Связь сикхизма с индуизмом – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Связь сикхизма с индуизмом – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Основы веры

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими [3] . Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхизм о душе и реинкарнациях

Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Сознавание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты, и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии. Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Учителя сикхов

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

Ритуалы

Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды, или идолопоклонство приносит мало пользы и сикхам они не рекомендуются [4] . Однако, в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую «Амрит». Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с частными медитациями во имя Бога. Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) — кеш (англ. Kesha ) (нетронутые волосы, спрятанные под Дастар (Keski)), Kangsha — гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla — нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, и всем девочкам дано отчество Каур [5] . Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда они имеют достаточный возраст (детский брак является табу), и без учета касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.

Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхское государство

В 1716—1799 у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха, и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

Читайте также:  Секуляризм в Индии - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Численность

Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада, США, Великобритания, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Акали

Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

Связь сикхизма с индуизмом – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Индуизм является одной из самых крупных национальных религий мира. По приблизительным подсчетам, эту религию исповедуют 478 млн. человек. В Индии индуисты составляют 84% всего населения, Непале — 89, Бангладеш— 18, Республике Шри Ланка — 19%. Значительные группы индуистов имеются также среди выходцев из Индии и их потомков, проживающих в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Гайане, на Фиджи, Маврикии и т. д.

Индуизм возник в результате трансформации брахманизма— религии, сложившейся в Индостане еще в начале I тысячелетия до н. э. Брахманизм в свою очередь представлял собой синтез верований мигрировавших в Южную Азию арийских племен (так называемого ведизма) и религиозных представлений местного населения. «Священная книга» индуизма была унаследована им через брахманизм от ведической религии. Это Веды, представляющие собой собрание гимнов, магических заклинаний, ритуальных предписаний и т. п.

Для индуистской религии характерно многобожие. Наибольшим почитанием пользуются бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель и созидатель Шива. Наряду с ними почитаются и многие другие божества, духи, различные «священные» животные (например, обезьяны, коровы).

Индуизм освящает своим авторитетом кастовое деление общества. Представления о кастовом неравенстве людей теснейшим образом связаны с существующими в этой религии положениями о дхарме, карме и перерождении. Под дхармой подразумевается установленный для каждой касты «порядок жизни». В зависимости от выполнения дхармы, человек получает после смерти то или иное воздаяние, именуемое кармой. Индуисты верят, что с наступлением смерти душу человека ожидает перевоплощение, которое происходит в соответствии с принципом кармы. В случае строгого соблюдения «порядка жизни» душа человека может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в телесную оболочку небожителя. В противном случае душа воплощается в тело представителя низкой касты либо в телесную оболочку животного или растения.

Наряду с этими догмами, взятыми из брахманизма, в индуизме имеется ряд положений, заимствованных из буддизма. Среди них следует отметить положение об ахинее — непричинении зла. Заимствованием из буддизма является и представление об аватаре — возможности воплощения божества в другом боге, человеке или животном.

Индуизм сохраняет сугубо консервативный характер. Противясь ломке кастовых барьеров, индуистская система и представляющее ее жречество являются серьезной помехой на пути общественного прогресса. Именно индуистская религиозная идеология является питательной средой для антинародных выступлений индийской реакции.

Особенностью индуизма является то, что эта религия не имеет руководящего центра, главы. Отсутствие централизации привело к возникновению в индуизме большого числа направлений и течений, мирно уживающихся друг с другом. Два основных направления — вишнуизм и шиваизм названы так в связи с преимущественным почитанием в них богов Вишну или Шивы.

Из недр брахманизма вышла и другая индийская религия — джайнизм, не получившая, однако, особенно широкого распространения. Джайны живут только в Индийской республике. Общая численность последователей этой религии около 3 млн. человек.

Обычно считают, что джайнизм сложился в VI—V вв. до н. э., хотя существует и иная точка зрения, согласно которой он возник значительно раньше. Джайнизм (как и буддизм) представлял собой своеобразную антитезу брахманизму. Джайны не признают неравенства каст. Их религия не знает ни божеств, ни «мировой души». В представлении последователей джайнизма существуют лишь бессмертные индивидуальные души, проходящие цепь перерождений в соответствии с принципом кармы (воздаяния).

Объектом почитания у джайнов являются 24 легендарных пророка, особенно последний из них — Джинна.

