Обычай сати – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Сати, история обряда

Вдова ложится на погребальный костер.
Следует рассмотреть обычай, согласно которому вдова должна лечь на погребальный костер со своим мужем. Этот обычай, который сейчас не практикуется, был распространен в древности до эпохи сутр
Согласно «Баудхаяна-питри-медхасутре» (I, 8, 3-5), жена должна была ложиться с левой стороны от тела.
Ашвалаяна рекомендует, чтобы она ложилась у головы с северной стороны.
Возглавляющий похоронную процессию или тот, кто должен был зажечь костер, обращался к покойному со словами:
«О смертный, эта женщина (твоя жена), желающая соединиться с тобой в том мире, лежит возле тела. Она уже выполнила долг верной жены. Дай ей разрешение остаться в этом мире и оставь свое имущество потомкам».
Затем младший брат покойного или ученик, или раб подходил к костру, брал левую руку женщины и просил ее уйти:
«Встань, женщина, ты лежишь рядом с безжизненным, иди в мир живых от мужа и стань женой того, кто берет твою руку и желает жениться на тебе».
Стихи, читаемые в связи с этим обычаем, впервые встречаются в похоронных гимнах «Ригведы» (X, 18, 8-9) и «Атхарваведы» (XVIII, 3, 1-2). Здесь мы находим ритуальный пережиток обычая самосожжения вдовы.17)

В более древний период с телом погребали или сжигали дары покойному. Эти дары состояли из пищи, оружия, одежды и домашних животных. Иногда с покойным сжигали или погребали рабов или даже жену. «Атхарваведа» называет это древним обычаем (XVIII, 3, 1).
Однако этот обычай не соблюдался во времена «Ригведы», хотя и сохранилось формальное требование, чтобы вдова ложилась на погребальный костер. Грихьясутры предписывают такую же ритуальную замену настоящего сожжения вдовы.18)

Ритуальная литература, начиная со времен «Ригведы», свидетельствует не в пользу сожжения вдов.
Паддхати и прайоги, повествующие о похоронных [200] церемониях, вообще отменяют этот обычай, даже не требуя от вдовы присутствия на месте кремации. Но обычай сати (самосожжения вдов) никогда полностью не исчезал и позднее снова ожил у некоторых племен и родов.
После того как вдова полежала какое-то время на погребальном костре, ей предлагали взять золото, о котором говорилось выше, из руки покойного со следующей мантрой:
«Ради приумножения твоего богатства и славы как брахманки, ради красоты и силы возьми золото из руки покойного (и оставайся) в этой (местности); мы (будем жить) здесь, хорошо охраненные, процветая и побеждая всех нападающих врагов».

Комментатор «Ашвалаяна-грихьясутры» говорит, что золото должен взять тот, кто уводит вдову, а не сама вдова и что в случае если это раб, то этот и два предшествующих стиха повторяются возглавляющим похоронную процессию.
Г. Вильсон и М. Мюллер понимают это таким же образом, хотя комментарий Саяны этому противоречит. Однако, какова бы ни была интерпретация, женщину уводили, а вещи забирали. В сутрах не предполагается альтернативы.
Это ясно показывает, что во времена составления сутр бесчеловечный обычай сожжения жены с мертвым мужем не был распространен. С прекращением обычая сати эта церемония автоматически перестала совершаться. В эпоху, когда регулярно следовали жертвенным ритуалам, жертвенные сосуды, которые покойный обычно использовал в ритуальных церемониях, помещались на различных частях его тела рядом с различными частями туши коровы , если ее убивали, а если нет, то они заменялись испеченными из риса и ячменя имитациями частей ее тела. Эти предметы сжигали вместе с мертвым, чтобы покойный мог получить их в другом мире.

17) Обычай сожжения вдовы на погребальном [287] костре был распространен в древности у многих народов и встречался также у других индоевропейцев (см., например: Павсаний. Описание Эллады, IV, 2, 7). Я. Гонда считает его древним индоевропейским обычаем (см.: Gonda J. Change and Continuity. P. 36).
18) П. Тиме считает, что смысл обряда не столько в спасении вдовы от смерти, сколько в том, что ее таким образом освобождали от подчинения и связи с мужем и делали способной вновь вступить в брак (см.: Thieme P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1971. Bd. I. S. 457).

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) Пер. с англ. А. А, Вигасина. М.: Высш. шк. Перевод изд.: R. В. Pandey. Hindu Samskaras. India, Delhi, 1976

Шокирующий обряд сати

Многих это шокирует. Сегодня вы узнаете про обряд Сати в Индии. Древняя страна богата на самобытные традиции, остающиеся практически неизменными на протяжении многих столетий. Одни из них вызывают у европейского человека интерес и восхищение, а некоторые – неподдельный ужас и непонимание.

То, что может действительно шокировать современного человека – обряд сати. Если сказать в нескольких словах, то этот ритуал предполагает самосожжение вдовы после того, как ее муж скончался: на его погребальном костре или спустя несколько дней. Законодательно этот обычай давно запрещен, но, как свидетельствуют хроники, в некоторых деревнях все еще имеют место такие случаи.

Шокирующий ритуал сати в Индии

Легенда о происхождении обряда сати

Индия не перестает удивлять того, кто находится на пути познания ее истории, культурных традиций, ритуалов. Обряд сати – это явление, вызывающее шок и неподдельный ужас у иноземцев. Даже в индийском обществе ведутся разгоряченные споры по этому поводу. Полностью искоренить этот ритуал не удалось. Почему так происходит, однозначно ответить нельзя. Но предположить можно.

