Система образования – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Учимся в путешествии: образовательные поездки для детей

Образовательные поездки в Европу неизменно пользуются популярностью у родителей и увлеченных своим делом педагогов. Несколько часов полета, и можно своими ногами пройти по дороге, построенной римскими легионерами в Италии или Турции, изучить устройство средневековых городов-крепостей, вышагивая по их мощеным улочкам где-нибудь в Германии, зарисовать в альбоме острые очертания готического собора во Франции, послушать, как звучит музыка Моцарта в городе его детства. Все это достаточные основания для родителей, чтобы найти возможность подросшему чаду отправиться к дальним берегам «за наукой».

Детей такие путешествия вдохновляют, дают стимулы учиться и узнавать новое, изучать языки и коммуницировать. Но как оценить качество такого тура? Попробуем подробнее разобраться на примере одного из успешных образовательных проектов, в котором нам удалось поучаствовать. Это «Неаполитанские каникулы. Историко-археологическая экспедиция», разработанная итальянским Везувианским Международным институтом археологических и гуманитарных исследований.

Урок истории на античной улице

Научная база

Везувианский институт располагается в итальянском городке Кастелламаре-ди-Стабиа. Это большой научный центр с кампусом, аудиториями, мастерскими, театральным залом, который при поддержке Фонда реставрации античных Стабий (RAS) занимается раскопками и развитием большого археологического парка. Одно из направлений его деятельности — работа со школьниками и студентами из разных стран, тематические курсы по археологии и истории. Идеальное расположение (28 км до Неаполя, 8 км до Помпей, 21 км до Геркуланума) позволяет увидеть античные города и виллы, подняться к кратеру Везувия, посетить музеи Неаполя и отправиться на живописное Амальфитанское побережье или Флегрейские поля. Ценно то, что по античным улицам ребят проведет практикующий археолог и его рассказ точно не будет скучным. Но в случае, когда речь идет о детях и подростках, важно не только ЧТО, но и КАК они смогут увидеть, изучить, открыть.

Мастер-классы

Дети любят «учиться руками». Деятельность — самый естественный для них способ познания. Если образовательное путешествие предусматривает такую возможность, это огромный плюс. Понять, как работают профессиональные археологи, можно прямо во дворе Везувианского института. Небольшой участок внутреннего двора засыпан вулканическим песком. Паоло Гарделли, доктор археологии, ведущий специалист Института, приглашает школьников «на раскопки», раздает лопаты и совки, распределяет участки. Начали! Не проходит и получаса, как самые быстрые работники находят каменную кладку под слоем песка. «Работаем осторожно!» — Паоло начинает принимать от 12−15-летних археологов первые находки. «У меня амфора! Черепок! Чаша!» — даже понимая, что это некая игра, ребята готовы играть всерьез. Еще полчаса — и становятся видны очертания дома. С помощью Паоло, который накануне уже провел экскурсию по настоящей античной вилле, ребята стараются определить назначение помещения: вот атриум (парадная часть дома), а вот ларариум (светилище, алтарь), таблиниум (кабинет), кулина (кухня).

Современному подростку трудно представить себя жителем античного города… Но лекция «Один день из жизни древнего римлянина», часть которой — мастер-класс по античной моде с демонстрацией одежды времен Плиниев, делает невозможное: выпрямляются спины мальчиков, складки тоги струятся волнами, концы тонкого палантина обвивают руки девочек — и они уже полны грации: достойные и свободные жители полиса позируют друг другу перед объективами фотоаппаратов. Чуть позже, на экскурсии по величественным Помпеям, они поймут, что даже до нашей эры здесь существовал фастфуд (около 200 заведений по подсчетам археологов), люди выражали свои мысли с помощью граффити (множество сохранившихся надписей), умело использовали рекламу, ярко декорировали жилища и не отказывали себе в комфорте (теплые полы в термах!). Вслед за такими открытиями следует множество более серьезных: то, что дети читали в учебниках по античной истории, разворачивается перед их глазами и продолжает жить сейчас: можно зайти в театр, посидеть на трибуне амфитеатра, спрятаться от солнца под колоннами палестры, как это делали когда-то гладиаторы…

Мастер-класс по керамике с Паоло Гарделли и Людмилой Ласий, руководителем международного отдела Института.

Коллекция впечатлений

В путешествии нет разделения на учебные дисциплины. Чем богаче и разнообразнее будут впечатления, тем лучше. Везувий — рядом, и возможность подняться к его кратеру восхитит любого ребенка. Сколько вопросов сыплется Паоло! «А почему кратер и сейчас дымится? Почему не убежали жители Помпей?» И вопросов на английском языке! Кто-то из ребят впервые начал использовать изучаемый язык, и это прекрасный стимул, чтобы стараться говорить лучше и понимать больше. Так здорово, когда можно поговорить с продавцом на знаменитой пешеходной улице Неаполя Сан-Грегорио Армено, где в десятках маленьких лавочек продают изумительные миниатюрные игрушки. Поблагодарить пиццайоло за вкуснейшую «Маргариту» на тончайшем тесте…

В путешествии, как бусины на нить, нанизываются впечатления, факты, образы, вкусы, эмоции. Ребенок привозит домой эту драгоценность, чтобы иметь возможность снова и снова любоваться ею, показывать и бережно хранить. Но учебное путешествие — это еще и работа. Предварительная и последующая. Путевой дневник, презентация в школе или фотоальбом с подробными подписями — это то, что важно сделать. Даже если «это нам не задавали» по географии, истории или английскому!

Алла Степаненко Представитель Международного Везувианского института (Internazionale Vesuvian Institute) в России, составитель и координатор образовательных программ

На какую аудиторию рассчитаны программы Института? К нам приезжают школьники с 5-го по 11-й класс, ученики гуманитарных гимназий, частных и общеобразовательных школ, художественных и даже физико-математических. Студенты гуманитарных вузов, будущие историки и археологи. Есть базовая программа, на основе которой формируется индивидуальная — с учетом возраста детей, их интересов, а также задач, которые ставят перед учениками их преподаватели.

Что входит в базовую программу? Уроки по истории древнего мира с археологом Паоло Гарделли. После занятий — знакомство с историей на местности, выезд на экскурсии в Помпеи, на виллы Стабий, Геркуланум, в археологический музей Неаполя. Пеший подъем к кратеру Везувия. И три мастер-класса — по древнеримской керамике, археологическим раскопкам и античной моде. Завершается программа защитой детьми своих проектных работ в присутствии научных сотрудников Института. По результатам ребята получают Сертификат международного образца о прохождении курса (Институт аккредитован при Министерстве образования стран-членов ЕС).

