Теоретические основы йоги – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Теоретические и практические основы философии йоги

Добро пожаловать на мой гостеприимный блог! Думаю, ваш визит не случаен и вас действительно стала все сильнее интересовать йога. Поздравляю, ваше природное чутье подсказывает вам верный путь и начать стоит как раз с теоретических основ и чтения литературы. В этом плане сегодняшняя тема философия йоги как нельзя лучше подойдет для первых попыток познать суть этого понятия.

Давайте начнем с того, что это слово означает. Йога с санскрита и в реальности – это единение: единение с Природой, со Вселенной, гармоничная с ними связь. Люди с давних пор стремились познать и почувствовать внешний мир через свой внутренний. Кто-то уходил для этого в горы, кто-то медитировал в храмах, кто-то изучал свои возможности дома.

Достигая определенных уровней самореализации, они начинали развивать философские концепции по обузданию ума и развитию физической оболочки. Так появлялась йога, а позже и ее разновидности. Зародилась она в Индии, охватив все близлежащие страны такие, как Непал, Пакистан и т.д. С буддизмом она попала и в Китай. Ну, а в наших краях это совершенно недавно пришедшая философия, адаптация общества к которой происходит по сей день.

Существует несметное множество видов йоги, но все они сводятся к одной главенствующей цели − раскрыть свой внутренний потенциал как человека и таким образом зафиксировать в себе позитивное состояние, одним словом, стать счастливым. Йога помогает нам очистить свое сердце, успокоить ум, проникнуться состраданием и любовью ко всему живому.

Конечно, чтобы этого достичь, потрудиться придется немало, но путь йоги тем и приятен, что он больше походит на любимое дело или хобби, нежели на какую-то принудительную работу. Йога ищет во всем золотую середину и не приемлет крайностей. И эффект будет достигнут только при добровольном желании открывать свои резервные способности.

Если рассматривать эту концепцию на практике, то мы сразу увидим, что все асаны сводятся к тому, чтобы остановить поток мыслей и сконцентрировать свое внимание на определенных частях тела или предметах. Вот, например, в джапа-йоге все внимание уходит на тактильное соприкосновение с четками и мысленное повторение мантры. То есть в этом процессе задействованы и органы чувств, и сознание, что и дает нам очищение ума.

Пранаяма, в свою очередь, представляет из себя внутреннюю визуализацию того, как с выдохом нас покидают все ментальные и физические загрязнения, а с воздухом в нас проникает живительная прана. Медитация вообще не «скрывает», что сближает человека с Природой, ведь на первых порах, не умея полностью «отключать» ум, вы можете медитировать на солнце, воду, водопады, звуки природы и пр.

Огромное значение придается поиску своего духовного учителя. Считается, что только истинный гуру способен дать бесценную информацию и благословение, необходимые для успеха в развитии. Эта традиция обусловлена еще и тем, что с давних пор духовные знания передавались в устной форме и никаким другим способом их нельзя было раньше получить.

В условиях западной жизни найти гуру не так-то просто, но и не критично, потому как в сущности учителем может стать любой человек, который был бы примером и вдохновлял на прогресс.

В некоторых древних текстах есть информация, что всего существует 8 400 000 асан – столько же, сколько существует видов живых существ. До нас на бумажных носителях дошло меньше тысячи асан, но даже этого несказанно много. Достаточно практиковать всего 10 подходящих именно вам асан регулярно, чтобы получать весь возможный эффект от занятий хатха-йогой, ведь дело совсем не в количестве. Совершенствовать ту или иную асану можно всю жизнь.

Многие начинающие «с головой» уходят в теорию, меняя свое пока еще шаткое мнение после каждого прочитанного источника. Да, манускрипты древности и современная литература по йоге способны ответить на многие ваши вопросы, но лишь практические занятия дадут по-настоящему постичь всю глубину йоги.

Теоретическая информация может служить хорошим источником вдохновения и эмоциональной подпитки, но она никогда не даст вам реальный опыт. Прошедшие этот этап люди говорят о том, что, лишь начав заниматься, стали понимать то, о чем читали в книгах. Физиология так устроена, что наше тело не вечно и не совершенно, но оно является временной оболочкой бессмертной души, а потому нуждается в заботе.

Практикуя йоговские упражнения и другие ее методы, вы поддерживаете душу в комфортном положении и не отвлекаетесь на телесные «капризы» от истинных целей пребывания в материальном мире. Например, занимаясь йогой для беременных, женщина быстрее добьется похудения после родов.

Через здоровый подход, анализ и окружение с йогой приходит настоящий пожизненный кайф. Делайте перепосты в соц сети и присоединяйтесь в ряды йогинов!

Йогу и путешествие объединяет познание

Йога — это познание своего тела, разума, души, а путешествие – это познание страны, культуры, людей. Познание объединяет йогу и путешествие. Преподаватель йоги и организатор йога-туров поделилась своими мыслями о том, чему учит йога, как найти своего учителя по йоге и чем отличаются йога-туры от обычных занятий в студии.

— Расскажите о себе.
— Привет! Меня зовут Динара, но все называют Ди. Живу в интересном городе Казахстана — Атырау. Интересен он тем, что это практически вахтовый поселок нефтегазодобывающих компаний, тут много приезжих, казахстанцев, россиян, иностранцев, тут особая интернациональная атмосфера с местным колоритом.
Я занимаюсь преподаванием йоги и организацией йога-туров. Помню тот момент, когда поняла, что хочу заниматься йогой. Это был ознакомительный урок у одного очень харизматичного учителя из восточной Европы в Алматы. Видимо его харизма сыграла не последнюю роль. Я тогда только переехала из нашего городка в большой Алматы, получила привлекательное предложение по работе. Страшно подумать, целых 13 лет работала в финансовой системе, прежде чем понять, что хочу заниматься именно тем, чем занимаюсь сейчас.

— Что для вас значит йога?
— Для меня йога — это инструмент, образ жизни, отношение к реальности, все что угодно, кроме просто физической нагрузки или прямо противоположного, духовного пути.

— Где вы обучались йоге?
— Я прошла курс лекций по анатомии асан, по основам йоги от Сергея Агапкина в Алматы, и полный курс йога-инструкторов в Индии, г. Ришикеш в Гималайской школе йоги.

— Какое направление йоги вы практикуете?
— Моя личная практика — это Аштанга виньяса йога, а преподаю я виньяса флоу йогу и хатха йогу.

— Расскажите о ваших йога-турах.
— Это всегда дружеская поездка, никто не связан сильно строгим регламентом, есть определенный план, но как показала практика, люди, которые отправляются со мной в йога тур, всегда легки на подъем. Мы можем с утра провести йогу, а потом сорваться в горы или на пляж) Мы не сильно погружаемся в туристическую среду страны, но это всегда очень колоритные и интересные места. И почти всегда это девичьи компании, а самое главное не дорогие)

— Сколько стран объехали с йога-турами?
— Пока это только одна страна — любимая Индия. Я набираюсь опыта, нахожу понимание того, какой формат интересен мне и откликается в группах, которые ездят со мной. В августе география уже расширяется, и это будет йога-кемпинг-тур в Грузию.

