Возникновение джайнизма – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

ДЖАЙНИЗМ

Возникновение джайнизма

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. на территории современного индийского штата Бихар. До 30 лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг высшего знания и стал Джиной – победителем (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира (великий герой), в странствиях проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и наконец достиг “конечного освобождения” – нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был 24-м тиртханкаром (создателем пути, переправы), продолжателем и толкователем своих легендарных предшественников, первый из которых – царь Ришабха – жил еще в те времена, когда люди не умели считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому и многому другому, заложил также основы будущей религии.

Такие претензии на исключительную древность джайнизма не находят фактического подтверждения. Истоки учения, реформатором которого выступил Вардхамана, относятся исследователями к VIII в. до н.э., предполагаемому времени жизни 23-го “создателя пути” Паршванатхи. Религиозная джайнская литература датируется более поздним периодом, чем время жизни вероучителей. И первые надежные свидетельства о джайнах (надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона появились в III в. до н.э. Сама же религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период “брожения умов” в Индии появилось множество неортодоксальных течений и школ, отрицавших авторитет Вед и ведические ритуально-социальные нормы. На базе возникшего комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведийско- брахманистской традиции, и складывалась религиозная система джайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в городе Паталипутре этот канон получил признание шветамбаров (одетых в белое). Последователи другой ориентации – дигамбары (одетые пространством) – сохранили в своем учении элементы исходного джайнизма. Считая утерянным древний истинный канон Ришабхи, дигамбары составили собственные священные тексты (сравнительно поздние, написанные на санскрите и пракрите, сгруппированные в четыре веды) и отрицают ряд эпизодов и положений из канона шветамбаров. Расхождения различных школ затронули главным образом вопросы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.

Вероучение, ритуалы, предписания

Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны, является самосовершенствование души. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому в религиозных установлениях столь большое значение придается аскетической практике.

Джайны считают, что мир, населенный сонмами богов, не является божественным творением. Вечны и неуничтожимы Вселенная и составляющие ее субстанции. В соответствии со всеобщим законом мироздания, срединная часть вечного мира – эпицентр ритмических колебаний, вызываемых поворотами колеса времени. Но даже здесь смена периодов не предстает столь катастрофичной и гибельной, как в космологии индуизма или буддизма. Каждый из бесчисленных циклов, повторяя предыдущие, являет миру как в период совершенствования, так и в период упадка, по 63 выдающихся человека (24 тиртханкара, 12 чакравартинов, 9 триад героев).

Мифологическая и иконографическая традиция джайнизма, лишь указывая на тиртханкаров прошлого и будущего циклов, сосредоточивается на деяниях и качествах божественных учителей цикла настоящего. Но и они, как и чакравартины (владыки мира), и триады героев, в большинстве своем оказываются иллюстрацией кармической предначертанности. В схематичности пересказа их судеб сквозь вариации звучит лейтмотив общности, повторения. По-настоящему индивидуализированный характер приобретают фрагменты, основанные на исторических реалиях (например биографии последних двух тиртхаикаров – Паршванатхи и Вардхаманы) либо па сюжетах индусской мифологии (эпическая история восьмой триады – Рамы, Лакшмаиа, Раваны).

24 тиртхаикара (создателя переправы), единственные свободные от желаний, занимают центральное место в джайнской иерархии и являют идеал самоотречения, аскетизма. Скульптурные изображения традиционно представляют их аскетами, стоящими в йогической позе медитации со свободно опущенными руками. Сохраняется общее сходство образов Джины и Будды. Устойчивые особенности в изображениях тиртханкаров, такие как символический знак на груди, сформировались в сравнительно поздние сроки, уже после эпохи Кушан. С гуптского периода они часто предстают в сопровождении персонажей индуистского пантеона – низших божеств, якшей и полубогов, гандхарвов. Согласно джайнской традиции, Индра назначает в услужение каждому тиртханкару якшу и якшини.

Появление этих и множества других индусских богов на младших ролях в джайнском пантеоне вполне согласуется с ключевыми ценностями и представлениями джайнов. Ведь несмотря на все достоинства и могущество жизнь богов, пусть и чрезвычайно долгая, заканчивается кармическим перерождением. И здесь боги уступают даже людям: они неспособны освободиться от кармы, на пути к мокше (нирване) их ждут дальнейшие превращения.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Души – дживы – вечны и выступают в мирском круговороте в различных сочетаниях и формах. Различает их количество органов чувств: от одного (осязания) у низших до пяти (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние) у высших животных. Людям и богам присуще также шестое, внутреннее, чувство – залог разума. При этом всем дживам свойственно сознание. Главное же различие между ними в том, что все мирские дживы несут двойное бремя – материальности и иллюзорности бытия, и лишь немногие пребывают в состоянии сиддха (совершенства) либо мукта (освобождения).

Представления о всеобщей одушевленности природы определяют главенство в джайнской этике принципа ахимсы – ненанесения вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому не только охота и рыболовство, но и земледелие, и скотоводство, связанные с гибелью живых существ, – профессии, запретные для джайнов-мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду, ходят с повязкой па рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое. Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не наносить лишнего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов, содержащих много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала, в поисках пути освобождения. Путь этот Джина определил как следование трем драгоценностям. Первая – совершенное воззрение: видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежденность в его абсолютной истинности. Вторая – совершенное знание: познание учения о сущности души и мира. Идти к этой цели можно и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограниченное знание с помощью наставника – гуру: познать самого себя, сущность своего Я, правильно понять свою цель (освобождение от кармы). Третья драгоценность – совершенное поведение: преодоление желаний и соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, нс прелюбодействовать, не стяжать, быть искренними и благочестивыми. К основным нередко добавлялись и иные добровольные обеты и ограничения.

