Основы учения Будды – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Гаутама Будда – Господь Мира

Гаутама Будда пришел, чтобы бросить бескомпромиссный вызов разложению индуизма, имевшему место в годы его жизни, примерно за пятьсот лет до нашей эры. Достигнув просветления, Гаутама провел почти сорок девять лет в странствиях по Индии. Он основал монашеский орден; он был везде и нигде. Он был доступен для учеников – учил, читал проповеди и непрерывно работал с душами, закладывая основание для истинной восточной традиции буддизма, которая дошла до нашего времени в лице двух школ буддизма.

Искусство практической духовности

Будда вел высоко практичную жизнь; высокой практичностью отличалась и его философия. Он создал религию, основанную на опыте. Другими словами, в каждом вопросе мерилом истинности служит непосредственный личный опыт, а не рассуждения, предположения или доводы. Настоящий ученик должен сам подтвердить для себя любое знание. Это основное правило Вознесенных Владык. Однако мы отклоняемся от этого основного правила то в одну, то в другую сторону, и обнаруживаем, что разрешаем себе впасть в сознание культа личности – когда мы ходим по пятам за учителем – пусть учитель думает за нас. И довольно скоро мы уже не упражняемся в проявлении своей свободной воли, наши мышцы слабеют, и мы перестаем идти по стезе.

Будда настаивал на том, что каждый ученик должен сам подтвердить для себя любое знание. Его учение было научным. Непосредственный опыт служил для окончательного подтверждения верности учения и был нацелен на раскрытие причинно-следственных отношений в существующем порядке жизни.

Гаутама Будда был практичным в общем смысле, ибо был озабочен исключительно решением проблем. Отказываясь отвлекаться на предположения и домыслы, он сосредоточил внимание на острых проблемах, требующих решения. Он отказывался давать ответы на метафизические вопросы. Окружавшие его люди вели рассуждения о загробной жизни, о вещах, происходящих после смерти, о том, как мы будем выглядеть в мире ином, что мы будем там делать, – он же хранил молчание в отношении всего этого. Он хотел, чтобы люди были практичными – жили здесь и сейчас. Его учения были не просто полезными, а бесценными! «Одному я учу, – говорил Будда, – природе страдания и освобождению от страданий». Вместо того, чтобы начать со Вселенной и закончить местом человека в ней, Будда неизменно начинал с человека, его проблем, его природы и динамики его развития.

Учение Будды было демократическим, доступным простым людям. Он атаковал кастовую систему, особенно мнение о том, что способности передаются по наследству. Сам он родился в касте воинов, но оказался, фактически, брахманом. Он сломал кастовые ограничения, открыв свой орден для всех, независимо от их общественного положения. В конечном итоге его учение было адресовано отдельным людям, чтобы каждый прошел свой путь к просветлению в безмолвном преодолении собственных трудностей.

Сорок пять лет Гаутама ходил по пыльным дорогам Индии, проповедуя Дхарму (вселенское Учение), что и стало основой для появления Буддизма. Он основал Сангху (общину), которая вскоре стала насчитывать более двенадцати сотен преданных. Когда люди спрашивали его, кто он, он отвечал:

«Я ЕСМЬ пробуждённый».

Послание Гаутамы Будды каждому человеку

«Многие из нас происходят из покрытых пылью веков эволюций этой планеты. Я хорошо помню свое просветление под деревом Бо. Я был странником с посохом в руках – царственным странником. Но в прошлые времена в других воплощениях я не всегда был облачен царственной властью. Вы также знали бедность и богатство, но оба эти состояния суть проявления вашей собственной кармы, назначение которой – дать вам опыт понимания жизни и управления материей и энергией.

Благословенны вы и благословенна Земля. Поскольку Великое Белое Братство, ждавшее столько времени, смотрит с надеждой в будущее в предвидении, что мы сможем сделать для вас еще больше – и что вы сможете сделать для себя еще больше, чем это было возможно когда-либо прежде.

…Каждый из вас является странником на жизненном пути. У вас в руках посох. И посох этот, хотя и кажется деревянным, сделан из вечной субстанции – лучистой, светящейся!

