Религиозный фанатизм – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Религиозный туризм его формы и цели

Религиозный туризм – это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды”. Туристский терминологический словарь обходит данный термин, но определяет понятие паломничества, которое тесно сопряжено с религиозным туризмом и может рассматриваться как один из основных его видов: паломничество – странствие верующих для поклонения святым местам. названо по обычаю древних христиан привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Религиозный туризм развивается в нескольких формах:

-научный туризм с религиоведческими целями;

– религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Паломничество – это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним.

История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. – крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.

Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.

В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн. чел. в этом потоке составляют христиане.

Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район – центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света.

Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача. Эта традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н.э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины.

Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят в другую обитель скорби – Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести миллионах убитых нацистами в годы холокоста.

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям – Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.

Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них – Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж – паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) – второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда).

Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).

В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). Одно из культовых мест в буддизме – город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы – духовного главы буддистов. Дворец Поталла – 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами.

Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды – храм Борободур (что означает “много будд”) находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды – самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.

В южной Азии располагается обширный ареал индуизма – религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона – Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.

Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.

Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные сумы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.

В последние десятилетия вырос интерес к традиционным восточным религиям – конфуцианству, даосизму, буддизму.

Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов – теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.

Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.

В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
-желание исцелиться от душевных и физических недугов;
– помолиться за родных и близких;
– обрести благодать;
– выполнить богоугодную работу;
– отмолить грехи;
– выразить благодарность за блага посланные свыше;
– проявить преданность вере;
– стремление к подвижничеству во имя веры;
– обрести смысл жизни.

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества
3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов);
5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные
6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Религиозно-познавательный туризм

География религиозного и паломнического туризма охватывает абсолютно все страны мира и уходит корнями в далекое прошлое.

Это направление отдыха привлекает не только истинно верующих людей, но и тех, кто хочет насладиться красотой архитектуры храмов и церквей, их убранством и особой атмосферой. В паломнические туры отправляются и в познавательных целях, и для того, чтобы очистить душу, обрести спокойствие, равновесие, стать более мудрым человеком.

Паломничество является перспективной и увлекательной формой туризма. Паломнические поездки развивают личность во всех отношениях, сближают народы и вселяют оптимизм в души верующих!

Паломничество — это особый вид путешествий, который связан с посещением святых религиозных мест и поклонения им. Оно существует в основных религиях и практиковалось ещё до рождения Христа. В древние времена данное занятие трудно было отождествлять с туризмом, поскольку паломники передвигались пешком и тратили силы.

Особое направление туризма

Современный туризм разнообразен. Есть путешествия для любителей острых ощущений, туры по оздоровлению и банальные школьные экскурсии. Операторы предлагают специфические поездки для нудистов и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Паломничество принято относить к культурному, познавательному и историческому туризму. Основные религии рождались именно в тех краях, где формировалась история и зарождалась современная культура (Израиль, Греция, Италия, Египет).

Сложно отделить веру от традиционных ценностей и цивилизации. Святые писания не создавались на пустом месте: часто это реальные исторические документы, определяющие дух эпохи и влияющие на будущее человечества.

Позитивные стороны паломничества

Пословица гласит — лучше один раз увидеть!

Паломнические туры сближают народы, помогают людям проникнуться атмосферой святых мест. Это прекрасный способ расширить свой кругозор и сделать небольшое научное открытие.

Даже атеисту будет интересно узнать для себя много нового и понять чувства верующих. Этот вид туризма отличается приемлемыми ценами и относительной безопасностью.

Даже во время наплыва туристов опытные экскурсоводы постараются обеспечить комфорт своим подопечным. Ошибочно считать, что паломники отправляются только на Ближний Восток. Паломнических мест много даже в центре России.

А мудрый христианин не откажется от поездки в Мекку или Медину.

Паломники — кто они?

Ошибка думать, что паломник является религиозным фанатиком и смотрит на мир сквозь унылую призму мракобесия. Настоящего паломника отличает неплохой уровень просвещённости и эрудированности.

