Противоречия между индусами и мусульманами – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

И индусско-мусульманские отношения в средние века

Появление ислама в Южной Азии

Л.Б.Алаев

ИНДУССКО-МУСУЛЬМАНСКИЙ КОНФЛИКТ В ИНДИИ

Индия — страна многонациональная, многокастовая и мно­гоконфессиональная. Все это вызывает разного рода кол­лизии, связанные с борьбой интересов различных социальных общностей. Но накал противоречий различный. Этнические про­тиворечия за последние десятилетия в целом смягчаются или, по крайней мере, не обостряются благодаря развитию федератив­ной государственной структуры. Межкастовые противоречия, а именно расхождение интересов различных групп каст – высших, средних, низших и “неприкасаемых” (долитое) — возрастают, но в последнее время они получили более современную, чем рань­ше, (“цивилизованную”) форму партийно-политической борь­бы. Это отдельная проблема, которой сейчас мы не будем ка­саться.

Иное дело – отношения между приверженцами разных рели­гий. Их противоречия выражаются в резких столкновениях и со­ставляют, возможно, наиболее важную и болезненную проблему внутренней политики, к тому же связанную с внешнеполитичес­кой – отношениями с Пакистаном – и вышедшую на уровень обеспечения государственной безопасности. Поскольку рели­гиозные конфессии называются в Индии “общинами” (commu­nities), то политика отстаивания интересов религиозных общин или использование религиозного фактора в политике называют в Индии комму папизмом.

ВИндии сейчас распространены следующие религии: инду­изм (83% населения), ислам (12%), христианство (2,4%), сик­хизм (ок. 2%), буддизм (0,7 %), джайнизм (0,5 %). Имеются так­же небольшие общины зороастрийцев (парсов) и иудеев. Проти­воречия между индусами и сикхами на протяжении последних десятилетий вызывали к жизни сепаратистское движение в шта­те Панджаб, но в настоящее время это движение подавлено, и пока можно говорить, что данная проблема снята. Буквально в последние годы обострились отношения между индусами и хри­стианами, но поскольку христиан мало, эта проблема не станет, даже в случае ее дальнейшего обострения, вопросом выживания страны.

Но противоречия между индусами и мусульманами – это именно проблема сохранения целостности страны и проблема ее облика: станет ли Индия нацией в английском смысле этого сло­ва, т.е. будет ли она страной всех тех, кто в ней живет, или же в ней произойдет размежевание на “истинных детей земли” и вто­ростепенных жителей.

История взаимоотношений индусов и мусульман имеет, если можно так выразиться, отнюдь не только историческое значе­ние. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием.

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же пос­ле того, как он появился. Уже в VII в. появляются поселения мусульман на Западном побережье, в VIII в. мусульмане подчи­няют одну из областей исторической Индии — Синд (нижнее течение реки Инд). С конца X в. начинаются грабительские по­ходы в Северную Индию султанов мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации.

начинается с рубежа ХН-ХШ вв., когда в Северной Индии воз­никают первые государства во главе с мусульманскими султана­ми и военачальниками. Власть мусульман постепенно распрост­раняется на другие регионы и к XVIII в. они властвуют почти по всейИндии, правда, тогда же начинается их вытеснение новыми индусскими государствами.

Ислам, как и индуизм, — не только религия, но и образ жиз­ни. Но это совершенно различные образы жизни, они чужеродны. Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да иистория показывает, что они не были преодолены. Для более четкого понимания проблемы покажем различия в мусульманс­ком и индуистском образе мыслей в виде таблицы (см. Табл. 1)

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 688 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Индусский национализм: идеология и практика. Часть 4. Защитники дхармы под тенью баньяна

Многочисленные политические и социальные проблемы, с которыми сталкивается современное индийское общество, находят отклик в деятельности радикальных националистических организаций. Большинство из них придерживается концепции «хиндутва», т.е. «индусскости», предполагающей, что Индия — это страна индусов, т.е. представителей индусской культуры и индусских религий: индуизма, джайнизма, буддизма и сикхизма. Формирование националистических организаций началось еще в колониальный период новейшей истории Индии. В настоящее время в стране действует целый ряд индусских националистических организаций, о некоторых из которых мы рассказывали в предыдущих частях статьи. Большинство из этих организаций формировались в штате Махараштра на западе страны. Маратхами по национальности были и ключевые фигуры индусского национализма — Тилак, Саваркар, Хедгевар, Голвалкар, Такерей. Однако, впоследствии некоторые организации смогли распространить свою деятельность и за пределы Махараштры, и даже за пределы самой Индии.

Одной из крупнейших международных организаций последователей индусского национализма и концепции «хиндутва» является «Вишва хинду паришад» — «Всемирный совет индусов». Ее создание было вызвано стремлением индусских националистов консолидировать свои усилия для утверждения принципа «хиндутвы» в качестве основополагающего для политической жизни Индии. 29 августа 1964 года в Бомбее (ныне — Мумбаи) проходил очередной Кришна-джанмаштами — фестиваль, посвященный дню рождения Кришны. В это же время проходил и съезд «Раштрия сваямсевак сангх», в котором принимали участие не только члены организации, но и представители всех дхармических общин Индии — то есть, не только индуистов, но и буддистов, джайнистов и сикхов. Кстати, от буддистов в съезде участвовал сам Далай-лама XIV, к тому времени уже проживавший в Индии. Выступавший на съезде лидер «Раштрия сваямсевак сангх» Голвалкар заявил, что все индусы и последователи индийских религий должны консолидироваться для защиты Индии и интересов индусов. Именно для достижения этой цели, согласно заявлению, и было начато создание Всемирного совета индусов.