Для джайнизма, как и для буддизма и индуизма, характерно положение об ахинее — строгом запрещении какого бы то ни было насилия над живыми существами. Джайны не употребляют мясо, а наиболее фанатичные верующие пьют воду, профильтрованную через ситечко, вдыхают воздух через вуаль и т. п.

Связывая верующих системой строгих ограничений, джайнизм постепенно теряет свои позиции. Этому стремятся воспрепятствовать различные реформационные движения, пытающиеся приспособить старую религию к современности.

Еще одна религия Индии — сикхизм. Сикхов в настоящее время насчитывается 10 млн., причем подавляющее большинство из них сосредоточено в Индии. Основная их масса живет в штате Пенджаб, где они составляют большинство населения.

Сикхизм возник в конце XV — начале XVI в. как индуистская секта, однако вскоре обособился от индуизма и превратился в особую религию.

Сикхизм монотеистичен. Вера в единого бога — одно из основных положений этой религии. Последователи сикхизма почитают (но не поклоняются) 9 гуру — духовных наставников во главе с основателем религии Нанаком. Вероучение сикхов изложено в «священной книге» Адигрантх, служащей объектом поклонения. Оми не признают кастового строя, отвергают жертвоприношения, посты, паломничество. У них отсутствуют священнослужители, не отправляются публичные богослужения.

Если на первых этапах развития сикхизму были присущи некоторые демократические элементы, то сейчас их почти не осталось. Руководящая верхушка сикхов феодализировалась. В сикхизме постепенно усиливалась его антимусульманская направленность, а религиозный фанатизм не раз приводил к братоубийственной борьбе среди пенджабцев.

Религия Сикхизм

Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции.

Возникновение и развитие сикхизма

Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама. В последние годы XIV века Индия пережила вторжение тюркского завоевателя Тамерлана, а в начале XVI – северные области страны стали частью империи Великих Моголов. Именно в эти годы по Индии прошла волна исламизации.

О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя.

В конце жизни Нанак обосновался в Картапуре. Дважды в день сикхская община собиралась на дневные и вечерние собрания («сангаты»), где слушали проповеди гуру, пели гимны и обсуждали теологические вопросы. Тогда же была заложена традиция трапез у гуру, на которых могли присутствовать люди любого вероисповедания, принадлежащие к любым кастам. Нанак был сторонником равенства людей перед богом и крайне негативно относился к кастовой системе, а также к тому, что женщины в Индии имели намного меньше прав, чем мужчины.

Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми. По мнению Нанака, смыслом жизни любого человека и истинным служением богу являются помощь другим и честный труд.

Преемники Нанака также имели статус «гуру» (сначала каждый новый гуру считался реинкарнацией Нанака, а затем этот статус стал наследуемым) и чётко придерживались установленных им правил. Между тем, численность сикхов и их влияние росло. Гуру стали постепенно отходить от прежних идеалов воздержания и аскезы. Они богатели и постепенно превращались в крупных феодалов. По мере роста общины увеличивалось и количество молельных домов – «гурдваров». Со временем при них стали создавать бесплатные кухни, где могли получать еду все желающие. Стали появляться сикхские праздники и обряды, а сама община была поделена на территориальные единицы для удобства управления.

Важные преобразования произошли при пятом гуру Арджуне (1581-1606), создавшим для сикхов единый идеологический базис — «Ади Грантх» — сборник религиозных песен и гимнов Нанака. Возникновение столь влиятельной организации, разумеется, привлекло к себе внимание монархов из династии Бабуридов, правивших империей Великих Моголов. Между сикхами и Бабуридами началось противостояние, вылившееся в XVII веке в преобразование религиозного общества сикхов в дисциплинированную военную организацию, сплочённую общей идеологией. В этот же период в общину сикхов резко сократился приток мусульман, поскольку последние воспринимались как чужаки, век назад завоевавшие Индию.

В конце XVII века десятый гуру Говинд Сингх поменял некоторые устои сикхизма, не затронув при этом самой догматической сути учения. Он упразднил пост гуру, поскольку культ учителя в сикхизме стал переходить все мыслимые границы. Но при этом Говинд Сингх продолжил укреплять военную мощь сикхов. При нём возникла полноценная армия, готовая бороться с завоевателями. Единственным источником истины и настоящим гуру Говинд Сингх объявил «Ади Грантх». Всех же, кто в будущем будет претендовать на пост гуру, десятый лидер сикхов объявил еретиками. Впоследствии это решение вылилось в возникновение множества сект на базе сикхизма и отдельных сикхских княжеств.

