Усиление индусского национализма – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Коронавирус уничтожает нефтяные доходы

Фото: REUTERS/Lucy Nicholson

Пока от китайского коронавируса больше всего пострадала нефть. Крупнейший за последний год обвал барреля испугал даже ОПЕК+, которая экстренно ищет ответ на вспышку вируса. Как ситуация будет развиваться с медицинской точки зрения, никто пока не знает. В худшем случае баррелю прогнозируют падение до 30 долларов. Впрочем, российская экономика имеет запас прочности, чтобы выдержать и такие цены на нефть. Подробности.

Уникальный «парад послов» в Кремле станет намеком на встречу «Большой пятерки»

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

В среду в Александровском зале Кремля пройдет церемония вручения иностранными послами верительных грамот президенту Путину. В отличие от всех предыдущих подобных мероприятий, она будет уникальной и символической: впервые сменяются послы всех великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Подобного не было ни в новейшей российской, ни в советской истории. Подробности.

Коронавирус усилился птичьим гриппом

Фото: REUTERS/Luc Gnago

Внезапная вспышка высокопатогенного птичьего гриппа в Китае вызвала у одних людей новые панические атаки. Другим напомнила о том, как без особых последствий закончились эпидемии прошлых лет, из-за которых в мире тоже вводился карантин и ограничения на передвижения. Может ли птичий грипп умножить угрозу, исходящую от коронавируса? Подробности.

Как Москва ответит на заигрывание Лукашенко с Вашингтоном

Фото: NIKOLAI PETROV / BELTA / POOL/ТАСС

Отношения США и Белоруссии, похоже, внезапно радикально улучшились. По крайней мере, именно так можно трактовать итоги визита госсекретаря США в Минск. О чем договорились Майкл Помпео и Александр Лукашенко, зачем белорусский лидер пытается сблизиться с Вашингтоном, и какой на это будет реакция России? Подробности.

Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в Хабаровском крае потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы? Подробности.

Дать врачам больше возможностей и больше ответственности

Антон Крылов, журналист

Как Грета Тунберг заработала шесть миллиардов долларов

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист

Трансгендеры Древнего Рима

Максим Соколов, публицист

Какие новинки автопрома приедут в Россию в 2020 году

Коронавирус проник в Россию

Как Китай обзаводится новейшим вооружением

Шойгу наградил последнего маршала СССР

Обвал петербургского спорткомплекса привел к человеческим жертвам

НАСА презентовало первый в истории МКС модуль для космического туризма

«ARDA Car Wash Equipment»: Стартап, открывший дверь в мир возможностей

«Калиты»: Как превратить медовый стартап в кондитерское производство

Ceramum: История о том, как слепить стартап своими руками

  • Да (я верующий)
  • Нет (я верующий)
  • Да (я атеист)
  • Нет (я атеист)
  • Создание новых промышленных предприятий
  • Поддержка сельского хозяйства
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Развитие транспортной инфраструктуры
  • Развитие наукоемких технологий

Как хотят ужесточить штрафы для автомобилистов?

Как отличить номера автомобилей спецслужб и правительства?

Что изменится в жизни автомобилистов в 2020 году?

НОВОСТЬ ЧАСА

Главная тема

«немного пофантазировал»

«северный поток – 2»

«погрязли в трусости»

Видео

В России впервые за три года упали продажи новых автомобилей – с 2016-го по конец 2018-го они стабильно росли. При этом пока отдельные бренды, как Ford, Россию покидают, другие либо возвращаются, как Opel, либо просто привозят новые модели. И в 2020 году таких машин будет немало.

Заигрывание с Западом

Массовая истерия

вдохновители декабристов

«исторический спор»

Непризнанные регионы

Выгодный прецедент

Разделение по сердцам

викторина

на ваш взгляд

Индийский национализм поможет России

11 декабря 2014, 21:41

Текст: Петр Акопов

Визит Владимира Путина в Индию стал логичным продолжением разворота России на Восток – при котором Москва не только укрепляет связи со старыми друзьями, но и приступает к оформлению нового мирового порядка. Будучи партнерами по БРИКС, Россия и Индия в следующем году будут взаимодействовать и в рамках ШОС. Треугольник Москва – Пекин – Дели становится реальным фактором мировой геополитики.

Достигнутые в ходе визита договоренности – а это и совместные проекты в области ВПК, и строительство целой серии АЭС, и поставки российского газа – конечно же, укрепят наши отношения. Премьер Моди снова назвал Россию самым близким другом и специальным, привилегированным стратегическим партнером. В принятом совместном «Плане по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия» Путин и Моди подчеркнули, что пришло время для значительного расширения двустороннего сотрудничества и выведения дружбы между двумя странами на качественно новый уровень – что особенно важно в момент глубокой перестройки всей мировой системы.

И хотя отношения России с Индией носят стабильно дружественный характер уже более полувека, нынешняя встреча в верхах имела особое значение – произошедшая полгода назад смена власти в Дели дала повод к многочисленным спекуляциям относительно будущего индийско-российских связей.

Дополнительным поводом стало и углубление американо-индийского военно-технического сотрудничества – США впервые обошли Россию по объему проданного Индии оружия (хотя Дели все равно остается крупнейшим иностранным клиентом российской оборонки, а Моди специально подчеркнул, что Россия «остается нашим самым важным партнером в области обороны и безопасности»). Даже накануне визита Путина в Christian Science Monitor эксперты московского филиала американского Центра Карнеги рассуждали о том, что сейчас Россия нуждается в Индии больше, чем Индия в России.

«Многие в Москве относятся к Индии как к чему-то второстепенному, что неразумно в отношении страны таких размеров и такой важности, – говорит директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. – При Моди Индия проводит переоценку своих внешних отношений, и она, похоже, готова отказаться от тех, что не работают. Опасность заключается в том, что Индии может надоесть это устаревшее отношение к ней со стороны Москвы, и она начнет смотреть в другую сторону».

Это не просто надуманные измышления – это осознанное искажение реальности с целью показать, что в ходе конфликта с Западом Россия не может рассчитывать на углубление отношений с Востоком, где хитрые китайцы и индусы намерены лишь воспользоваться сложностями Москвы для получения всяческих уступок, в первую очередь в виде цены на энергоносители.

Но все действия нового премьера Нарендры Моди показывают, что все обстоит ровно наоборот: Индия настроена на дальнейшее сближение – причем как через углубление двусторонних отношений, так и в плане совместных действий на мировой арене. И эту свою позицию Моди обозначил буквально сразу после вступления в должность – когда на встрече с Путиным в Бразилии сказал, что, «если спросить любого человека из Индии, кто самый лучший друг Индии, каждый гражданин, каждый ребенок скажет, что это Россия. Это именно Россия стояла с Индией плечом к плечу в любой трудный момент без любых условий».

И это не просто дань вежливости, это реальное отношение индийцев к России – мы действительно были вместе с Индией в трудные для нее времена, и в Дели прекрасно помнят об этом. Хотя большую часть времени Индией правили представители семьи Неру – Ганди из Индийского национального конгресса (ИНК), индийские националисты из «Бхаратия джаната парти» (БДП), которую возглавляет Моди, тоже всегда были сторонниками укрепления связей с Россией. А лично Моди, с приходом к власти которого в Индии начинаются очень серьезные изменения, будучи прагматичным националистом и консерватором, гораздо ближе по своим взглядам к Путину, чем к англосаксонской элите.

Более того – почти все годы своего 13-летнего правления в штате Гуджарат Моди находился под санкциями США (как повод было использовано «неоказание помощи мусульманам» во время очередных межрелигиозных столкновений) и при этом неоднократно приезжал в Россию.

На эту тему

Кстати, в этот раз в составе российской делегации был свой Моди – находящийся под западными санкциями глава Крыма Сергей Аксенов. Его приезд – более чем конкретная демонстрация отношения Дели к американской политике блокады России. При этом украинские СМИ традиционно попытались выдумать очередное доказательство «унижения России» – Моди не приехал встречать Путина в аэропорт Нью-Дели, хотя якобы недавно лично приветствовал Обаму и Си Цзиньпина.