Его президентом был избран Свами Чинмайананда (1916-1993) — всемирно известный индуистский гуру, основатель «Чинмайя миссии», пропагандировавшей учение Адвайта Веданты. «В миру» Свами Чинмайананду звали Балакришна Менон. Уроженец южного региона Керала, в молодости он учился в университете Лакхнау, работал журналистом, активно участвовал в движении за независимость Индии и даже подвергался тюремному заключению. Генеральным секретарем «Вишва хинду паришад» стал Шива Шанкара Апте (1907-1985) — также журналист по профессии, один из лидеров «Раштрия сваямсевак сангх». Выступая на съезде, Апте подчеркнул, что в современной ситуации христиане, мусульмане и коммунисты конкурируют за влияние на индусское общество. Поэтому необходимо консолидировать индусов и оградить их от чужеземных идеологий и религий. В качестве базовых принципов новой организации были определены: 1) утверждение и пропаганда индусских ценностей, 2) консолидация всех индусов, проживающих за пределами Индии и защита индусской идентичности в мировом масштабе, 3) объединение и усиление индусов в самой Индии. Символом «Вишва хинду паришад» стало священное для индусов баньяновое дерево.

Дальнейшая популяризация Всемирного совета индусов была связана с изменениями в политической ситуации в стране и с ухудшением индо-пакистанских отношений. Стремительное усиление организации началось в 1980-е годы и было связано с начатой кампанией в Айодхье. Некогда этот древний город, расположенный в штате Уттар-Прадеш, был столицей крупной индусской державы Чандрагупты II. Он считается местом рождения бога Рамы и почитается в качестве одного из важнейших священных городов индуизма. Однако, в Средние века территория Уттар-Прадеш стала объектом экспансии мусульман и вошла в состав державы Великих Моголов. В XVI веке император Бабур основал в городе Айодхья мечеть Бабри. Она простояла почти четыре столетия, но в начале 1980-х гг. индусские националисты заявили, что мечеть была построена на месте разрушенного моголами храма бога Рамы. Началась кампания «за освобождение Айодхьи», в которой массовое участие приняли активисты «Вишва хинду паришад».
Массовые действия «Вишва хинду паришад» по «освобождению Айодхьи» начались с демонстраций протеста и постоянных исков в суд. Организация пыталась добиться закрытия мечети Бабри и ссылалась в качестве аргумента на заброшенное состояние культового учреждения. В результате кампании организация обрела поддержку со стороны широких масс индусского населения, в первую очередь — радикально настроенной молодежи. В 1984 году было создано молодежное крыло «Вишва хинду паришад» — «Баджранг дал». Оно выступало с более радикальных позиций. Кампания «за освобождение Айодхьи» была популяризована с помощью ресурсов «Бхаратия джаната парти», в результате чего вышла в число наиболее обсуждаемых в индийских средствах массовой информации. Начались марши «за освобождение Айодхьи». Но правительство Индийского национального конгресса предпочитало нараставшую проблему игнорировать. Как оказалось — зря.

6 декабря 1992 года «марш на Айодхью», в котором приняли участие свыше 300 тысяч индусов, завершился разрушением мечети Бабри. Это событие было неоднозначно воспринято в индийском обществе. В целом ряде регионов страны начались массовые беспорядки в виде уличных столкновений индусов и мусульман. Волнения сопровождались человеческими жертвами, погибли 1-2 тысячи человек. Расследование инцидента в Айодхье продолжалось до 2009 года. Правительственной комиссией, которой руководил бывший судья Верховного суда Либерхан, был сделан вывод о том, что разрушение мечети подготовили и осуществили индусские националистические организации. Однако, представители «Вишва хинду паришад» выступили с заявлением о мотивированности их действий растущими противоречиями между индусами и мусульманами Индии. Всемирный совет индусов выступил с резкой критикой политики Индийского национального конгресса, который обвинили в поддержке мусульманских и христианских меньшинств и ущемлении интересов индусского большинства. В настоящее время, как и другие организации, разделяющие концепцию «хиндутва», «Вишва хинду паришад» выступает под лозунгами индусского религиозного национализма — за индусскую идентичность, за преимущественные права индусов на индийской земле.

Главным объектом критики «Вишва хинду паришад» в последние годы стали исламские фундаменталисты. ВХП обвиняет их в экспансии на территорию Индии и критикует правительство за то, что оно не предпринимает реальных действий по защите индусской идентичности. Особенные опасения вызывает у индусских националистов нерадостная перспектива распространения террористической активности радикально-фундаменталистских организаций, действующих на Ближнем и Среднем Востоке, на территорию Индии. Недоброжелательное отношение к исламу со стороны индусских националистов связано с тем, что последние рассматривают ислам как религию, насаждавшуюся на индийской земле захватчиками, пришедшими с запада — с территории Среднего Востока. При этом мусульман обвиняют в том, что в прошлом их единоверцы разрушали индусские храмы и насильно обращали индусов в ислам. Негативно относится ВХП и к христианству, только уже по другим соображениям — христианство связывается индусскими националистами с эпохой колонизации Индии. Миссионерская деятельность христианских священников, по мнению националистов, представляла собой одну из форм духовной и идеологической колонизации Индостана.