Дальняя дорога требует умения рассчитать свои силы и сообразительности для общения с чужестранцами. Среди паломников можно встретить не только туристов зрелого возраста, но и молодёжь. Тяга к духовным познаниям характерна для многих молодых людей.

Современный паломник заметно отличается от человека, который в средние века добирался несколько месяцев до Земли Обетованной. Сейчас для этого необходима определённая сумма и документы, позволяющие пересекать границы.

Туры для паломников всегда учитывают возможные трудности для пожилых и больных людей, мудрый экскурсовод знает расположение бюджетных кафе и продумает маршрут так, чтобы не затронуть тонкую натуру верующего человека.

История возникновения религиозного туризма

Что такое религиозный туризм? Это направление путешествий, когда в маршрут обязательно включены места поклонения, имеющие особую ценность для народа. Храмы, соборы, монастыри, захоронения святых – основные объекты такого тура.

Любопытно, что оно – пожалуй, самое первое из существующих направлений отдыха во всем мире, появившееся тысячи лет назад, когда проводились разрозненные паломнические поездки. Религиозный мировой туризм развивался поэтапно:

  • первые упоминания относятся к Античному времени, когда древние греки и римляне посещали святилища, самым популярным центром поклонения стали Эллады в Дельфах;
  • паломнический туризм в Средние века приобрел особое значение – к этому времени относятся Крестовые походы, когда под религиозным началом скрывали военные действия;
  • во второй половине 19 века туры приобретают организованный характер, например, во Франции ежегодно совершались священные путешествия для замаливания грехов.

Паломничество, как первое массовое явление международного религиозного туризма, относится к Средневековью – именно в это время вера имела особое значение, граничила с жестокостью и политическими мотивами.

Так, под эгидой церкви в другие страны отправлялись тайные агенты и шпионы, к слову, со своими обязанностями они хорошо справлялись – религия являлась надежной защитой.

Развитие религиозного туризма в мире

Принято считать, что современное распространение религиозного направления туризма в мире и рост спроса на паломнические туры – это заслуга церкви, того, что люди имеют веру, хотят обогатить свой духовный мир.

Читайте также:  Детские браки - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Однако и туристические компании заинтересованы в том, чтобы путешественники ездили по святым местам, ведь это – дополнительные деньги и хорошо продаваемые путевки. Сегодня выделяются два вида религиозного туризма:

  1. Религиозно-познавательный туризм – это наиболее широкое направление, главная цель которого – экскурсии по интересным, красивым и уникальным местам, где есть что посмотреть и сделать красочные снимки. При этом быть приверженцем той религии, которая исповедуется в выбранном храме, необязательно. Например, можно, будучи христианином, посетить буддистские храмы Вьетнама или Таиланда;
  2. Паломнический отдых – ориентирован на верующих людей, предполагает посещение святых мест той религии, которой путешественник поклоняется. Здесь интересен не осмотр достопримечательностей, а возможность исповедаться, помолиться, поклониться почитаемым святыням.

Как показывает практика, значение религиозного туризма не столько в том, чтобы сделать прочнее духовные скрепы, но и дать туристу пищу для размышлений.

Именно соборы – та часть истории, которая в большинстве стран надежно охраняется, поэтому и дошла до наших дней в хорошем состоянии, чем не повод, чтобы прикоснуться к старине?

