Гаити привлекает инвистиции в туризм

Как развитие туризма влияет на инвестиционную привлекательность страны

Своим видением поделилась советник по международному сотрудничеству и туризму председателя правления KAZNEX INVEST Гульнар Кенеева

Гульнар, многие в Казахстане и за рубежом знают KAZNEX INVEST в первую очередь как агентство по инвестициям, которое занимается также продвижением казахстанских товаров за рубежом, помогая нашим производителям с выходом на экспорт. Почему вы решили заняться еще и туризмом?

– Точнее сказать, мы занимаемся привлечением инвестиций в строительство инфраструктуры, в том числе и в индустрию туризма. Основной деятельностью KAZNEX INVEST является привлечение прямых иностранных инвестиций, и мы считаем, что у нашей туристической отрасли может быть большое будущее, когда в нее станут вкладывать средства, в том числе, иностранные инвесторы. Сейчас в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) действует департамент индустрии туризма, который занимается этим вопросом, с ним мы тесно сотрудничаем. Все-таки, туристскую индустрию необходимо развивать – прокладывать дороги, строить гостиничные комплексы, что невозможно без соответствующих инвестиций.

Создание развитой конкурентоспособной туристской индустрии с конкурентоспособными турпродуктами обеспечит рабочие места, стабильный рост доходов государства за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма. Развитие туристского кластера определит позиционирование территории и повлияет на формирование положительного имиджа государства.

Какие проблемы в отрасли вам очевидны?

– Основная проблема казахстанского туризма в том, что не сформированы турпродукты, которые мы могли бы выгодно продать иностранным компаниям. Зарубежные туристы не информированы о стране, нет известных туристических брендов, поэтому нет ожидаемого потока.

В чем заключается ваша работа?

– Работа заключается в поиске инвесторов, готовых вложиться в инфраструктуру туризма. Пока мы, конечно, в начале пути. Но уже есть инвесторы, с которыми мы заключаем договоры и меморандумы. Создаем проекты, которые активно ведем и даже уже привлекаем туристов. Также мы работаем с национальными компаниями, в частности, с Astana Expo 2017, Air Astana.

Как встречают инвесторов в Казахстане

К примеру, недавно в Токио подписали меморандум с японской компанией по привлечению инвестиций и туристов в Казахстан, организовали встречи с представителями национального перевозчика. В Корее также были подписаны документы с компаниями в сфере привлечения инвестиций, налажены контакты в Испании. Во время проведения различного рода мероприятий за рубежом видим интерес других стран, желающих с нами сотрудничать. Казахстан для многих – территория неизвестная, потому нам приходится вести разъяснительную и презентационную работу.

Кроме того, мы ведем переговоры с казахстанскими регионами по налаживанию инфраструктуры, поскольку этот вопрос взаимосвязан с туризмом и сервисом.

Также мы занимаемся анализом существующих проблем, находим барьеры в развитии туризма и ищем пути их решения. Вообще, туризм необходимо рассматривать важной отраслью, второй после нефтяной, которая может приносить доход в экономику Казахстана.

Вы разработали проект KAZNEX Tourism Invest. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

– Актуальность данного проекта продиктована привлечением инвестиций в строительство инфраструктуры, повышением привлекательности туристических брендов, созданием конкурентоспособного турпродукта.

Бизнес-туризм в РК губят скверный сервис и дороговизна

Думаю, что развитие туризма также существенно повлияет на инвестиционную привлекательность страны. Ведь в первую очередь, инвесторы приезжают к нам как обычные туристы – так происходит их знакомство с Казахстаном.

Во многих государствах развит страновой promotion – фокус компаний на туризме. К примеру, в Финляндии это FinPro. Мы ведем работу в том же направлении и выделили отдельный проект Kaznex Tourism Invest. В рамках данного проекта, во-первых, будет проводиться работа по формированию благоприятного инвестиционного имиджа Казахстана в мировом сообществе. Во-вторых, будет вестись работа по привлечению средств на создание современных курортов для массового внутреннего туризма. В-третьих, планируется проведение работ с компаниями по экспорту казахстанского турпродукта.

Над какими проектами вы уже активно работаете?

– В конце ноября мы подписали меморандум с немецкой компанией по развитию туристического потенциала Мангистауской области. Компания будет строить несколько отелей на берегу Каспийского моря. Думаю, этот проект состоится. Конечно, впереди много работы – создание дорожной карты, подписание межправительственного соглашения. Но хорошее начало уже положено.

Также мы на стадии переговоров со многими другими иностранными компаниями. Например, недавно в Актау встречали делегацию из Ирана. В ней в том числе были чиновники, инвесторы. Мы им также предлагаем интересные проекты по строительству гостиничных комплексов. Решили поставить цель – развитие пляжного туризма в Казахстане. Пока сфокусировались на Мангистауской области, чтобы создать курортную зону на Каспийском море.

Инвесторы из России, Турции, Китая, Ирана, а также Германии и других европейских стран заинтересованы Казахстаном. Они проводят исследования, изучают рынок, кто-то уже приезжал в Казахстан туристом, многие из них нашли здесь потенциальных партнеров.

Как Казахстан ищет деньги по всему миру

Вас не смущает, что пляжный сезон в Казахстане очень короткий и длится два – от силы три месяца?

– Мы об этом, конечно, думали. Многие гостиничные комплексы будут принадлежать частным лицам или компаниям, и им нужно получать прибыль круглый год. Поэтому мы планируем развивать их как круглогодичные санаторно-курортные комплексы, чтобы они функционировали и зимой.

С какими барьерами сегодня сталкивается отрасль туризма в Казахстане?

– Существует множество проблем: инфраструктурные, транспортные, визовые, страховые, сервисные. Сегодня в Казахстане работает множество туркомпаний, большая часть которых буквально выживает или даже находится на грани банкротства. Многие из них ориентированы на выездной туризм. Въездным туризмом зачастую заниматься им невыгодно, поскольку не сформированы турпродукты, которые они могли бы выгодно продать.

Проблема у нас существует с национальными туристическими брендами. Например, если нас приглашают в Японию, мы знаем, что там – сакура, кимоно, гейши, чайная церемония. С Казахстаном у иностранцев таких ассоциацией нет.

Поэтому нужно начинать работу с создания туристического бренда – логотипа, который должен быть ярким, содержательным, позитивным, передавать образ Казахстана, нашего гостеприимства. Далее необходимо создавать якорные бренды, которые должны ассоциироваться со страной. И подходить к этому надо с научной точки зрения.