Эту «информацию» радостно распространяли и российские блогеры из числа «борцов с режимом» – хотя ничего не стоило просто проверить ее достоверность. Обама вообще не приезжал в Индию при премьерстве Моди, а прибывшего в родной для Моди штат Гуджарат китайского лидера в аэропорту встречало большое количество индийцев – но без премьер-министра. Хотя визит Си носил статус государственного (Путин же приехал в этот раз с официальным визитом) – то есть самый высокий из возможных.

Кстати, как выяснилось, знакомство Моди с Путиным состоялось еще в 2000 году, когда тогдашний премьер-министр Индии Ваджпаи приезжал в Москву на переговоры, в составе индийской делегации был и Моди, занимавший пост генерального секретаря БДП в штате Гуджарат. Интересно, что Путин, похоже, просто не запомнил, что тогда ему представляли этого далеко не главного члена делегации – в интервью индийским СМИ накануне визита он сказал, что их знакомство состоялось на полях саммита БРИКС в Бразилии летом этого года. А уже в четверг в Дели, выступая вместе с Моди после завершения переговоров, Путин сказал, что «премьер-министр упомянул о том, что он в 2000 году был в составе делегации Индии в России»:

«Хочу отметить, что как раз с этого времени мы и знакомы с господином премьер-министром, и мне очень приятно, что есть возможность продолжить наше взаимодействие уже в его новом качестве – в качестве главы индийского правительства».

Личные отношения Путина и Моди имеют все шансы стать более близкими, чем те просто хорошие контакты, что сложились у российского президента с лидерами ИНК – Соней Ганди и предшественником Моди на посту премьера Манмоханом Сингхом. Итальянка по происхождению Ганди, став главой самой влиятельной в Индии семьи, не очень уверенно чувствовала себя в роли теневой правительницы Индии, а 82-летний экономист Сингх (не индуист по вероисповеданию), умный и опытный, не принадлежал к самодостаточным лидерам. Моди относится совсем к другому типу руководителей.

Его ставка на национальное чувство индийцев (в том числе и через уменьшение значения английского языка и англосаксонского влияния на элиту), желание построить «справедливое общество», для чего нужно будет провести серьезнейшую модернизацию индийской экономики, а точнее даже – «всеобъемлющей национальной мощи», все это создает массу точек соприкосновения для Москвы и Дели. Единственное, что не может дать Россия Индии, – это большие инвестиции, ведь Моди обозначил потребность индийской экономики в триллион долларов. Деньги Индия привлечет в Японии и Китае, но модернизация экономики невозможна без ресурсов – и в этом отношении Россия может многое предложить своему старому партнеру.

Строительство еще дюжины энергоблоков, поставки сжиженного газа (а со временем возможно и строительство трубопровода) – все это способно не только обеспечить условия для индийского рывка, но и существенно поднять нынешний товарооборот, находящийся, конечно, на смешном для двух держав уровне в 10 миллиардов долларов. Сейчас немалую часть его составляют поставки оружия из России – и здесь не нужно бояться конкуренции со стороны США. Потому что Россия способна дать Индии больше, чем просто оружие – речь идет о серьезном расширении совместных проектов в области ВПК, в первую очередь в ракето- и авиастроении. Причем речь идет о совместных разработках и производстве новейшего оружия – то есть о том, что могут себе позволить только союзники.

То, что дружба двух стран строится на основе полного доверия, неоднократно подчеркивалось в принятой в Дели декларации – и это тоже далеко не пустые слова. Точно так же обозначаются в последние годы и российско-китайские отношения, говоря про которые, Путин и Си Цзиньпин все время подчеркивают беспрецедентный уровень доверия. Понятно, что это характеризует не только отношения двух стран, но и личные отношения их лидеров – что играет особенно важную роль при осуществлении ими согласованной и долгосрочной политики на мировой арене. И для России, и для Китая главной общей целью является слом попыток США организовать сдерживание двух наших держав – и постепенное лишение американцев позиции мирового гегемона и выдавливание их из сфер наших жизненных интересов.

Индия, хотя и не рассматривается Штатами как угроза их глобальному проекту, все же не раз испытывала на себе давление США и хорошо помнит времена правления англосаксонских колонизаторов. Индийская цивилизация больше погружена в себя – но это не означает, что она не готова выступать за новый мировой порядок. В декларации подчеркивается, что «Россия и Индия будут совместно работать над продвижением полицентричного и демократического мирового порядка, основанного на общих интересах всех государств. Обе страны будут стремиться к демократизации глобальных политических, экономических, финансовых и общественных институтов с тем, чтобы эти институты лучше выражали чаяния и интересы всех сегментов международного сообщества».

Дели осудил западные санкции против Москвы – «Россия и Индия выступают против экономических санкций, которые не получили одобрения Совета Безопасности ООН». В декларации также зафиксировано обещание Москвы поддержать намерение Дели получить статус постоянного члена Совбеза – что, конечно, находится в русле политики по демонтажу мира по-американски и перехода к миропорядку, выстроенному на балансе интересов главных мировых цивилизаций.

Стороны также заявили, что намерены продолжать тесную координацию в ООН, БРИКС, ШОС, отметив, что «активная совместная работа в этих форматах как никогда востребована в нынешних непростых условиях». В следующем году Индия станет полноправным членом ШОС – и Шанхайская организация станет уже второй структурой, в рамках которой Россия, Китай и Индия будут координировать свои усилия по трансформации мирового порядка.

Популярные материалы

Для придания устойчивости треугольнику Москва – Пекин – Дели необходимо выровнять китайско-индийские отношения. И этим активно занимаются Моди и Си Цзиньпин – сентябрьский визит китайского лидера в Дели показал серьезность намерений сторон. У двух великих древних цивилизаций нет непреодолимых разногласий. Главное, что им предстоит преодолеть, так это проблему спорных территорий в Гималаях, из-за которых в 1962 году между странами даже вспыхнула война.

Но сама эта проблема осталась со времен английского колониального владычества в Индии, когда Лондон произвольно чертил границы, подбираясь к давно уже находившемуся в китайской орбите Тибету. Сейчас, когда обе страны стали сильными и по-настоящему самостоятельными мировыми державами, им глупо спорить из-за необитаемого горного участка – и тем более давать возможность бывшим колонизаторам и нынешним глобализаторам разыгрывать эту карту.

Укрепляя отношения с Китаем и Индией, выстраивая тройственную кооперацию на международном уровне, Москва будет тем самым вносить свой важный вклад в приближение того момента, когда Гималаи станут сближать, а не разделять две древнейшие цивилизации. И даже три – потому что евразийский проект России вернет нашу страну к Гималаям.

Поэтому так важны тесные личные отношения Владимира Путина, Нарендры Моди и Си Цзиньпина, трех сильных лидеров, настоящих националистов, представляющих главные цивилизации Евразии.

17 крутейших местечек, о которых бессовестно умалчивают путеводители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки — как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.

AdMe.ru собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.

17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия

Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс. человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться. В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке — для военных церемоний, парадов, театральных постановок.

16. Пещера Шондонг, Вьетнам

Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в миреее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб!

Читайте также:  Противоречия между индусами и мусульманами - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами — каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.

15. Колокольня на озере Резия, Италия

Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень. Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами. Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.

Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.

14. Менгиры Калланиша, Шотландия

Пожалуй, самым разрекламированным каменным сооружением Великобритании является Стоунхендж. Однако загадочный Калланиш на острове Льюис в Шотландии ученые называют крупнейшим памятником мегалитической культуры. Это 13 монументов и групп вертикально установленных, буквально выросших из земли камней высотой до 5 метров, образующих круги. За пределами круга установлены камни в форме, напоминающей кельтский крест, указывающий концами на стороны света. По одной версии, эти менгиры не что иное, как гигантский лунный календарь, по другой — древнее обрядовое место.

13. Природный мост Пон-д’Арк, Франция

Вдалеке от оживленных городских улиц на юге Франции в местечке Пон-д’Арк располагается природный мост с аналогичным названием. Он возвышается над рекой Ардеш, которая и вымыла в скалистой породе за сотни лет внушительную арку высотой 50 метров и шириной 60 метров. Здесь удивительно тихо и спокойно, в летний период проходят соревнования по гребле на каноэ. А недалеко от моста находится исторический памятник — древняя пещера Шове с наскальными рисунками возрастом до 30 тыс. лет!