— Какая страна запомнилась больше всего?
— Если говорить о йога турах, то в моем опыте пока единственная страна — Индия. Но у меня есть опыт самостоятельных путешествий по Европе, России и Средней Азии. В Европе это Португалия, тут я мечтаю создать йога-резиденцию. Сейчас я кстати занимаюсь пробной версией в Гоа, планирую там провести весь сезон 2018-2019 г., это будет гостевой дом по типу: комната+завтрак+йога.

— В чем преимущество йога-туров перед обычными занятиями в студии?
— Дома мы ходим на йогу как на занятия фитнесом, пришел — позанимался — ушел и забыл до следующего занятия. А йога тур — это отдых от трудовых будней, в то же время, не заезженный тур-маршрут, не «овощной» отдых на берегу моря, и не беготня по памятникам и магазинам. Это сочетание достопримечательностей, развлечений, здорового образа жизни, йоги, немного философии и медитации, и хорошей компании. Как правило, в такой тур едут те, кто осознан, готов к открытиям и абсолютно неконфликтный)

— Что, по вашему мнению, связывает йогу и путешествие?
— Познание! Йога — это познание своего тела, разума, души, а путешествие – это познание страны, культуры, людей.

— Приходилось общаться с гуру, монахами?
— Да, в Индии с этим нет проблем) Но честно, я все очень сильно пропускаю через фильтр, поскольку это уже давно стало коммерцией.

— Чему учит вас йога?
— Любить жизнь, очень долгое время я не понимала в чем смысл моей жизни. Кто-то рассказал мне анекдот:
Приходит на беседу к духовнику девушка — духовное чадо в длинной юбке, скромной блузе и платке. Опустив очи долу, обращается к батюшке: — «Батюшкa! Скажи свою концептуальную оценку про последнюю монографию протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященную варлаамитско-паламитской полемике, и написанную в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже». Батюшка: «замуж, срочно замуж!»
Это было про меня)))

— Как найти своего учителя по йоге?
— Начать с «тела». Походите к разным преподавателям, послушайте тело, вы сразу поймете чей голос и подача вас не будут раздражать, кто корректно относится к телам студентов. А потом попробуйте пообщаться с ним, и, если действия не будут расходится со словами. Это он.

— Что вам дает путешествие?
— Ощущение новизны, мне очень быстро становится скучно в одном месте, видимо что-то есть в крови от кочевников предков.

— Ваши советы и пожелания желающим заниматься йогой.
— Истина в вас, никто так не чувствует ваше тело, как вы сами, никто так не понимает вас, как вы сами. Нет ничего абсолютного ни в одной методике и школе. Только вам жить с вашей практикой и только у вас есть право решать, что вам нужно и идет во благо.

Теоретические основы йоги – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Теоретические основы развития туризма

Теоретические основы развития туризма

Определения, обозначения и сокращения………………………………………… 3
Введение…………………………………………………………………………….. 4
1. Теоретические основы развития туризма…………….…………………….…… 6
1.1 Туризм как социально-экономическая система……………..……………. 5
1.2 Основные элементы системы туризма…………………………………….. 10
1.3 Концепция устойчивого развития туризма………………….……………. 13
1.4 Факторы развития туризма.………………………………………………… 16
2 Основы планирования и прогнозирования развития туризма на государственном и региональном уровнях……21
2.1 Планирование: сущность понятия, этапы и методы………….…………. 21
2.2 Уровни и виды туристского планирования………………………………. 24
2.3 Роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области планирования и развития туризма……30
2.4 Развитие туризма в регионах России: сходство, специфика и проблемы реализации………36
3 Программирование развития туризма в Бабаевском районе и его эффективность……..…41
3.1 Программно-целевое планирование и его особенности в туризме……… 41
3.2 Целевые программы: понятие, типы, этапы формирования.…………….. 44
3.3 Структура и содержание целевой программы развития туризма в МО «Бабаевский муниципальный район» и предложения по дальнейшему развитию туризма ……………………49
3.4 Оценка социально-экономической эффективности реализации целевой программы развития туризма в МО «Бабаевский муниципальный район»……55
Заключение………………………………………………………………………….. 61
Список использованных источников……………………………………………… 64
Приложение А Перечень программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в МО «Бабаевский муниципальный район» на 2015-2016 годы»……67

