Роль буддизма в жизни Индии – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Бабкин А.В. Специальные виды туризма

Глава 5. Религиозный туризм в буддизме

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе – 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии – 72 млн человек, в Таиланде – 52 млн., в Мьянме – 37 млн., во Вьетнаме – 35 млн., в Китае – 34 млн., на Шри Ланке – 12 млн., в Корее – 12 млн., в Камбодже – 7 млн., в Индии – 82 млн., в Лаосе – 2,4 млн., в Непале – 1,3 млн., в Малайзии – 3 млн.

5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма

У царя Шуддходаны родился сын Сиддхартха Гаутама. И было предсказано, что он станет величайшим духовным учителем. В 29 лет принц, очутившись за пределами дворца, имел несколько (по преданию, четыре встречи, которые в корне изменили его жизнь. Он увидел:

1) старость;
2) болезнь;
3) смерть.

Принц был поражен увиденным. Реальная жизнь предстала перед ним. Во время четвертой встречи он со своей колесницы обратил внимание на странного человека. Слуга объяснил, что это странствующий отшельник, который совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений. Потрясенный увиденным, Сиддхартха покидает дворец. Принц странствовал шесть лет и изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Он пытался понять, можно ли жить без страданий. Однажды, когда он сидел под деревом, на него снизошло просветление. Это дерево называется деревом Бодхи. И принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.

Во время своей первой проповеди он изложил четыре благородных истины:

1) “О страдании” – “Рождение – есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, желание – есть страдание”;
2) “О причине страдания” – это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственным наслаждением и вожделением;
3) “О прекращении страдания” – это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается отречением от них”;
4) “О пути прекращения страданий” – это благородный Восьмеричный путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий, способа поддержания жизни, памяти и сосредоточения.

Главная цель буддизма – нирвана (просветление). С достижением нирваны прекращается действие закона кармы, и верующий освобождается от колеса перерождений.

Будда ушел из жизни в возрасте 80 лет. Перед своей смертью он сказал: “Борьба с горем и страданием, уничтожение горя и страдания – это все, чему я учу”. После смерти Будды состоялись три буддийских собора. На первом соборе ученики Будды передавали из уст в уста то, что поведал им учитель. Учение было записано лишь в I в. н. э.

Буддийский канон называется Трипитака(три корзины мудрости):

1) Виная питака – тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию;
2) Сутра питака – тексты проповедей Будды;
3) Абхидхарма питака – систематическое изложение закона. Существует три вредных наклонности – страсть, ненависть и невежество. Противопоставить этим трем вредным привязанностям стоит “тройную драгоценность”: Будда – дхарма (долг, закон) – сангха (монашеская община).

Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации, т. е. перерождения. Согласно этой концепции благие поступки ведут к хорошей карме, дурные – к плохой. Но буддийская трактовка отличается отрицанием вечности души. Потому что цикл перерождений, связанных со страданием, завершается достижением нирваны. Во Вселенной нет ничего постоянного и даже боги подвержены закону кармы и тоже могут переродиться на более низких уровнях. Личность как устойчивое образование – иллюзия.

В буддизме существует концепция шести миров – шести царств:

1) мир богов (дэвов);
2) мир демонов (асуров);
3) мир людей;
4) мир животных;
5) мир голодных духов;
6) мир ада.

Все они составляют колесо сансары (страданий), и люди могут воплощаться в разных мирах. Лишь просветление (нирвана) способно вывести из этого колеса страданий.

Со временем в буддизме выделились три основных направления: Хинаяна (малая колесница), Махаяна (большая колесница) и Ваджраяна (алмазная колесница).

1. Хинаяна (малая колесница, узкий путь) – это узкий путь спасения и достижения нирваны. В основном спастись могут монахи. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейших).
2. Махаяна (великая колесница, широкий путь) – широкий путь спасения от колеса страданий, который предусматривает, что спастись могут и монахи, и миряне. Доктрина великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисатвах (просветленных существах).
3. Ваджраяна (алмазная колесница, алмазный путь, несокрушимая колесница) – здесь духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами (“ткани закона”), мифологией и ритуалами.

5.2. Буддийские праздники и церемонии

Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские праздники предназначены в первую очередь для того, чтобы вспомнить о своем долге и подтвердить намерения. Праздник Весакв день поминовения (отмечается в конце мая – начале июня). В этот день отмечают день рождения, просветления и день смерти Будды, но в Японии все эти три события празднуются отдельно. Праздник Асалаотмечается в октябре ноябре, его празднуют в честь первой проповеди Будды. Праздник Лосар – Новый Год – отмечается в феврале- марте. Праздник голодных духовотмечают в июле августе.

5.3. Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

5.4. Особенности и история паломничества в буддизме

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, “северный”, маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут – через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник – это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:

1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;
2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;
3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;
4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;
5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).

Четыре главных центра почитания Будды:

– На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей.
– Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление.
– Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах.
– Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.

Другие центры почитания Будды:

– Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор.
– Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира.
– В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета – его столица, город Лхаса. В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.

Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий – буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем – два.

Второй по величине город Тибета – Шигацзе, находится на трассе Катманду – Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

5.8. Другие паломнические центры буддизма

Центр буддизма в Японии

Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара. Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный – Великий восточный храм – буддийский храм Тодайцзы, в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).

Центры буддизма на Шри Ланке

Это прежде всего царственный город Канди, в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды. Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама – первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации.

Центры буддизма в Таиланде

В Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 – в Городе ангелов – Бангкоке. Самый известный – храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире – Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда то самым крупным и могущественным городом Востока.

В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.

В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.

В Россиис конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкиив 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

Контрольные вопросы к главам 2-5

1. Расскажите о классификации религиозного туризма.
2. Перечислите основные мотивы и цели паломников.
3. Какие объекты посещений и объекты показа в религиозном туризме вам известны? Дайте краткую характеристику культовых центров и религиозных центров.
4. Назовите особенности паломнического туризма в исламе.
5. Чем отличаются виды паломничества хадж и умра?
6. Охарактеризуйте основные религиозные центры и культовые центры РПЦ.
7. Что означает термин “лавра” в христианстве? Назовите основные лавры и охарактеризуйте их.
8. В чем проявляются особенности паломнических туров в буддизме? Назовите основные центры паломничества и охарактеризуйте их.
9. Расскажите о паломнических турах в Тибет, особенностях их организации.
10. Назовите основные регионы паломнических туров.
11. Расскажите об основных культовых центрах буддизма на территории Индии и Непала.

