Антропогенная нагрузка создает необходимость регулировать турпоток в Арктику Турпоток в Арктику будет регулироваться с учетом антропогенной нагрузки на острова Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Перспективы развития Арктического туризма

Экспертное мнение с учетом зарубежного опыта.

Немногим странам повезло обладать исключительным суверенитетом в отношении Арктических территорий, и речь идет не столько о ценных факторах производства, сколько об уникальных рекреационных ресурсах. Неудивительно, что Арктический экономический совет наряду с энергетикой и инфраструктурой создал рабочую группу и по туризму. Каждая Арктическая держава, за исключением США, стремится создавать и развивать собственный уникальный туристский продукт. Дания и Норвегия- активно используют в качестве туристских направлений снежные просторы Гренландии и Шпицбергена, Канада – фауну Канадского Арктического архипелага с большим количеством заповедников. При этом количество «арктических» туристов невелико, согласно статистике Гренландию посещает порядка 80 тыс. туристов, что не превышает 1-2 % общего количества туристов в Дании . Это объясняется разными причинами, но в большей степени достаточно высокой стоимостью и скудным арсеналом турпродукта.

Исландия – предлагает Катание на лыжах, походы, каякинг и другие путешествия по дикой природе Исландии, Гренландии и Ян-Майене.

Финляндия – предлагает, каякинг на реке Тено, катание на горных велосипедах, традиционную ловлю лосося в реке Утсйоки и , рыбалку в северном ледовитом океане.

В США такая экзотическая разновидность путешествий, как арктический туризм, особенной популярностью не пользуется. Туры в арктические области не отличаются разнообразием и предлагаются в основном «для своих», да и сами американские путешественники предпочитают исследовать Арктику «за рубежом» — доля граждан США в российских экспедициях к Северному полюсу на атомных ледоколах весьма существенна.

Согласно проведенному Национальным туристическим союзом исследованию, в 2017 году из 1142 человек, поклонников арктического туризма, посетивших национальный парк «Русская Арктика» – 98 были гражданами США.

Каждая страна в той или иной степени старается разработать эту золотую туристическую жилу. Пока успешнее всего это получается у Дании — Гренландия — самая близкая и доступная Арктика, туры сюда начинаются уже от 2500 USD, а спектр развлечений буквально огромен: в дополнение к классическим путешествиям по суше туристам предлагаются круизы, пешие, санные и вертолётные экспедиции. Кроме этого, здесь можно увидеть один из самых удивительных ландшафтов планеты — ледниковые фьорды со стометровыми айсбергами.

Королевство Норвегия- один из лидеров на рынке арктического туризма. архипелаг Шпицберген приглашает туристов на круизы вокруг островов с высадками на льды, а также массу активных занятий: от лыжных переходов до прогулок в каяках среди айсбергов, альпинизма и арктического дайвинга. А ещё Шпицберген может похвастать самым комфортным размещением — в столице архипелага Лонгйире к услугам путешественников- пятизвездочный отель и масса развлечений — от ночных клубов до спа-центров.

Особенность арктического туризма в Канаде — возможность посещения большого количества заповедников. Природный мир канадских территорий Арктики чрезвычайно богат: помимо неизменных полярных медведей здесь можно увидеть овцебыков, китов, моржей, полярных волков, арктических птиц. Эти виды бережно сохраняются на просторах национальных парков, которые предлагается посетить, высадившись с судна на один из многочисленных островов. Список активных занятий включает лыжные экспедиции, альпинизм, водные прогулки в лодках и каяках, дайвинг и т. п.

Российская Арктика, как направление туризма — это суровая и очень живописная природа островов и архипелагов знаменитого Северного морского пути — кратчайшего водного маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком по Северному Ледовитому океану. В числе жемчужин — край ледников и вулканов Чукотка, мыс Дежнёва — ближайшая к Северной Америке точка Евразии, находящийся в Списке ЮНЕСКО остров Врангеля с его уникальным животным и растительным миром, в том числе самыми большими в Арктике лежбищами моржей, и самая близкая к Северному полюсу точка «большой земли» — необитаемый архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Основными туристами, согласно данным Национального туристического союза,посетившими Российскую Арктику в 2017 году, на примере парка «Русская Арктика» были граждане КНР – из 1142 человек их 209, на втором месте наши сограждане – 205 человек, третьи швейцарцы – 146 человек и это в полтора раза больше, чем в 2016 году.

В настоящее время визитной карточкой Арктического туризма в России является круиз на Северный полюс – эксклюзивный российский турпродукт, одно из лучших предложений в сфере арктического турима. Рейсы выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа-самого оледенелого участка российской Арктики, около 85 % его поверхности покрыто ледниками. Заход на Новую Землю, предусматривают осмотр птичьих базаров и наблюдение за арктическими животными на скале Рубин, в бухте Тихая, на островах Чампа и Рудольфа. Сравнительно небольшая удалённость Новой Земли от материка и более высокие зимние температуры обуславливают большее разнообразие форм жизни, чем на других арктических территориях. На островах и в акватории Новой Земли встречается 11 видов млекопитающих: белые медведи, атлантические моржи, кольчатые нерпы, морские зайцы (лахтаки), гренландские тюлени, белухи, киты – гренландский (полярный) кит и кит Минке (малый полосатик). Всё это морские виды. Сухопутных – лишь три: песец, копытный лемминг и северный олень. Острова архипелага с их пологими скалами – настоящий рай для 48 видов птиц (большинство из них – морские или околоводные). Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов (более 1 млн рублей за путевку), туры пользуются спросом, прежде всего у граждан Германии и США- 97 и 98 посетивших национальный парк «Русская Арктика» соответственно. Эти проекты требуют использования судов специального ледового класса- ледоколов, способных доставить туристов в районы закрытые для круизных теплоходов. Экспедиционные туры рассчитаны на небольшое количество участников – от 50 до 110 человек. При этом отмечается тенденция к увеличению количества желающих посетить данные круизы. Рост количества туристов посетивших Российскую Арктику возрос на 20 процентов, по равнению с данными 2016 года.

Вместе с тем далеко не в полной мере используются туристические возможности регионов Арктической зоны Российской Федерации ‒ Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Красноярского края, Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа. По сравнению с другими арктическими странами, например, Норвегией, количество туристов, приезжающих в российскую Арктику ничтожно мало. Так, «в 2015 году национальный парк «Русская Арктика», включающий территории Земли Франца-Иосифа, посетили 1225 человек из 30 стран (самый высокий показатель ), тогда как в этот же период поток туристов на норвежский архипелаг Шпицберген составил около 60 000 человек.