Туризм в XXI веке стал значительным социальным, политическим и культурным явлением, существенно влияющим на устройство и экономику многих стран и регионов. Современный туризм – это не только развитая индустрия, но и феномен массовой культуры, поскольку число путешествующих по миру растет год от года.
Туризм в научной литературе определяется не только как самостоятельный вид деятельности, но и как комплекс смежных отраслей. Сложность такого социально-экономического явления как туризм, характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются пересмотру. Например, по определению ООН, принятому в 1954 году, «Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие, связанный с передвижением и пребыванием за пределами постоянного места жительства» [5].
В материалах Всемирной конференции по туризму, состоявшейся в 1981 году, дано определение туризма, как одного из видов деятельности, который представляет собой путешествие, совершаемое с целью познания определенных районов и новых стран [8].
В литературе имеется много подходов к определению туризма. Некоторые авторы считают, что туризм – это совокупность отношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим и непрофессиональным причинам; другие связывают его со спортом и укреплением здоровья [15].
Федеральный закон «Об основах туристической деятельности Российской Федерации» определяет туризм следующим образом:
«туризм – временные выезды, путешествия граждан России, иностранных граждан из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания» [1].
В России данный федеральный закон является основным документом, который дает трактовку основных профессиональных понятий управления в области туризма, определяет принципы государственной политики, регулирует отношения, возникающие при осуществлении права граждан России на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок наиболее эффективного использования туристских ресурсов.
Туризм как социально-экономическая система сегодня имеет очень сложную и многогранную структуру. Для потребителей туристических услуг это путешествие (поездка, поход), совершаемое в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей индустрии туризма – это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.
С экономической точки зрения, туризм рассматривается как:
— Определенный набор социальных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;
— Часть народнохозяйственного комплекса страны, в том числе некоторые виды обрабатывающей промышленности и хозяйственной деятельности;
— Экономическая наука, которая изучает индустрию туризма, экономику страны или региона (экономика туризма);
— Социальная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена.
Туризм рассматривается как вид современной экономической теории, которая изучает поведение экономических субъектов на всех уровнях системы туризма в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, предприятий и общества в целом.
Для страны, характерны следующие виды туризма:
а) внутренний туризм – резиденты любой страны, путешествующие в своей стране;
б) региональный или местный туризм – путешествия в пределах определенного региона;
в) выездной туризм – путешествие по стране лиц не являющихся нерезидентами;
г) въездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Всё это позволяет рассматривать туризм как сложную социально-экономическую систему, включающую в себя различные взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы. Совокупность этих подсистем является индустрей туризма.
В статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» предлагается следующая трактовка данного понятия:
«Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культурного, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туропературскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов переводчиков» [1].
Есть несколько подходов к определению понятия «туристический регион». Во-первых: как территория с определенными границами, а во-вторых: как территория, которая имеет определенную привлекательность для туристов.
Следует иметь в виду, что не каждая территория может быть названа туристическим регионом. Он должен удовлетворять следующим основным требованиям:
• иметь объекты туристской привлекательностей (памятники истории и культуры, музеи, флора и фауна);
• предоставлять услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туристов.
Эти услуги включают в себя, в частности:
— Доставка (транспорт) до региона и обратно;
— Обеспечение условий для проживания, питания, отдыха с соответствующим уровнем сервиса.
Таким образом, туристический регион — территория, с объектами туристской привлекательности, предлагающая широкий спектр услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов [12].
Туризм – открытая система, которая взаимодействует и функционирует в определенной среде, в лице политических, экономических, социальных, технологических и природных (экологических) факторов.
На сегодняшний день сложилась следующая классификация форм туризма.
1. Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака. К ним относятся: основная цель поездки, интенсивность туристического потока, продолжительность поездки, возрастной признак, использованный транспорт, формы сотрудничества.
В зависимости от основной цели поездки выделяются следующие формы типов туризма: рекреационный, культурный, образовательный, научный, деловой, экологический, религиозный, спортивный, сельский, и многие другие.
Рекреационный туризм – туризм с целью отдыха, реабилитации и лечения. Следует иметь в виду, что присутствие людей в специальных санаториях не относится к туризму, так как курорт — это своего рода больница.
Культурный туризм – путешествия для того, чтобы познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
Научно-деловой туризм – посещение конгрессов, симпозиумов, а затем экскурсии.
Таким образом, можно сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим собой комплексную систему взаимосвязанных отраслей.
Сегодня туризм превращает ранее закрытые общества в открытые универсальные общества, где общение между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Он отвечает потребностям людей во встречах и обменах с другими культурами. Бесспорно, что туризм является одной из самых влиятельных явлений экономического, социального и культурного развития нашего общества.

Читайте также:  Дхарапа и дхьяна - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

Теоретические основы хатха-йоги

Хатха-йога 1 (буквально «йога с усилием») традиционно воспринимается и в Индии, и за ее пределами как практическая система, направленная на овладение тонкими психофизиологическими процессами, протекающими внутри индивида. При изучении данной системы ее теоретической стороной, как правило, пренебрегают, не в последнюю очередь из-за сильного прагматического пафоса носителей самой системы, их стремления скорее к активному самопреобразованию, чем к абстрактному размышлению. Тем не менее, наличие именно теоретической, мировоззренческой части этой системы не позволяет сводить ее всецело к уровню психофизической культивации. Теоретические принципы хатха-йоги выводят ее на уровень зрелого религиозного учения, находящегося в творческом диалоге с современными ей системами индийского знания. Несомненно, в основном сведения, которые можно почерпнуть в этих текстах, имеют отношение к разнообразным практикам, например, дыхательным упражнениям, неподвижным позам (асаны), пробуждению силы кундалини, формам созерцания и т. п. Однако несомненно и то, что любые практики должны иметь под собой некую идейную основу, которая наделяет их смыслом и ставит перед ними четко очерченные цели. Практика в данном случае напрямую вытекает из теории. К счастью, нам нет необходимости логически реконструировать мировоззренческий фундамент хатха-йоги. Идейная сторона, хотя и выраженная в гораздо меньшей степени, чем практическая, и не в столь концентрированной форме, все же присутствует в ее трактатах. Наиболее отчетливо теоретические основания хатха-йоги выражены в одном из самых ее значительных произведений, «Шива-самхита». В основном, анализируя идеи системы, мы использовали именно его. В меньшей степени мы опирались также на «Хатха-йога-прадипику», «Гхеранда-самхиту» и «Горакша-шатаку». Сооветствующие аббревиатуры этих текстов таковы: ШС, ХП, ГХ и ГШ. Почти все тексты хатха-йоги чрезвычайно сложно датировать точно, единственное, что можно сказать, это то, что большинство из них созданы уже во втором тысячелетии н.э.

Собственно, себя самое хатха-йога воспринимает как вспомогательную ступень к «царской йоге» (раджа-йога) (ХП 1.1, [30] ГС 1.1), под которой разумеется йога Патанджали. Следовательно, теоретические конструкции будут идентичны для обеих систем. Между ними обязательно должна быть внутренняя связь (ХП 4.77), в противном случае и раджа-йога окажется неуместной. Хатха-йога не может быть достигнута без раджа-йоги, и наоборот (5.181). Любопытно, что в пятой главе ШС приводится перечень видов йоги в соответствии с темпераментом учеников, однако раджа-йога среди них не фигурирует. Самым низшим видом йоги, предназначенным для людей малых способностей, едва достигающих успеха за 12 лет, объявляется мантра-йога; повыше располагается ступень лая-йоги; еще выше — хатха-йога, которая годится для людей энергичных и смелых, добивающихся нужной цели за шесть лет (адхикари). Есть еще более высокая ступень, синтезирующая все три упомянутые разновидности йоги, на ней находятся наиболее одаренные практикующие. Однако эта ступень, как ни странно, не отдана раджа-йоге (ШС 5.5 — 14).

Учение хатха-йоги — «тайное», эзотерическое (ХП 1.11), его нельзя передавать непосвященным (ШС 5.42). Как и все прочие индийские учения, она старается очертить собственное концептуальное поле, отказывая в релевантности всем «недолжным» методам освобождения, таким как аскетизм, раздача милостыни, жертвоприношение, произнесение мантр и др. (ШС 1.4 — 16). Наряду с отрицанием методов, критике подвергаются и «ложные воззрения»: йогачара, санкхья, чарвака и пр. Вообще, некоторая критическая «запальчивость» характерна для всех индийских религиозно-философских систем, и хатха-йога здесь не исключение. При этом система часто опровергает то, что по существу, включает в себя как собственные (скажем, ту же джапу, или рецитацию мантр). Дело в том, что опровержение других доктрин (апавада) — это особый методологический прием, который применяется в целом для очищения сознания, в идеале это помогает достигать освобождения (ШС 1.87). Подобный подход к диспутам характерен и для буддистов мадхъямики. В целом, все системы, за исключением, конечно, самой хатха-йоги, рассматриваются ею как ведущие к заблуждениям, а не к освобождению (ШС 1.16). Некоторые из них, основанные на ведических предписаниях, способны даровать небесное блаженство. Однако никакие небеса не в состоянии заменить сферу свободы. Как бы то ни было, несмотря на критику «ложных воззрений», в теоретическом каркасе хатха-йоги очень заметно проступают идеологические построения санкхьи, буддизма махаяны и особенно — адвайта-веданты.
[31]

