и мусульманским Востоком. Политические события XIX в., русско-турецкие и итало- турецкие войны, а также события на Балканах только укрепляли арабов и, в частности мусульманских реформаторов в этом мнении. Попытки же «духовной колонизации» не могли вызвать ничего, кроме сильнейшего протеста. Так, французский философ Э.Ренан – автор модной в свое время книги «Жизнь Иисуса», выступая в 1883 г. в Сорбонне с лекцией «Ислам и наука», утверждал, что по своей природе арабы не способны к наукам, а ислам только мешает развитию культуры. Мусульманские же реформаторы стремились доказать, что мусульмане не только способны к наукам и прогрессу, но и имеют собственную, веками освященную культурную традицию, на основе которой сумеют создать и принципиально новую социальную организацию. «Важно отметить, что слабость национальной буржуазии, которой в период становления особенно нужна вера в безграничные возможности человека, и очень медленное проникновение в Египет достижений современной науки не способствовали распространению материалистических концепций и атеизма. Вообще развитие современной арабской мысли трудно понять, не поняв . роли ислама и традиций, которые, по общему признанию арабских и европейских исследователей, были в тот период не только системой догм, но сохранились как норма общественной жизни мусульман».

На базе ислама реформаторы трансформировали европейские общественно-политические теории и правовые нормы, обосновывали ссылками на Коран достижения современной им европейской науки, пытались приспособить ислам к меняющимся экономическим условиям и нуждам нового класса – буржуазии. Исходным пунктом для мусульманских реформаторов было положение о том, что духовная сущность жизни мусульман заключена в религии, что вывести мусульманские страны из состояния упадка и обеспечить их будущее может только религия. Одним из аспектов возрождения арабов реформаторы считали решение женской проблемы.

Как и другие религии, ислам не только отражает окружающий мир специфически превратно, в фантастических формах. Возникнув из стремления человека найти в иллюзорном отражении окружающего мира решение насущных личных проблем, не получивших разрешения в сфере общественных отношений, религия, в данном случае ислам, в свою очередь воздействует на личность, регламентирует ее поведение и мировоззрение через свои догмы и установления. Одной их таких регулируемых исламом сфер поведения верующих являются область семейных отношений, взаимоотношения полов, морально-этические нормы, определяющие положение, роль и функции женщины в обществе и семье.

Некоторые положения, регулирующие данную область отношений, содержатся в тексте Корана, другие – в Сунне. Доминирующая роль Корана в вопросах семьи и брака есть идеализация порядков частнособственнической моногамной семьи с допущением полигамии. Семейные отношения регламентируются мусульманским законодательством – шариатом. Институт семейно-брачных отношений в исламе наиболее консервативен и труднее всего поддаётся влиянию новых идей. Как известно, неравноправное положение мусульманской женщины было закреплено в Коране, а позднее и в шариате.

К идее пересмотра законоположений Корана и шариата о женщинах впервые обратились мусульманские реформаты конца XIX – начала XX в. Мухаммад Абдо, Рашид Рида, Салама Муса, Абд ар-Рахман Аль-Кавакибм, Тахир аль-Хаддад и др.

Одним из зачинателей реформации семейно-правовых норм шариата был известный египетский просветитель Касим Амин, на основе взглядов которого позднее сложились и развились идеи и концепции современных мусульманских модернистов.

Советские исследователи, изучавшие проблемы эволюции современного ислама, считали, что буржуазно-реформистские идеи, существующие с прошлого века по настоящее время, и модернистские тенденции, более отчётливо наметившиеся лишь после Второй мировой войны, в историческом плане проявляются как непрерывные, а в теоретическом отношении – как органически связанные друг с другом идейные процессы. О перерастании реформации в модернизацию свидетельствует, например, в области догматики обоснования «истинности» и «вечности» ислама ссылками на современные достижения науки и техники. В социальной области такой переход наметился с началом разработки учения «исламского социализма» как специфического пути социального развития.

В области морали и права мусульманский модернизм формируется как реакция духовенства на процесс постепенного вытеснения системы шариата из правовой жизни мусульманских народов. Выдвигаются идеи совершенствования моральных концепций ислама, согласования их с нравственными идеалами современного человека, создания целостной системы нравственного воспитания молодого поколения в духе ислама. С позиций религиозного модернизма выступают не только религиозные деятели, но и представители других слоев общества – общественные и политические деятели, писатели, журналисты, работники культуры и др.

