24 в Летнем саду закрывают фонтаны

Праздник сбора урожая и закрытия фонтанов в Летнем Саду 2017

В воскресенье 1 октября Русский музей проводит в Летнем саду ставший уже традиционным осенний праздник сбора урожая и закрытия фонтанов. Вход свободный.

Праздник сбора урожая и закрытия фонтанов в Летнем Саду 2017

Красный сад:

с 12.00 до 18.00 в Красном саду — декоративном огороде Петра I вас ждет большая развлекательная программа. Сотрудники Русского музея совместно с биолого-экологическим центром «Крестовский остров» подготовили программу ботанических лекций и мастер-классов, которые познакомят всех желающих с ассортиментом растений Летнего сада и огорода.

Свои достижения продемонстрирует Управление по садоводству и огородничеству Санкт-Петербурга.

Компания «Домашний карвинг» проведет мастер-классы по карвингу (карвинг — искусство художественной резки овощей и фруктов, а также украшение блюд с использованием вырезанных изделий).

Гаванец у Летнего дворца Петра I:

С 14:00 до 14:30 Показ коллекции детских нарядных платьев от дизайнера Ангелины Голдберг.

С 14:30 до 15:00 Выступление детского коллектива « Хитрюшки». 15.00 — 15.30 Показ коллекции шляпок от дизайнера Анны Михайловой.

Завершит программу в 18:00 торжественное закрытие сезона фонтанов Летнего сада.

С 1 октября по 31 марта Летний сад переходит на зимний режим работы с 10:00 до 20:00.

Фотографии события

Отзывы про событие праздник сбора урожая и закрытия фонтанов в Летнем Саду 2017

Смотрите также события

Музыкальный спектакль «Королева чардаша»

Золушка в Театре комедии им. Н.П.Акимова

Театральное дефиле Валентина Юдашкина «Еще раз о любви»

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие праздник сбора урожая и закрытия фонтанов в Летнем Саду 2017.

Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Эту страницу посетили 2473 человека

Каждый месяц более 1 000 000 человек посещают Куда-СПБ чтобы выбрать отдых в Санкт-Петербурге.

Хотите увеличить посещаемость мероприятия? Попробуйте премиум возможности!

Преимущества клиентов Куда-СПБ

  • Получайте качественную аудиторию
  • Размещайте анонсы мероприятий
  • Отслеживайте отзывы посетителей
  • Публикуйтесь на премиум местах
  • Увеличьте поток клиентов
  • Привлекайте аудиторию соцсетей

Отправьте нам письмо с темой «Сотрудничество» на mailbox@kuda-spb.ru, либо воспользуйтесь формой ниже

Заявка на сотрудничество

Летний Сад Петра I

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Является филиалом «Русского Музея». В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад и уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Последние добавленные интересные места

Авиатренажер Dream Aero в Санкт-Петербурге

Образовательный центр «Ай Класс»

Концертно-спортивный комплекс «Тинькофф Арена»

Исторический парк «Россия — Моя история» в Санкт-Петербурге

Подпишетесь на рассылку?

на новинки по почте!

Вы подписались на обновления

Теперь на ваш e-mail
будет приходить информация
o новых интересных событиях

Праздник сбора урожая и закрытия фонтанов в Летнем Саду 2017. Описание, дата проведения, режим работы, фотографии и отзывы. Всё о мероприятиях Санкт-Петербурга.

Не знаете что посетить в в Санкт-Петербурге? Ищете где погулять с ребенком, куда сходить с парнем или девушкой? Выбираете место для свидания? Ищете развлечения на выходные? Интересуетесь активным отдыхом? Посещаете выставки? Не знаете куда сходить на корпоратив? Куда-СПБ поможет!

Куда-СПБ — это лучший сайт о самых интересных событиях Санкт-Петербурга. Мы знаем куда сходить в Санкт-Петербурге с девушкой, с парнем или большой компанией. У нас только лучшие события, музеи и выставки Санкт-Петербурга. События для детей и их родителей, лучшие достопримечательности и интересные места Санкт-Петербурга, которые обязательно стоит посетить!

Мы советуем любые варианты отдыха в Санкт-Петербурге — концерты, отдых в парках, достопримечательности для экскурсий, места, куда можно сходить с ребенком, выставки, театры, шоу, спортивные мероприятия, места для активного отдыха и отдыха с семьей, и многое другое.

Афиша Санкт-Петербург — куда сходить в Санкт-Петербурге

Свидетельство о регистрации
СМИ Эл №ФС77-32290

Летний сад: режим работы 2020 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

27 мая 2012 года в День города после реконструкции открылся Летний сад в Санкт-Петербурге. Работы продолжалась около трех лет и реставраторы сделали все возможное, чтобы посетители увидели Летний сад таким, каким он был в 18 веке. Посетив этот зеленый островок в самом центре Северной столицы, мы перенесемся в прошедшую эпоху и сможем лучше понять воспетый поэтами прекрасный город на Неве.

Адрес Летнего сада

191041, Санкт-Петербург, Летний сад, набережная Кутузова, 2.

Как добраться до Летнего сада

Летний сад расположен на примерно одинаковом расстоянии от станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор», «Чернышевская» и «Горьковская». Время пешей прогулки от выхода из метро до входа в парк составит около 15 минут неспешным шагом.

