Арктический туризм – скоро в России

Перспективы развития Арктического туризма

Экспертное мнение с учетом зарубежного опыта.

Немногим странам повезло обладать исключительным суверенитетом в отношении Арктических территорий, и речь идет не столько о ценных факторах производства, сколько об уникальных рекреационных ресурсах. Неудивительно, что Арктический экономический совет наряду с энергетикой и инфраструктурой создал рабочую группу и по туризму. Каждая Арктическая держава, за исключением США, стремится создавать и развивать собственный уникальный туристский продукт. Дания и Норвегия- активно используют в качестве туристских направлений снежные просторы Гренландии и Шпицбергена, Канада – фауну Канадского Арктического архипелага с большим количеством заповедников. При этом количество «арктических» туристов невелико, согласно статистике Гренландию посещает порядка 80 тыс. туристов, что не превышает 1-2 % общего количества туристов в Дании . Это объясняется разными причинами, но в большей степени достаточно высокой стоимостью и скудным арсеналом турпродукта.

Исландия – предлагает Катание на лыжах, походы, каякинг и другие путешествия по дикой природе Исландии, Гренландии и Ян-Майене.

Финляндия – предлагает, каякинг на реке Тено, катание на горных велосипедах, традиционную ловлю лосося в реке Утсйоки и , рыбалку в северном ледовитом океане.

В США такая экзотическая разновидность путешествий, как арктический туризм, особенной популярностью не пользуется. Туры в арктические области не отличаются разнообразием и предлагаются в основном «для своих», да и сами американские путешественники предпочитают исследовать Арктику «за рубежом» — доля граждан США в российских экспедициях к Северному полюсу на атомных ледоколах весьма существенна.

Согласно проведенному Национальным туристическим союзом исследованию, в 2017 году из 1142 человек, поклонников арктического туризма, посетивших национальный парк «Русская Арктика» – 98 были гражданами США.

Каждая страна в той или иной степени старается разработать эту золотую туристическую жилу. Пока успешнее всего это получается у Дании — Гренландия — самая близкая и доступная Арктика, туры сюда начинаются уже от 2500 USD, а спектр развлечений буквально огромен: в дополнение к классическим путешествиям по суше туристам предлагаются круизы, пешие, санные и вертолётные экспедиции. Кроме этого, здесь можно увидеть один из самых удивительных ландшафтов планеты — ледниковые фьорды со стометровыми айсбергами.

Королевство Норвегия- один из лидеров на рынке арктического туризма. архипелаг Шпицберген приглашает туристов на круизы вокруг островов с высадками на льды, а также массу активных занятий: от лыжных переходов до прогулок в каяках среди айсбергов, альпинизма и арктического дайвинга. А ещё Шпицберген может похвастать самым комфортным размещением — в столице архипелага Лонгйире к услугам путешественников- пятизвездочный отель и масса развлечений — от ночных клубов до спа-центров.

Особенность арктического туризма в Канаде — возможность посещения большого количества заповедников. Природный мир канадских территорий Арктики чрезвычайно богат: помимо неизменных полярных медведей здесь можно увидеть овцебыков, китов, моржей, полярных волков, арктических птиц. Эти виды бережно сохраняются на просторах национальных парков, которые предлагается посетить, высадившись с судна на один из многочисленных островов. Список активных занятий включает лыжные экспедиции, альпинизм, водные прогулки в лодках и каяках, дайвинг и т. п.

Российская Арктика, как направление туризма — это суровая и очень живописная природа островов и архипелагов знаменитого Северного морского пути — кратчайшего водного маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком по Северному Ледовитому океану. В числе жемчужин — край ледников и вулканов Чукотка, мыс Дежнёва — ближайшая к Северной Америке точка Евразии, находящийся в Списке ЮНЕСКО остров Врангеля с его уникальным животным и растительным миром, в том числе самыми большими в Арктике лежбищами моржей, и самая близкая к Северному полюсу точка «большой земли» — необитаемый архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Основными туристами, согласно данным Национального туристического союза,посетившими Российскую Арктику в 2017 году, на примере парка «Русская Арктика» были граждане КНР – из 1142 человек их 209, на втором месте наши сограждане – 205 человек, третьи швейцарцы – 146 человек и это в полтора раза больше, чем в 2016 году.

В настоящее время визитной карточкой Арктического туризма в России является круиз на Северный полюс – эксклюзивный российский турпродукт, одно из лучших предложений в сфере арктического турима. Рейсы выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа-самого оледенелого участка российской Арктики, около 85 % его поверхности покрыто ледниками. Заход на Новую Землю, предусматривают осмотр птичьих базаров и наблюдение за арктическими животными на скале Рубин, в бухте Тихая, на островах Чампа и Рудольфа. Сравнительно небольшая удалённость Новой Земли от материка и более высокие зимние температуры обуславливают большее разнообразие форм жизни, чем на других арктических территориях. На островах и в акватории Новой Земли встречается 11 видов млекопитающих: белые медведи, атлантические моржи, кольчатые нерпы, морские зайцы (лахтаки), гренландские тюлени, белухи, киты – гренландский (полярный) кит и кит Минке (малый полосатик). Всё это морские виды. Сухопутных – лишь три: песец, копытный лемминг и северный олень. Острова архипелага с их пологими скалами – настоящий рай для 48 видов птиц (большинство из них – морские или околоводные). Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов (более 1 млн рублей за путевку), туры пользуются спросом, прежде всего у граждан Германии и США- 97 и 98 посетивших национальный парк «Русская Арктика» соответственно. Эти проекты требуют использования судов специального ледового класса- ледоколов, способных доставить туристов в районы закрытые для круизных теплоходов. Экспедиционные туры рассчитаны на небольшое количество участников – от 50 до 110 человек. При этом отмечается тенденция к увеличению количества желающих посетить данные круизы. Рост количества туристов посетивших Российскую Арктику возрос на 20 процентов, по равнению с данными 2016 года.

Вместе с тем далеко не в полной мере используются туристические возможности регионов Арктической зоны Российской Федерации ‒ Архангельской области, Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Красноярского края, Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа. По сравнению с другими арктическими странами, например, Норвегией, количество туристов, приезжающих в российскую Арктику ничтожно мало. Так, «в 2015 году национальный парк «Русская Арктика», включающий территории Земли Франца-Иосифа, посетили 1225 человек из 30 стран (самый высокий показатель ), тогда как в этот же период поток туристов на норвежский архипелаг Шпицберген составил около 60 000 человек.