Все джайны – и монахи, и миряне – члены одной общины. Поскольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для монахов-аскетов, постольку и мирянам следовало в течение некоторого времени вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать образцом для подражания мирян означало также полностью порвать с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Проходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь аскета.

Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов. Однако значение кастовых институтов постепенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную устойчивость в индусском обществе.

Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии

Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. Сказать точно, когда именно произошло зарождение религии, невозможно. Но, то, что она очень древняя, не вызывает сомнений у исследователей.

Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».

Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма.

Что такое джайнизм, каковы основы и особенности этого учения, узнайте прямо сейчас. Краткое описание религии представлено ниже.

Джайнский Храм Лал Мандир в Дели

В чем суть джайнизма

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой.

Согласно джайнизму, каждое существо – это индивидуальная, вечная душа. Можно освободиться от сансары и достичь мокши, но для этого нужно быть аскетом.

Основная символика джайнизма

Джайны (так называются последователи джайнизма) присваивают титул джина («победителя» или того, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления) лишь избранным. Это самые почитаемые учителя джайнизма и всего их 24.

Называют их тиртханкарами или, дословно, «теми, кто нашел и указал путь к спасению». Их учениям следуют те, кто хочет достигнуть мокши.

Самоконтроль и развитие мудрости – верные пути. Освободившись от кармы, следуя «Трем драгоценностям джайнизма» (совершенные восприятие, поведение и знание) душа больше не испытает сансару (цикличные перерождения). Тех, кто достиг мокши, называют сиддхами. Сансарины – это души, связанные кармой с землей.

Можно ли сказать, что джайнизм – это монотеистическая религия? Несмотря на то, что в свое время она предстала как реформаторское течение индуизма, ей не свойственен монотеизм. Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания. В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.

Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму. Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары. И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Храм Ранакпур

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.
Читайте также:  Система образования - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

История туризма. Развитие и культура туристов

Путешествия могут иметь самые разнообразные цели. Например, туризм для развлечения, для познания новых территорий, для бизнеса, торговли и т.д. В зависимости от них в истории можно проследить основные этапы зарождения и формирования такого явления, как туризм.

Сегодня выделяют множество видов туризма, среди которых можем выделить группы по среде деятельности (водный, горный или же виртуальный – в противовес туризму в реальности), по основному назначению (спортивный, лечебный и т д.)

История развития туризма

Еще издавна люди стремились как можно больше узнавать о других землях. Самыми древними мотивами были расширения земель, завоевание или миграция. В процессе происходило изучение местного населения, тех ресурсов, которые были на новых территориях, и как следствие – частая ассимиляция и переселение.

Следует понимать, что путешествовали люди давно, с незапамятных времен. Однако, в давние времена это занятие было в первую очередь связано с необходимостью поиска новых источников питания, переселения в результате военных действий или торговли. По большому счету, ранее путешествие воспринималось больше как вынужденная необходимость, и люди не стремились покидать свои дома без особой потребности, ведь дом ассоциировался с комфортом и уютом, а мир вне этого дома – с опасностью и отсутствием комфорта, над созданием которого люди так долго трудились.

И только уже в 19 веке путешествия приобрели ту форму, которую мы сегодня называем туризмом: путешествия для удовольствия или хобби, не связанные с работой или жизненной необходимостью. Тем не менее, во все времена находились те, кого безудержно влек неведомый мир, кому хотелось узнать, что за пределами известных территорий, приобщиться к иноземным ритуалам, практикам и культуре, в ком силен приключенческий дух.

Первые путешественники

Еще в доисторические времена люди перемещались по земле, но до изобретения колеса финикийцами примерно в 4 тысячелетии до нашей эры происходило это в основном пешком или на лошадях. С появлением же механического средства путешественники могли взять с собой уже больший запас еды и вещей, потому и перемещаться смогли на более длительные расстояния. Примерно к тому же времени относится и возникновение торговли; возможность перемещаться очень способствовала ее развитию.

Считается, что первыми путешественниками были жители Полинезии. Они переселялись на другие территории в поисках более удобных и безопасных мест проживания. Используя каноэ, полинезийцы переплывали по 2 тысячи миль и более, что невероятно даже для нашего времени.

А вот греки во время проведения Олимпийских игр перемещались по городам, посещали святые места, что очень напоминает современные паломнические туры. Посмотреть на игры приезжало много людей, и предприимчивые греки понимали, что всех их нужно обеспечить едой и крышей над головой. Тогда начали строить специальные дома, в которых могли поселиться спортсмены и зрители, приехавшие издалека. Их можно считать прототипами современных гостиниц.

Совсем скоро Древний Рим стал привлекательным местом для путешествий не только во время игр; туда круглогодично стекались желающие посмотреть на шоу акробатов и жонглеров, попробовать заморские яства и увидеть диковинных зверей. В то время подобные поездки также имели своей целью образование путешественника: так он узнавал мир.

Так, ученый Геродот в своих трудах сделал описание многих особенностей своего народа и страны, которую прямо таки исходил вдоль и в поперёк. Также он описал степи скифов, Восточные страны и Причерноморские поселения.

