Распространение буддизма – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Бабкин А.В. Специальные виды туризма

Глава 5. Религиозный туризм в буддизме

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе – 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии – 72 млн человек, в Таиланде – 52 млн., в Мьянме – 37 млн., во Вьетнаме – 35 млн., в Китае – 34 млн., на Шри Ланке – 12 млн., в Корее – 12 млн., в Камбодже – 7 млн., в Индии – 82 млн., в Лаосе – 2,4 млн., в Непале – 1,3 млн., в Малайзии – 3 млн.

5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма

У царя Шуддходаны родился сын Сиддхартха Гаутама. И было предсказано, что он станет величайшим духовным учителем. В 29 лет принц, очутившись за пределами дворца, имел несколько (по преданию, четыре встречи, которые в корне изменили его жизнь. Он увидел:

1) старость;
2) болезнь;
3) смерть.

Принц был поражен увиденным. Реальная жизнь предстала перед ним. Во время четвертой встречи он со своей колесницы обратил внимание на странного человека. Слуга объяснил, что это странствующий отшельник, который совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений. Потрясенный увиденным, Сиддхартха покидает дворец. Принц странствовал шесть лет и изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Он пытался понять, можно ли жить без страданий. Однажды, когда он сидел под деревом, на него снизошло просветление. Это дерево называется деревом Бодхи. И принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.

Во время своей первой проповеди он изложил четыре благородных истины:

1) “О страдании” – “Рождение – есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, желание – есть страдание”;
2) “О причине страдания” – это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственным наслаждением и вожделением;
3) “О прекращении страдания” – это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается отречением от них”;
4) “О пути прекращения страданий” – это благородный Восьмеричный путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий, способа поддержания жизни, памяти и сосредоточения.

Главная цель буддизма – нирвана (просветление). С достижением нирваны прекращается действие закона кармы, и верующий освобождается от колеса перерождений.

Будда ушел из жизни в возрасте 80 лет. Перед своей смертью он сказал: “Борьба с горем и страданием, уничтожение горя и страдания – это все, чему я учу”. После смерти Будды состоялись три буддийских собора. На первом соборе ученики Будды передавали из уст в уста то, что поведал им учитель. Учение было записано лишь в I в. н. э.

Буддийский канон называется Трипитака(три корзины мудрости):

1) Виная питака – тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию;
2) Сутра питака – тексты проповедей Будды;
3) Абхидхарма питака – систематическое изложение закона. Существует три вредных наклонности – страсть, ненависть и невежество. Противопоставить этим трем вредным привязанностям стоит “тройную драгоценность”: Будда – дхарма (долг, закон) – сангха (монашеская община).

Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации, т. е. перерождения. Согласно этой концепции благие поступки ведут к хорошей карме, дурные – к плохой. Но буддийская трактовка отличается отрицанием вечности души. Потому что цикл перерождений, связанных со страданием, завершается достижением нирваны. Во Вселенной нет ничего постоянного и даже боги подвержены закону кармы и тоже могут переродиться на более низких уровнях. Личность как устойчивое образование – иллюзия.

В буддизме существует концепция шести миров – шести царств:

1) мир богов (дэвов);
2) мир демонов (асуров);
3) мир людей;
4) мир животных;
5) мир голодных духов;
6) мир ада.

Все они составляют колесо сансары (страданий), и люди могут воплощаться в разных мирах. Лишь просветление (нирвана) способно вывести из этого колеса страданий.

Со временем в буддизме выделились три основных направления: Хинаяна (малая колесница), Махаяна (большая колесница) и Ваджраяна (алмазная колесница).

1. Хинаяна (малая колесница, узкий путь) – это узкий путь спасения и достижения нирваны. В основном спастись могут монахи. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейших).
2. Махаяна (великая колесница, широкий путь) – широкий путь спасения от колеса страданий, который предусматривает, что спастись могут и монахи, и миряне. Доктрина великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисатвах (просветленных существах).
3. Ваджраяна (алмазная колесница, алмазный путь, несокрушимая колесница) – здесь духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами (“ткани закона”), мифологией и ритуалами.

5.2. Буддийские праздники и церемонии

Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские праздники предназначены в первую очередь для того, чтобы вспомнить о своем долге и подтвердить намерения. Праздник Весакв день поминовения (отмечается в конце мая – начале июня). В этот день отмечают день рождения, просветления и день смерти Будды, но в Японии все эти три события празднуются отдельно. Праздник Асалаотмечается в октябре ноябре, его празднуют в честь первой проповеди Будды. Праздник Лосар – Новый Год – отмечается в феврале- марте. Праздник голодных духовотмечают в июле августе.