В центре концептуальных представлений «теоретической» хатха-йоги находится комплекс идей о природе высшей реальности. В рамках этого комплекса можно выделить несколько взаимосвязанных аспектов, смыкающихся в концепции Парабрахмана как наиболее обобщенного представления о высшем. 1) «Знаниевый» (джняна). Высшая реальность понимается как источник любого знания, как некое сверхзнание, характеризуемое совершенной полнотой, а также способностью мгновенным пронизыванием любого фрагмента действительности. Знание — единственная реальность (ШС 1.1), в нем растворены и объективная, и субъективная стороны; знание — это то, что в себе и для себя, в то же время это архетип обращенного вовне эмпирического знания, а следовательно, и незнания (авидья). По своему характеру знание-реальность — аналоговое, а не аналитическое. Поскольку оно способно сразу принимать форму любого объекта, то может во всей полноте и целокупности отражать основные характеристики этого объекта, которые, с другой стороны, предстают как его, Знания, собственные признаки. Знание спасает, освобождает того, кто растворяется в Знании, собственно, это растворение и выглядит как спасение. Знание вечно (ШС 1.58), сакрально, всеобъемлюще и универсально. Когда в Знании подчеркивается его сверхсубъектность, оно обозначается как Дух, Я (Параматман), Разум, Сознание (Чайтанья, Чид, Пуруша). 2) «Теологический». Высшая Реальность может представать в образе абсолютного божества (Парамешвара). Прежде всего это Шива, который вообще считается основателем йогических практик как таковых, а также выступает как главный излагатель учения в некоторых трактатах; он упоминается под разными эпитетами (напр., Адинатх, ХП 1.1.). Реже встречаются другие универсальные божества, например, Вишну (в ГС). Существенное значение в этом аспекте имеет Шакти — активное женское начало, неотъемлемая энергетическая часть божественной субстанции; 3) «Онтологический». Абсолютное выступает как бытийное основание, например, как Сат-чит-ананда, или как Свет, как Единство, и др. Единство, Единый, в своей трансценденции не приемлет никакого «другого», равного ему в его универсальности и абсолютности. Все, кроме него, суть иллюзия, фантом. Единство исполнено блаженства (ШС 1.87), оно всепроникающе и совершенно.

Вторая важная тема, на которой останавливают свое внимание теоретики хатха-йоги, это мировое целое — как в своем динамическом происхождении, так и в своей статической структуре. Мир, вселенная, [32] объявлена формой Духа (ШС 1.45). Однако эта форма иллюзорна, она являет собой только «пузыри и пену», появляющиеся в море бытия под порывами ветра неведения (ШС 1.45). Представление об иллюзорности мира хатха-йога, очевидно, позаимствовала от адвайта-веданты. Мир понимается и как воплощение иллюзии (майя), и как плод ее деятельности (ШС 1.64: «майя — это мать вселенной»). Еще одна идея, заимствованная хатха-йогой из адвайта-веданты, состоит в адхьяропе (переносе) мысленных искажений на абсолютную реальность Брахмана (ШС 1.67). С другой стороны, поскольку майя понимается как неведение, авидья (ШС 1.69), то и мир — это порождение неведения.

Несмотря на то, что мир составляет форму Духа, последний не имеет с ним ничего общего (ШС 1.55). На первый взгляд, это заявление противоречит другому тезису, согласно которому мир происходит именно от Духа, Сознания (ШС 1.77). Противоречия сглаживаются, если мы разведем эти высказывания на разные уровни: в первом случае мир мыслится как статичная структура, застывшая величина, обособившаяся в своей материальности, так понятый мир резко отличен от духовных параметров. Во втором случае речь идет о динамическом процессе космогенеза, в котором Дух в своем творящем аспекте (Пуруша) принимает активное участие. Процесс космообразования приблизительно выглядит так. Пуруша обуреваем желанием творить. По его воле возникает авидья, которая, вероятно, представляет собой воплощение его творческого желания. Через соединение (сахита) Пуруши-Брахмы с авидьей появляется вторичный Брахма (Брахма-«творец»), из него эманирует набха (т. е. акаша, «эфирное» пространство, «небо»), из набхи-акаши выделяется стихия воздуха, из воздуха — огонь, из огня — вода, а из воды образуется земля. Это космогенез на тонком уровне — уровне «танматр», тонких частиц (ШС 1.71). Далее, описывается развитие эманирующих ступеней в прогрессии (ШС 1.72): вначале производится акаша; потом к акаше добавляется воздух; далее к этим двум элементам — огонь; потом эти три плюс вода; наконец, ко всем четырем добавляется и земля. Речь здесь идет о более плотной эманации вещества, постепенной материализации мироздания. Каждый из элементов имеет собственное качество, или соответствующий объект чувства: звук для эфира, движение и касание для воздуха, форма для огня, вкус для воды и запах для земли. Это совершенно традиционный набор качеств, принятый в индийской философии в целом.
[33]

Таким образом, незнание как возможность присутствует уже в самом Знании, и его разворачивание в мироздание совпадает с его актуализацией, самопроявлением. Незнание выглядит как один из аспектов Знания, направленный на творение мира. Незнание играет также роль материального субстрата. Оно состоит из трех качеств (гуны), комбинации которых обусловливают различие между вещами. Мифологически три гуны соотносятся с определенными индуистскими богинями. Так, тамас ассоциируется с Дургой, раджас — с Сарасвати, саттва — с Лакшми. Господствующие же над ними Владыки (теоретическая мультипликация единого Брахмана) суть Ишвара (т. е. Шива), Брахма и Вишну соответственно (ШС 1.81-82).

Сочетание Духа и авидьи относится к «знаниевому» аспекту бытия абсолютного; данное соединение можно проследить и на «теологическом» уровне. В этом случае говорят о соединении Шивы и Шакти (ШС 1.92), причем Шакти прямо отождествляется с материей (джада). От их союза происходят все живые существа.

Реально различия между вещами отсутствуют (ШС 1.85, ХП 4.57), они возникают только на словах и в мыслях. Следовательно, и мир как множественность — это только ментальная фантазия. Если мы убираем пределы между вещами, мы обнаруживаем только Единое начало, и ничего больше. Иллюзорность бытия, впрочем, не означает его абсолютного небытия; речь идет об относительном уровне существования. Истинный мир — это сфера Брахмана; наша же эмпирическая вселенная ограничена, а значит, относительна и зависима.