В настоящее время ВХП выдвигает несколько основных требований, которые можно рассматривать и как цели политической борьбы Всемирного совета индусов. Первая из них — добиться построения храма бога Рамы в Айодхье. Кроме того, ВХП требует запретить обращение индусов в христианство и ислам, прекратить миссионерскую деятельность этих религий в Индии. Важнейший принцип — введение полного запрета на убийство коров на территории Индии, что должно заставить иноконфессиональные группы придерживаться индусских обычаев. Индия, согласно утверждениям «Вишва хинду паришад», должна быть официально объявлена государством индусов — «Хинду раштра», в котором приоритетные права получат индуисты, джайнисты, буддисты и сикхи. Большое внимание ВХП уделяет и проблеме терроризма, требуя ужесточить ответственность за участие в террористических организациях. Также организация требует принятия нового Гражданского кодекса, обязательного к исполнению для всех жителей страны, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.

Читайте также:  Религиозный фанатизм - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

С ВХП связаны неоднократные массовые и кровопролитные столкновения между индусами и мусульманами в разных штатах Индии. Одно из наиболее масштабных столкновений произошло в 2002 году. 27 февраля 2002 года загорелся пассажирский поезд, в котором возвращалась после паломничества в Айодхью большая группа индусов. В пожаре погибли 58 человек.

Пожар произошел, когда поезд проходил город Годхра, что на востоке западного индийского штата Гуджарат. В поджоге поезда людская молва обвинила мусульманин, которые, якобы, действовали из соображений мести организации «Вишва хинду паришад» за разрушение мечети Бабри, тем более, что в поезде ехали и активисты ВХП. В Гуджарате начались массовые беспорядки, вошедшие в историю как Гуджаратское восстание 2002 года.

Наиболее ожесточенные столкновения произошли в Ахмадабаде — крупнейшем городе Гуджарата. Здесь проживает достаточно много мусульман, и именно они стали объектом нападения индусских радикалов. В кровопролитных столкновениях погибли до 2000 мусульман. 22 человека были заживо сожжены толпой беснующихся радикалов в знак мести за пожар в поезде. Правительство было вынуждено ввести в Ахмадабад войсковые части для усмирения протестующих. В четырех городах Гуджарата был введен комендантский час, а представители правительства обратились к индусским националистам с призывом прекратить волну насилия. Одновременно полиция задержала 21 мусульманина. Задержанных заподозрили в причастности к поджогу поезда.

«Вишва хинду паришад», будучи праворадикальной организацией, тем не менее, выступает против кастовых предрассудков, поскольку стремится объединить всех индусов, вне зависимости от кастовой принадлежности. Кстати, лидеры ВХП утверждают, что именно индусские националисты, а отнюдь не представители христианских миссий, несут основную нагрузку в деле борьбы против кастовых предрассудков. Равным образом, ВХП выступает против вражды и разногласий между представителями разных «дхармических» религий — индуистами, джайнистами, буддистами и сикхами, поскольку все они являются индусами и должны сплотить свои усилия для утверждения принципов «хиндутвы». В рядах ВХП находятся как относительно умеренные индусские националисты, так и представители крайних радикальных направлений. Более высок радикализм у молодежного крыла организации — Баджранг дал. В переводе это означает «Армия Ханумана» — легендарного обезьяньего царя. Численность этой организации, по словам руководителей, достигает 1,3 млн человек. В Индии действует несколько крупных «шакхи» — учебно-тренировочных лагерей, в которых бойцы «Армии Ханумана» повышают свой уровень физической и образовательной подготовки. Наличие этих лагерей позволяет оппонентам ВХП утверждать, что организация является военизированной и готовит боевиков для участия в массовых беспорядках и погромах иноконфессиональных групп населения.

Руководителем «Вишва хинду паришад» в настоящее время является Правин Бхай Тогадия (род.1956) — индийский врач, хирург-онколог по профессии, с молодости участвующий в индусском националистическом движении. Еще в конце 1970-х годов Правин Тогадия работал в качестве инструктора в одном из лагерей подготовки членов «Раштрия сваямсевак сангх». Правин Тогдаия — выходец из штата Гуджарат, где он пользуется большим влиянием. Ряд средств массовой информации связывает его с событиями 2002 года в Гуджарате и утверждает, что влияние Тогадия позволило националистам лоббировать свои позиции в гуджаратской полиции. В результате полиция штата задерживала мусульман по обвинению в причастности к поджогу поезда. Однако, сам Тогадия называет себя противником насилия в рамках движения «хиндутвы» и не приветствует насильственные методы борьбы. Но индийское правительство до недавнего времени относилось к деятельности Тогадия с большими опасениями. Против него возбуждались уголовные дела, а в 2003 году политик помещался под арест.

Таким образом, анализируя современный индусский национализм, можно сделать следующие основные выводы по его идеологии и практике. Большинство индусских националистов придерживаются концепции «хиндутва» — индусскости. Это возвышает их над узким религиозным фундаментализмом, поскольку в этой концепции к индусам относятся не только индуисты, но и представители других религий индийского происхождения — буддисты, джайнисты и сикхи. Во-вторых, индусских националистов отличает негативное отношение к кастовой иерархии, стремление к эмансипации неприкасаемых и женщин, что задает прогрессивный вектор для целого ряда направлений их деятельности. Основную опасность для Индии индусские националисты видят в распространении чуждой культуры и религии, причем наибольшее неприятие с их стороны вызывает исламская община. Это объясняется не только историческими обидами, но и постоянным противоборством Индии и Пакистана.