В конце XVIII века, когда империя Великих Моголов ослабла, благодаря объединительной политике Ранджита Сингха, сикхам удалось создать собственное независимое государство в Пенджабе. Именно в Пенджабе впоследствии велась ожесточённая борьба против британских колонизаторов. Даже после 1849 года, когда Пенджаб был аннексирован, сикхи продолжали создавать тайные организации, целью которых было свержение британского владычества.

Читайте также:  Распространение буддизма - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В 1947 году во время раздела Британской колониальной империи обострились противоречия сикхов с индусами и мусульманами. В 1970-х годах сикхи выступили с инициативой создания собственного государства (по аналогии с Пакистаном, где обосновались мусульмане, жившие изначально в Индии). Поскольку индийское правительство проигнорировало это предложение, сикхи перешли к террористическим актам. В 1984 году индийская армия провела масштабную антитеррористическую операцию «Голубая звезда», в ходе которой уничтожила базу сикхских экстремистов. На это сикхи ответили убийством премьер-министра Индиры Ганди, выступавшей против сепаратизма и инициировавшей эту операцию.

Сегодня отношения между сикхами и представителями других конфессий в Индии уже не столь напряжённые. Многие сикхи занимают достаточно высокие посты в государственном аппарате и активно участвуют в общественно-политической жизни.

Суть учения сикхизма

Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.

На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».

Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.

Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:

Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.

При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.

Тема 7: Джайнизм и сикхизм

В Индии помимо индуизма существуют и иные религии, некоторые из которых занимают весомое место в духовной жизни индийского общества. Среди таких религий выделим джайнизм и сикхизм.

Джайнизм – одно из основных неортодоксальных религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. до н. э. Сами джайны считают, что их вероучение появилось гораздо раньше. Основание джайнизма связывается с группой людей, которых называют тиртханкарами (с санск. – ведущий через океан жизни, что подразумевает способный показать путь к освобождению; создатель брода). Одним из тиртханкаров являлся странствовавший проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры (великого героя) и Джины (победителя). От последнего имени происходит название даршаны. Махавира родился в 599 году до н.э., а умер в 527 г. до н. э. Махавира происходил из кшатриев. Он родился в городе Кундаграма (современный штат Бихар). Согласно легенде он был зачат в лоне брахманки Дэвананды, однако, дабы соблюсти варновую однородность, боги поручили богу Индре перенести плод в лоно кшатрийки Тришалы (вероятно, эта леганда есть результат противоречий между брахманами и кшатриями). В 30 лет Махавира раздал бедным людям всё своё имущество и стал странствующим аскетом. Становление джайнизма проходило в среде шраманов (бродячие проповедники), которые не признавали авторитета Вед и находились в оппозиции к брахманизму.

Джайны убеждены в том, что освобождение человека зависит не от касты, в которой он рождён, а от интенсивности его аскетических практик. В основе философии джайнизма лежит идея двух вечных (несотворённых, нерушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, всего живого), основным свойством которого является сознание; и адживы (не-души, неживого), выступающий в виде пудгалы (материи), акаши (пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения жизни и её прекращения). Джива в несовершенном состоянии, то есть в состоянии соединения с материей, теряет свои качества и подвергается страданиям. В совершенном же состоянии джива переходит в состояние блаженства, или мокши. Состояние совершенных джив, или джив, освободившихся от кармы, называется сиддхи.

Источники познания, признаваемые в джайнизме, следующие: восприятие, логические выводы, свидетельство от авторитетных лиц.

В джайнизме убеждены в том, что каждое живое существо и все тела, даже пылинки, имеют душу. Джайнам это позволяет строить положение о реальности мира, а не о его иллюзорности, как, например, в системе веданта. Тем не менее степень сознательности у тел может быть различной, например, растения имеют только чувство осязания и, значит, осязательное сознание. Человек и некоторые высшие животные имеют пять чувств, которые служат им для познания окружающих вещей.

Сама душа по своей изначальной сути способна достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Однако душа оказывается во власти кармы из-за привязанностей к земным благам. Для достижения свободы нужно соблюдать четыре правила, или, как часто говорят, обретать четыре сокровища:

1. Полная вера в учение джайнизма.