Летний сад находится в нескольких шагах от многих известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, например, Русского музея, Инженерного (Михайловского) замка, Спаса-на-Крови. Поэтому посещение этих интересных мест можно совместить. Наиболее живописный маршрут – от метро «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова).

Имеется два входа в Летний сад – со стороны набережной Невы и со стороны набережной Мойки. Если Вам трудно передвигаться пешком, то стоит иметь в виду, что большинство фонтанов, скульптур и достопримечательностей Летнего сада находятся ближе к набережной Невы. Вам необходимо доехать до станций метро «Невский проспект / «Гостиный двор». При выходе из метро следовать по указателям «Выход на Садовую улицу». Затем перейти по подземному переходу на противоположную сторону Невского проспекта и противоположную сторону Садовой улицы. На остановке сесть в автобус №49 или трамвай №3. Ехать до остановки «Суворовская площадь». На Суворовской площади выйти на набережную Невы и повернуть направо. Через пару минут Вы увидите знаменитую решетку Летнего сада.

Режим работы Летнего сада в 2020 г.

  • выходной день – вторник
  • с 1 октября по 31 марта – с 10:00 до 20:00
  • с 1 мая по 30 сентября – с 10:00 до 22:00
  • с 1 по 30 апреля – закрыт на просушку

Стоимость билетов в Летний сад в 2020 г.

Вход бесплатный.

Создание Летнего сада в Санкт-Петербурге – история

Строительство было начато мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым под руководством Петра Первого в 1704 году. Царь мечтал о своем Версале и первоначальный план нарисовал сам лично. Он планировал создать регулярный – архитектурный парк с чёткой планировкой и прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником. Было завезено огромное количество земли и проводились работы по укреплению почвы, а деревья высаживались круглый год. В создании парка принимали участие видные архитекторы и мастера-садоводы. Парк должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы.

Летний сад со всех сторон окружен водой. Естественной границей парка с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка, с южной и западной — Мойка и Лебяжья канавка.

От Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают перпендикулярные дорожки.

Северная часть, примыкающая к дворцу Петра носила название Первого Летнего сада. Здесь по проекту Д. Трезини был построен небольшой двухэтажный Дворец Петра I, сохранившийся до наших дней.

Южная часть, от канала до Мойки – Второй, а часть южнее речки – третий Летний сад (современный Михайловский сад и территория вокруг Михайловского замка).

Центральную галерею, самую нарядную, украшали двенадцать парных мраморных колонн, а дорожка была покрыта белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, названная позднее Венерой Таврической, это была первая античная скульптура нагой женщины в России. К скульптуре пришлось приставить солдата с ружьем для круглосуточной охраны. Петербуржцев смущала «голая баба с белым лицом» и каждый старался ее во что-нибудь одеть. Сейчас Венера хранится в государственном Эрмитаже.

Фонтаны в Летнем саду

В саду на 4-х площадках были устроены фонтаны, отличавшиеся своей красотой, это были первые фонтаны в России. Для их работы был прорыт канал, а паровая машина качала воду из Безымянного Ерика, который позже получил название Фонтанки. Конечно, эти фонтаны были более скромны, чем в Петергофе, но они удачно оживляли парк. Сильное наводнение 1777 года разрушило их и фонтаны решили не восстанавливать. В ходе реконструкции парка удалось по старым чертежам восстановить систему водоснабжения и заново запустить фонтаны.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси.

Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Скульптуры в Летнем саду в Санкт-Петербурге

Скульптуры для Летнего сада Петр Первый привозил из Италии и очень дорожил ими. В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие из них были или разрушены во время наводнения или переехали в летние загородные царские резиденции и в Эрмитаж. Сохранилось около девяноста мраморных статуй и бюстов из ценной коллекции. Они выполнены мастерами венецианской школы П.Баратта и Дж.Бонацца, А.Тарсия и Дж.Зорзони.

Это бюсты Александра Македонского и Юлия Цезаря, римского императора Траяна и польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христины, а также статуи героев античной мифологии и аллегоричные изображения природных явлений и отвлечённых понятий («Ночь», «Полдень», «Утро», «Закат», «Навигация», «Астрономия», «Мир и изобилие»). Одна из самых замечательных статуй – «Амур и Психея» находится у Лебяжьей канавки.

За 300 лет неблагоприятные климатические условия разрушали статуи. Кроме того, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – копий, выполненных из искусственного мрамора – натуральной мраморной крошки и полимеров.

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I темно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена “Зала для славных торжеств”. Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Решетки в Летнем саду

Знаменитые решетки в Летнем саду появились с 1771 по 1884 гг. Авторы Ю.М.Фельтен и П.Е. Егоров. Эту ограду, изумительную по совершенству пропорций, Анна Ахматова назвала «Лучшею в мире». 36 гранитных колонн, на которых установлены вазы и урны, соединяет ажурная металлическая решетка, украшенная позолоченными деталями.