Мы знаем, что Индия – это государство с многовековой, а, может и тысячелетней историей. Ей приходилось переживать и этапы невероятного подъема, и времена упадка. Уже длительный период страна живет в непростых условиях. Несмотря на то, что Индия обладает всем для того, чтобы безбедно жить, большинство её жителей едва сводит концы с концами.

Возможно, то, во что верили их предки, и то, какие традиции чтили превыше всего, дает силу бедным индийцам, являющихся преемниками культурного наследия. Надежды на материальное улучшение практически нет, поэтому наиболее весомая опора – это духовный аспект.

Придерживаясь тех же традиций, что и их предки, люди ощущают незримую связь с ними, подпитывающую веру в благополучную жизнь после перевоплощения. Может, поэтому исторически сложилось так, что индийцы – это народ, который свято чтит свои традиции, пускай некоторые из них современному человеку кажутся дикими и активно осуждаются.

Сказать наверняка, что стало точной причиной появления обряда сати и когда это произошло впервые, невозможно. Существует только некая легенда, пытающаяся объяснить происхождение этого древнего ритуала.

Легенда возникновения ритуала

Итак, согласно легенде, у бога Дакши Праджапати была дочь Деви. В воплощении Сати она была верной и любящей супругой Шивы. Однажды Дакша устроил великий пир, предназначенный для всех божеств. И пригласил он на этот пир всех, кроме Шивы. А причиной было то, что Дакша не одобрял брак своей дочери Деви и решил таким образом продемонстрировать свое отношение к нежеланному зятю. Но, так как Сати преданно любила своего мужа, она восприняла такой поступок отца как оскорбление не только Шивы, но и себя как его жены.

В знак протеста и с желанием доказать превосходство Шивы над другими богами Сати взошла на жертвенный огонь и сгорела заживо. Когда Шива узнал о поступке своей любимой жены и о том, что послужило тому причиной, он разгневался и отсек голову Дакше.

О том, что было далее, есть несколько предположений. Одно из них гласит: обезумевший Шива собрал останки супруги и, изнемогая от горя, долго бродил по разным местам. Там, где падал на землю прах Сати, образовывались озера и возводились храмы.

Согласно другой версии, после самосожжения Сати и убийства ее отца Шива, совсем потерявший остатки рассудка, поднял свою жену и начал кружить ее тело в сумасшедшем танце. Решив прервать это безумие, бог Вишну рассек тело Сати на пятьдесят частей. Все останки упали на землю. Все места, куда они попали, стали святыми.

Отныне богиня Деви, продемонстрировавшая с помощью акта самосожжения верность мужу, стала символом безоговорочной преданности индуистской женщины своему супругу. Названный в ее честь, ритуал сати предполагает, что овдовевшая женщина сжигается на погребальном костре вместе со своим мужем. Таким образом жена следует за своим почившим супругом, доказывая свою добродетель.

“Вдова идет в ритуальный костер” – старинная индийская иллюстрация

История обряда

Известно, что ритуал сати аналогичен обрядам, существующим в истории других народов. Например, на Руси существовал обряд, когда вместе с телом хозяина заживо сжигалась его рабыня.

В Махабхарате имеются упоминания о том, что приблизительно в 400 году до н.э. были случаи добровольного самосожжения женщин во имя своих мужчин.

Интересно то, что сам Александр Македонский, путешествующий по территории Индии, в 316 году до н.э. стал свидетелем того, как две женщины боролись за право быть сожженными на погребальном костре вместе со своим любимым мужчиной. Безусловно, на него это произвело огромное впечатление. По его мнению, подобная практика не была редкостью. Это было заведено для того, чтобы жены не пытались отравить своих мужей.

В Северной Индии непосредственно до формирования Империи Гупт уже существовал обряд, получивший название «анумарама». Его отличие от ритуала сати заключалось в том, что он был абсолютно добровольным и предполагал сожжение не только жены, а и всех тех, кто сам хочет продемонстрировать свою преданность умершему человеку. Так, на погребальный костер могли восходить слуги, подданные, родственники и друзья. Особенно подобное практиковалось, когда была дана клятва верности.

Считается, что обряд самосожжения вдов в Индии больше всего был распространен на закате существования Империи Гупт (приблизительно в 500 году до н.э.). Есть также мнение, что это связано:

  • с расслоением общества на касты (ритуал сати был сродни методу, направленного на идейное подчинение членов касты);
  • с приходом на территорию Индии белых гунн, ставших причиной распада Империи Гупт.

Ритуалы самосожжения вдов в открытую продолжались до начала XIX века. Именно в тот период был принят закон, официально признававший сати преступлением. Конечно, среди населения не сразу укоренилось в сознании, что этот ритуал должен остаться в историческом прошлом. Да и что говорить, если подобная практика иногда все еще имеет место в некоторых деревнях.

Традиции проведения ритуала

Основная идея сати – это добровольное самосожжение вдовы с телом своего мужа. Согласно традиции, тело умершего должны были предать огню (в Индии принято покойников именно сжигать) в течение одного дня после смерти. Этого времени жене должно было хватить на то, чтобы принять решение, готова ли она следовать за своим мужем на погребальный костер. Но если супруг умер вдалеке от дома, допускалось, что обряд будет совершен позже.

Обряд сати считался логическим завершением брака между мужчиной и женщиной. Жена перед восхождением на ритуальный костер надевала свадебные одежды (часто это был именно тот наряд, в котором она выходила замуж) и следовала за мужем.