12. Мадаин-Салих, Хегра, Саудовская Аравия

По сравнению с иорданской Петрой археологический комплекс Мадаин-Салих не так широко известен, хотя он является древнейшим сооружением Саудовской Аравии возрастом около 2 000 лет. Этот исторический город-памятник включает 111 скальных захоронений, башен, жилых помещений, храмов и гидротехнических сооружений древнего набатейского города Хегра, бывшего некогда центром торговли. Все постройки украшают скульптуры, барельефы, наскальные надписи.

11. Озеро Эльтон, Волгоградская область, Россия

Площадь этого удивительного соленого водоема —150 кв. км, что делает его самым крупным минерализованным озером в Европе. Его глубина не превышает 7-10 см летом и 1,5 м весной. Оно является важнейшим пунктом миграции куликов и журавлей, привлекает туристов необычными соляными пейзажами и бальнеологическими свойствами. Эльтонский природный парк, на территории которого расположилось озеро, является домом для нескольких сотен видов растений и животных, в том числе уникальных.

10. Кафедральное ущелье, национальный парк «Пурнулулу», Австралия

Национальный парк «Пурнулулу», внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, изобилует полосатыми горными кручами из песчаника, озерами, здесь уникальная флора и фауна. На его территории располагается огромное количество ущелий, одно из самых живописных — Кафедральное, представляющее собой настоящий природный амфитеатр с потрясающей акустикой.

9. «Лабиринт Орта», Испания

«Лабиринт Орта» — исторический и старейший парк в Барселоне, который был заложен в конце XVIII века как неоклассический сад. Это место, богатое живыми изгородями, клумбами, беседками, каналами, было излюбленным для проведения культурных и общественных мероприятий. Сегодня в парк может попасть небольшое число посетителей в день.

8. Часовня Сен-Мишель д’Эгиль, Франция

В небольшом городке Ле-Пюи-ан-Веле на юге Франции, на вершине отвесной 90-метровой скалы есть часовня, построенная в 962 году! До этого года на скале находились языческий дольмен и древнеримское святилище, и в целом все предания называют скалу священным местом. Часовня уникальна не только своим расположением, но и фресками, мозаиками, росписями, которые за всю историю ни разу не реставрировались.

7. Голубой пруд Биэй, Япония

Голубой пруд в префектуре Хоккайдо был создан после строительства дамбы как часть системы контроля процессов эрозии и защиты близлежащих районов от селей. Необычный ярко-бирюзовый цвет воды вызван естественной работой минералов и может меняться в зависимости от погодных условий и угла зрения. А торчащие из воды высохшие стволы деревьев только добавляют пейзажу фантастичности. Долгое время этот природный объект был закрыт для посещений и стал доступен всего несколько лет назад.

6. Залив Духов, мыс Реинга, Новая Зеландия

Мыс Реинга — это северная оконечность полуострова Аупоури в Новой Зеландии. Недалеко от берега бушуют опасные волны, а на горе стоит маяк, озаряющий все вокруг вспышкой каждые 26 секунд. К востоку от мыса располагается уединенный пляж с бледно-розовым песком. Местные аборигены верили, что душа после смерти отправляется именно на этот пляж, чтобы совершить последний рывок перед погружением в потусторонний мир. Поэтому это местечко считается священным и посетителям запрещается здесь есть. Добраться на мыс достаточно сложно, так как дорога частично пролегает через зыбучие пески, поэтому лучше отправляться с организованной группой туристов.

5. Мечеть Тин Мал, Марокко

Мечеть Тин Мал была построена в 1156 году в честь основателя династии Альмохадов и является одной из двух мечетей в Марокко, открытых для немусульман. Ее отличает удивительная архитектура, и с 1995 года мечеть входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хоть мечеть расположена в горной деревне всего в 100 км от Марракеша, редкий турист знает об этом красивом местечке.

4. Мероэ, Судан

Мероэ — это древний город на территории современного Судана, столица нубийского царства Куш, зародившаяся еще в VIII веке до н. э. Здесь можно взглянуть на множество пирамид, в которых проводились захоронения знатных особ, остатки дворцовых стен, где короновали царей, а также купальни, храмы. К сожалению, к III веке до н. э. город пришел в упадок и от него остались только руины. Весь комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако немногие знают об этом местечке, посещая исключительно памятники Древнего Египта.

3. Лас-Позас, Хилитла, Мексика

Лас-Позас — это настоящий райский сад с сюрреалистическими скульптурами и фантастическими ландшафтами заброшенного города, которые начал создавать в 60-70-х годах XX века скульптор Эдвард Джеймс. Это нереальный коктейль из искусственных сооружений, буйной растительности, тропических цветов, водопадов и небольших прудов, где не встретишь четких линий, простых форм или законченных конструкций и буквально все поражает и заставляет мечтать.

2. Лагуна Гиола и Мраморный пляж, Тасос, Греция

На греческом острове Тасос, отделенный от кромки моря каменистым бордюром, находится небольшой природный бассейн в форме капли с чистейшей водой, именуемый Слезой Афродиты. По легенде, его создал Зевс для купания богини красоты. Словно покрывалом, с одной стороны бассейн прикрыт каменистым отвесом, с которого можно прыгать в воду, но будьте осторожны — глубина всего 3 метра! Незнакомому с местностью туристу найти лагуну Гиола будет достаточно проблематично, но пейзажи, открывающиеся на рассвете, стоят поисков!

На том же острове Тасос находится уникальный Мраморный пляж с чистейшей голубой водой и белым мраморным песком. Сочетание просто потрясающее! Но дорога к этому местечку достаточно трудная, да и пляжи практически дикие, так что придется запастись провизией и терпением, но путешествие того стоит!

1. Эллидаэй, Исландия

Эллидаэй — один из Вестманских островов у южного побережья Исландии. Это идеальное место, чтобы побыть в одиночестве и не слышать шума соседей, потому что здесь стоит всего лишь один дом, построенный еще в 1953 году. Постоянного населения на острове нет, но туристы приезжают сюда порыбачить, поохотиться за тупиками и попариться в сауне в домике.

Бонус: Настоящая Атлантида

Вот уже почти 2 тысячелетия ведутся поиски легендарной Атлантиды, ушедшей под воду примерно 9 тыс. лет назад. Ученые называют до 50 точек, где ее можно искать. Поэтому пока ни в одном путеводителе вы не встретите информации о точном местоположении этого легендарного города-государства. Но, как только мы его узнаем, обязательно вам расскажем!

Индусский национализм: идеология и практика. Часть 2. Добровольные слуги Родины

В первой половине ХХ века в индийском национально-освободительном движении сформировалась и укрепилась праворадикальная тенденция, представлявшая собой индусский национализм с религиозным подтекстом. Основой индийской национальной идентичности сторонники индусского национализма считали «индусскость» — принадлежность к индусскому «культурному коду», под которым понималась, в первую очередь, религиозная составляющая. К индусам относили индуистов, а также представителей других индийских религий — буддистов, джайнистов, сикхов. Формирование концепции «хиндутвы» — «индусскости» было связано с деятельностью философа Винаяка Дамодара Саваркара, возглавлявшего в 1937-1943 гг. крупнейшую националистическую организацию «Хинду Маха Сабха». Однако, кроме «Хинду Маха Сабха» в рассматриваемый период в Индии произошло оформление и ряда других националистических организаций, находившихся на еще более радикальных позициях.