5.3. Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

5.4. Особенности и история паломничества в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, “северный”, маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут – через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник – это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:

1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;
2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;
3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;
4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;
5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).

Четыре главных центра почитания Будды:

– На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей.
– Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление.
– Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах.
– Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.

Другие центры почитания Будды:

– Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор.
– Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира.
– В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета – его столица, город Лхаса. В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.

Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий – буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем – два.

Второй по величине город Тибета – Шигацзе, находится на трассе Катманду – Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

5.8. Другие паломнические центры буддизма

Центр буддизма в Японии

Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара. Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный – Великий восточный храм – буддийский храм Тодайцзы, в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).

Центры буддизма на Шри Ланке

Это прежде всего царственный город Канди, в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды. Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама – первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации.

Читайте также:  Основы сикхизма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Центры буддизма в Таиланде

В Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 – в Городе ангелов – Бангкоке. Самый известный – храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире – Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда то самым крупным и могущественным городом Востока.

В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.

В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.

В Россиис конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкиив 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

Контрольные вопросы к главам 2-5

1. Расскажите о классификации религиозного туризма.
2. Перечислите основные мотивы и цели паломников.
3. Какие объекты посещений и объекты показа в религиозном туризме вам известны? Дайте краткую характеристику культовых центров и религиозных центров.
4. Назовите особенности паломнического туризма в исламе.
5. Чем отличаются виды паломничества хадж и умра?
6. Охарактеризуйте основные религиозные центры и культовые центры РПЦ.
7. Что означает термин “лавра” в христианстве? Назовите основные лавры и охарактеризуйте их.
8. В чем проявляются особенности паломнических туров в буддизме? Назовите основные центры паломничества и охарактеризуйте их.
9. Расскажите о паломнических турах в Тибет, особенностях их организации.
10. Назовите основные регионы паломнических туров.
11. Расскажите об основных культовых центрах буддизма на территории Индии и Непала.

Литература к главам 2-5

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. – М., 1996.
2. Арвон А. Буддизм. – М., 2005.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2001.
4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Горяев Л.У. Буддизм. Истоки и традиции. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.
6. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.
7. Монастыри Русской православной церкви: Справочник путеводитель. – М., 2001.
8. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
9. Соколова М.В. История туризма. – М.: Академия, 2004.
10. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.
11. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. – Брянск, 1997.
12. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005.

Индия и Непал: 4 главных святыни буддизма

Отношение к паломничеству в каждой из трех мировых религий имеет ряд особенностей. Так, например, в исламе оно строго регламентировано – каждый правоверный мусульманин в обязательном порядке должен хотя бы раз совершить путешествие к главным святыням этого вероисповедания, при этом время паломничества в течение года тоже совершенно точно определено.

В христианстве не существует каких-то особых канонов по поводу посещения тех или иных святынь, здесь все, как говорится, исключительно по личному желанию верующего.

Что касается буддизма, то в этом смысле он является чем-то средним – с одной стороны, основоположник этого вероисповедания Будда завещал своим последователям посещать определенные места, связанные с главными вехами его земной жизни, однако, эти завещания являются скорее рекомендациями, чем постулатом, требующим непременного исполнения.

Не обязательно, но все равно – среди многочисленных мировых буддийских центров, которые находятся на Тибете и Шри-Ланке, в Японии и Таиланде, в странах Европы и даже в России, приоритетными все-таки являются те места, о которых в одном из канонов Будда сказал: «После того как я умру, праведные мужи и женщины должны посещать и помнить эти четыре великих места и соответствующе проводить свою жизнь».

Таким образом, буддийские паломники в первую очередь посещают непальский Лумбини – место рождения Будды, и небольшие города в Индии: Бодхгаю, где он получил просветление, Сарнатх, где прошла первая проповедь о четырех благородных истинах буддизма, и, наконец, место кончины Просветленного в Кушинагаре.

Лумбини

Страна: Непал

Округ: Рупандехи

Как добраться: на самолете или автобусе из Катманду, столицы Непала. В первом случае вам нужно долететь до города Бхайрава и пересесть там на автобус до Лумбини, они ходят каждый час. Не обойдется без пересадок, если вы воспользуетесь и наземным путем – в Катманду вам нужно будет сесть на автобус, который идет в Сунаули, пункт перехода непальско-индийской границы, и тоже выйти в Бхайраве, которая находится за несколько остановок до конечной станции.