Летний сад в Петербурге, как доехать, что посмотреть

Летний сад туристический объект типа must see в Санкт-Петербурге. По официальной исторической версии это старейший сад Санкт-Петербурга. Дата его основания почти совпадает с датой основания города. В этой статье я расскажу о режиме работы сада, стоимости посещения и интересных фактах из истории, чтобы вы не просто ходили по саду но и нагрузили свой мозг любопытными размышлениями о перепитиях истории государства Российского.

Читайте также:  Дешевые билеты можно приобрести в Германии молодым людям

В настоящий момент Летний сад является филиалом Русского музея и собственного официального сайта у него нет, есть только страничка на запутанном сайте Русского музея.

Режим работы Летнего сада

С мая по сентябрь с 10-00 по 22-00, вход до 21-30 (в это время в саду всегда светло, белые ночи)

Вторник выходной день.

С 1 апреля по 1 мая сад закрыт на просушку.

С октября по март с 10-00 до 20-00, вход до 19-30 (зимой в Питере рассвет в 10-00, а закат около 16-00, фонтаны не работают, а все статуи спрятаны в футляры). Зимой можно только посмотреть на самую красивую в мире решетку Летнего сада и осмотреть Летний дворец Петра I. В связи с маленькими размерами дворца его посещают только группами по сеансам, билеты только в кассах дворца.

Решетка Летнего сада, само совершенство

Как доехать на метро

Летний сад находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции «Гостиный двор», обратите внимание, на то что выйти надо на Садовую улицу, у станции метро «Гостиный двор» два выхода, перейти Невский проспект, пройти порядка 1 км по Садовой улице мимо Михайловского замка и вы на месте, отмеченным на карте красной точкой на плане Летнего сада, т.е. перед Карпиевым прудом.

Правила посещения

Посещение Летнего сада абсолютно бесплатно, хотя на входе установлены турникеты, но они служат лишь для подсчета вошедших и вышедших. После реставрации 2009-2011 года велись разговоры, что посещение будет платным, но принимая во внимание широкий общественный резонанс и обсуждение этого вопроса, от взымания платы решили отказаться. Онегина ведь в Летний сад гулять водили и меня тоже водили, чем наши дети хуже?

Во время проведения мероприятий типа «Императорские сады России» могут ввести платный вход, обычно это бывает в июне. Насколько я знаю экспонаты «Императорские сады России» большинству горожан не нравятся. Я один раз сходила, сделала вывод, что зря потратила деньги, многие знакомые со мной согласны.

Вы можете скачать с google play бесплатное приложение для андроид с гидом по Летнему саду, лучше это сделать дома в условиях нормального Wi-Fi. В Чайном домике и Зеленом кабинете у Кофейного домика есть зона Wi Fi, но скорость может быть очень низкой, 86 Мб я качала целый час, это было в воскресенье, очень много народа. Гид представляет собой интерактивную карту и пояснения ко всем зданиям, боскетам и очень многим скульптурам.

Летний сад укомплектован множеством информационных плакатов, так что даже без гида у вас есть шанс узнать многое об истории сада, если есть такое желание.

Возможно вам будет интересна статья — Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Какую выбрать? В ней я привожу свои соображения по этому поводу, или вы захотите узнать Как самостоятельно съездить в Петергоф?, или вас заинтересует Как увидеть Янтарную комнату и не умереть? от изнурения в очереди, я имела в виду.

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).

Интересные факты о скульптурах

Очень многие наверное слышали о масштабной реставрации Летнего сада проходившей с 2009 по 2011 годы в результате которой Летний сад преобразился до неузнаваемости. Из пейзажного парка Летний сад превратился в регулярный, каким и был изначально по задумке Петра I. Не всем это понравилось, страсти кипели в интернете и в жизни несколько лет. Люди обычно с трудом расстаются с привычным.

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимелированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот беспредел с обнаженными статуями языческих богов.

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний, весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Футляр для зимнего хранения скульптур

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

О фонтанах Летнего сада

В Летнем саду моего детства фонтанов не было, они погибли еще в далеком 1777 году во время катастрофического наводнения. Екатерина II решила их не восстанавливать. И так после более чем двухсотлетнего перерыва Летний сад вновь украсили фонтаны. Не которые из них повторяют фонтаны Петергофа, например, фонтан Пирамида.

Фонтан Пирамида

Любопытно, что в Летнем саду все фонтаны работают весь день. Я много поездила по Европе и такой роскоши я там не видела. В Версале фонтаны включают только по субботам и воскресеньям и вход в парк в это время становится платным. В Линдехофе (Бавария) фонтан включают на 3 минуты каждые полчаса, так что наслаждайтесь фонтанами в Летнем саду, это аттракцион не слыханной щедрости со стороны наших властей.

Самый шикарный фонтан Летнего сада — Коронный

Кстати Петр I посещал Версаль во время великого посольства и пришел в полный восторг и все наши дворцы и парки разбиты по образу и подобию Версаля.

Во время реконструкции в Летнем саду проводились археологические раскопки и один из фонтанов не стали восстанавливать, оформили его как музеефицированный раскоп. Уровень почвы в саду поднялся по сравнению с петровскими временами на 1 м, а возле Летнего дворца на 1,60 м.

Фонтан Лакоста, 1736 год, музеефицированный раскоп

Во время раскопок были найдены старинные водоводы в которых местами можно ходить, к сожалению посмотреть на них нельзя. Зато какую пищу эти находки дали альтернативным историкам.