Далее на основе этого необходимо уже формировать турпродукты. Сейчас многие когда говорят о развитии туризма, переходят сразу на десятый шаг. Но его невозможно будет сделать, пока мы не пройдем первые шаги – создание логотипа и туристического бренда страны.

Чтобы у иностранцев были ассоциации с нашей страной, этот логотип-бренд должен создаваться профессиональными дизайнерами и его нужно продвигать за рубежом. Необходимо проводить promotion кампании.

Джон Шоул: Приговор казахстанскому сервису

Как обстоят дела со специалистами в области?

Одна из больших проблем – это отсутствие туристических экспертов на рынке. В этом году я искала себе ассистентов, проинтервьюировала три десятка человек, и среди них нет специалистов, с которыми хотелось бы работать как с экспертами, понимающими туризм как отрасль. Хотя, обучение туризму в наших вузах ведется. Проблема еще существует в том, что нет профессиональных гидов. Требуется также начать работу по подготовке специалистов, принимающих гостей в аэропорту, в гостиницах. Необходимы эксперты в управлении отраслью. Обратите внимание: все участники туристического рынка говорят об одном и том же, что нам не хватает инфраструктуры, дорог и туалетов. Никто не говорит о туризме, как о системной отрасли, которая требует комплексного подхода.

Есть ли точки привлекательности в Казахстане?

– Скажу так: в стране достаточно много мест для иностранных туристов и инвесторов, привлекательных природным богатством туристических достопримечательностей, богатой историей, культурой и традициями.

В Восточно-Казахстанскую область много зарубежных туристов уже приезжают, им интересен экотуризм, когда путешественник попадает в девственную природу, может еще и пройти лечение. Приезжают постоянные гости в Мангистаускую область увидеть подземные мечети и удивительные пейзажи древнего моря.

Много интересных мест в Алматинской области, где путешествуют туристы. Многих привлекает Чарынский каньон. Вообще, зарубежных туристов Казахстан привлекает неизведанностью и уникальностью.

В концепции проекта KAZNEX Tourism Invest указано, что необходима государственная поддержка, в чем она заключается?

– В 2015 были разработаны Государственная программа и Концепция развития туризма, определяющие долгосрочные тенденции и основные направления. Проект подразумевает активную роль государства в становлении отрасли, что окажет поддержку участникам рынка. В принципе, очевидно, что туризм получит развитие в Казахстане, когда его объявят приоритетной отраслью, провозгласив это на высоком государственном уровне.

Туризм – правильные инвестиции

Профессиональные инвесторы всегда держат руку на экономическом пульсе страны. Действительно, всегда выгодно вкладывать деньги именно в те сегменты и отрасли народного хозяйства, которые в данное время находятся на подъеме. На сегодняшний день в России одним из наиболее перспективных направлений для капиталовложений является туристический сегмент. Таким образом, инвестиции в туризм видятся сейчас многим российским и иностранным инвесторам более чем привлекательными.

Для того чтобы понять потенциал, сокрытый в туристической отрасли России, достаточно обратиться к статистическим данным. Известно, что мировой ВВП практически на 10% формируется за счет туризма и связанных с ним услуг. В нашей же стране на долю туристической отрасли приходится лишь 1,5% ВВП. Как вы понимаете, потенциал для развития и роста просто колоссальный.

Существующие тенденции

Туристическая отрасль состоит из многих взаимосвязанных элементов инфраструктуры. Прежде всего речь идет:

  • о гостиницах, отелях, хостелах, домах отдыха, санаториях и других местах пребывания туристов;
  • ресторанах, кафе, барах, закусочных и других местах общественного питания;
  • курортно-оздоровительных комплексах;
  • транспорте, услугах связи и интернете;
  • зоопарках, спортивных площадках, парках развлечений и других объектах развлекательной индустрии;
  • финансовых и организационных услугах;
  • прокате и аренде транспортных средств;
  • и многом другом.

Естественно, что создание полноценного курорта зачастую невозможно без активного участия и финансовой помощи государства. Однако если мы будем рассматривать каждый элемент в отдельности, то выяснится, что его создание возможны при частных инвестициях компаний и даже отдельных инвесторов.

В настоящее время в Российской Федерации инвестирование в туристическую сферу может осуществляться двумя основными способами.

Во-первых, инвестор может купить пай в паевом инвестиционном фонде, который специализируется на вложениях в туризм. В данном случае инвестиции будут иметь не слишком высокий, но стабильно получаемый доход. Риски подобных вложений можно расценить, как умеренные.

Во-вторых, человек может осуществлять собственные инвестиции. В этом случае риски потерять инвестированный капитал будут намного выше. Зато и потенциальная доходность таких вложений будет измеряться куда большими цифрами.

Проблемы отрасли

Любая отрасль экономики имеет собственные проблемы, которые потенциальные инвесторы, принимая инвестиционные решения, обязательно должны учитывать. В России в сфере туризма к ним прежде всего относятся:

  • устаревшие туристические объекты;
  • географическая специфика;
  • климатические условия.

Главной проблемой туристической отрасли нашей страны являются ветхие туристические объекты, многие из которых были построены еще во времена существования Советского Союза. То есть во второй половине прошлого века. В лучшем случае многочисленные дома отдыха, пансионаты, гостиницы и рестораны в российский период истории пережили капитальный ремонт. В то же самое время многие объекты могут похвастаться лишь косметическим ремонтом.

Естественно, что запросы современных туристов намного выше тех, которые предъявляли к курортам советские граждане. Данное обстоятельство усугубляется теми ценами, которые существуют на отечественном туристическом рынке. Мы получаем парадоксальную ситуацию, когда россиянам дешевле слетать в условную Турцию, получить там лучший сервис и заплатить за это меньшие деньги, чем за отдых на юге России.

Конечно, существует Сочи, инфраструктура которого была полностью перестроена к зимним Олимпийским играм 2014 года. Однако стоимость отдыха здесь еще выше. К тому же это едва ли не единственный пример в нашей стране.

Размер территории России также рождает для инвесторов в сфере туризма дополнительные сложности. Например, давайте рассмотрим два уникальных природных объекта, которые было бы невероятно интересно посетить миллионам россиян и иностранцев. Это озеро Байкал и полуостров Камчатка. Но их значительная удаленность от европейской части России делает инвестиции в них малопривлекательными.