Как можно расширить рамки базовой программы? Зависит от специализации группы. Это могут быть пленэры для юных художников на древних виллах, в живописных городках Амальфитанского побережья. Программа «По местам русских художников на юге Италии», мастер-класс по античной фреске. Для музыкантов есть занятие по археомузыке, на котором ребята могут своими руками сделать инструмент — многоствольную флейту Пана. Маршрут «По местам русской эмиграции» заинтересует филологов — он включает Неаполь, Соренто, остров Капри. Для юных историков возможна морская прогулка вдоль побережья, во время которой — с текстами древнеримского историка Плиния-старшего в руках — они проследят хронологию описанного им извержения Везувия в 79 г. н. э. Театральные постановки, тематические экскурсии в музеях — все возможно.

Какова продолжительность учебных поездок? Осенью и весной (во время школьных каникул) — 7−8 дней. Летом — 2−3 недели, ведь кроме учебы летом важно еще и отдохнуть на море!

Сколько времени занимает организация поездки? Лучше всего начинать подготовку за полгода до предполагаемого путешествия, если речь идет о весенних и осенних каникулах. Летние поездки будущего сезона я рекомендую планировать уже в сентябре.

По каким признакам родители могут оценить качество образовательного тура? Внимательно изучите программу поездки на ее соответствие обозначенной теме и возрасту детей. Если это действительно тематическая учебная поездка для школьников, то все дни будут расписаны с утра и до вечера и все занятия в течение дня будут соответствовать возрастным возможностям детей. Чтобы детям было интересно, занятия не должны быть однообразными. Оптимальный распорядок дня — это совмещение активных занятий на свежем воздухе с теоретическими и прикладными в аудиториях. Обращайте внимание на предлагаемый режим питания. В профессионально спланированной детской поездке всегда будет предусмотрено 3-разовое питание. Большинство компаний предлагают детские туры только на базе завтраков. Поездки получаются дешевыми, но дети питаются всю неделю местным фаст-фудом за свой счет. Компания, которая планирует детский тур добросовестно, всегда будет включать в стоимость поездки полноценный рацион питания.

В каком возрасте можно отпускать детей в учебные поездки? 11−12 лет — это тот возраст, когда детям уже можно предлагать образовательные программы. Дети, как правило, уже имеют навыки общения на иностранном языке, могут позаботиться о себе в бытовом плане, осознают необходимость проснуться вовремя, одеться «по погоде», не забыть взять с собой воду, фотоаппарат, рюкзак Ведь любое путешествие это не только опыт в познании чего-то нового и неизведанного, но еще и практикум самостоятельности, организации самого себя.

В чем преимущества поездки с учебной группой по сравнению с семейным путешествием? Для детей это прежде всего поездка в коллективе сверстников. Программа спланирована под определенный возраст, интересы детей, учебные цели. Ребятам интереснее делать что-то вместе: узнавать, разрабатывать проекты, рисовать, готовить блюда региональной кухни. В путешествии с семьей все иначе, нужно учитывать интересы и взрослых и совсем маленьких. Для примера: не всякому родителю захочется карабкаться на Везувий, тогда как каждый подросток испытывает небывалый подъем сил и эмоций, преодолевая этот путь! Дети могут провести 3 часа на мастер-классе по изготовлению глиняной амфоры, взрослые — вряд ли. Кроме того мастер-классы, которые мы непременной планируем, выгоднее при участии группы. Для семьи это оказаться дорогим и «лишним» развлечением.

Могут ли родители принимать участие в поездках для школьников?В основном в них участвуют организованные школьные группы — дети и учителя. Несколько раз мы принимали и детей с родителями. Если есть инициативные родители, которые могут собрать семейную группу, то почему бы и нет? Можно сделать под смешанную группу специальную программу, чтобы интересно было всем!

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ» ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

В настоящее время в научной среде все более утверждается понимание того, что современный образовательный процесс представляет важнейший этап для поиска инновационных технологий, форм и содержания учебной деятельности, связанных с трансляцией культуры и передачей подрастающим поколениям её наиболее значимых художественных образцов и духовных ценностей.

В Законе «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. «туризм» определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [3, с.120].

Согласно Международным рекомендациям, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образования и профессиональной подготовки» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения или приобретение определенных навыков с помощью этих программ и образовательных курсов.

Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм и другие.

В настоящее время образовательный туризм подразделяется на виды:

1. Профессиональный (специализированный) туризм: включает научные и учебные стажировки; повышение эффективности образования в высших учебных заведениях; участие в семинарах, конференциях, конгрессах и др. формах обмена опытом и получения новой профессионально-значимой информации.

2. Языковой туризм: языково-обучающие туры, учебные поездки с целью освоения иностранного языка.

3. Творческий туризм: используется художниками, писателями, музыкантами как поездка на пленэр, фестиваль, творческая командировка. В нем участвуют учащиеся художественных школ, творческих мастерских, одаренные дети, также те, кто готовится стать журналистом (репортажные поездки).

4. Культурно-познавательный туризм: выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание. Культурно-познавательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром. Познавательные туры совершаются с целью выполнения задач, определяемых учебными программами образовательных учреждений (туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам).

5. Оздоровительно-образовательный туризм: в специальных оздоровительных лагерях проводятся тематические мероприятия или целые смены (с «погружением» в определенную область знаний или историческую эпоху). Организуются летние школы по точным наукам, истории, культурологии, экологии и другим направлениям.

6. Плановый школьный туризм: познавательные экскурсии для школьников по России. К примеру, военно-тематический тур по местам боевой славы, геологический тур; литературно-познавательный, музыкально-познавательный и другие туры по местам жизни и деятельности известных писателей, художников, музыкантов и т.д.

7. Музейный программный туризм: реализует музейные познавательные программы по разным предметам: «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Биология», «История», «Экология», «География», «Мировая художественная культура”

По объективному содержанию виды «образовательного туризма» распределяются в предметной дифференциации и разных видовых проявлениях. Среди них:

Культурный туризм (его виды: туризм наследия или культурно-исторический; этнокультурный туризм; тематический туризм; креативный туризм; арт-туризм; туризм впечатлений; событийный туризм; профессиональный туризм; культурно-просветительный туризм; экотуризм или экологический туризм и др.
Музейный туризм (разновидность программного туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий).
Городской туризм (арт-город и медийные прощадки; стрит-арт туризм, включая объекты, которые находятся на улице и во дворах, к примеру, граффити).
Деревенский туризм (отдых в сельской местности, часто с участием в сельских работах, приобщением к сельской жизни).