Особенности религиозного туризма в христианстве

Христианство – одна из старейших мировых религий, отличающаяся богатым духовным и культурным наследием наравне с буддизмом и исламом. Паломники выделяют несколько регионов мира, куда стоит поехать верующим людям:

  • Европейское направление – здесь преобладает христианство, много католических и православных достопримечательностей;
  • Религиозный и экскурсионный туризм в Южной Азии – выбор буддистов и тех, кто хочет увидеть пышные монастыри, экзотическую архитектуру;
  • Религиозный въездной туризм в Израиле – эта страна считается центром поклонения всех верующих, люди едут в Вифлеем, Иерусалим, Назарет, к Стене плача и Храму Гроба Господа;
  • Африка и западная Азия – особенности религиозного туризма в исламе имеют яркую паломническую составляющую, причем паломничество обычно совершается раз в году, в соответствии с лунным календарем, ехать к мусульманским святыням христианам и представителям других религий в это время нельзя;
  • Религиозный туризм в Индии будет интересен любознательным путешественникам, так как здешние соборы отличаются богатой историей, уходящей корнями в древность;
  • Православный туризм в России – соборы и монастыри есть в каждом регионе, многие из них были построены свыше 1 000 лет назад.

Кстати, свои особенности имеет и религиозный туризм в буддизме – последователям нужно посещать места просвещения Будды, в основном это Индия и Непал. Приезд туристов сюда тоже приветствуется.

Развитие паломнического и религиозного туризма в России

Россия является той страной мира, где религии уделяется особое значение, церковь активно развивается, имеет массу привилегий и возможностей, определенных государством. Особенности религиозного туризма в России заключаются в том, что в каждом городе этой страны есть множество соборов – количество мест для поклонения огромно.

История религиозного туризма в России относится к этапу становления Руси – после принятия христианства церкви стали центром объединения русских земель. Их возводили для укрепления власти князя, а позднее – в качестве подарка, например, при очередной победе войска. К слову, сохранились и языческие святыни, но их можно встретить в меньшинстве. География религиозного туризма в России включает посещение таких культовых мест, как:

  1. Дивное Дивеево – уникальный комплекс храмов, именуемых четвертым уделом Богородицы на земле. Добраться сюда просто – нужно приехать в город Муром Владимирской области, время в пути из Москвы – около 5 часов на машине, чуть больше на автобусе;
  2. Соловки – архипелаг в сердце Белого моря, где еще в языческие времена были устроены капища, а в Средневековье возник монастырь. Добраться можно через Архангельск, после – самолетом, либо через Кемь, пос. Рабочеостровск, затем – на теплоходе;
  3. Валаам – архипелаг на севере Ладожского озера, целый комплекс построек в красивом и тихом районе Карелии. Добраться можно из Санкт-Петербурга на теплоходе;
  4. Верхотурье – сибирский город, расположенный на Урале. Кроме соборов тут можно увидеть местный кремль, для путешествия нужно приехать в Екатеринбург или Нижний Тагил – далее на автобусе;
  5. Псково-Печерская Лавра – храм, постройка которого датирована 15 веком, здесь можно заказать экскурсию в пещеры и насладиться архитектурой зданий. К собору отправляются рейсовые автобусы из Пскова;
  6. Великий Новгород – здесь удастся увидеть не только озеро Ильмень, но и пройтись по священным местам. Например, Собор Святой Софии, открытый в 1050 году;
  7. Казань – в этом древнем городе много старинных храмов, причем православные объекты соседствуют с мечетями. Особый интерес представляет Собор Всех религий мира, но его посещение носит скорее познавательный характер.

Кроме того, в маршрут путешествия стоит включить соборы Переславля-Залесского, Сергеева Посада, Ростова Великого, Ярославля и многих других российских городов. С годами актуальность религиозного туризма не теряется, и если в Советское время многие храмы и соборы были уничтожены, то сейчас идет их активное восстановление, для поклонения в Россию едут и иностранцы – места здесь действительно красивые и интересные.