Здания и боскеты в Летнем саду

Некоторые находки археологов выставлены в павильоне Птичьего двора. Там же выставлена мраморная статуя найденная в земле, можете посмотреть что с ней сделало время.

Боскет птичий двор

Сейчас птиц и зверей в Летнем саду нет, кроме двух лебедей в Карпиевом пруду, так что птичий двор обманка. Лебедей кстати зовут Руслан и Людмила, зиму они проводят в Ленинградском зоопарке.

В Кофейном домике сейчас расположен ресторан, по выходным там играют джаз. Это здание стояло в саду и до реконструкции, оно сохранилось с XIX века.

Кофейный домик, архитектор Росси, 1836 год

В годы Петра I в Летнем саду существовали оранжереи и огород, чтобы свежие овощи и пряные травы поступали прямиком к царскому столу. Здание Малой оранжереи так же появилось в саду после реконструкции 2009-2011 годов, оно целиком деревянное.

Малая оранжерея, воссоздана по чертежам 1738 года в 2010-2011 годах

Летом в Малой оранжерее работает кафе, а зимой ее используют по прямому назначению, как оранжерею для кадочных растений.

Мандаринчики зреют в Красном саду

Так же после реконструкции появился еще и боскет Менажерийный пруд, в петровские времена в нем содержали водоплавающих птиц, согласно тогдашней моде.

Боскет Менажерийный пруд Боскет Зеленые кабинеты

В общем после реконструкции парк стал другим. По моему сад стал интереснее для туристов и гостей нашего города, по газонам в нем не походишь, но и раньше это было запрещено, просто мало кто соблюдал, а для любителей пейзажных парков и местных жителей остался еще Таврический сад и парки пригородов. Для осмотра сада я бы рекомендовала выделить пару часов.

Не официальные историки считают, что Петр I, не основал город на пустом месте, а начал ремонт заброшенного города Тиля, стоявшего на этом месте ранее и отмеченного на старинных шведских картах, а некоторые историки полагают, что на месте Летнего сада было кладбище и все эти бюсты раньше стояли на надгробиях, но эта версия по-моему разбивается об очень ограниченный срок жизни мраморных скульптур в нашем климате. А что вы думаете по этому поводу?

Достопримечательности Санкт-Петербурга | 9 | 63 842, сегодня 26 | (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка.

Как сэкономить на отеле до 20%

24 в Летнем саду закрывают фонтаны

Войти

Летний Сад.

Я немного разобралась со своими больницами, и теперь у меня наконец-то дошли руки до отчета о поездке в Питер. Прошлые отчеты о моих поездках в Питер, лежат под тэгом “Санкт-Петербург”.

Итак, приехала я в Питер в воскресение, но первый день конечно был посвящен общению с моими любимыми родственниками. А вот во второй день я таки выбралась в центр и попала под ливень (зонтик не сильно спасал), пару часов я пряталась в книжном в Доме Зингера, заодно полистала книжки, заприметила, что надо будет прочесть. Затем дождь стал стихать и я отправилась в Летний Сад, так как в понедельник большинство музеев закрыты.

Давайте сделаем так, я буду показывать фото и рассказывать кое-что из истории Сада. Напоминаю, что я не претендую на титул мастера фотографии, и цель моего рассказа всего-лишь показать как я увидела Питер и поведать об этом моим друзьям.

Через Марсово поле, под свинцовыми облаками, перепрыгивая через лужи.

Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица: для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом».

Лебяжья канавка(Лебяжий канал) — канал соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров).Прорыт в 1711—1719 годах. Название канала связано с тем, что в XVIII веке в него переселились лебеди из соседних прудов.

Читайте также:  В самарском аэропорту застряли 212 пассажиров - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713 – 1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками – Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.

“Нимфа воздуха”,Дж. и П.Гропелли, Италия, ок.1717 г.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником – своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер – боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.

В боскете “Менажерийный пруд” находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в которой император уединялся для беседы с дипломатами, или если желал побыть один. Пруд сооружен по рисунку садового мастера Яна Розена в начале 1720-х годов.

Был засыпан в 1786 году и восстановлен на историческом фундаменте. В другом помещался “Птичий двор” с голубятней и домиками для птиц. Этот боскет был создан по проекту французского архитектора Жана-Батиста Леблона.

Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны.

Скульптурная группа, была приобретена в Риме в 1719 году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне “Грот”.

“Амур и Психея”, школа Бернини, Италия, конец XVII века.

“Цари Мидас”, О.Маринали, Италия, 1717 г.

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Уже в 1705 году царь приказал зодчему И. М. Угрюмову (Матвееву): “Учинить приготовление свай, колеса великого… також двух с пальцами и несколько шестерней,поясняя, чтосие надобно для возведения воды к фонтанам”.

Центральная аллея. Фонтан «Пирамида».Один из восьми воссозданных фонтанов после реконструкции 2009—2012 гг. Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», — гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.

После смерти Угрюмова в 1707 году строительство фонтанов продолжали приглашённые из Европы архитекторы Яган Кинтлер, Х. ван Болос.В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году — свыше 50.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717—1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.