Как современные модернисты, так и их предшественники, реформаторы в вопросах правового положения женщин в исламе придерживаются в основном одной линии. Признавая угнетенное положение мусульманки, все они не видят причину этого в исламе. Более того, они считают, что в этом смысле ислам имел прогрессивное значение, пытаясь доказать, что главной причиной приниженного положения мусульманки является неправильное толкование законоположений ислама отдельными богословами и учёными-правоведа- ми и соответственно – неправильное применение их в жизни. Большинство современных мусульманских модернистов придерживаются мнения о крайне тяжёлом положении арабской женщины до возникновения ислама. По их мнению, именно поэтому зарождение нового религиозного учения сыграло положительную роль в улучшении статуса арабской женщины.

Современные модернисты выступают против эмансипации мусульманки, считая, что для неё вполне достаточно данных исламом прав. Вот что заявляет по этому поводу один из современных представителей модернизма в исламе Сайд аль-Афгани: «В Коране и хадисах приведено очень много положений о женщине и наказов о признании её прав. Это сделано для того, чтобы оградить женщину как от векового угнетения, так и от превратностей будущего, какие мы и сегодня видим в обществах некоторых западных стран».

Современная модернизация затрагивает все стороны правового положения женщин в исламе: вопросы брака и полигамии, развода – хиджаба и т.п. Модернисты выступают в периодической печати, по радио, издают труды, посвящённые женской проблеме в арабских странах. Причём подтверждение и объяснение каждому новому общественному явлению они стараются найти в Коране и Сунне. При этом одни из них умеренно критикуют своих противников-традиционалистов, другие же более радикальны.

Мусульманский брак имеет свои особенности. Коран считает вступление в брак священной обязанностью мусульманина. В «Хидоя» – основном руководстве шариатской юриспруденции, разработанной в основном на базе учения Нугмана Абу Ханифы, основателя одного из четырех главных мазхабов в исламе, говорится, что словом никах (брак) обозначается особого рода частный договор, имеющий целью узаконить деторождение. Шариат обеспечивает мужчинам господствующее положение в семье и обществе. Женщина зависима от мужчины и подчинена ему. По законам шариата, муж имеет право наказывать жену за непокорность. Р.Шарль справедливо отметил, что «мусульманский институт брака ставит своей задачей не тесное сближение супругов, а наоборот, сильно увеличивает пропасть, отделяющую в исламе мир мужчины от мира женщины. Между этими двумя кланами их отдельные личности не имеют других отношений, кроме половой связи и узкодомашних общих интересов».

С XIX в. по мере зарождения и развития капиталистических отношений в арабских странах стали приниматься новые гражданские, уголовные и другие кодексы, которые, сузив сферу действия мусульманского права, отнюдь не вытеснили его. «Напротив, сами они испытывают влияние шариата (наряду с воздействием буржуазных правовых концепций) и не затрагивают тех сфер отношений, которые наиболее детально урегулированы шариатом. Это прежде всего касается брачно-семейных и наследственных отношений, а также друг их институтов так называемого «права личного статуса», где шарил продолжает действовать не только в опосредованном виде, а и в прямой форме».

В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах – от Марокко до Фиджи в Океании. В мире проживают от 750 млн. до 1 млрд. мусульман, составляющих большинство или значительную долю населения в 51 государстве. Некоторые арабские (и не только арабские страны) имеют официальное название исламских государств: Исламская республика Пакистан, Хашимитское королевство Иордания и др. Во многих странах конституции объявляют шариат источником законодательства (АРЭ – 1971 г., Сирии и Пакистана – 1973 г., Ирана – 1979 г. и др.).

Семейное и брачное право по шариату (в частности, по шафиитскому и ханифитскому толкам) предусматривает соблюдение «равенства» мужчины и женщины по возрасту, социальному и материальному положению. Если мы сравним точку зрения современного законодательства некоторых арабских стран на вопрос «равенства» между мужчиной и женщиной при заключении брака, то убедимся, что она coomorciHyei общепринятым нормам шариата. Например, сирийский закон (№59 от 1953 г. «О личном статусе» с изменениями, внесенными законом №34 от 1975 г.) при квалификации такого равенства отсылает к обычаям и называет его «правом» невесты и ее опекуна (ст. 28, 29), а иорданский закон (№61 от 1976 г. «О личном статусе») поясняет, что при определении равенства речь идет прежде всего о материальном положении мужа, позволяющем ему выплатить махр (брачный выкуп) и содержать семью (ст. 29). Причем это «равенство» учитывается лишь при заключении договора, так как в дальнейшем утрата мужчиной данного качества не влияет на действительность брака (ст. 20 иорданского закона, ст. 31 сирийского закона).

Правила поведения для туристов в мусульманской стране

В этой статье мы расскажем о правилах поведения в мусульманских странах, которые должен знать каждый турист, а также о том, как подключить выгодный Интернет в роуминге. Подробно обо всех тарифах можно прочитать https://euroroaming.ru.