Организация и технология религиозного выездного туризма

Можно с уверенностью сказать, что перспективы развития религиозного туризма не просто существуют, но и весьма радужны, ведь это направление пользуется большой популярностью у населения во всем мире. Путешественникам, предпочитающим религиозный заграничный туризм, стоит рассмотреть такие страны, как:

  1. Беларусь – в эту страну едут и жители России, чтобы совершить туры по святым местам. Религиозный туризм в Беларуси – это посещение Свято-Елисаветинского монастыря, храма Ксении Петербургской, Лазаря Четверодневного, Свято-Успенского монастыря и десятков других объектов;
  2. Узбекистан – туры из Ташкента в Самарканд и Бухару востребованы у всех любознательных гостей. Паломнический туризм в Узбекистане включает посещение мавзолея Рухабад, мечети Биби-Ханум, Регистана и других достопримечательностей;
  3. Казахстан – паломнический туризм в Казахстане предполагает посещение святых мест ЮКО (мавзолеи и захоронения), основным городом маршрута является Туркестан, здесь же удастся познакомиться с архитектурным и культурным наследием;
  4. Италия – эта страна уникальна хотя бы по той причине, что некогда на ее территории располагался Античный Рим. Религиозный туризм в Италии – это визит в Рим и Ватикан, где расположены священные места христиан;
  5. Другие европейские страны – кроме Италии посетить следует такие города, как Париж, Турин, Лурд – во Франции, Варшаву – в Польше, Фатиму – в Португалии, Брюгг – в Бельгии. Религиозный познавательный туризм в Европе включает осмотр христианских святынь и уникальных архитектурных сооружений;
  6. Турция – отправиться по следам «Великолепного века» и посетить здешние памятники можно, заказав экскурсию в Стамбул. Лучшим временем для визита станет зима или осень, но даже если вы приехали на приморские курорты в пик сезона, потратить пару дней на посещение объектов Османской империи просто необходимо.

Конечно, нельзя оставлять без внимания и Израиль, Иорданию, Сирию, Египет – территорию, которая называется «Святой землей», а некогда относилась к древней Палестине. Организуя выездные туры, не следует забывать о необходимости получения разрешительных документов на въезд в чужую страну.

Правила религиозного туризма

Поездки по святым местам требуют соблюдения особых правил, ведь по незнанию любым неосторожным действием можно оскорбить чувства верующих людей. И если в одном храме вам могут сделать замечание, в другом – последствия окажутся более плачевными, вплоть до тюремного заключения. Чтобы избежать проблем, рекомендуется придерживаться следующих норм этикета:

  • Ведите себя спокойно и сдержанно – не допускается громко разговаривать, кричать, мешать другим людям. Помните, что вы посещаете священное место;
  • Даже если вы – человек не верующий, нельзя насмехаться над чувствами других людей, особенно при визите в святую обитель, эмоции нужно сдерживать;
  • Проводите экскурсии в хорошем настроении – это позволит действительно насладиться отдыхом;
  • Если что-то непонятно, уточните у экскурсовода заранее, в храмах России и Беларуси, где отсутствует языковой барьер, вопросы можно задать другим людям;
  • Не отвлекайте монахов и служащих расспросами – помните, что у них не так много свободного времени и проводить постоянные консультации для туристов они не могут;
  • Одевайтесь так, как установлено верой того храма, в который отправляетесь. Хотя это правило часто не соблюдают иностранцы, например, в Троице-Сергиевой Лавре можно увидеть огромное количество китайских туристов в мини-юбках и без головных уборов, чтить традиции других народов все же необходимо.

Отправляясь в поездку, не забывайте, что такие туры – это не развлечение и не способ весело и непринужденно провести время. Это, в первую очередь, возможность изменить свой внутренний мир и отпустить плохие эмоции, многое осознать и переосмыслить.

Советы

Паломнические поездки связаны с определённым риском, наплывом посетителей в конкретные даты и периоды. Часто в перечень объектов попадают страны с жарким климатом, малоприветливым населением, большой вероятностью террористической атаки. Важно всегда быть в поле зрения экскурсовода, не отбиваться от коллектива, принимать к сведению все ценные указания. Особый риск — массовые скопления людей, которые случаются в святые праздники. Вашим лучшим другом будет осторожность, приветливость, спокойствие и сдержанные эмоции. Пристальное внимание должно уделяться:

  • Одежде и обуви.
  • Умению корректно себя вести в культовых местах.
  • Наличию умеренной суммы денег на карточках и в кошельке.
  • Бдительности по отношению к криминалу.
  • Всё, что Вам пригодится в дороге и постоянно необходимо, лучше взять с собой (батарейки, лекарства, салфетки).