Сам процесс совершения сати мог быть разным. В некоторых случаях женщина лежала или сидела рядом с телом мужа, ожидая, когда разожгут костер. Бывало, что вдова прыгала в уже пылающий огонь. Но есть и свидетельства того, что иногда жены самостоятельно разжигали пламя, сидя внутри.

Читайте также:  Религиозный фанатизм - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Сати – это значимый ритуал для всей Индии

Было ли добровольным самосожжение вдов?

Хоть ритуал сати изначально считался добровольным, похоже, иногда все было далеко не так. По сохранившимся рисункам, показывающим обряд, можно сделать вывод, что вдов пытались обездвижить, чтобы они не могли выбраться из костра. Например, супругу покойника связывали, или же люди выстраивались вокруг пламени с острыми и длинными шестами, направленными на женщину. Так исключалась возможность того, что попытки вдовы спастись увенчаются успехом.

Но даже если к женщине не применяли таких радикальных мер, она зачастую подвергалась сильнейшему психологическому давлению (особенно со стороны родственников мужа). Из-за осуждения самого статуса вдовы обществом и из-за того отчаяния, какое она испытывала, женщина могла самостоятельно принять решение сгореть в костре. Это казалось единственным верным выходом.

Мы решили не публиковать фотографии обряда сати по известным причинам, спасибо за ваше понимание.

И хоть сати уже давно запрещен, а закон карает тех, кто каким-то образом причастен к организации обряда, отношение к вдовам в глубинке страны остается, можно сказать, безжалостным. Несчастных женщин считают кем-то вроде «ходячих мертвецов». И даже называют «съевшими своих мужей». Веря во все эти предрассудки, их могут не пускать на свадьбы и праздники в честь рождения детей. Они считаются практически выброшенными за борт жизни.

Западное общество может, осуждать подобные порядки. Но стоит согласиться, что Индия – страна с непростой судьбой, а индийцы – народ, терпевший жизненные испытания не одно поколение. Возможно, нежелание полностью отойти от подобных традиций, пускай даже таких лихих и порой кровавых, связано со страхом перемен, которые ведут за собой неизвестность?

Шокирующая Индия — 7 странных ритуалов

  • Кеш Лочан — ритуал монахов Индии

    Мади Снана — ритуал, связанный с едой

    Джалликатту — индийская коррида

    Обычай, посвященный богине Кали

    Тайпусам — древняя индийская традиция

    Странные обычаи агхори

    Ритуал сати — страшное проявление любви

    Индия не перестает удивлять как опытных путешественников, так и впервые открывающих для себя ее удивительные обычаи. Контраст между сверкающими современными городами и бедными деревнями, пестрой одеждой жителей и обилием мусора на улицах. Кажется, эта страна состоит из противоречий. А некоторые ритуалы Индии способны удивить и шокировать неподготовленного зрителя.

    Сколько точно в Индии праздников и фестивалей подсчитать не удалось

    Кеш Лочан — ритуал монахов Индии

    Самый распространенный вариант этой традиции заключается в подношении богу собственных остриженных волос. Во многих религиозных традициях, в том числе и индийских, волосы считаются вместилищем жизненной энергии.

    Странный ритуал распространен и за пределами Индии

    Поэтому, подношение в качестве жертвы такой важной части тела, говорит об истинной преданности верующего. Адепты джайнизма идут дальше и в рамках ритуала не просто стригут, а выдергивают волоски по одному. Этот обычай символизирует полное отречение монаха от мирских удовольствий и смиренное принятие всех будущих событий.

    Богам преподносят детские волосы

    Мади Снана — ритуал, связанный с едой

    Этот древний ритуал Индии современному человеку может показаться унизительным, но не стоит забывать, что Индия живет по своим правилам. Мади Снана тесно связан с кастовой системой, которая сегодня все еще применяется в отдаленных регионах страны.

    Вполне безобидный обычай планируют запретить

    В соответствии с древним ритуалом, представители каст шудра , вайшья и кшатрии купаются в остатках пищи брахманов. Согласитесь, мало кто из нас согласится добровольно покататься в объедках. Но в традиции Индии считается, что такой ритуал помогает вылечить болезни кожи.

    Джалликатту — индийская коррида

    С помощью этого обычая юноши и мужчины могут похвастаться своей силой и отвагой. В отличие от корриды, во время ритуала джалликатту не допускается использование оружия. А перед боем быка кормят забродившими фруктами и засыпают в глаза красный перец, чтобы он опьянел и разозлился еще больше.

    Опасный ритуал несколько раз запрещали из-за смертей участников и животных Первым свидетельствам о Джалликатту 1500 лет

    Цель ритуала в том, чтобы успокоить быка или удерживать его максимально долго. Не сложно догадаться, что попытки удержать разъяренное животное часто заканчивается травмами или даже гибелью смельчаков.

    Обычай, посвященный богине Кали

    Богиня Кали в мифологии Индии считается одной из ипостасей Шивы . Она одновременно богиня смерти и дарующая жизнь, ее вид внушает страх и обожание. По легенде, однажды Вишну отправил своего слугу получеловека-полуптицу Гарудана утолить голод Кали, и тот накормил ее собственной кровью.

    Равнодушных нет — все или в шоке, или в восторге Все для кровожадной Кали

    Фестиваль Гарудан Токкам ежегодно проводится на юге Индии. В память о поступке Гарудана адепты пронзают кожу на спине крючьями и подвешивают себя за них на специальной платформе. Таким образом, во время этого странного ритуала, последователи Кали жертвуют богине свою кровь.