Итак, Лумбини. В этом небольшом поселении на границе Индии и Непала находится крупный храмовый комплекс, выстроенный на предполагаемом месте рождения Будды. Этот так называемый «Священный сад» занимает огромную территорию, где паломнику предоставляется уникальная возможность увидеть несколько десятков храмов, монастырей, священных ступ (в буддизме так называется место хранения реликвий).

Все они принадлежат разным религиозным школам, течениям и даже нациям, ведь на территории Лумбини свой храм или реликварий может установить любая страна мира, где часть населения исповедует буддизм.

Таким образом, сегодня в храмовом комплексе можно увидеть храмы и монастыри Тайланда, Китая, Японии, Германии, Франции. Стоит обратить внимание, что религиозные постройки ранней буддисткой школы Тхеравада находятся в восточной части Лумбини, а западную занимают представители более поздних Махаяны и Ваджраяны. Центром же комплекса является храм, который носит имя Майи Деви, матери Будды.

Около храма можно увидеть священный пруд Пушкарини, где Майя Деви совершила омовение пред появлением на свет своего сына, которому было суждено стать «учителем, которого не бывало на Земле».

Здесь же находится и одна из древних колонн индийского императора Ашоки, который активно способствовал распространению буддизма и устанавливал памятные строения в местах связанных с именем Будды.

Бодхгая

Страна: Индия

Штат: Бахирон

Как добраться: на поезде из Дели, Калькутты или Варанаси, на поезде или автобусе из Патны, столицы штата. В первом случае вам нужно доехать до Гайи, ближайшего к Бодхгае города, где до места назначения можно доехать на автобусе, такси или моторикше. Добраться же до Бодхгаи из Патны будет гораздо проще – прямые поезда и автобусы оттуда ходят несколько раз в день.

Значение Бодхгаи для буддийских паломников чрезвычайно велико – с этим местом связано одно из основополагающих событий этого вероучения.

Именно здесь после трех суток непрерывной медитации Будда впервые достиг просветления, то есть нашел ответы на давно мучившие его вопросы, обрел тем самым свою собственную философию, которую и начал проповедовать.

В Бодхгаю паломники приезжают поклониться священному дереву Бодха, под которым медитировал Будда, своими глазами увидеть Чаукраману – дорожку, полностью вымощенную драгоценными камнями, а также припасть к земле одного из местных дворов, где по приданию была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой во время его длительных медитаций.

Главным храмом Бодхгаи является храм Махабодхи, на стенах которого высечены многочисленные барельефы Просветленного. Внутри храма находится его огромная статуя Просветленного.

Также объектами поклонения являются ступы с реликвиями Будды – в Бодхгае их две больших и несколько поменьше. Также здесь расположена и очередная колонна Ашоки.

Сарнатх

Страна: Индия

Штат: Уттар-Прадеш

Как добраться: на автобусе, такси или велорикше от Варанаси, расстояние между этими городами составляет всего 13 километров.

Сарнатх, место первой проповеди Будды, имеет богатую и довольно драматичную историю.

Сначала здесь был непроходимый лес, считавшийся оленьим заповедником, затем на месте лесной чащи вырос храмовый комплекс, который на протяжении почти 1000 лет был религиозным центром буддизма и прекратил свое существование лишь после вторжения мусульман в Индию. Тогда все религиозные постройки здесь были разрушены, а само место пришло в запустение на долгие 700 лет.

Восстановление Сарнатха началось лишь в конце 19 века и продолжается до сих пор, так как в руинах еще лежит один из самых больших храмов комплекса Мулгандхакути и ступа, построенная на месте встречи Будды и его первых учеников.

Однако не стоит думать, что в Сарнатхе паломники поклоняются только древним развалинам – большинство местных реликвариев все-таки находятся в хорошем состоянии.

Так, например, тут можно лицезреть одну из самых больших ступ в этой местности – ступу Дхамек, здесь также находится еще одна колонна Ашоки – кстати, именно она стала символом Индийской республики и изображена на ее флаге.

Довольно нестандартным строением по форме и содержанию является вихара Мулагандхкути – внешне она похожа на ступу, но в отличие от этих строений, где намертво замурованы те или иные реликвии, внутрь вихары можно вполне свободно зайти, даже несмотря на то, что там хранится одна из главнейших святынь буддизма – кости Будды.