Читайте также:  Движение акали - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Разрушение мира является точной калькой с процесса космогенеза, только воспринятой в обратном порядке: происходит последовательное «растворение» (магна) элементов друг в друге, затем в авидье, а авидья исчезает в Высшем (Парама) (ШС 1.78).

Третья тема рассматривает микрокосмическое измерение. Микрокосм есть не что иное, как человеческое тело (деха). В нем можно обнаружить священную гору Меру, которую окружает семь мифических материков; в нем встречаются озера, реки, горы, поля и хранители полей, звезды, планеты, мудрецы-риши и мудрецы-муни, места паломничества, святыни и божества-покровители, солнце и луна, пять первостихий, а также все живые существа (ШС 2.1-2.2). Все это необозримое многообразие, недоступно обыденному взору; только тот, кто в состоянии прозреть его внутри себя, может называться йогином. Впрочем, не эти внутренние пространства и персонажи его интересуют, но те воплощения энергии, которыми они в реальности [34] являются. Управление этими потоками энергии является целью хатха-йоги. Этот микрокосмический уровень выглядит как статичный компонент структуры живого существа. Он просто призван описывать «строение» тонкого тела, не касаясь этической проблематики.

С динамической же точки зрения микрокосм раскрывается в ином ракурсе — как живое существо (джива). Это сокровенный дух, атман, заключенный в телесную темницу. Будучи невольным пленником, он вынужден переживать плоды кармы, которую сам же творил. Переживание кармы в ее благих, неблагих и нейтральных проявлениях составляет цель его жизни, основанную на его предыдущих воплощениях (ШС 1.93). Однако подобная цель только усугубляет его страдания, поэтому он не может выйти за пределы рождения-и-смерти. В силу этого дух должен ставить перед собой сверхцель, если желает вырваться за пределы мира страданий. Этой сверхцелью оказывается освобождение, а непосредственная ступень, ведущая к нему — это запредельное состояние сознания, самадхи, в котором пропадают без следа любые привязанности (ГС 7.21). На пути к освобождению необходимо справиться с собственными аффектами (ХП 1.10), а в идеале и уничтожить их. Подобное состояние освобождения самоестественно (сахаджа) (ГС 7.17). Освобожденное сознание растворяется в Высшем духе (ШС 1.96, ХП 4.58). Это исчезновение двойственности, полное совершенство, кайвалья (ХП 4.61), победа над смертью (ГШ 5). Происходит прекращение кармы и полное забвение всех объектов (ХП 4.33). Поскольку такой йогин преодолевает авидью-материю, он превосходит и три этических состояния (соотносимые с тремя гунами) — добро, зло и индифферентность. К освобожденному существу или субъекту высших спиритуальных состояний не применимы никакие этические мерки. Он способен силой медитативного сосредоточения или исполнением каких-то тех или иных психотехнических упражнений ликвидировать свои грехи, даже самые ужасные, и не допустить образования новых (ШС 4.8; 5.118). Таким образом, мораль сугубо релятивна: она зависит от материальных факторов, и по мере ослабления материальных пут «преодолевается».

Динамическая точка зрения рассматривает вмещающее индивидуальный дух тело под анатомическим углом. Мясо, кости, нервы, костный мозг, кровь и др. — таковы основные компоненты тела, в котором уже не находится места для горы Меру и других сакральных объектов. Тело состоит из нескольких оболочек, из которых самой внешней и плотной является «пищевая» (аннамая).
[35]

Тело — это «храм» для получения наслаждения (ШС 1.90) и переживания страданий.

Индивид, который стремится обрести освобождение, изначально порожден неведением. Сам факт индивидуального в хатха-йоге — это факт ложного сознания. Подобное «индивидуализирование» неизбежно из-за наличия изначального импульса к творению, который исходит от самого Духа-Брахмана. Поскольку этот импульс совпадает с неведением, коренящемся в Брахмане, то получается, что причина «различающего знания» — это сам Брахман. Посредством авидьи Дух воплощается в материальном, но это же ограничивает его, «заковывает» в обособленных телах, жизнь которых обусловлена различениями. Неведение, таким образом, выступает и как непосредственная причина различений, и как их следствие, что формирует замкнутый круг. Практикующий пытается разорвать этот порочный круг с помощью специфических средств хатха-йоги, и если ему это удается, он трансформирует силу авидьи в силу всепроникающего знания и возвращается к самому себе, т. е. в сверхиндивидуальное.

Эзотерический туризм: развивающие путешествия для осознанных людей

Как известно, одним из наиболее страстных увлечений многих людей по всему миру является туризм и путешествия. Но путешествия путешествиям — рознь. И в то время как подавляющее большинство людей скупают в турагентствах путёвки в такие популярные страны как Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд или Индонезия с целью пить-есть-плясать-лежать, находятся те, кто не идёт на поводу у модных и общедоступных тенденций и выбирает для себя более необычные способы отдыха. И одним из активно набирающих сегодня видов туризма (согласно данным туроператоров его популярность с каждым годом увеличивается примерно на 30%) является эзотерический туризм.

Эзотерический туризм на самом деле является уникальным направлением. Его даже можно смело назвать новой вехой в духовном развитии человека. В буквальном смысле это путешествие к себе, целью которого является глубинный поиск и познание своей сущности, расширение своих границ, совершение новых открытий и возможность найти ответы на многие вопросы и решения сложных жизненных и личностных проблем. И стремление людей к подобным вещам отнюдь не удивительно, ведь жизнь в современном мире и в сумасшедшем ритме оказывает влияние на самые глубинные основы духовности человека, притупляет его природную сущность, давая взамен лишь навязанные ценности, подменяя идеалы, делая из него просто часть системного механизма, всё сильнее отдаляя его от своих истоков. Целью эзотерического туризма как раз и является смена ориентации людей с материальной внешней оболочки повседневной суеты на духовную сторону жизни и своего собственного внутреннего мира.

Как явление эзотерический туризм или просто эзотуризм, как его всё чаще называют, появился довольно недавно, чуть больше десяти лет назад, когда начали становиться актуальными вопросы экологии, путешествий и саморазвития. С каждым годом из довольно необычного и воспринимаемого ещё с недоверием досуга, этот способ времяпрепровождения, постепенно меняя облик и оттачивая свои грани, приобретает черты истинной культуры путешествий и преобразуется в искусство посещения духовных центров, мест Силы, энергетических точек планеты и самых разных интересных стран.