Ваш посох – Бог. Ваш посох – ваше Могущественное Я ЕСМЬ Присутствие. И если вы будете крепко за него держаться, то не споткнетесь. Ведь, глядя вперед, вы будете проверять своим светящимся посохом трясину, ловушки, расставляемые жизнью. Вы будете видеть их, прежде чем окажетесь застигнутыми врасплох, а не упадете в яму и, глядя вверх, не будете ожидать там помощи.

Мы всегда хотели этого и в прошлом демонстрировали свою готовность поднять вас, и думаю, что в будущем, когда вам это понадобится, мы будем рядом, чтобы прийти вам на помощь, когда космический закон позволит. Но вам необходимо научиться использовать свой посох».

Сегодня Гаутама Будда занимает должность Господа Мира, именуемую в «Откровении» Иоанна Богослова «Бог Земли». Он поддерживает на внутренних уровнях трехлепестковое пламя жизни, божественную искру для всех детей Божьих на Земле.

О великом служении Гаутамы Будды на посту Господа Мира, Майтрейя сказал 1 января 1986 года: «Господь Мира поддерживает трехлепестковое пламя в эволюциях Земли с помощью тончайшего света, распространяющегося из его сердца. Несмотря на свою карму, человек может получать эту помощь. Без этого участия Гаутамы Будды вокруг сердца человека стало бы столько темноты, что духовные артерии или кристальная струна были бы отсечены. Это сравнимо с тем состоянием артерий физического тела, когда они так забиты шлаками, что ток крови значительно затрудняется. Однажды он становится недостаточным и сердце не может более поддерживать жизнь. Нечто похожее происходит и на астральном плане.

Вы даже не представляете, что было бы, если Гаутама Будда убрал бы из вашего сердца поддержку и моментум его собственного сердцебиения и трехлепесткового пламени. Многие люди и особенно молодежь, даже не думают о том, что является источником их изобильной и радостной жизни».

Эфирная обитель Господа Мира – Шамбала расположена над пустыней Гоби.

Священные тексты тибетцев говорят о Шамбале как о «таинственном царстве», скрытом среди снежных вершин где-то севернее Тибета. Там, предполагается рождение просветленных царей, хранителей тайных учений буддизма до времени, когда вся истина во внешнем мире будет потеряна в войне, в жажде власти и богатства. Тогда, согласно пророчеству, будущий царь Шамбалы выйдет с великой армией, чтобы разрушить силы зла и привести Землю в золотой век. Под его просветленным правлением мир станет, в конце концов, местом мира и изобилия, наполненным богатством мудрости и сострадания.

Текст добавляет, что длинное и мистическое путешествие через дикие места пустынь и гор ведет в Шамбалу. Кто бы ни взялся достичь этого далекого святилища, преодолевая многочисленные трудности и препятствия на пути, найдет там тайное учение, которое сделает возможным для него овладеть временем и освободиться от его пут. Текст предупреждает, однако, что только тот, кто позван и имеет необходимую духовную подготовку, будет способен достичь Шамбалы; остальные найдут только ослепляющие бури и пустые горы – или даже смерть…

Тибетцы верят, что Шамбала все еще существует сегодня, как земной рай, от которого начнется золотой век будущего. Далай Лама, правитель Тибета в изгнании, ощущает, что царство имеет материальное существование в этом мире, но человек должен достичь продвинутого уровня духовных достижений, чтобы найти или распознать его. Другие тибетцы видят недавние события, особенно разрушения большей части буддизма в Тибете и далее в Азии, как указание, что будущий царь Шамбалы скоро выйдет из скрытого святилища, чтобы победить силы материализма и установить золотой век духовности…

Древняя история рассказывает о молодом человеке, отправившемся в путь в поисках мистического царства. После преодоления многих вершин, он пришел к пещере старого отшельника, который спросил, куда он идет. «Найти Шамбалу», – ответил молодой человек. «А! Хорошо, тогда тебе не нужно далеко ходить, – сказал отшельник. – Царство Шамбалы – в твоем сердце». Как история показывает, для многих тибетцев Шамбала лежит скрытой, как состояние ума, который должен быть пробужден таким образом, чтобы царство могло быть найдено во внешнем мире».

Ключевая нота Гаутамы Будды – мелодия «Лунный свет и Розы» и «Ода Радости» из девятой симфонии Бетховена – всегда направляет нас прямо к Господу Мира.

Кратко о восьмеричном пути в буддизме — 8 шагов к просветлению

Здравствуйте, дорогие читатели.