Российская Федерация – это страна, которая преимущественно лежит в северных широтах. Имея выход более чем к 10 морям и 2 океанам, мы не можем превратить их в курорты, ввиду их географического положения и сурового климата. Вместе с тем после присоединения Крыма туристический потенциал России существенно возрос.

Инвестиции в туристические агентства

Многие люди связывают частные инвестиции в сферу туризма с открытием собственного турагентства. Объясняет данное обстоятельство низкий входной барьер такого бизнеса.

Другими словами, чтобы открыть собственное туристическое агентство нужен совсем небольшой капитал. При минимальных тратах это будут инвестиции в размере 70–100 тысяч рублей. В эту сумму входит открытие ООО или регистрация ИП, аренда офисного помещения, зарплата менеджера.

Если открывать турагентство по франшизе одного из крупных туроператоров (Корал, Пегас и т.д.) или сети агентств, размер первоначальных инвестиций составит 200–500 тысяч рублей. В этом случае большие вложения будут с лихвой компенсированы полученным узнаваемым туристическим брендом.

Теоретически подобные инвестиции можно отбить за несколько первых месяцев работы. Однако при этом не стоит думать, что подобный туристический бизнес не требует каких-либо специфических знаний и навыков. Статистика новых турагентств говорит об обратном. Согласно открытым статистическим данным в течение первого года после открытия закрывается 70–75% туристических агентств. До конца третьего года в строю остаются только 5–7% подобных компаний.

Выводы

Инвестиции в туристическую сферу на сегодняшний день являются перспективным направлением для вложения собственного капитала. При этом инвестору необходимо хорошо ориентироваться на соответствующем рынке. Только такой подход способен в современных условиях принести прибыль.

Россияне хотят отдыхать на отечественных курортах. Но при этом они предъявляют высокие требования к уровню сервиса, условиям проживания, качеству питания и не хотят переплачивать.

Читайте также:  Южная Корея зимой

Экотуризму быть. Крупные инвесторы начинают вложения в отрасль

24 Октября, 2018

О развитии экологического туризма мы поговорили с генеральным директором «Роза Хутор» Сергеем Бачиным.

Николай Терещенко, «АиФ»: Сергей Викторович, в своем выступлении на пленарном заседании вы сказали, что даже терминологически сейчас отношение к экотуризму остается пока на уровне царской России, когда само слово «заповедник» означало «заповедное место», закрытое от простого народа. Что нужно сделать, чтобы это изменилось? Может быть как-то законодательство изменить?

Сергей Бачин: Если говорить о развитии экотуризма в России, то каких-то глобальных изменений в действующее законодательство сейчас не требуется. Достаточно принять некоторые подзаконные акты, которые позволят просто навести порядок на всех наших особо охраняемых природных территориях. Потому что в реальности не только заповедник, который может предполагать разные зоны доступности для посещения, но и большинство особо охраняемых природных территорий по-прежнему находятся вне туристического контекста. Самый жесткий статус защищенности, как правило, распространяется не на часть, а на все охраняемые территории в целом. О чем это говорит? О том, что не сделана работа, которая может и должна быть сделана.

— А кто ее должен сделать? Руководство заповедника?

— Да, конечно, сотрудники заповедника, профессиональное сообщество. Мне не хочется их обвинять, дело не в этом. Мы понимаем, что сотрудников там немного, финансирование скудное, и они работают, прежде всего, чтобы сохранить то, что уже есть. Однако если думать о будущем, необходимо уже сейчас определить алгоритм необходимых преобразований в заповедниках, национальных парках, и в соответствии с этой стратегией доработать законодательство.

— На пленарном заседании многие, в том числе и Энрик Сала, и Олег Сафонов говорили о том, что экотуризм нужно превращать в инструмент защиты природы, в том числе в финансовый инструмент. И с ваших слов я понимаю, что руководители заповедников и нацпарков имеют необходимые права на развитие туризма на своих территориях. Так что нужно сделать, какие конкретные шаги предпринять, чтобы а) туристический поток на эти территории увеличился и б) какая-то необходимая инфраструктура появилась?

— Вот смотрите. Для того чтобы возникла инфраструктура, все-таки необходимы инвестиции. Но заповедникам и национальным паркам в том виде, в котором они сейчас существуют, сложно привлечь частных инвесторов, потому что как только появляется потенциальный партнер, сразу возникает ряд вопросов, требующих дополнительного регулирования. Опять же — это не значит, что надо менять закон. Достаточно внести изменения в Положение о заповеднике или национальном парке, или создать методики или практики, которые могло бы разработать Министерство природных ресурсов.

Ведь что такое заповедник или нацпарк? Это десятки километров неосвоенной территории. И если с человеком что-то произошло, кто-то его укусил, он ногу сломал, камень на него упал, должна быть система эвакуации, оказания первой медицинской помощи. А это значит, что должна быть доступность. Если это абсолютно дикая тропа, и группа ушла на 20 километров вглубь территории, человек может просто погибнуть. Значит в заповеднике должна быть какая-то минимальная сетка троп, по которым может проехать машина для эвакуации. Так это работает во всем мире. Это не значит, что машины должны носиться по территории заповедника, но необходимо создать условия для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации. Рассчитывать на вертолет в большинстве случаев не стоит. Туман, другие погодные условия, дремучий лес — и вертолет бесполезен. Поэтому так важно создать транспортную сеть для эвакуации туристов.

Второй момент — очень важный — все-таки должны быть хоть какие-то туристические лагеря с водой, канализацией и электричеством. Пусть между ними будут 10-15 километров, но такие лагеря должны быть. А значит и регламенты по канализации, электричеству. Во всем мире используются, например, даже не мини, а микро ГЭС. Это такой малюсенький генератор, который на ручье стоит, или на отводе ручья. И хотя он производит всего 10-15 киловатт энергии — этого достаточно для обеспечения связи, света и минимальных удобств. Так вот на наших особо охраняемых территориях этого сейчас сделать нельзя. А если этого сделать нельзя, то туристы оказываются в пещерном состоянии. Это странно, потому как во всем мире эти микрогенераторы используются, и, кстати, очень часто они российского производства. Вы не поверите, но основной поставщик генераторов для микро ГЭС в Европу — это Россия, один из заводов в Санкт-Петербурге их делает. То есть — для западных особо охраняемых территорий мы их делаем, а у нас об этом даже подумать пока невозможно.

Вот такие аккуратные, не нарушающие экосистему решения, сразу бы сделали туризм цивилизованным. И, опять же, чтобы эти решения принять — не надо никаких глобальных указов президента. Нужен просто консенсус в сообществе, и достаточно будет каких-то подзаконных актов на уровне Минприроды.