Одним из признанных центров для путешествий также был город Эфес. Во времена Александра Великого (4 век до нашей эры) именно этот город привлекал больше всего состоятельных купцов, любознательных ученых, талантливых уличных артистов.

Как и во все времена, в античности развитие туризма также означало строительство дорог, появление (выражаясь современным языком) инфраструктуры и более организованного местного самоуправления, развитие городов и поселков на пути путешественников.

Времена Римской империи

Позднее, во время процветания Римской империи, возникли первые таверны, которые были построены вдоль дорог. Они предназначались для уставших с дороги гонцов или путников. Потом в средневековой Европе паломники по святыням стали активно пользоваться приютами не только в монастырях, но и в постоялых дворах.

Большому перемещению людей поспособствовали крестовые походы. В те времена жители целых селений собирали свои скромные пожитки и отправлялись в путь в попытке добраться до Земли обетованной. Конечно, далеко не у всех это получалось, но обещанное папой прощение всех грехов действовало как мощный стимул решиться на такую авантюру, и направило человеческие массы в святую землю.

Многие из участников крестовых походов гибли по пути от болезней, голода и холода; еще больше просто не могли дойти так далеко и оседали где-то на полпути; парадоксально, но двигались люди многими разрозненными группами, и у многих не было даже примерного понимания, где же находится нужная им земля, равно как и не было карт.

Европейские путешественники

Одними из первых записей, в которых содержалось описание новых земель, были дневники и отчеты мореплавателя Марко Поло. Материалы его исследований стали основой для создания географических карт. Потом путешествия стали развиваться как средства для новых географических открытий. Однако такие экспедиции сложно было назвать хобби для получения удовольствия. Они были сложными и часто даже смертельно опасными; удачные же путешествия являли миру новые территории и их первооткрывателей.

В 17 веке во французском языке появился термин «турист»; на википедии говорится, что популяризировал его писатель Антри Стендаль. Данным термином кратко обозначали представителей знати, которые могли себе позволить посещать заграницу. Обычно такие путешествия предпринимались для смены обстановки или с целью улучшения здоровья.

Местами, куда приезжали люди подлечиться, еще с древних времен были целебные источники. Для того чтобы пройти здесь терапевтический курс, приходилось преодолевать тысячи километров. Например, в Риме это были курорты Байя, Аква-Альбула, Сенцио. В Греции — горячие источники на острове Евбел.

Географические открытия как двигатель туризма

К 16му веку количество белых пятен на планете начало стремительно сокращаться Европейские державы с колониальными амбициями снаряжали большие экспедиции для изучения новых земель; в то же время была открыта Америка, что стало новой главой в развитии европейской цивилизации.

Именно в это время появляются люди науки, которые путешествуют не с целью развлечения или обогащения, а в желании открыть новые, ранее неведомые Старому Свету земли и территории. До конца 19-го века были изучены и нанесены на карту практически все территории; добавились более подробные данные о рельефе и высотных профилях гор и скалистых территорий.

Однако туризм как таковой все еще был доступен только малой части населения; такой досуг был ориентирован на богатых людей, для которых данные поездки являли собой развлечение или способ поправить здоровье, или ученых, которые стремились лучше узнать мир вокруг нас.

Для оставшейся части населения земного шара важнейшим вопросом было достать пропитание (вопрос достаточного количества еды в большинстве регионов Земли отпал только в 20м веке, а на некоторых территориях стоит остро и сейчас); о массовом туризме как таковом (каким мы его знаем сейчас) речь совершенно не шла.

И только в 18 веке, после промышленной революции появилась возможность посмотреть другие города и страны, не боясь за свое здоровье и жизнь. Появился железнодорожный транспорт, самолеты, дирижабли, пассажирские корабли. Создавались дороги между городами, сеть транспорта, по крайней мере, в Европе, стремительно набирала обороты. Улучшалось сообщение между материками.

В царской России с конца 17-го века также стал развиваться элитарный туризм – путешествовали только дворяне, в основном с образовательной целью; в авангарде был сам царь Пётр I, который в 1697-1699 годах предпринял путешествие за рубеж, результатом которого стали многие нововведения при царском дворе. Среди прочего царь обязал всех дворян изучать иностранные языки и брить бороды, обучился кораблестроению и привез в Россию многие изобретения и, как сейчас сказали бы, проекты и ноу-хау дворов Европы.

Томас Кук – отец современного массового туризма

Хотя первые туристические конторы и бюро разных стран возникли примерно в одно и то же время, принято считать, что у истоков организованного туризма стоял британец Томас Кук. Это связано с тем, что именно Кук сформировал туристические предложения в той форме, которая практически неизменной пришла и к нам, и именно он заложил основы массового туризма – на противовес путешествиям знати, которая всегда составляла лишь малую толику населения.

Кук был баптистом и состоял в обществе трезвости и к делу своему относился очень серьёзно. Он прекрасно понимал, что тем, кто бросил пить, нужно было предложить что-то взамен, досуг, который покажет, что и без алкоголя мир довольно интересен. Так, в 1840 году он организовал выездное собрание ассоциации трезвенников; для этого он договорился с представителями железной дороги и отвез членов собрания в путешествие на железной дороге, в которой им также предлагалось угощение и чай. Поездка носила не сколько агитационный, сколько развлекательный характер, и публике это пришлось по душе.