В 1718—1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада и снабжения города питьевой водой был прорыт Лиговский канал. Канал являлся реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Канал начинался на юго-западе Петербурга у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, находящегося на 24 метра выше уровня территории Летнего сада и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

Центральная аллея. Фонтан «Царицын», располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.

От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по деревянному мосту-акведуку, построенному мастером X. ван Болесом, и расположенному на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. В 1748—1749 его заменили новым акведуком в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.

Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.В рамках I этапа реконструкции и капитального ремонта Летнего сада (2009—2011 гг.) на основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов.

Нереида. Неизв. скульптор. Италия. Нач. XVIII в.

Юлий Цезарь. Скульптурный бюст. Неизвестный скульптор. Италия, начало XVIII века.

Деревянные решетки, они встречают гостей у ограды со стороны Мойки и сопровождают до знаменитой ограды со стороны Невы. Решетка аккуратно выкрашена в зеленый цвет, за ней видны высаженные ровными рядами молодые липы, уже выпустившие первую листву. Так формируются шпалеры, или зеленые стены, — один из главных элементов регулярного сада в стиле барокко, каким он и был задуман.

“Не беспокойтесь, Летний сад не всегда будет выглядеть как огород, — говорит Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту. — Это лишь временная мера, которая помогает формировать шпалеры. Через два, максимум через три года ветви деревьев закроют решетку.” Шпалеры по замыслу авторов осуществленного проекта реконструкции устроены вдоль всех участков газонов, вдоль всех аллей и дорожек и должны создавать у посетителей ощущение, что они гуляют по зеленому лабиринту.

Летний дворец Петра I,сохранившаяся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Она предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы.

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Увы, но сейчас он закрыт и готовится к реставрации.

В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

Берсо.(фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель. Берсо похоже на перголу, но массивней, длиннее и имеет густой зелёный покров. По концам берсо нередко устраивают беседки.

Видна скульптурная группа «Похищение собинянки». Неизв. скульптор. Италия. XVIII в.

Большой партер. Фонтан «Коронный», располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне — Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.

Статуя «Апполон Бельведерский». Италия XIX в. копия с античной статуи.

В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира – подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская.

Я знаю, что многим питерцам восстановленный Сад не понравился. Что касается меня, то я была в Летнем, очень давно, практически ничего не помню. По этому на свежий не замыленный глаз – мне Сад понравился, но это мое мнение, а у вас у каждого – может быть свое =)

Пы.сы. если слишком много информации Вы говорите, это у меня профессиональный бзик, я буду стараться дозировать ее.

Вот и нет Летнего сада

После трёхлетней реконструкции в Санкт-Петербурге открылся Летний сад. Произведена перепланировка, подлинные мраморные статуи заменены копиями из полимерных смол, вместо цветочных клумб – фонтаны, вдоль аллей – живая изгородь, обнесённая зелёными деревянными решётками. Стал ли от этого Летний сад лучше или хуже?

П редставьте себе, что вы, после разлуки, решили навестить свою старенькую маму. Она у вас хроменькая, плохо видит, всё больше лежит да читает, но так же обаятельна и умна, а главное вы её нежно любите. А дверь вам открывает светская дама без единой морщинки, с пышными наращёнными волосами, сильно перетянутая в талии и с ослепительными зубами во рту. «Мама, где моя мама? – кричите вы в ужасе и тоске, а чудище, скалясь, отвечает: – Что ты, сынок/дочка, это я – твоя мама!»

Так вот, Летний сад не стал ни лучше, ни хуже. Летнего сада больше нет.

В 2003 году, в трёхсотлетие Санкт-Петербурга, ничто не предвещало беды. Сад был приведён в полный порядок, разве что старые деревья нуждались в постоянном внимании, но это обычная практика. Добродушный, «прозрачный» (просматривался со всех сторон), с доверчивыми лебедями в пруду и прочими птицами – коих нынче нет ни одной! – Сад был истинно общественным. Он сохранял культурную память города, ведь это был тот самый Сад, где гулял Пушкин. Тот Сад, что воспевала Ахматова. Да что там давить авторитетами – это был Сад миллионов ленинградцев-петербуржцев, имеющих свою историю, свою память.

По этой памяти и проехали танком.

Начнём со скульптур. Конечно, они терпели невзгоды от климата города. Имели пятна, трещины, сколы. Это их ничуть не портило – чего мещанам, помешанным на всём новеньком и блестящем, просто не понять. Ленинградцы спасли их в блокаду, закутав, зарыв от бомбёжек, и ещё живы люди, которые это видели и помнят. Наверное, драгоценные статуи 100 лет простоять не могли, но при существующих технологиях консервации лет 25–30 – мне кажется, могли. (Стоят же они в Венеции, где тоже климат не подарок.) Пусть в потёках, в трещинках – но настоящие, подлинные, обласканные взглядами, воспетые поэтами, почти живые! И ещё одно-два поколения имели бы шанс почувствовать вкус настоящего и подлинного. В нынешней войне культуры и варварства, где все преимущества на стороне варварства, это немало. Да хоть бы 10–15 лет продержался наш Сад, всё подмога, всё защита. Может быть, учёные за это время открыли бы ещё чего-нибудь по части реставрации и консервации. Может, власти бы образумились и поняли, что даже руины подлинного – неизмеримо лучше новодела. А главное – нам, бывшим юным пионерам Советского Союза, дали бы умереть спокойно, со своим родным Летним садом.