Основной проблемой на пути развития туризма, как сектора региональной экономики, в российской Арктике является транспортно-логистическая неразвитость субъекта. В частности, «в Архангельской области только 1807 из 3951 поселений имеют дороги с твердым покрытием, в Мурманской области – 39 из 145, а в Ненецком АО – 5 из 35. На востоке российской Арктики обстановка еще тяжелее». В силу неразвитости наземных коммуникаций основная транспортная нагрузка в этих регионах ложится на морской и речной транспорт, в котором, в свою очередь, наблюдается высокий уровень износа судов и устаревшая инфраструктура портов и причалов. Поэтому, как подчеркивают эксперты, интенсивность развития арктического туризма неразрывно связана с модернизацией и возрождением транспортных узлов, таких как Мурманск, Певек, Тикси, Диксон и Дудинка. Особенно отмечаются логистические возможности Мурманской области, которая является российскими «воротами» в Арктику и может выступить главной платформой развития круизного туризма.

Другой проблемой является низкий уровень сервисных услуг и отсутствие необходимой туристической инфраструктуры. В итоге указанные проблемы отражаются на себестоимости арктических путевок, что делает их малодоступными для граждан нашей страны. Кроме того, стоит отметить низкую осведомленность среди населения о привлекательных возможностях Заполярья. Ряд проведенных Национальным туристическим союзом исследований показал, что регион не ассоциируется у российских граждан с местом для отдыха и комфортного пребывания. Согласно проведенному социологическому исследованию 100 человек в возрасте от 20 до 65 лет, лишь 32% опрошенных заявили о своем желании посетить Арктику. Тогда как среди зарубежных туристов, приезжающих в российскую Арктику основной контингент составляют люди в возрасте от 51 до 70 лет- их привлекает экзотичность ледников, уникальность природных ландшафтов и возможность наблюдения за животными.

Продолжая тему востребованности арктического туризма в России, как направления, отмечу, что, 40% российских респондентов не поехали бы за полярный круг, из-за экстремальных погодных условий и отдали предпочтение классическим курортам, отметив, что им хватает «своих морозов», 16% ответили, что, может, они и не против съездить в Заполярье, но чем именно там можно заняться, не знают. 12% опрошенных останавливают главным образом стоимость турпутевок.

В результате туристы отдают предпочтение более «раскрученным» южным направлениям, которые к тому же на порядок доступнее в финансовом отношении. В связи с вышеперечисленными факторами, а также с учетом специфических природно-климатических условий российским туристическим компаниям очень сложно сформировать предложение, способное заинтересовать как зарубежного, так и отечественного потребителя.

Перспективным, на мой взгляд направлением, считается развитие экотуризма, который подразумевает минимальное антропогенное воздействие на места пребывания и содействует сохранности природных объектов в Заполярье. Потенциальными площадками для его формирования могут стать национальные парки «Русская Арктика» и «Берингия», государственные заказники федерального значения «Земля Франца-Иосифа» и «Североземельский», а также заповедники «Остров Врангеля», «Усть-Ленский», «Большой Арктический» и «Гыданский».

Также для развития следует рассмотреть экстремальный, научно-познавательный и этнографический туризма. Последняя категория также предусматривает непосредственное участие в проектах малочисленных коренных народов Крайнего Севера, что в свою очередь позволит сохранить их богатое культурное наследие и улучшить социально-экономическое положение.

Показать содержимое по тегу: Арктика

Найти «Святую Анну»

Трагедия арктической экспедиции «По следам двух капитанов» получила неожиданное продолжение – были найдены останки шхуны «Эйра» утонувшей в 1881 году. На этом судне английский исследователь Бенджамин Ли Смит пытался покорить Арктику.

В 1912 году из Санкт-Петербурга вышло в плавание судно, с целью впервые пройти Северным морским путём под российским флагом. В Карском море шхуна была зажата льдами и легла в дрейф, который продолжался два года. В 1914 году экипаж «Святой Анны» разделился на две части и штурман Валериан Альбанов с одиннадцатью членами команды покинул шхуну, чтобы по льду, пешком достичь обитаемой земли. Выжили лишь два человека – Альбанов и матрос Конрад. О судьбе оставшихся на «Святой Анне» 13 человек ничего не известно.

Пропавшая экспедиция Брусилова легла в основу романа писателя Вениамина Каверина «Два капитана». По книге снято два художественных фильма, создан первый российский мюзикл «Норд Ост».

В 2010 году группой единомышленников, под руководством Почетного полярника России Олега Продана, была организована поисковая экспедиция пропавших в 1914 году во льдах Арктики отважных российских исследователей. Поиски увенчались успехом. Были обнаружены уникальные находки, о которых рассказывается в документальном фильме «По следам двух капитанов».

Холодная и недоступная. Почему туризм в Арктике не перестанет быть нишевым

Арктический туризм остается нишевым продуктом, недоступным большинству не только из-за высокой стоимости путешествия, но и из-за непривычных для отдыха условий – неразвитой инфраструктуры, сурового климата. Об этом сообщил ТАСС директор национального парка “Русская Арктика” Александр Кирилов.

Однако турпоток в арктические регионы РФ с годами увеличивается, на местах разрабатывают новые маршруты. Вопросы развития туризма в северных регионах будут обсуждаться 9-10 апреля на V международном форуме “Арктика – территория диалога” в Санкт-Петербурге.

“Арктический туризм все же является нишевым продуктом, недоступным большинству. Он априори не станет массовым продуктом, так как путешествие в “Русскую Арктику” – это не традиционный отдых, к которому все привыкли – на месте высадок нет туристической инфраструктуры, требуются серьезные усилия для пеших многочасовых прогулок по пересеченной местности или длительных лодочных круизов”, – сказал Кирилов, добавив, что высокую стоимость определяют труднодоступность и отдаленность территорий, необходимость фрахта ледокола или судна ледокольного класса, необходимость обеспечения комфорта пассажиров на всем протяжении маршрута.

По словам Кирилова, в частности, развитию туризма препятствуют и суровые климатические условия. “Арктика может позволить совершать путешествия только три-четыре месяца в год, и то в летний период, когда температура воздуха в этих краях составляет от 0 до +5 градусов, а в редких случаях поднимается выше нуля. Зимой для любого туриста посещение Арктики будет не самым приятным путешествием, так как температура здесь составляет в среднем минус 43 градуса, а иногда и ниже”, – добавил директор нацпарка.

Год Бухты Тихая в Русской Арктике

Сегодня исполняется 90 лет с момента утверждения Совнаркомом плана экспедиции на ЗФИ с целью строительства базы в бухте Тихая.

Интерес к освоению Арктики молодая советская республика проявляла с первых дней своего существования. В начале 1920-х годов был создан Плавучий морской биологический институт, для него построено научное судно «Персей», образован Комитет Плавморнина. Одной из основных задач конца 1920-х годов было эффективное закрепление за СССР арктических островов.