Религиозные или паломнические туры – это популярное и интересное направление, которое притягивает миллионы путешественников. Святые места стоит включить в маршрут не только верующих людей, но и тех, кто хочет познакомиться с историей, любит красивую архитектуру и роскошное убранство. В храмах и соборах царит особенная благодатная атмосфера, не почувствовать которую просто невозможно – здесь удастся обрести душевное спокойствие и равновесие.

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.
Читайте также:  Сикхизм - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Паломничество и религиозный туризм

В мировой туротрасли существует особое направление, которое объединяет путешественников, желающих отправиться в поездку по святым местам. Кто же такие паломники и в чем особенность религиозного туризма?

Это люди, которые решаются на длительные и, порой, не самые легкие в плане комфорта путешествия, лишь для того, чтобы обогатить собственный духовный мир, доказать приверженность вере, прикоснуться к великим святыням планеты и выполнить почетную миссию, накладываемую на каждого верующего божественными постулатами. Эта особенность религиозного туризма существенно отличает его от привычной всем схемы отдыха на морском курорте или посещения монументов старины.

Кто такие паломники?

В каждом вероисповедании существуют традиции, предусматривающие бережное отношение к святыням. Вот почему ежегодно свыше миллиона паломников отправляются в путь, чтобы посетить главные центры религиозного туризма в мире.

Понятия «паломники» и «паломничество» происходят из православного христианства. Эти определения стали универсальными, и сегодня у нас их используют применительно ко всем религиозным течениям мира.

Справедливости ради, следует заметить, что путешествующих представителей других вероисповеданий называют по-разному: в католицизме ― это «пилигримы», в исламе люди совершают «хадж», религиозный туризм в Индии (да и вообще у буддистов) принято обозначать одним словом — «кора».

Основные направления религиозного туризма

Различают два основных направления религиозного туризма, и у каждого есть свои особенности:

  • экскурсионные туры, целью которых является посещение памятников, храмов, музеев;
  • организованные паломнические поездки, предполагающие посещение мировых центров религий, а также путешествие по местам, сыгравшим важную роль в становлении и распространении определённого вероисповедания.

В первом случае люди стремятся обогатить свой духовный мир, расширить кругозор и получить новые знания об истории религии. Поскольку культовые сооружения во многих странах являются заодно и главными их достопримечательностями, то становится очевидной популярность экскурсионного религиозного туризма. Второй вид поездок, скорее всего, подойдет людям, путешествующим исходя из духовных побуждений, и мечтающим поклониться святыням.

Если вы планируете отправиться в паломническую поездку, то не помешает узнать особенности религиозного туризма подобной направленности. Приготовьтесь к тому, что путешествие не всегда будет комфортным. В большинстве случаев маршрут пролегает через малопосещаемые или, наоборот, слишком переполненные туристами религиозные центры.

Паломникам приходится останавливаться для ночлега или во временных палаточных лагерях, разбитых на время проведения того или иного религиозного мероприятия, или в монашеских кельях, скромных отелях и пансионах. Не всегда есть возможность обеспечить разнообразное питание, особенно если график путешествия совпадает с постом, строго соблюдаемым верующими людьми. В особо сложных переходах верующие могут рассчитывать лишь на сухие пайки и воду.

В этом смысле, паломнические поездки и экскурсионные туры религиозной направленности различаются. Организованные туристические экскурсии предполагают обеспечение высокого уровня комфорта. Поэтому если вы не уверены в собственных силах и способностях выдержать все тяготы паломничества, то смело отправляйтесь на тематические экскурсии, в рамках которых запланировано посещение религиозных памятников и комфортабельное размещение.