Однако следует учитывать, что в отличие от разных видовых проявлений туризма, «образовательный туризм» предполагает наличие образовательного результата, как обязательного условия путешествия или поездки.

Формами образовательного туризма могут быть экскурсии, походы, туры, лагеря, научные и учебные стажировки на предприятиях, участие в семинарах, конференциях, конгрессах, а также творческих конкурсах и фестивалях.

Читайте также:  Роль христианства в Индии - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В начале XXI века образовательный туризм становится динамично развивающимся самостоятельным направлением, как в образовании, так и в туристской отрасли, в рамках которого реализуются принципы непрерывности и доступности образования. При этом культурный туризм рассматривается как идеальная сфера деятельности, в которой исследуются продукты культуры и художественной деятельности.

Однако круг «продуктов культуры» сам по себе огромен, и термин «культурный туризм» используют, чтобы описать заинтересованность туристов в искусстве, культурном наследии, фольклоре и в ряде других культурных проявлений.

Следует подчеркнуть, что все существующие определения «культурный туризм» сводятся к двум подходам:

Первый подход назван «достопримечательности», он описывает наиболее привлекательные для туристов места. Типичный список достопримечательностей, которые могут привлечь внимание культурных туристов [4, с.68]:

места археологических раскопок и музеи;
архитектура (руины, знаменитые здания, исторические города);
искусство, скульптура, ремесла, галереи, фестивали, события;
музыка и танцы (классическая, народная, современная);
драма (театры, кино, драматурги);
изучение языка и литературы, события;
религиозные праздники, паломничество;
культуры и субкультуры и др.

Второй подход – концептуальный – характеризует мотив и смысл деятельности культурного туризма, т.е. все аспекты туризма, по которым люди изучают историю и наследие разных народов [4, с.68]:

Поскольку культурный туризм становится все более значительным не только в образовательном, но и в экономическом плане, растущее число стран и регионов используют его как неотъемлемую часть туризма, развивая тем самым новые экономические возможности в этой сфере.

К примеру, городской туризм, в настоящее время является одним из быстро растущих секторов арт-индустрии.

Города являются колыбелями культуры и традиций всего человечества, поэтому городской туризм тесно связан с городской культурой. В Италии, например, видят необходимость перехода от концепции «города искусств» к новой концепции «городского туризма», в которой город представляется всегда дающим место для жизни людей, для искусства, развлечений и досуга. В этом контексте, по мнению Августо Ньюеса из Мировой туристической организации, культура нуждается в новом определении с учетом культурного туризма и определяется как городской культурный туризм.

По результатам исследований, проводимым Европейской комиссией по туризму, городской культурный туризм понимается как комбинированная двухуровневая система, в которой исходные традиционные элементы (туризм ради знакомства с историческим наследием и искусствами) формируют внутренний круг, а вторичные элементы культурного туризма, стили жизни и креативные индустрии – внешний круг.

В стратегическом плане туризм становится элементом устойчивого развития стран и регионов, что дает основания утверждать о наличии прямой зависимости экономического процветания территорий от их способности эффективно развивать два приоритетных направления: образование и туризм, создавая тем самым необходимое социально-педагогическое пространство для обучения различных групп населения.

Исследование показало, что в настоящее время пристального внимания требуют процессы приобщения школьников и студентов к ценностям культуры и искусства и поиски новых педагогических путей реализации новых форм художественного образования. Современная социокультурная ситуация, как отмечает А.И. Арнольдов, «с особой требовательностью формулирует настоятельную необходимость социально-культурной, просветительско-воспитательной работы с молодежью» [1, с.168].

Обращение к данной проблеме позволило определить педагогический путь как: 1) определенный педагогический вектор личностного развития учащейся молодежи; 2) организация временных условий и педагогических ситуаций; 3) применяемый способ или средство для достижения педагогической цели, т.е. «целенаправленный педагогический маршрут».

Рассмотрим возможности культурного туризма в расширении педагогических маршрутов и обогащении эстетического опыта детей и молодежи. Остановимся на некоторых культурно-познавательных маршрутах:

1. Туризм впечатлений реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт, полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства (интерактивные музейные программы; исторические реконструкции, местные праздники и фестивали и др.).

2. Креативный туризм реализует интерес к собственному творческому развитию у детей и молодежи (рисование, инструментальное музицирование, литературное творчество, прикладное искусство и т.д.).

3. Арт-туризм реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества (культурно-креативные кварталы, фестивали искусств, события в сфере современного дизайна и моды, литературные места, места съемок фильмов и т.д.).

4. Событийный туризм раскрывает художественные события, региональные и местные празднования; карнавалы; празднование памятных дат, эстрадные и иные шоу; премьерные показы; художественные выставки, театральные фестивали, музыкальные конкурсы и т.д.

5. Тематический туризм находит выражение в развитии новых педагогических маршрутов. Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы (сгруппированные вокруг одной темы).

Вместе с тем отечественная практика показывает, что столь перспективная с педагогической и экономической точек зрения отрасль до сих пор не получила достаточного теоретического освещения и практической реализации [2, с.4]:

Выделим перспективы разработки педагогических маршрутов образовательного туризма в рамках реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС:

1. Сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана (история, литература, география, музыка, изобразительное искусство, иностранный язык, история России, мировая художественная культура, физическая культура и др.).

2. Разработка культурно-познавательных программ (в рамках дополнительного художественного образования и эстетического воспитания). К примеру, разработка тематических программ: «Музыкальные путешествия», «Музыкальная и театральная культура мира», «Музеи мира: история и современность» и другие.

3. Подготовка развивающих маршрутов для детей дошкольного и младшего школьного возраста по социальной адаптации к окружающему миру.

4. Экскурсионная деятельность в дополнение к региональному компоненту (разработка городских видео и аудиоэкскурсий в качестве творческих проектов в школе и в вузе).

5. Реализация проектов социокультурного направления, знакомство с историей и культурой своего и других народов. Т.е. разработка культурно-исторических маршрутов, которые реализуют интерес школьников к прошлому, признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных).

Таким образом, реализация целей художественного воспитания детей и молодежи в условиях образовательного туризма рассматривается в настоящее время как возможность глубокого осознания полученного объема знаний и впечатлений, которые в целом очерчивают не только освоение культуры и искусства, но и дают возможность к проявлению рефлексии эмоционально-чувственной сферы познания.