Весной 1928 года появились сообщения, что одной из задач планируемой арктической экспедиции У. Нобиле на дирижабле «Италия» является «аннексия» Земли Франца-Иосифа. Во многом в связи с этим 31 июля 1928 года Совнарком СССР принял постановление об усилении научно-исследовательских работ в Советской Арктике. Одним из важных аспектов предстоящей работы признавалась организация на Земле Франца-Иосифа «аэро-гидро-метеорологической радиостанции». Разработкой проекта станции занялись в Институте по изучению Севера, со стороны Академии наук его курировал геолог А.Е. Ферсман.

Читайте также:  Острова Бора-Бора - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

После аварии дирижабля «Италия» Советский союз принял участие в спасательной операции, отправив в Арктику экспедицию на ледоколе «Красин» во главе с Р.Л. Самойловичем.

Ветер бора в Арктике

В феврале на архипелаге Новая Земля работала группа экспертов-биологов, в ее состав вошел сотрудник национального парка «Русская Арктика», заместитель директора по науке Иван Мизин. Целью ученых было изучение белых медведей и их поведения. Работа в полярных условиях, особенно в зимний период времени, часто сопряжена со многими трудностями. Одна из них – невероятно сильный стоковый ветер. Это редкое явление, которое имеет специальное название – борА.

Новоземельская бора – это сильный приповерхностный порывистый ветер, который может достигать скорости 60 м/с и характерен для зимнего периода. Такие ветра возникают при переваливании воздуха через горные хребты. Явление характеризуется усилением скорости ветра, резкими изменениями температуры воздуха и падением давления на подветренной стороне. На Новой Земле бора может приводить как к понижению температуры при северо-восточном ветре с Таймыра, так и к ее повышению, если ветер дует с юго-востока. Несмотря на то, что явление носит локальный характер, оно оказывает влияние на циркуляцию вод в арктическом бассейне. Это происходит за счет увеличения теплопотери моря через его поверхность в окрестностях западного побережья Новой Земли.

На архипелаге Новая Земля бору можно наблюдать по радиолокационным космическим снимкам.

Продать зиму: кого примет русская Арктика

Русский север – не только снежное пятно на карте России, но и неисхоженная земля, окутанная тайнами и легендами. Сюда едут настоящие фанаты, ведь Арктикой, где длинная зима и мимолетное лето, нужно заболеть. Но именно здесь находится опорная точки развития новой «экономики впечатлений». Как и кого привлечь на Таймыр, разбиралась «Газета.Ru».

Мамонты не вымерли, а ушли в подземный мир, пребывая там по сей день и поддерживая космический порядок, их тропы стали руслами рек, а следы – озерами – гласит нганасанская легенда. Нганасаны – коренной сибирский народ, живущий по сей день на Таймыре, самом северном полуострове Евразийского континента, сохраняя самобытную культуру, от которой уже отвыкли жители больших городов. Нганасаны и другие коренные народы готовы поделиться своими легендами и обрядами, природными красотами, зимним счастьем, но Большая земля не пускает своих людей – Таймыр все еще остается территорией для любителей-экстремалов.

Как показывает опыт зарубежных стран, зима неплохо продается. И в борьбу за туристов включились самые северные регионы России, настаивающие на внесение Арктики в число отдельных направлений, которые должны развиваться в рамках федеральной целевой программы развития туризма до 2025 года. И если в «западных регионах» — Мурманской и Архангельской областях, Ненецком автономном округе инфраструктура значительно подтянулась, то сейчас основной вектор направлен на восток. Один из таких кластеров – «Арктический» — планируется создать на Таймыре.

Тишина тундры

Здесь все по-другому, Север манит и создает особое восприятие действительности. Тут абсолютно отличный от городов и поселков ритм жизни, и люди, которые работают в таких условиях совсем другие. В этом месте чувствуется дыхание Арктики.

Попасть на мыс Канин нос чрезвычайно сложно, расположенный между Баренцевым и Белым морями, вторгающийся в водное пространство носом хищной птицы (отсюда и название – от птицы канюк), он практически недоступен для туристов – на самом северном архипелаге Земле Франца-Иосифа, их бывает в десятки раз больше, чем здесь. Ненцы называют его Япто-Сале, т.е. тонкий мыс. Сейчас этот край отрезан от цивилизации – ничто сюда регулярно не плавает, не летает. Только научные экспедиции и редкие профессиональные путешественники могут пройтись здесь летом по отполированным камням и упругим мхам, зачерпнуть горстью янтарной ягоды морошки, полюбоваться местными достопримечательностями. А зимой экстремалы на автомобилях и снегоходах добираются сюда, чтобы побывать на краю Земли и посетить одно из самых ветреных мест материковой России.

Смотришь на эти берега, с усыпанными большими и круглыми валунами, на всё то, что прозвали «Краем Земли», и понимаешь, что для одних, это место – конец и завершение пути, для других начало, старт, исходная точка. И там, где один остановится, не видя пути от безысходности, другой пойдёт дальше, увидев для себя бесчисленный океан возможностей.

Влияние человека на природу Арктики продолжают изучать на Земле Франца-Иосифа

Изыскания по оценке влияния антропогенной нагрузки на природные комплексы национального парка «Русская Арктика» были продолжены на архипелаге Земля Франца-Иосифа в полевом сезоне 2018 года. Напомним, что эти работы начались в бухте Тихой на острове Гукера летом 2017 года.

Влияние человека на биотические, почвенные компоненты экосистем высоких широт проводятся сотрудником отдела науки нацпарка Анной Чекмарёвой в связи с ростом туристического потока в «Русскую Арктику» за последнее десятилетие. «Развивая экологический познавательный туризм на заповедной территории, нам необходимо понимать, какие последствия возникают в результате антропогенного воздействия на естественную среду обитания арктических растений и животных, и насколько нарушения интенсивны», – сообщила Анна Чекмарёва.

Для этого в бухте Тихой, на склоне за территорией станции, были заложены 5 многолетних мониторинговых площадок с мохово-травяными и мохово-лишайниковыми растительными сообществами в виде троп. На них моделировалась нагрузка разной степени интенсивности, которой подвержена территория станции на участках экскурсионных маршрутов при посещении туристами или в ходе полевых работ сотрудников парка. Например, имитировалась нагрузка 50 человек раз в 5 дней, примерно равная оказываемой во время туристической высадки.

География посетителей «Русской Арктики» ежегодно расширяется

Летом 2018 года национальный парк «Русская Арктика» посетили граждане 41 страны. Подробные итоги прошедшего сезона в парке подвели к Всемирному дню туризма, который отмечается 27 сентября.