Приход к власти в Индии «Бхаратия джаната парти», считающейся крупнейшей среди организаций, придерживающихся «хиндутвы», можно рассматривать как начало нового периода в истории индусского национализма. Теперь индусским националистам нет смысла отвергать все начинания правительства, они превращаются лишь в радикальную фракцию, которая может постоянно давить на кабинет министров с целью добиться очередного продвижения идей «хиндутвы» на государственном уровне.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Путешествия по-мусульмански

В сборнике хадисов Бухари есть высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Будь в мире словно странник». Эта фраза напоминает мусульманам, что мир является их временным пристанищем и указывает обратить внимание на красоту сотворенной Всевышним земли. Поэтому каждый верующий должен искать мир в довольстве и быть признательным Аллаху за Его щедроты, большие и малые.

Путешествия – также очень важная сунна в Исламе, так как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал сподвижников искать знания везде, и даже в таких удаленных местах как Китай, указывая на то, что знания безграничны, а путешествия помогают расширить кругозор и получить бесценный опыт.

Путешествия также могут совершаться ради отдыха, так как в этом случае они служат благой цели – восстановить силы перед возвращением к работе. Также поездки позволяют познакомиться с традициями и культурой других стран и народов, или же провести время вместе со своей семьей.

В исламской истории арабские купцы были заядлыми путешественниками, которые пересекали континенты и видели жизнь многих народов во время своих торговых поездок. Вскоре Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и первые мусульмане, которые приезжали в различные уголки мира, стали нести с собой свет Ислама и совершать даават.

Сахабы также пересекали многочисленные границы ради распространения исламской веры. Они отправлялись в Абиссинию, в Персию и многие другие страны, переплывая моря и океаны, чтобы проповедовать Истину и одновременно получать новые знания.

Путешествия мусульман практически ничем не отличаются от туристических поездок других людей. Туристы, мусульмане или нет, должны уважительно относиться к тем местам, которые они решили посетить, чтобы представить свою нацию и страну наилучшим образом. Стоит добавить, что принявшие Ислам заядлые путешественники склонны видеть мир в новом свете.

Путешествия мусульман и богослужения

Как новообращенная мусульманка, я изучала основы поклонения, в том числе важные моменты, связанные с путешествиями. Ислам предоставляет возможность верующим совершать поездки легко и в комфорте, особенно это касается молитв. Намазы зухр и аср могут быть сокращены и объединены, точно также и намазы магриб и иша. И потому целесообразно планировать ежедневные мероприятия во время путешествия с учетом времени богослужений.

Если вы отправляетесь в дорогу во время Рамадана или во время поста по понедельникам и четвергам, то знание времени фаджр или ифтара имеет крайне важное значение, а ношение с собой снэков или бутербродов поможет в разговении, особенно если ваш день крайне насыщен. Предварительный поиск информации о мечети или мусульманской общине в интернете также облегчит путешествие новообращенным верующим. Как минимум, у вас будет подходящее место для совершения намаза.

Ният на поездку

Совершение правильного намерения также имеет огромное значение. Мусульмане должны стремиться достичь довольства Аллаха во всем, будь то работа, отдых, обучение или отдых с семьей. Поэтому поездки должны совершаться с благой целью: в поисках лучшей жизни, для приобретения новых знаний, проведения приятного времени с близкими или для довольства Аллаха. После этого туристы-мусульмане смогут заручиться благословением Всевышнего, который облегчит им дорогу и дарует ресурсы.

В хадисе сказано: «Существует два типа людей. Первые получают знания и благополучие от Аллаха и относятся с уважением к Его дарам. Вторые утверждают, что если бы Всевышний даровал им те же знания и блага, что и первым людям, то они относились бы точно так же – с уважением. Награда для них будет одинакова. А третьим Творец даровал благополучие, но не знания, и потому они тратят деньги ради прихотей собственного нафса. Четвертые же говорят, если бы Аллах даровал нам то же, что и третьим, то они поступили бы точно так же. И эти двое получат одинаковое наказание» (Ибн Маджа, 4228).

В свете этого мусульманам нужно воздерживаться от всего, что идет вразрез с предписаниями Ислама: от посещения ночных клубов, пабов, других мест, где продают алкоголь, казино и салонов азартных игр, а также проводить время в тех местах, где есть возможность смешения мужчин и женщин. Эти действия могут поставить под угрозу намерение служить Всевышнему и считаться верующими. К тому же есть немало развлекательных и образовательных мероприятий, в которых могут участвовать мусульмане, и они будут полезны для души и тела.

Опасения туристов-мусульман

Для путешественников-мусульман порой непросто найти рестораны с халяльной пищей, места для совершения намаза и дозволенные шариатом развлечения. Поэтому перед поездкой не лишне проконсультироваться в специальном туристическом агентстве или собрать информацию через интернет. Многие компании сейчас специализируются на предоставлении услуг в соответствии с нормами Ислама – туристические пакеты, халяльное питание на борту самолета, ориентированные на мусульман экскурсионные туры, в которые включены перерывы на молитву. Это будет полезно, если вы отправляетесь в немусульманскую страну.

С другой стороны, можно самостоятельно изучать те места, куда вы приехали. Воспользуйтесь специальными интернет-сайтами, форумами, где вы найдете информацию о мечетях, времени намаза в том или ином регионе, а также местами для посещения. К тому же, вы можете завязать знакомство еще до поездки с местной мусульманской общиной и получить полезные рекомендации. Не секрет, что число верующих во всем мире увеличивается, и потому можно с уверенностью сказать, что поездки для туристов-мусульман становятся проще, особенно благодаря широкому распространению информации.