Кстати, эта реликвия выставляется на всеобщее обозрение каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца.

Кушинагар

Страна: Индия

Штат: Уттар-Прадеш

Как добраться: на автобусе из Варанаси. Этот автобус довезет вас до города Горакхпура, где до Кушинагара вам придется взять такси.

С этим небольшим городом связано последнее событие земной жизни Будды – здесь он вошел в махапаринирвану, то есть достиг главной цели своей религиозной и духовной практики – в момент физической смерти он вышел за пределы бесконечной цепи перерождений, обретя тем самым такой же бесконечный покой и счастье.

И как символ этой бесконечности, лишенной страданий, здесь выстроен храм Паринирваны, где находится грандиозная золотого цвета статуя Лежащего Будды.

Также здесь можно увидеть образ Будды из голубого аспидного сланца, который находится в усыпальнице Мата Кунвар.

Одним из главных мест Кушинагара поклонения является ступа Рамбхар, которая предположительно находится там, где кремировали Будду.

Религиозный туризм в буддизме

По оценке Барретта в мире в 1996 г. насчитывалось 325 млн буддистов (6 % населения мира). Из них в Азии проживало 322 млн человек, Австралии и Океании – 200 тыс. человек, Африке – около 40 тыс. человек. На современное состояние буддизма сильное влияние оказала история. Там, где были и есть коммунистические режимы, там осуществлялись и осуществляются гонения (бывший СССР, Китай, Колумбия, Вьетнам, Монголия). Наибольшее количество буддистов проживает в следующих государствах:

• Япония – 72 млн человек

• Таиланд – 52 млн человек

• Мьянма – 37 млн человек

• Вьетнам – 35 млн человек

• Китай – 34 млн человек

• Шри-Ланка – 12 млн человек

• Республика Корея – 12 млн человек

• Камбоджа – 7 млн человек

• Индия – 6 млн человек

• 0,1 % – прочие территории

Рис. 4. Распространение буддистов по миру

Буддизм – одна из 3 мировых религий. Возник в Древней Индии в VI–V в.в. до н. э. и распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, Средней Азии и Сибири. Это религия основана на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей. Основателем буддизма является Сиддхартх Гаутама. Буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане и мусульмане. У них есть свои святыни, куда совершаются путешествия.

Один из центров буддизма расположен высоко в Тибете в г. Лхаса. Здесь находится монастырь и дворец Далай-ламы – духовного главы буддистов. Во дворце, построенном в XVII в., насчитывается свыше 1000 помещений, 10 тысяч предметов поклонения и 20 тысяч статуй. До 1959 года Дворец был зимней резиденцией Далай-ламы. После изгнания из страны китайскими коммунистами он уехал в Индию.

Читайте также:  Сароджини Найду - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В г. Канди (Шри-Ланка) расположена другая святыня буддийского мира – левый клык Будды, который сюда попал через много веков после кремации тела Будды. Каждый год в конце июля – начале августа по случаю выноса священной реликвии из храма собираются буддисты со всего мира, и в течение 10 дней проходит красочный праздник. Город Нара (Япония) – один из самых почитаемых городов среди буддистов. Его посещают около 3 млн паломников в год. Здесь построено несколько буддийских храмов. Самый главный из них – храм Тодаицзы (переводится как «Великий восточный храм»), в котором есть статуя Будды Дайнити, одна из самых крупных в мире статуй (22 метра высотой).

В 543 г. до н. э. на территории современного городка Лумбини (Непал) родился Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой. Здесь имеется более 20 буддийских монастырей.

Другой центр паломничества буддистов – г. Бодхгая (Индия). Здесь Далай-лама ежегодно читает лекции. В Бодхгае много монастырей, построенных буддистами и их поклонниками из многих стран Южной и Юго-Восточной Азии.

В г. Дхармасала (Индия) находится резиденция Далай-ламы – главы буддистов Тибета и тибетского правительства в изгнании.

На встречу с Далай-ламой стремятся паломники из разных стран мира.

Отдельно стоит сказать о паломничестве в район горы Кайлас и на озеро Монасаровар (Тибет). Гора Кайлас является священной горой для представителей 4 религий – буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. В книге известного российского офтальмолога Э. Р. Мулдашева «В поисках города богов» в увлекательной форме описана научная экспедиция в этот регион. Гора Кайлас (высота 6666 метров) считается самой величественной пирамидой в мире. Паломникам со всего мира увидеть священную пирамиду Кайлас считается не только верхом счастья, но и началом духовной жизни. Теоретики буддизма считают, что ось, соединяющая многочисленные миры, проходит через эту гору, что комплекс Кайлас был построен с помощью силы пяти элементов – Огня, Ветра, Воды, Воздуха и Человека.