При этом доля туристов из Китая составила 33% от общего количества посетителей, на втором месте граждане Германии и Швейцарии – по 13%, на третьем граждане США – 12%. Доля россиян в этом году составила 8% от общего числа посетителей парка. Также среди тех, кто активно интересуется «Русской Арктикой», – японцы, британцы, австралийцы, канадцы и жители Новой Зеландии. Впервые острова полярных архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в этом году посетили граждане Аргентины, Сальвадора, Сербии, Тайланда и Нигерии.

Напомним, что всего в течение выполненных с июня по август десяти круизных рейсов в самом большом нацпарке России побывали 1079 человек.

Первые итоги проекта «Арктиковедение» представили на городской конференции педагогов

В архангельской школе №45 в рамках городской педагогической конференции состоялось заседание секции «Вместе с Русской Арктикой». Участниками дискуссии стали почти 80 педагогов городских школ, а также директора и учителя нескольких школ г. Москвы, представители департамента образования администрации г. Архангельска. Им был представлен опыт работы с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности по изучению Арктики.

Прежде всего, были представлены первые итоги реализации образовательного проекта «Арктиковедение». Напомним, что национальный парк «Русская Арктика» совместно со школой №45 уже около года работают над созданием программы внеурочной деятельности учащихся и методических материалов для учителей, результатом которой станет расширение знаний школьников об Арктике как уникальном регионе России с экстремальными условиями обитания и освоения.

В течение прошедшего учебного года было реализовано несколько масштабных акций и мероприятий. В частности, впервые в школах Архангельска проведён «Арктический диктант», ряд экологических акций и конкурсов, семинары для педагогов, ведётся работа над созданием «Арктической азбуки» для учеников начальной школы. И, как сообщила директор школы №45 Лидия Елькина, сейчас «азбука» проходит экспертизу в областном Институте открытого образования.

Первые археологические работы проведены летом на острове Алджера

Экспедиция национального парка «Русская Арктика» впервые провела археологические работы на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Летом на острове Алджера было продолжено начатое годом ранее исследование руин базового лагеря американской экспедиции под руководством Эвелина Болдуина, которая в 1901-1902 гг. оттуда пыталась достичь Северного полюса.

«Перед участниками историко-археологической экспедиции стояло несколько задач, – сообщил руководитель группы, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов. – Прежде всего, учитывая, что объект разрушаемый, нужно было максимально зафиксировать его и собрать возможный подъёмный материал для выявления этого памятника как объекта археологического наследия. Ведь «Восточный лагерь экспедиции Болдуина» – один из наиболее сохранившихся исторических памятников на территории национального парка».

В этом году в составе экспедиционной группа работали два археолога: научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Семён Шаврин – держатель открытого листа и сотрудник научного Центра исследований Арктики (г. Салехард) Андрей Плеханов. Оба привлечённых эксперта – с большим опытом археологических раскопок, в том числе в полярных регионах. Тем не менее, необходимо было понять, насколько методика проведения археологических исследований на материке применима к высокоширотной Арктике, ведь в таком формате они проводились на Земле Франца-Иосифа впервые.

Антропогенная нагрузка создает необходимость регулировать турпоток в Арктику Турпоток в Арктику будет регулироваться с учетом антропогенной нагрузки на острова Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

13 сентября 2019

Нацпарк «Русская Арктика»: в приоритете – сотрудничество в вопросах устойчивого развития Арктической зоны РФ

В Архангельске под эгидой Проектного офиса развития Арктики («ПОРА») на площадке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова прошла вторая стратегическая сессия, посвящённая разработке стратегии развития российской Арктики до 2035 г. В мероприятии, приняли участие заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор САФУ Елена Кудряшова, директор нацпарка «Русская Арктика» Александр Кирилов, представители неправительственных организаций, бизнеса и экспертного сообщества.

Главной темой встречи стало устойчивое развитие Арктической зоны РФ. Тема особенно актуальна для Архангельской области, являющейся одним из наиболее густонаселённых арктических субъектов страны. О роли особо охраняемых природных территорий в социально-экономическом развитии Арктической зоны РФ, а также актуальных проблемах и перспективах развития туризма и природоохранной деятельности в Арктике участникам сессии доложил А.Кирилов. В своем выступлении директор нацпарка «Русская Арктика», – единственный представитель морских арктических ООПТ в регионе, рассказал о проблемах, решение которых будет способствовать увеличению турпотока в Арктике.

«Важным шагом, который реально будет способствовать развитию туризма в нацпарке и российской Арктике в целом, будет создание зоны таможенного контроля на острове Земля Александры – самом ближайшем к Шпицбергену острове архипелага Земля Франца-Иосифа. Мы очень давно говорим о необходимости сделать там контрольно-пропускной пункт, который позволит оформлять временные разрешения на пересечение российской границы иностранцам, путешествующим тысячами на десятках, если не сотнях круизных судов в районе Шпицберген. Большинство их них с радостью устремились бы к нам, но их сегодня останавливает логистика: чтобы пройти КПП, судно идет до Мурманска, и лишь потом возвращается на Землю Франца-Иосифа. Три дня бесцельно убитого времени и три дня миллионных убытков для туроператоров, который оплачивают эксплуатацию лайнера. Выбирая между Землей Франца-Иосифа и, скажем, Исландией, операторы выбирают последнюю только из-за простоты логистики и меньших бюрократических препонов. Если же КПП будет создан на острове Земля Александры, то, мы уверены, турпоток вырастет в разы, ведь количество дней, потерянных на переход просто по воде, сократится до минимума», – подчеркнул А.Кирилов.

Кроме того, директор национального парка «Русская Арктика» отметил необходимость создания совместно с партнёрами в сфере высшего образования и ведущими научными центрами России научно-исследовательского стационара на территории парка. Этот центр необходим для проведения комплексных исследований в ряде областей науки: геологии, ботаники, зоологии, климатологии, археологии, где ученые со всего мира, смогли бы изучать Арктику и изменения в ней.

На территории самого крупного в Арктике нацпарка необходимо также завершить ликвидацию экологического вреда – здесь речь идет об очистке ряда островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Важным шагом в создании устойчивого экологического процесса в Арктике станет включение острова Виктория в состав нацпарка. Восстановление историко-культурного наследия на территории «Русской Арктики» сегодня также является приоритетным направлением, способствующим созданию положительного имиджа и укреплению лидирующей позиции России в циркумполярном регионе. Так, уже сегодня высокую оценку получил образовательный проект национального парка «Русская Арктика», посвящённый базовым знаниям об Арктике для школьников начальных классов региона. Арктиковедение в ближайшие годы будет тиражироваться в начальных школах Архангельской области с целью повышения патриотического самосознания.