Мы, претерпевшие такие исторические передряги, имеем, чёрт вас побери всех, право на эвтаназию! На то, чтобы уйти из жизни, окружёнными тем, что мы любили, что ценили, к чему прилепились сердцем навеки!

Кстати сказать, статуи из Летнего сада во время реконструкции я видела под открытым небом, сгружёнными на заднем дворе Русского музея. Никто особо не беспокоился об их сохранности от непогоды…

Их обещали перевести в Михайловский замок, но садово-парковая скульптура может полноценно жить только в садах и парках, она не смотрится в закрытом помещении. А копии – что копии? Бездушные белые пластмассовые куклы. Ни пятнышка, ни трещинки – фотографируйся сколько влезет. Скоро сюда свадьбы попрутся бурным потоком. Эдакий мещанский рай – чистенько, фонтанчики. И решётки, решётки, решётки! Ну прям Версаль. Правда, Летний сад давно не дворцовый, а общественный, и укрытия – боскеты для любовных утех и бесед ему абсолютно ни к чему. Да и размеры у него не версальские. Но разве архитектора, получившего бюджет, что-то может остановить? Проще остановить игрока, у которого пошла карта.

Решётки в дальней перспективе обещают убрать, во что не верится никак. Ведь ими обнесли даже пруд у Южного входа, тот самый, где когда-то плавали лебеди, и граждане стояли у самой воды, не ведая преград. Пруд-то зачем оградили, какой смысл? Дедушку Крылова гуляющие ищут напряжённо, чуть не с фонарями – памятник плотно обнесён боскетами и найти его нелегко. Сидит запертый, дети возле него уже не гуляют – вокруг пустота, даже без цветочков – и скептически смотрит в свою сатирическую вечность. Зато в Летнем саду появился хозяйственный павильон, для нужд администрации. Это серый одноэтажный кошмар длиной метров 60, рядом с кафе. Про кафе писать нечего – гадость с белыми столиками и стуликами, она и есть гадость, и её в Новой России навалом. Цены, натурально, заоблачные.

Читайте также:  Выставка «Золотой век Петергофа» будет открыта в Братиславе

Летний дворец Петра Великого закрыт, и когда откроется – неведомо: деньги вроде как закончились. Фонтаны, сделанные не по чертежам (их нет), а по каким-то рисункам и наброскам XVIII века, особо не впечатляют: для любования фонтанами у нас есть Петергоф. Слева от Невского входа сооружён якобы исторический пруд, совершенно пустой. Правда, натыканы маленькие домики – видимо, для будущих каких-то птиц. Да, возможно, будут новые птицы, новые люди приведут в этот сад новых детей, и лет через 100 и этот Сад обрастёт какой-то историей, впитает чьи-то любовь и восхищение. Может быть. А пока я, мечтающая увидеть не «как было в XVIII веке» (это всё равно невероятно), а «как было в 1965 году», задаю вопросы. Ради чего были потрачены огромные деньги и растоптана память миллионов людей?

А ради того, что у нас много энергичных, амбициозных людей, которые, как большевики в своё время, очень хотят прочно навязать людям свои галлюцинации. Идея реконструкции Сада по каким-то мифическим наброскам XVIII века стала наливаться грозной силой тогда, когда Летний сад ушёл в подчинение Русскому музею (это произошло в нулевые годы нашего века). Именно директор музея В. Гусев и его заместитель В. Баженов взяли на себя историческую ответственность за подмену одного Летнего сада другим. Взяли – пусть несут. Если они в состоянии безмятежно спать ночью после того, что свершили, – Бог и Пушкин им судьи.

Худо то, что никто этого не остановил. Одинокие голоса защитников города потонули в пустыне равнодушия. А ведь если возможно такое – возможно что угодно. Да, надо готовиться к тому, что эвтаназии не будет, и у бывших пионеров Советского Союза отберут всё. Век доживать придётся среди чужой и ненавистной среды, чужой и ненавистной псевдокультуры. Мужество, мужество, не покидай меня, не покидай нас.

В Летнем саду остались всё-таки старые деревья. Их можно погладить, постоять возле них. Поплакать…

«Но выкипела, не дойдя до глаз, глаза мои не освежила влага» (Ахматова).

Прощай, Летний сад!

На прошлой неделе автор этих строк посетил Летний сад. Тот, самый знаменитый петербургский парк, куда Онегина водил гулять гувернер, слегка побранив за шалости. Теперь, стало быть, не поведет.

Собственно, речь вот о чем – сад этот недавно открылся после масштабной реконструкции. Долгое время на его территорию никого не пускали, а внутри велись сперва археологические раскопки (их вел тот самый Петр Сорокин, который не так давно встал грудью на пути проекта газпромовского небоскреба на месте крепости Ниеншанц – его неуступчивость, а ученый требовал, в соответствии с действующим законодательством, продолжать раскопки еще несколько сезонов и забыть о самой возможности нового строительства на Охтинском мысу, задержала реализацию проекта на какое-то время – благодаря чему, возможно, голоса общественности все-таки дошли до лиц, решения принимающих, и убивающий панораму города “Газоскреб” перенесли в более или менее безопасную Лахту; впрочем, участок все равно пойдет под застройку, а не под археологический музей, как хотел потерявший благодаря скандалу работу Сорокин и требовала буква закона).