Литература к главам 2-5

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. – М., 1996.
2. Арвон А. Буддизм. – М., 2005.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2001.
4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Горяев Л.У. Буддизм. Истоки и традиции. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.
6. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.
7. Монастыри Русской православной церкви: Справочник путеводитель. – М., 2001.
8. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
9. Соколова М.В. История туризма. – М.: Академия, 2004.
10. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.
11. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. – Брянск, 1997.
12. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Лугмопа (https://vk.com/id27832110), он же Александр Березин, родился и вырос в уральском городе Перми.

После окончания в 2005 году Технического Университета, сразу отправился изучать буддизм на гору Качканар в общину «Шадтчуплинг», где от основателя общины Ламы Санье Тензин Докшита получил посвящение в основополагающую буддийскую практику Прибежище. В 2007 году Александр получил духовное имя Лугмопа, завершил Прибежище и приступил к выполнению тантрических практик йидамов Ямантаки и Выджраварахи.

В 2010 году Александр становится председателем качканарской религиозной организации и активно занимается администрированием общины Шадтчуплинг. Однако в 2013 году временно оставляет эту деятельность и, по приглашению представителя тайской сангхи в России Аджана Чатри, отправляется в Таиланд чтобы принять полные монашеские обеты и получить буддийское образование. В июне 2014 года он принимает монашество под духовным именем Дхаммавудхо, а через полгода поступает в аспирантуру в королевский буддийский университет.

Луг привет, ты буддист, видно, что для себя ты уже все решил и окончательно сформировался как личность, поэтому нам и нашим читателям интересно услышать истинную буддийскую мудрость от первого лица. Тем более что сегодня ты живешь и учишься в Таиланде, и это уже само по себе говорит о многом.

Как ты уже знаешь, наш интернет-блог пишет обо всем что интересно, ну и конечно об интересных людях, поэтому и вопросы будут соответствующие, интересные и необычные.

Итак, ты согласен с нами пообщаться?

Отлично, тогда поехали!

Большинство людей на планете живут по стандартным шаблонам, к примеру, Дом→Семья→Дети→Хобби→Работа→Дом и т.д. Для россиянина ты выбрал нестандартный жизненный путь – стал буддистом и уехал учиться в Таиланд. Твое мнение о стандартах и стереотипах?

Стандарты — это очень важно. Не будь их, разве смогли бы мы заявить, что я живу нестандартно? Это фундамент, это опора, на которую можно уверенно опереться. Нельзя их недооценивать, и уж тем более не следует пытаться их вытащить из под себя – окажешься в ситуации пьяного мужика из анекдота, который увидел, что асфальт поднимается и ударяет его в лоб.

К примеру, я учусь в Таиланде, но после окончания хочу вернуться на Родину и очень хочется, вернуться на ту же Родину с которой уезжал. А это возможно лишь благодаря шаблонам и стандартам, которые поддерживают миллионы, десятки миллионов людей. Когда я думаю об этом, меня переполняет чувство великой благодарности ко всем «стандартным» людям.

Читайте также:  Индианизация христианской церкви - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Сегодня люди в современном мире, особенно в мегаполисах, очень раздражительны и агрессивны. Можешь посоветовать, как обычным людям справляться с внутренней раздражительностью и внешней агрессией?

Щедрость. Об этом уже сказано так много, но всё же это до сих пор не стало тем самым шаблоном, стандартом в обществе. По крайней мере в российском обществе. Тайцы вот, к примеру, намного спокойнее. В абсолютно немыслимых по своим масштабам пробках Бангкока очень редко можно услышать гудок автомобиля, и уж тем более, увидеть нервничающего водителя. Они каждое утро практикуют щедрость, совершая уже почти ритуальное подношение еды монахам. Поэтому, возможность поделиться местом в пробке приносит им радость и умиротворение, уступить дорогу – это для них накопление добродетели, а не «куда ты прёшь!».

Я уверен, люди в России искренне (а не по принуждению) уступающие дорогу, совершающие любой другой щедрый и добродушный поступок чувствуют такую же радость от своего поступка. Однако, у нас это не уложено в систему. Мы добродетельны нерегулярно. Вот если поставить себе такую, совершенно механистичную установку: 5 раз в день проявлять щедрость, то эффект умиротворения появится в нашем сознании за считанные месяцы.

Известно, что мир сам по себе, ни жесток и ни добр, он нейтрален, и лишь люди наделяют его смыслом, который видят в нем. Твое мнение о смысле жизни, есть ли вообще в нашей жизни хоть какой-то смысл?

Смыслы — дело рук человеческих. Мы сами создаём себе смыслы и относительно них мы определяем, что есть добро, а что зло. Несмотря на их несамостоятельность, мы не вправе обесценивать наши смыслы. Наоборот, мы должны со всей ответственностью отнестись к их созданию.

Мне вспоминается фраза постоянно мелькавшая на стёклах общественного транспорта в моём родном городе, это была социальная реклама из серии «Мудрость мира»:

В конце концов люди достигают лишь того, что ставят своей целью, поэтому ставить перед собой следует только высокое.

Буддисты часто уходят от мирян и становятся отшельниками, медитируют и познают истину. Люди же когда остаются одни, познают лишь одиночество и печаль. Можешь дать совет одиноким людям, как не уходить в себя и не думать о грустном?

В наших бетонных инкубаторах – квартирах, системы жизнеобеспечения (водопровод, газ) обезличены. Это не мужик с ведром воды или охапкой дров, это железные трубы. Поэтому мы не воспринимаем как данность нашу катастрофическую зависимость от окружающих. Вместо благодарности за починеный кран мы часто испытываем омерзение по отношению к сантехнику, который нарушил чистоту нашего гнёздышка да ещё, гад, взял дорого.

Мы сами строим своё одиночество. Мы воображаем, будто 10-ти сантиметровая перегородка увеличивает два-три метра между нами и соседями до космических размеров. И не смотря на то, что это лишь фантазия – это работает.

Конечно, это необходимая мера. В перенаселённых городах, я не представляю, как бы мы росли, если бы не обезличивали окружающие раздражители и не отгораживались от всего информационного и эмоционального мусора, которыйстоль интенсивно и навязчиво лезет в наше сознание.