Основной проблемой на пути развития туризма, как сектора региональной экономики, в российской Арктике является транспортно-логистическая неразвитость субъекта. В частности, «в Архангельской области только 1807 из 3951 поселений имеют дороги с твердым покрытием, в Мурманской области – 39 из 145, а в Ненецком АО – 5 из 35. На востоке российской Арктики обстановка еще тяжелее». В силу неразвитости наземных коммуникаций основная транспортная нагрузка в этих регионах ложится на морской и речной транспорт, в котором, в свою очередь, наблюдается высокий уровень износа судов и устаревшая инфраструктура портов и причалов. Поэтому, как подчеркивают эксперты, интенсивность развития арктического туризма неразрывно связана с модернизацией и возрождением транспортных узлов, таких как Мурманск, Певек, Тикси, Диксон и Дудинка. Особенно отмечаются логистические возможности Мурманской области, которая является российскими «воротами» в Арктику и может выступить главной платформой развития круизного туризма.

Другой проблемой является низкий уровень сервисных услуг и отсутствие необходимой туристической инфраструктуры. В итоге указанные проблемы отражаются на себестоимости арктических путевок, что делает их малодоступными для граждан нашей страны. Кроме того, стоит отметить низкую осведомленность среди населения о привлекательных возможностях Заполярья. Ряд проведенных Национальным туристическим союзом исследований показал, что регион не ассоциируется у российских граждан с местом для отдыха и комфортного пребывания. Согласно проведенному социологическому исследованию 100 человек в возрасте от 20 до 65 лет, лишь 32% опрошенных заявили о своем желании посетить Арктику. Тогда как среди зарубежных туристов, приезжающих в российскую Арктику основной контингент составляют люди в возрасте от 51 до 70 лет- их привлекает экзотичность ледников, уникальность природных ландшафтов и возможность наблюдения за животными.

Продолжая тему востребованности арктического туризма в России, как направления, отмечу, что, 40% российских респондентов не поехали бы за полярный круг, из-за экстремальных погодных условий и отдали предпочтение классическим курортам, отметив, что им хватает «своих морозов», 16% ответили, что, может, они и не против съездить в Заполярье, но чем именно там можно заняться, не знают. 12% опрошенных останавливают главным образом стоимость турпутевок.

В результате туристы отдают предпочтение более «раскрученным» южным направлениям, которые к тому же на порядок доступнее в финансовом отношении. В связи с вышеперечисленными факторами, а также с учетом специфических природно-климатических условий российским туристическим компаниям очень сложно сформировать предложение, способное заинтересовать как зарубежного, так и отечественного потребителя.

Перспективным, на мой взгляд направлением, считается развитие экотуризма, который подразумевает минимальное антропогенное воздействие на места пребывания и содействует сохранности природных объектов в Заполярье. Потенциальными площадками для его формирования могут стать национальные парки «Русская Арктика» и «Берингия», государственные заказники федерального значения «Земля Франца-Иосифа» и «Североземельский», а также заповедники «Остров Врангеля», «Усть-Ленский», «Большой Арктический» и «Гыданский».

Также для развития следует рассмотреть экстремальный, научно-познавательный и этнографический туризма. Последняя категория также предусматривает непосредственное участие в проектах малочисленных коренных народов Крайнего Севера, что в свою очередь позволит сохранить их богатое культурное наследие и улучшить социально-экономическое положение.

Такая горячая Арктика

В норвежском Тромсё прошел ежегодный форум Arctic Frontiers. Все проблемы можно решить, кроме глобального потепления

  • Традиционно в форуме Arctic Frontiers («Арктические рубежи») принимают участие представители восьми арктических держав: Норвегия — хозяйка мероприятия, Финляндия, Дания, Исландия, Канада, Швеция, Россия и США. Плюс многочисленные гости. В этом году это почти три тысячи человек из 35 стран мира.

    Сам форум не является мероприятием политическим, по его итогам не принимается никаких совместных деклараций и пактов. Скорее, это площадка для выражения мнений и обозначения проблем, которые нужно решать в Арктике из года в год. В этом году конференция прошла под лозунгом «Power of knowlege» — «Сила знания».

    Вряд ли это прямой троллинг в адрес американского президента и Парижского соглашения о климате,

    но некоторая ирония, безусловно, звучит.

    Уровень, тем не менее, вполне представительский. На открытие ждали премьер-министра Норвегии, но в последний момент что-то сорвалось, отдуваться по официальной части пришлось министру иностранных дел, а в прошлом министру обороны Норвегии Ине Эриксен Сёрейде. От Финляндии был министр по торговым делам Вилле Скиннари, от Швеции — министр образования Матильда Эрнкранс. Ну и разнообразные мэры арктических городов, послы, представители Арктического совета и экономических всяких союзов.

    Вроде бы ходили слухи, что ждали даже Грету Тунберг, но они не подтвердились. С одной стороны, эта шведская пигалица перетащила бы все внимание прессы на себя. С другой — вроде бы заметных противоречий с ней тут ни у кого нет. Угрозу потепления климата тут никто в принципе не отрицает, другой вопрос — пока никто не знает, как с этой угрозой бороться. Но протестную повестку местный Гринпис отработал: перед началом конференции у входа в отель экологи растянули баннер: «Сила знания? Слушайте науку! Нет добыче нефти в заповедной Арктике».

    Через полчаса разошлись — в Тромсё минус десять.

    Российских министров в повестке замечено не было, в панельных дискуссиях участвовал посол по морскому праву от ЮНЕСКО да замминистра правительства республики Саха на тему коренных народов. От США — статный вице-адмирал береговой охраны в форме Скотт Бушман и Директор полярного института Майкл Стрейк. А от Китая — сегодня главного арктического злодея — и вовсе никого не было, хотя среди представителей прессы и зрителей в зале китайцев была примерно половина (и ни одного в маске, что немного добавляло нервозности, но все держались корректно).

    Открывала конференцию министр иностранных дел Ине Эриксен Сёрейде. Несмотря на проблемы, начала министр, у нас есть сдержанный оптимизм и надежды на будущее. И, конечно, амбиции в Арктике.

    Глава МИД Норвегии Ине Эриксен Сёрейде. Фото: Arctic Frontiers

    Арктическое движение сейчас и правда в кризисе. В прошлом году заседание Арктического совета в Финляндии, как раз политического органа восьми полярных государств, где присутствовали все министры, включая министра Лаврова и секретаря Помпео, провалилось — впервые с 1996 года не состоялось подписание совместной декларации. Причиной, разумеется, был выход США из договоренностей по климату и внезапное отрицание глобального потепления — участники так и не смогли договориться, надо ли прописывать в итоговом заявлении необходимость соблюдения Парижской конвенции.

    С этого года в Арктическом совете председательствует Исландия. На встречу в мае уже приглашены все главы стран арктической восьмерки, Владимир Путин также приглашен. И все надеются, что в этом году консенсус будет найден, хотя никаких особых перспектив на эту тему нет,

    а различные тревожные шевеления — есть.