Во время эзотерических путешествий человек расширяет свой кругозор, приобщается к культурному наследию древности, становится сопричастным к чему-то великому и непостижимому. Но это лишь часть того, что можно получить от эзотуризма. Причём, эта часть является скорее следствием, нежели причиной. Главная же особенность эзотуризма в том, что для человека становится доступным и возможными духовное пробуждение, благодаря которому раскрывается потенциал его личности и скрытые резервы, находившиеся в так называемой спячке десятки лет. Даже в непродолжительных поездках по различным местам нашей же страны люди начинают обретать целостность себя, приходят к пониманию своих истинных целей и особенностей своей натуры, находят выходы из казавшихся безвыходными ситуаций, получают ответы на не дававшие покоя вопросы, становятся более позитивными и настроенными на обретение счастья и успеха. Посещение особых мест заряжает энергией, снимает стресс и напряжение, освобождает от тревог, беспокойств, печалей и негатива, очищает энергетические каналы и благотворно сказывается на общем физическом, психологическом, эмоциональном и душевном здоровье. Иногда происходят и из ряда вон выходящие события, такие как пробуждение мистических способностей, активизация третьего глаза, видение духов и множество других.

В немалой степени этому способствуют, конечно же, и многочисленные духовные практики, которые являются неотъемлемой и полноценной составляющей эзотуризма. Кто-то знакомится с ними впервые, а кто-то уже имеет определённый опыт в таких практиках. Но это абсолютно не важно, ведь здесь нет места гордыне, чувству превосходства, желанию казаться лучше других и остальных подобных вещей. Каждый, можно сказать, адепт эзотерического туризма, во-первых, осознаёт, для чего он, так сказать, «сюда пришёл», а во-вторых, понимает, что другие люди так же, как и он, находятся на пути своих собственных духовных исканий.

Многие практикуют медитацию, читают мантры, занимаются йогой и цигун. Кто-то прибегает к несколько иным техникам, таким как ченнеллинг, проекция астрального тела, остановка внутреннего диалога, созерцание и другим. Если даже вы и сейчас что-то практикуете и у вас уже есть определённые успехи, вам будет полезно знать, что любая духовная практика, совершаемая в местах Силы и энергетических центрах Земли, многократно усиливает своё воздействие на человека и даёт усиленные результаты. Ведь такие места пропитаны своей собственной особой энергией, которую невозможно ощутить даже в небольших городах, не говоря уже об огромных мегаполисах.

Что же касается самих мест, куда совершаются паломничества, то их существует великое множество даже в России. Среди них можно назвать древнейший город Аркаим в Челябинской области, каменные дольмены на Кавказе, Шайтан-озеро в Омской области, Плато Укок, Катунский хребет и гору Белуху на Алтае, Менгиры в Хакассии, каменные столбы на Урале, остров Кижи в Карелии. И это далеко не весь список. Православные люди с особым интересом посещают Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, город Кириллов, село Дивеево, Соловецкий архипелаг, Свято-Введенскую Оптину пустынь, остров Валаам, остров Патмос и многие другие христианские святыни.

Если говорить о зарубежье, то большой популярностью пользуются такие страны как Таиланд (водопад Клонг Лам, храм Ват Бупхарам, острова Пхи-Пхи и т.д.), Япония (Великий храм Исэ, монастырский комплекс Энряку-дзи, гора Курама и т.д.), Китай (озеро Сиху, город Ханчжоу, гора Хуаншань и т.д.), Тибет (город Лхаса, гора Кайлас, долина Гаруды и т.д. ), Непал (долина Катманду, храм Манакамана, пещера Падмасамхавы и т.д.), Камбоджа (Кладбище Королей, храмовый комплекс Ангкор Ват, гора Пном Кулен и т.д.), Индия (храмовый комплекс Сабаримала, священное место Бодхгае, священное поле Курукшетра и т.д.), а также другие страны. Поездки совершаются и в обычные дни и в дни каких-либо священных праздников, этнических фестивалей, постов и других подобных мероприятий.

Кроме практик и самих путешествий, есть и ещё одна замечательная черта эзотерического туризма – это возможность познакомиться с интересными и необычными людьми. Проводятся даже специальные встречи с магами, целителями и прорицателями. Если повезёт и звёзды будут благосклонны, у вас появится возможность встретить шамана или даже обрести своего собственного духовного наставника. К тому же, есть вероятность того, что вы встретите близких по духу людей и заведёте новых друзей, которые станут вам верными спутниками по жизни.

По всем этим причинам статья и называется «Эзотерический туризм: развивающие путешествия для осознанных людей». Всё дело в том, что это не просто развлечение или пустая трата времени. Люди, увлекающиеся эзотуризмом, интересуются в первую очередь саморазвитием и осознанной жизнью. Благодаря этому данный вид туризма на почтительном расстоянии обходится стороной подвыпившим и что-то невнятно требующим «руссо туристо», прекрасными дамами лёгкого поведения и неотёсанными представителями человеческой расы. А это, в свою очередь, является ещё одним существенным плюсом эзотуризма.

Сегодня для всех желающих многие туристические фирмы предлагают широкий выбор эзотерических туров. Цены на них не особо отличаются от цен на обычные путёвки и зависят от дальности и продолжительности путешествия, а также насыщенности самой программы и условий проживания и передвижения. Но помимо этого, устроить себе отличное эзотерическое путешествие любой человек может и самостоятельно. Для этого нужно лишь задаться целью это сделать, определить пункт назначения, решить вопрос с проживанием и найти подходящий способ добраться до нужного места. Ну и, естественно, иметь в наличие достаточно средств, чтобы поездка удалась на славу, и можно было без проблем приобрести экскурсию, оплатить вход в любую достопримечательность, если он платный, не сидеть голодом и, конечно же, купить себе или кому-то из дорогих людей ценный сувенир или хороший подарок.

Эзотерический туризм выбирают те люди, которые стремятся не только увидеть красивые места и культурные и религиозные памятники различных мест на нашей планете, но и желают впитать в себя небольшую крупицу энергии Вселенной, прикоснуться к древнейшим знаниям и тайнам мироздания, а также уверенно встать на Путь счастливой, гармоничной, здоровой и осознанной жизни.

Йога-туризм: зачем и куда ехать

Опять рассказываем о том, как путешествовать осознанно. В этот раз о тех, кто уезжает заниматься йогой.

Опять рассказываем о том, как путешествовать осознанно. В этот раз о тех, кто уезжает заниматься йогой.

Для некоторых занятия йогой становятся неотъемлемой частью жизненного цикла, и даже в отпуске не хочется от нее отказываться. Поэтому на рынке туризма существует множество предложений с йога-турами. Их география широка, как и продолжительность, виды практик, состав группы и прочее. Мы расспросили поподробнее о таких турах и впечатлениях от них нескольких жителей нашего города.

С чего все началось

Женя Менешева: Я начала заниматься йогой три года назад — скачала приложение с асанами, занималась по нему. Попробовала хатха-йогу, но она не зашла. Однако я почувствовала, что в йоге — мой путь к освобождению от границ, к спокойствию. Начинала медитировать — не могла и пяти минут спокойно просидеть, все стремилась проверить, сколько осталось до конца. То есть спокойное сидение с собой и наблюдение раньше мне казались пыткой, чем-то очень скучным. Это уже позже я поняла, что скуки не существует, скука — это потаенный гнев. Первая поездка на йога-лагерь — важнейшее решение в моей жизни. К этому инфоповоду я бросила курить (курила пять лет). Впервые разделилась с моим тогдашним молодым человеком — мы были фактически одним существом, я поняла в тот момент, насколько несамодостаточна. И многое-многое о себе узнала.