Арнольдов А.И. Открытие мира культуры (беседы с молодыми) [Текст] /А.И. Арнольдов. – М.: МГУКИ, 2003. – 171с.
Ковалева А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук./ А.Н. Ковалева. – М.,2013. – 24с.
Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Туристский бизнес: словарь-справочник [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: Форум, 2008. – 384с.
Ричардс Г. Масштабы и значение культурного туризма в Европе [Текст] // Арт-менеджер, 2003. №1(4). С.68-71.

Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом» в рамках проекта «Экономика-детям»

Светлана Серазетдинова
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом» в рамках проекта «Экономика-детям»

Путешествие с гномом Экономом.

Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний и игрового метода для воспитания социально-адаптированной личности.

Задачи: :

формировать у детей доступные экономические понятия;

учить понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

научить вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности;

воспитывать у детей уважение к людям, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Участники: дети подготовительной к школе группе, воспитатели, музыкальный работник, логопед, родители.

Время проведения: как итоговый этап проекта «Экономика-детям»

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал, логопедический кабинет, комната-музей «Русская изба», экскурсия в ближайший магазин.

Ожидаемый результат: Проверить приближенность знаний детей к реальной действительности, к началу экономического мышления; к интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни. Закрепить знания о новых профессиях, умение рассказать о них. Помочь приобрести такие качества как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша; общительности чувству собственного достоинства, ответственности, стремлению доводить начатое до конца; здоровый интерес к деньгам, осознание их честного приобретения.

Ход игры: Организационный момент.

Воспитатель: – Дети, кто потерял на лестнице сумку? Посмотрите может кто-нибудь узнает? Хозяин сумки не находится. Из-за шкафа (двери) выходит гном. Очень грустно говорит:

К вам из щели под окном

Вышел добрый Эконом.

В колпачке и башмачках,

На высоких каблучках,

В синей мантии до пят.

А в карманах для ребят

Есть конверты для работы-

Будем с вами делать что-т

-Ребята я действительно шел к вам, чтобы пригласить вас в занимательное путешествие в строгую и интересную страну Экономику. Но по рассеяности потерял сумку, в которой был конверт с картой страны. Дети сообщают, что нашли сумку и им не терпится начать путешествие. В конверте пазлы со скрипичным ключом.

Первая остановка (музык. зал) Река времени.

Дети делятся на три группы. Из набора предметов и вещей выбирают необходимое для выполнения задания.

1 группа рассказывает и объясняет о потребностях первобытного человека.

2 группа рассказывает и объясняет о жизни человека в средние века.

3 группа потребности современного человека.

Вывод: Потребности человека растут. От гнома получают следующий конверт.

Вторая остановка (мет. каб.) «Кому спасибо говорим». Презентация.

1. Дети получают карточки с изображением различных предметов. Выбрать карточки с предметами для изготовления которых необходимо дерево, металл.

2. Инициативная группа отправляется на кухню за списком продуктов, которые необходимы для сегодняшнего обеда. Составляем цепочку производителей макарон, сахара или др.

3. Подборка пословиц о труде.

Вывод: Развивается техника, промышленность, сельское хозяйство. Все взаимосвязано. Гном вручает конверт с планом действии.

Третья остановка (спортивный зал) Профессии родителей и семейный бюджет.

Загадки и вопросы о разных профессиях. Родители приготовили вместе с детьми рассказ о профессии. (учитель, бухгалтер, водитель и др.) Игровая ситуация «Семейный бюджет» Родители рассказывают как трудно зарабатывать деньги, но все же дают детям на карманные расходы. (дети получают примерно по 10 рублей от родителей и им предложено распорядится ими в ближайшее время)

По дороге в группу на ребят нападают разбойники и отнимают деньги.

Четвертая остановка (группа) Копейка рубль бережет.

Детям разбойники предлагают выкупить сундук с сокровищами. Загадывают загадки, задают интересные вопросы.

Разбойники :-Зачем вам деньги? Нарисуйте пару рублей сами и идите в магазин.

Разбойник 2:-Ладно, ладно отдадим ваши деньги только с условием: оветьте на наши вопросы. Мы тоже хотим все знать про эту экономику.

-Куда нужно пойти для того, чтобы: заказать рекламу?

Взять деньги в долг? Купить цветы? Взять книгу для чтения?

-Скажи наоборот: дешево-дорого, продавец-покупатель, доход-расход, трудолюбивый-ленивый, прибыль-убыток, много-мало.

-Как вы можете помочь родителям экономить семейный бюджет? (не лить зря воду, не жечь зря электричество, помогать выращивать овощи, беречь свое здоровье, бережно относиться к окружающим вещам)

Выкупаем сундук, но в нем оказывается очень много монет. Ребята должны сортировать монеты- выбрать только Российские и современные деньги. Объяснить. На Российских рублях изображен двуглавый орел, на копейках- Георгий- победоносец.

Вывод: В разные времена и в разных странах существовали свои деньги. Деньги очень трудно подделать и это преследуется по закону.

Пятая остановка (поход в магазин) За покупками. На пути встречается Кот Базилио, который предлагает закопать деньги на поле чудес. Дети объясняют как трудно их родителям зарабатывать деньги. В магазине встречают старушку Шапокляк. Она пытается на учить детей грубить продавцу или взять что-нибудь без денег.

Ребята делают покупки (сладости к общему чаепитию).

Шестая остановка В группе детей ждет чаепитие, веселье и награждения. Чаепитие организовано как «Кафе».

Образовательные путешествия, как метод освоения культурного пространства

Статья посвящена образовательному путешествию, как уникальному метапредметному методу обучения и воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Человеческая жизнь невозможна без познания. Каждый человек стремится познать окружающий мир, найти себя в этом мире. Сегодняшнее общество характеризуется непрерывным развитием науки и техники, созданием новых технологий, коренным образом меняющих жизнь людей, а также многообразием мира культуры и огромным потоком информации. Жизнь меняется настолько стремительно, что в течение жизни человеку приходится многократно переучиваться, овладевать новыми и новыми знаниями. Сегодня сложно предположить, какими знаниями придется овладеть нам и нашим выпускникам через десять-двадцать лет.