Однако при этом мы теряем возможность развивать доброту и благодарность, а как следствие – приобретаем одиночество. И всё это лишь у нас в голове, вся ситуация надумана.

Среди буддистов действительно популярна традиция отщельничества и затворничества, однако не многим известно, что эта замечательная методика в подавляющем большинстве случаев носит временный характер. Затвор может длиться от нескольких дней до нескольких лет, и всегда вопрос жизнеобеспечения человека тщательно продумывается и вовлекает в процесс практики несколько помощников. В таких ситуациях чувство благодарности к тем, от кого ты зависишь обостряется, и ты перестаёшь воспринимать блага цивилизации как обезличенную данность. Позже, и за металлическим «тёплым» словом «батарея» становятся видны проектировщики, строители и службы эксплуатации, которые трудились и трудятся ради твоего уюта и благополучия. Когда взаимообусловленность становится очевидной, а благодарность заполняет твоё сердце, ты перестаёшь строить воображаемую пропасть между собой и «нависающим» окружающим миром, избавляя себя тем самым от надуманного одиночества.

Я считаю, всем стоит ходить в такие «отщельничества». Рюкзак на плечо, и на сплав. Сейчас стали популярны «верёвочные курсы» проводимые в городах, но на мой взгляд, без выхода из привычной зоны комфорта, их эффект может носить только кратковременный характер.

Как ты знаешь, современный мир технологичен, вследствие чего на планете все больше скапливается мусора. Гонясь за выгодой, человек уничтожает все живое вокруг себя. Как ты считаешь, туда ли мы сегодня живем?

На мой взгляд технология – явление нейтральное, она не плохая ни хорошая. Люди всегда гадили, гадят и гадить будут. Вспомните например средневековую Европу: эпидемии холеры (её ещё очень символично называют болезнь немытых рук) косили население почём зря. Или Индия – тоже хороший пример там в позапрошлом веке люди справляли свою нужду прям на улицах, и по сей день по Ганге плавают недогоревшие части трупов.

Мусора становится больше просто потому, что становится больше людей: если к 1820 годам численность населения планеты с трудом подошла к отметке в 1 миллиард, то за следующее столетие цифра удвоилась, за нынешнее столетие население выросло уже не в два, а в четыре раза. Эти цифры весьма очевидны, и самое парадоксальное, что такой прирост мог произойти именно благодаря борцам с грязью и мусором.Заботясь о чистоте городов, проводя канализацию, создавая условия для соблюдения личной гигиены мы провоцируем бешеный рост этих самых городов.

Вопрос, к чему всё это приведёт я оставлю открытым. Погоня за выгодой действительно очень опасный фактор. Возможно, именно новые технологии помогут нивелировать негативное влияние на планету этого фактора. По крайней мере иной реальной силы, способной весомо выправить пугающую тенденцию я не вижу.

Построенный нами мир сегодня полон красок и контрастов, люди вечно спешат куда-то и не успевают жить. Твое мнение, стоит ли обычному человеку пытаться все успеть в этой жизни?

За двумя зайцами погонишься… Узнаешь, как заяц выглядит сзади. В любом деле нужно терпение и сосредоточенность. Сосредоточенность и подразумевает, что ты не отвлекаешься ни на что, направляя всё своё внимание на избранный объект. Нас учили сосредотачиваться школе, и большинству, ненароком привили отвращение к этому процессу. А вот в Буддизме сосредоточение ассоциируется с блаженством и способность к концентрации является основой сверхспособностей. Так же и в жизни, необходимо сосредотачиваться на главном.

Но на самом деле, как бы мы ни старались собрать наше внимание, отвлекаться нам в жизни всё-же приходится. От работы отвлекает семья, от семьи друзья, с друзьями много не пообщаешься — работать надо. Тем не менее, чем меньше этих элементов, чем осознанней они выбраны и чем мудрее компромисс, найденный между ними, тем счастливее полнее и глубже наше проживание реальности.

Люди, которые что-то предпринимают, часто ошибаются, многие же наоборот, боясь ошибиться – сидят на месте и ничего не делают. Твое мнение, стоит ли бояться жизненных ошибок и как их преодолевать?

Есть два вида страха: первый провоцирует настороженность, второй — оцепенение. Не знаю, вообще зачем нужно оцепенение, с ним нужно боротьсься, а это возможно лишь при регулярной практике решения сложных и опасных ситуаций. В них же нарабатывается настороженность. Не хочу критиковать ни чей жизненный путь, но лично мне не по душе сидеть сложа руки опасаясь сделать что-то не так.

Когда человек взрослеет и начинает созревать как личность, перед ним встает выбор кем быть в жизни. Можешь посоветовать, как сделать правильный выбор и не ошибиться?

Мне нравится мысль моего учителя Ламы Докшита, о том, что выбора вообще нет. В любой ситуации человек поступает единственным возможным для него образом, и иначе он поступить просто не мог, так что и переживать о том, что можешь сделать неверный выбор смысла нет – любое действие станет твоим опытом. Многие же впадают перед любым действием в оцепенение и пытаются «выбирать», и иначе (то есть начать действовать сразу) они поступать не учились. Они обречены мешкаться веря в существование выбора.

Я не призываю поступать резко и не обдуманно, наоборот, именно осмысленность поступков позволяет наращивать опыт, а не наступать на старые грабли. Но воспитывать в себе нерешительность, опасаясь гипотетических граблей не имеет смысла.

Я вот, например, закончил техническую специальность и уехал изучать Буддизм. Ни о том ни о другом я не жалею, не вижу противоречий, хотя технология и духовность и выглядят несовместимыми. Ни то ни другое не являлось ошибкой, оба являются элементами моего уникального жизненного пути, моим опытом.

Сегодня, в современном мире можно много услышать разговоров о истинных человеческих ценностях. Можешь ли ты перечислить несколько важных на твой взгляд истинных ценностей для человека и человечества вообще в целом?

Доброта, сострадание, сорадование и беспристрастность. Эти четыре «безмерные» качества человека поистине бесценны.

В буддизме есть поверие, что после смерти душа человека не умирает, а перевоплощается в новое тело и живет новую жизнь. Если бы тебе представился шанс прожить свою жизнь заново, что бы ты изменил в ней?