В общем, йога — это супер, никакого культа из нее не делаю, но уважаю и считаю прекрасным инструментом для самопознания, открытия своего потенциала, любви к себе, самоизучения. Йога — важная часть моей жизни, такая же важная, как и остальные: работа, семья, друзья, образование, путешествия.

Читайте также:  Бхуванешвар - город любви - приключения в индийском Бхубанешваре

Екатерина Петрова: Йогой я начала заниматься лет пять назад из-за проблем с поясницей. Сначала это была просто попытка поправить свое физическое здоровье, но в процессе я увлеклась и заинтересовалась и другими аспектами, так что с годами мой интерес только рос, и сейчас йога — большая часть моей жизни.

Оля: Йогой я начала заниматься семь лет назад, сначала это были занятия в фитнес-клубе один раз в неделю. В какой-то момент этого мне стало мало, и подруга предложила пойти на гималайскую йогу — это была еще одна маленькая ступенька, благодаря которой я заинтересовалась духовным аспектом практики, дыхательными упражнениями и медитативными техниками. Помню, какое впечатление на меня произвел семинар по «Чакравидье»! Так потихонечку глубина наклона увеличивалась, тело в планке не так сильно дрожало. Но потом судьба забросила меня работать в бар. Естественно, когда ты работаешь ночью, а спишь днем, то говорить о практике сложно. На два года я выпала из йоги. У меня всегда была мечта уехать на Бали на долгий срок (когда это еще не было мейнстримом). И вот по истечении двух лет в баре, накопив средств и найдя свою любовь, я решилась все-таки уехать за приключениями, серфингом и, конечно же, йогой.

Наргис Рахмонова: Йогой я занимаюсь с 2007 года. За это время было и фанатичное увлечение, и разочарование, сейчас есть мои потребности, которые я удовлетворяю. Поясню: голова болит — делаю перевернутые позы, мышцы где-то скованные — делаю асаны для них и т. д. После рождения ребенка стала уделять особое внимание женским практикам.

Наталья Басова: Йога пришла в мою жизнь через индийские танцы, я увлекалась культурой Индии, ходила на различные фестивали, где, помимо танцев и песен, часто была представлена и йога, так незаметно она стала для меня неотъемлемой частью Индии. Но заниматься йогой я стала гораздо позже: после того как наша преподавательница по танцам уехала в Индию, я долго никуда не ходила, а потом во «ВКонтакте» мне попался пост о йога-центре, и я решила попробовать. К тому времени, как я собралась в йога-тур, я уже год занималась йогой, тогда она воспринималась мной только как спорт. Тур изменил мое отношение.

Как выбрать школу и куда ехать

Екатерина Петрова: Около трех лет назад я накопила денег, уволилась с работы и собиралась присоединиться к волонтерскому проекту на Шри-Ланке. Но в последний момент все сорвалось. И тогда я просто села перед картой мира и задумалась, куда бы мне хотелось поехать. К тому моменту я уже сильно увлекалась йогой и аюрведой (индийской системой медицины), поэтому хотелось связать свою поездку именно с этим. Я искала просто в Google и наткнулась на статью The Guardian «10 лучших йога-ретритов 2012 года». Больше всего там меня привлекли варианты The Yoga Farm в Коста-Рике и The Yoga Barn на Бали. Потом я еще решила, что очень хочу на панчакарму (аюрведический детокс) в Индию, поэтому Бали оказался более логистически разумным вариантом.

Сейчас вообще непросто выбирать — столько вариантов, что глаза разбегаются. В первую очередь стоит определиться, чего вы хотите: серьезных занятий йогой и движения вперед в своей практике либо же просто приятного отдыха с занятиями йогой как дополнением. Если первый вариант, то надо ехать в Индию или искать в других странах по конкретным школам и преподавателям, чтобы поехать именно к тому учителю, к которому хотите. Также нужно определиться, хотите вы ехать группой (сейчас очень много туров, где все уже готово и вас везде возят, учат, рассказывают) или самостоятельно и самим все искать. Если же для вас главное — отдых, то тогда нужно в первую очередь определиться с направлением: чтобы и погода хорошая была, и море-горы, и вкусная еда, и хорошая компания. А йога-школ сейчас везде очень много, поэтому можно просто погуглить, и если в желаемом месте есть интересные школы, то смело туда отправляйтесь. Сейчас также предлагают поездки на ретриты, это выездные программы, где «все включено»: проживание, питание, занятия йогой, лекции, экскурсии. Иногда у них есть определенная тематика (чтобы отдохнуть, набраться энергии, если вы пережили расставание — чего только сейчас не предлагают).

Оля: После того как мы приехали на Бали и арендовали жилье и байки, то задались вопросом: куда же идти на йогу? И, словно отвечая на мой запрос, ответ дарит нам хозяйка дома: ее подруга работала в школе йоги Prana , находившейся через улицу от нас. Я пошла на первое занятие, которое вела потрясающая и улыбчивая итальянка Карлотта. Было немного сложно воспринимать информацию на английском языке, но это была любовь с первого взгляда. Я буквально упивалась практикой, мышцы постепенно расслаблялись, и последствия моей двухлетней остановки сходили на нет.

Наргис Рахмонова: В поисках идеальной поездки нужно в первую очередь ориентироваться на свой комфорт. И не забывайте, что инструкторы — обычные люди и что все они очень разные. Тут и тип занятия, интенсивность, манера речи, подача играют роль — пробуйте, ищите, что понравится именно вам. В йога-турах бывают моменты и для отдыха, и для экскурсий, можно даже пропустить занятие. Обычно программы выстраивают таким образом, чтобы у людей было свободное время, часто в сам йога-тур уже входят одна-две плановых групповых экскурсии.

Как проходят занятия, особенности и люди вокруг

Женя Менешева: Как сейчас помню, темой йога-лагеря проекта Generation Yoga) было внимание — мы три дня практиковали с этой целью. Уровень рассеянности моего внимания тогда был катастрофическим — ни на чем сконцентрироваться не могла, мысли были рандомными, не выстроенными, бесконечными и неутомимыми. Более того, они были в большинстве своем негативными! Сейчас мне это кажется смешным. Ведь после этого лагеря завертелось-закрутилось: трансерфинг, изучение религий, учений, философия, психология, психотерапия.