Нарастание динамизма и неопределенности в мире культуры ознаменовало качественно новый подход к образованию, смену его ориентиров в сторону свободного развития человека, его творческой инициативы, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности и мобильности будущих выпускников. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах и многочисленных исследованиях (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур …). Преобразования сводятся к глобальной задаче – вхождение человека в социальный мир. Вместо привычной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, главной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать результат, работать с разными источниками информации и на их основе формулировать собственное мнение, суждение.

ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина …и сводится, в целом, к формированию Универсальных Учебных Действий (УУД). Общий принцип новой образовательной парадигмы можно сформулировать так: «Формируя УУД, учим жить в неопределенном мире».

В современной школе, мы стремимся воспитывать в каждом ученике всесторонне-развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и творческих способностей детей, формированию УУД. Каждый педагог решает эти задачи по-своему.

С моей точки зрения, незаменимым и полностью отвечающим современным требованиям, является метод образовательного путешествия, который активно используется мной как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Данный метод имеет метапредметную направленность и, вопреки привычному взгляду, может использоваться учителями не только краеведческого и культурологического предметного цикла, но и всеми учителями и воспитателями без исключения. Остановимся на сущности этого метода и его соответствии современным требованиям в образовании.

Читайте также:  Усиление индусского национализма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Образовательные путешествия – особый метод изучения окружающего мира. Цель его заключается не только в том, чтобы обогатить подростка новыми впечатлениями, расширить его кругозор, а прежде всего, в том, чтобы научить его путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способные “приоткрыть” дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те “послания”, которые содержат объекты культурной среды. Это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством “распредмечивания” объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека. [1]

Образовательное путешествие-это способ найти себя, осуществить культурную самоидентификацию. Главная цель путешествия – самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов – познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Определяющей для путешествия является не тема, а культурологическая проблема, которая “поведет” за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи.

В образовательном путешествии ученик и учитель выступают субъектами педагогического процесса. Кроме ученика и учителя, равными участниками процесса становятся родители, работники музеев, библиотек, театров, горожане, формируется новое педагогическое сообщество. Это очень актуально для сегодняшнего образования, так как новые стандарты предполагают широкое внедрение социального партнерства школы с другими учреждениями и сообществами.

Анализ сущностных характеристик метода, описанных Е.Н. Коробковой и Л.К. Ермолаевой, позволил сформулировать, что познание мира в образовательном путешествии строится в определенной логике, обеспечивающей формирование основных УУД:

– определение совместно с учащимися идеи или проблемы путешествия, осмысление которой актуально для современного школьника, способно “повести” его по пути познания – регулятивные и познавательные УУД;

-идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, – от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений – личностные УУД, включающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание;

– основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, что позволяет превратить исследование объекта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием – системно-деятельностный подход в обучении;

– предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования – визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов – регулятивные УУД, связанные с прогнозированием, контролем, коррекцией результата освоения и познавательные УУД;

– предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира – регулятивные и познавательные УУД [2]

Как и другие виды исследовательской деятельности, образовательное путешествие состоит из трех, связанных между собой, этапов. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов. Рассмотрим главные особенности организации такой работы.

На первом этапе происходит формирование темы и проблемы путешествия. Тема путешествия и его проблема, как уже было сказано, не равны друг другу. Тема определяет содержательные рамки путешествия, в то время как проблема направлена на выявление и осмысление более глобальных культурных смыслов. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, на который учащимся нужно будет найти ответ в ходе путешествия.

Кроме того, педагогом составляется план образовательного путешествия – места, которые предполагается посетить, последовательность и формы их освоения, а также задачи, которые предполагается решить при их исследовании. Таким образом, разрабатывается маршрутный лист. Это педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельную работу детей, формирование основных УУД. Ученик, читая маршрутный лист, видит в нем тему, краткую формулировку проблемы и ее развернутый вариант в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти во время путешествия

Очевидно, что перед выходом учащихся на маршрут, педагогу необходимо провести беседу с участниками образовательного путешествия – обсудить цель путешествия, проблему, которую предстоит решить в процессе исследовательской работы в городском пространстве и напомнить возможные пути решения.

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учащихся на маршруте. Она предполагает работу учащихся в малых группах, 3-9 человек в зависимости от возраста участников и их подготовки. Маршруты, которые получает каждая из групп, не совпадают или совпадают только в отдельных объектах. Исследование разных объектов на маршрутах позволяет изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить различные взгляды на нее.

Если метод образовательного путешествия – новый для учеников и такие УУД, как инициативное сотрудничество, поиск и структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач…слабо развиты, желательно, чтобы каждую группу сопровождал взрослый, основная задача которого организовать коллективную работу детей.

На маршруте участники образовательного путешествия пользуются разными источниками информации. В маршрутном листе могут содержаться рекомендации – обращаться за консультацией к специалистам, привлекать электронные, библиотечные, архивные ресурсы, беседовать с представителями разных социальных слоев.

Работой на маршруте образовательное путешествие не заканчивается, так как необходимо подвести итоги и сделать выводы, провести рефлексию. Итоговое занятие может быть построено в форме проблемного обсуждения, где высказываются версии по поводу заявленной проблемы путешествия. Для повышения эмоционального восприятия используются элементы театрализации, мультимедиа-презентации, фотовыставки…

Единственно верное решение иногда может быть не найдено, в таком случае педагог не дает готовых ответов, а подсказывает возможные пути поиска дополнительной информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования в библиотеках, архивах, музеях, обращение к Интернет-ресурсам, встречи с людьми и новые образовательные путешествия, что вновь и вновь будет способствовать формированию всех ключевых УУД, а также способности к самообразованию и самореализации наших воспитанников.

Изучив, педагогический и методический опыт использования образовательных путешествий, как метода обучения, а появление его можно отнести к первой четверти XX века и основателям Школы экскурсионизма И. А. Акинфиеву, Н. П. Анциферову, А. Н. Гейнике, В. А. Герду, И. М. Гревсу, А. Я. Заксу, Д. Н. Кайгородову, Г. Э. Петри, Б Е. Райкову, мной был разработан цикл образовательных путешествий, включающий уроки Истории и культуры Санкт-Петербурга разных типов (уроки усвоения нового знания, повторительно-обобщающие и уроки контроля знаний), проводимые в городском пространстве, а также внеклассные занятия, также проводимые в форме образовательных путешествий.

Образовательные путешествия охватывают разные аспекты не только истории нашего города, но и мировой культуры, повседневной жизни… Проведение их может быть приурочено не только к соответствующим темам по предмету, но и к памятным датам нашей истории, юбилеям деятелей науки и культуры, прославивших нашу страну и город.