В прошлый раз вы познакомились с буддизмом, а сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Когда исторический Будда достиг просветления, он задумался над тем, как поделиться знаниями с другими. Вскоре он прочитал первую проповедь и изложил основы своего учения – Четыре благородных истины. Он также объяснил природу и причину страданий и сообщил, что есть средство для избавления от них – Восьмеричный путь. Это общему для большинства буддийских традиций элементу посвящена эта статья.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Читайте также:  Усиление индусского национализма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен. То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей Будды:

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.

Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса медитации.

Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.

Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

Если статья была полезна для вас, рекомендуйте ее в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Основы учения Будды – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Путь к спокойствию. Учение Будды

Почему нас гложут тревожность, эмоциональная усталость и неудовлетворённость? Почему раздражают близкие, привычный быт и даже собственный характер? Почему мы так часто мечтаем о покое и так редко его находим? Распространённый совет, который вы можете найти в той или иной форме: чтобы сохранять спокойствие – контролируйте свои эмоции! Да неужели! Этот совет действительно кому-то помог?

Откуда приходит гнев и почему обладает неподконтрольной мощью? Почему мы превращаемся в орущее скандальное существо, потом ненавидим себя и в страхе перед рецидивом обрастаем бесполезными советами? Все мы знаем рекомендации в стиле: если сердитесь – выдержите паузу и посчитайте до десяти. Что значит «выдержите паузу»? Для этого как минимум надо осознавать, что вы охвачены гневом.

Логичнее было бы разобраться: что превращает нас в эту злобную тварь? Из чего она вообще возникает? Почему так ловко перехватывает контроль? Куда пропадает привычное «я»? Почему так легко теряется столь ценное спокойствие? Ценное, потому что его исчезновение приносит слишком много дополнительных потерь: уважение, имидж, репутация, дружба…

Ответы приводят ко всё более глубоким философским концепциям, которые помогают стряхнуть мучительные колодки привычной раздражительности и тревожности. А игнорирование глубоких причин и скольжение по поверхности рано или поздно оставляет один на один с вздымающимися валами эмоциональных штормов.

За время своего существования буддизм разработал надёжные методы обретения внутреннего покоя – более глубокого, чем то, что мы привычно понимаем под «спокойствием». Для человека, ищущего умиротворения, было бы непростительной роскошью пройти мимо этого океана мудрости.

Обратите Ваше внимание на три следующих абзаца. Формат этой книги призван максимально упростить получение информации. Вы легко разберётесь в структуре глав и найдёте разделы, приоритетные лично для Вас. Однако, чтобы облегчить восприятие текста, пожалуйста, обратите внимание на следующие обозначения:

Монахи, я не вижу ни одной другой вещи помимо правильных воззрений, из-за которой не возникшие благие качества возникают, а возникшие благие качества увеличиваются и разрастаются[1].

Что может быть банальней, чем совет сохранять спокойствие во время душевных треволнений?! В тот миг, когда эмоции вскипают и здравомыслие испаряется, мы совершаем поступки, последствия которых преследуют нас всю оставшуюся жизнь. Десятиминутного скандала хватает, чтобы навсегда расстаться с родным человеком. Ссоры, денежные аферы, беспочвенная ревность, глупые выводы и слепые желания ломают мечты, крушат планы, разлучают с близкими и подрывают здоровье. Становясь старше, мы обзаводимся внушительным рядом мучительных воспоминаний о том, каких бед наворотили под влиянием взбудораженного ума. Горькие сожаления продолжают отравлять жизнь, даже когда события канули в лету и их участники благополучно забыли о нас – ведь наша собственная память услужливо листает картинки позора и упущенных возможностей.

Читайте также:  Джайнизм - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

На первый взгляд решение проблемы кажется простым: раз мы теряем спокойствие, значит, постараемся натренировать волю и усилить самоконтроль. Приняв такое решение, мы тысячекратно напоминаем себе, что вот теперь, буквально с сегодняшнего дня, станем терпеливей и прекратим выходить из себя… И скоро обнаруживаем, что одного решения мало. Уже сколько раз это повторялось: клялись себе, что не будем «заводиться с полуоборота» и реагировать на вздорные обвинения; что прекратим соглашаться на глупые просьбы только потому, что неловко отказать; что не будем беспокоиться из-за мелочной обиды и пустячного желания. После провала очередного внутреннего «крестового похода» мы убеждаемся, что проблема как минимум многослойна. А чуть более пристальное внимание выявляет её глобальность как на историческом, массовом, так и на личностном уровне.