Поделитесь своим опытом с единоверцами

Распространение информации о вашем путешествии станет вашей ответственностью как прогрессивного представителя мусульманской уммы. Рассказав об особенностях поездки, вы поможете единоверцам правильно спланировать путешествие и сделать его более комфортным.

Читайте также:  Причины полигамии - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Поездки по всему миру в мусульманском стиле станут прекрасным следованием Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Вы познакомитесь с другими культурами, сможете узнать новое, показать прекрасный образ верующего на собственном примере и просто наслаждаться удивительным творением Всевышнего – нашей планетой. И важно, что ваша поездка станет угодным Аллаху деянием.

Джихадисты любви

Глобальный мусульманский заговор и пикап по-индийски

Выражение «любовный джихад» появилось в политическом словаре Индии менее десяти лет назад, но быстро завоевало популярность. Миллионы людей по всей стране искренне верят в то, что существует тайный заговор, спонсируемый из-за рубежа, и действует специальная сеть подготовки мусульманских юношей-пикаперов, которых тренируют для соблазнения девушек других религий — индусок, буддисток и христианок. Конечной целью должно стать обращение всей Индии в ислам.

В индийском обществе, особенно среди его необразованной части, распространена психология осажденной крепости: неявно подразумевается, что окружающие страны только и мечтают, как бы посильнее навредить Индии. Сложно придумать более благодатную почву для различных конспирологических теорий. И неудивительно, что в роли подозреваемых выступили именно мусульмане.

Судьба мусульманина

В индийском обществе мусульмане занимают особое положение: в отличие от остальных религий, ислам в Индии насаждался в основном при помощи силы. Противоречия тлели веками и при распаде Британской Индии наконец выплеснулись наружу. Жертвами межобщинных столкновений тогда оказались десятки тысяч человек, свыше 12 миллионов стали беженцами. Считается, что 75 тысяч женщин подверглись похищению и изнасилованию, в основном по религиозным мотивам — насильники стремились продемонстрировать свою власть и превосходство своей веры.

Мусульмане создали собственную страну — Пакистан, «Землю чистых» в буквальном переводе. Те из них, кто остался в Индии, превратились в меньшинство, пусть и огромное по численности. Индийский национальный конгресс, почти бессменно находившийся у власти последние десятилетия, пытался сгладить противоречия между религиозными общинами, но сделать это у партии получалось далеко не всегда. В 1989 году во время беспорядков в Бихаре погибли сотни мусульман, в 1992 году в ходе столкновений, которые последовали за разрушением мечети в городе Айодхья, по всей стране были убиты более двух тысяч человек. А в 2002 году при погроме в штате Гуджарат индусские националисты перебили более тысячи мусульман. Примечательно, что главным министром штата тогда был нынешний премьер Нарендра Моди.

С момента распада Британской Индии на два государства мусульмане в Индии большей частью населения страны рассматриваются как потенциальная пятая колонна, несмотря на то что в ходе четырех войн с Пакистаном они неизменно демонстрировали лояльность своей родине, честно сражаясь против единоверцев. До сих пор каждый брак между представителями двух общин становится предметом самого пристального и недоброжелательного внимания.

Мухаммед, Шива и Христос

Именно с брака все и началось. В 2009 году в южном штате Керала начался настоящий психоз. Местная пресса приводила ужасающие цифры: десятки тысяч индусских и христианских девушек были якобы соблазнены мусульманами из организации «Народный фронт Индии» и переправлены в специальные лагеря, где им организовали промывку мозгов. Якобы с 2006 года через эти лагеря прошли сотни несовершеннолетних девочек. Тут же нашлось множество свидетелей. Местные правые партии сообщили, что на их горячую линию поступило полторы тысячи звонков от негодующих родителей, а католическая церковь объявила, что у нее есть сведения о четырех с половиной тысячах христианок — жертвах «любовного джихада». Чуть ли не впервые в истории Кералы индусские и христианские религиозные организации выступили единым фронтом.

Удивительнее всего было то, что эта история произошла в Керале — одном из самых богатых штатов страны, с высоким уровнем грамотности и эмансипации женщин, куда ежегодно приезжает большое количество туристов. В отличие от севера страны ислам здесь принимали в основном добровольно — переход в мусульманство позволял купцам вести более эффективную торговлю с исламскими странами по берегам Индийского океана.

Расследование длилось два года, и в конце концов полиция объявила: слухи оказались ложными. Якобы мусульманские сайты с призывами к «любовному джихаду» и обещанием 850 тысяч рупий за каждую обращенную девушку оказались фальшивыми, листовки — поддельными. Жалобы родителей чаще всего не имели оснований — им просто не нравилось, что их дочери встречаются с мусульманами. По результатам рассмотрения дела суд постановил, что «межрелигиозные браки в индийском обществе — обычное явление и не могут рассматриваться как преступление». Многие молодожены, как выяснилось, действительно меняли свою религию после вступления в брак, но сугубо в практических целях. На этом бы все и кончилось, но тут в игру внезапно вступили коммунисты из партии КПИ(м), которые на тот момент находились у власти в штате.

Коммунисты против джихадистов

С откровениями выступил не кто-нибудь, а сам главный министр Кералы — Великкакатху Санкаран Ачутханандан. Несгибаемый коммунист, местная легенда, он всю жизнь боролся за социальную справедливость, отстаивая интересы бедняков, сопротивляясь влиянию западных корпораций. Ачутханандан стал известен по всей Индии как сторонник свободного распространения программного обеспечения.