    И неполитический вроде бы форум в Тромсё все равно так или иначе упирался в климатический спор и политические заявления. «Рост и развитие могут подорвать Арктику, — говорит геополитик, эксперт по международным отношениям Бобо Ло (Австралия). — На сегодня я вижу несколько основных угроз Арктике. Первое — глобальное изменение климата. Второе — агрессивная политика России в регионе, как следствие, — активизация сил США и НАТО. Третье — рост Китая. Тут имеет значение и торговая война между Китаем и США, попытки Китая выйти на Северный морской путь. Для Китая Арктика не является основным регионом, но ущерб этой деятельности может быть значительным. Ну, и четвертая угроза — это изменение всего мирового порядка. Это понятие здорово дискредитировано, и скорее всего

    скоро будет новый мировой беспорядок.

    Надо вырабатывать новые механизмы и правила. Но страны Евросоюза, в частности Франция, отказались подписывать договор о глобальном сотрудничестве в Арктике. И США вышли из конвенции. Все сложно».

    Читайте также:  От маленьких россиян путешественников Бельгия требует фотографии

    Припертая к стенке прямым вопросом министр Сёрейде нехотя признала, что проблемы есть. «И Москва, и Пекин своей деятельностью влияют на стабильность в Арктике. У НАТО новая структура морских сил — и это, конечно, связано с действиями России. Мы не расцениваем это как прямую угрозу, но это может влиять на Норвегию и НАТО. Мы не согласны с Россией по многим вопросам, — признала бывший министр обороны. — Мы поддерживаем и будем поддерживать санкции из-за Крыма. Но у нас общая стратегия развития Арктики, и мы будем сотрудничать и обсуждать общие вопросы». На вопрос из зала, не считает ли госпожа министр, что Арктика рискует превратиться в такую же спорную зону как и Ближний Восток, Ине Эриксен Сёрейде деликатно не ответила.

    «Конечно, я не согласен с такой постановкой вопроса, — сказал мне в перерыве официальный представитель МИД России по вопросам Арктики Николай Корчунов. — Те инвестиции, которые Российская Федерация вместе с иностранными партнерами совершает в Арктику и арктическую зону, являются убедительным свидетельством того, что мы не рассматриваем этот регион как театр военных действий. Хотя пока Арктика является территорией низкой напряженности, есть ощущение, что эта проблема “агрессивной России” начинает разогреваться.

    Вот модератор дискуссии [Стивен Сакур, журналист] из Би-би-си. Он так долго говорил про действия России и Китая, но забыл упомянуть, что Великобритания в октябре 2018 года приняла военную стратегию в Арктике, даже не будучи арктической страной. Или Франция в августе 2019 года выпустила доклад о необходимости присутствия французских вооруженных сил в высоких широтах. Вот что им там делать?».

    Покончив с непростым политическим раскладом, дальше обсуждали вопросы экологии, образования, развития бизнеса и сохранения природных богатств и коренных народов.

    Председатель Саамского парламента Норвегии Айли Кескитало в национальном костюме. Фото: Arctic Frontiers

    Норвегия пообещала к 2030 году сократить на 40% количество вредных выбросов по сравнению с 1990 годом (осталось в целом совсем немного), Финляндия к 2035 году пообещала достичь углеродного нейтралитета, а Фарерские острова — полностью перейти к 2030 году на возобновляемые источники энергии и стать «зеленой долиной Арктики».

    Про климат тоже поговорили.

    «Температура растет, — говорит профессор Университета Эксетера Мэтт Коллинз. — Это базовая физика: чем выше температура, тем больше тает лед. Сейчас температура увеличивается с двойным ускорением. За последние десять лет количество снега в Арктике сократилось на 30%. Вечная мерзлота “потеплела” за десять лет на 0,3 градуса. Вода у Шпицбергена на 3 градуса теплее, чем десять лет назад. Увеличение температуры еще на полтора градуса — и у нас вполне есть шанс увидеть Арктику без снега. Остановить потепление на полтора градуса это глобальная и очень сложная задача. Потому что технологий, которые нужны, пока нет».

    «А те, кто отрицают потепление, они просто не понимают или делают вид?», — пытался спровоцировать хайп модератор, журналист Би-би-си Стивен Сакур.

    «Не хочу спекулировать, я же ученый, — держал удар профессор Коллинз. — Но хорошо бы всем помнить, что Арктика — это не только нефть и туризм. И развитие надо совмещать с наукой, а не разделять».

    Многообещающей могла бы стать дискуссия про бизнес в Арктике. Но там почему-то ни разу не прозвучало ни слово «шельф», ни «Роснефть», ни даже само слово «нефть».

    Остановились на том, что надо как-то развиваться, но и сохранять. Председатель Арктического экономического совета, исландец Хейдар Гвюдьйонссон рассказал, как в Исландии начали строить дороги, улучшили логистику и теперь, спустя 20 лет, треска не является единственным экспортным товаром. А больше всего они зарабатывают на туризме. Затем обсудили образование (надо вкладывать, чтобы молодые специалисты не уезжали), проблемы коренных народов (совмещать традиции и прогресс трудно, но надо), мусор (в Арктике проблема стоит не так остро, но пластика полно и тут). И хотя никаких конкретных решений все эти обсуждения не предполагали, у многих десятков участников было ощущение сурового северного братства, присущего всем, кто живет за полярным кругом. И, кажется, именно это и было главным смыслом форума.

    Тромсё, Норвегия

    Благодарим за помощь посольство Королевства Норвегия

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации

    Арктический круиз на Северный полюс – эксклюзивный российский турпродукт

    О мерах по развитию арктического туризма в России рассказал замглавы Ростуризма Роман Скорый на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития», посвященной 20-летию создания Арктического совета. Мероприятие, организованное Российским советом по международным делам, проходило 12-13 октября 2016 года в г. Москве.

    Россия предлагает на мировом туристском рынке уникальный продукт – круизы на Северный полюс. Рейсы выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа с заходом на Новую Землю, с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубин и в бухте Тихая, на островах Чампа, Рудольфа.

    Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, и места на них заказывают за год и даже раньше.

    Особенно востребованы арктические туры гражданами Германии и США. Экспедиционные круизы рассчитаны на небольшое количество участников: от 50 до 110 человек на одном судне. Для этих проектов используются суда ледового класса или ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов.

    Ежегодная тенденция к увеличению количества заявок и проходов судов с туристическими целями по Северному морскому пути предопределяет актуальность вопроса о системном туристическом развитии Арктической зоны.

    Основным сдерживающим фактором для увеличения турпотока является неразвитая туристская инфраструктура. Требуется серьезная реконструкция объектов Арктической инфраструктуры, перепрофилирование их под нужды науки и туризма.