— Таких правил, как я понимаю, пока нет?

— Их нет, но есть понимание, что они нужны, и мы свои предложения в Минприроды направили. С учетом, конечно, международного опыта создания таких систем, о которых я говорил.

— Еще одни вопрос. Бытует мнение, что экотуризм — это такая не выгодная на самом деле история. Она не интересна ни губернатору региона, ни муниципалитетам, ни инвесторам. Ну что там можно заработать на этих тропах? Вот построили большой курорт, как «Роза Хутор», куда люди приезжают в массовом порядке. Большие инвестиции — большие доходы. Или с вашей точки зрения экотуризм можно превратить все-таки в нормальный бизнес?

— Ну давайте будем откровенны. Экотуризм — это не добыча нефти, газа, металлов, и даже не строительство и не рыбная ловля. Экотуризм — бизнес не простой, и основная его характеристика — это длинный возврат на вложенные средства. И, к сожалению, если губернатор или бизнес руководствуются краткосрочными интересами, менее пяти лет, то для них экотуризм в сферу интересов в принципе попасть не может. Только если рассматривать систему инвестиций на длительный период, она будет работать. Есть еще один важный момент. В экотуризме нет единого центра сбора прибыли. Экотурист не приносит большой доход гиду или компании, которая этим непосредственно занимается. Он создает общий поток туристов на территорию, что в общей массе воздействует через малый бизнес и всевозможные сервисы на развитие всей территории. И в этом смысле, если логически рассуждать, то основной заинтересованной стороной может быть как раз регион, его власти. Но для этого все же необходимо обладать определенным видением, пониманием. Если какая-то муниципальная или региональная власть привыкла, к примеру, получать главный доход от рыбалки, то перезагрузить их сознание — увы, тяжело. Но в то же время, вы слышали цифры, которые назывались коллегами. На вложенный доллар или евро — десять отдачи. И это прибыль для всей территории, об этом свидетельствует международный опыт.

— И я так понимаю, что вы, как инвестор тоже начинаете сейчас экотуризмом заниматься? То есть для вас — это некое продолжение горнолыжного, курортного бизнеса?

— Мы в регионе сейчас очень хорошо и сильно представлены. И, чтобы не было путаницы — для нас в классическом понимании главный бизнес — это зимний горнолыжный и летний горный туризм. Это наше ядро — подъемники, отельная база, трассы, это вещи, которые мы уже сделали. И мы сейчас начинаем развивать экотуризм. Территориально он не сильно соотносится с основной территорией курорта. «Роза Хутор» — первый лагерь, с которого начинаются экомаршруты. А заканчиваться они по нашим планам будут достаточно далеко — на Третьей Роте, к примеру, это село такое в 30-40 километрах от курорта. Мы сейчас непосредственно работаем с нацпарком и заповедником по этим маршрутам. Мы считаем, что за этим направлением будущее, и через некоторое время, мы думаем, «Роза Хутор» будет привлекательна для туристов на 50% как горнолыжный или горный курорт, а на 50% — как стартовая точка для экотуристов.

— И последний мой вопрос — я знаю, что у вашей команды есть инвестиции и в других регионах нашей страны, в Завидово, например, в Тверской области. Там вы такую же концепцию предполагаете делать?

— В Завидово нет гор, поэтому я бы так сказал — концепция похожая, но без гор. Экотуризм там тоже развивается, и он очень востребован, я имею в виду пешеходный и велосипедный туризм. С точки зрения экотуризма в Завидово сейчас, наверное, даже больше сделано, чем здесь, на Кавказе. Там уже появились лагеря. Здесь мы планируем первый лагерь для туристов построить в следующем году, примерно в 10 км от «Роза Хутор». Летом 2020 года он уже будет принимать транзитных пешеходных и велосипедных туристов.

Для развития экологического туризма, как успешного бизнеса, я бы назвал два главных фактора. Во-первых, это наличие некоего мощного природного объекта, который привлекает большой туристический поток, позволяющий уже от него отводить ручейки экотуристов на маршруты. Например, это Байкал, Камчатка, Алтай или Кавказ. Во-вторых — это «мегаполисы», города, места, рядом с которыми можно формировать туристический поток. Мы, кстати, в Ярославской области этим занимаемся. «Золотое кольцо» — мощный туристический маршрут, по которому путешествуют тысячи людей. И можно предлагать им пройти и по экологическим тропам.

Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаева Людмила Александровна

Статья посвящена исследованию проблем иностранного инвестирования одной из непроизводственных сфер национальной экономики туристской отрасли России. Определена основная цель развития индустрии туризма формирование конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей, с другой значительный вклад в социально-экономическое развитие краев и областей. Проведен анализ официальных данных Госкомстата России, позволивший определить удельный вес иностранных инвестиций в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Выявлены основные причины недостаточного притока иностранных инвестиций в сферу туризма нашей страны.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горностаева Людмила Александровна

ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE TOURISM INDUSTRY

Article is devoted research of problems of foreign investment of one of non-productive spheres of national economy tourist branch of Russia. The main objective of development of the industry of tourism formation of the competitive tourist branch prov >foreign investments in sphere of tourism and the hospitality industry is carried out. Principal causes of insufficient inflow of foreign investments into sphere of tourism of our country are revealed.

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма»

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА

Л. А. ГОРНОСТАЕВА

Статья посвящена исследованию проблем иностранного инвестирования одной из непроизводственных сфер национальной экономики – туристской отрасли России. Определена основная цель развития индустрии туризма – формирование конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей, с другой -значительный вклад в социально-экономическое развитие краев и областей. Проведен анализ официальных данных Госкомстата России, позволивший определить удельный вес иностранных инвестиций в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Выявлены основные причины недостаточного притока иностранных инвестиций в сферу туризма нашей страны.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, непроизводственная сфера, туристская деятельность, индустрия туризма, оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, инвестиционный климат.

Индустрия туризма играет существенную роль в развитии мировой экономики. Многие страны мира значительную часть благосостояния государства построили на доходах от организации туристской деятельности. Туризм как часть непроизводственной сферы имеет перспективу статуса ведущей экспортной отрасли в мире. Подобная тенденция обусловлена экономическим ростом, повышением культурного и материального уровня населения, совершенствованием транспорта, увеличением свободного времени.