Принципиально важным отличием от всего, что организовывалось ранее, стало то, что Кук предлагал поездки для небогатых слоев населения; в частности, в предлагаемые им путешествия ездили в основном рабочие и мелкие клерки, что принципиально отличало такие поездки от туров знати, которая отправлялась на Ривьеру или «на воды».

Поездка оказалась насколько новой и интересной, что количество членов общества стало быстро увеличиваться. Также особое значение имело то, что именно в этот период британские рабочие добились принятия законодательного акта, который сокращал рабочий день и законодательно закреплял их право на 1 выходной в неделю. Таким образом, у простого люда появилось свободное время, чего никогда не было ранее, и предложения Кука в этой ситуации пришлись как нельзя более кстати.

Поездки выходного дня принесли результат: привлечение все новых и новых членов в ассоциацию трезвости. Однако, несмотря на то, что Кук был баптистом и проповедником, у него также было довольно здоровая коммерческая жилка. Здраво рассудив, Кук отказался от своей проповеднической работы и уже в 1841 году основал свое предприятие, которое сегодня мы бы назвали бюро путешествий.

Он начал организовывать массовые перевозки людей по железной дороге, во время которых развлекал путешественников и даже организовывал их трапезу. Буквально через год количество желающих совершить такую прогулку составило 570 человек. В 1845 году Томас Кук создал экскурсионные туры по городу Ливерпуль.

Именно этот человек считается первым создателем туристического агентства. Позднее он стал активно развиваться. Появилась турфирма «Томас Кук и сын». Одним из первых клиентов компании стал известный писатель Марк Твен, перу которого принадлежит известный афоризм: «на смертном одре мы будем жалеть только о двух вещах – что мало любили и мало путешествовали».

Кук также стал первым, кто организовал кругосветное путешествие для всех желающих; ранее подобные путешествия могли предпринимать только ученые или моряки. Первая кругосветка, организованная фирмой Кука, длилась 222 дня, и включала в себя круизное путешествие; опять же, одним из ее участников стал Марк Твен, который по окончании этого приключения написал о нем книгу под названием «Простаки за границей».

Читайте также:  Сессия Индийского философского конгресса в Варанаси - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Кук придумал и ввел в обиход многие вещи, которые сегодня в туризме являются основой основ. Их краткий перечень: он давал объявления о своих турах, в которых указывал даты, время, условия, маршрут и стоимость; он придумал «пакетные» туры, в рамках которых человеку предлагалось оплатить фиксированную цену, и взамен он получал проезд, питание, проживание и все указанные услуги (сегодня мы называем это all-inclusive); среди прочего Кук также возродил паломнические туры, популярность которых практически сошла на нет со времен Средних веков.

Далее стали появляться и другие компании и организации, которые предлагали своим клиентам увеселительные поездки; мало-помалу привычка путешествовать куда-то в свободное время стала укореняться в умах европейцев, чему немало способствовало развитие сети железных дорог в частности и технический прогресс в целом.

А что в царской России?

Несколько позже подобные экскурсионные предложения стали появляться и в царской России: так, во второй половине 19-го века в крупных городах Российской империи начинают свою деятельность экскурсионные общества (компании), которые предлагали желающим прогулки и изучение местных достопримечательностей.

В то же время при крупных университетах появляются общества любителей естествознания. Учеников не только университетов, но и общеобразовательных школ учителя водят на экскурсии, стремясь к наглядности и большей усвояемости учебного материала.

В 70х годах 19го века в Москве открывают Политехнический и Исторический музеи, которые также стали значимым объектом для посещения для учащихся всех уровней. В то же время деятели разных стран все активней изучают фольклор и предлагают желающим ознакомительные поездки с целью узнать больше об истории и культуре своего края.

Но в целом в царской России путешествия как вид досуга и отдыха были доступны только дворянам. Среди крестьян и основной массы населения путешествовали только паломники; с этим связано отсутствие сети доступных постоялых дворов и прочей инфраструктуры, так как паломники в основном останавливались при церквях.

Появление и развитие горного туризма

Уже упомянутый ранее Кук стал первым, кто популяризировал среди англичан идею о том, что горные прогулки способствуют укреплению здоровья и в целом благотворно влияют на нервную систему. Именно благодаря ему средний класс Англии стал выбираться на прогулки в горы с оздоровительной целью; информация насколько прочно укоренилась в головах британских подданных, что и сейчас многие из них для оздоровления выбирают отдых в горах.

Считается, что в царской России горный туризм берет свое начало одновременно с появлением горных обществ и клубов, как то Крымский горный клуб, основанный в Одессе в 1890 году; позднее клуб был переименован в Крымско-Кавказский. Клубы и общества собирали заинтересованных и проводили экскурсии и поездки по горным регионам и местным тропам, тем самым распространяя идею о полезности и увлекательности этого вида отдыха.

После этого развитие технологий начало происходить с новой силой, что дало возможность туризму развиваться в полной мере. На сегодняшний день горный туризм уже можно выделить как отдельный вид спорта.

Популяризация туризма

С появлением на карте мира такой огромной страны, как Советский Союз, туризм на этой территории также развивался и пропагандировался. Так, начиная с 20-х годов всевозможные общества и ячейки активно привлекали граждан к туристским походам и экскурсиям. Однако речь идет исключительно о внутреннем туризме, въезд за рубеж был сопряжён с трудностями.