И когда этот человек заявил в 2010 году, что в штате существует мусульманский заговор и его участники планируют превратить Кералу в исламский штат за двадцать лет, при помощи получаемых из-за границы денег убеждая индусов и христиан переходить в другую веру, выдавая замуж христианок и индусок за мусульман, это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ачутханандан даже упомянул о тренировочных лагерях, в которых мусульманские пикаперы и их жертвы учатся обращаться с оружием.

Политические оппоненты из «Индийского национального конгресса» заявления Ачутханандана осудили. Коммунистов обвинили в том, что они в преддверии выборов пытаются посеять рознь между общинами и заручиться симпатиями индусов и христиан. Как бы то ни было, выборы коммунисты проиграли, победу одержал ИНК. Как заявили эксперты, не в последнюю очередь это произошло из-за того, что коммунисты, известные своей борьбой за прогресс и справедливость, неумело попытались разыграть националистическую карту.

Уже в 2012 году Оммон Чанди, главный министр Кералы от Индийского национального конгресса, огласил окончательные цифры расследования: с 2006 года ислам приняли 2667 женщин, из них 447 христианок, но что все они сделали это добровольно. Тем не менее керальская история оставила заметный след: до сих пор местные католики утверждают, что правительство просто скрыло истинные масштабы происходящего. А когда одну из обращенных девушек задержали за то, что она помогла боевику террористической организации «Лашкар-э-Тайба» — отдала свою сим-карту, чтобы сбить со следа полицию, — старые подозрения вспыхнули с новой силой.

Джихад идет на север

Не успели затихнуть страсти в Керале, как полыхнуло в соседней Карнатаке. Некий Селва Радж обратился в полицию, заявив, что его дочь Шелия Радж стала жертвой «любовного джихада». Расследование показало, что Шелия вышла замуж за мусульманского юношу Асгара из Кералы по собственной воле, а потом добровольно приняла ислам. Тем не менее, хотя дело закрыли, суд попросил полицию провести дополнительное расследование.

Индийская полиция подошла к делу тщательно. Во всех округах были организованы спецгруппы, занимавшиеся расследованием любого подозрительного инцидента. Итог был однозначен: никаких следов «любовного джихада» обнаружить не удалось. Многие девушки-индуски действительно приняли ислам, но сделали это по собственному желанию. Несмотря на однозначное решение суда, слухи продолжали циркулировать. В прошлом году в штате прошли выборы, и ряд политиков правого спектра с успехом использовал тему «любовного джихада».

После Карнатаки пожар перекинулся в Уттар-Прадеш — самый большой и населенный штат Индии. Там вопрос межобщинной розни стоит особенно остро — всего год назад в округе Музаффарнагар произошли столкновения между индусами и мусульманами. Тогда погибли полсотни человек, 93 получили ранения, более 50 тысяч вынуждены были бежать, спасая свои жизни. Остановить волну насилия удалось только при помощи армейских частей. Правящая партия Самаджвади Пати с трудом удержала контроль над ситуацией.

Беспорядки только-только окончились, как тема «любовного джихада» всплыла снова. В предвыборных выступлениях ее использовал Йоги Адитьянатх, руководитель местного отделения Бхаратия Джаната парти. Он заговорил о «международном заговоре против Индии» и даже подал в суд, который проиграл буквально несколько дней назад: судьи объявили, что понятия «любовный джихад» в политическом лексиконе Уттар-Прадеша нет. Но местные жители вряд ли с этим согласятся: в начале сентября СМИ сообщили о двух нападениях на полицейские участки в штате — протестующие обвиняли власти в сговоре с джихадистами.

Главные подозреваемые

Чаще всего обвинения выдвигаются против мусульманской партии «Народный фронт Индии», которая насчитывает примерно 80 тысяч членов по всей стране. В чем только ее не обвиняли: и в контактах с запрещенными исламистскими организациями, и в связях с пакистанской разведкой. Громкий резонанс получила история с тренировочным лагерем «Фронта» в Наратхе, где в полиция в ходе рейда обнаружила две самодельные бомбы, взрывчатые вещества, меч и пропагандистские брошюры.

Руководство партии решительно отрицало все обвинения, утверждая, что дело сфабриковано, а все изъятые материалы — всего лишь реквизит, необходимый для занятий йогой и совершенствования личности. Расследование по этому делу не закончено до сих пор, как и по другим подобным случаям — десяткам убийств активистов из коммунистических и индуистских организаций, нападению на одного из профессоров университета из Кералы, который якобы оскорбил чувства мусульман, и так далее.

При этом «Народный фронт» категорически отрицает свою причастность к попыткам обращения девушек в ислам. «Наши мальчики просто разговаривают с ними о религии, это не преступление», — заявил пресс-секретарь «Фронта» Назирудхин Эламарам.

Борьба на цифровых фронтах

Борьба с «любовным джихадом» тем временем развернулась и на просторах интернета. Еще со времен керальских событий работает сайт http://lovejihadinfo.com, разоблачающий тайные замыслы мусульманских заговорщиков и печатающий статьи под названиями вроде «Любовный джихад: тайная война против индуистской цивилизации». За «любовным джихадом, утверждают авторы, стоят международные террористические организации, а индийское правительство проповедует «фальшивый секуляризм», чтобы скрыть проблему.