Замглавы Минвостокразвития по АЗРФ Александр Крутиков высоко оценил доклады всех участников стратегической сессии, в частности, поддержал необходимость создания Центра полярной медицины в регионе, обещал оказать поддержку судоремонтным предприятиям области и ознакомился с проблемой завышенных тарифов и цен в регионе, а также поддержке малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Правительство Архангельской области, САФУ и Проектный офис развития Арктики подписали соглашение о совместной деятельности, ключевая цель которого осуществление сотрудничества в научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности, обеспечения развития и укрепления партнерства. Соглашение было подписано в рамках подготовки проекта Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 г.

Среди основных направлений деятельности, которое регулирует Соглашение – сотрудничество в вопросах устойчивого развития Арктической зоны РФ, проведение совместных фундаментальных и прикладных научных исследований, создание и развитие научно-образовательных центров и лабораторий, в том числе в рамках деятельности Научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».

Читайте также:  На пляжах Пхукета нет спасателей - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Как отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, подписание соглашения позволяет определить основные правила взаимодействия сторон, а также объединить те организации, которые готовы участвовать в развитии Арктики.

Русская экзотика: как Россия будет привлекать туристов в Арктику

Арктический регион обладает большими возможностями не только с точки зрения добычи полезных ископаемых, но и с точки зрения развития туризма, и у России здесь есть большой потенциал. Туры в Арктику стоят дорого из-за необходимости фрахтовать суда ледового класса, однако это направление стремительно набирает популярность у туристов по всему миру. О том, как можно увеличить приток туристов в российскую арктическую зону, в преддверии Международного арктического форума в Архангельске рассказали ТАСС в Ростуризме и Ассоциации туроператоров России (АТОР)

Ежегодно субъекты РФ, находящиеся в арктической зоне, посещают около 2 млн человек. Так, по данным Росстата, в 2015 г. этот показатель достиг 1,8 млн человек. В основном это россияне, и лишь 100 тыс. – иностранцы. Однако именно зарубежные путешественники могут обеспечить значительный рост турпотока в российскую зону Арктики, уверен руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

“Сделать арктический туризм массовым направлением будет сложно из-за дороговизны, недостатка инфраструктуры и серьезной сезонности. Но это очень важное и перспективное направление – развитие туризма на севере нашей страны. При этом арктический туризм очень популярен у иностранных граждан. К нам приезжают представители более 40 государств”, – отметил Сафонов в беседе с ТАСС.

По его словам, в основном зарубежные туристы приезжают из Китая, стран Ближнего Востока, США, Японии, Кореи. Растет спрос на арктический туризм и в Европе, прежде всего в скандинавских странах, в Германии, Франции, говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

“Это абсолютная, совсем русская экзотика. И поскольку все арктические зоны – это зоны добычи полезных ископаемых, и соответственно, там развит деловой туризм, то, соответственно, есть хорошие гостиницы, в которых можно было бы селить этих туристов. Поэтому перспектива есть”, – уверена она.

Эксклюзивный турпродукт

Арктика – это прежде всего экологический туризм и активный отдых. При этом Россия предлагает эксклюзивный туристический продукт – круиз на Северный полюс, сообщили в Ростуризме.
“Россия – единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубин и в бухте Тихая, на островах Чамп и Рудольфа”, – рассказал руководитель ведомства.

Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, и места на них заказывают за год и даже раньше, отмечают в Ростуризме. Экспедиционные круизы выполняются на судах ледового класса или ледоколах – они могут посещать районы, недоступные для обычных круизных теплоходов из-за льдов. При этом на борту обычно находится от 50 до 110 туристов.

Еще одним популярным туристическим направлением в Арктике является архипелаг Шпицберген. По данным круизной компании Poseidon Expeditions, это направление обеспечивает стабильный спрос. При этом туристы интересуются возможностью изучить российскую часть Шпицбергена – Баренцбург. Его посещение можно организовать на обратном пути с Земли Франца-Иосифа, отмечают в Ростуризме.

Также иностранцам может быть интересен этнический туризм – знакомство с культурой и бытом коренных северных народов, отмечает Ломидзе из АТОР. “Таймыр – это одна история, Ненецкий автономный округ – другая, Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ – другая, и так далее. То есть каждый раз есть некая этническая группа, которая делает путешествие в ту или иную арктическую область уникальной. Там же можно попробовать гастрономию, съездить на экскурсию, например, к оленеводам и к юртам”, – поясняет она.

Кроме того, растет интерес к элитному сегменту арктического туризма – осмотр природных красот на вертолете, сообщила Ломидзе.

Развитие инфраструктуры

Для наращивания объемов арктического туризма в России, прежде всего, необходимо модернизировать и развивать портовую инфраструктуру. Так, требуется строительство новых и реконструкция существующих морских арктических портов, современной портово-причальной инфраструктуры для приема различных типов судов и обслуживания на более высоком уровне российских и иностранных туристов, отмечают в Ростуризме.

Высокая стоимость тура в Арктику в основном объясняется дороговизной фрахта судов. Поэтому необходимо разработать гибкую систему построения тарифов на всем Северном морском пути и ставок портовых сборов для пассажирских судов, считают в Ростуризме. Это позволит выйти на туристический рынок Арктики новым российским игрокам (сейчас они там практически не представлены).

Вторым важным направлением является строительство новых гостиниц, открытие ресторанов и кафе, культурно-развлекательные объектов.

Частично эти меры заложены в федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)”. Так, программой предусмотрено строительство нескольких туристско-рекреационных кластеров в Архангельской области (“Беломорский”, “Каргополье”, “Котлас – Сольвычегодск”, “Устьяны”), туркластера “Финно-угорский этнокультурный заповедник” в Коми, кластера “Орто Дойду” в Республике Саха (Якутия).

Визовые преференции

Для увеличения потока иностранных туристов в российскую арктическую зону необходимы визовые послабления, считают в Ростуризме. Например, необходимо предусмотреть безвизовое пребывание в РФ на 72 часа для пассажиров круизных судов, прибывающих в Россию (в том числе транзитом) через международные аэропорты.

“Эта мера позволит туристам начинать и заканчивать круизы, а не только делать остановку в Российской Федерации, что значительно увеличит привлекательность городов-портов, так как позволит туристам находиться в них двое-трое суток до посадки на судно или после окончания круиза”, – пояснили ТАСС в пресс-службе ведомства.

Кроме того, Ростуризм предлагает рассмотреть возможность безвизового пребывания в России длительностью до 15 суток для пассажиров речных круизов, которые путешествуют в составе организованных групп и проживают на судах. А также расширить двустороннюю практику выдачи групповых виз.

“Оформление одной визы на группу, как показывает опыт, дает 20-30-процентное увеличение турпотока в сегменте группового организованного туризма. При этом для выхода на мировой рынок круизного туризма и расширения сотрудничества с ведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии с Красноярским краем, активно развивающим туризм в Арктике”, – подчеркивают в ведомстве.