Затем началась собственно реконструкция, смета которой составила 2,3 млрд. бюджетных рублей. Теперь вот она завершилась – по крайней мере, в основном. И сад гостеприимно принял посетителей.

Тут надо сказать, что было раньше и что мы имеем сейчас. Итак, что во времена юного Онегина, что во времена начала губернаторства В. Матвиенко, Летний сад был тем, что принято называть “английским парком”: возникшим в конце XVIII века типом ландшафтного парка со свободно растущими деревьями и кустарниками, через который были проложены достаточно удобные для непринужденной прогулки аллеи и дорожки. То есть, парк был довольно светлым, хотя и обильным зеленью – в первую очередь за счет воспетых Ахматовой лип и других высоких деревьев. Гуляя по нему, человек довольно хорошо просматривал пространство вокруг себя, взгляд легко уходил за пределы сада, ему открывался вид на Неву, Марсово поле, Инженерный замок или набережную Фонтанки – и это создавало, в свою очередь, уникальное чувство одновременного присутствия как в парке, так и в историческом центре города. А также некоторое ощущение свободы, раскрепощения – столь труднообретаемое посреди городской сутолоки.

Кроме того, со времен основания в Летнем саду было размещено около 200 мраморных статуй, изваянных в Италии в конце семнадцатого – начале восемнадцатого века на аллегорические и исторические темы. Помимо них, имелось еще несколько исторических сооружений – самыми известными, наверное, являлись решетка ограды со стороны Невы, выполненная по проекту архитектора Фельтена и памятник баснописцу Крылову скульптора Клодта, а самым ценным – Летний дворец Петра Великого. Примерно со времен Екатерины II Летний сад был полностью публичным парком – по крайней мере, для “чистой ” публики. С 1826 года по аллеям даже разрешили верховую езду.

При этом, до эпохи классицизма, то есть, до конца восемнадцатого века, Летний сад выглядел ощутимо иначе. Петр I заложил его как дворцовый парк – хронологически, первый в стране. То есть, место для достаточно массовых, однако не слишком свободных людских сборищ. В духе петровского времени, это был так называемый “регулярный французский парк” с геометрически прочерченными дорожками, плотными стенами низкорослой растительности причудливой конфигурации – так называемыми боскетами, многочисленными фонтанами (Петергофа еще не было и Петр на примере Летнего сада демонстрировал подданным прелесть фонтанизации). Аналогичным образом, в раннем Летнем саду размещалось множество всевозможных строений и заведений – кофейня, оранжерея, зверинец, голубятня, прорытый канал, декоративные мостики и т.д. Разумеется, и чувствовали себя посетители того Летнего сада иначе, чем наши современники и их ближайшие предки: в соответствии с мировоззренческими реалиями тех времен, человек должен был ощущать себя частью некоторого правильного, строго регламентированного порядка, выполняющей правильным образом возложенную на него функцию – и именно от этого и получающего удовольствие. Понятно, что такое использование не слишком вязалось с функцией публичного городского парка, а потому все эти многочисленные павильончики, каналы и т.д. постепенно были демонтированы, фонтаны засыпаны – благо, желающему увидеть в этом плане что-то впечатляющее стал доступен Петергоф. К тому же подросли деревья, что уже никак не вписывалось в образ французского парка, зато как нельзя лучше соответствовало английскому ландшафтному. Важно еще то обстоятельство, что от большей части демонтированного осталось лишь примерное место на плане Летнего сада или, в лучшем случае, некие фрагменты фундаментов – ни масштабных чертежей, ни даже достоверных изображений до нас не дошло.

Еще в семидесятые годы XX века специалисты начали обоснованно тревожиться по поводу состояния парка: практически все в нем – от травяного покрова и деревьев до Летнего дворца – требовало безотлагательного ремонта. Особо плачевно было состояние статуй, чей мрамор изъела кислотная питерская атмосфера. В советское время, разумеется, средств на требуемые работы не находилось – это сейчас многие считают СССР таким раем для культурных проектов. На самом же деле, это было время исключительно безразличного отношения к культурному наследию – хотя, безразличие имело несколько иную, нежели сегодня природу.

Стало быть, всерьез обсуждать вопрос стали лишь во второй половине девяностых, а реальные возможности финансирования работ появились лишь в следующем десятилетии. И тут случился целый ряд интересных событий. Во-первых, Летний сад сменил административную подчиненность, став филиалом Государственного Русского музея. Это учреждение четверть века возглавляется В. А. Гусевым, недоброжелатели которого считают научную деятельность вверенного ему учреждения – преимущественно, профанацией, а экспозиционную – в значительной мере проституцией. Зато, как говорят, Гусев имеет очень хорошие связи на вышних этажах московской власти…

После чего начали разрабатывать проектную документацию.

Увлекательные, порой – почти детективные тонкости этой истории интересующиеся могут почерпнуть в следующих статьях язвительного питерского автора: 1, 2, 3. Мы же здесь ограничимся сверхкратким пересказом, описывающим суть.