Создавались школьные и университетские кружки; в частности, туристические походы позиционировались как бюджетный способ развиваться физически и укреплять свое здоровья, при этом узнавать историю своей земли и путешествовать по ней. Однако для иностранных граждан по причине напряженных отношений Советского Союза с капиталистическими государствами туризм в этой стране был попросту невозможен. Редкие иностранные гости допускались только под тщательным контролем органов, да и то, насколько редко, что каждое подобное путешествие надолго становилось темой первых страниц иностранной прессы.

Что интересно, развитием и популяризацией туризма занимался даже Адольф Гитлер. Одним из его основных постулатов было утверждение, что туризм должен быть максимально комфортным. Если человек сможет отдыхать в хороших для него условиях и не переживать по этому поводу, то потом у него повысится работоспособность и стрессоустойчивость. Поэтому в стране улучшалось качество дорог, налаживалось железнодорожное сообщение. Людям выдавали путевки, правительство организовывало групповые туры.

В послевоенные годы мир возвращается к мирной жизни, и туризм снова становится неотъемлемой частью отдыха и досуга жителей развитых индустриальных стран. Однако с увеличением доходов и благосостояния жителей развитых стран появилась и дифференциация в массовом туризме: теперь на рынке есть предложения как для совсем бюджетных путешественников, предлагающие удовлетворить базовые примитивные потребности, так и более специализированные и дорогие варианты для более состоятельных требовательных групп туристов.

Как видим, особенности путешествий тесно связаны со многими историческими этапами развития мира, менялись цели и сложности поездок. Но, как столетие, как и тысячи лет назад, так и сегодня есть люди, которых влечет новое и неизведанное, которые могут отправиться за много километров от дома и будут получать от этого только положительные эмоции.

10 причин почему путешествие — лучшая форма познания мира

Многие из нас, пожалуй, согласятся с утверждением, что реальное образование, которое, несомненно, пригодится нам по жизни, мы получаем не сидя в душных классах на скучных уроках. Каждый день мы познаем что-то новое, находясь за пределами классных комнат. Нет, мы не стараемся заставить вас пересмотреть основополагающие принципы современной системы получения знаний. Но как дополнение к привычной схеме «школа-учитель-класс-контроль» или «колледж-учитель-группа-экзамены» существуют также другие способы познания себя, окружающего нас мира и получения новых полезных знаний, навыков и умений.Трудно не согласиться, что путешествие — это, пожалуй, самый лучший и приятный способ узнать и открыть много нового для себя. Не зависимо от того, гуляете ли вы по улицам Парижа, поднимаетесь в Гималаи или просто лениво валяетесь на залитом солнцем пляже Доминиканы, путешествие ни в одном из случаев не подведет вас и вы обязательно вернетесь домой с багажом новых знаний.

Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с 10 причинами, согласно которым путешествие считается лучшей формой образования, вне зависимости от того, куда вы держите путь и какие приключения ждут вас впереди.

Путешествие даёт возможность …. изучить иностранные языки

Куда бы вы не отправились в любой точки мира люди говорят, ну или в худшем случае хотя бы понимают английский. Но дополнительный бонус к комфортному пребыванию в любой стране — это, конечно же, знание местного языка. Поэтому вывод — путешествия заставляют усовершенствовать наши языковые навыки и выучить новые языки на ряду со своим и интернациональным английским языком. Но ни одни книги, приложения или видеоролики в Интернете не заменят навыки, полученные путем разговора с носителем языка. Это, пожалуй, лучшая форма овладения и усовершенствования языка.

Путешествие даёт возможность… узнать больше о других культурах

Путешествуя в другие страны, да что там в другие страны, даже в другие части вашей страны даёт вам возможность узнать много интересного и нового доселе неизведанного. Посещая ту или иную страну, вы начинаете понимать, насколько культуры всего мира разнообразны. Вы начинаете проводить параллели, находите сходства и различия между привычными вам традициями и черпаете что-то совершенно непривычное и новое для вас.

Путешествие даёт возможность… изучить историю страны через осмотр местных достопримечательностей

Верно, о многих всемирно известных достопримечательностях и памятках культуры вы слышали на уроках истории и культурологии. Но никакой урок, никакие картинки из книги и никакие описания и рядом не стояли с посещением тех самых исторических достопримечательностей, а также с возможностью узнать множество интересных фактов об этом месте.

Путешествие даёт возможность… понять, как выглядит современный мир

Путешествие — это не только возможность узнать о том каким был мир в прошлом, это прежде всего возможность на себе прочувствовать и узнать каковым он является на сегодняшний день. Путешествие в другую страну — это прежде всего возможность оценить её политическую ситуацию, экономическое положение, а также социальную структуру в реальном времени.

Путешествие даёт возможность… познакомиться с природой

Путешествие — это возможность оторваться от дивана, убежать от городской суеты куда-то далеко, где плещутся волны, где растут необычные цветы, деревья, которых вы никогда не видели прежде, и в первую очередь, где нет пробок, а также злых и вечно опаздывающих по делам идущих людей. Это возможность покинуть привычную для вас зону комфорта и отправиться исследовать самые экзотические уголки нашего мира, чувствуя на себе колоссальную силу природы.