    «Россия – единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на “вершину планеты”. При этом ни одна концепция и стратегия развития Арктической зоны в должной мере не предусматривает получение стабильного дохода от арктического туризма. Зачастую инвестиционные проекты вовсе не предусматривают реализации туристического потенциала», – отмечает заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый.

    Для реализации потенциала арктического туризма в России требуется комплексная работа по снятию существующих на сегодняшний день ограничений, а также межрегиональное взаимодействие и кооперация. Для выхода на мировой рынок круизного туризма и расширения сотрудничества с ведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии с Красноярским краем, активно развивающим туризм в Арктике.

    При системном подходе к развитию туризма в Арктической зоне не придется дополнительно вкладывать огромные средства в строительство новой туристической инфраструктуры: он позволит еще на этапе проектировки транспортных торгово-промышленных узлов заложить возможность их использования как объектов двойного назначения, и тогда доходные и налоговые поступления от развития туризма очень скоро оправдают вложенные бюджетные средства.

    Важнейшей мерой представляется также либерализация визового режима для приезжающих в Россию иностранных туристов.

    «Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей обеспечивает увеличение числа иностранных туристов на конкретном направлении на 20-30%. Российский опыт также подтверждает перспективность этого решения. Отмена виз с Израилем в 2008 году позволила уже в следующем году нарастить поток туристов в Россию на 14% и еще почти на 30% – через год. За первые полгода безвизового режима с Республикой Корея в 2014 году количество корейских путешественников в нашей стране выросло на 58%. Благодаря организации групповых безвизовых туров из Китая въездной турпоток из КНР за последние 5 лет вырос в 3,5 раза. Упрощение визового режима для пассажиров круизных судов может стать серьезным стимулом для развития арктического туризма в России», – говорит Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

    В первую очередь в интересах увеличения въездного турпотока в Арктической зоне предлагается предусмотреть 72-часовое безвизовое пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов, прибывающих в Российскую Федерацию (в том числе транзитом) через международные аэропорты. Эта мера позволит туристам начинать и заканчивать круизы в Российской Федерации (а не только делать остановки в российских портах), что значительно увеличит привлекательность портовых городов, так как позволит туристам находиться в них 2-3 суток до посадки на круизное судно или после окончания круиза. Эта инициатива активно поддерживается портами Российской Федерации и их объединениями.

    Также целесообразно предусмотреть безвизовое пребывание до 15 суток для пассажиров речных круизов (по аналогии с пассажирами морских круизов и паромов – организованными группами, с проживанием на судах).

    Маркетинговые исследования круизной компании «Poseidon Expeditions» показали, что существует стабильный спрос на посещение архипелага Шпицберген туристами, готовыми потратить для этого 7-9 дополнительных дней. Также существует интерес к изучению российской части Шпицбергена – Баренцбурга, посещение которого можно организовать на обратном пути с Земли Франца-Иосифа.

    Арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета.

    Коронавирус уничтожает нефтяные доходы

    Фото: REUTERS/Lucy Nicholson

    Пока от китайского коронавируса больше всего пострадала нефть. Крупнейший за последний год обвал барреля испугал даже ОПЕК+, которая экстренно ищет ответ на вспышку вируса. Как ситуация будет развиваться с медицинской точки зрения, никто пока не знает. В худшем случае баррелю прогнозируют падение до 30 долларов. Впрочем, российская экономика имеет запас прочности, чтобы выдержать и такие цены на нефть. Подробности.

    Уникальный «парад послов» в Кремле станет намеком на встречу «Большой пятерки»

    Фото: Михаил Метцель/ТАСС

    В среду в Александровском зале Кремля пройдет церемония вручения иностранными послами верительных грамот президенту Путину. В отличие от всех предыдущих подобных мероприятий, она будет уникальной и символической: впервые сменяются послы всех великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Подобного не было ни в новейшей российской, ни в советской истории. Подробности.

    Коронавирус усилился птичьим гриппом

    Фото: REUTERS/Luc Gnago

    Внезапная вспышка высокопатогенного птичьего гриппа в Китае вызвала у одних людей новые панические атаки. Другим напомнила о том, как без особых последствий закончились эпидемии прошлых лет, из-за которых в мире тоже вводился карантин и ограничения на передвижения. Может ли птичий грипп умножить угрозу, исходящую от коронавируса? Подробности.

    Как Москва ответит на заигрывание Лукашенко с Вашингтоном

    Фото: NIKOLAI PETROV / BELTA / POOL/ТАСС

    Отношения США и Белоруссии, похоже, внезапно радикально улучшились. По крайней мере, именно так можно трактовать итоги визита госсекретаря США в Минск. О чем договорились Майк Помпео и Александр Лукашенко, зачем белорусский лидер пытается сблизиться с Вашингтоном и какой будет реакция России? Подробности.

    Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска

    Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

    Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в Хабаровском крае потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы? Подробности.

    Дать врачам больше возможностей и больше ответственности

    Антон Крылов, журналист

    Как Грета Тунберг заработала шесть миллиардов долларов

    Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист

    Трансгендеры Древнего Рима

    Максим Соколов, публицист

    Самые нелепые мифы вокруг коронавируса

    Какие новинки автопрома приедут в Россию в 2020 году

    Коронавирус проник в Россию

    Шойгу наградил последнего маршала СССР

    Обвал петербургского спорткомплекса привел к человеческим жертвам

    НАСА презентовало первый в истории МКС модуль для космического туризма

    «ARDA Car Wash Equipment»: Стартап, открывший дверь в мир возможностей

    «Калиты»: Как превратить медовый стартап в кондитерское производство

    Ceramum: История о том, как слепить стартап своими руками

    • Да (я верующий)
    • Нет (я верующий)
    • Да (я атеист)
    • Нет (я атеист)
    • Создание новых промышленных предприятий
    • Поддержка сельского хозяйства
    • Поддержка малого и среднего бизнеса
    • Развитие транспортной инфраструктуры
    • Развитие наукоемких технологий

    Как хотят ужесточить штрафы для автомобилистов?

    Как отличить номера автомобилей спецслужб и правительства?

    Что изменится в жизни автомобилистов в 2020 году?

    НОВОСТЬ ЧАСА

    Главная тема

    допинговый скандал

    «немного пофантазировал»

    «погрязли в трусости»

    Видео

    На фоне масштабного распространения коронавируса множатся слухи и дезинформация вокруг него. Жители Уханя ходят пьяными, думая, что это поможет им защититься от заражения, кто-то уверен, что китайцы намеренно вывели вирус в качестве биооружия, а кто-то предлагает есть навоз, чтобы вылечиться. Но и это еще не все.