Словарь Ожегова определяет «спокойствие» как «уравновешенное, спокойное состояние духа, отсутствие забот, тревог»; а «покой» – как «состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствия беспокойства». Ещё одно близкое по значению прилагательное – «умиротворённый»: «полный покоя, удовлетворения, довольства».

«Большой психологический словарь»[2] предлагает следующее определение: «АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos – невозмутимый, спокойный) – термин Эпикура (341–270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием (равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия) А. не исключает умеренных наслаждений и стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как “постоянное веселое расположение духа мудреца” (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел».

В этой книге понятия «спокойствие» и «покой» употребляются для обозначения разных уровней душевного равновесия.

«Спокойствие» будет применяться для обозначения здравомыслия перед лицом нахлынувших эмоций. Связанные термины: самоконтроль – умение совладать с эмоциями, терпение – способность не реагировать на факторы, вызывающие отрицательные эмоции. «Самоконтроль» и «терпение» – управляемые сознательные процессы; это пути к внутренним состояниям – самоконтроль ведёт к спокойствию, терпение к невозмутимости. «Спокойствие» предполагает способность сохранять хладнокровие в неожиданных ситуациях; благодаря ему можно отфильтровать опасные решения и устоять перед нахлынувшими эмоциями, и в некоторых ситуациях, в прямом смысле, сохранить жизнь. «Терпение» означает сознательный выбор не отвечать на провокации, не проявлять внешне эмоции и боль.

Для сохранения спокойствия буддизм предлагает ряд методов, помогающих выявить провоцирующие факторы, и подсказывает психопрактические методы по сохранению самообладания.

Сложнее со вторым понятием – «покоем». Этот термин будет использоваться для обозначения внутренней «тишины», приятной невозмутимости, с которой связано тонкое ощущение удовольствия, качественно иное в сравнении с обычными наслаждениями. Подобное состояние мы пытаемся описать словами: душевный покой, тихое внутреннее счастье, умиротворение… Это знакомое каждому и такое редкое тончайшее состояние умиротворённости, которое сложно описать и невозможно вызвать по желанию. Душевный покой приходит непредсказуемо и надолго не задерживается. Кто отказался бы, чтобы он задержался и стал основным эмоциональным фоном?! Наш личный опыт подсказывает, что это состояние спонтанно, однако есть хорошая новость: буддизм утверждает, что оно достижимо – его можно культивировать.

Путешествие в загадочный Тибет в закладки 1

В Юго-восточной Азии есть одна страна, которая особо выделяется в ряду других стран этого региона. Находится она на высокогорном плато среди величайших горных вершин Гималаев. С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира.

Наш рассказ о Тибете будет состоять из нескольких частей. Сегодня мы побываем в столице страны, понаблюдаем за настоящими тибетскими монахами и заберемся на величественную гору Эверест.

Автор рассказа о Тибете говорит, что «хотел сделать мир ярче», поэтому сделал такую обработку фотографий.

Рассказывает Вадим Курик

Практически невозможно, подчиняясь законам страны, путешествовать по Тибету самостоятельно. Вы обречены сотрудничать с туриндустрией Тибета, приносящей до 60% дохода в бюджет региона.

Перемещаться Вы можете только организованной группой в количестве не менее 5 человек, в сопровождении местного гида (кому повезёт — тибетец). Да, есть варианты пробраться «огородами» в Тибет, получить «липовое» разрешение на посещение, и, безусловно, это будет гораздо дешевле. Но идём мы в эти места за душевным комфортом, а не за дрожью в коленках перед каждым контрольно-пропускным пунктом, которых я насчитал то ли 6, то ли 9 на протяжении всего маршрута, где со всей тщательностью исследуют твои документы.

С гидом повезло, но степень везения не была 100% ной. Тибетец — это плюс. Не смотря на молодость, опытен — плюс. Англоговорящий — плюс, но его английский…Когда слова «статуя» и «расписание», а так же «пещера» и «кофе» звучат одинаково, от взрыва мозга спасает только головной убор на многострадальной голове!