Им противостоит группа под названием «Коммандос любви», ставящая себе целью обеспечить счастье молодых людей, к какой бы общине они ни принадлежали. На сайте http://lovecommandos.org любой, кто нуждается в помощи, может оставить свое сообщение. Основатель группы Санджой Сачдев заявляет, что основная задача организации — спасти влюбленных от смерти от рук разгневанных родственников и что каждый человек сам решает, с кем ему быть.

Чтобы оградить девочек от подобных интернет-соблазнов, старейшины влиятельной в Уттар-Прадеше организации варны вайшьев выступили за то, чтобы запретить им вообще пользоваться мобильными телефонами до окончания школы. По мнению старейшин, именно через телефонные сети и интернет неокрепшие умы попадают в ловушку любовных джихадистов. Как объяснили инициаторы запрета, убеждать девочек будут вежливо и с любовью, без какого-либо давления. А чтобы джихадисты-пикаперы и прочие асоциальные элементы к ним не подобрались, обучат карате.

Читайте также:  Усиление индусского национализма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Загнать джинна в бутылку

«Бхаратия Джаната парти», победившая на выборах, оказалась в непростой ситуации. БДП изначально позиционировала себя как партия индусов, к власти пришла за счет их голосов, и теперь ей приходится искать общий язык со 177 миллионами мусульман Индии и гасить те самые межконфессиональные распри, которыми она некогда с успехом пользовалась. До сих пор союзники БДП — ультраправые партии и группы активно эксплуатируют эту тему и используют лозунг «Спасите наших дочерей, сохраните Индию!»

Пытаясь найти общий язык с мусульманами, Ума Бхарти, министр в правительстве Моди, одна из авторитетнейших фигур в БДП, призвала к встрече старейшин всех религиозных общин, чтобы разобраться наконец с вопросом о «любовном джихаде». От ответа на прямой вопрос о ее собственном отношении к этой теме она, впрочем, уклонилась, заявив, что главное — чтобы юноши и девушки были счастливы друг с другом.

«Любовный джихад» — опасная тема для индийских политических игр. На ней уже поскользнулись коммунисты, потерял голоса Индийский национальный конгресс. Сумеют ли правые загнать в бутылку джинна, при помощи которого в том числе они пришли к власти, покажут уже ближайшие месяцы.

10 причин, почему мусульмане должны путешествовать

Будучи писателем-мусульманином и учитывая сложность современной ситуации в мире, понятие путешествия открылось для меня в совершенно новом свете как познавательно и духовно преобразующий опыт. Теперь я понимаю, почему путешествие поощряется в исламе. Но я не понимаю, почему мусульмане так не любят путешествовать. Я искренне считаю, что мусульмане должны путешествовать, и вот 11 причин, по которым они должны это делать:

1. Хадж (или умра).

Путешествие непосредственно связано со многими духовными аспектами ислама, в том числе в одном из его столпов – хадже. Малое паломничество – умра – является одной из поощряемых в исламе духовных практик. Оба ритуала заключаются в путешествии к святым местам, местам становления ислама как религии – Мекке. Хадж и умра также состоят из множества ритуалов, связанных передвижением и путешествием, например, таваф вокруг Каабы, поездку в Мину, горе Арафат и Муздалифа. Каждое из этих ритуалов требует от паломника размышления и осознания во время передвижения.

2. Пророк Мухаммад (мир ему).

Путешествия поощрялись Посланником Аллаха (мир ему), который рассматривал это как один из способов обретения знаний. Пророк (мир ему) сам пережил духовные путешествия, например, ночное путешествие, или Мирадж, когда Он (мир ему) вознесся через семь небес, встретил пророков, которые были до Него и получил предписание от Всевышнего о ежедневных молитвах. Это путешествие, которое, согласно большинству ученых, произошло до его переселения в Медину, было направлено на то, чтобы укрепить его решительность и веру в свое пророчество. К тому же молодые годы Мухаммада (мир ему) прошли в путешествиях – он сопровождал торговые караваны по всему Среднему востоку. Эти путешествия оказали большое влияние на его умение уважать различия и сопереживать другим народам.

Мусульмане на протяжении многих веков имели традицию перемещаться с одного места на другое. Одним из самых знаменитых путешественников являлся Ибн Батута, который родился в Марокко и путешествовал на протяжении 30 лет. Ученые-мусульмане также преодолевали длинные дистанции в стремлении к знаниям. Вдобавок, пророки совершали духовные путешествия, которые меняли их нрав и укрепляли дух.

«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник» – это хадис о привязанности к материальному миру. Следовательно, каждая духовная традиция в исламе представляет странствие как часть духовного воспитания. Мудрость, которая стоит за этим, заключается в «чуждом» отношении души к мирскому и развитие более глубокого понимания жизни вечной.

5. Любовь к Аллаху.

Посредством путешествия, мы лучше осознаем Аллаха, мы в полной мере видим все его творения и создания и поражаемся масштабам и совершенству, созданному Творцом. Во время странствий все знакомое нам прежде становится по-настоящему близким, и мы больше начинаем ценить творения Всевышнего. На протяжении всего Корана Всевышний призывает человека размышлять над знамениями, которые расположились на земле и на небе – и как не посредством путешествия это лучше сделать?

6. Искоренение невежества.

Ничто так не развивает мышление, как жизненный опыт. В современном мире, знания о котором поступают из СМИ, нам кажется, что сидя на одном конце света, мы знаем, что происходит на другом. По видео, новостям и картинкам очень легко считать, что мы знаем людей, так как представляют их медиа. Но это не есть реальность, это всего лишь представление реальности. И поездки в места, о которых мы думали, что знаем о них все, – это лучший способ осознать данный факт, поскольку мы понимаем, насколько ошибались.