    Заигрывание с Западом

    Массовая истерия

    вдохновители декабристов

    «исторический спор»

    Непризнанные регионы

    Выгодный прецедент

    Разделение по сердцам

    викторина

    на ваш взгляд

    Арктический туризм в России

    28 июня 2012, 08:14

    Текст: Ольга Самофалова

    В российской Арктике впервые появится туристическая инфраструктура. На Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле в ближайшие годы будут построены четыре визит-центра для туристов. Однако пока морское арктическое путешествие будет стоить 300–750 тыс. рублей, красоту российского архипелага смогут оценивать не больше тысячи туристов в год, преимущественно иностранных.

    Руководители национального парка «Русская Арктика» намерены создать на российских арктических островах не менее четырех визит-центров, где туристы могли бы останавливаться на несколько дней, – три визит-центра на Земле Франца-Иосифа и один на Новой Земле. Сейчас туристов высаживают на берега с морского судна или яхты только на пару часов для осмотра исторических и природных достопримечательностей. Об этом сообщил в среду директор нацпарка Роман Ершов.

    По его словам, организация туризма на территории национального парка является одной из основных задач руководства особо охраняемой природной территории, передает «Интерфакс».

    «Мы обязательно согласуем маршруты движения, места высадок. Сейчас планируем развивать инфраструктуру, которая будет способна принимать группы туристов, развивать сеть так называемых экологических маршрутов, включающих обустройство смотровых площадок, разработку научных рекомендаций по способам высадок, оптимальному количеству людей», – отметил директор нацпарка.

    Читайте также:  Теракт в Карнаке

    Парк «Русская Арктика» был создан в апреле 2011 года с целью выполнения российской стороной международных обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии.

    Первые шаги

    «Первые турпоходы на эти территории начались в 70-е годы, в основном это были лыжники. Морские же круизы стали ходить на Землю Франца-Иосифа только с 1991 года. В 1996 году на Земле Франца-Иосифа был образован федеральный заказник. Чуть больше года назад был создан парк «Русская Арктика», под управление которого был передан федеральный заказник Земля Франца-Иосифа и национальный парк, который находится на Новой Земле», – рассказывает газете ВЗГЛЯД историю арктического туризма ведущий специалист нацпарка Сергей Широкий.

    Исторически так получилось, что ни в советское время, ни в современной России развитием арктического туризма никто не занимался, в отличие, например, от той же Канады (Аляска) и Норвегии (Шпицберген). «Раньше на Земле Франца-Иосифа были только полярные станции, которые занимались метеорологическими наблюдениями, измерением параметров погоды и научными исследованиями, а также объекты оборонного значения», – замечает Виктор Кузнецов.

    Теперь перед нацпарком «Русская Арктика» стоит в том числе задача развития познавательного и экотуризма. Пока массового потока туристов на архипелаг нет. Шпицберген посещает несколько десятков тысяч туристов в туристический сезон, тогда как российскую Арктику – меньше тысячи, рассказывает газете ВЗГЛЯД заместитель директора нацпарка Виктор Кузнецов.

    На эту тему

    Для увеличения турпотока нацпарк начал привлекать новых туроператоров, а также старается популяризировать туризм в российскую Арктику через выставки и конференции, замечает Сергей Широкий. Готовится также пятилетний план развития национального парка, где будут обозначены туристические задачи.

    Проблемы развития массового туризма

    Туризм в российской Арктике фактически начал развиваться только в прошлом году, когда у архипелага появился управленец. Инфраструктуры на арктических островах никакой нет. С объектами природного и культурного наследия сейчас туристы знакомятся в местах организованных высадок на берег на несколько часов. С борта ледокола на берег туристов доставляют ледокольный вертолет или специальные резиновые лодки (зодиаки). Все остальное время туристы проводят на борту судна.

    Однако вскоре появятся четыре опорных пункта, в состав которых будут входить визит-центры, смотровые площадки с обогревом, туристические тропы, специальные транспортные средства, закрытые помещения для отдыха туристов, обещают в нацпарке. Кроме того, парк «Русская Арктика» разрабатывает сейчас новые маршруты экстремального туризма по территории парка. «К примеру, несколько лет назад мурманско-норвежская группа туристов устроила дайвинг у берегов Арктики, там у нас тоже очень красиво», – говорит Сергей Широкий.

    Но самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия, объясняет Сергей Широкий.

    При этом в стоимость круиза не включаются затраты туриста на авиаперелеты до места отправления судна. Архангельск является не самым удобным местом для отправки туристов на архипелаг, так как удлиняет морское путешествие на один день. Мурманск считается более удобным местом, однако самой удобной точкой отправки туристов на российский архипелаг является Шпицберген, рассказывает Широкий.

    Дороговизна морских туров в Арктику объясняется высокой стоимостью фрахта судов для туроператоров. Посетить парк «Русской Арктики» на Земле Франца-Иосифа и северной оконечности Новой Земли сейчас можно только по морю. За сезон 2011 года в российскую Арктику направились 11 туристических круизов и 7 судов трех стран – России, США и Австралии. Впервые заповедные арктические острова архипелага посетили три российские яхты. До 2011 года яхтенный туризм к берегам российской Арктики не практиковался. К тому же из-за погодных условий туристы могут посещать архипелаг только в летний период – с июня по сентябрь.

    Ледоколы не только дороги для туристических целей, но еще и дефицитны. Осенью замдиректора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота Андрей Смирнов рассказывал, если транзитный грузопоток будет и дальше быстро расти, то для туристов просто не окажется лишних ледоколов для путешествий в Арктику. По его словам, туристические рейсы окупаются только в том случае, если их совершается как минимум два-три за сезон, один рейс отправлять уже невыгодно. Широкий также отмечает проблему с морскими судами, которые расписаны между туроператорами на несколько лет вперед. Отсутствие судов для туризма мешает нацпарку самому организовывать туры в Арктику, которые, возможно, оказались бы более дешевыми, добавил он.

    Однако национальный парк, как говорит его директор Роман Ершов, намерен найти более дешевые способы доставки туристов на архипелаг, чем ледоколы. Какие именно, он не говорит, но более дешевым и быстрым способом добраться до архипелага может стать доставка туристов на вертолете или небольших самолетах.

    К тому же в связи с освоением арктического шельфа, богатого природными ресурсами, государство уже готово реанимировать аэродромную сеть в Арктике. В советское время аэродромы в Арктике активно использовались, но потом были просто заброшены.