2. Точное знание этого учения.

3. Правильное поведение, основанное на принципах этики.

4. Соблюдение ахимсы – непричинение вреда всему живому.

Джайнизский священнослужитель обязан соблюдать пять Великих махаврат (зароков): не убивать, не лгать, не воровать, не иметь интимных отношений, не собирать ценностей бренного мира. Среди священников выделяются шветамбары (одетые в белое) – монахи, признающие только белые одежды; и дигамбары (одетые светом) – не признающие никакой одежды. Последних можно отнести к наиболее ортодоксальной части представителей джайнизма. В целом, в джайнизме очень распространены аскетические практики.

Принципы джайнизма, в первую очередь ахимса, предрасполагают джайнов жить в городах, заниматься торгово-экономическими делами. В конце XX века количество приверженцев джайнизма насчитывалось около 3 миллионов человек (0,5 % населения Индии). В современной Индии работа джайнов, как правило, связана с интеллектуальным трудом, весьма часто они добиваются успехов в экономической сфере.

Сикхизм – это одно из религиозных учений Индии, возникшее сравнительно недавно в среде сикхов – народа, живущего в штате Пенджаб на севере штатах Индии. Название данного штата происходит от персидского словосочетания Пандж абПятиречье (имеются в виду пять рек, которые протекают в этом районе, а именно: Джелам, Чинаб, Равви, Биас и Сатледж). Сикхизм сложился в конце XV века, когда в Индии была весьма напряжённая религиозная ситуация. В этот период в Индии правили мусульмане. Особо велико было их влияние в северных районах страны, где были нередкими случаи насильственной исламизации. Сикхам пришлось бороться с мусульманами за свою религию.

Основателем сикхизма является гуру Нанак. Он родился в 1469 году в индуистской семье высокой варны. Ещё в детстве он освоил пенджабскую грамматику, а в мусульманской школе выучил персидский язык, который в тот период был государственным языком Индии. Тем не менее после завершения своего образования он отказался от основных доктрин индуизма. Согласно легенде, он нырнул в реку и не вынырнул. Люди посчитали его утонувшим, однако через несколько дней Нанак появился в городе в просветлённом состоянии, а спустя несколько дней Нанак произнёс, что нет индусов и нет мусульман, что все люди призваны трудиться и делиться плодами своих трудов с другими людьми. Гуру Нанак не признавал варно-кастовую систему и трапезничал с людьми разного социального положения, включая неприкасаемых. Значительную часть жизни гуру Нанак провёл как крестьянин в труде, плодами которого делился с односельчанами. Гуру Нанак особое внимание уделял аскетике и медитации. Умер он в 1539 году. В самом Пенджабе гуру Нанака почитают не только сикхи, но также мусульмане и индусы.

Постепенно учение сикхизма стало распространяться и привлекать к себе многих людей. Священная книга сикхов называется «Ади Грантх»; в ней содержатся священные мантры. Суть учения сикхов заключена в первой мантре сикхизма, в которой говорится следующее: «Бог един и вечен. Он содержится во всём и в то же время Он – творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью гуру». Именование Бога в сикхизме не определено, а в повседневной жизни сикхи, обращаясь к Богу, используют как индуистские имена богов, так и исламское имя Аллах. Тем не менее в сикхизме считается, что Бог мыслится в понятиях ниргун (лишённый качеств) и сагун (имеющий качества, наделённый качествами). Сикхи убеждены, что Бог невидим и проявляет себя через свои деяния. Человек может познать Бога, если Бог по своей воле и по активному желанию человека проявит свои качества. Основным средством для познания Бога видится медитация. В медитациях сикхи важнейшую роль отводят особым словам, которые делают человеческое сознание восприимчивым к познанию Бога, к восприятию божественных деяний.