Екатерина Петрова: Обычно это на море, вы живете в хорошем отеле, у вас есть программа (одно-три занятия йогой в день), за вас все продумали, вы только наслаждаетесь отдыхом и йогой. Часто это недешево, хотя того стоит.
Также рассчитайте свои силы. Возможно, вам нужен расслабленный вариант, например, одно занятие в день, а остальное время вы гуляете и осматриваете достопримечательности. Если вы практикуете давно, можно заниматься и два раза в день. Если возьмете три занятия, есть риск, что будете уставать так, что больше ни на что не останется ни времени, ни сил.
Один из главных плюсов таких путешествий — это люди, которых вы встречаете на своем пути. Чаще всего те, кто едет заниматься йогой, интересные люди, которые пытаются найти себя. В любом случае это почти всегда люди с очень необычными жизненными историями. Хотя больше это относится именно к тем, кто ездит в одиночку, в группах больше процент тех, кто решил, что «вроде это модно, надо бы и мне поехать».

Оля: Спустя три месяца мы переехали в другой район Бали, и рядом была еще одна школа йоги Desaseni, считавшаяся одной из лучших на острове, наша соседка по вилле была ее завсегдатаем и очень советовала сходить к паре преподавателей, которые дают более сложную практику, так сказать, уровень второй. Я была в ужасе: казалось, я ничего не могу. Но сдаваться я не собиралась и через несколько занятий увидела плоды своего упорства. Таким образом, помимо йоги с Карлоттой, добавились еще два класса в новой школе. Мир вокруг стал сплошной йогой, но тем не менее я находила время, чтобы покататься на доске, причем это вносило особый баланс в жизнь на острове: когда у меня что-то не шло в практике йоги, у меня получалось в серфинге; когда был полный провал в океане, спасали и окрыляли успехи в йоге. Мы ездили по острову, знакомясь с его водопадами, вулканами и рисовыми полями, встречали новых людей, которые приехали на две недели, или дауншифтеров, зависших на «острове богов».

Наргис Рахмонова: В йога-туре никогда нельзя угадать, кто соберется, особенно если тур рассчитан на начинающих — там будут и молодые девушки, и мамы с детьми, и мужчины, и даже пенсионеры! Главное, что у них есть общие интересы — это как пионерский лагерь, с ночными посиделками, совместными завтраками и зарядкой. Люди встречаются очень интересные, они приезжают из разных мест, в этом большой плюс всех йога-туров, ведь, скорее всего, иначе вы бы никогда не встретились.

Наталья Басова: Честно говоря, в тур я поехала не ради йоги, а ради гор. Давно мечтала о походах с подъемами в горы, а тут можно было совершать походы практически каждый день без ночевок в палатках (идеальный вариант для новичков). По утрам мы занимались йогой, днем ходили в поход, где нас ожидали еще и увлекательные лекции. Там нам рассказывали, что йога — это в первую очередь не асаны, а желание развивать в себе осознанность, быть ответственным за свои действия и помогать людям вокруг тебя. Так йога стала для меня образом жизни.
Если чувствуешь, что в твоей голове одни вопросы, а ответов на них нет, всегда можно обратиться к преподавателям йоги — они поделятся своим опытом, подскажут, что почитать и какие шаги предпринять, если не знаешь, с чего начать.
Во многом помогают и ребята, которые тоже отправились в тур; преодоление трудностей, взаимовыручка очень сплачивают. Ведь легче искать в себе новые силы, если рядом с тобой таким же путем идут и твои товарищи.

Стоимость

Екатерина Петрова: Стоят ретриты, как я уже писала, недешево. Обычно потому, что вы живете в очень хорошем отеле где-нибудь на берегу — цена соответствующая, плюс затраты на перелет и на преподавателя (который летит вместе с вами и живет в том же отеле). Но можно отдохнуть и бюджетно, если ехать самостоятельно, жить отдельно и просто ходить в йога-школы на месте. Например, в том же The Yoga Barn на Бали, куда я изначально ездила, многие жили в гостевых домах неподалеку от школы, покупали абонементы на большое количество занятий со скидкой (три года назад это было 120 долларов на 20 занятий) и практически не выходили из школы. Также в Убуде на Бали есть еще одна хорошая школа йоги — The Radiantly Alive, там вообще можно за 150 долларов купить безлимитный абонемент на месяц (или на неделю, тогда дешевле) и заниматься сколько душе угодно.

Оля: Я начала с трех раз в неделю, абонемент на 12 занятий в школе стоил 100 долларов, плюс несколько семинаров, организованных Карлоттой, и личная практика дома.

Наргис Рахмонова: Туры по РФ и странам бывшего СССР стоят от 20–30 тысяч рублей с питанием, проживанием и йогой.

Ощущения после

Екатерина Петрова: Я вернулась с Бали совсем другим человеком. Та поездка перевернула все, хотя, может, просто меня все события в жизни подводили к этому моменту, а поездка стала катализатором. Но все — само место, люди, которых я встретила, йога — открыло во мне какие-то совершенно новые грани. Все закончилось тем, что вскоре я вернулась на Бали и прожила там больше года. Мне предложили преподавать, все сложилось совершенно случайно, и я начала преподавать. Съездила в Индию в Ришикеш, прошла преподавательский курс, получила сертификат. Преподавала я в отеле на Бали ежедневные занятия и организовывала ретриты. В моем случае гости заезжали в отель, а я для них готовила программу. Чаще всего это были практические занятия утром на берегу океана и лекции вечером, но все индивидуально, я старалась учитывать интересы и пожелания каждого гостя. Главное, на что была направлена такая программа, — это отдых и расслабление. И в самом деле, гости потом были благодарны, что смогли по-настоящему отдохнуть, избавиться от зажимов, зажатостей, смогли лучше прочувствовать свое тело, продвинуться в практике и узнали много нового не только о физической стороне йоги, но и о философии. А многие были совсем новичками, это было их первое знакомство с йогой, и они собирались продолжать заниматься по возвращении домой (надеюсь, так оно и есть!).

Наталья Басова: Из тура возвращаешься полным сил и желания все поменять в своей жизни, но тут очень важно не поддаться городской суете, которая сразу хватает за руки и за ноги и затягивает обратно. Идти небольшими шагами к намеченному, пусть это и будет мало заметно для окружающих.
Я поняла, что в наших силах изменить происходящее вокруг. Меняйся сам — и мир вокруг тебя тоже изменится. Теперь я по-другому смотрю на события в своей жизни: каждый день — это возможность стать добрее, терпеливее, с любовью относиться к окружающим, усмирять свой эгоизм.
Свою роль сыграли, конечно, и места, где мы побывали. Такие места называют местами силы. Это островки природы, где ты можешь побыть наедине с самим собой, остановиться и понять, в каком направлении тебе дальше двигаться.
Очень важно после тура хоть иногда встречаться с ребятами, которые тоже занимаются йогой и саморазвитием, они помогут двигаться дальше, что бы в жизни ни происходило.

Ссылка на основную публикацию