По правде говоря в Буддизме нет души. Более того, существо, получившее наследство твоих поступков после твоей смерти — это уже совсем не тот же самый ты.

А если я бы проживал свою нынешнюю жизнь снова, то не менял бы ничего, ведь выбор — это иллюзия, в которую мы все так наивно верим. Я в этой жизни сделал всё правильно.

У всех людей на планете, так или иначе, есть и друзья и враги, если даже не враги, то недоброжелатели точно есть у всех. Что бы ты пожелал своим друзьям и недоброжелателям?

Разумеется, я желаю, чтобы те, уже названные мной четыре безмерных качества зарождались и развивались в каждом существе. Доброта, сострадание, сорадование и беспристрастность. Они поистине преображают мир. Благодаря им перерастаешь рамки оценочного мышления, которое разделяет наше окружение на своих и чужих, на друзей и врагов.

Буддисты практикуют зарождение этих качеств в очевидной последовательности: по отношению к приятным людям (друзьям и близким) затем к нейтральным, и потом к врагам и недоброжелателям.

Что посоветуешь людям, которые не желают идти по стандартному жизненному пути, но в глубине души еще сомневаются сделать первые шаги в этом направлении?

Я бы посоветовал взять отпуск, и в нём хорошенько подумать, а стоит ли? Стоит ли что то менять? Ведь ломать — не строить. Большинство людей всё равно заканчивают неким компромиссом, они всё равно остаются жить в грязных шумных городах и всё равно зарабатывают деньги. Так может стоит сразу и искать компромисс? Например найти какой-нибудь эзотерический или психологический клуб в своём городе и посещать его пару раз в неделю. То есть оставить это на уровне хобби.

Для желающих получить существенное представление о практиках очень рекомендую курсы випассаны по С. Н. Гоенка. Да и в принципе, два раза в год выбираться на какие-нибудь курсы или в походы – это хорошая практика. Она позволяет поддерживать сознание свежим, точно так же, как чистка зубов два раза в день помогает поддерживать свежим наше дыхание.

Спасибо Луг, что нашел время пообщаться и искренне ответил на все наши вопросы. Желаем тебе успехов в учебе и непоколебимо следовать дальше по выбранному пути. С уважением, Путешествуй.com

Место и роль буддизма в древней Индии

Другая религиозная система Индии, которая сформировалась в 5 тыс. до н.э. – это буддизм. Буддизм – одна из трех мировых религий, возникает как следствие неких реально существовавших событий. У этой религиозной системы есть основатель, его зовут Сиддхартха Гаутама. Согласно учению буддизма стать Буддой (просветвленным) может каждый, пройти путь подобный тому, что прошёл Гаутама, может любой человек. В этом заключается одна из особенностей буддизма как религии, в которой, по сути, нет бога как изначально заданной единицы, как трансцендентной силы, которая стоит над людьми, живущими на земле, силы недосягаемого и непостигаемого божества. Гаутама превращается в Будду, достигает вечности, бессмертия. Но весь путь, который этому предшествует, реален, понятен, достижим и другими людьми.

Согласно учению буддизма человек проходит этапы духовного развития, в буддизме их называют восьмеричным путем. В буддийской художественной системе восьмеричный путь представляется в виде восьми дисков нанизанных на стержень, как ступени восхождения от низшего к высшему. Все эти этапы благородной и праведной жизни постигает буддист в ходе своей жизни и шаг за шагом приближается к просветлению, к нирване.

В буддизме сформировались две основные школы. Первая школа называется Хинаяна, это школа, согласно которой состояния нирваны достигает только представитель брахманов, только жрец. Вторая школа – это Махаяна, школа, согласно которой любой человек, если задастся целью, может достигнуть нирваны. Хинаяна переводится как малая колесница или малый путь, т.е. путь для избранных, для брахманов, для жрецов, а Махаяна – большой путь, большая колесница. Эта школа не делает практически никаких различий для представителей разных каст и дает возможность любому человеку пройти путь духовного совершенствования, овладеть основными приемами буддийского учения и достигнуть просветления, стать праведным человеком в ходе духовного развития.

Буддизм оказал очень сильное влияние на культуру в целом. Буддизм – это религия, которая ставит человека в условия духовного роста. От него самого зависит, в соответствии с какими ценностями будет его жизненный путь, какие приоритеты в своих действиях он станет выделять. Очень большое воздействие буддизм оказал и на скульптуру и живопись, где существовал определенный канон изображения Будды, определяющий, в какой позе следует изображать Будду, каковы должны быть движения пальцев, расположение тела, какой должна быть одежда. Были возведены в строгий закон: тип прически и выражение лица. Наиболее последовательная канонизация и образа Будды, и буддийских построек, и скульптурных сооружений приходится на правление Ашоки, одного из выдающихся представителей династии Маурьев, при котором буддизм был объявлен официальной религией. Ашока издал ряд указов, согласно которым все должны были познакомиться с этим учением. Буддизм не отрицал индуизм, и жители Древней Индии, которые традиционно исповедовали индуизм, могли спокойно оказаться сторонниками новой религии. Эти два учения не противоречат друг другу. В буддизме, также как в индуизме, встречаем те понятия, которые составляют суть миропонимания человека Древней Индии. Это понятия о реинкарнации, о двойной сущности человека, о сансаре. При Ашоке начинается строительство культовых сооружений буддизма. Стали создаваться буддийские сооружения, своего рода архитектурные и скульптурные знаки этой религиозной системы: ступы, стамбхи, чайтьи. Ступы – мемориальные сооружения, напоминающие ритуальные холмы, полусферы, выложенные камнем. Чаще всего их сооружали на платформах в виде барабана, а на верху этой полусферы размещали реликварий – небольшие прямоугольные сооружения, в которых хранились буддийские реликвии, совершались обряды и жертвоприношения. Стамбхи представляли собой буддийские столбы, завершающиеся капителями. Первоначально их создавали повсеместно на пути паломников, тех людей, которые шли к ступам. Человек, который совершал многодневный путь к сакральной ступе, встретив на своем пути стамбху, мог совершить ритуальные действия. На стамбху были нанесены тексты, гимны, буддийские заповеди. Чайтьи – это буддийские храмы, которые обычно не строили, а выдалбливали в пещерах, в горах. Они были спрятаны от человеческого взора. Внутри храмов были осуществлены великолепные декоративные работы, до блеска отполированы мраморные полы и колонны, украшены фресками стены, созданы великолепные скульптуры. О существовании этих храмов знали немногие, поэтому здесь совершались самые важные обряды и ритуалы буддизма. Рядом с чайтьями сооружались вихары – небольшие кельи для буддийских монахов-отшельников. И вихары, и чайтьи были знаком памяти о годах уединения Будды. Иногда встречаются комплексы, в которых содержалась не одна чайтья, а несколько сооружений. Одним из крупнейших из подобных памятников архитектуры является комплекс Аджанта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История возникновения буддизма