Путешествия проводятся один-два раза в четверть, что позволяет поддерживать в учащихся растущий познавательный интерес к данному виду работы и развивающиеся УУД, связанные с исследовательской деятельностью.

Первые путешествия проводились с участием нескольких взрослых кураторов и включали в себя минимальное количество заданий, требующих самой небольшой предварительной подготовки, что позволяло вызвать у учащихся «ситуацию успеха» и интерес к работе в городском пространстве. По мере развития УУД, а именно планирования способов взаимодействия и эффективного сотрудничества, навыков работы с разными источниками информации, создания способов решения проблем поискового характера, путешествия становились более насыщенными, а задания сложными, творческими и разнообразными.

Особенно запоминающимися и нашедшими отклик у воспитанников стали такие путешествия как

– «Первый вокзал России – «территория гостеприимности»?» по Витебскому вокзалу.

В ходе занятия участникам удалось познакомиться с первыми «воротами города», сделать выводы об отличиях в быте разных слоев петербуржцев 19 века, а в результате путешествия задуматься над тем, как сделать вокзал «территорией гостеприимности» и от кого зависит степень доброжелательности и гостеприимности нашего города.

– «Какие новшества привнес 19 век в жизнь города и горожан?» – урок обобщения.

Путешествие позволило обобщить знания учеников об облике улиц и домов 19 в., которые берегут память о самых известных людях этого времени, достижениях в науке и технике, напоминают о крупнейших исторических событиях, знаменитых литературных героях. На маршруте каждой группой была выбрана своя методика – распределение заданий между участниками или коллективное выполнение всех заданий. При подведении итогов выбранные методики обсуждались, сделаны выводы для будущих путешествий, что способствовало развитию УУД, необходимых для исследовательской работы в городской среде.

– «Память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда, которую хранит Московский Парк Победы» – внеклассное занятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Данное путешествие позволяет расширить знания, учащихся о Великой Отечественной войне, роли Ленинграда в Победе над фашизмом. В ходе занятия ученикам было необходимо по описанию найти тот или иной памятник Московского парка Победы (вагонетка, памятный крест, памятники Г.К. Жукову, А. Матросову и др.) и с его помощью открыть для себя новые грани Великой Победы. Образовательное путешествие организуется в отдельный день (выходной или музейный). Выполнение заданий может сочетаться с приятной прогулкой, фотографированием. При выполнении заданий ребята используют все возможные средства – беседы с прохожими и сотрудниками парка, информационные стенды, мемориальные доски и другое.

Ученики 5-6 класса легко вовлекаются в исследовательскую работу в городской среде, даже путешествуя по самым знакомым ансамблям города и пригородов: «Нептун- покровитель Петербурга?» (по Стрелке Васильевского острова), «Как рождался Петербург?» (по Петропавловской крепости), «Что значит для нас Царское село?»

Заключительным образовательным путешествием становится исследование «Новый Петербург: за и против». Ученики 9-10 класса изучают новые объекты деловой застройки (бизнес-центры), торгово-развлекательные центры и новые жилые постройки, появившиеся в центре Петербурга в последние годы. Задача участников путешествия сделать выводы о том, насколько новое строительство отвечает потребностям современного мегаполиса, и соответствует ли оно петербургским традициям, а также попытаться предложить решение по преодолению противоречия между нарушением исторической застройки и необходимостью развития инфраструктуры.

Предполагается, что участники данного путешествия уже обладают достаточным уровнем развития УУД, так как по заданным маршрутам они отправляются самостоятельно во внеурочное время и предлагают собственное решение проблемы на итоговой встрече, что подтверждает глубокую нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую моральный выбор; высокую степень саморегуляции и навыки инициативного сотрудничества.

Итак, очевидно, что метод образовательного путешествия, возникший в первой четверти XX века и отошедший на задний план в советские годы, как слишком смелый и творческий, вновь актуален и популярен в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания. Безграничность мира культуры и невозможность охватить все его содержание, отсутствие четких приоритетов привели к осознанию того, что на смену знаниям должны прийти опыт ориентирования в различных культурных пространствах и умение выбирать из культурного наследия то, что понадобиться человеку в определенный момент будущего. Образовательные путешествия реализуют эти задачи в полной мере. Применяя этот метод, мы способствуем глубокому интересу воспитанников к мировой истории и культуре, культурной жизни нашего города, небезразличному отношению к судьбе Санкт-Петербурга и России.

1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012

2. Ермолаева Л.К.СИСТЕМА КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб, СМИО Прес,2009

3. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003

4. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербургга,2011», под. ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб, «Фрегат», 2010

6. Путешествия за ответами и новыми вопросами

[1] См. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003

[2] См. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012

Веб-квест “Путешествие с гномом Экономом”
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие Веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность.

Задумка представленного веб-квеста основана на общении воспитанников с Гномом Экономом, который рассказывает, что живет в стране «Экономика». И приглашает ребят отправиться в путешествие по Денежному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
vizitnaya_kartochka_veb-kvesta_-_puteshestvie_s_gnomom_ekonomom.docx20.98 КБ
foto_1.docx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 комбинированного вида»

Визитная карточка образовательного веб-квеста

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие с Гномом Экономом»

Название – Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом».

ФИО автора Веб-квеста – Гальцова Александра Ивановна.

Возрастная категория учащихся – старший дошкольный возраст.

Цель: формирование правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости и части культуры.

Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие Веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность.

Задумка представленного веб-квеста основана на общении воспитанников с Гномом Экономом, который рассказывает, что живет в стране «Экономика». И приглашает ребят отправиться в путешествие по Денежному городу. (Рисунок 1, 2)

В ходе путешествия участники проекта отправятся на разные улицы Денежного города. (Рисунок 3, 4)

Улица «Историческая». На этой улице, участники подбирают информацию, связанную с историей возникновения денег.

Улица «Исследовательская». На данном этапе квеста воспитанники определяют какие бывают деньги и откуда они берутся.

Улица «Потребностей». Дети знакомятся с видами потребностей, строят пирамиду потребностей в соответствии с их важностью для человека.

Улица «Расходов». На данной улице, задача составить модель расходов денежных средств, раскрыть понятие «экономия», определить, каким должен быть экономный человек.

По окончанию веб-квеста, Гном Эконом, приглашает ребят на викторину «Занимательная экономика», где воспитанники обобщают знания, полученные в ходе реализации интернет-проекта. За правильные ответы, участники викторины, получают золотые монеты, с которыми потом отправляются в магазин Гнома Эконома, что бы купить понравившиеся игрушки.