Один из известнейших деятелей индусского националистического движения Кешаврао Балирам Хедгевар (1889-1940) был земляком Винаяка Саваркара и его верным последователем. Он тоже родился в Махараштре, в городе Нагпур — в семье брахманов — маратхов. Но, в отличие от юриста Саваркара, Хедгевар получил медицинское образование и работал врачом. На становление его взглядов оказали большое влияние идеи «Хинду Маха Сабхи». Первоначально Хедгевар принимал активное участие в деятельности Индийского национального конгресса, однако постепенно разочаровался в умеренности его позиций. Куда большие симпатии вызывали у молодого врача политические изыскания Винаяка Саваркара, который, как казалось многим представителям молодого поколения индусских националистов, формулировал наиболее верные принципы национально-освободительного движения. Как и Саваркар, Хедгевар считал очень важной задачей не только борьбу против британского колониализма, но и нейтрализацию угрозы отсоединения исламских территорий. Основой для формирования будущего индийского государства должны были стать индусские религия и культура. Хедгевар критически относился к переходу индусов в христианство и ислам, считая их чуждыми для индийского менталитета религиями. Уже в начале 1920-х гг., разочаровавшись в деятельности Индийского национального конгресса, Хедгевар задумался о возможности создания собственной политической организации, которая могла бы выступать с националистических позиций. В 1925 году была основана организация «Раштрия сваямсевак санг» — Союз добровольных слуг родины, ставшая впоследствии одной из крупнейших в Индии индусских праворадикальных организаций.

Хотя Хедгевар не отмежевывался от кампании гражданского неповиновения, к которой призывал Махатма Ганди, его последователи принимали участие в столкновениях с полицией. Сам Хедгевар считал, что организация только выиграет от военизированной структуры и агрессивного поведения. Образцом структуры националистической организации он считал фашистскую партию Италии. Как и другие индийские политические деятели того времени, включая Субхаса Чандра Боса и даже Махатму Ганди, Кешаврао Балирам Хедгевар открыто восхищался Бенито Муссолини и итальянским фашизмом. В марте 1934 г. он даже провел конференцию, на которой обсуждались перспективы возможной реорганизации «Раштрия сваямсевак сангх» по образцу нацистской партии Германии и фашистской партии Италии.

В начале 1930-х годов деятельность РСС вышла за пределы Махараштры. Ячейки (шакха) этой организации стали открываться и в других провинциях и регионах Британской Индии. В 1932 году численность сторонников Хедгевара составляла всего 500 человек, но затем счет пошел на тысячи. Этому способствовало очень мудрое решение Хедгевара — перейти с санскрита на хинди и маратхи в чтении ритуальных молитв на собраниях организации. К 1940 году численность организации выросла до 100 тысяч человек. Но в это время «Раштрия сваямсевак сангх» лишилась своего первого лидера. Кешаврао Балирам Хедгевар много болел, его терзали непрекращающиеся боли в спине. 21 июня 1940 года в возрасте всего 51 года Хедгевар скончался. Из-за болезни последние годы жизни он постепенно отошел от руководства организацией. На посту лидера «Раштрия сваямсевак сангх» его сменил другой, не менее харизматичный человек — Мадхав Садашив Голвалкар (1906-1973). Он был намного младше и Саваркара, и Хедгевара — принадлежал уже к более позднему поколению индусских националистов. Голвалкар доводился земляком Саваркару и Хедгевару — он также родился в Махараштре, в небольшом городке Рамтек в районе Нагпура. У отца Мадхава, трудившегося школьным учителем, была большая семья — девять детей, но лишь Мадхаву посчастливилось выжить. Он поступил в Бенаресский индуистский университет, где в 1928 году получил степень магистра зоологии. Получив образование, Голвалкар первое время продолжал работать преподавателем в том же Бенаресском университете. В 1931 году, будучи сторонником индийского национально-освободительного движения, он вступил в ряды молодой организации «Раштрия сваямсевак сангх». Как человек образованный и активный, в 1933 году он возглавил отделение РСС.

В 1937 году Голвалкар уехал в Бенгалию, где стал учеником Свами Акхандананды — одного из последних учеников Рамакришны. Интересно, что Свами Акхандананда придерживался идеи отсутствия различий между представителями разных религий и принимал к себе в ученики даже мусульман. Но Голвалкара, убежденного индусского националиста, это почему-то не оттолкнуло. Судя по всему, сотрудничество со Свами Акханданандой следовало политическим интересам Голвалкара и Хедгевара, которые стремились, таким образом, поднять популярность РСС в среде индуистов. В июле 1940 года Голвалкар был избран президентом «Раштрия сваямсевак сангх».

Под руководством Голвалкара происходило дальнейшее становление и укрепление организации. На протяжении трех десятилетий он оставался ее бессменным лидером, сумев превратить РСС во всеиндийскую популярную националистическую организацию. Когда началась Вторая мировая война, Голвалкар не скрывал своих прогитлеровских позиций. В этом его взгляды расходились даже с взглядами Винаяка Саваркара, который, как известно, поддержал Великобританию, и приближались к позиции Субхаса Чандра Боса. Однако, когда британская администрация потребовала от Голвалкара распустить военизированные формирования РСС, он предпочел не противоречить колониальным властям и безропотно выполнил их требования. В конце концов, даже британские чиновники были вынуждены признать, что организация действует сугубо в рамках законодательства и закрывать ее не за что. То, что Голвалкар пошел навстречу колонизаторам, объяснялось тем, что он не хотел дать повод к запрету организации. Тем более, шла Вторая мировая война и британские власти легко пошли бы на запрет РСС, так как считали ее очень ненадежной организацией, способной перейти на сторону японских войск в случае их вторжения.

Пожалуй, именно во время Второй мировой войны для Голвалкара стало куда более важным бороться с тенденциями исламского сепаратизма на северо-западе Британской Индии, чем с самим британским колониализмом. Поскольку вопрос предоставления Индии независимости в перспективе и так считался решенным, Голвалкар главную угрозу видел в предстоящем расчленении Индии на индусскую и мусульманскую части. Именно в северных районах Индии «Раштрия сваямсевак сангх» в 1940-е годы развернула наиболее бурную деятельность, пытаясь вовлечь в свои ряды как можно большее количество индусов. С другой стороны, и сами индусы, особенно из числа мелких предпринимателей, стремились вступить в РСС, чтобы обрести поддержку и защиту этой организации. Именно боевики РСС играли ключевую роль в многочисленных акциях против мусульман на территории Северной Индии.

Когда в 1948 году был убит Махатма Ганди, РСС также не обошли стороной репрессии. Поскольку убийца Ганди Натхурам Годзе был в прошлом членом РСС, правоохранительные органы заподозрили ряд руководителей организации, включая и Голвалкара, в причастности к покушению. Сам Голвалкар был арестован и полгода провел в заключении, выйдя на свободу лишь в августе 1948 года. Правительство независимой Индии приступило к политике арестов и репрессий в отношении членов «Раштрия сваямсевак сангх», что стало для индусских националистов настоящим шоком — ведь они не ожидали, что лидеры национально-освободительного движения, встав у руля власти, продолжат репрессивную политику британской колониальной администрации. 9 декабря 1948 года РСС начала кампанию неповиновения, что привело к аресту самого Голвалкара и 60 тысяч его последователей. В январе 1949 года кампания неповиновения была прекращена.

В послевоенные годы «Раштрия сваямсевак сангх» только набирала численность. К началу 1970-х годов количество членов организации достигло миллиона человек. За тридцать лет руководства Голвалкару удалось увеличить численность РСС в десять раз — по сравнению со 100 тысячами членов организации в последний год руководства Кешаврао Хедгевара. Что касается политической платформы, то она оставалась прежней — опора на концепцию «хиндутвы». Голвалкар подчеркивал, что единственными полноправными хозяевами земли Индии должны быть только индусы как носители «индусскости». Парсы и иудеи, жившие в городах побережья, рассматривались как гости, а христиане и мусульмане — как «чужие». Голвалкар крайне негативно относился к переходу индусов в другие, неиндийские религии. Но не только индийских христиан и мусульман Голвалкар рассматривал в качестве объекта ненависти. Он негативно оценивал китайцев, что также можно понять, поскольку в 1960-е — 1970-е гг. Китай стал естественным геополитическим конкурентом и противником Индии. Много нареканий у европейских исследователей вызывает позитивная оценка Голвалкаром политики Адольфа Гитлера в Германии 1933-1945 гг., опыт которой активисты РСС призывали перенимать для возможного использования на индийской земле.