Б уддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Читайте также:  Йоги и святые - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

Будда Шакьямуни

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Самостоятельное путешествие в Индию – в страну контрастов

Опытная путешественница Арюна со стажем 25 стран рассказывает про свое самостоятельное путешествие в Индию. По приезду в эту страну она испытала культурный шок. Тут хаос и грязь соседствует с красивейшей архитектурой. А вернулась Арюна из Индии под глубоким впечатлением от совсем другой культуры. И поделилась своим опытом путешествия: маршрут, что посмотреть в Индии, как выбрать отель, цены и много другой полезной информации.

— Давай знакомиться)

— Привет! Меня зовут Арюна, сейчас я работаю удаленно менеджером ВЭД, параллельно стараюсь развивать свой проект по авторским путешествиям, а совсем недавно начала помогать в стартап проекте по онлайн марафонам.

Мой первый выезд за пределы Улан-Удэ случился, когда я была в 10 классе, тогда мы с мамой ездили в Монголию. Потом после окончания школы я поступила в Чаньчунский Политехнический университет (Китай) на специальность «международная экономика и торговля» и прожила в Китае 5 лет. На момент отъезда в Китай мне было 17 лет, во время учебы мы путешествовали по городам Китая, и в это время я поехала в Америку по программе Work&Travel в Нью-Йорк на 4 месяца и объездила все главные города Америки:)

Ну вот примерно с 17 лет я начала потихоньку сама путешествовать. Сейчас я во Вьетнаме и это моя 25 страна.

— Как удается сочетать работу и путешествия?)

— Раньше во время путешествий уходила в отпуск, а сейчас с переходом на удаленку расставляю приоритеты, где что важно успеть сделать. Обычно я провожу в стране около месяца, так что времени и поработать, и пожить на новом месте хватает:)

— Арюна, какое первое впечатление произвело на тебя путешествие по Индии?

— Индия конечно страна не для слабонервных, по приезду в Индию у меня был культурный шок. Очень загазованный, грязный воздух, в хаотичном движении едут туда-сюда рикшы, мотоциклы, машины. Тут же идут повозки с коровами, а еще и слон. Пылище, везде мусор, асфальт липкий от помоев, и пахнет вперемешку благовониями и мочей. На заборах везде колючие проволоки, худющие люди-зомби спят прямо на улице, и посреди всего этого хауса красивейшая архитектура: яркие разноцветные граффити на стенах, арабские купола, узоры, индуистские статуи, мечети и храмы, и конечно же разнообразие цветов сари на девушках, и черные обведенные подводкой глаза мужчин.

— Ты заранее составляла маршрут по Индии, или уже на месте решала, что смотреть?

— В Индию я ездила с семьей, и чтобы сильно их не травмировать, я решила немного подготовиться к поездке. Я обшарила Гугл: что смотреть, куда ехать, как передвигаться. Для меня Индия была полной загадкой, и это была первая страна в моем долгом путешествии по странам Азии.

Итак, наш туристический маршрут по Индии был следующим: Дели — Джайпур — Агра — Санкиза -Кушинагар — Бодхгайя — Варанаси — Сарнатх — Гоа.

— Расскажи, что посмотреть в Индии?

  • Мы были в Старом Дели, посмотрели на Ворота Индии. Рядом с воротами стоят уличные продавцы, предлагающие разные сувениры, и стоят заклинатели змей. Если Вы сняли их на видео, как они зазывают змею, советую лучше оставлять им немного денег, иначе они будут ходить за вами и требовать денег
  • Гробница Хумаюна — большой комплекс с разными храмами и зданиями, и очень красивым садом.
  • Храм Лотоса — интересный храм. А интересен он тем, что туда может прийти любой человек, независимо от своей веры, и помолиться своим богам.
  • Делийская соборная мечеть Джама Махал. Тут можно увидеть, как местные приходят помолиться, как они сначала омывают ноги и только потом заходят в Мечеть.
  • Около Джама Махал находится Красный Форт Дели — точная копия Красного Форта в Агре. Можно зайти в форт в Агре, а в Дели пропустить.
  • Тадж Махал в Агре. Туда мы отправились рано на рассвете, чтобы увидеть мерцание башен на восходе солнца. На входе предлагают гида, но я думаю можно и без него, потому что наш гид особо нам не помог, рассказав только историю Тадж Махала, которую мы прочитали в Гугл, а потом он настойчиво звал нас зайти в «ненужные» магазины кожи, обуви и к портным. Тадж Махал выполнен из специально привезенного белого мрамора, он по разному светится утром, днем и при свете луны. Ночью в Тадж Махал не пускают, так что наслаждаться его красотой можно только днем и утром.
  • Розовый город Джайпур. Он только внутри старого города, а розовый цвет немного стал отливать желтоватым, по крайней мере мне так показалось:)
  • Покатались на слонах. Слон является очень важным животным в Индии. Бог мудрости и благополучия изображен с головой слона. А вообще, изображение слонов можно увидеть в Индии везде: в храмах, на одежде, на сумках, на сувенирах. Покормить слона — значит призвать себе удачу. И главное лакомство слонов — это бананы.
  • И напоследок, что посмотреть в Индии туристу — это город Варанаси. В Варанаси советую встать рано утром и на рассвете прокатиться на лодке по реке Ганг, где можно увидеть: как сжигаются тела умерших, стирку женщин, утренние ритуальные омовения, я видела даже как некоторые пьют прямо из реки.

Цены на вход к достопримечательностям для иностранцев отличаются от цен для местных почти в 10 раз. В среднем входные билеты — от 300 рупий (около 278 р.) до 600 рупий (около 556 р.), а Тадж Махал подороже — 1100 рупий (около 1020 р.).

В храмы принято заходить без обуви, с покрытыми плечами и коленями. В некоторых храмах на входе выдают платки: где-то платно, где-то бесплатно.