Арктический форум

Форум “Арктика – территория диалога” является одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив арктического региона. Он призван объединить усилия международного сообщества для эффективного развития Арктики.

Участники форума, который проводится с 2010 г., обсуждают повышение уровня жизни на арктических территориях, развитие транспортной системы, вопросы экологии.
IV Международный арктический форум “Арктика – территория диалога” пройдет в Архангельске 29-30 марта. Ожидается, что его посетят около 1,5 тыс. человек из России и других стран. Генеральным информационным партнером форума является агентство ТАСС.

Глава Ростуризма: “Туры в Арктику дорогие по объективным причинам”

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сочи, Геленджик, Анапа и Крым – самые популярные направления, куда этим летом отравились российский туристы. В этом году иностранный турпоток в Россию увеличится на 15 процентов. О том, зачем Россия упрощает визовый режим с Китаем, почему арктический туризм не может стать массовым направлением и зачем иностранцы приезжают лечиться в Москву, в интервью m24.ru рассказал руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов.

– Олег Петрович, расскажите про особенности летнего туристического сезона этого года.

– Этим летом впервые за всю новейшую историю отечественного туризма самыми продаваемыми продуктами стали российские. Большим спросом пользуется побережье Черного моря: Сочи, Геленджик, Анапа и Крым. Россияне стали чаще ездить в Москву и в Санкт-Петербург, путешествовать по Золотому кольцу, посещать Дальний Восток и Сибирь.

– Уже появилась статистика по этому году?

– Да, данные уже есть. Например, в Крым турпоток увеличился более, чем на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже 2,6 миллиона человек съездили отдохнуть на полуостров.

В Крым турпоток увеличился более, чем на 20 процентов

В прошлом году турпоток в целом по стране увеличился примерно на 20 процентов. В этом году по экспертным оценкам, он вырастет еще на 15 процентов. Это пока прогноз. Подводить итоги года еще рано – сейчас самый разгар туристского сезона.

– Вы связываете интерес туристов к России с изменениями на валютном рынке?

– Это, конечно, один из значимых факторов. Но главная причина все-таки в другом: у россиян появился интерес к собственной стране. В принципе, наши туристы все равно могут поехать отдыхать в любую точку мира. То, что в этом году самыми продаваемыми туристическими продуктами стали отечественные, говорит о том, что они стали конкурентоспособными.

– Сколько иностранцы тратят в России, когда приезжают к нам отдыхать? И, наоборот, сколько россияне тратят за рубежом?

– Интуристы в прошлом году потратили в России около 12 миллиардов долларов. Для сравнения, еще недавно россияне вывозили из страны порядка 50 миллиардов долларов в год. В последние годы выездной турпоток заметно сократился, внутренний – вырос. Значит, эти деньги остаются в экономике страны. Именно поэтому наша задача – развитие внутреннего и въездного туризма. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше туристов приезжало к нам, и чтобы наши граждане путешествовали по России.

Путешествие по России обходится значительно дешевле, чем поездка за рубеж

– Вы подсчитываете среднюю стоимость туристической путевки в России?

– Рассчитывать ее нецелесообразно: кто-то селится в частном секторе, кто-то – в пятизвездочном отеле, кто-то путешествует пешком, кто-то – на самолете. Условия отдыха и путешествий слишком разные, поэтому среднее значение попросту не показательно. Но, сравнивая отдельные турпродукты, можно сказать, что путешествие по России обходится значительно дешевле, чем поездка за рубеж.

– Раньше туры в Турцию и Египет были самыми дешевыми и продаваемыми.

– Эти страны проводили эффективную маркетинговую политику и разработали весьма конкурентоспособный продукт. Они предложили нашим туристам отдыхать, приобретая все сразу: перевозку, размещение, экскурсионную программу, отель и питание “Полный пансион”. И россиянам это понравилось. Тем более, что раньше в России не было пакетных туров.

В прошлом году Ростуризм рекомендовал туроператорам, которые реализуют туры по России, заняться развитием этого направления. Практика продажи пакетных туров в разы повысила доступность путешествий внутри страны для наших граждан. Мы проводили анализ, по итогам которого стало ясно, что пакетный тур в Сочи может быть вдвое дешевле самостоятельно спланированной поездки.

Внутренний туризма вырос – значит, деньги россиян остаются в экономике страны

– Какие планы по развитию внутреннего и въездного туризма в следующем году?

– В России есть большой нереализованный потенциал – оздоровительный туризм. Мощный отечественный санаторно-курортный комплекс – серьезное конкурентное преимущество нашей страны. Наша задача – на его базе создать пакетный турпродукт, интересный и россиянам, и иностранным гражданам. Причем не только людям, страдающим какими-либо серьезными заболеваниями, но и обычным людям, которые просто хотят укрепить свое здоровье.

Столица переживает бум иностранного туризма

Не так давно мы заключили соглашение с Национальной курортной ассоциацией, в рамках которого мы займемся созданием реестра санаторно-курортных учреждений. Мы рассчитываем, что к этой работе подключатся и наши коллеги из Минздрава. Сейчас формируется экспертный совет, который определит необходимые критерии качества оказываемых санаториями услуг. Вхождение той или иной здравницы в реестр будет свидетельством ее благонадежности.

– Где расположены оздоровительные курорты?

– Санаторно-курортный комплекс распределен по территории всей страны. В него входит около 1,2 тысячи учреждений. Наиболее популярные здравницы сконцентрированы на территории Северного Кавказа, Крыма, Карелии, Сибири и Дальнего Востока.

– Жителей каких стран вы будете приглашать к нам на лечение?

– Мы изучаем рынок. Понимание, из каких стран к нам генерируется основной туристский поток, у Ростуризма уже есть. Это в первую очередь государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Северной Америки.

Лечение в России стоит значительно дешевле, чем в Европе и в Соединенных штатах

– Вы думаете, что у России и, в частности, у Москвы есть потенциал в медицинском туризме?

– У нас большой потенциал, который формируют квалифицированные врачи, фундаментальная медицинская школа, современное медоборудование и возможность установления конкурентоспособных цен на услуги, особенно в последние годы – с изменением курса валют. Лечение в России стоит значительно дешевле, чем в Европе и в Соединенных штатах, а качество нередко даже выше.

– Что вы делаете для презентации России за рубежом?

– Мы запустили проект “Visit Russia”, создали национальные туристские офисы за рубежом. Наши представительства работают в Пекине, Берлине, Хельсинки, Риме, Дубае, Эль Кувейте, Ханой, Тегеране. Планируется открытие офисов в Испании, Франции, Австрии, Великобритании и второго офиса в Китае. Представительства продвигают российский туристский продукт среди иностранных граждан. Результат уже есть.