Привлечение инвестиций в экономику регионов, в частности, в туристскую отрасль, является одной из приоритетных задач. Стратегическая цель развития туризма состоит в использовании культурного потенциала регионов на основе создания современной сети туристского сервиса, развития индустрии туризма и привлечения инвестиций [5], в том числе иностранных.

По предварительной оценке Банка России, по итогам I полугодия 2011 г. в отечественную экономику поступило более 27 млрд долл. прямых инвестиций. Это больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года и чуть-чуть меньше, чем в I полугодии 2007 г., то есть до кризиса (в I полугодии 2007 г. в Россию поступило 29,6 млрд долл., а в I полугодии 2010 г. – 19,4 млрд долл. прямых иностранных инвестиций). Главная задача теперь -поддержать такую позитивную тенденцию, причем сделать акцент на качество долгосрочных иностранных инвестиций, которые вместе с капиталом в страну приносят и новые технологии, и

инновации, и новые хорошие высокооплачиваемые рабочие места.

Иностранные инвестиции в индустрию туризма в России в официальных документах Госкомстата России отдельной строкой регулярно не выделяются. Такие сведения отсутствуют и в единовременной форме федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью организаций, оказывающих туристские услуги [7].

Анализируя скудные официальные данные, следует отметить, что наибольший удельный вес инвестиций направляется в гостиничное хозяйство как наиболее капиталоемкую сферу туризма и отдыха – около 40 %. Однако удельный вес долгосрочных инвестиций здесь наиболее низкий -примерно 3,5 %.

Инвестиции в основной капитал оздоровительных учреждений и учреждений отдыха составляют около 13 % общего размера инвестиций в отрасль, удельный же вес долгосрочных инвестиций здесь 69 %.

Сегодня туризм, к примеру, пополняет бюджет Москвы лишь на 1,5 % в год. Основная задача состоит в том, чтобы к 2015 г. увеличить этот показатель в 10 раз. Для сравнения: вся московская промышленность пополняет бюджет на 18 %, столичные банки – около 9 %. Ставка на развитие туризма экономически выгодна не только Москве, но и любому региону страны [1].

Читайте также:  Мадрид - лучшие места для шопинга

По официальным данным Госкомстата России, удельный вес туризма в общей структуре

платных услуг населению в настоящее время составляет около 2 %.

Развитие индустрии туризма имеет большое значение для государства и его субъектов, муниципальных образований и общества в целом. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Многообразие ландшафтов нашей страны позволяет развивать различные виды туризма: экологический, самодеятельный, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, ле-чебно-оздоро-вительный, круизный, рыболовный и охотничий и др.

Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это обеспечение свободы перемещения на большей части страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самара, территории, закрытые ранее для иностранных туристов.

Согласно оценкам ВТО, в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, для всех стран являются:

– культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;

– тематический или специализированный вид туризма, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего туристского комплекса и смежных с ним продуктов и услуг;

– круизы, в которых участвует более 9 млн туристов ежегодно [4].

Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов, для которых Россия является новым неохваченным направлением, наша страна имеет все основания для развития этих видов туризма [9]. Причем, успешное развитие туризма требует законодательного решения многих насущных проблем.

Иностранные инвестиции являются одним из важнейших факторов развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят:

– динамика развития отрасли на долгосрочную перспективу;

– финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;

– качественные характеристики туристских объектов и предприятий в перспективе;

– пропускные способности, производственные мощности и вместимость туристских объектов;

– структурная пропорциональность развития отрасли (взаимоувязка развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи и т. д.);

– общая конъюнктура туристского спроса и предложения в территориальном разрезе (конкурентная среда).

Отдавая должное иностранному инвестированию российского туризма, необходимо в то же время подчеркнуть, что для успешного решения стоящих перед отраслью задач иностранные инвестиции должны носить «дополняющий» характер по отношению к внутренним. Только в этом случае они смогут оказать стимулирующее воздействие на развитие туризма. Тем более, мировой опыт показывает, что объем прямых иностранных инвестиций практически никогда не превышает 10-12 % общего объема инвестиций в национальную экономику [2].

В отличие от иностранных займов и кредитов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, способствуют получению средств для его погашения, служат источником обновления основных фондов, ресурсом капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.

В условиях современной российской экономики положительное влияние ПИИ можно рассматривать несколько шире, так как они способствуют становлению новой институциональной структуры рыночной экономики в России, укрепляют зарождающиеся на рыночной основе хозяйственные связи между экономическими субъектами [8].

Иностранное инвестирование индустрии туризма, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

– благоприятное воздействие иностранных инвестиций на экономику туризма в целом;

– получение прямых потоков капитала в непроизводственную сферу экономики страны;

– рост местного предпринимательства в сфере туризма;

– развитие предприятий региональной инфраструктуры туризма;

– увеличение международной конкурентоспособности;

– создание новых рабочих мест для населения;

– повышение жизненного и культурного уровня населения;

– повышение квалификации трудовых ресурсов (система обучения и подготовки туристских кадров);

– приобретение управленческих и технологических ноу-хау.

В целях создания благоприятного режима для иностранных инвесторов неизбежен радикальные изменения государственной политики в области привлечения, защиты и использования иностранных инвестиций, обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий и недискриминации в принимающей стране.

Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую отрасль очень важны:

– активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования);

– либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу;

– эффективная антимонопольная и антикриминальная политика местных властей, направленная на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристских предприятий [3].

Решающим шагом в увеличении вложений в туристскую инфраструктуру должно быть создание по-настоящему благоприятного инвестиционного климата для широкого вовлечения в этот процесс предпринимателей, занимающихся туризмом. Прежде всего, это касается осуществления льготной кредитной политики на долгосрочной основе (от трех до семи лет), включая погашение кредитов, разработки системы гарантий финансово-кредитным учреждениям, незыблемости прав собственности, упрощения правил перевода за границу дивидендов иностранным инвесторам, более льготной налоговой политики по отношению к прибылям, реинвестируемым в дальнейшее развитие материальной базы туризма, и др.

Основным позитивным аспектом влияния иностранного инвестирования на экономику принимающей страны является его воздействие на уровень инвестиционной активности в стране и, как следствие, на повышение экономического

роста. В условиях недостаточности инвестиционных ресурсов в стране или их ограниченности в целом в экономике страны или в отдельных ее отраслях иностранные инвестиции восполняют частично инвестиционный пробел. Рост инвестиционной активности ведет к росту ВНП.