— Арюна, расскажи про путешествие в Индии по четырем святым местам Будды? Ты об этом писала в своем аккаунте инстаграм)

— Индия — это страна, где зародился Буддизм, и нашей главной целью в поездке в Индию было посетить Святые места Будды и учения Далай Ламы XIV.

  • 1 место находится в Непале, в г. Лумбини, где родился Будда. Лумбини находится прямо на границе с Индией. В Непал мы тоже заезжали, но это уже другая история 🙂
  • 2 место — это г. Бодхгая. Он находится недалеко от города Гайя, это то место, где Будда Шакьямуни достиг просветления. Для меня Бодхгая была самым чистым, приятным и уютным местом среди всех мест, где мы побывали. Само дерево Бодхи, под которым Будда Шакьямуни достиг просветления, находится на территории храмового комплекса Махабодхи. Внутри Махабодхи отмечены все места, где медитировал Будда до и после достижения просветления. Внутри храма находится статуя золотого Будды. Перед тем как посетить храм, нужно заранее взять с собой фрукты и сладости для подношения, а после на выходе вам отдадут их обратно уже освященными. По приезду домой можно угостить всех родных и близких, чтобы и те получили благословение Будды. Также в храме есть дом лампад, где можно зажечь лампаду во имя здоровья и благополучия близких.
    Еще одно важное замечание — в храм не разрешают брать с собой телефоны и камеры, все электронные девайсы лучше заранее оставить в отеле. На территории комплекса есть фотографы, которые сделают вам фото на память, конечно за небольшую оплату.
  • 3 Святое место Будды находится в поселении Сарнатах — это место где Будда провел первое учение о четырех благородных истинах. Сарнатх находится в пригороде г. Варанаси. Можно на ночь остаться в Варанаси, а потом на поезде доехать до Сарнатха.
    В Сарнатхе есть храмовый комплекс с останками монастырей 5 века, среди них ступа Дхамека, на месте этой ступы и было проведено самое первое учение. Если пройти немного дальше от комплекса — можно увидеть большой храм Мулгандха Кути Вихар. Я была поражена росписью стен внутри храма, на стенах рассказан жизненный путь Будды Шакьямуни. За храмом есть дерево Бодхи и инсценировка первой проповеди.
  • 4 место в Кушинагаре, находится почти на границе с Непалом. В этом месте Будда ушел в паринирвану. Есть специальный парк, в котором находятся все руины храмов и сама Ступа Паринирваны. В Храме Махапаринирваны есть 6-ти метровая статуя Будды, уходящего в паринирвану. Перед посещением этого места можно заранее купить золотую накидку и укрыть ею Будду.
    Все места полны паломников, везде очень чисто, аккуратно и приятно находиться. Своя особая атмосфера умиротворения.

— Какие цены в Индии?

— Мы были бюджетными путешественниками, нам было абсолютно комфортно с местными ценами. Цены на продукты были чуть дешевле, чем в России.

Примерные цены в Индии на еду (2018-2019 г.):
Вода (0,33 л) — 13 ₽
Молоко (1 л) — 40 ₽
Белый хлеб (0,5 кг_ — 26 ₽
Белый рис (1 кг) — 45 ₽
Яйца (12 штук) — 55 ₽
Банан (1 кг) — 44 ₽
Яблоки (1 кг) — 123 ₽
Апельсины (1 кг) — 56 ₽
Помидор (1 кг) — 30 ₽
Картофель (1 кг) — 20 ₽

Средние цены в кафе:
Питание в недорогой кафешке — 140 ₽
Питание на 2-х человек в ресторане среднего уровня — 563 ₽
McDonalds или фастфуд — 234 ₽
Покушать на улице – 45-100 ₽/блюдо

Блюда:
Рис/лапша с креветками/курицей – 230 ₽
Лепешка с сыром – 75 ₽

Прочие цены в Индии:
Такси, цена за 1 км – 12 ₽
Метро – 20-45 ₽
Бензин (1 литр) — 66.14 ₽

— Как выбирать жилье в Индии? На какие нюансы обращать внимание, чтобы не обжечься, ведь сервис не из лучших?)

— Обязательно читайте отзывы на Booking или Agoda. При заселении в номер первым делом проверяйте свежесть белья. Знаю звучит дико, но в Индии такое ощущение, что белье в номерах не меняют. Мы находили волосы, мятые простыни и откровенно просто грязную постель. А вообще, если есть возможность — лучше брать сове постельное белье.

По поводу завтраков — если включены в стоимость, читайте отзывы при бронировании, потому что бывали случаи, что из всего предложенного на завтраке мы могли есть только лепешки и чай.

По локации лучше избегать рынков и дорог, спать будет просто невозможно, т.к. жизнь в Индии начинается рано-рано утром, а заканчивается поздно ночью.

— Как передвигаться по Индии?

— Сначала планировали передвигаться на поезде. На поезд билеты лучше брать заранее, есть разные классы билетов, самые дешевые советую не брать. Поедете с рабочим классом Индии вместе. 🙂

Все билеты в Индии можно брать через этот сайт https://www.irctc.co.in/, но нужна регистрация. Пользователям с не индийской симкой нужно заплатить сбор около 100 рублей.
На поезд билеты купить мы не успели, так что мы заходили в тур агентства и нанимали машины с водителем. Опять же там надо торговаться. Например, за 4 дня по маршруту Дели — Джайпур — Агра с проживанием, у нас с человека вышло около 6000 руб. Включая бензин, платные дороги и проживание водителя.

— Какие блюда индийской кухни посоветуешь попробовать?

— Мне понравились лепешки наан, рис брияни. И на этом все 🙂

Если вы раньше никогда не пробовали индийскую кухню, советую сначала дома сходить в местный Индийский ресторан и попробовать блюда там.

Я люблю более пресную еду, а букет специй в Индии я есть не смогла, мне казалось, что я ем палочки с благовониями. Даже местный Макдоналдс был с Индийским налетом, там есть тоже не смогли:) Поэтому, ели печеньки и фрукты:)

Думаю, можно заезжать в кафе с тибетской и непальской кухней, если вы тоже не любитель специй.

— Ты оформляла страховку на время путешествия в Индию? И нужны ли какие-то прививки?

— Страховку оформляла самую обычную, к счастью она не пригодилась.