Ступа и рога. Где то в Тибете:

Во время нашего путешествия мы столкнулись с проблемой, которой не удалось избежать никому. Имя ей — горная болезнь. От неё не уйдёшь, не убежишь, не откупишься. Её можно только пережить. Любые таблетки не переплюнут главного лекаря — время. Ваше тело само должно адаптироваться к условиям высокогорья. Высота своё берёт, и свалившись с небес посредством аэроплана сразу на 3 700 метров над уровнем моря (Лхаса, столица Тибета), чувствуешь это всем своим телом. Неделю — 10 дней живёшь со своей и чужой головной болью.

Свела меня судьба с интересными людьми разных возрастов (от 25 до 63лет). Объединяла всех нас тяга к путешествиям и горному туризму. В любви к горам, возраст оказался не помехой. Предыдущий «горный опыт» был во многом полезен, но оставил всех равными перед горной болезнью. Болели все.

Монастырь Самье. Каменюка-жертвенник:

Самье, молитвенный зал:

Самье, чайник на солнечной батарее:

За прошедший в путешествии месяц мы «накрутили» несколько тысяч километров на стареньких, но бодреньких «Крузерах». Ногами тоже пришлось поработать немало.

Самье, чёрная ступа:

Тяга к кочевой жизни подразумевает определённый дискомфорт. В нашем случае он наступал постепенно. По мере удаления от стольного града Лхасы, где то вдали растворялись и признаки цивилизации. Постепенно исчезали интернет, горячая вода из крана, электричество и тёплый туалет. На смену им пришли свечи, земляной пол гестхаусов, тёплый спальник, газовые горелки и сублимированные продукты. Неизменным оказался только Чайна мобайл, вплоть до базового лагеря Эвереста труба работала!

С голоду умереть в Тибете сложно. Во первых, благодаря засилью китайских рестораторов, вам предложат всё что душа пожелает, НО! Только на китайском языке. Поэтому приходится тыкать пальцом в соседскую тарелку, мол, хочу такое же, или в картинку в меню (если есть). Тибетская кухня в высокогорных районах не блещет разнообразием, это вариации мяса яка с лапшой и рисом, сдобренные чахлой зеленью. Всё это готовится на печках, которые топятся сушеным дерьмом яка.

Вообще, топливная проблема стоит в Тибете остро и пахнет дурно. Отопление жилищ и готовка пищи, как много веков назад, производится посредством сжигания сушёного ячьего навоза. Что делать, газ привозной, дров нет.

Платить приходится за всё: за вход, за право фотографировать. Причём, случается так, что за фотографирование в каждом помещении приходится платить отдельно.

Отношение к смерти у тибетцев своеобразное. Один обряд небесного погребения чего стоит. Это когда умершего расчленяют и скармливают птичкам. Наверное, в основе этого всё же лежит нехватка топлива, необходимого для кремации и скальные грунты, неблагоприятные для погребения. Но всё же, как романтично!

Ритуальные чаши сделанные из черепных коробок. Сувениры:

До сих пор тибетцы рисуют на скалах лестницы в небо, дабы облегчить путь душам умерших.

Монахи

По прибытии в Тибет, искренне умиляешься, увидев первого буддийского монаха, посетив первый монастырь, услышав об уникальности настенной живописи, присущей только этому месту, оценив качество резьбы по дереву при изготовлении статуи Будды. Но потом встречаешь тысячного монаха, посещаешь сто первый монастырь, и все восторги угасают.

В монастыре Дрепунг регулярно проводятся диспуты монахов, т.е. теоретические знания претворяются и апробируются в реальных «боевых» условиях, с реальным «противником», в роли которого выступают коллеги по цеху. Один монах с пылом и жаром пытается доказать или опровергнуть какой либо тезис группе других монахов, либо один на один. Окончание вопроса/ответа обычно сопровождается хлопком в ладоши, гримасами, ужимками, различными интонациями и тембром голоса. В ход пускаются все возможности мимики лица.

Танцор позавидует тем па, которые выкидывают монахи. И всё это помноженное на поголовье участников (а их порою бывает до 1,5-2 сотен), создаёт атмосферу дикого микса: базара, политического митинга, циркового представления и Будда знает, чего ещё! Это шоу! Шоу, которому позавидуют артисты эстрады, правда, цели у них разные.