Также в сикхизме важную роль играет гуру, понимаемый в значении Божественного Наставника. Кроме гуру Нанака в сикхизме также большую известность получил гуру Говинд Сингх, при котором сикхи сумели укрепить своё религиозное учение. В период его правления исламизация Индии была особенно сильной, и сикхам пришлось с оружием в руках отстаивать свою религию. В 1699 году была создана хальса – орден чистых – сообщество готовых умереть за веру сикхов. В этот орден были отобраны люди из сикхстских воинов по такому твёрдому, жёсткому принципу: готовности пожертвовать своей жизнью по первому требованию учителя. Гуру Говинд в период наступления мусульман вышел перед воинами и объявил, что нуждается в человеке, который не боится умереть за свою веру. Первого вызвавшегося он завёл в шатёр и там зарезал козу таким образом, чтобы из-под шатра появилась кровь, и все решили, что вызвавшийся человек убит. Потом гуру вышел перед воинами с окровавленным мечом и объявил, что нужны ещё добровольцы. Из тех людей, которые вышли к гуру, была составлена элитная боевая сила сикхов. Первоначально в ней было пять человек. В хальсе выработался особый кодекс поведения, согласно которому члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Высоким титулом воинов сикхизма является лев – сингх.

В сикхизме существует множество течений. Особенно отличается течение нихангов, в котором наиболее воинственные сикхи. Ниханги носят с собой много холодного оружия (включая метательное), в одежде предпочитают синие и жёлтые цвета. Их в обществе очень уважают, и люди дают им пищу, всё необходимое для жизни по первому их требованию. Также большим авторитетом пользуется течение намдхари (носящие имя Бога). Люди этого течения носят белые одежды простого покроя, избегают мясной пищи и отличаются исключительной строгостью в духовной жизни. Намдхари считают, что со смертью гуру Говинда Сингха династия гуру не закончилась. Поэтому намдхари почитают своего гуру, титул которого передаётся по наследству. Другие сикхи считают, что гуру Говинд Сингх был последним истинным гуру.

1. Алексеев С.В. Все религии мира. Энциклопедический справочник / С.В. Алексеев, Г.А. Елисеев. – М.: Вече, 2007.

2. Иудаизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. – М., 1996.

3. Гусева Е.Р. Джайнизм / Е.Р. Гусева. – М.: Наука, 1968.

4. Костюченко В.С. Диалектические идеи в философии джайнизма / В.С. Костюченко // Философские науки. – 1975. – № 6.

5. Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса / А. Сингх // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001.

6. Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел / Н. Сингх // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001.

7. Терентьев А.А. Джайнские представления о сущности человека / А.А. Терентьев. – Новосибирск, 1983.

Читайте также:  Теракт в Кении

8. Яблоков И. Н. История религии. В 2 томах. Том 1. 3-е издание / И.Н. Яблоков. — М.: Высшая школа, 2007.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

5. Что отличает джайнизм от индуизма?

6. В чём вы видите смысл ахимсы?

7. Возможно ли для вас жить, не причиняя вреда всему живому? При каких условиях для вас это было бы возможным?

8. В чём вы видите специфику сикхизма?

9. По каким критериям отбирались люди в хальсу?

10. Почему среди сикхов много военных людей?

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Альбедиль М.Ф

Читать книгу Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь онлайн

Настоящее издание является первым в нашей стране словарем, посвященным трем наиболее распространенным на территории Индии религиям: индуизму, джайнизму и сикхизму. Это — результат многолетнего труда индологов Москвы и Санкт-Петербурга (историков, этнографов, философов, религиоведов и искусствоведов). В словарных статьях отражены история возникновения этих религий и их современное состояние; охарактеризованы их многочисленные направления, секты, организации; проанализированы священные книги, описаны вероучения и ритуалы. Авторы словаря уделили также внимание философским школам, относящимся к этим религиям, и религиозным деятелям, внесшим вклад в теологию и философию того или иного религиозного направления.

Для всех, кто интересуется культурой, религией, философией Индии.

Настоящее издание включает в себя три раздела, в которых в словарной форме освещается история возникновения, основные положения вероучения, обряды и ритуалы, мифология, философия, космогония трех из наиболее распространенных религий Индии, оказавших огромное влияние на традиции и культуру этой страны. Речь идет об индуизме, джайнизме и сикхизме.

Индуизм — древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83% населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке. Последователи индуизма (переселенцы из Индии) живут в Индонезии (о-в Бали), на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане, в ЮАР и некоторых других местах.

К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальные и региональные границы. Он стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом).

В Индии представлены многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые, тем не менее она является по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось культурное, политическое и социальное единство страны.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Самое определение термина представляет собой немалую историко-культурную проблему. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия.

О невозможности дать точное определение этой религии писали и западные, и индийские ученые. “Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определенно сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу” — так писал об индуизме Джавахарлал Неру в своей книге “Открытие Индии”.