Эту гигантскую пирамиду построила Шамбала – многоликое сообщество лучших из лучших, которое живет по истинным божьим законам жизни, являясь стержнем жизни на Земле. Как говорят тибетские ламы и священные писания, на вершине Кайласа находится вход в подземелье легендарной страны Шамбалы, и никто не имеет права взойти на его вершину, потому как там могут пребывать только боги. Существует также история о легендарном камне Шантамани, который описал Николай Рерих. Живя в Индии, великий русский художник неоднократно видел по ночам вспышки света по всему небу. Лама объяснил ему, что этот свет исходит от чудесного камня Шантамани, который находится на вершине горы Кайлас.

Контрольные вопросы:

1. Для чего люди совершают паломничества?

2. Чем отличается паломничество от религиозно-экскурсионного туризма?

3. По каким признакам различают религии?

4. Каким образом распределяются христиане по всему миру?

5. Основные направления в христианстве.

6. Охарактеризуйте географию распространения православных христиан по всему миру.

7. Перечислите наиболее известные православные центры.

8. География распространения католичества и протестантства.

9. Основные реликвии как объекты привлечения туристов.

10. Назовите самые известные центры паломничества и религиозно-экскурсионного туризма у католиков и протестантов.

11. География распространения ислама.

12. Охарактеризуйте основные праздники в исламе.

13. Религиозные центры мусульманского мира.

14. География распространения буддизма в мире.

15. Охарактеризуйте основные направления буддизма.

16. Назовите основные центры буддизма в мире.

Дата добавления: 2016-05-30 ; просмотров: 1671 ;

В каких странах исповедуют буддизм?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.

Буддизм на карте мира

Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.

Еще в IV веке буддизм дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.

«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.

Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:

  1. Китай
  2. Таиланд
  3. Вьетнам
  4. Мьянма
  5. Тибет
  6. Шри-Ланка
  7. Южная Корея
  8. Тайвань
  9. Камбоджа
  10. Япония
  11. Индия

Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.

Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.

В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.

Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.

Топ буддийских стран

Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».

Индия

Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.

Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.

Таиланд

Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских храмов, статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.

Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.

Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Шри-Ланка

Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.

По всему острову можно насчитать более шести тысяч храмов. В стране распространены три течения: сиам, амарапура, раманья, первая из которых считается самой многочисленной и держится на землевладельцах.

Вьетнам

Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники тхеравады встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.

Тайвань

Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с конфуцианством и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.

Все идеи содержатся в учениях основных школ, которые объединяются понятием «Четыре Небесных Царя тайваньского буддизма». Они соответствуют четырем сторонам света.

Камбоджа

Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.

В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.

После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Китай

В Китае буддизм – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.

Мьянма

Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.

Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.

Тибет

Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.

В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.

Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.

Япония

Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.

Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.

Россия

Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.

Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.

Заключение

Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации

Островки буддизма в России

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.

Впрочем, есть и другие места. Портал «Моя Планета» рассказывает обо всех.

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Читайте также:  Пещера Хан Сон Дунг во Вьетнаме будет доступна полгода

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления.

Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Религиозный туризм в буддизме

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе – 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии – 72 млн человек, в Таиланде – 52 млн., в Мьянме – 37 млн., во Вьетнаме – 35 млн., в Китае – 34 млн., на Шри Ланке – 12 млн., в Корее – 12 млн., в Камбодже – 7 млн., в Индии – 82 млн., в Лаосе – 2,4 млн., в Непале – 1,3 млн., в Малайзии – 3 млн.

Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

Особенности и история паломничества в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, “северный”, маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут – через Южно Китайское море, Бенгальский залив. религиозный туризм паломничество путешествие

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник – это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Классификация святых мест в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:

  • 1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;
  • 2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;
  • 3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;
  • 4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;
  • 5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).

Четыре главных центра почитания Будды:

  • – На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей.
  • – Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление.
  • – Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах.
  • – Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.

Другие центры почитания Будды:

  • – Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор.
  • – Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира.
  • – В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета – его столица, город Лхаса. В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.

Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий – буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем – два.

Второй по величине город Тибета – Шигацзе, находится на трассе Катманду – Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

Ссылка на основную публикацию