    Тайпусам — древняя индийская традиция

    В начале года отмечается традиционный индуистский праздник, каждый год привлекающий множество туристов. Это событие посвящено передаче богиней Парвати богу войны Муругану священного копья, которым он смог победить демона Сурападмана.

    Традиция пошла со времен битвы асов и дэвов Тайпусам — национальный праздник в Индии, Малайзии, Шри-Ланке и Фиджи

    Во время празднования Тайпусама принято проводить странный ритуал, во время которого деревянной или металлической спицей, символизирующей копье Парвати, пронзается язык испытуемого. Спица длинная настолько, что на оба ее конца дополнительно насаживают фрукты и ягоды. Кроме того, желающий совершить ритуал должен заранее поститься и медитировать, а накануне весь день носить на шее венок из цветов.

    Странные обычаи агхори

    Агхори — это индуистское учение, адепты которого поклоняются Шиве-разрушителю, и почти все их традиции так или иначе связаны с человеческими останками и смертью. Агхори считают, что весь материальный мир, а вместе с ним плотская оболочка это иллюзия, не имеющая большого значения. Настоящее значение имеет только душа, в традиции агхори считающаяся воплощением Шивы, связанным чувственными удовольствиями, гневом, жадностью и прочими духовными путами.

    Умершие при жизни — так называют адептов агхоры

    Ритуалы членов агхори призваны освободить человека от всех лишних материальных и духовных привязанностей, в том числе и от страха перед смертью и мертвецами. Поэтому в их традициях использование человеческих костей в быту и осыпание себя пеплом, оставшимся после кремации, обычное дело. Кроме того, есть информация о том, что последователи учения не брезгуют каннибализмом.

    Ритуал сати — страшное проявление любви

    Самый пугающий и странный обычай Индии из сегодняшнего списка — сати. Суть древней традиции в самосожжении женщины вместе с телом погибшего мужа. До сих пор не ясно насколько искренним было желание вдов совершить самоубийство настолько болезненным способом, ведь не стоит сбрасывать со счетов давление социума и родственников, а также незавидную судьбу одиноких женщин в древности, особенно бездетных.

    Судя по древней картине, не очень добровольный ритуал Отпечатки рук вдов королевских кровей, совершивших сати

    Правители Индии в разное время официально запрещали этот жестокий обычай, но без особого успеха. В современной Индии страшный сати под запретом. Также предусмотрено наказание для тех, кто не пытался спасти вдову в случае действительно добровольной попытки самосожжения.

    Некоторые традиции и обычаи кажутся страшными, опасными, смешными или бессмысленными. Однако совсем отказаться от них не получится. У каждого есть собственные ритуалы, например, утренний. Если хотите в своей жизни чего-то больше — добра, радости, здоровья или счастья, можно осознанно создать ритуал. Что это будет — желать всему миру счастья по утрам или благодарить Вселенную и конкретных людей перед сном — решать вам.

    Если понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями. Кстати, в рубрике «Путешествия» найдете много интересной и полезной информации. Подпишитесь сейчас и не упустите ничего нового.

    «Страна контрастов»: вслед за мужем в погребальный костер

    Заметки об Индии. О ведическом обряде «сати»

    Некоторые иноземцы, посещая Индию в прежние века и наблюдая исполнение вдовой ритуала «сати», восхищались мужеством и преданностью женщин, которые не хотели жить после смерти мужей. Другие, напротив, ужасались этому обычаю, называли его варварством и утверждали, что бедных женщин фактически принуждают к самоубийству. Попытки запретить или возродить эту традицию предпринимаются и в наши дни, хотя случаи самосожжения вдов на субконтиненте сегодня встречаются крайне редко. Чтобы понять, чем руководствуются женщины, поступающие таким образом, наш колумнист обратился к шастрам — священным писаниям, сохранившимся на территории Индии, и справочным материалам по истории этой страны. В этой статье для «Реального времени» автор делится результатами своих исследований обряда сати и наблюдениями за менталитетом индийских женщин.

    Умереть в один день

    В России, по статистике, на 1000 браков приходится 829 разводов. Однако еще лет 100 с небольшим назад большинство людей не могли даже помыслить о разводе. Во время христианского венчания молодожены давали такие обеты: «Клянусь любить тебя в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас». Ведическая традиция идет еще дальше: даже вне брака, просто вступив в интимную связь, мужчина и женщина считаются мужем и женой, а огненный обряд заключения брака виваха-ягья связывает их и после смерти, в течение семи последующих жизней. И никакими бумагами о разводе разорвать эту связь невозможно (исключение — если муж принимает монашество).

    Принцип супружеской любви, не имеющей преград, в Индии наглядно демонстрирует обряд сати. Когда у женщины умирал муж, его тело подвергалось кремации в течение одного дня после смерти, и вдова, следуя этой традиции, надевала свои лучшие свадебные одежды и входила в погребальный костер, где сгорала заживо. Есть разные описания того, как это происходило: вдова сидела или лежала на костре возле тела мужа или же сама поджигала костер вокруг себя и мужа. Запрещалось проходить обряд сати беременным женщинам. Если же мужчина имел несколько жен, что не было редкостью в полигамной культуре прошлого, то все женщины входили в костер. Или же, в случае, когда оставались дети, за которыми нужен был уход, конкурировали между собой за право умереть вместе с мужем.