Итак, исходное техзадание музейщиков было признано слишком скромным и малоамбициозным (ворчун бы сказал – малоемким для откатов и распилов). И заменено иным, чей бюджет вырос в несколько приемов раз в пять. Родился проект, согласно которому, в значительной степени провозглашалось восстановление состояния сада на начало XVIII века.

Казалось бы, подобное невозможно по трем независимым причинам: во-первых, нет, как мы уже сказали, достоверной информации о том, как тогда было. Во-вторых – регулярный парк в центре города практически неудобен – это поняли еще при Екатерине, и не верилось, что нынешние власти глупее тех НАСТОЛЬКО. И, в-третьих – федеральный закон номер 73 прямо и недвусмысленно запрещает любое новое строительство на объектах культурного наследия.

Но, как показала практика лужковской работы с памятниками московской старины, перед волей администратора пасуют и законы, и здравый смысл

– в итоге, в 2008 году сад закрыли и к 2012 сделали именно то, что хотели сделать.

Что же получилось? Честно говоря, первое впечатление от нового Летнего сада сродни появляющемуся от украшенного ко Дню Таможенника какому-нибудь посту таможенного контроля. Какие-то узкие проходы с решетками по обеим сторонам – ведущие, впрочем, зачастую в какие-то тупики, пригодные разве для того, чтоб отлить/выпить/потискать.

Причем, эта нещадная “боскетизация пространства”, по мнению архитектурной общественности, сделана еще и неграмотно – без соблюдения иерархии размеров боскетов, диктуемой геометрией пространства.

Попсовые новодельные построечки, выполненные “по мотивам” XVIII века. Копии прежних статуй, сооруженные из пластика и мраморной крошки (никто и не спорит, что статуи надо было уносить в музей, заменяя копиями – но в рамках сметы можно было и заказать изделия из настоящего мрамора, а не реквизит провинциальной киностудии). Зато мрамора не пожалели на облицовку многочисленных фонтанов, выполненных также “по мотивам” – на это ушел дорогущий каррарский мрамор, который вообще не принято сейчас использовать для наружных работ: кислотная атмосфера промышленного мегаполиса в считанные годы превратит его в пемзу. Молва связывает обилие фонтанов с личными вкусами бывшего питерского губернатора – выросшая в Шепетовке В. И. Матвиенко, дескать, с юных лет убедилась, что центром отдыха в провинциальном городке конечно же является фонтан на главной площади…

И, наконец, самое пикантное – на реставрацию действительных памятников старины (оригиналов, а не новоделов, имеющихся в Летнем саду) денег-то и не хватило. Из двух с лишним миллиардов рублей – практически, ноль.

Приложение

Общественного научно-экспертного совета по культурному наследию (ОНЭКС) при Санкт-Петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)

Рассмотрев на расширенном заседании ОНЭКС итоги 1-й очереди реконструкции Летнего сада, члены Совета констатируют:

1. «Проект капитального ремонта с элементами воссоздания ансамбля-памятника Летний сад и домик Петра I на Петровской набережной» и его реализация в рамках 1-й очереди, завершенной в мае 2012 года, противоречат Федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов РФ» (№73-ФЗ) и основным научно-методическим принципам реставрации памятников истории и культуры. Реконструкция ансамбля с ориентацией на первую половину XVIII века привела к уничтожению большей части элементов последующих строительных этапов, связанных с постепенным превращением сада при царской резиденции в городской общедоступный сад. Полностью исчезла такая важная черта Летнего сада XIX – XX веков как его «прозрачность», появилась новая расстановка скульптур и т.д.

2. «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия», принятая Правительством Санкт-Петербурга 01. 11. 2005, декларирует: «Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности… его культурного достояния». Эта «исключительная ценность» откровенно игнорировалась в ходе противоречащей Закону реконструкции Летнего сада. В результате проведенных работ из 27 объектов, которые по проекту должны существовать в обновленном ансамбле сада, 18 (66 %) являются полными новоделами, т.о. ансамбль в значительной степени утратил аутентичность.

3. Особое беспокойство вызывает судьба Летнего дворца Петра I – одного из самых значительных памятников петровского Петербурга. До сих пор не только не проведена его реставрация, но даже не обеспечено финансирование исследовательских и проектно-сметных работ. То, что этот ценнейший памятник оказался вне рамок 1-й очереди, является фундаментальным пороком концепции, утвержденной федеральным и региональным органами охраны культурного наследия. Между тем задолго до начала исследовательских и проектных работ по дворцу уже «воссоздано» крыльцо на его южном фасаде, что само по себе является грубым нарушением порядка проведения работ на памятнике.

4. Руководство КГИОП после мая 2008 года, игнорируя неоднократные просьбы экспертов, ни разу не выносило на обсуждение Совета по охране культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга вопросы, связанные с завершением проектирования восстановительных работ по Летнему саду, единолично согласовывая методически необоснованные решения. Мы требуем, чтобы федеральные и региональные органы государственной охраны наследия возобновили практику обязательного рассмотрения концепций и проектов реставрации всех выдающихся памятников истории и культуры на научно-методических советах с последующим строгим контролем за осуществлением принятых решений.

Ссылка на основную публикацию