Читайте также:  Танцующий бог - Шива - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Однако, в современный период позиции «Раштрия сваямсевак сангх» по ряду вопросов существенно изменились. Так, если Голвалкар позволял себе негативные высказывания о семитах, симпатизируя Адольфу Гитлеру и нацистской идеологии и политике, то его современные последователи диаметрально противоположны. Современная «Раштрия сваямсевак сангх» занимает открыто произраильскую позицию — как и «Хинду Маха Сабха». Дело в том, что современный Израиль рассматривается индусскими националистами как один из бастионов на пути распространения исламского фундаментализма, угрожающего, как считают лидеры РСС, и индусской идентичности. Соответственно, страна, воюющая с фундаменталистами, рассматривается в качестве потенциального союзника для Индии. РСС подвергает резкой критике целый ряд непопулярных мер индийского правительства, считая, что они создают неравноправные условия для индуистов и представителей других конфессий. Больше всего вопросов у РСС возникает в отношении мнимого покровительства индийского правительства христианскому и мусульманскому меньшинствам Индии. Лидеры РСС считают, что секулярная политика индийского руководства, на словах направленная на обеспечение равных условий для представителей разных религиозных групп и общин, на деле оборачивается созданием привилегированных условий для христиан и мусульман, а страдают от секуляризма исключительно адепты индийских религий, к которым власти относятся куда строже.

С другой стороны, политические оппоненты обвиняют «Раштрия сваямсевак сангх» в фашизме. Особенно активны в этих обвинениях представители левого крыла индийского политического спектра. Марксисты считают, что РСС фактически копирует не только организационные, но и идеологические принципы фашистских партий. Основанием для подобных обвинений служит разделяемая РСС и другими партиями «хиндутвы» концепция превосходства индусов над представителями других религиозно-культурных общин Индии. Кроме того, неприязнь со стороны левых встречает негативное отношение РСС к идеологии и практике мультикультурализма, поскольку организация выступает за однородное в культурном отношении индийское общество. Но защитники РСС обвинения в фашизме организации отвергают, ссылаясь именно на то, что РСС отстаивает не расовую или этническую, а культурную идентичность. Принадлежность к индусской культуре является для РСС куда более значимым фактором, тем этническая принадлежность. В этом отношении РСС, безусловно, отличается от американских и европейских нацистских и расистских организаций.

Несмотря на свою одиозность, «Раштрия сваямсевак сангх» делает и много добрых дел для простого народа Индии, не относящихся к плоскости политики. Поскольку партия обладает организованными и дисциплинированными отрядами своих последователей, она способна решать многие важные проблемы. Прежде всего, активисты организации участвуют в аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работах после чрезвычайных ситуаций и катастроф природного характера. Так, РСС принимала участие в восстановлении селений, разрушенных Гуджаратским землетрясением в 2001 году. В этой кампании участвовали 35 тысяч активистов партии. Такие действия РСС вызвали одобрение даже у тех политических сил, которые в целом относятся к праворадикальной идеологии партии негативно. В 2013 году активисты РСС помогали пострадавшим от наводнения в Уттаракханде. В 2006 году под опеку одной из структур РСС были взяты 57 детей — сирот из штата Джамму и Кашмир, причем 38 из них были детьми из мусульманских семей.

Однако, периодически из Индии приходят и новости совершенно иного порядка. Речь идет о фактах участия активистов РСС в нападениях на представителей иноконфессиональных групп населения, на культовые места и учреждения других религий, в особенности ислама и христианства. Но эти действия находят поддержку со стороны отдельных слоев индийского общества.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Самые путешествующие нации

Где живут самые большие любители путешествий?

Наверное, нет на свете такой страны, жители которой не любили бы путешествовать. К сожалению, не все имеют возможность путешествовать так часто, как им этого хотелось бы, все-таки туризм – хобби не из дешевых. Сегодня мы решили рассказать о том, граждане каких государств в 2017 году совершили наибольшее количество поездок за рубеж, а также об их туристических предпочтениях.

Гонконг

Среднее количество заграничных поездок в год – 11,4

Гонконг – совсем не большое государство, поэтому его жители успевают попутешествовать по нему в детстве и юности. Повзрослев и начав самостоятельно зарабатывать, гонконгцы стремятся увидеть мир.

Свои первые поездки за границу они начинают с Европы и Америки – им интересна культура, отличающаяся от их собственной. Одним из самых посещаемых гонконгцами европейских городов является Париж. Он производится на них впечатление, прежде всего, прекрасно сохранившейся старинной архитектурой.

В Америке гонконгцы стараются поближе познакомиться с ее природой, поэтому с удовольствием посещают знаменитые парки Йосемити и Йеллоустон.

Среди жителей Гонконга много и тех, кому нравится отдыхать на морском побережье. Они чаще всего отправляются в Египет и ОАЭ.

Люксембург

Среднее количество заграничных поездок в год – 2,56

Люксембург – город-государство, удобно расположенное в центре Европы. Уровень жизни его граждан – довольно высокий, поэтому путешествуют они часто. В выходные и государственные праздники они предпочитают отправиться на денек-другой в Германию – Трир, Аахен, долину Рейна, а также в Бельгию и Францию.

Отпуск люксембуржцы, как правило, проводят также в Европе – в Италии, Испании и Португалии. Состоятельные путешественники предпочитают останавливаться в фешенебельных пятизвездочных отелях, молодежь (в основном, это студенты) – в более скромных гостиницах и хостелах.

Венгрия

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,62

В Венгрии не особа развита индустрия туризма – в том числе, внутреннего. Это признают сами венгры, поэтому выходные и отпуска стремятся провести за пределами родной страны.

Венгры довольно часто ездят в расположенную неподалеку Хорватию и Черногорию. Это недорогие в плане туризма страны, славящиеся чистыми и немноголюдными пляжами. Венгров привлекает мягкий климат – теплое, но не жаркое лето, красивая природа.

За океан – в США и Канаду венгры ездят редко: дорога занимает много времени, а авиабилеты стоят недешево.

Швеция

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,5

Шведы ценят чистый воздух, вкусную еду и хорошую погоду. В Швеции лето недолгое и не очень теплое, поэтому ее жители любят проводить отпуск где-нибудь на побережье Италии, Испании или Греции.

В последнее время молодые шведы часто отправляются в Южную Америку. Что подстегнуло их интерес к данному региону, не совсем понятно. Может, они просто устали от привычной Европы и захотели познакомиться с экзотической культурой.

Старшее поколение шведов в этом плане консервативнее – они редко покидают Европу, предпочитая ездить в расположенные неподалеку Норвегию, Швейцарию и Финляндию.

Так как шведы – северяне, суровый климат их не пугает, поэтому на рождественские выходные они могут заглянуть и к нам: как правило, они отдают предпочтение Санкт-Петербургу потому, что до него удобно добираться через Финляндию.

Финляндия

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,46

Финны очень любят природу из-за чего предпочитают отдыхать в сельской местности, а не на шумных курортах. Если они выезжают за пределы родной страны, то стараются останавливаться в небольших отелях или снимать гостевые домики.

Летом многие финны ездят в Норвегию, чтобы насладиться водными прогулками во фьордах, или Данию.

В Финляндии, как и у нас, есть люди, по нескольку лет отдыхающие в одних и тех же местах, к которым они успели привыкнуть. Среди них есть отдающие предпочтение Турции, Таиланду и Египту.

На экзотические курорты типа Мальдивов и Сейшелов могут позволить себе ездить лишь состоятельные финны.

Ирландия

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,44

Жители Зеленого острова – заядлые путешественники. Летом здесь довольно прохладно (средняя температура июня – 15 градусов выше нуля), поэтому их тянет на юг, к морю и солнцу.

Ирландцы предпочитают проводить отпуск Средиземноморском побережье, купаясь и загорая. В последнее время среди них отмечается интерес к странам Восточной Европы – Хорватии, Черногории, которые не уступают западноевропейским в плане сервиса, но значительно демократичнее в плане цен.

В соседнюю Великобританию ирландцы ездят на несколько дней, например, на выходные или государственные праздники.

Сингапур

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,44

Сингапурцы – активные и любознательные туристы. Для них характерен быстрый ритм жизни, поэтому они стараются за свой отпуск побывать в как можно большем количестве мест и познакомиться с как можно большим количеством достопримечательностей.