Собирая чемоданы на отдых в мусульманские страны, нашим туристам следует знать некоторые правила и нормы поведения там. Когда вы отправляетесь в туристическую зону (территория отеля, курортный поселок), то там, в принципе, можно вести себя свободно, разумеется, в разумных пределах. Но, покидая зону туризма, нужно учитывать и уважать местные законы, ради вашей же безопасности и дабы избежать недоразумений. Ведь на Востоке люди живут по Шариату, это накладывает много ограничений и табу, о которых мы и расскажем вам ниже.

Левая рука. У мусульман не принято держать вилку, чашку, и протягивать для рукопожатий левую руку, так как она считается нечистой. Так что, даже если турист – левша, ему все равно стоит учитывать этот нюанс.

Городские пляжи. На местных городских пляжах существуют «женские» дни, в которые на пляжах могут находиться лишь женщины и дети. Женщинам не разрешается быть на пляже в купальниках. Специальные, полностью закрытые купальные костюмы для женщин, называются буркини.

Одежда. Женщинам запрещено появляться на улице с обнаженными плечами, декольте и ногами. Мужчинам нельзя ходить в шортах.

Алкоголь, курение, азартные игры. Курение не запрещается, но и не приветствуется. Возможно лишь в специальных для этого отдельных местах. Алкоголь запрещен, а пребывание в людных местах в состоянии алкогольного опьянения – наказывается очень строго, вплоть до депортации или тюремного заключения. Подарки местным жителям в виде бутылки горячительных напитков, или даже конфет с алкогольной начинкой, расценивается, как оскорбление. Азартные игры – запрещены всюду. Это – табу.

Фотографии. Множество запретов для любителей фото и видео съемки.

Для того, чтобы сфотографировать местных жителей – нужно получить на это их разрешение. Женщин в чадре – лучше не фотографировать в принципе, могут возникнуть большие неприятности. Нельзя фотографировать людей во время молитвы и еды. Запрет на фотосъемку распространяются на сооружения правительственного, военного или государственного значения, в том числе – и здание аэропорта.

Торговля. Покупая что-то на базаре или в сувенирной лавке – непременно торгуйтесь, это часть обязательной программы и целый ритуал для торговцев в мусульманских странах.

Поведение в гостях. При входе в дом семьи мусульман – принято снимать обувь. Но при этом, когда вы сидите – ступни не должны быть повернуты к кому бы, то ни было из хозяев – это неуважение. Нельзя первым подавать руку женщинам и вообще – проявлять много интереса к женской половине семьи и детям. Хозяина может обидеть ваш отказ от угощения, даже если вы сыты. Многие блюда – едят руками, а хлеб принято ломать, а не резать.

Когда вы в гостях – не принято спешить, суетиться, быстро собираться домой – посиделки тут долгие и неспешные. В разговорах считаются табу темы религии, семьи и политики.

Поведение на улице. В людных местах не стоит громко разговаривать, активно жестикулировать, держать руки в карманах. Влюбленным парам нельзя прилюдно выражать чувства, обниматься, целоваться и даже – держать друг друга за руки.

Следует сдержанно вести себя, общаясь с полицией и о маршруте – уточнять у своего экскурсовода, полицейский не обязан указывать путь.

Неприлично кушать на ходу и рассматривать людей, которые едят.

Религиозность. Постарайтесь не планировать свою поездку в мусульманскую страну во время священного месяца Рамазана (или Рамадана) – в этот период местные жители строго ограничивают себя в еде и в любых других радостях жизни и много часов проводят за молитвами. В 2017 году Рамадан попадает на период с конца мая (27 число) по конец июня (25-е). Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание, или, тем более, фотографировать, людей во время молитвы. Для женщин – запрещено входить в мечети, мужчин не пустят туда в одежде с открытыми руками и ногами.

Марокко – это достаточно популярная страна у туристов, сюда часто приезжают из европейских стран. В тоже время здесь важно блюсти все описанные правила поведения. Если собираетесь именно в Марокко, мы предлагаем вам выбрать сим-карту для общения в этой стране (так как покупка и активация местного стартового пакета может вызвать трудности).

Сим-карта Orange со специальным тарифом для Марокко

Оператор сотовой связи Orange предлагает для Марокко специальный тарифный план Mundo, который позволяет пользоваться недорогим Интернетом. А, как известно, Марокко не является самой доступной в плане финансовых расходов туристической страной. Экономить здесь не помешает. По условиям тарифа абонент может заказать 1 ГБ по цене 12 евро. Срок действия данного пакета – 1 месяц. Есть возможность раздачи трафика.

Читайте также:  Пещера Хан Сон Дунг во Вьетнаме будет доступна полгода
Ссылка на основную публикацию