    Название обряда связывают с историей жены полубога Шивы — богини Сати

    «Преданная только своему мужу»

    Обряд сати также называют «саха-гамана» или «саха-марана» (то есть «умереть вместе с мужем»). Само слово «сати» переводится с санскрита как прилагательное женского рода: «в высшей степени целомудренная и преданная Господу и своему мужу», «благочестивая», «добродетельная», «благоприятная», «мудрая» и «возвышенная». Тогда как противоположное ему слово «асатим» переводится как «распущенная», «неверная жена», «пагубная», «очень скверная», «преходящая и нереальная».

    Читайте также:  Кастовая система - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

    Название обряда связывают с историей жены полубога Шивы — богини Сати. В своем воплощении Сати она родилась как дочь царя Дакши. Однажды она отправилась на праздник в царство отца и там стала свидетелем того, как тот прилюдно оскорбляет ее мужа Шиву. Будучи не в силах вынести это унижение, она вошла в жертвенный огонь и сгорела заживо. Так Сати стала символом самопожертвования во имя любви к своему мужу.

    Историки затрудняются дать ответ, в каком времени традиция сати берет свое начало, упоминания о ней встречаются в самых древних ведических текстах. Например, в «Вишну-смрити» говорится: «И теперь долг женщины после смерти ее мужа для сохранения ее непорочности последовать за ним». «Ригведа», а также Пураны прославляют женщин, совершающих сати: «Женщина, которая умирает в компании со своим мужем, будет пребывать на небесах столько лет, сколько волос на ее голове». В «Ману-смрити», который является сводом законов для человечества, сати не упоминается, но вдовам предписывается пожизненный аскетизм: они не могут повторно выйти замуж, носить украшения, выходить на улицу, обедать за одним столом с семьей, их сари должно быть только белого цвета.

    Важно отметить, что в ведической традиции сати нельзя приравнивать к самоубийству. Самоубийство, согласно шастрам, один из тяжелейших грехов, за который человека ждет серьезное наказание.

    Сати было прерогативой высших каст — брахманов и царей

    Прерогатива высших каст

    Девочки в традиционных индийских семьях и сегодня растут не на сказках, а на историях из священных писаний, где прославляются целомудренные и верные женщины прошлого. На их примере девочек учат быть хорошими женами и матерями. Одно из таких писаний, содержащее сотни историй, — это «Шримад-Бхагаватам». Вот одна из историй оттуда, где описывается проведение обряда сати.

    В юности царицу Гандхари сосватали за правителя большой империи Дхритараштру. Накануне свадьбы она узнала, что ее муж слеп от рождения. И тогда она приняла решение тоже стать слепой, чтобы ни в чем не быть выше своего супруга и не гордиться своим зрением. Гандхари завязала свои глаза шелковой тканью и больше не видела света до конца жизни. Согласно традиционному ведическому укладу, когда человек состарится, он должен покинуть свою семью, отречься от удобств и готовиться к смерти, занимаясь духовной практикой и путешествуя по святым местам. В преклонных летах царь Дхритараштра покинул дворец вместе со своей женой. Они поселились в лесу, где царь занимался практикой йоги и достиг такого совершенства, что его тело загорелось огнем мистической силы. В писании говорится, что, увидев это, Гандхари как целомудренная жена ощутила нестерпимое одиночество и разлуку с любимым мужем и с глубокой сосредоточенностью вошла в этот огонь, последовав за своим мужем и в смерти.

    Вообще, практике ритуального самосожжения следовали вовсе не невежественные представители племен. Наоборот, сати было прерогативой высших каст — брахманов и царей.

    Очень важный момент дается в писании, где говорится, что «целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь»

    «Разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь»

    Мне, как современному человеку, сначала было трудно понять мотивы поступков женщин, совершивших сати. Изучая эту тему, я выделила для себя несколько важных моментов в мировосприятии людей, выросших в ведической культуре, которые позволяли им действовать подобным образом.

    Во-первых, понятие реинкарнации — все эти женщины твердо убеждены, что со смертью физического тела душа не умирает. Эта концепция сильно отличается от современной идеи, что «живем один раз» и от жизни нужно брать максимум удовольствий. Ведь если жизнь одна и тебя что-то не устраивает в твоем спутнике, разумно оставить его и поискать кого-то получше. Но женщины, совершающие сати, знали, что за последствия своих поступков им придется расплачиваться в будущих жизнях, поэтому, даже оставшись в лесу наедине с мертвым телом мужа, просто исполняли свой долг.

    Во-вторых, ведические писания говорят о том, что женщине для достижения святости достаточно верно служить своему мужу, во всем следуя за ним. В шастрах содержится очень много наставлений для женщин, в частности «Шримад-Бхагаватам» предписывает жене: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины». Поэтому в Индии до сих пор женщины, понимая это, держат посты и совершают аскезы для благополучия своего мужа, стараются не перечить своим мужьям и даже ходить позади них. Они не произносят имени своего мужа вслух, потому что это укорачивает жизнь человека, и называют его только «прабху», что значит «господин».

    И третий очень важный момент дается в том же писании, где говорится, что «целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь». Там приводится история, в которой один демон хотел съесть брахмана. Жена брахмана умоляла пощадить ее мужа и взывала к демону с такими словами: «Я не смогу жить без моего мужа даже мгновение. Если ты хочешь съесть его, то лучше съешь сначала меня, ибо, лишившись мужа, я буду живым мертвецом». Комментаторы этого стиха пишут, что жена брахмана выражает чувства, связанные именно с традицией сати, согласно которой женщина без мужа подобна мертвому телу. Именно поэтому, согласно ведическим обычаям, девушка обязательно должна была выйти замуж, и позаботиться об этом обязан ее отец. Считается, что женщина всегда должна от кого-то зависеть: в детстве — от своего отца, в молодости — от мужа, а в старости — от своих взрослых сыновей.