Мировые центры религиозного туризма

Для каждого из мировых вероисповеданий характерны свои особенности религиозного туризма, собственные маршруты и святыни, разбросанные по разным уголкам планеты. Исключением можно считать город, чья история насчитывает тысячелетия. Речь идет об Иерусалиме, находящемся на территории современного Израиля. Этот древний город можно считать колыбелью нескольких мировых религий ― христианства, иудаизма и ислама. Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей, представленных святынями для сотен тысяч паломников.

Представители христианского мира приезжают в Иерусалим чтобы посетить места, связанные с библейскими событиями – Распятием и Воскресением Христа. Однако помимо этого, туристы совершают экскурсии к другим памятникам старины, являющимся христианскими святынями.

Древняя святыня иудеев – Стена Плача, относящаяся к комплексу Храмовой горы – единственный сохранившийся до наших дней участок древнего ограждения города. Паломники еврейской национальности съезжаются сюда с разных уголков планеты, чтобы поклониться святыне и оставить в ней записки с пожеланиями.

В центре внимания мусульман в Иерусалиме – мечеть Купола Скалы, имеющая форму восьмиугольника. По приданию, именно здесь пророк Мохаммед оставил след своих ног, а в одной из колонн древнего строения находятся волосы из его бороды. Помимо Иерусалима приверженцы ислама также совершают хадж в Медину и Мекку, чтобы увидеть мечеть Аль-Хараам и святилище Кааба. Побывать хоть раз в жизни в этих священных местах должен каждый правоверный последователь пророка. Особенностью религиозного туризма у мусульман является то, что посетить святыни необходимо перед Курбан-Байрам. В течение 10 дней в преддверии религиозного мероприятия мусульмане выполняют все обряды, предписанные Кораном.

Религиозный туризм в Европе популярен среди христиан-католиков. Как правило, они отправляются в паломнические туры по европейским городам, чтобы полюбоваться красотами сохранившихся со времён средневековья готических соборов. Однако центром католической религии является римский Ватикан.

Православные верующие Центральной и Восточной Европы путешествуют по святым местам России (Дивеево, Суздаль, Владимир, Москва, остров Соловки), Украины (Киево-Печерская лавра), Болгарии (Велико-Тырново), Греции (Афон), Сербии (Введенский монастырь) и Черногории (Цетинский монастырь).

Основными центрами буддизма являются Лумбини (Непал), Кушинагар, Сарнатх (Индия), Лхас (Тибет), Нара (Япония) и Шри-Ланка. В последние годы среди буддистов появилась традиция посещать самый большой храмовый комплекс в Европе, расположенный в Калмыкии (Россия).

Фанатизм (религиозный)

Фанати́зм — ревность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ( Рим. 10:2 ).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп.Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).

Религиозный фанатизм

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Читайте также:  Семейная организация намбудри и наиров - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” [1].

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” [2], и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” [3]. А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров [4].

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами [5]. Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII -го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследования старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами а Восточными Патриархами.

Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.

Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.

“Вы – соль земли [6]”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.

[1] В этом смысле Марксизм-Ленинизм, с его идеей “перманентной революции” – один из ярчайших примеров фанатизма и нетерпимости в мировой истории.

[2] По точному замечанию Ф.М.Достоевского.

[4] Яркий пример – деятельность анабаптистов в Германии.

[5] Чего не скажешь о последних. За время османского ига в Греции, Болгарии и Армении нередки были случаи откровенного геноцида по отношению к коренному населению.

Эзотерический туризм: развивающие путешествия для осознанных людей

Как известно, одним из наиболее страстных увлечений многих людей по всему миру является туризм и путешествия. Но путешествия путешествиям — рознь. И в то время как подавляющее большинство людей скупают в турагентствах путёвки в такие популярные страны как Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд или Индонезия с целью пить-есть-плясать-лежать, находятся те, кто не идёт на поводу у модных и общедоступных тенденций и выбирает для себя более необычные способы отдыха. И одним из активно набирающих сегодня видов туризма (согласно данным туроператоров его популярность с каждым годом увеличивается примерно на 30%) является эзотерический туризм.