При формировании политики привлечения иностранных инвестиций с целью минимизации отрицательного их воздействия на принимающую экономику следует соблюдать разумное сочетание открытости и протекционизма, а также строго дифференцированный и структурированный подход к иностранному инвестированию в зависимости от национальных приоритетов развития [6].

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10 лет привело к тому, что на долю России, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1 % мирового туристического потока, который достигает 657 млн прибытий в год. При этом, хотя государство и перестало быть донором и одновременно заказчиком в туризме, тем не менее, туризм живет и развивается. Но еще не превратился в то звено, которое в должной мере приносит пользу и государству, и его гражданам.

Необходимо создать образ России как страны, благоприятной для посещения, и обеспечить права и безопасность туристов. Нужна государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма. Развитию туристической отрасли будет способствовать определение компетенции субъектов РФ в сфере туризма, учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координация взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой и т. д. Должны быть объединены усилия Госдумы, в частности, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития РФ, а также представительных органов субъектов Федерации.

1. Алексеев А. Туризм в России больше, чем туризм // Экономика России: XXI век. 2009. № 14.

2. Горностаева Л. А. Привлечение иностранных инвестиций в непроизводственную сферу российской экономики: индустрия туризма // Непроизводственная сфера в условиях глобализации : колл. монограф. / под ред. Г. В. Козловой. Тамбов, 2011.

3. Жидких В. А. О нормативно-правовом обеспечении стратегии государственной политики внутреннего и въездного туризма в России // Аналитический вестник Совета Федерации. № 3 (389).

4. Иващенко М. М. Правовое регулирование инвестиционного климата Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 1. Юридические науки.

5. Коновалова Д. И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: мат-лы 4 конвента РАМИ: в 10 т. М., 2009.

6. Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России: автореф. дис. . д-ра эконом. наук. СПб., 2010.

7. Цацулина И. А. Некоторые проблемы инвестиционной деятельности в туристской отрасли российской экономики // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 3-4. Экономические науки.

8. Якунина И. Н. Инвестиционный климат Тамбовской области: направления совершенствования // Проблемы обеспечения устойчивости развития региональных социально-экономических систем: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 13-15 нояб. 2008 г. Тамбов, 2008.

9. Якунина И. Н. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа российской экономики как условие реализации национально-государственных интересов // Вестн. Тамб. ун-та. Кафедра экономической теории и истории. Приложение к журналу. Тамбов, 2009.

ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE TOURISM INDUSTRY

L. A. Gomostayeva

Article is devoted research of problems of foreign investment of one of non-productive spheres of national economy -tourist branch of Russia. The main objective of development of the industry of tourism – formation of the competitive tourist branch providing, on the one hand, a growing demand of consumers, with another – the considerable contribution to social and economic development of edges and areas is defined. The analysis of the official data of Goskomstat of Russia, allowed to define relative density of foreign investments in sphere of tourism and the hospitality industry is carried out. Principal causes of insufficient inflow of foreign investments into sphere of tourism of our country are revealed.

Keywords: investments, foreign investments, non-productive sphere, tourist activity, the tourism industry, improving establishments, rest establishments, an investment climate.

Привлечение инвестиций в туризм

Фондоотдача находится за формулой

где ВЧП – стоимость чистого продукта, тыс. грн.

Коэффициент эффективности управления исчисляется по формуле:

где – коэффициент эффективности управления

1. Инвестиции в туризме: сущность и классификация

Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включая разные области обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отеле, дома отдыха, стиральные, магазины, которые продают изделия местных ремесленников и предметами искусства и т.п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и в дорогую материально-техническую базу туризма стимулирует инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Туристическая индустрия является довольно капиталоемкой областью из-за высокой стоимости недвижимости и оборудования. Так, капитал в индустрию гостеприимности привлекается на длинный период времени и возвращается довольно медленно, а самая структура инвестиций в этом секторе подобная на инвестиции в промышленность, которая требует больших затрат.

Инвестиции – это финансовые ресурсы, материальные и интеллектуальные ценности, направленные на обеспечение инвестиционной деятельности с целью создания необходимых активов для удовлетворения нужд государства и получение в будущем прибыли от производства продукции от инвестируемых объектов и расширение базы налогообложения.

Результатом инвестиционной деятельности является не простое получение доходов от «осуществления инвестиций», а формирование источников средств, которые обеспечивают инвестиционную деятельность, и получение экономического эффекта в результате осуществления мероприятий по внедрению технологий и их усовершенствования, развития материальной базы и создание новых рабочих мест за счет инвестиций в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Это свидетельствует о том, что урегулированная государством деятельность, которая имеет административно-правовой, финансово-правовой и гражданско-правовой, характер и какая направлена на привлечение финансовых и материальных источников как инвестиций, которые обеспечивают выполнение конкретных работ и мероприятий по созданию новых и модернизации действующих объектов производственного и социального назначения, необходимых государству и инвестору, является инвестиционной деятельностью.

Инвестиции как ключевой момент инвестиционной деятельности – это экономическая категория, а процесс осуществления инвестиционной деятельности – экономическое общественное отношение. Инвестиции выступают в форме капитальных вложений в воспроизводство материально-технической базы туристической отрасли, а финансовые правоотношения составляются в процессе финансирования капитальных вложений, т.е. основанных на правовых нормах деятельности государственных органов относительно определения источников покрытия прямых расходов на создание новых, реконструкцию или переоснащение действующих основных фондов.

Начальные инвестиции в туризм привлекают все больше вложений в будущем во вспомогательные и поддерживаемые отрасли хозяйства. Сюда входят большие инвестиции в главные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты, транспортные средства и т.п. их инвестиции окупаются только через несколько лет. Для туроператоров и в определенной мере турагентам требуется большее количества оборотных средств для оплаты услуг отелей, транспортных компаний и т.п., перед туристическим сезоном. Капитал здесь, как правило, задерживается на короткий промежуток времени и часто используется для спекуляций на валютном рынке.

Поскольку в создании продукта туристической индустрии принимают участие разные ее секторы, то компании одного сектора заинтересованы в финансировании других структур. Например, туроператоры могут финансировать развитие гостиничных комплексов на курортах, куда они отправляют своих клиентов. Авиакомпании могут гарантировать финансовую безопасность туроператоров, которые широко используют их услуги.

Вместе с положительными последствиями от инвестиций в туризм не следует забывать об отрицательном влиянии от развития последнего, о так называемой монокультуре (однонаправленности) туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники доходов местных жителей. Более высокая заработная плата в индустрии туризма приманивает рабочих, что отрицательно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристическим посещениям.