Ожидать, что арктические туры станут дешевыми и массовыми не стоит

Россия входит в топ-10 самых посещаемых стран в мире. К нам в прошлом году приехало 31,2 миллиона человек. Мы ставим себе задачу войти в тройку лидеров по посещаемости иностранными туристами.

Читайте также:  Ночной мэр Праги будет заниматься вопросами регулирования

– Если мы говорим про те преимущества, которые в сфере туризма есть у России, то обязательно надо обсудить Арктику. Поездка на Северный полюс считается одним из самых захватывающих туров, которые есть в нашей стране. Но стоимость путешествия очень высокая. Арктика практически недоступна людям со средним заработком. Есть ли планы у Ростуризма сделать Арктику ближе массовому туристу?

– К сожалению, арктические туры дорогие по объективным причинам. Мы работаем и будем продолжать работать над созданием благоприятных условий для развития арктического туризма и повышения доступности соответствующих продуктов. Однако ожидать, что они станут дешевыми и массовыми, очевидно, не стоит. Это все-таки эксклюзивный отдых.

– Но на Байкал же студентам продавали билеты на самолет по сниженным ценам.

– Байкал – все-таки не Арктическая зона. Это более массовое туристическое направление. На Северном полюсе, в отличие от Байкала, мало аэродромов, нет железной дороги и гостиниц. Все это – объективные условия, которые делают туризм в Арктической зоне дорогим. Такая ситуация не только в России, но и в других странах, имеющих арктические территории. С Антарктидой то же самое: поездки туда через Чили и Аргентину стоят дорого.

Несмотря на стоимость, спрос на арктический туризм все же растет. В прошлом году были запущены круизы на Землю Франца-Иосифа. Туда приехало около тысячи человек из 46 стран. Большой популярностью пользуются круизы на атомных ледоколах на Северный Полюс.

Количество туристов, путешествующих по рекам, сократилось почти в три раза

– В России много интересных территорий для экотуризма. Это направление сейчас развивается?

– В мире популярен экологический туризм – посещение территорий, где не было антропогенного воздействия. У России большой потенциал развития этого направления, много заповедников и особо охраняемых природных территорий. Задача Ростуризма – продвигать их и создавать условия, благоприятствующие посещению этих зон туристами. Мы сотрудничаем с Министерством природных ресурсов и экологии. Но в заповедниках не развита инфраструктура, строительство может оказать негативное влияние на природную среду. Поэтому соответствующий продукт, как правило, несколько специфический и включает, например, размещение в палатках или гостевых домах.

– Что происходит с водным туризмом?

– Что касается водного туризма, то здесь, к сожалению, тенденции не радуют. С 2008 года количество туристов, путешествующих по рекам, сократилось почти в три раза: с 800 тысяч до 300 тысяч в прошлом году. Это связано с сокращением численности судов и обмелением рек. Ранее популярные туры по Волге до Астрахани уже осуществляться не могут, потому что в районе Нижнего Новгорода река обмелела, и по ней проходить суда не могут. Раньше такие круизы были также по рекам Дальнего Востока и Сибири. Теперь их практически нет. Однако мы работаем над тем, чтобы возродить это важное направление. В рамках упомянутой Федеральной целевой программы создается круизная инфраструктура. Теме развития водных путей уделяется большое внимание на государственном уровне, этой проблеме будет посвящено предстоящее заседание Президиума Госсовета, которое состоится в Астрахани.

– Как развивается сотрудничество с Китаем в сфере туризма?

– В конце июля Россия подписала с Китаем и Монголией Меморандум о сотрудничестве в сфере туризма. Мы будем создавать трансграничный туристский продукт на базе международного туристского бренда “Великий чайный путь”. Чай исторически попадал из Китая в Россию через Монголию. Мы договорились, что на базе этого пути мы создаем туристский маршрут, который будет интересен россиянам, гражданам Монголии, Китая, Японии, Кореи, Европы и США.

Россияне изменили свои туристические предпочтения

– Будут ли приняты отдельные соглашения по визам с Китаем?

– Между Россией и Китаем действуют и визовый, и безвизовый каналы посещения. Индивидуальные туристы могут посещать Китай по визовому каналу. Для групп есть безвизовый канал. Для этого россияне должны сформировать компанию численностью от пяти человек. Находиться эта группа может на территории КНР не более 14 дней. То же самое для групп из КНР.

Мы постоянно модернизируем безвизовый канал. Сейчас договорились, что число участников группы будет сокращено до трех человек, а срок пребывания, наоборот, – увеличен до 21 дня.

– Когда начнет действовать упрощенный визовый режим?

– Сейчас идет работа над этим вопросом. Для введения изменений в визовый режим должны быть внесены правки в межправительственное соглашение между КНР и РФ. Мы договорились с китайской стороной, что модернизация визового канала будет осуществлена в ближайшее время. Мы, со своей стороны, рассчитываем выдавать больше виз многократных и многолетних для китайцев. Также мы договорились начать работу по созданию проекта по выдаче электронных виз. Эти соглашения будут иметь двусторонний характер, то есть упрощение визового режима коснется и россиян, и китайцев.

– Что китайцам интересно смотреть в России?

– В основном китайские туристы посещают Москву и Санкт-Петербург. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы география путешествий китайских туристов по нашей стране расширялась. И некоторые подвижки в этом направлении уже есть. Например, увеличился поток на Дальний Восток, в Забайкалье, Сибирь и Крым.

В нашей стране активно реализуется программа China Friendly, предполагающая адаптацию туристской инфраструктуры, перевод меню, указателей на китайский язык, а также интеграцию платежной системы UnionPay. Считаем, что во многом благодаря ей в этом году турпоток из Китая по безвизовому каналу уже вырос более, чем на 50 процентов. По итогам года, как мы прогнозируем, эта цифра сохранится. Турбизнес видит, что китайцев становится больше, и предоставлять информацию на китайском языке экономически выгодно.

– Туристам из России интересно ездить в Китай?

– Судя по турпотоку, да. Как мы видим, особенно часто туда ездят российские туристы, живущие на территориях, находящихся вблизи Китая – Иркутской области, Забайкалья, Хабаровского края, Приморья, Амурской области. Им удобней всех ездить в КНР. Они могут добраться даже на машине или на автобусе.

Набирают популярность пляжные туры в Китай. Там есть, к примеру, комфортный и безопасный курорт – остров Хайнань, куда летают чартеры из Москвы и Санкт-Петербурга.

– Как вы готовитесь к Чемпионату мира по футболу?

– Мы отвечаем за размещение туристов, которые приедут на чемпионат, контролируем вопрос строительства гостиниц. В некоторых регионах уже создана прекрасная инфраструктура, например, в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В некоторых регионах есть сложности, которые мы сейчас обсуждаем и решаем. Сейчас все движется по плану, надеемся, все будет хорошо.