Эзотерический туризм на самом деле является уникальным направлением. Его даже можно смело назвать новой вехой в духовном развитии человека. В буквальном смысле это путешествие к себе, целью которого является глубинный поиск и познание своей сущности, расширение своих границ, совершение новых открытий и возможность найти ответы на многие вопросы и решения сложных жизненных и личностных проблем. И стремление людей к подобным вещам отнюдь не удивительно, ведь жизнь в современном мире и в сумасшедшем ритме оказывает влияние на самые глубинные основы духовности человека, притупляет его природную сущность, давая взамен лишь навязанные ценности, подменяя идеалы, делая из него просто часть системного механизма, всё сильнее отдаляя его от своих истоков. Целью эзотерического туризма как раз и является смена ориентации людей с материальной внешней оболочки повседневной суеты на духовную сторону жизни и своего собственного внутреннего мира.

Как явление эзотерический туризм или просто эзотуризм, как его всё чаще называют, появился довольно недавно, чуть больше десяти лет назад, когда начали становиться актуальными вопросы экологии, путешествий и саморазвития. С каждым годом из довольно необычного и воспринимаемого ещё с недоверием досуга, этот способ времяпрепровождения, постепенно меняя облик и оттачивая свои грани, приобретает черты истинной культуры путешествий и преобразуется в искусство посещения духовных центров, мест Силы, энергетических точек планеты и самых разных интересных стран.

Во время эзотерических путешествий человек расширяет свой кругозор, приобщается к культурному наследию древности, становится сопричастным к чему-то великому и непостижимому. Но это лишь часть того, что можно получить от эзотуризма. Причём, эта часть является скорее следствием, нежели причиной. Главная же особенность эзотуризма в том, что для человека становится доступным и возможными духовное пробуждение, благодаря которому раскрывается потенциал его личности и скрытые резервы, находившиеся в так называемой спячке десятки лет. Даже в непродолжительных поездках по различным местам нашей же страны люди начинают обретать целостность себя, приходят к пониманию своих истинных целей и особенностей своей натуры, находят выходы из казавшихся безвыходными ситуаций, получают ответы на не дававшие покоя вопросы, становятся более позитивными и настроенными на обретение счастья и успеха. Посещение особых мест заряжает энергией, снимает стресс и напряжение, освобождает от тревог, беспокойств, печалей и негатива, очищает энергетические каналы и благотворно сказывается на общем физическом, психологическом, эмоциональном и душевном здоровье. Иногда происходят и из ряда вон выходящие события, такие как пробуждение мистических способностей, активизация третьего глаза, видение духов и множество других.

В немалой степени этому способствуют, конечно же, и многочисленные духовные практики, которые являются неотъемлемой и полноценной составляющей эзотуризма. Кто-то знакомится с ними впервые, а кто-то уже имеет определённый опыт в таких практиках. Но это абсолютно не важно, ведь здесь нет места гордыне, чувству превосходства, желанию казаться лучше других и остальных подобных вещей. Каждый, можно сказать, адепт эзотерического туризма, во-первых, осознаёт, для чего он, так сказать, «сюда пришёл», а во-вторых, понимает, что другие люди так же, как и он, находятся на пути своих собственных духовных исканий.

Многие практикуют медитацию, читают мантры, занимаются йогой и цигун. Кто-то прибегает к несколько иным техникам, таким как ченнеллинг, проекция астрального тела, остановка внутреннего диалога, созерцание и другим. Если даже вы и сейчас что-то практикуете и у вас уже есть определённые успехи, вам будет полезно знать, что любая духовная практика, совершаемая в местах Силы и энергетических центрах Земли, многократно усиливает своё воздействие на человека и даёт усиленные результаты. Ведь такие места пропитаны своей собственной особой энергией, которую невозможно ощутить даже в небольших городах, не говоря уже об огромных мегаполисах.