Гонден. Молочный Будда (прихожане в качестве приношений тащили пакеты с молоком):

Монастырь Дрепунг. Молитва:

Монастырь Гонден. Молитва:

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Читайте также:  Обычай сати - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Монастырь Дрепунг. Диспут:

Монастырь Дрепунг. Святые Архаты-пожарники:

Эверест

Мы уходили всё дальше на запад от Лхасы, двигаясь не только по горизонтали, но и по вертикали. Каждая набранная сотня метров вверх была нашей маленькой победой, пока не добрались до большой, имя которой — Эверест.

Сказать мы поднялись на Эверест, значит обмануть. Мы были там. Но подняться на 8 848, ни денег, ни здоровья, уже, наверное, не хватит. Забрались мы чуть выше базового лагеря, а это всего каких-нибудь 5 200м. Трёх километров не хватило до макушки Тем не менее — впечатлило. Это — ГОРА!

Козлы на фоне Эвереста:

Угадайте, чем топится печка на высоте 5200м? А вот и не угадали! И вовсе не ячьим, а овечьим сушеным навозом. Высота, холод, головная боль, угар от тлеющего дерьма сделали своё чёрное дело. Поутру мы выглядели хуже, чем себя чувствовали. Жилище наше называлось «Snowland Hotel»! Люди, которые переночевали в схожих условиях, но под вывеской «Hotel California» в нескольких десятках метров от нас, выглядели не лучше.

Дорога к Эвересту:

Гид-туземец сказал, что мы счастливчики, такого вида на Эверест другие ждут месяцами. И на том спасибо! ГОРА, яки, горы, мрачные птицы, дикие непуганые горные бараны, колючий ветер, ледяная вода и старый монастырь со странным названием «За Румбок».

Дорога к Эвересту. Забытая деревня, или крепость, или храм, или монастырь…

Дорога к Эвересту:

Козёл не пуганный:

Монахи едут на восстановление монастыря на фоне Базового лагеря:

Буддийское паломничество

Поклонники Будды совершают паломничество — накхор (букв, «обход по кругу») с целью очиститься от мирской скверны на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святому месту. Основные места паломничества в буддизме связаны с важными событиями жизни Будды Шакьямуни, основателя самой древней мировой религии на планете.

Всего таких мест восемь. Четыре из них определил сам Гаутама Будда в Махапаринирвана-сутре, подходящие для паломничества последователей его учения и способные вызвать духовный прогресс. Это храмовый комплекс Лумбини на месте сада, где царица Майядэви родила сына Сиддхартху, в Непале; всемирно известный индийский город Бодхгая, где, сидя под баньяновым деревом, Будда достиг просветления; Сарнатх— пригород индийского города Варанаси, где Буддой была произнесена первая проповедь, в которой он впервые стал рассказывать о своем опыте. Здесь были даны первые учения, ставшие основой южного буддизма, и город Кушинагар — место, где в 543 г. до н.э. Гаутама Будда закончил свою жизнь, ушел в паринир- вану. Почитаемыми и известными для буддийских паломников являются еще четыре города Северной Индии — Раджагриха, Шравасти, Санкасья и Вайшали.

В I веке н.э. из Индии в Китай пришел буддизм. Эта новая религия впоследствии окажет огромное влияние на развитие всей китайской культуры. Но первоначально процесс утверждения и укрепления буддизма в Китае был длительным и трудным, потребовалось значительное время и усилия многих проповедников. С IV века н.э. среди верующих пробуждается интерес к посещению священных мест. Китайские монахи-буддисты устремляются в Индию. Сложились два основных маршрута паломничества: северный и южный. Первый шел по Великому Шелковому пути через территории современного Пакистана и Афганистана в северную Индию. Вторым путем следовали через Южно-Китайское море, Бенгальский залив и высаживались на восточном побережье Индии.

В древние времена буддийские паломничества были многолетними, ведь расстояния, которые приходилось преодолевать верующим, были огромными. История сохранила многие имена китайских буддийских паломников — Фа Сяня, Сюань Цзяна, И Цзина и других.