    Традиция сати широко соблюдалась на всей территории Индии вплоть до начала XIX века, после чего стала постепенно сходить на нет под влиянием иноземных культур

    Как традиция стала преступлением

    Традиция сати широко соблюдалась на всей территории Индии вплоть до начала XIX века, после чего стала постепенно сходить на нет под влиянием иноземных культур. Сохранилось немало письменных свидетельств и рисунков этого обряда. Первые статистические данные относятся к периоду с 1813 по 1828 год — согласно сводкам Бенгальского руководства Британской Ост-Индской компании, общее количество известных случаев сати в эти годы составляло 8 135.

    Однако более поздние комментаторы ведических писаний не рекомендуют женщинам совершать обряд сати. В писаниях говорится, что на заре творения люди наделены всеми лучшими качествами, они склонны к аскезе и самопознанию, живут дольше и имеют крепкое здоровье, но с течением времени, ближе к завершению очередного цикла творения (ведическое представление о времени не линейное, как в западной культуре, а цикличное), все качества людей мельчают, продолжительность жизни сокращается. В писаниях содержатся предсказания, что в последнюю эпоху деградации мужчины и женщины будут просто сходиться и расходиться по взаимному согласию, правители будут взимать с подданных непосильные налоги, умным человека будут признавать просто за то, что у него много денег, а жены утратят свою добродетель.

    Потому стоит ли удивляться тому, что сати из добровольного акта преданности постепенно превратился в формальность и принуждение? Многие иностранцы, посещавшие Индию, были очарованы этим обрядом, преданностью женщин, описывая, как спокойно они принимали смерть. Европейцы XVIII века оставили немало рисунков, на которых такие женщины предстают в образе героинь, достойных подражания. Однако уже тогда нередко случалось так, что вдову склоняли к вхождению в костер ее родственники или члены общины. Есть изображения, на которых женщина, сидящая на погребальном костре, связана или же ее удерживают в огне длинными шестами, чтобы она не убежала. Часто у женщин не оставалось другого выхода: не умирая вместе с мужем, они становились изгоями в обществе.

    Прекратить эту практику пытались уже с XIV века мусульманские завоеватели, для которых сати было варварским явлением. Когда европейцы колонизировали Индию, они в первую очередь решили уничтожить многие местные традиции, которые противоречили христианской этике и морали. Например, сохранилось такое высказывание британского генерала Нейпира: «Вы говорите, что сжигать вдов — ваша традиция. Прекрасно. У нас тоже есть традиция: когда мужчины сжигают женщину живьем, мы берем веревку, делаем петлю и накидываем ее им на шею. Возводите свои погребальные костры — а рядом наши плотники возведут для вас виселицы. Вы можете следовать вашим традициям — а мы будем следовать нашим».

    К концу XIX века сати было запрещено практически на всем субконтиненте. К пропаганде против сати подключались и сами индийцы, разворачивая целые кампании, публикуя статьи на эти темы и уговаривая вдов не совершать ничего подобного.

    Сати до сих пор встречается в Индии, в основном в сельской местности

    «Для меня богом является мой муж»

    В Индии до наших дней сохранились мемориальные доски в честь женщин, совершивших сати. Эти места посещают паломники. Но индийские власти относятся к этому явлению крайне негативно и силами светских СМИ стараются разрушить ореол жертвенности вокруг таких женщин. Согласно современным законам Индии, сати считается преступлением. Причем преступниками становятся все присутствующие при совершении обряда, в том числе наблюдатели.

    Однако сати до сих пор встречается в Индии, в основном в сельской местности. С 1947 года зафиксировано около 40 случаев, большая часть которых приходится на штат Раджастхан. Например, в 1987 году бездетная 18-летняя вдова Руп Канвар вошла в костер своего мужа. В 2006 году аналогично поступила 35-летняя вдова Видявати в штате Уттар-Прадеш. В том же году 40-летняя Йанакари сгорела на погребальном костре своего мужа в районе Сагар.

    Я не думаю, что эти единичные поступки были совершены под принуждением. Общаясь с индийскими женщинами, наблюдая за их поведением в разных городах, я заметила, что они очень привязаны к своим мужьям. За исключением городских жительниц, на которых сильно влияют западные идеи равноправия, женщины в Индии очень религиозны и не имеют карьерных амбиций, все их интересы сосредоточены внутри семьи, на отношениях с родственниками. Иллюстрацией к этому может служить история из научно-популярной книги «Взгляд на традиционную Индию» Бхакти Викаши Свами. Действие происходит в 1980-е годы, в деревне, жители которой поклоняются Господу Кришне: «Однажды, когда я гостил в одной бенгальской семье, пожилая хозяйка заговорила о своем больном престарелом муже, который сидел чуть поодаль от нас. «Конечно, мы все любим Кришну, — сказала она, — но для меня богом является мой муж. Он защищал меня и заботился обо мне всю мою жизнь. Он — великий преданный Кришны, и я в вечном долгу перед ним». Ее голос дрогнул, и она продолжала: «Теперь он собирается вернуться к Кришне. Я тоже хочу вернуться к Кришне, но только вместе с ним».