Беседовали Анастасия Мальцева и Светлана Казанцева.

Из-за чего тормозится развитие арктического туризма

Логистика и юридические нюансы названы основными факторами пробуксовки широкого распространения этого туристического направления

23.05.2019 в 13:57, просмотров: 4395

Участники заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики обсудили вопросы экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионального подчинения в Российской Арктике.

«На всей территории российской Арктики существуют прекрасные возможности для развития экологического туризма. Однако сейчас его вклад в экономику региона находится на фоновом уровне – 0,01–0,1%. Основные проблемы – это транспортная доступность, низкая комфортность или полное отсутствие инфраструктуры, слабое маркетинговое продвижение, сложность обеспечения безопасности и, как следствие, высокая стоимость поездок», – сказал Александр Воротников, эксперт ПОРА по ГЧП, который выступил модератором мероприятия.

Минприроды России формирует проектные офисы по всем 11 программам федерального проекта «Экология». В том числе в рамках министерства появится специальное подразделение, которое будет заниматься экологическим туризмом, рассказала Светлана Шейнфельд, главный аналитик ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела». Она поделилась своими соображениями по поводу того, кто должен финансировать эту сферу. По словам Светланы, многие промышленные компании не захотят спонсировать экологический туризм в ООПТ из опасений, что их обвинят в «гринвошинге», а благотворительные проекты не являются «долгоиграющими». «Чтобы проекты жили, искать инвесторов нужно среди тех потенциальных партнеров, для которых туризм является их основной коммерческой деятельностью. Безусловно, эта тема также должна быть связана с вовлечением и созданием точек роста для представителей коренных народов», – сказала она.

«Мы подготовили для туроператоров и туристов список точек, идя по которым они одновременно смогут избежать вреда природе и увидеть максимум», — рассказал Андрей Кунников, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика». Он рассказал о том, что сейчас создаются экологические тропы на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, а также о планах по открытию визит-центра в бухте Тихая. В парке растет количество туристов, которые посещают его в рамках арктических круизов. Если несколько лет назад их было 700–800 в год, в последнее время за сезон «Русскую Арктику» посещают более 1000 пассажиров круизов.

Говоря о развитии арктического туризма, не очень правильно отделять региональные ООПТ от федеральных, заявил эколог Всеволод Степаницкий, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды». «Важно лелеять и поддерживать туроператоров, которые готовы заниматься Арктикой, а не ставить им палки в колеса», — сказал эксперт. Он рассказал о том, что те операторы, которые хотят развивать туризм в региональных ООПТ, должны вести диалог с региональными госучреждениями. Как правило, у них казенный статус. ФГБУ (национальные парки) имеют возможность привлекать внебюджетное финансирование и, соответственно, материальный стимул для развития туризма, а краевые госучреждения — нет, заметил Степаницкий.

«Что такое хорошо для туриста, в каждом регионе понимают по-своему, и рамки этого «хорошо» различаются драматически», — посетовал Вадим Мамонтов, основатель и генеральный директор компании Russia Discovery. В качестве одной из основных проблем развития туризма он назвал сложнейшие правила строительства туристических объектов. Компания развивает формат глэмпингов – проживания на природе в шатровых кемпингах с комфортными условиями. Для того чтобы подобные проекты были рентабельными, нужны масштабные инвестиции, строительство глэмпингов под одного туроператора невыгодно, сказал он. Логистика также является одной из главных проблем, в первую очередь монополия авиаперевозчиков и стоимость авиабилетов. «Плато Путорана могло бы быть освоено с помощью гидроавиации. Сейчас доступность только по воде сильно снижает интерес», – привел он пример. Логистику назвал основной проблемой и директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский: «Несмотря на наше выгодное положение и снегоходную доступность, доставка 1 кг груза обходится от 45 рублей и выше. Недавняя длительная реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска также привела к тому, что наш бизнес потерял темп».

Анна Клепиковская, директор ассоциации «Голос Севера» и директор по развитию отеля «Голубино» в Архангельской области, рассказала об опыте сотрудничества с региональными и федеральными ООПТ. Отель организует экскурсии в соседний Пинежский заповедник и Голубинский карстовый массив. «С Пинежским заповедником не все было просто. Там работают те же люди, которые создавали его 45 лет назад. Мы пришли и спросили, что будет с заповедником дальше. После этого они задумались, и дело сдвинулось с мертвой точки. Все, кто у нас работает, – местные жители. Это наша принципиальная позиция, хотя вахтовым методом, наверное, было бы эффективнее», – пояснила Анна. Она также рассказала о том, что многое упирается в бюрократию. Например, заповедник не имеет права строить экологические тропы на прилегающей к памятникам природы территории, и отелю приходится делать это за свой счет или с помощью грантов.

Федеральные ООПТ представляла Марина Самойлова, ведущий специалист государственного природного заповедника «Ненецкий». Она рассказала о том, что развитие туризма с недавних пор является одной из ключевых задач заповедника и в его штате появился отдельный специалист по этому направлению. Заповедник в настоящее время ищет инвестиции для оборудования экологического маршрута «Босиком по тундре», и одной из основных проблем также являются логистика и доставка грузов. «Не хватает людей для того, чтобы сопровождать туристов. Наш коллектив – около 20 человек, а нахождение туристов на территории без сопровождения сотрудников запрещено. Единственная возможность увеличить посещаемость – это сотрудничество с местными туроператорами», – сказала она.

Вероника Тарбаева, председатель центрального совета МОО «Природоохранный союз», академик Российской экологической академии, рассказала о позитивном опыте национального парка «Югыд ва» (Коми). Несмотря на все проблемы, общие для большинства российских ООПТ, ему удалось в значительной степени развить экологический туризм. По ее словам, очень важно проводить на местах мероприятия с участием лиц, принимающих решения. «Должна быть воля региона. Республика Коми нас услышала», – сказала Тарбаева.

Декан факультета психологии РГСУ, президент Академии имиджелогии Елена Петрова подчеркнула важность маркетинговых исследований для развития экологического туризма. «Исследования, которыми мы занимаемся с 2003 года, показывают, что мы часто заблуждаемся в том, как в массовом сознании отражается территория, какие есть мифы и стереотипы, которые мешают развитию туризма на ней», – сказала она. Наталья Рыбальченко, бренд-стратег компании «АСМЫСЛ» (брендинг территорий), согласна, что важно собирать и формулировать смыслы, из которых рождается туристическая концепция региона. Она продемонстрировала созданную компанией интерактивную карту Терского берега (Мурманская область). На карту нанесены точки притяжения региона и основания туристической привлекательности, сформулированные по итогам встреч с местной молодежью.

Ссылка на основную публикацию