Поездка была в ноябре-декабре, и она получилась немного спонтанная, поэтому заранее прививки поставить не успели.

Читайте также:  Основы сикхизма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Воду из-под крана не пить, только бутилированную. С собой взяла много санитайзера (геля антибактериального) и буквально протирала им все на свете. Может это помогло.

— Говорят, после путешествия по Варанаси, ты становишься другим человеком, стираются все маски и меняется мировоззрение. Чему научила тебя Индия?

— Варанаси конечно самый атмосферный город, из которых я была в Индии, вся жизнь Варанаси проходит вокруг реки Ганга. Каждое утро и вечер ритуалы у реки. Обязательно возьмите лодку прокатиться по реке, и там увидите все, чем живет Варанаси.

Говорят, на дне реки Ганга лежит серебро и поэтому вода самоочищается, наверное, поэтому жители Варанаси до сих пор живы и здоровы, ведь в реку рассыпают останки людей после кремации, женщины стираются дальше по течению реки в 100 метрах от крематория и делают это особым способом — просто отбивают одежду об лестницы. Люди купаются, а кто-то даже и пьет из нее. Наш лодочник при мне сделал пару глотков из реки.

Думаю, чтобы стать другим человеком после путешествия по Варанаси, нужно провести там несколько недель медитируя и занимаясь йогой, у меня не было такой возможности. Я просто приехала из Варанаси под глубоким впечатлением от совсем другой культуры, сразу вспомнись кадры из фильма “Шокирующая Азия”.

Самое главное из поездки я извлекла от местного населения, что в любой ситуации нужно быть спокойной и принимать все что происходит здесь и сейчас. Несмотря на весь местный хаос, каким он кажется для нас, для обычных индусов это и есть рутинная жизнь. Многие, наверное, даже и не знают другой жизни. Везде абсолютное спокойствие и улыбки, и иногда почти аскетичный образ жизни.

Китайский буддизм

Что такое буддизм?

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как “пробудившийся”. Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

В чем отличие буддизма от других мировых религий?

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является вообще ли буддизм религией. В большинстве религий, к примеру, Бог или боги являются центральным понятием. Но буддизм не выдвигает понятия Бога. Будда говорил о том, что понятие вера в богов не нужна для ищущих просветления.

Его доктрины не являются догмами или предметом веры, их не нужно принимать вслепую, заглушая голоса разума, критицизма, здравого смысла и собственного опыта. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом: основная цель этих доктрин заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно заглянуть непосредственно в глубину истинного положения вещей. По этой причине предлагается опробовать все эти доктрины в своей повседневной жизни.

Таким образом в отличии от большинства религий, которые основаны на вере, буддизм в первую очередь обращается к практике. Основная идея буддизма заложена в учении о Восьмеричном Пути.

Основны учения

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения»)

К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины:

  • Истина о страдании (духа)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина о прекращении страдания (нирвана)
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга)

Таким образом, первый этап предполагает принятие Четырех Благородных Истин, второй этап — решимость идти указанным Буддой путем. Данные этапы являются подготовительными, необходимыми для успешной реализации третьего этапа — духовного самосовершенствования. От первого этапа к последнему человек сначала уменьшает количество ошибок, а затем направляет внимание внутрь себя.

Основные направления буддизма

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва – это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде – архата.

Заблуждения о буддизме

Существует два основных заблуждения большинства людей: буддисты верят в реинкарнацию, и все буддисты вегетарианцы. На самом деле эти заключения не являются правдой. Буддистское учение о перерождение полностью отличается от того, что большинство привыкли вкладывать в понятие “реинкарнация”. Что касается вегетарианства, то оно одобряется, но во многих школах нет строгих указаний по поводу питания, это выбор каждого.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Современный буддизм в Китае

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать , но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути ,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий. В современном Китае, “Смеющаяся будда” чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это “быть счастливым”. Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

История

Буддизм появился как индуистская религия в Индии. Подробная информация о жизни Будды и оригинальных учениях, представленных в буддийских писании в первом веке до нашей эры имеет важное значение для понимания того, как китайский буддизм развивался. Будда Guatama был основателем религии. Он жил между 600 и 400 до нашей эры. Будда и его последователи оставили ни одного пмсания, но его правила для монашеской жизни и учения были устно запомнены и переданы приблизительно до второго века до н.э., когда первые буддийские писания были написаны. Устная традиция была повреждена. После этого, первые священные писания были привезены в Китай.

Говорят, что Будда Guatama был князьем маленького королевства, которое находится в современном Непале. Может быть, он не был индоевропейца. Было много легенд, например, говорят,что был мудрый человек, который предсказал, что Guatama будет либо великим святым человеком, либо великим царем. Его отец хотел, чтобы он стали великим царем и отказался от всех религий, смерти, а так же катастроф. Таким образом, когда вырос, он был стрясён, увидев старика и труп. Затем, он решил заниматься проблемами страдания и смерти.

Когда ему было 29 лет, он стал известным учителем в Индии. Он знал много о индуизме, но всё равно он не был доволен. Затем он попытался узнать правду через голодовку и абстиненцию. Он чуть не уморил себя голодом и чуть не утонул . Потом он начал кушать, медитировать и избегатьбаловства или абстиненции. Но он был худым почти как скелет. Он настаивал сидеть под деревом, пока он не узнал правды и стал просветленным.И наконец-то он успел когда ему было 35.

Затем он начал преподавать. Он считал, что каждый мог быть просветленным. Он противоречит индуистской вере, что только люди из высшей касты могли быть святыми. Потому что эта мысль угрожает иерархическому обществу. Говорят, что многие учеников стали «архатов», и он учил всех не независит от их касты. Некоторые индусы считали, что религия была ложной, и его враги пытались убить его. Его идея была бы уничтожила иерархическое общество. Он умер в преклонном возрасте, и его тело было кремировано.

Доктрины Первого века до н.э.

В первом писании буддизма , в котором описали второй век до нашей эры, говорится, что Будда учила “Четыре благородные истины:” Страдание является частью существования; источник страдания является жаждой чувственности; приобретение идентичности и уничтожения; страдание—это непостоянное ; и совершение Благородной Восьмеричной Пути является средством для достижения этой цели.Благородный Восьмеричный Путь предствляет собой: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное сосредоточение. Он подчеркнул, этики и понимания . Он заявил, что нет никакого посредника между человеком и божеством.