    В мае этого года командующий авиационным объединением Западного военного округа Игорь Макушев пообещал, что уже этим летом начнет эксплуатировать ряд аэродромов в Арктике – на Новой Земле, в Нарьян-Маре и на Крайнем Севере. В 2013 году, по его словам, начнет эксплуатироваться и аэродром Грин Бэлл на Земле Франца-Иосифа.МЧС уже выделило 910 млн рублей на строительство 10 центров авиагрупп спасателей для Арктики. На аэродромах в Мурманске, Дудинке, Нарьян-Маре, Архангельске, Надыме, позже в Воркуте и Тикси разместятся 10 вертолетов Ми-8 или Ка-27, самолеты Ил-76 и Ан-74. А до 2013 года Конструкторское бюро имени Антонова сможет поставить на самолет Ан-74 специальные «лыжи», с помощью которых он сможет садиться на лед.

    Нацпарк «Русская Арктика», финансируемый государством, хоть и ставит цели повышения турпотока, однако пока не спешит доводить его до десятков тысяч, как на Шпицбергене или Аляске. «Инфраструктура нужна не столько для развития туризма, сколько для проживания инспекторов и ученых. Они должны обеспечивать природоохрану, проводить научные исследования, и только третья функция нацпарка – проводить организованный туризм», – говорит Виктор Кузнецов.

    «Может, нам и не нужен массовый турпоток. Для начала нам необходимо определить, сколько туристов наша территория может принять без вреда для себя. Это вопросы экологии и исследований», – говорит Сергей Широкий.

    Между тем арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета, рассказывал РИА «Новости» замдиректора заповедника «Остров Врангеля» Никита Овсяников.

    Впрочем, в этом и заключается главное отличие российской Арктики от Аляски или Шпицбергена. «На Шпицбергене есть аэропорт, живет местное население. То же самое и на Аляске. У нас нет местного населения. Аэропорт имеется, но он не способен принимать большие рейсы, и там фактически отсутствует инфраструктура, да она нам в общем и не нужна. В этом главный плюс российской Арктики – в отсутствии местного населения, инфраструктуры и труднодоступности островов», – говорит Сергей Широкий.

    Уникальная Арктика

    Популярные материалы

    Среди природных объектов, которые привлекают туристов, – Оранские острова с крупными птичьими базарами и лежбищами моржей, залив Иностранцева с ледопадом, мыс Флора, где можно найти следы известных путешественников и исследователей. Внимание туристов привлекает также остров Чамп со знаменитыми песчаниковыми сферолитами. Это абсолютно круглые камни разных размеров – от помещающегося на ладони и до нескольких метров. Интересна также бухта Тихая, где находятся объекты истории советского освоения Арктики, а также богатейшая колония морских птиц архипелага на Рубини-рок.

    «Развитие туризма должно строиться на научной основе. Для нас это определение рекреационной нагрузки, определение времени года, когда нельзя подходить к птичьим базарам, потому что там есть птенцы, определения различных расстояний – подхода к моржам, подхода к белым медведям и тому подобного», – считает Широкий.

    Что такое экологический туризм и как его развивают в России

    В 2019 году на особо охраняемых природных территориях будут открыты новые экологические тропы и маршруты. В рамках нацпроекта «Экология» запущена программа по сохранению биоразнообразия и развития экотуризма.

    Минприроды ранее разработало поправки в закон об особо охраняемых природных территориях, а также в закон о туристической деятельности. Поправки помогут дать определение «экологическому туризму» и правильно его организовать, отмечали в ведомстве.

    Экологический туризм — это растущий сектор. С каждым годом количество туристов, предпочитающих такой отдых, увеличивается. В прошлом году визит-центры, музеи природы, эко-тропы и маршруты посетило более 8 млн человек, из них более 6 млн посетителей приняли нацпарки, подсчитали в Минприроды.

    Экологический туризм проходит в границах охраняемых природных территорий, например, в нацпарках, заказниках и заповедниках.

    Среди самых крупных экопроектов 2019 года – «Босоногая тропа» в Кисловодском нацпарке (Ставропольский край), экотропа в Кавказском заповеднике (Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия) и экотропа «Королевский бор» в нацпарке «Куршская коса» (Калининградская область).

    В июле в Адыгее открыли необычный туристический маршрут «Тропа леопарда». Посетители маршрута протяженностью 2 км смогут окунуться в среду обитания леопарда, ведь экотуризм всегда предполагает не только отдых и оздоровление, но и новые знания. Тропа леопарда – это несложный образовательный маршрут, проложенный по территории кордона Гузерипль в лесной зоне.

    В День эколога, 5 июня, в Валдайском национальном парке была открыта Большая Валдайская тропа. Этот пешеходный маршрут протяженностью 59 километров расположен в Новгородской области. Преодолеть его можно за 4-8 дней.

    Еще один длинный маршрут через несколько лет появится в Тигирекском заповеднике (Алтайский край), работа уже началась. Будет проложена «Тропа Лаксмана» – это 70-километровый маршрут, посвященный природным достопримечательностям Малого Алтая.

    В рамках развития экотуризма важно не забыть и о маломобильных группах населения. Так, в нацпарке «Куршская коса» Калининградской области организована образовательная площадка, адаптированную для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. В заповеднике «Столбы» Красноярского края работает экологическая тропа для маломобильных групп населения «Тропа возможностей».

    Всего в России 12 тысяч особо охраняемых природных территориях (ООПТ), они охватывают 13% площади страны.

    Один из крупнейших — Тебердинский заповедник — в Карачаево-Черкессии в 2019 году планирует принять около 150 тыс. туристов. Заповедник в числе многих других участвует в реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» в рамках нацпроекта «Экология».

    Здесь не только обустраивают новые маршруты, но и ведут работу по восстановлению популяции кавказско-беловежского зубра в Архызском участке заповедника.

    Этот заповедник входит в число самых популярных особо охраняемых природных зон России, в 1997 году включен в международную сеть биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

    Самый северный в России национальный парк «Русская Арктика» в этом году примет не менее 1,2 тыс. туристов. Всего состоится пять рейсов на атомном ледоколе «50 лет Победы» по маршруту Мурманск – Северный полюс – Мурманск и три рейса на судне Sea Spirit по маршруту Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Шпицберген. «Русская Арктика» – самая большая особо охраняемая природная территория в России.

    На всей территории Арктической зоны России существуют большие возможности для развития экологического туризма, но пока его вклад в экономику региона находится на фоновом уровне, в пределах 0,01-0,1%.

    Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) должны поспособствовать развитию туризма в Арктической зоне. Бизнес сможет создавать места размещения, питания, развивать инфраструктуру.

    Арктический туризм приобретает все большую популярность в мире, и это необходимо использовать, говорил ТАСС эксперт Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики) Александр Воротников.

    «Людям нравятся экстремальные условия – поехать в Арктику испытать себя. И одна из фишек – Арктика тает. И если вы сейчас не посмотрите, то через 10 лет этого не будет. Наполняемость арктических круизов увеличилась на порядок, они забиты, потому что скоро этого нельзя будет увидеть», – отмечал Воротников.