    Читайте также:  Связь сикхизма с индуизмом - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

    Разумеется, я не призываю женщин совершать обряд сати. Но, возможно, эта традиция и ее история заставит кого-то, как и меня, задуматься о том, что же такое настоящая супружеская верность, примеры которой можно найти в культуре любой страны.

    Дикие обычаи Индии, которые шокируют европейцев

    Индийская культура богата обрядами и ритуалами, тут они существуют на все случаи жизни. Что-то вы наверняка видели в фильмах, а может, вам посчастливилось одним глазком увидеть индийскую свадьбу во время путешествия. И нам кажется, что это яркие и красивые ритуалы, демонстрирующие глубокое почитание своей культуры. Но не всегда все так, как кажется. Некоторые обряды необычны и даже опасны, а европейца они приведут в ужас. Вот самые невероятные из них.

    Свадьба с… деревом

    В Индии совершенно нормальным считается брак с деревом. История этой традиции насчитывает уже несколько веков.

    Правда, женятся на дереве в определенных случаях. Так, согласно обычаям самым первым жениться должен старший брат. Ну а если вдруг первенец семьи никак не женится, а младший встретил свою вторую половину, в таком случае устраивают свадьбу старшего брата с деревом. И проводят самое настоящее торжество, со всеми почестями, не отступая от традиций. После праздника дерево срубают, говоря, что мужчина овдовел. Таким образом, младший брат беспрепятственно может жениться, ну а у старшего следующая жена уже будет второй.

    И индийская женщина может выйти замуж за дерево. Но у этого обряда другая цель ― отвадить злых духов от девушки и ее будущего мужа, если у нее есть препятствия для вступления в обычный брак. Чаще всего это касается тех красавиц, которые родились в неблагополучный астрологический период, считается, что девушка может накликать беду на своего избранника. Из-за этого никто не хочет брать ее замуж. Так что индийцы очень мудры, раз нашли такой необычный выход)

    Поклонение лингаму и йони

    Лингам и йони ― символы мужского и женского начала, которые также имеют фаллический смысл. И им массово поклоняются. Так, некоторые верят, что душа человека находится в йони, и если человек сконцентрирует свое внимание на ней, то это подарит ему просветление. Так что в Индии много храмов, в которых поклоняются именно йони.

    Мужским изваяниям тоже посвящены сотни храмов. Лингаму поклоняются женщины, страдающие бесплодием, а также последователи Шивы.

    Коровья моча ― эликсир жизни

    Конечно, все знают, что корова в Индии священна. Но священна не только корова, но и… ее моча. Считается, что она обладает целительной силой, и у многих индийцев со стаканчика этого эммм… прохладительного напитка начинается утро. Эликсир жизни можно купить прямо на рынке или в магазине в бутылке, в нем даже купают детей.

    Сати: умереть вместе с мужем

    Сати ― это похоронный обряд, согласно которому вдова должна быть сожжена на погребальном костре вместе с покойным супругом. Традиция по идее добровольная: вдовы в Индии много веков подвергались нападкам и находились на краю социальной лестницы, их считали нечистыми и виновными в том, что они пережили мужа. Поэтому отправиться в последний путь вместе с преждевременно почившим супругом иногда было единственным выходом. Так что женщину красиво наряжали, и она ложилась рядом с мужем. Иногда вдова даже сама поджигала костер. Однако не всегда подобный ритуал проходил на добровольных началах: зачастую вдову связывали, чтобы она не убежала из огня, и даже ломали конечности. И если говорить о количестве погибших, то до официального запрета в XIX веке ежегодно насчитывалось около 600-800 ритуалов. Кстати, запрет вводили несколько раз на протяжении последней пары столетий. Но и сейчас в некоторых регионах Индии вдовы участвуют в этом обряде. Так, с 1947 года в стране зафиксировано около 40 случаев сати.

    Маленьких детей бросают с башни храма

    Еще один древний и опасный обычай ― бросание детей с высоты. Этот обряд проводят в храме Гришнешвор (штат Махараштра). С башни храма, которая находится на высоте примерно пятнадцати метров, бросают малолетних детей. Чтоб визуально представить все действо, вот этот храм:

    Внизу, конечно, их ловят на натянутый брезент, но менее опасным этот обряд не становится. Считается, что тех, кто прошел ритуал, ждет счастливая жизнь, они будут здоровы, умны и удачливы. В основном участвуют дети возрастом до двух лет.

    16 традиций разных народов, которые введут иностранца в многодневный шок

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Сколько в мире народов, столько и традиций. Правда, иногда эти традиции могут быть более чем странными, глупыми или даже пугающими. Но какими бы они ни были, их чтут и передают из поколения в поколение.

    AdMe.ru собрал самые необычные традиции разных народов, которые введут любого иностранца в многодневный шок.

    Испания: Томатина

    В самую последнюю неделю августа в испанском городе Буньол (Bunol) проходит фестиваль под названием Томатина (La Tomatina). С фейерверками, музыкой, танцами и угощениями. Но главное, десятки тысяч участников из разных стран приезжают для участия в битве, единственным оружием в которой служат томаты.

    В 11:00 с городской ратуши запускают петарду, которая служит сигналом начала сражения. После чего на улице появляются несколько грузовиков, наполненных томатами. Участники хватают эти томаты и бросают их друг в друга. Так испанцы провожают лето.

    Индонезия: спиливание зубов

    На Бали эта необычная традиция является одной из самых значимых. По достижении 18-летнего возраста каждый подросток должен пройти ритуал, в ходе которого спиливаются острые зубы.