Сингапурцы ценят комфорт и безопасность, поэтому отправляются в страны, где уровень преступности относительно низок. Из европейских стран они предпочитают тихую Данию, Швейцарию или Люксембург.

В последнее время, следуя примеру китайцев, сингапурцы обращают внимание на Россию, а именно – на Москву и Санкт-Петербург. Посетить их они стараются осенью, когда на городских улицах не так много туристов, как летом.

Швейцария

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,42

Самыми любимыми странами в плане отдыха у швейцарцев – соседние Италия, Франция и Германия. В основном, это связано с тем, что среди жителей этой страны есть итало-, франко- и немецкоговорящие граждане, которые предпочитают ехать в ту страну, языком которой они владеют.

В своей массе, швейцарцы – довольно обеспеченные люди, привыкшие к комфорту и высокому уровню сервиса. Они останавливаются в пяти- и четырехзвездочных отелях, не считая это расточительством.

Среди дальних направлений любимое у швейцарцев – США и Канада. А вот Великобритания, несколько лет назад бывшая одной из самых посещаемых ими стран, больше таковой не является.

Дания

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,4

Датчане не привыкли во время отпуска сидеть дома. Они с удовольствием путешествуют, предпочитая теплые страны. Из южноевропейских стран они выбирают Испанию, Грецию и Кипр, а из заокеанских – Бразилию.

На выходные они нередко ездят в соседнюю Норвегию или Швецию. Летом там они с удовольствием рыбачат, зимой – катаются на горных лыжах.

Реже датчане отправляются на Гоа, в Тунис или Таиланд: дорога туда занимает много времени, да и климат там слишком жаркий.

Албания

Среднее количество заграничных поездок в год – 1,36

В Албании пока не очень развита сфера туризма, поэтому ее жители стараются провести отпуск за границей. Возможно, это связано с тем, что страна до сих пор не оправилась от недавней ситуации на Балканах.

В основном, они выбирают курорты Адриатики – Дубровник, Триест, Задар. Любимые ими страны отдыха – соседняя Словения, Хорватия, Черногория.

В Италию, Грецию и на Кипр албанцы ездят реже, так как в плане туризма эти страны намного дороже.

За океан – в США, Канаду и Латинскую Америку албанцы летают редко из-за высоких цен на авиабилеты.

Как путешествовали по миру наши предки

В далеком прошлом туристическая отрасль предлагала поездки на любой вкус

Принято считать, что туризм стал неотъемлемой частью жизни человечества лишь с развитием научно-технического прогресса, а в древности в путешествия отправлялись исключительно за «заморскими товарами» или в целях освоения новых земель. Однако история свидетельствует, что это совсем не так.

Даже в античные времена существовали самые разные мотивы для странствий. Например, спортивные состязания. На Олимпиады в Древнюю Грецию съезжались жители всех средиземноморских стран. Прекращались войны, поскольку воевать, как гласят легенды, было некому и некогда. Известно и о других подобных мероприятиях разного уровня.

В Римской империи состоятельные люди тоже предпочитали вояжи в Грецию. Сначала для повышения уровня своего образования, а впоследствии просто в качестве развлечения и отдыха у лечебных источников.

По понятным причинам водные пути для передвижения были основными на протяжении многих веков. По суше путешествовали в соответствии с материальными возможностями — дворяне на лошадях, низшие слои и священники пешком. Наиболее высокопоставленные лица преодолевали небольшие расстояния между городами в паланкинах, переносимых рабами.

В России особенно активное развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределами отмечено в эпоху реформ Петра I. Царь в приказном порядке отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также не скупился поощрять путешествия по России с целью освоения ее территорий. К слову, на этот же исторический период приходится расцветание первых российских курортов. Самые известные из них находились на территории Кавказа, Прибалтики, Польши, центральной России.

В 18-м веке в Англии и России весьма популярными были паломнические поездки в Иерусалим, Мекку и Рим.

В 1838 году состоялся первый пассажирский морской рейс из Англии в США. С тех пор океан перестал быть препятствием для путешествий из Старого в Новый свет и наоборот.

Сам термин «туризм» появился в 19-м веке. Есть свидетельства, что его автором стал знаменитый писатель Мари-Анри Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль. Он называл туристами иностранцев, которые отдыхали во Франции, считая их бездельниками, которые бесполезно тратят время ради удовольствия.

Деньги за отдых

Утверждается, что первую в мире туристскую фирму в 1863 году открыл немец Томас Кук. Начал он с организации для 700 человек двадцатимильной поездки по железной дороге из Листера в Ливерпуль и обратно — с чаем, шампанским и духовым оркестром.

В 1885 году в Петербурге была открыта контора Леопольда Липстона, ставшая предлагать туристические услуги. В рекламных буклетах клиентам обещали «заботиться об их духовном и физическом здоровье, предоставлять направления для поездок, помогать во время пути решать вопросы с билетами багажами, гостиницами».

Что касается расценок, то, к примеру, тур в Италию на полтора месяца стоил около 800 рублей, трехнедельная поездка в скандинавские страны — 300−400 рублей, путешествие на Восток длительностью в три месяца тянуло на 3 тысячи. Естественно, воспользоваться этими услугами могли только состоятельные люди, поскольку ежемесячная зарплата заводского рабочего в том же Петербурге составляла порядка 40 рублей, а доход врача или учителя гимназии редко превышал 90 рублей.

Туризм по Верну

Во второй половине 19-го века в Европе для любящей романтику публики стали создаваться различные общества и клубы по интересам, в том числе и знаменитый «клуб путешественников», члены которого не просто отправлялись в увеселительные туры, но и старались при этом добиться какой-нибудь конкретной цели. Например, установить рекорд по продолжительности, чему, кстати, и была посвящена известная книга Жюля Верна «80 дней вокруг света». Со временем подобные сообщества появились и в России.

К концу 19-го века были освоены почти все известные сегодня основные направления и сегменты туризма: отели, мотели, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы.

В 20-м веке развитие туризма получило резкий толчок, связанный с совершенствованием транспорта — морского, авиационного, железнодорожного, автомобильного. Путешествия для богатых становились все комфортабельнее, набор услуг расширялся. Стали строиться гигантские лайнеры.

В России после Октябрьской революции рост туризма приостановился, поскольку многие компании и общества были закрыты. В 1918 году была создана первая советская туристическая организация под названием «Бюро школьных экскурсий». Еще спустя два года был подписан декрет «об использовании Крыма для лечения трудящихся» и принят декрет об организации домов отдыха. Началось активное строительство турбаз, домов отдыха, санаториев. Многие из них открывали в бывших церквях и усадьбах помещиков.

В конце 30-х годов было создано Всесоюзное акционерное общество «Интурист», с помощью которого советские граждане в отдельных случаях стали совершать поездки за границу. В большинстве своем в дружественные страны. Остальное же население СССР помимо поездок по путевкам в отечественные здравницы с удовольствием предавалось отдыху «дикарями» или пешим турпоходам с рюкзаком за плечами. Как в древние времена.

Медленный туризм: европейская идея осознанного отпуска без спешки

Отпуск никогда не будет прежним: вместо того, чтобы побыстрее прочесать 10 главных достопримечательностей, всё больше путешественников склоняются к медленному туризму. Идея медленных развлечений зародилась и стала популярной в Италии, а основными маршрутами стали паломнические пути по Европе. Как проводить отпуска неспешно, рассказывает географ и специалист по туризму Александра Пояркова.

Читайте также:  Ислам в Индии - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Главное условие медленного туризма — отдыхать без спешки: перемещаться на своих двоих, на велосипеде, лошадях или осликах; жить в палатке, плавучем домике или на фермах; знакомиться с местной культурой, обычаями, покупать продукты и сувениры “0 km” (выращенные и произведенные на месте, а не крымские авокадо с киноа или китайские магнитики со всего света). Турист — больше никакой не турист, а путешественник.

Ничто, конечно, не ново под луною отпуска: не то чтобы пеший, неторопливый туризм с рюкзаком за плечами был придуман вчера. Но с тех пор как поездки по всему миру стали доступны не только представителям самой верхушки социальной пирамиды, гонка «вокруг света за 80 дней» перестала быть интересной, и путешественник начинает выбирать не самое дорогое, а такое, что приносит и удовольствие, и пользу.