    Преобразование заповедников и национальных парков для качественного и комфортного экотуризма происходит в рамках нацпроекта «Экология», разработанного во исполнение майского указа президента РФ Владимира Путина.

    «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» — это лишь одна его часть. В рамках нацпроекта реализуются программы «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий».

    Всего на исполнение нацпроекта в РФ планируется потратить 4 трлн 41 млрд рублей: из федерального бюджета – 701,2 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ – 133,8 млрд рублей, из внебюджетных источников – 3 трлн 206,1 млрд рублей.

    Арктический туризм в России Текст научной статьи по специальности « Прочие социальные науки»

    Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лукин Юрий Федорович

    В новой книге « Арктический туризм в России » впервые в литературе системно анализируются основные концепты, ресурсный потенциал, аттрактивность (от лат. attrahere «привлекать»), возможности и угрозы развития экологического, круизного, международного и других видов туризма в Арктике. Сфера туризма становится неотъемлемым сектором экономики, имеет мультипликативный эффект для развития инфраструктуры, социальной сферы, занятости населения. Публикуются справочные материалы о туристских продуктах в Российской Арктике и в сопряжённых регионах Крайнего Севера, включая Архангельскую и Мурманскую области; Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия); Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район, город Норильск Красноярского края; Магаданскую область, Камчатский край.

    Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лукин Юрий Федорович

    Arctic tourism in Russia

    In the new book ” Arctic tourism in Russia ” the basic concepts, resource potential, attractiveness (from Lat. Attrahere: to attract), opportunities and threats of environmental, cruise, international, and other types of tourism in the Arctic are system-based analyzed, for the first time in the literature. The sphere of tourism is becoming an integral sector of the economy, having a multiplicative effect for the development of infrastructure, social services, employment. Reference materials about the tourism products in the Russian Arctic and Far North regions are published, including the Arkhangelsk and Murmansk regions ; Republic of Karelia, Komi, Sakha (Yakutia); Nenets, the Yamalo-Nenets, Khanty-Mansiysk, the Chukotka Autonomous Districts; Taimyr Dolgan-Nenets Municipal District, Turukhansk district, the city of Norilsk of the Krasnoyarsk region; Magadan region, Kamchatka region.

    Текст научной работы на тему «Арктический туризм в России»

    DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.25.211

    Арктический туризм в России

    © Лукин Юрий Федорович, д.и.н., профессор, главный редактор научного журнала «Арктика и Север», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. E-mail: lukin.yury@mail.ru

    Аннотация. В новой книге «Арктический туризм в России» впервые в литературе системно анализируются основные концепты, ресурсный потенциал, ат-трактивность (от лат. attrahere «привлекать»), возможности и угрозы развития экологического, круизного, международного и других видов туризма в Арктике. Сфера туризма становится неотъемлемым сектором экономики, имеет мультипликативный эффект для развития инфраструктуры, социальной сферы, занятости населения. Публикуются справочные материалы о туристских продуктах в Российской Арктике и в сопряжённых регионах Крайнего Севера, включая Архангельскую и Мурманскую области; Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия); Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район, город Норильск Красноярского края; Магаданскую область, Камчатский край. Ключевые слова: арктический туризм, Россия, регионы, рейтинг, перспективы, туристские продукты

    Arctic tourism in Russia

    © Yury F. Lukin, Doctor of Historical Sciences, Professor, Editor-in-chief of “Arctic and North” journal, Lo-monosov Northern (Arctic) Federal University. E-mail: lukin.yury@mail.ru

    Abstract. In the new book “Arctic tourism in Russia” the basic concepts, resource potential, attractiveness (from Lat. Attrahere: to attract), opportunities and threats of environmental, cruise, international, and other types of tourism in the Arctic are system-based analyzed, for the first time in the literature. The sphere of tourism is becoming an integral sector of the economy, having a multiplicative effect for the development of infrastructure, social services, employment. Reference materials about the tourism products in the Russian Arctic and Far North regions are published, including the Arkhangelsk and Murmansk regions; Republic of Karelia, Komi, Sakha (Yakutia); Nenets, the Yamalo-Nenets, Khanty-Mansiysk, the Chukotka Autonomous Districts; Taimyr Dolgan-Nenets Municipal District, Turukhansk district, the city of Norilsk of the Krasnoyarsk region; Magadan region, Kamchatka region.

    Keywords: the Arctic tourism, Russia, regions, rating, prospects, tourism products

    В сентябре 2016 г. в Издательском доме САФУ имени В.Н. Булатова вышло из печати научно-справочное издание «Арктический туризм в России» [1]. Это совместная коллективная работа преподавателей, сотрудников, магистрантов, студентов, экспертов трёх крупнейших университетов страны: Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, а также Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Российского государственного гидрометеорологического университета, Санкт-Петербурского государственного экономического университета и др. Издание включает аналитическую часть и справочник по туристским продуктам части северных регионов страны с учётом того,

    что все субъекты Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) легитимно входят в состав райнов Крайнего Севера России.

    В первой аналитической части книги Н.М. Бызова, Ю.Г. Гаврилов, Е.И. Голубева, Л.Н. Драчкова, К.С. Зайков, Л.О. Зелюткина, А.В. Карпова, Н.И. Кирашева, Е.М. Коростелев, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Лукин, Е.Е. Плисецкий, Д.В. Севастьянов, Т.В. Сидоровская, Н.И. Тульская, Н.К. Харлампьева, М.В. Цекина [1, с. 6-117] исследуют основные концепты, туристскую привлека-ктельность арктических островов, ресурсный потенциал, перспективы, возможности и угрозы развития арктического туризма, туристский рейтинг регионов Российской Арктики, проблемы экологического туризма, подготовки кадров для отрасли туризма. Опубликованы следующие статьи:

    -I- Бызова Н.М. Туристская привлекательность арктических островов в Архангельской области.

    -I- Голубева Е.И.,Тульская Н.И., Цекина М.В., Кирашева Н.И. Проблемы развития экологического туризма в ООПТ Российской Арктики.

    -I- Драчкова Л.Н. Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Российской Арктики.

    -I- Кузнецов В.С. Взгляд практика на состояние и перспективы развития туризма в западном секторе Российской Арктики.

    -I- Лукин Ю.Ф. Туризм в Арктике: концептуальные подходы, ресурсы регионов.

    -I- Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Зелюткина Л.О., Карпова А.В. Международный туризм и рациональное природопользование — современный вектор развития Российской Арктики.

    -I- Сидоровская Т.В. О разработке и реализации магистерской программы «Туризм в северном измерении».

    -I- Харлампьева Н.К. Теоретико-методологическое обоснование развития туризма в Арктике.