Одним из основателей паломнического путешествия в Китае считается буддийский монах Фа Сянь (в переводе с кит. — «прославляющий учение», 338—424 гг.). Он был первым из китайских паломников, не только успешно совершившим путешествие в Индию, длившееся 15 лет, но и написавшим ценный труд «Описание буддийских государств». Побывал он и на острове Цейлон, где находится священная гора Шри-Пада, которую буддисты называют Местом святого следа, считая, что сам Гаутама Будда посетил это место. На вершине горы находится большой плоский камень, на котором Будда проповедовал свое учение. Верующие и других религий считают гору священной. Так, мусульмане уверены, что именно здесь Адам впервые ступил на землю, отсюда и название горы Пик Адама, данное португальцами. Для христиан это место, где свой след оставил христианский апостол, святой Томас (Фома). Фа Сянь приводит различные данные и сведения о повседневной жизни, политическом устройстве, хозяйственных отношениях в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Как отмечают исследователи, особую ценность труду придает то, что Фа Сянь постоянно указывает источник получения сведений и фактов.

Через два столетия в начале правления китайской династии Тан монах-пилигрим Сюань Цзан (ок. 600—664) отправился на родину буддизма. Его путь пролегал через Северо-Западный Китай и Среднюю Азию, далее через территорию современного Северного Пакистана в центр полуострова, где в то время располагалось государство одного из индийских правителей. Пробыв в Индии 17 лет, с 629 по 645 г. Сюань Цзян записывал свои путевые впечатления, которые составили впоследствии ставшие знаменитыми «Записки о странах Запада в эпоху великой династии Тан». В отличие от описания Фа Сяня труд Сюань Цзана был более объемным и более содержательным. Сюань Цзан затрагивал многие аспекты жизни Индии, приводил сведения об устройстве индийских городов, по географии, этнографии, истории, подробно описывал повседневную жизнь и быт индийцев. Эта книга переведена на многие языки мира и вошла в сокровищницу китайской классической литературы.

В период династии Тан было переведено на китайский язык множество сочинений, которые собрал и привез из своего 25-летнего паломничества в Индию известный буддийский монах И Цзин (635—713).

Благодаря буддийским паломникам Китай познакомился с древнейшей культурой Индии. В первой половине VII в. китайские паломники перестали обходить горы Тибета. Они разведали более короткие пути, через высокогорные проходы Тибета и Гималаев они спускались на равнину Ганга. Они открыли многие великолепные храмы и святые места Индии для других народов, многие из которых не пощадила история, когда они погибли от рук мусульманских завоевателей в XI— XIII вв. Это делает описанные сочинения Фа Сяня, Сюань Цзяна, И Цзина и других китайских путешественников еще более значимыми источниками, позволяющими сохранять память человечества, вновь открывать священные места буддизма.

Путешествие Будды

Мне всегда нравилась идея, когда берут какой-либо предмет или фигурку и возят с собой, фотографируя в разных местах. Как-то поехал я на Шри-Ланку и прикупил себе там миниатюрную статую Будды. К сожалению я купил его в последние пол часа перед отъездом, поэтому фотографий Будды в Шри-Ланке у меня нет. Фотографии, как вы понимаете имеют ценность для меня, как память, а вот с художественной стороны ценность не очень высокая, но возможно кому-то приглянутся.

Для этой серии был придуман тег #ПутешествиеБудды его можно найти в ВК, FB и в Инстаграме (правда снятый на мобильник). С каждым годом я планирую прибавлять фотографии по этому тегу.

Будда в Москве, в Музеоне:

Будда в Тайланде:

Найдены возможные дубликаты

мне понравились последние две, очень прикольно, плюсую. А у меня папаха путешественница есть 😉 http://pikabu.ru/story/papakha_puteshestvennitsa_3937588

Я так с пультом от телека делал. То он у меня на диване лежит, то на полу, то на столе. Путешественник огого какой.

Понравились первая и последняя сами по себе, у третьей интересная композиция, четвёртая просто как-то внимание привлекает. Здорово 🙂

О сообществе

В сообществе Вы можете поделиться с пикабушниками хорошими снимками, получить критику, помощь, а также узнать много интересного из мира фотографии.

1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.

Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).

Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.

Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).

Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.

2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.

Приветствуется указывание более подробной информации.

3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.

4. Если вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Без этого тега явная критика (особенно оскорбительная и неуместная) будет удаляться.

5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)

Все комментарии подобного рода будут удаляться.

6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.

7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.

Ссылка на основную публикацию