То же случилось с пластиковыми пакетиками: в детстве приходилось ходить за покупками с бабушкиной авоськой, потом в супермаркетах появились пластиковые пакеты, и бабушкины сумочки пропали за ненадобностью. Но прошло лет двадцать — и целлофановые кульки стали атрибутом мещанства, а потом и несознательности, забили тревогу экологи. Выяснилось, что бабуся знала толк в экошопинге, а холщовые сумки могут быть вполне модным аксессуаром.

Сравнение массового туризма с угрозой для Земли могло бы быть преувеличением, но нет: от неконтролируемого потока путешественников реально страдает мировое культурное наследие, местные жители, флора и фауна, в процессе строительства очередного гигантского отеля или парка развлечений разрушаются экосистемы, загрязняются водоемы и т. д.

Одна из целей медленного путешествия — не травматичный для окружающей среды отпуск, но его всё же нельзя путать с экотуризмом. Главная цель поездки slow — познание, спокойствие, отказ от привычных бешеных ритмов.

От еды до путешествий: как правильно медлить

Первое медленное движение зародилось в одной из самых неторопливых стран Европы — колыбели «дольче виты» Италии.

В 1986 году Карло Петрини основал в маленьком городке Бра культурную ассоциацию Arci Gola (Arci — аббревиатура культурной ассоциации, Gola — «глотка» или «чревоугодие»), противостоящую системе быстрого питания. Целью этого движения было сохранить местные эногастрономические традиции, возродить уникальные, исчезающие продукты, остановить интенсивное и монокультурное сельское хозяйство, сохранить биоразнообразие и создать общепиты с философией слоуфуд . В них посетители не закидывают в себя на бегу пластиковый чизбургер, а наслаждаются здоровой едой и блюдами, приготовленными по местным традиционным рецептам.

Вместе со слоуфуд в Италии родилось movimento slow, «Медленное движение», призывающее не торопиться, жить спокойнее и осознаннее. Потихоньку стали рождаться разные направления слоу-философии: в 1999 году в Италии зародился «Медленный город», cittaslow; медленными захотели стать и наука, и воспитание, и чтение, и старение, и — не в последнюю очередь — отпуск.

Так что неудивительно, что неторопливая манера путешествовать получила наиболее широкий резонанс именно на Апеннинском полуострове. 2019 год объявлен в Италии годом медленного туризма: Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии запустило портал с картой главных путей медленных путешественников.

В атласе оказались только те тропы, которые отвечают целой серии критериев: например, они должны быть безопасными, находиться под контролем правозащитных органов, быть заасфальтированными максимум на 40 %, а места с едой и ночлегом должны располагаться не дальше, чем в пяти километрах от дороги.

Карта показывает также велосипедные дорожки между городами, самые интересные городки, объекты, занесенные в список культурного наследия ЮНЕСКО, исторические кладбища и многие другие любопытные достопримечательности.

Другой итальянский сайт — genteinviaggio.it — опубликовал 10 заповедей медленного туриста, которые быстро стали непреложными правилами на всех порталах по теме:

  1. Выбирай сельский туризм, экоотели или разбросанные отели.
  2. Избегай неместа или слишком популярные места.
  3. Перемещайся на велосипеде, экомобиле, лошади.
  4. Где бы ты ни находился, убирай за собой и правильно перерабатывай мусор.
  5. Не пользуйся пластиковой посудой.
  6. Изучай местную культуру. Выучи несколько слов местного языка и традиции.
  7. Приспосабливайся к любой ситуации.
  8. Приобретай только местные продукты, чтобы повысить экономику принимающего тебя края, экологические продукты или одежду из натуральных материалов.
  9. Не навреди местным животным и не приобретай животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Ну и напоследок старое доброе:

Есть ли медленный туризм в России

В России медленный туризм постепенно развивается в последние годы, но довольно слабо и неравномерно: нет никакой централизованной системы безопасности маршрутов, системы слежения за путешественниками и за погодными условиями, систем оповещения или спортивных сборов.

О количестве выбирающих такой вид отдыха можно судить только по статистике размещений в коллективных спортивных объектах (например, оставшихся после Олимпийских игр): по данным Росстата, за первые девять месяцев 2017 года было размещено 36,8 млн российских граждан, за тот же период в 2018 году — 41,6 млн. Нет и никакого рейтинга среди регионов РФ.

Медленный туризм в Европе: по следам итальянских паломников

В Европе медленный туризм развивается гораздо активнее, но тоже не повсеместно. Наиболее развиты те направления, которые уже давно протоптаны паломниками. Духовный туризм и религиозные объекты стали привлекать не только приверженцев религии, но и ценителей трекинга, культурного наследия и исторических памятников.

На многих маршрутах работают ассоциации, в задачи которых входит контроль безопасности, уборка, оказание первой медицинской помощи и транспортировка багажа путешественников от точки вчерашнего ночлега до сегодняшнего.

Один из самых известных религиозных путей Европы — Дорога Франков из Кентербери до Рима.

Согласно последнему исследованию Touring Club Italia, уже в 2015 году всего 10 % путешествующих по следам паломников были движимы религиозными причинами, остальные 90 % проделывали этот путь с совершенно другими целями. Например, 25 % шагали ради культурных ценностей, 17 % хотели просто попробовать другой формат отпуска. Три четверти отдыхающих шли пешком, остальные ехали на велосипеде.

Средняя продолжительность целого пути — 80 дней. Впрочем, редкий турист проходит его целиком: многие ограничиваются небольшими отрезками пути (средняя продолжительность пути 10 дней), памятуя о том, что главная цель их путешествия — отдых, а не преодоление любых препятствий во что бы то ни стало.

С религиозными ли целями вы приехали или не очень — не забудьте сначала получить (оформить через интернет или попросить в офисе туризма) ваш паспорт паломника (la credenziale по-итальянски, он же la credencial, или la créanciale) и получать с ним значительные скидки в местах ночлега, общепитах и транспортных компаниях, когда соберетесь возвращаться домой.

Путь святого Иакова: через Францию, Испанию и Португалию

Италией, конечно, не ограничивается атлас медленных путешествий. Религиозные объекты Франции привлекают каждый год около 51 млн посетителей. Около 327 тысяч путешественников прошли в 2018 году Путь Святого Иакова, который начинается на юге Франции или Португалии (существует несколько маршрутов), а основная его часть проходит через Испанию.

Видимо, паломники предпочитают этот маршрут Дороге Франков: только 10 % посетителей преодолевало Путь Святого Иакова с исключительно культурологическими и никак не религиозными целями.

Предложения медленного и созерцательного туризма и разные эконаправления можно найти в любой стране, стоит только сделать запрос в поисковике, но больше всего информации будет по Италии, Испании и Франции, что неудивительно: эта троица плотно закрепилась на лидирующих позициях в списках самых популярных стран мира.

Медленные средства передвижения: ноги и велосипеды

Обычное средство передвижения медленных путешественников — на своих двоих. Судя по статистикам разных маршрутов, примерно 89 % туристов в 2018 году перемещались пешком. Многие сами составляют свои маршруты, собирают рюкзаки и скачивают приложения на смартфон с GPS-датчиками, но если вы не очень опытный медленный путешественник, то можете не учесть разные важные нюансы, и было бы проще и безопаснее присоединиться к организованной группе.

Количество туристов, выбирающих велосипед, на порядок меньше: двухколесный друг всё же не только средство передвижения, но и роскошь. Оборудование и велоаксессуары стоят денег, да и не каждый справится с поломкой транспорта в походных условиях. При этом велосипед более травмоопасный, нежели ноги, и более громоздкий — в случае, если турист решил изменить маршрут и проехать часть пути, скажем, автостопом, это может быть препятствием.

Если среди пешеходов примерно царит гендерное равенство, то среди велосипедистов доминируют мужчины, женщины часто отказываются от такого средства передвижения, считая его небезопасным.