Путешествие даёт возможность… открыть для себя что-то новое

Путешествие — это прежде всего новые открытия, которые заставляют нас переживать такие приятные ощущения, как страх граничащий с неистовым желанием познания чего-то нового, доселе неизведанного. Не важно, что вы будете делать — приручать слонов в Камбодже, учиться танцевать самбу в Бразилии или погружаться с аквалангом на самое дно Красного моря — во время любого путешествия вы откроете много нового для себя. Вы замкнутый в себе и достаточно необщительный человек? Не беда! Путешествие откроет в вас новые стороны и научит вас общаться с людьми, даже если это так непросто для вас. Ни одно путешествие не обходится без знакомства и общения с незнакомыми людьми. И после этого вы скажете, что путешествие — это не настоящий жизненный курс по личному развитию и самосовершенствованию?

Путешествие даёт возможность… улучшить свои навыки общения

Вы привыкли передвигаться от вашего удобного дивана до кресла в офисе и обратно? Минимум общения на протяжении всей недели, только по работе и общение со своими домочадцами. Он такой рутины и однообразия можно с ума сойти. Живое общение — вот чего вам так не хватает, чтобы взбодриться и пересмотреть свою жизнь. Меняйте существующий порядок вещей, ведь жить по расписанию изо дня в день — это так скучно! Поездки помогут вам стать более самостоятельными, независимыми, уверенными в себе и способными контролировать свою судьбу.

Путешествие даёт возможность… стать более решительными

Путешествие — это всегда выход за пределы нашей с вами зоны комфорта, возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в принятии решений. Одним словом, путешествия научат вас проявлять инициативу и быть ответственным за свои решения.

Путешествие даёт возможность… научится состраданию

Когда вы путешествуете, вы непременно сталкиваетесь со множеством культурных особенностей людей по всему миру и начинаете понимать, что, несмотря на все различия, мы все же очень похожи друг на друга, и ваши предрассудки о цвете кожи или религиозных различиях постепенно исчезнут.

Путешествие даёт возможность… узнать себя

Пожалуй, это самый важный аспект образования, который можно получить, путешествуя по миру. Будучи в неизвестных доселе местах, попадая в незнакомые обстоятельства и проживая хотя и короткий период времени в незнакомых культурных слоях, мы учимся видеть себя по-другому. Мы начинаем замечать в себе многие важные вещи — наш характер, поведение, привычки и другие особенности нашей личности, на которые мы не обращали внимания ранее. Вы раскрываете свой потенциал, понимая, что вам нравится делать с удовольствием, а что вас действительно раздражает. В итоге вы приходите к понимаю того, кто вы на самом деле!

Вывод, путешествуйте по миру, открывайте для себя что-то новое и наслаждайтесь жизнью, которая, как оказывается, тоже существует за пределами дверей вашего дома!

История возникновения путешествий и туризма

История возникновения путешествий и туризма начинается с развитием цивилизации. Самые первые упоминания о путешествиях относятся к вавилонской и римской империям. В Индии путешествия существовали для укрепления власти, почета и уважения к царю. В Греции такие мероприятия совершались с целью посещения мест, где осуществлялось исцеление богов. К таким местам относятся различные археологические достопримечательности. Например, знаменитый храм Парфенон. Геродот в истории числится первым писателем о путеводителях. Самые первые рукописи описывали такие города, как: Афины, Спарта и Троя. Начали появляться дорожные указатели.

Римская империя

Когда отсутствовали границы от Англии и до самой Сирии, путешествия значительно упростились. Также сократилась опасность встретить неприятеля на своем пути. Начинают появляются первые дорожные места проживания. В наше время мы называем их отелями. Здесь также можно было отдохнуть и поесть перед дальней дорогой. Недалеко от Рима начинают появляться особенные учреждения. Это были дачи для обеспеченных людей. Сейчас мы бы назвали их курортами. Путешествия и туризм начали выходить на новый уровень и приобретать популярность среди простого населения.

Читайте также:  Как вести себя в Индии

Средневековье

В те времена путешествовать было крайне опасно. Картография была развита не столь сильно. Поэтому очень сильно увеличивалась вероятность встретить своего врага или неприятеля. Но, если и совершались какие-то поездки на большие расстояния, то имели они только промышленный или торговый характер. Например, поездки в Африку или в поисках Индии и Америки. Обычные путешествия ради своего собственного удовольствия были дикостью.

Гранд-тур

С начала первой половины семнадцатого века в моду вошел новый вид путешествия. История говорит о том, что его одобрила сама королева Англии Елизавета Первая. Назывался он Гранд-тур. Суть его заключалась в следующем. Молодым людям, которые мечтали и стремились стать юристами, предлагалось обучение за границей сроком на три года. К концу уже восемнадцатого века такие путешествия для обучения стали обыденной вещью. Во времена Наполеона их срок продлевался до тридцати лет.

Время шло, а вместе с ними менялись и люди. Появлялись новые способы и виды путешествий. Люди открывали новые земли. Их открытия вдохновляли людей на новые поездки в неизведанные уголки. Сегодня путешествия стали доступны каждому. Вы можете обзавестись палаткой и снаряжением, туристические фонари купить, запастись едой и отправиться в поход. Те, кто любит комфорт, отправляются в морские круизы или летают самолетами в любую точку планеты. Путешествовать можно вместе с героями многочисленных телепередач о туризме или на старницах блогов, которые ведут другие путешественники. Всё в ваших руках!