Существуют две наиболее распространенные точки зрения относительно времени возникновения термина “индуизм”. Согласно одной из них, он появился в период формирования религиозно-философских систем — даршан и поздних текстов — шастр в X—XIV вв., когда противостояние буддизму, а затем и исламу стало осознанным идеологическим фактом. Придерживающиеся другой точки зрения утверждают, что слово “индуизм” было введено европейцами как религиоведческий термин в XIX в. В этом смысле под индуизмом (санскр. — ин-думата, индусамая; хинди — хинду дхарма, санатана дхарма) понимают, как правило, совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну.

Исторически термин “индуизм” означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.

Сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической, неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых норм, общественных установлений, культурных феноменов. На все это разнообразие накладывается сложная социальная иерархическая структура и многочисленные локальные особенности, поскольку адепты индуизма относятся к разным социальным слоям и живут в разных географических регионах.

Подобный синтез социальной организации, ритуально-магической деятельности, теологических воззрений, мифологических символов и философских систем развивался не одно тысячелетие в разнообразных естественно-исторических условиях, складываясь в сложный комплекс, состоящий из многих взаимопроникающих слоев.

Нет ничего удивительного, что при таком историческом развитии индуизм отличается чрезвычайным полиморфизмом, который выразительно иллюстрируется, например, его пантеоном, насчитывающим не одну тысячу божественных, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и колоритными чертами. Среди них наряду с общеиндийскими, важными для каждой области божествами существует множество второстепенных, часто гибридных фигур, причем многие из них дублируют друг друга. По степени наделения идеи божества самостоятельной сущностью персонажи индуистского пантеона образуют широкий диапазон, от духов племенных верований до предельно абстрагированных образов богов в теологических трактатах, олицетворяющих абсолютную и безличную реальность.

Столь же сложную, пеструю и запутанную картину являют собой и другие составные части, концепции и доктрины индуизма, на которых зиждется социальная организация тех или иных индуистских сообществ, а также практическая мораль, трудовая и экономическая деятельность индусов. Индуизм пронизывает все сферы жизни своего приверженца — мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя специфическая духовная практика.

Приведенные характеристики показывают, что индуизм не укладывается в привычные стереотипы, выработанные иудео-христианскими системами. Прежде всего он не является единой конфессиональной системой, своеобразные черты которой можно легко перечислить и тем самым выявить его специфику. Индуизм — конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект и направлений, причем все они сосуществуют в пределах единого целостного образования и не входят в радикальное противоречие с основным мировоззренческим ядром. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в христианском смысле этого термина), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четко зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью. Приверженец индуизма может выбрать среди многих объектов культа и многих способов его почитания то, что психофизиологически ему ближе всего. В этом состоит еще одна яркая особенность индуизма: ему как религиозному мировоззрению присущ плюрализм. Он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных (множество локальных традиций; особые обряды для каждого возраста). Различные плюралистические характеристики существуют тем не менее в общем русле традиционной культуры и связываются в единое целое общими мировоззренческими установками и принципами жизни, обязательными для большинства индусов.

Политеистический характер индуизма сказался не только в многообразии культов, объектов почитания, обилии мифо-ритуальных комплексов, но и в совершенно особых отношениях индуизма к прочим культам. Он, подобно зыбучим пескам, поглощал их и интегрировал, обеспечивая себе тем самым широкое распространение в пространстве и во времени, практическое единство и исключительную стабильность. С этим свойством связана и другая особенность религии, ее чрезвычайная терпимость.

Индуизм предстает логически неорганизованным и бессистемным лишь с точки зрения привычных европейских стандартов. С точки зрения традиционной индийской культуры, выразителем которой он является, ему свойственна системность совершенно особого рода, связанная с мифологической основой и сохраняющая колорит архаической эпохи. Индуизм, таким образом, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях. Индуизм как бы законсервировал в себе принципы организации архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне. Эта особенность индуизма проявилась, в частности, в его ярком игровом начале.

По этой причине индуизм и поныне сохраняет неразрывную связь с мифопоэтической и фольклорной традицией, и даже философия в индуизме образует с мифологией сочетание, близкое скорее к органическому единству, нежели к компромиссу.