Большинство велосипедистов отправляется в путешествие на турингах — туристических байках с прочными колесами и большим диапазоном скоростей, предназначенных для долгих путешествий в быстром темпе. Горные велосипеды выбирают около 15 % путешественников — в основном те, кто планирует кататься вне дорог или по дорогам плохого качества. Гибрид — хороший компромисс и облегченный вариант горного велосипеда, на котором удобнее ездить по шоссе. Вариант для пар — тандем: двухместный велосипед, более тяжелый, более быстрый и вместительный, так как позволяет закрепить на себе больше сумок и велобаулов (велосипедисты, в отличие от пешеходов, физически не могут долго везти тяжелые рюкзаки на спине).

Обычный сити-байк стоит оставить дома: как понятно из названия, он рассчитан на неспешную езду и на хорошие дороги, а не на длительные путешествия по пересеченной местности.

Всё больше велосипедистов (рынок растет примерно на 9 % в год) пересаживается на электронный байк. Около 40 % приобретают именно городские электровелосипеды, остальные же — туринги или горные. Передвигаться на таком транспорте быстрее и менее утомительно: изнурительные подъемы становятся по плечу (и по колесу).

Минусы — электровелосипеды требуют зарядки, так что придется составлять свой маршрут, ориентируясь на станции заправки или специальные отели (что значительно сокращает диапазон выбора мест для отдыха).

Лидерами по количеству электронных велосипедов и сервисов для них является Азиатско-Тихоокеанский регион (особенно Китай, Япония, Индия), на втором месте — Европа (Германия, Франция, Италия).

Для совсем ленивых есть кони

Конный туризм требует гораздо большей подготовки и скрупулезной организации, чем велосипедный, так что логично, что желающих провести отпуск «только мы с конем» гораздо меньше. Сложно подсчитать, насколько именно, так как понятие «конный туризм» включает не только путешествия в седле (длящееся более 24 часов), но и отдых, подразумевающий любую конную движуху, будь то спектакли (хотя конный театр в России пока широко известен только в узких кругах, приобщиться к искусству можно в Москве, Петербурге и многих других городах России), гонки или небольшие прогулки.

На территории Европы конный туризм наиболее популярен в Великобритании, Германии и Франции (например, общее количество членов конных клубов Франции насчитывает 700 тыс. человек). Около 2 % паломников, кстати, проделывают свой путь именно верхом на лошади.

Если вы отправляетесь в конный тур, то никаких экзаменов на права или сертификаты о вождении вам не нужны: достаточно быть старше 14 лет, иметь справку о хорошем здоровье и медицинскую страховку. Выбор маршрутов довольно разнообразен и на территории РФ, и в разных европейских странах. На протяжении всего путешествия рядом с вами будет гид-инструктор, а ночлег будет забронирован только в местах со специальными услугами и сервисом для животных. Так что, возможно, из-за сложности самостоятельной организации такого тура, подготовка к конному путешествию может стать наименее энергозатратной и изнурительной — туристам ничего не остается, кроме как довериться организаторам.

Кстати, про ночлег. Не все путешественники предпочитают останавливаться в кемпингах, потому что из-за растущей популярности бродячего туризма ночь в палатке стоит примерно столько же, сколько ночь в хостеле, но при этом приходится тащить с собой, собственно, палатку, пенку, спальник, кастрюльки и еду.

Многие поэтому — а также из желания поглубже познакомиться с культурой принимающей стороны — выбирают каучсерферов и квартиры, снятые на Airbnb.

Почему нет статистики по медленному туризму

Хорошо бы перейти от возвышенной болтовни о духовных путешествиях к фактам и подкрепить этот материал цифрами и количеством людей, которые предпочли отказаться от бренности массового туризма, но вот тут начинаются сложности: никакой статистики как таковой и нет.

Во-первых, не очень понятно, кого считать. Понятие «медленный туризм» очень расплывчатое: для одних это означает отдых в сельской местности, общение с местными жителями и неспешные прогулки, для других — это трекинг и единение с природой, для третьих — всё же путешествия по большим городам, но без суеты.

Географ Рафаэль Матос обозначил двух китов, на которых зиждется понятие слоу-путешествий: отсутствие спешки и привязанность к месту, что можно интерпретировать абсолютно по-разному.

Во-вторых, технически невозможно посчитать всех медленных путешественников: турстатистика составляется на основе количества регистраций в отелях, проданных ж/д или авиабилетов и входных билетов в объекты культурного наследия. Если же путешественник добрался до места отдыха на своем средстве передвижения, жил в снятом частном домике или комнате и не посещал мест массового скопления, никакого упоминания о нем не останется.

Нужен ли нам на самом деле медленный туризм?

Нет также никакой серьезной статистики о степени удовлетворения медленных туристов. Личный опыт подсказывает, что многие путешественники постфактум с энтузиазмом рассказывают о количестве пройденных в день километрах по разбитым дорогам, ночевках в сомнительных сельских местностях и делятся фотографиями деревушек, но в следующий свой отпуск едут валяться на шезлонге на побережье Турции.

Кто-то признается, что уезжал в такое путешествие с целью никуда наконец-то не торопиться, но уставал еще больше, чем после поездок «галопом по Европам». Одно дело — хотеть перестать куда-то вечно бежать — и другое — и правда научиться не бежать.

Но личная выборка всё же не показатель. И для планирования такого путешествия нужна информация, подготовка, подходящая компания и настроение, а эти факторы не всегда совпадают. На словах все предпочитают здоровый деревенский обед из свежих продуктов фастфуду, но всё равно на перекус хватают чизбургер, шаурму или что-то подобное быстрое, дешевое и насыщающее.

Отпуск всё же не резиновый, не у каждого есть возможность позволить себе не торопиться. Тем более что один из атрибутов постоянной суеты — это зависимость от интернета и соцсетей.

Судя по количеству фотографий (измеряющихся в сотнях тысяч) под хештегом #slowtourism или #sustainabletourism, большинство отдыхающих совсем не отдыхают от смартфонов в надежде, что селфи на фоне деревенских просторов или водопадов получают еще больше лайков, чем фотографии ляжек на фоне моря.

Сомнительным остается и утверждение про экологичность подобных путешествий, так как далеко не все туристы добираются до мест отдыха на своих двоих, велосипеде или электромобиле. Чтобы добраться из точки в СНГ до точки назначения, удобнее всего оказывается долететь на самолете, после чего экологичность путешествия уже становится даже не нулевой, а вовсе отрицательной, сколько бы раз турист ни отказался бы от пластика в пути.

Прошлогодний опрос сайта Booking.com показал, что из 10 тысяч клиентов сервиса 42 % назвали себя экотуристами, тем не менее 65 % никогда не были или не знают, были ли в экоотеле. Многие принимающие стороны тоже бьют тревогу и говорят о пусть экологичном, но не продуманном туризме и его негативных последствиях: например, Антарктика.

В любом случае медленный туризм пока остается альтернативой далеко не для всех. Чем менее популярно направление, тем меньше сервисов и приспособлений для самых деликатных слоев населения, например, пандусов для инвалидных колясок. Впрочем, возможно, это остается вопросом времени: всё больше регионов вкладывают средства для развития подобных сервисов, и туристы с особенностями могут позволить себе всё больше выбора.

Цифры цифрами, сервисы сервисами, а главными причинами медленного туризма исследователи называют такие факторы, как расслабление, самоанализ, бегство, разнообразие, открытие и взаимодействие с внешней культурой или окружающей средой.

Для достижения этих целей необязательно далеко уезжать, достаточно выключить голову, перестать торопиться и просто расслабиться, и не важно, где вы: в итальянской деревушке или на своих шести сотках в Подмосковье.

Индустрии туризма кризис не грозит: судя по статистике Ростуризма, за последние несколько лет изменилась популярность некоторых направлений и соотношение путешествующих по заграничным странам относительно не выезжающих за пределы СНГ, но количество работников сферы туризма, услуг для путешественников и денежных вложений тем не менее только растет.

Растет и количество лоукост-авиаперевозчиков, сервисов для бюджетного проживания, вроде Airbnb, приложений-путеводителей для смартфонов и таблетов и недорогих предложений экскурсий от местных жителей. Туристические сервисы приспосабливаются к любому карману: если повышаются цены на билеты на самолет, тут же начинает расти статистика перевозок РЖД.

Ссылка на основную публикацию