ПУТЕШЕСТВИЯ, РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ СООБЩЕНИЯ И СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Основные мотивы путешествий. Первоначальные цели и функции путешествий. Миграция и переселение — характерная особенность путешествий людей в Древнем мире. Появление первых дорог. Покорение морей — новая эпоха в развитии человеческой цивилизации. Торговые пути как важнейшие транспортные и межкультурные коммуникации между Западом и Востоком. Зарождение паломничества как устойчивой формы путешествий. Связь путешествий с общим трендом прогресса человечества. Значение путешествий как фактора расширения географических знаний. Вклад древних цивилизаций в географическое познание мира. Расширение цивилизационных ойкумен, их пересечение и интеграция как перспектива формирования единого планетарного пространства.

Предпосылки возникновения и развития путешествий

В доисторические времена, как известно, древние люди передвигались в поисках пропитания, поэтому в определенном смысле можно говорить о том, что такой способ жизни был основой для выживания человечества на заре его истории. Передвижение в поисках пищи являлось древнейшим средством обеспечения существования людей, которые собирательством и охотой добывали все необходимое для своего пропитания и жизнеобеспечении. Однако такая миграция древних людей проходила очень медленно, иногда столетиями, и зависела от климата, окружающей среды, природных катастроф, а также наличия воспроизводимых в нужном количестве флоры и фауны. Однако люди не только выжили, но и распространились в течение многих тысячелетий своей истории по всем континентам нашей планеты. Таким образом, способность к передвижению на большие расстояния являлось естественным, можно сказать, биологическим условием существования человеческого сообщества.

В доисторические времена передвижения древних людей не носили целенаправленного характера, поэтому они не были путешествиями в современном понимании этого слова. По мере складывания и развития человеческого сообщества перемещения из биологической необходимости постепенно переросли в путешествия как определенному виду социокультурной и хозяйственной деятельности людей. Поэтому для понимания сущности путешествия как исторического и культурного феномена человечества необходимо рассмотреть его тысячелетиями сложившиеся виды.

Какие причины и (или) цели были у путешественников в Древнем мире? Человечеству на протяжении всей его многотысячелетней истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях поисков ресурсов, развития торговли, завоеваний и освоения новых земель, а также новых транспортных путей. Цели и мотивы этих путешествий были самые различные, но основными причинами, являлись следующие:

  • ? поиски пищи и строительных материалов;
  • ? сезонные миграции, связанные с сельскохозяйственными работами и выпасом скота;
  • ? торговые и личные поездки;
  • ? путешествия по указанию государственных руководителей;
  • ? военные походы;
  • ? массовые переселения народов в результате природных катаклизмов;
  • ? религиозное паломничество;
  • ? образовательные поездки;
  • ? деловые и профессиональные путешествия;
  • ? поездки для отдыха, развлечения и лечения.

Перемещения с целью добычи пищи, о чем упоминалось выше, являются самыми древними перемещениями человека и человеческих сообществ: родов, племен и т.д., в том числе сезонные миграции, связанные с сельскохозяйственными работами и выпасом скота. Такие путешествия были свойственны народам, ведущим кочевой образ жизни. Кочевники передвигались по территориям, где был корм для скота и благоприятный климат.

Миграция и переселение были характерной особенностью путешествий людей в Древнем мире. Каковы причины миграций и переселений? К ним относятся природно-климатические и социальные факторы. Природно-климатические факторы — это разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и другие природные катаклизмы, лишающие общность людей условий для жизни в данной местности. Социальные факторы были связаны прежде всего с массовыми распространениями болезней, в том числе эпидемий, а также резким увеличением рождаемости и как следствие невозможностью прокормить большое количество людей. Миграция древних людей — это объективный фактор их образа жизни. Переселения были необходимы в поисках более удобных мест для проживания, в связи с занятием охотой, рыболовством, сбором плодов, ягод и т.д., происходили также сезонные миграции.

По мере развития процессов разделения труда и повышения его производительности появились излишки товаров. Так стал развиваться обмен результатами труда между соседними племенами и племенными союзами, вследствие чего началось постепенное складывание торговой деятельности. Торговые поездки для обмена, а йотом и продажи различных товаров, которые производились в одном месте, а перевозились в другие регионы, стали одними из самых древних торговых путешествий в истории человечества.

Путешествие с целью посещения и поклонения святым местам с древнейших времен являлись одной из важных составляющих религиозной деятельности людей. Уже в Древнем мире иудеи в большие праздники старались принести жертву в Иерусалимском храме; египтяне посещали храмы Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; греки стремились вопросить оракула в Дельфах; германцы собирались в священных рощах, буддисты — индийцы, монголы и китайцы совершали паломничества к святыням Непала, Индии и Китая. Все эти народы совершали близкие и дальние путешествия с целью поклонения и совершения религиозных обрядов в святых местах.

Первоначально люди совершали пешие путешествия, преодолевая препятствия подручными средствами. Позднее они стали совершать поездки, используя труд различных домашних животных: лошадей, мулов, ослов, буйволов, верблюдов, яков, слонов и т.д., которые позволяли им перевозить тяжелые грузы и людей. Домашние животные стали важными помощниками человека в деле покорения пространства и совершения путешествий с глубокой древности до настоящего времени. Многие тысячелетия они были практически незаменимы при совершении путешествий. Для многих народов Индокитая путешествие по горам без яков было бы практически невозможно, эти замечательные животные используются и до настоящего времени в горах Тибета и Гималаев. Северные народы многие тысячелетия использовали для передвижения упряжки оленей и собак, что давало им возможность успешно преодолевать огромные расстояния по зимней и летней тундре. Верблюды, «корабли пустыни» широко использовались в Азии и Африке для перевозки грузов и людей на протяжении тысяч лет. Верблюжий караван является символом торговли в Центральной Азии. Именно с караванами ученые связывают появление первого почтового сообщения между крупными населенными пунктами, а затем и странами. В непроходимых джунглях и болотах Индии веками ходят караваны слонов, на которых путешествуют люди и перевозят различные грузы. Быки и буйволы с незапамятных времен возили людей и их грузы но бескрайним равнинам Евразии, без них не обходились военные походы и переселения больших масс людей на новые земли.