Одновременно меняется или полностью разрушается традиционное содержание жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования, поэтому правительство и инвесторы должны постоянно подсчитывать экономическую эффективность от осуществления инвестиций, т.е. высчитывать их целесообразность.

Разнонаправленность – это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса. Соответственно вместо того, чтобы оказывать содействие диверсификации экономики, туризм временами замещает другие отрасли, а иногда и наоборот.

Читайте также:  Ледяной отель (The Ice Hotel) в Швеции

При осуществлении инвестиций в туристическую индустрию следует обратить внимание, что туризм по сути своей – явление сезонное. Поэтому полная зависимость региона от одного сектора индустрии нежелательная. Тем более, что спрос на туризм и путешествия в значительной мере зависит от доходов и вкусов туристов.

Кроме того, развитие туризма порождает определенные социальные и дополнительные расходы на поддержку окружающей среды. Довольно бушующее развитие туризма и полная зависимость от него ставит такую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это угрожает экономическим спадом; если не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны обеднеют и обесценятся. В этом случае решения, как правило, принять довольно тяжело.

По своему смыслу финансовые правоотношения в инвестиционной деятельности имеют широкий аспект работ, а именно:

мобилизация средств на определенных этапах;

конкурсный отбор проектов за тендером;

ведение финансового учета и финансовой отчетности;

расходование денежных средств при наличии нормативно утвержденной документации;

контроль использования средств на каждом этапе.

При этом, по каждому виду работ изменяются субъекты, решая вопрос, которые принадлежат к их компетенции.

Целесообразно классифицировать инвестиции, исходя из таких заданных критериев:

по форме собственности – на государственные, частные, коммунальные, коллективные;

по территориальному признаку – на внутренние, внешние, заграничные;

по источникам вложения – на реальные и финансовые.

Классификация форм осуществления инвестиционной деятельности соответственно положениям действующего законодательства имеет такой вид:

общее инвестирование (инвестиционные фонды и компании);

банковское инвестиционное кредитование;

специальные (свободные) экономические зоны;

Эффективная законодательная поддержка инвестиционной деятельности со стороны публичной власти означает не только разработку нормативно-правовых актов в области инвестирования, а и усовершенствование финансово-правовых актов, которые устанавливают механизм его внедрения и без которых даже очень эффективное инвестиционное законодательство не будет функционировать. Быстрого экономического роста и расширение индустрии туризма можно достичь лишь при условии постоянного и значительного вложения финансовых ресурсов.

Последовательность привлечения источников финансирования инвестиционной деятельности является такой:

бюджетное финансирование и собственные средства;

средства инвестиционных и страховых фондов;

банковское кредитование при отсутствии бюджетного финансирования.

Инвестиции являются предпосылкой и вместе с тем следствием успешного проведения экономических реформ. Вопрос привлечения инвестиций является одним из главных факторов для динамического развития экономики, повышение жизненного уровня, увеличение количества рабочих мест. Государство должна эффективно использовать ресурсы и успешно сотрудничать с инвесторами путем создания привлекательного правового поля и гарантирование инвесторам их прав и независимой судебной защиты.

Характерной особенностью государственного контроля за инвестиционной деятельностью являются применения разных его видов, а именно:

финансовый контроль, формами которого являются ревизии и проверки;

экспертный контроль, который применяется при экспертизе разработанных технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации;

фактический контроль, который осуществляется путем контрольных измерений фактически выполненных работ на каждом из этапов строительства, реконструкции или модернизации объектов.

Одним из приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности могут стать туристические кластеры, поскольку у такого рода объединениях налаженная организационная структура; предприятия кластера имеют конкурентные преимущества, которые достигаются с помощью специализации, а это, в свою очередь, обеспечивает повышение производительности работы и снижение себестоимости продукции и услуг; кластеры формируются в пределах курортно-рекреационных зон, которая предоставляет инвесторам уверенности в том, что вложенный капитал останется капиталом.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 2530 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как в России будут развивать туризм

На матчи чемпионата мира по футболу в Калининград иностранные туристы приезжали по паспорту болельщика. С 1 июля они смогут приезжать по электронной визе

/Александр Губский/ Ведомости

Вклад туризма в ВВП России – 3,5%, но есть задача увеличить долю как минимум до 6% в среднесрочной перспективе, заявил замминистра экономического развития Сергей Галкин на конференции «Ведомостей» «Туризм в России» в мае. Также к 2035 г. Россия должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН (United Nations World Tourism Organization, UNWTO), сказал он.

Пока Россия на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. То есть, хотя в России прошел чемпионат мира по футболу, ее место в рейтинге не изменилось и турпоток вырос на 0,66% (годом ранее в России побывало 24,4 млн туристов). Это несмотря на то, что каждый 10-й иностранный болельщик в августе – декабре 2018 г. вернулся в Россию, использовав безвизовый въезд по паспорту болельщика Fan ID, как подсчитал Сбербанк (всего иностранцы получили 843 000 Fan ID, по данным Минкомсвязи). Правда, стоимость платных услуг, оказанных гостиницами и прочими местами размещения, выросла значительно: на 12,86% до 248,2 млрд руб. В целом внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев.

Стратегия для туризма

Рядом с Россией в рейтинге UNWTO Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, – Великобритания с 35,1 млн туристов.

Достичь амбициозных целей, по задумке министерства, должна помочь стратегия развития туризма до 2035 г. Министерство также готовит дорожную карту ее выполнения. Стратегию развития в России до 2035 г. анонсируют 10 июня, обещала вице-премьер Ольга Голодец (цитата по «Интерфаксу»). Туризм – двигатель развития экономики, подчеркнула она.

По дорожной карте на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет может быть выделено около 100 млрд руб., рассказывал ранее «Ведомостям» федеральный чиновник.

Минэкономразвития рассматривает разные виды поддержки отрасли, говорил Галкин: это кредиты по сниженной процентной ставке, возможно, специальный налоговый режим по аналогии с ТОРами. Малый и средний бизнес в туризме смогут получать кредиты по ставке 8,5%. Но, воплощая новую стратегию, «важно не размазать деньги тонким слоем», а сконцентрироваться на приоритетных туристических направлениях, отметил замминистра. Поэтому Минэкономразвития предлагает развивать конкретные точки притяжения. Пилотные проекты, согласно дорожной карте, должны быть отобраны уже к июлю, а через год будет выбран основной пул проектов.