Сикхизм – религия хороших людей

Последователей сикхизма можно встретить повсеместно: в красочных и хаотичных проулках родины сикхизма – Индии, на заснеженных улицах северной Европы, в этнических кварталах Азиии и на перекрёстках американских мегаполисов. Сикхов без труда можно узнать по ярким тюрбанам – они гордо носят атрибуты своей молодой религии. Кому молятся сикхи, что спрятано под тюрбаном и почему сикхизм считается воинственной религией – всё разберём в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

С чего всё началось – история возникновения сикхизма

Сикхизм молодая религия – возникла в 16 веке нашей эры. На сегодняшний день число последователей сикхизма превышает 20 миллионов, что делает сикхизм восьмой религией в мире.

Сикхизм начался с одного человека. И звали его гуру Нанак. Нанак много путешествовал, пока не вернулся в родные земли Индии (штат Пенджаб) и не начал проповедовать новую на то время религию – сикхизм.

Под руководством гуру Нанака, а потом его последователей община сикхов росла и превратилась в организованное общество и даже сикхское государство (с 1716 до 1849).

Главная святыня сикхов – Золотой храм в городе Амритсар (Индия)

Как сикхизм стал воинственной религией

Так уж сложилась судьба и история, что сихская община развивалась в окружении стран и правителей, которые не хотели видеть “государство в государстве” в виде организованного общества со своими законами, правителями, верой, принципами.

Всю свою историю сикхи были вынуждены защищать свою веру и своё общество. Уже в 17 веке нашей эры для защиты от нападений Моголов была создана первая сикхская армия.

Последний 10-й гуру Говинд Сингх провозгласил создание новой общины – хальсы (по сути своей воинское братство) с чётким кодексом поведения, дисциплиной и атрибутикой сикха.

Сикха можно узнать по тюрбану и бороде, женщины носят браслет и кинжал

Главные символы сикхизма и их значение

В наши дни члены хальсы носят 5 атрибутов сикха, по которым легко можно узнать приверженца этой религии.

не стриженные волосы, которые мужчины прячут под тюрбан

АтрибутЧто этоСимволизирует
кесуважение к совершенству Божьего творения
кангхадеревянный гребень, который используют дважды в деньжизнь должна быть аккуратной и организованной
качххнижнее бельё в виде шортов на шнуркесамоуважение и контроль над похотью
каражелезный или стальной браслетсимвол нерушимой привязанности и преданности Богу
кирпачкороткий меч или кинжалобязанность защищать тех, кто находится в опасности

На какие религии похож сикхизм

При беглом взгляде можно ошибиться, подумав, что сикхизм очень похож на ислам:

  • ритуальные гимны похожие на намаз,
  • мужчины в тюрбанах, с бородой,
  • требование покрыть голову и снять обувь перед входом в храм,
  • арабский стиль в архитектуре.

Сикхизм, действительно, возник как религия на границе ислама и индуизма, но отрицающая всякую связь или преемственность с ними.

Сикхизм напоминает ислам

Во что и в кого верят сикхи

Сикхизм – монотеистическая религия. Сикхи верят в одного Бога.

В каждом человеке есть Бог. Каждый способен расти и развиваться духовно. Задача сикха – с помощью постоянных медитаций услышать проявление Бога внутри себя.

Любовь, вера, свобода выбора – это и есть сикхизм. Будь свободен в собственном выборе, отстаивай свой выбор, но не навязывай своё мнение другим! Сикхизм не приемлет манипуляцию в любых её проявлениях.

Основные принципы сикхизма:

  • правда,
  • праведная жизнь,
  • равенство,
  • свобода,
  • справедливость.

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям. Относиться к окружающим нужно с любовью и уважением, независимо от их веры, касты или пола. И это чувствовалось везде, где бы я не встречалась с приверженцами этой религии. Везде мне улыбались и даже увещевания из серии “ай-яй-яй этого делать нельзя” звучали очень дружелюбно.

Сикх за работой (Амритсар, Индия) Сикх – рикша (Амритсар, Индия)

Каким должен быть настоящий сикх

Сикхам в первую очередь нужно быть хорошими людьми.

Как это просто, правда? Никаких самобичеваний, изнуряющих тело постов, обетов безбрачия, монашества и тому подобного.

ДобродетелиПороки
любовьэгоизм
смиренностьпохоть
честностьгнев
состраданиежадность
умеренностьподчинение чужой воле

Как поклоняются Богу в сикхизме:

  • медитация,
  • активная жизнь,
  • труд во благо людей.

Ссылка на основную публикацию