Ислам предписал человеку стремление к совершенству, он осознает, что человек склонен к ошибках и проступкам, но он всегда может стать лучше. Путешествия способны научить человека таким качествам, как самообладание, смиренность, самоконтроль, скромность и покорность. Для истинно верующего каждый опыт, в том числе путешествия, – это укрепление веры и осознание могущества Всевышнего Аллаха. Путешествие, спланированное с правильным намерением, создает лучшего вас, так как выводит вас из зоны комфорта и ставит перед вами такие вопросы, как кто вы, куда вы идете и в чем смысл вашей жизни.

8. Научиться ценить.

Люди таковы, что воспринимают все то, что имеют, как само собой разумеющееся. Это же касается и родителей, родственников, братьев-сестер и т.д. Проведя несколько недель, а то и месяцев в пути, на эти богатства начинаешь смотреть по-другому и по-настоящему осознаешь истинную цену маминой улыбки, отцовского объятия. Говорят, что разлука усиливает чувства, но на самом деле значит, что вы осознаете то, чем благословил вас Всевышний.

9. Вера в человечество.

Путешествуя по всему миру, в каждом уголке которого мне встречались только хорошие люди, я понял, что люди удивительны. Всевышний Аллах сделал человека самым высшим существом из своих созданий, и, скитаясь по миру, я находил божественную доброту и любовь в людях. Большинство людей в мире являются олицетворением того, что значит быть «человеком».

10. Исламская история и культура.

Исламское наследие очень богато и пронизывает буквально весь земной шар. В исламской культуре есть элементы, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся в зависимости от страны и народа. Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов. Путешествуя по местам, значимым в исламской истории, мы становимся ближе к нашим корням, нашему прошлому и наследию.

Верховный суд поставил точку в религиозном споре

Коллегия Верховного суда Индии разрешила давний спор между индусами и мусульманами, на протяжении десятилетий индийской независимости отстаивавших свое право возводить культовые сооружения в священном для двух религиозных общин городе Айодхья. Спорный участок земли, служивший причиной многочисленных конфликтов, передан фонду, который построит на нем храм Рамы — воплощения бога Вишну. В свою очередь, мусульманской общине выделено более двух гектаров в Айодхье для строительства мечети. Как заявил “Ъ” посол Индии в России Бала Венкатеш Варма, решение Верховного суда устраняет почву для будущих религиозных конфликтов и позволяет реализовать принцип индийского общества как «единства в многообразии».

Весьма символично, что вердикт Верховного суда Индии по многолетнему спору вокруг земельного участка в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) был вынесен в день 30-летия падения Берлинской стены. На это обстоятельство в своем обращении к нации по случаю «исторического решения» высшей судебной инстанции обратил особое внимание премьер-министр Индии Нарендра Моди. В своем обращении к нации индийский лидер выразил главную мысль о том, что Верховный суд Индии разрушил стену непонимания между индусами и мусульманами и укрепил образ Индии как страны, строящей гармоничное общество, в котором «нет места для страха, горечи и негатива».

«Это проявление вековых духовных идеалов, древних традиций Индии, ее культуры, нашего врожденного духа братства.

Это золотой день в истории судебной системы Индии»,— продолжал господин Моди.

«Каждая часть общества, каждая община, каждая религия, вся нация встречают вердикт с распростертыми объятиями»,— подытожил он.

Согласно решению Верховного суда, спорный земельный участок будет передан специальному фонду, который построит на нем храм Рамы — одного из главных персонажей индуистской мифологии, которая считает его земным воплощением одного из трех главных богов индуизма — Вишну. В свою очередь, мусульманской общине выделено пять акров (более двух гектаров) «на видном месте» в Айодхье для строительства мечети.

Спорный земельный участок в городе Айодхья (Индия)

Фото: Danish Siddiqui, Reuters

Спор между индусами и мусульманами по поводу того, какая из общин имеет право строить в Айодхье свои культовые учреждения, продолжался при нескольких индийских правительствах и время от времени выливался в силовое противостояние с человеческими жертвами. Мусульмане настаивали на том, что еще в средние века, в период правления мусульманского завоевателя Индии, основателя династии Великих Моголов императора Бабура здесь якобы стояла мечеть Бабри, в связи с чем и сегодня право на возведение культового сооружения должно принадлежать мусульманской общине.

Из-за чего в Индии в 2014 году обострились межконфессиональные отношения

В свою очередь, индуисты упирали на то, что Айодхья — это священное место рождения Рамы и именно здесь должен быть построен храм в его честь. Раскопки, проведенные уже в XXI веке индийскими археологами, подтвердили, что еще до прихода в страну завоевателя Бабура на месте, где стояла разрушенная мечеть Бабри, стояли немусульманские культовые сооружения.

«Решение Верховного суда Индии поставило точку в давнем споре представителей двух религиозных общин, который был решен конституционным путем. Это решение укрепляет образ Индии как страны, в своем развитии реализующей принцип “единства в многообразии”»,— пояснил “Ъ” посол Индии в России Бала Венкатеш Варма. Отвечая на вопрос “Ъ” о том, какой будет реакция на вердикт Верховного суда со стороны индийского общества, господин Варма добавил: «Принятое решение устраняет почву для возникновения в Айодхье новых конфликтов на религиозной почве, поскольку вердикт Верховного суда был принят всем индийским обществом».

Ссылка на основную публикацию