Лошади и верблюды, мулы и ослы являлись главными транспортными средствами для большинства народов нашей планеты за последние 5 тыс. лет. Согласно данным археологии, между 3 и 2 тыс. до н.э. началась история освоения различных типов перевозочных средств на животной тяге, что связано с открытием колеса и упряжных повозок. Эти новые возможности дали резкий толчок развитию путешествий с торговыми целями. Совершенствование колеса и конструкции повозок сделали перевозки людей и грузов на таком виде транспорта повседневной обыденностью, что привело к появлению специально устроенных дорог и возникновению древней придорожной инфраструктуры. Дороги начали прокладывать специальные саперные армейские команды, которые научились делать временные переправы и даже мосты через небольшие реки. В большинстве государств Древнего мира наиболее тяжелые работы по устройству дорог делали рабы. Вдоль дорог постепенно стали возникать заезжие дворы и гостевые дома, их наличие было связано, как правило, с интенсивностью движения людей но трассе. Появление колесниц и применение их в военном деле увеличило мобильность древних армий и содействовало появлению военных походов большой дальности, что стало признаваться одним из видов путешествий.

Незадолго до начала 1 тыс. до н.э. верховая езда на лошадях стала распространяться в массовом порядке в Северном Причерноморье, Малой Азии и Иране. Искусство верховой езды и умение разводить лошадей для этой цели относительно быстро распространилось во многих странах Азии, Африки и Европы. С того времени кавалерия стала составной и наиболее боеспособной частью почти всех армий мира, а путешествия верхом на лошадях прочно вошли в практику передвижения по всем сухопутным маршрутам.

Около 3 тыс. лет до н.э. человечество научилось строить корабли, которые по мере их совершенствования смогли перевозить много людей и грузов. Изначально путешествия по воде были ограничены из-за отсутствия знаний об окружающем мире и страхом перед большими водными пространствами. Путешествие на небольших кораблях проходило но рекам и морям вдоль берегов. Изначально плавание на судах возникло прежде всего для рыболовства, а уже потом как средство передвижения в целях торговли и путешествий. Позже древние путешественники научились строить суда и водить их по открытым водным пространствам. Строительство судов в Древнем мире происходило в Вавилоне, Египте, Финикии, Индии, Китае и других центрах цивилизации. Недаром именно на великих реках возникают многие древнейшие человеческие цивилизации, о которых мы знаем. Древний Египет расцвел на берегах Нила. Реки Хуанхэ и Янцзы текут в регионе, где возникла и выросла древняя китайская цивилизация. Древнейшая индийская культура и государственность зародились и развивалась между берегов великих рек Инда и Ганга. Ассиро-вавилонская цивилизация, одна из древнейших на планете, процветала в междуречье Тигра и Евфрата. Древнее государство Урарту образовалось вокруг крупных озер Ван, Умрия и Севан, расположенных соответственно на территории современных Турции, Ирана и Армении. По этим рекам и озерам люди научились плавать, чтобы более эффективно ловить рыбу и перевозить грузы, а главное — совершать путешествия.

Следующим этапом после освоения рек и озер стало покорение морей, что явилось новой эпохой в развитии человеческой цивилизации, позволившей существенно расширить картину мира и установить взаимодействие с другими народами. Появились новые корабли, которые могли ходить по морю, сначала вдоль берегов, а затем выходить на большую воду, т.е. на морской простор. Начало этому периоду в Средиземном море положили древние финикийцы, которые более 3 тыс. лет назад создали портовые города но всему Средиземноморью. Сеть торговых морских путей в Индийском океане также была весьма разветвленной во второй половине 3 тыс. до н.э., но ней ходили в массовом порядке месопотамские торговые корабли но всему Персидскому заливу от побережья нынешнего Ирана до берегов Индии и Африки.

Военные походы и переселения народов для захвата новых территорий представляли собой также один из древнейших видов путешествий с завоевательными целями. Военные походы Шумеро-Аккадского царя Саргона I и его потомков Саргонидов во второй половине 3 тыс. до н.э. представляли собой грандиозные экспедиции, охватывающие огромные территории Передней и Центральной Азии, во время которых власти этого царства были подчинены множество государств. В VI веке до н.э. персидский царь Дарий I из династии Ахеменидов, расширяя свою огромную державу, совершил военные походы в Среднюю Азию, Индию, Кавказ, Малую Азию, Северное Причерноморье, где его армия была остановлена скифами.

История развития древних государств и народов не была синхронной, поэтому межкультурные коммуникации, возникающие во время путешествий, обогащали народы и содействовали взаимному обмену знаниями и опытом в самых различных сферах деятельности. К середине I тыс. до н.э. многие народы накопили огромный опыт совершения путешествий но огромным пространствам Азии, Африки и Европы, они освоили различные способы передвижения пешком, на животных и на кораблях. Начали складываться устойчивые сухопутные маршруты и морские пути, соединяющие различные страны и народы.

Ссылка на основную публикацию