1. Ознакомьтесь с главным заданием веб-квеста.

2. Выберете улицу Денежного проспекта, на которую вы отправитесь.

3. С помощью интернет ссылок решите поставленную перед вами

задачу, ответьте на вопросы.

4. Подготовьтесь к викторине «Занимательная экономика».

5. По мере прохождения этапов веб-квеста, заполняйте таблицу продвижения. (Рисунок 6)

6. Оставьте комментарий на форуме.

7. Выполните бонусные задания Гнома Эконома. (Рисунок 5)

Центральное задание – воспитанникам необходимо совместно с воспитателем, пользуясь интернет источниками, ответить на поставленные вопросы.

Пример пошаговой инструкции

Задание для посетителей улицы «Историческая»

Ваша задача, пользуясь представленными интернет ресурсами, найти информацию об истории возникновения денег. Попробуйте узнать:

– Что такое деньги?

– О происхождении денег.

– Что люди использовали вместо денег в древние времена?

Задание для посетителей улицы «Исследовательская»

На выбранной вами улице необходимо найти ответы на вопросы:

– Какие бывают деньги?

– Как называются деньги нашей страны?

– Где взрослые берут деньги?

Задание для посетителей улицы «Потребностей»

Здесь вам нужно узнать, для чего нужны деньги, что такое «потребности человека». Построить пирамиду основных потребностей.

Задание для посетителей улицы «Расходов»

Вы попали на улицу «Расходов». Изучите представленную информацию и определите на что расходуют люди заработанные деньги.

Ответьте на вопросы:

– На что расходуются денежные средства?

– Что такое «экономия»?

– Кого можно называть экономным человеком?

Выполнив представленный веб-квест дошкольники:

– познакомятся с понятием «деньги», узнают о их происхождении, о том, что деньги бывают разного достоинства;

– узнают о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать;

– сформируют правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости;

Наука и путешествия: как отправиться в поход с учеными и почему это может стать путешествием вашей жизни

Симбиоз науки и путешествий: молодые ученые решили вопрос финансирования научных экспедиций и основали площадку познавательного туризма.

Симбиоз науки и путешествий: молодые ученые решили вопрос финансирования научных экспедиций и основали площадку познавательного туризма.

Для открытия тайн Вселенной ученым необходимо отправляться за образцами и пробами в самые разные точки планеты. Финансирование подобных экспедиций — сложная тема для всего научного сообщества. Не так давно в России стало развиваться новое направление путешествий, которое решает данную проблему — научно-популярный или познавательный туризм. Проект, который возглавил подобный симбиоз науки и туризма в нашей стране, — Russian Geek Travel. Суть проекта: ученые и популяризаторы науки возглавляют экспедиции, а туристы, присоединяющиеся к ним, делают взносы, покрывающие расходы на организацию подобных путешествий и проведение научных изысканий. Ученый получает доступ к объекту своих исследований, турист — неповторимый научный взгляд на мир, доступ в самые интересные места планеты и, конечно, удовлетворение от своего личного вклада в науку.

О проекте нам рассказал основатель Russian Travel Geek Артем Акшинцев.

Как появился RTG

В 2015 году мы с друзьями основали Russian Travel Geek. За два года до этого я и не подозревал о том, что люди будут доверять мне свои жизни, отправляться в по-настоящему дикие условия, распространять и поддерживать тогда еще только зреющую идею совместить науку и путешествия. В 2013 году я уже получил образование эколога и трудился в одной из лабораторий Российской академии наук (ИВП РАН). Объектом изучения я избрал особые организмы — термофильные цианобактерии. Объект этот крайне интересен как с научной, так и с прикладной точки зрения (про адаптогены, которые выделяют эти организмы в окружающую среду, я могу говорить очень много, но это сейчас будет лишним). Трудность была в том, что эти цианобактерии обитают лишь на стоках термальных источников, а значит, мне суждено ежегодно пролетать всю нашу страну на самолете, чтобы попасть на камчатские источники и отобрать пробы. На это были необходимы деньги.

Первое время мои задумки окупались грантовой системой финансирования, но потом этот источник перестал существовать. Несмотря на отсутствие понимания о финансировании, летом 2014 года мне вновь требовалось лететь на Камчатку. Более того, то лето было крайне важным: мы задумали крайне дерзкую полуторамесячную автономную экспедицию вдоль Срединного хребта Камчатки. Опираясь на зимние космоснимки (на них видны проталины), мы искали новые, доселе неизвестные науке термальные источники Камчатского полуострова. Необходимые средства мы собрали благодаря краудфандингу (вы и сегодня можете взглянуть на наш смешной, немного неуклюжий, но милый проект). Пройдя свыше 450 километров по самым диким звериным тропам Камчатки, где не ступала нога исследователя, мы нашли их: семь новых групп термальных источников. Тогда мало кто верил, что трое человек (гидрогеолог, врач экспедиции и я, эколог-гидробиолог) пройдут этот маршрут и не сгинут в безымянных отрогах. Но у нас получилось. Именно тогда идея #ScienceandTravel окончательно пустила корни в сплетения моих нейронов.

В 2015 году появился RTG. Тогда мы набрали одну группу, участников которой я с теплом вспоминаю до сих пор. Мы поняли, что наша идея близка людям и нужна, как маяк осмысленности в пучине безумных перемещений по карте. С нами в экспедицию отправились люди, которым перестало быть интересно путешествие только ради путешествия. Они поддержали науку. В ответ я постарался показать им научную сторону окружающего нас в экспедиции дикого и прекрасного мира. После этой экспедиции, когда стало понятно, что симбиоз science and travel работает и живет, все завертелось в бешеном ритме. Замечательный дизайнер создал нам фирменный стиль.

К проекту присоединились историки-реконструкторы, они собственными руками воссоздали и спустили на воду деревянный трехмачтовый фрегат «Штандарт», восстановленный по чертежам петровских времен. Влились камчатские ученые: ботаник, изучающий краснокнижные виды полуострова, и зоолог-этнограф, специализирующийся на миграции оленьих кочевий. Пришли в RTG гид-астрофизик и популяризатор науки из Крымской астрофизической обсерватории. Сегодня команда ученых-гидов RTG продолжает свой стремительный рост. И, что не менее важно, все больше людей подает заявки на участие в наших экспедициях. Благодаря этому ученые могут заниматься своей работой, а не сидеть за кипами грантовых отчетов. Благодаря этому в обсерваториях появляются новые матрицы для телескопов, в московских лабораториях — новые образцы для исследований, а деревянный фрегат бороздит моря.