Предварительный список проектов еще формируется, говорит федеральный чиновник. Пока формируются группы туристических регионов – например, в проект «Две столицы» помимо Москвы и Санкт-Петербурга войдут Московская, Ленинградская и Новгородская области, Кронштадт, перечисляет он, в проект «Большая Волга и Каспий» – сразу три региона: Волгоградская, Нижегородская и Астраханская области, а в «Балтику» – Калининградская область. Разумеется, включены уникальные территории – Байкал, Алтай, Камчатка. Где-то достаточно снять барьеры и помочь с продвижением, где-то нужны серьезные вложения в инфраструктуру, объясняет чиновник.

Точки притяжения

Для создания точек притяжения будет запущена специальная структура – Центр развития туризма, знает федеральный чиновник. У центра будет два основных направления – подготовка проектов развития приоритетных туристических территорий, а также маркетинг и продвижение. Перед тем как развивать проекты, нужно будет провести масштабное исследование спроса, чтобы точно знать, какие объекты где нужны и кто в них приедет, еще до того, как начинать проектировать, рассказывает он. Работа собственно над проектами – это создание федеральной команды, которая поможет разработать проект, сделает его финансовую модель, поможет с поиском инвесторов и федеральным софинансированием. И продвижение – для кого-то нужно только оно, где-то оно понадобится только по завершении проекта, продолжает чиновник.

В Россию – по электронной визе

Калининградская область станет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство). Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину.
В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. Министр экономического развития Максим Орешкин вместе с руководителями регионов попросил президента России ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота.

В Центр развития туризма планируется преобразовать одно из подведомственных учреждений Федерального агентства по туризму (Ростуризм), знает чиновник Ростуризма. У самого Ростуризма в новой схеме будет роль центра компетенций по отраслевой повестке и точки входа для региональных проектов и общественных инициатив, говорит он.

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие проекты и команды, но не везде, поясняет федеральный чиновник, и это замкнутый круг: нет проектов – нет инвестиций. Поэтому отбор и проработка проектов должны проходить при поддержке рыночных экспертов в разных областях, только тогда можно упаковать хороший окупаемый проект, а не зарывать госинвестиции в землю, заключает он, и федеральный центр готов выделять финансирование на такую упаковку.

Многие региональные команды, к сожалению, пока не умеют работать с инвесторами, согласен председатель Ассоциации отельеров Крыма и гендиректор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. Поскольку у них нет компетенций, то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию. А хорошо бы, чтобы был алгоритм, как работать с инвестором, и чтобы, когда появится компания, готовая вложить 100 млн руб. в туристическую отрасль, за ней закрепляли менеджера от государства, который решал бы ее проблемы, считает Бабасян. Сейчас хорошо только тем инвесторам, которые кого-то знают во власти.

Важность туризма понимают многие регионы, говорит вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков. В условиях небольших инвестиций в промышленный сектор надеяться на быстрый рост региональных экономик не приходится, ведь, даже если приступить к реализации огромных инвестиционных проектов прямо сейчас, эффект будет в лучшем случае через 3–5 лет, замечает Исаков. И в таких условиях при эффективных инвестициях в туристический сектор увеличения потока и небольшого эффекта для экономического роста можно ожидать достаточно быстро, считает он. Но далеко не все из тех регионов, которые это понимают, что-то активно делают, констатирует Исаков. В некоторых власти даже хотят помогать инвестору, но не знают, как это делать, объясняет Бабасян. В регионах дефицит компетентных кадров – как в индустрии, так и в органах власти, добавляет он.

Главной точкой роста станет развитие внутреннего регионального туризма, уверен Бабасян. Платежеспособные туристы, повидавшие мир, теперь готовы остаться в России. Поэтому в стратегии должно быть заложено развитие уровня именно межрегионального туризма, говорит он.

Компетенции и финансирование

Опрошенные «Ведомостями» регионы признают, что поддержка федерального Центра развития туризма пришлась бы кстати. В Калининградской области есть несколько крупных проектов, передал через представителя министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Это проект водных маршрутов Е-70, «Музейный квартал», «Русская Балтика», который связан с освоением всего побережья. Их оценка командой проектного офиса позволила бы более точно просчитать эффективность. Проектный офис был бы хорошей институциональной поддержкой, потому что экспертиза региональных проектов очень важна, объясняет он.

Владивостоку очень нужна поддержка в создании туристических объектов, ответил «Ведомостям» представитель администрации города, нередко нужен взгляд со стороны, из столичного или даже зарубежного проектного офиса, «лишь бы такой взгляд был грамотным, гармоничным, учитывающим местные условия и согласованным с местным сообществом».

У Приморского края есть запрос на такой центр, передал через представителя директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков: «У нас есть целый ряд успешных кейсов по привлечению иностранных инвесторов, и в этом наш уровень компетенций достаточно высок, но когда мы говорим о привлечении федерального финансирования, безусловно, методологическая поддержка была бы важна».

Но важно и само финансирование из федерального бюджета, признают регионы. Оно даже важнее, потому что это тот завершающий этап, без которого задуманные проекты в принципе не получатся, говорит Ермаков. Эти пункты должны идти друг за другом: сначала компетенция, которая влечет за собой помощь в поиске финансирования, заключает он. Финансирование нужнее, согласен представитель администрации Владивостока, «если есть средства, мы на местах сможем найти компетентных специалистов» для разработки концепции того или иного объекта, проектировщиков (даже в других регионах) и исполнителей. Нужна помощь в финансировании строительства обеспечивающей инфраструктуры, признает представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Это даст возможность для инвестиционного развития курортных территорий и создания уже за счет частных капиталовложений новых предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. У Приморского края тоже в первую очередь запрос на софинансирование создания транспортной и инженерной инфраструктуры крупных инвестиционных проектов, «поскольку это ложится тяжелым бременем на привлекаемых нами инвесторов», такие расходы непонятны иностранным партнерам, «поэтому мы хотели бы переложить это на бюджет, в том числе федеральный».

Самый главный туристический объект, которому нужны средства и проекты для развития во Владивостоке, – Владивостокская крепость, второй – парк Минного городка. «Есть и другие предложения», – отмечает представитель городской администрации. Краснодарский край уже предлагает пакет проработанных инвестиционных проектов, заявил представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. В Единую систему инвестиционных предложений включено 29 инвестпроектов санаторно-курортной и туристической отрасли на общую сумму более 30,4 млрд руб. А также 20 земельных участков для строительства, уточнил он.

Ссылка на основную публикацию