Что же касается самих мест, куда совершаются паломничества, то их существует великое множество даже в России. Среди них можно назвать древнейший город Аркаим в Челябинской области, каменные дольмены на Кавказе, Шайтан-озеро в Омской области, Плато Укок, Катунский хребет и гору Белуху на Алтае, Менгиры в Хакассии, каменные столбы на Урале, остров Кижи в Карелии. И это далеко не весь список. Православные люди с особым интересом посещают Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, город Кириллов, село Дивеево, Соловецкий архипелаг, Свято-Введенскую Оптину пустынь, остров Валаам, остров Патмос и многие другие христианские святыни.

Если говорить о зарубежье, то большой популярностью пользуются такие страны как Таиланд (водопад Клонг Лам, храм Ват Бупхарам, острова Пхи-Пхи и т.д.), Япония (Великий храм Исэ, монастырский комплекс Энряку-дзи, гора Курама и т.д.), Китай (озеро Сиху, город Ханчжоу, гора Хуаншань и т.д.), Тибет (город Лхаса, гора Кайлас, долина Гаруды и т.д. ), Непал (долина Катманду, храм Манакамана, пещера Падмасамхавы и т.д.), Камбоджа (Кладбище Королей, храмовый комплекс Ангкор Ват, гора Пном Кулен и т.д.), Индия (храмовый комплекс Сабаримала, священное место Бодхгае, священное поле Курукшетра и т.д.), а также другие страны. Поездки совершаются и в обычные дни и в дни каких-либо священных праздников, этнических фестивалей, постов и других подобных мероприятий.

Кроме практик и самих путешествий, есть и ещё одна замечательная черта эзотерического туризма – это возможность познакомиться с интересными и необычными людьми. Проводятся даже специальные встречи с магами, целителями и прорицателями. Если повезёт и звёзды будут благосклонны, у вас появится возможность встретить шамана или даже обрести своего собственного духовного наставника. К тому же, есть вероятность того, что вы встретите близких по духу людей и заведёте новых друзей, которые станут вам верными спутниками по жизни.

По всем этим причинам статья и называется «Эзотерический туризм: развивающие путешествия для осознанных людей». Всё дело в том, что это не просто развлечение или пустая трата времени. Люди, увлекающиеся эзотуризмом, интересуются в первую очередь саморазвитием и осознанной жизнью. Благодаря этому данный вид туризма на почтительном расстоянии обходится стороной подвыпившим и что-то невнятно требующим «руссо туристо», прекрасными дамами лёгкого поведения и неотёсанными представителями человеческой расы. А это, в свою очередь, является ещё одним существенным плюсом эзотуризма.

Сегодня для всех желающих многие туристические фирмы предлагают широкий выбор эзотерических туров. Цены на них не особо отличаются от цен на обычные путёвки и зависят от дальности и продолжительности путешествия, а также насыщенности самой программы и условий проживания и передвижения. Но помимо этого, устроить себе отличное эзотерическое путешествие любой человек может и самостоятельно. Для этого нужно лишь задаться целью это сделать, определить пункт назначения, решить вопрос с проживанием и найти подходящий способ добраться до нужного места. Ну и, естественно, иметь в наличие достаточно средств, чтобы поездка удалась на славу, и можно было без проблем приобрести экскурсию, оплатить вход в любую достопримечательность, если он платный, не сидеть голодом и, конечно же, купить себе или кому-то из дорогих людей ценный сувенир или хороший подарок.

Эзотерический туризм выбирают те люди, которые стремятся не только увидеть красивые места и культурные и религиозные памятники различных мест на нашей планете, но и желают впитать в себя небольшую крупицу энергии Вселенной, прикоснуться к древнейшим знаниям и тайнам мироздания, а также уверенно встать на Путь счастливой, гармоничной, здоровой и осознанной жизни.

Ссылка на основную публикацию