    Балийцы верят, что острые зубы ассоциируются со злыми духами, а если их не спилить, то после смерти человек не сможет попасть на небеса. Поэтому церемония проходит в храме, где священник обычным напильником стачивает зубы, а зубную пыль торжественно закапывают в семейном храме.

    Меланезия: прыжки с лозы

    Каждый апрель мужчины архипелага Вануату строят 100-метровую башню, чтобы подвергнуть юношей серьезному испытанию. Мальчики в возрасте от 5 лет привязывают к ногам веревку из виноградной лозы и прыгают вниз с башни.

    Считается, что чем выше стартовал человек и чем больше приблизился он к земле, тем большее благословение богов он получит. Разумеется, процент несчастных случаев просто зашкаливает, но, несмотря на это, подобный ритуал проводят больше 15 веков.

    США и Канада: День сурка

    Многие слышали про фильм «День сурка», но не все знают, что это такое и откуда появилось. 2 февраля жители США и Канады собираются и наблюдают за сурком, вылезающим из своей норы. Если день пасмурный, то сурок не видит своей тени и покидает нору — значит, зима скоро кончится. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и пугается ее — будет еще 6 недель зимы.

    В этот же день в нескольких городах США и Канады проходят фестивали, посвященные суркам-метеорологам.

    Франция: покупка смешных шляп

    25 ноября во Франции отмечают День святой Екатерины. Суть заключается в том, что в этот день незамужние молодые (17–25 лет) француженки надевают весьма экстравагантные головные уборы желтых и зеленых цветов. В них они ходят по улицам весь день и улыбаются прохожим.

    Целью таких нарядов было привлечения внимания потенциальных женихов. Ведь очень долгое время во Франции возраст 20–25 лет считался для женщины началом отсчета «карьеры» старой девы.

    Индонезия: странная свадьба

    Вообще в Индонезии много необычных традиций, особенно свадебных. Например, жених до свадьбы не должен видеть лицо невесты до той поры, пока он не споет ей несколько романтических песен. Другой же ритуал требует, чтобы молодожены не мылись, не ели и практически не пили в течение 3 дней после свадьбы.

    Германия: гирлянда из носков

    Еще одна необычная традиция из Германии для тех, кто в свои 25 лет не встретил вторую половинку. В этом случае ваши друзья будут натягивать гирлянду из носков вокруг вашего дома или места рождения. А за каждые несколько носков вам будет предложено выпить алкогольный напиток. Как правило, носков стараются повесить как можно больше.

    Кения: прыгающий танец

    Племя масаи — одно из самых древних в Кении. Знаменито оно своим необычным ритуалом, который называется «приветственный танец Адаму».

    Суть в том, что мужчины племени становятся в круг и начинают высоко прыгать и пританцовывать. Чем выше прыгнет воин — тем он храбрее и мужественнее.

    Индия: разбить головой кокос

    В штате Тамил-Наду проходит фестиваль Аади, на котором священники должны разбивать кокосы о головы своих последователей. Таким образом местные жители выражают божествам благодарность, призывают удачу и здоровье.

    Кстати, насчет здоровья: за церемонией постоянно следят врачи, которые оказывают медицинскую помощь пострадавшим после ритуала.

    Англия: приветствовать сороку

    В Великобритании считается, что если увидеть одинокую сороку, то вас настигнет неудача. Но от невезения можно избавиться, если как следует поприветствовать птицу. Поэтому человек, проходя мимо, должен снять шляпу и сказать: «Доброе утро, мистер Магпи! Как поживает ваша ненаглядная жена?»

    Дания: осыпать человека корицей

    Если вам не пришлись по душе предыдущие традиции для незамужних, то вот еще одна из Дании. Если вам исполнилось 25 лет, а вы до сих пор одиноки, то тут вас посыпают корицей с ног до головы. А если же вам 30 лет и вы без пары, то в вас могут бросить перцем. В шутку, разумеется.

    Япония: праздник плодородия

    Чем необычнее праздник для японца, тем лучше. Взять тот же фестиваль Хонэн-мацури, известный как крупнейших праздник плодородия. В середине марта жители Японии соперничают за возможность пронести 20-килограммовый деревянный половой орган через город. Считается, что такой ритуал способен даровать плодородие землям и увеличить рождаемость.

    Испания: прыгать через младенцев

    Еще одна крайне необычная традиция из Испании — Эль Колачо. Мужчины, переодетые в дьявола, должны перепрыгивать через младенцев, которые лежат на матрасах. Такой ритуал призван держать злого духа в страхе и не подходить к ребенку.

    Шотландия: чернение невесты

    Чернение невесты — шотландский обычай, в ходе которого невесту перед бракосочетанием обмазывают самыми неприятными жидкостями. Например, тухлыми яйцами, соусами, мукой и опилками. Затем возят по городу или привязывают к фонарному столбу.

    Бразилия: муравьиная перчатка

    В бразильском племени сатере-маве, чтобы стать мужчиной, мальчик должен пройти специальный ритуал. Он надевает себе на руку перчатку, полную муравьев парапонеров. Любое движение руки приведет к укусу, а укус этих муравьев в 30 раз больнее укуса пчелы. В этой перчатке он должен продержать руки 11 часов, и только после этого он станет мужчиной.

    Австралия: приветствие

    У австралийских аборигенов-воинов есть крайне необычный ритуал приветствия. Вместо привычного нам рукопожатия они демонстрируют уважение прикосновением к половому органу собеседника.

  • Ссылка на основную публикацию