Ранний китайский буддизм

Буддийские учители, возможно, прибыли в Кмтае в третьем веке до нашей эры. потому что доказательства свидетельствуют,что император Цинь приказал уничтожить религию в около 213 г. до н.э. Это было во время императора Хань, когда первое буддиское писание привезли в Китай. После этого, как император потерял его власти, там были много отдельных царств и других империй, которые имели свои собственные религии и разные степени контакта с буддистами в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Различные виды буддизма развивались в этих странах, и их учения были изменены по-китайски, так что китайский буддизм существует всегда с различными сектами. Иногда религии и буддисты были поддержаны правителей в течение последних 2000 лет, а иногда не только храмы и священные писания были уничтожены но и буддисты были убиты. Это для того,чтобы люди не верили в буддизм.

Существовали два естественных наземных маршрутов в Китай из буддийских регионов в империи Хань (206 до н.э. – 220 г. н.э.). Одним из них был через Синьцзян и называется Шёлковый путь, и другой через Юньнань и называется путь Чайма.

Шёлковый путь буддизма

В 177 г. до н.э., Кавказская группа юэчжи, которая жила в Синьцзяне, была выгнанна в Индию хунну. Потом группа юэчжи завоевала эллинистическое царство, которое было самым сильным в Южной Азии после греческого завоевания. КультураИндийско-греко-юэчжи развивалась. в году 130 до н.э. правители династии Хань хотели торговать и заключить союз с юэчжи, и они отправили Чжан Цянь к юэчжи (тохары). Торговля и путешествия начали, и юэчжи становилось буддистами. В 2 г. до н.э., некоторые юэчжи учили буддизму, когда они прибыли В столице Хан.

Говорят, что в 68 г. н.э. во сне императора Хань появилась золотая фигура, и Цай Ин был направлен в Среднюю Азию, чтобы узнать о Будде. Он привез буддийские писания и два буддийских монахов. В это время в буддизме юэчжи Будда стала одним из пантеона среди много божеств, и буддизм Махаяны начал на этом пути. У них была большая империя и отбили часть Синьцзяна. В отличие от раннего буддизма, Будды были представлены в виде больших человеческих статуей как греческие боги. Они вырезали статуи Будды по всей Центральной Азии и в Синьцзяне Китая. Миссионеры юэчжи принесли буддизм Махаяны в Китай. Это очень отличается от Тхеравады, или тибетского буддизма. Писания Lokaksema и Dharmaraksa были переведены буддистами в Китае.

Буддизм стал популярным, и люди построили буддийские храмы, как гроты Bingling и пещеры Могао. Грот Bingling находится в городе Ланьчжоу провинции Ганьсу имеет большой комплекс буддийских храмов со множеством скульптур и фресок. Этот грот начали гравировать примерно с 420 года до династии Мин. Самые ранние статуи имеют типичные индийские жесты и позы. Гроты Bezeklik,которые находятся около Turpan, показывают кавказские, индийские буддисты и монголоидной вместе. В Центральной Азии продолжали распространять буддийское учение во время династии Тан (618-907), и это стало очень популярным и мощным. Ближе к концу империи Тан в 845, даосские правители династии Тан противоречили буддистов и уничтожили тысячи монастырей и десятки тысяч храмов.

Путь Чайма буддизма

Другой большой наземный маршрут называется Чайма, который связал восток Китая с Тибетом и Юго-Восточной Азией. В династии Тан существовал мощный император —Nanzhao (738-902) в провинции Юньнань.Их столица находилась около Дали.Правители Nanzhao были также под влиянием религиозных учений иностранцы, которые путешествовали там.Они были буддистами и построили много буддийских храмов вокруг Дали и на горах Shibaoshan. Эти храмы стали центрами буддийского учения. В то время, когда династия Тан выступила против буддизма, королевство Nanzhaoи в Дали поддержало буддизм.Они сохранили буддизм и помогли ему распространиться.Три очень больших иизвестных буддийских пагод называют «Три пагоды» до сих пор остаютсяот свои правили

Основные школы

В связи с большим количеством иностранных монахов, которые пришли преподавать буддизм в Китае с различными текстами, разнообразные новые и независимые традиции появились. Среди этих наиболее влиятельная из них была практика Чистой Земли из буддизма, которую учит Hui Yuan. Она сосредоточилась на Будды Амитабхи. Люди в этой традиции молились Будде Амитабхи для спасения. Другой важной ранней традицией была Tiantai школа, которая была основана Zhiyi. Его основанное учение основалось на примате Лотосовой Сутры. Оба эти виды буддизма распространилась в других странах.

Во времена династии Мин (1368-1644), чань-буддизм был выдающимся типом буддизма. Говорят, что секта Чань становилась популярной, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. Говорят, что император предпочитал его учение, и император построил для него храм. В настоящее время монастырь называется Шаолинь в провинции Хэнань. Он был построен в году 497. Подобно как даосизм, буддисты Чань не доверяли написано, но доверяли медитации и бездействию.

Другой индеец, который теперь зовут Тамо китайцами приехал в Китай в году 526 . Согласно информации, в Индии он упорно тренировался в практике Махаяны, которая требовала жесткие упражнения и боевое искусство, а также исследования и медитации. Когда он прибыл в Монастыри Шаолинь, он критиковал монахов за то, что они слабые и жили без боевого искусства. Говорят,что он ходил в пещеру, а затем он был принят другими монахами, и они начали обучить конгфу.

Храм Шаолинь был главным храмом буддизма Шаолинь в Китае. Эта секта буддизма сосредоточилась на боевой искусстве и медитации Чань. В Японии, Чан называется Цзeн. Медитация Цзен практикуется многими японцами .Они также занимаются боевым искусством как в других странах Восточной Азии. Считается, что преподаватели играют важную роль в храмах в Японии и Кореи, где монахи занимаются буддизмом и боевым искусством. Но у преподавателей не было столь же большого влияния в Китае, где были многие другие религии и философии, а так же стили боевого искусства.

Династия Цин и сегодняшний будизм

Религия в династии Цин был тибетским буддизмом. Они также препочитали конфуцианство. Во время Культурной революции в 1960 году, в попытке уничтожить все религии, правительства и многие люди напали буддийские храмы по всей стране и даже сокрушили очень древние храмы . В последние два десятилетия, буддизм стал популярным ещё раз.

Ссылка на основную публикацию