Форматы экспедиций с RTG

Экспедиции Russian Travel Geek имеют множество форм и форматов. Вы сами выбираете, что ближе по духу.

Морское дело:
Вы вступаете на борт корабля, точно воссозданного по чертежам и планам XVIII века. В отличие от своих современных парусных собратьев, «Штандарт» — полностью деревянное судно, с настоящей пушечной палубой и орудиями на борту. Интерес в том, что вы не будете пассажиром на корабле-музее. Участники экспедиций RTG становятся настоящими матросами на историческом корабле, где под командованием опытного капитана постигают все прелести морской жизни. Никакой скуки в каютах — учеба, работа на палубе и реях, скрип такелажа и соленый ветер. Во время морского перехода историки и практики морского дела читают участникам экспедиций лекции по истории мореплавания и морскому делу. А в конце плавания вы получаете сертификат о прохождении парусной практики.
Экспедиции лета-2017: «7 футов под килем: скалы и клевер»

Вулканология:
Вы можете стать частью одной из вулканологических экспедиций, которые отправляются в различные регионы планеты изучать следы извержений. Путь вулканологов лежит сквозь лавовые пещеры, взгромождения шлаковых конусов, лавовые потоки и застывшие лавовые реки. Здесь земля до сих пор сохраняет жар недавних извержений, и в отдельных точках можно легко закипятить чайник, просто поставив его на разлом лавовой корки. Днем участники экспедиций путешествуют среди активных вулканов и вулканических цирков, вечером слушают научно-популярные лекции о геологической жизни Земли, а ночью любуются свечением лавовых пещер.
Экспедиции лета-2017: «Колыбель человечества»

Термальные источники:
Гидробиология и экология термальных источников — это то, с чего начался RTG. И сегодня экспедиционные группы несколько раз в год отправляются за пробами к гейзерам, парогазовым фумаролам и иным гидротермальным проявлениям по всему миру. Присоединяясь к такой группе, вы попадаете в край звериных троп, перевалов и диких лесов. Ведь исследователей не интересуют облагороженные источники, к которым проложены асфальтированные дороги. Нужны источники дикие, дойдя до которых вы примете участие в отборе проб экстремофильной жизни (создания, более похожие на обитателей иных планет, чем нашей Земли). Ну и конечно, что может быть лучше купания в природной термальной ванне, когда над головой лишь звездное небо, а вокруг, кроме друзей по команде, нет ни одной живой души на многие и многие километры?
Экспедиции лета-2017: «Исландская сага» и «Огненная Земля»

Также среди направлений экспедиций RTG есть антропология и этнография, астрономия и геология, ботаника и зоология. Все текущие маршруты, в которые открыт набор, вы можете увидеть здесь. Помимо Камчатки, есть экспедиции в Абхазию, Ирландию, Исландию и даже Танзанию. Для каждой экспедиции предусмотрен свой уровень физической подготовки и комфорта, а также указано расстояние, которое планируется преодолевать в день (с рюкзаком).

Отличие экспедиций RTG от волонтерской деятельности в природных парках и заповедниках

Экспедиции — это маршруты, которые продуманы не только с точки зрения цели, но и с учетом интереса для их участников. У организаторов волонтерских программ нет идеи показать вам нечто особенное, им нужна от вас конкретная помощь. Например, в одну из камчатских экспедиций прошлого года с RTG отправилась девушка, которая до этого прошла конкурс и проработала полтора месяца волонтером в Долине гейзеров. Она рассказала, что все это время стояла за прилавком в визит-центре и продавала прилетающим туристам сувенирную продукцию. Саму долину она видела за это время пару раз, да и то лишь с туристических тропинок.
В экспедициях все иначе: вы становитесь частью команды исследователей. И если нужно идти по застывшей лаве и забираться в расселины, вы делаете это с командой. Если настала ваша вахта, то вы становитесь к штурвалу корабля и сами управляете фрегатом. Если вы дошли до диких термальных источников, то помогаете в отборе проб, а после залезаете в эти самые источники и отдыхаете после длинного перехода. И, самое главное, в экспедициях RTG вам не просто показывают красивые места, пусть и недоступные для праздных туристов. Задача гидов — рассказать вам о научной основе, самой сути процессов и явлений, свидетелями которых вы являетесь.

Особенности экспедиций вместе с RTG

  • Каждая экспедиция имеет научную цель и ценность. Учет сайгака в степях, орнитологические экспедиции в Сибири, изучение кайманов в джунглях — разнообразие велико. Причем ученый, продумывая маршрут экспедиции, старается сделать его максимально интересным и зрелищным для участников.
  • Вы не можете просто так купить билет. В RTG действует система отбора участников. Заполнив краткую анкету на нашем сайте, вы автоматически получаете ссылку на анкету расширенную. Мы не набираем больших групп. Все сделано для того, чтобы на конкурсной основе отобрать на свободные места в наших экспедициях максимально заинтересованных и приятных людей. Именно благодаря «отбору участников» проект не превращается в обычную турфирму. И группы продолжают общаться, обмениваться шутками и помогать друг другу даже спустя год после прохождения маршрута.
  • Большое число разных форматов. Здесь вы найдете и пешие маршруты, и корабли, и работу в малых поселениях коренных народов, и стационарную работу в лабораториях и обсерваториях.
  • Сотрудничество с популяризаторами науки. На базе Первой научно-популярной библиотеки (Москва) проводятся открытые лекции RTG. А, например, грядущим летом одна из экспедиционных групп пройдет маршрут бок о бок со съемочной командой программы Жени Тимоновой «Все как у зверей» и примет участие в записи нескольких выпусков.
  • Внимание к визуальной стороне экспедиций. В начале зимы RTG объявил конкурс на позиции экспедиционных фотографов. Было получено более 50 заявок. Присоединиться захотели многократные победители конкурсов The Best of Russia, National Geographic, «Дикая природа России», «Золотая черепаха». Сделать выбор было крайне трудно. Зато теперь есть твердая уверенность: кадры из маршрутов, приключения — все это получит свой билет в бессмертие. Фотоискусство идет рука об руку с научно-популярным туризмом.

Подробнее о Russian Travel Geek вы можете узнать из материала на Lenta.ru и на сайте russiantravelgeek.com.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Читайте также:  Танцующий бог - Шива - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом
Ссылка на основную публикацию