    Само понятие арктического туризма практически прочно вошло в оборот управления туристским бизнесом на федеральном и региональном уровнях, в деятельности туристских операторов и агентств. Если говорить об арктическом туризме, как научно-практической дефиниции, то основаниями для её выделения являются, во первых, особенности туристско-природного и культурно-исторического потенциала циркумполярного пространства, богатство культурного и природного наследия, включая объекты ЮНЕСКО, наличие значительного количества особо охраняемых природных территорий (ООПТ), акваторий северных морей, что позволяет предлагать исключительно только здесь, в Арктике, уникальные туристские продукты. Во-вторых, аттрактивность (от лат. attrahere — «привлекать») Арктики, традиционный её имидж как Terra Incognita (лат. «неизвестная земля»), что всегда привлекает, ма-

    нит, завораживает какую-то часть людей, путешественников, туристов. Арктика даже и в XXI веке остаётся неизведанной землёй, малоизвестной современному человеку. Хотя здесь точнее говорить не о земле («терра») в прямом смысле, не о земной суше, а о большом водно-территориальном циркумполярном (вокруг Северного полюса) пространстве, значительное время в году покрытом льдом.

    В-третьих, удовлетворение духовных и иных потребностей, мотивация, психология самого человека, ищущего драйва, сильных впечатлений, желание приобрести особенный турпродукт, кардинально отличающийся от привычных поездок в Сочи, Крым или на Кипр, в Италию. Арктический туризм, даже в морском круизе на комфортабельном судне, в какой-то степени всегда экстремален, психологически проверяет человеческие качества в разных ситуациях. Не следует закрывать глаза и на то, что экстремальный арктический туризм позитивно характеризует личность самого туриста в восприятии родных и близких, коллег по работе, когда, например, люди говорят: «Мы были на Северном полюсе, в Арктике, на островах, где живут белые медведи, прошли Северный морской путь».

    В-четвёртых, появление и активное продвижение в маркетинге туристского бизнеса, а также в общественном мнении такого сильного и привлекательного бренда, как «Арктический туризм», развитие его как отрасли экономики, приносящей доход, прибыль, влияющего на социально-экономическое развитие регионов, благосостояние населения.

    В-пятых, международная значимость арктического вида туризма, требующего кооперации ресурсов и партнёрства для его организации, обеспечения безопасности и координации усилий в суровых, нередко экстремальных условиях арктического региона.

    Всё это вместе взятое и позволяет условно выделить арктический туризм из других видов туризма, как уникальный туристский продукт, пользующийся спросом у потребителей. Этот спрос ограничен главным образом лишь кошельком клиента, ценой морских круизов, транспортной труднодоступностью артефактов и красот природы в Арктике. Употребляя деловой язык и официальные концептуальные определения, можно констатиро-

    вать, что арктический туризм — это внутренний и международный туризм в Арктике, являющийся перспективным сектором экономики России. Арктический туризм определяется как выездной или внутренний для граждан, постоянно проживающих в России; или как въездной для иностранных лиц, не проживающих постоянно в нашей стране.

    Арктический международный туризм при этом вполне обоснованно охватывает весь арктический регион оказания комплекса туристских услуг не только в Российской Арктике, но и за её пределами. Это Северный полюс, Шпицберген (норв. Svalbard), Аляска (США), Норве-

    гия, Гренландия, Исландия, Канада, острова и акватории всех морей Северного Ледовитого океана (СЛО). Такая широкая локализация объектов туристского бизнеса предполагает международную интеграцию. Арктический туризм невозможно развивать в одиночку, так как обеспечение безопасных турпоездок в экстремальных условиях Крайнего Севера (высокоширотные территории АЗРФ полностью входят в его состав) представляется капиталоёмким и требующим специфических знаний и компетенции. Несомненно, что эффективное развитие всей инфраструктуры арктического туризма, несмотря на существующие сегодня риски, выступает фактором международного партнёрства и технологическойо модернизации экономики северных территорий.

    Арктический внутренний туризм относится непосредственно только к Российской Арктике, включая сухопутные территории в субъектах и муниципальных образованиях (МО), входящих в АЗРФ, и частично акватории северных морей в Северном Ледовитом океане в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) России. Круизные и другие маршруты на Северный полюс при таком подходе могут определяться как продукты международного арктического туризма, хотя какие-то визы и согласования для них возможно и не потребуются.

    Туристский рейтинг регионов Российской Арктики, составленный на базе первого национального рейтинга по туризму (2015), выглядит следующим образом:

    Мест° в Субъекты РФ и муниципальные образования,

    националь- входящие в состав сухопутных территорий АЗРФ

    ном рейтинге по указу Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 2015 г.

    30 Мурманская область

    Красноярский край: город Норильск, Таймырский Долгано-38 „ « « « «

    Ненецкий муниципальный район, Туруханский район (Игарка)

    Архангельская область: Архангельск, Мезенский МР, Новая Зем-

    42 ля, Новодвинск, Онежский МР, Приморский МР, Северодвинск,

    острова в Северном Ледовитом океане

    52 Чукотский автономный округ

    54 Республика Коми: МО город. округ Воркута

    Республика Саха(Якутия): Аллаиховский улус (район), Анабар-

    58 ский национал. (Долгано-Эвенкийский) улус (район), Булунский

    улус (район), Нижнеколымский район, Усть-Янский улус (р-н)

    62 Ямало-Ненецкий автономный округ

    72 Ненецкий автономный округ

    Место в арктическом рейтинге

    Большой аттрактивностью (привлекательностью), как отмечает Н.М. Вызова, обладают острова архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в Архангельской области. Уникальные природные ландшафты, пейзажное разнообразие морских льдов, покровные ледники, айсберги, арктические реки, разнообразием флоры и фауны формируют уникальные

    туристские объекты, что позволяет рассматривать их как факторы, влияющие на формирование туристского потенциала арктических территорий.

    Голубева Е.И., Тульская Н.И., Цекина М.В., Кирашева Н.И. (МГУ им. М.В. Ломоносова), рассматривая проблемы и перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в Российской Арктике, предлагают создание единой терминологической базы для понятия «экологический туризм», выделяют его перспективные аспекты, презентуют две карты о национальных парках и заповедниках в РФ. Рассматривая Арктику с точки зрения развития туризма, авторы оценивают специфику экологического туризма в регионе, в которую входят: экстремальные климатические условия (сезонность турпродукта); низкая транспортная доступность, как следствие, высокая стоимость туров; низкое качество информационных ресурсов об экотуризме в Арктическом регионе; визовые проблемы для иностранных туристов; отсутствие гарантированного туристского спроса, как следствие, низкая заинтересованность турфирм; высокая уязвимость арктических экосистем.

    Кузнецов В.С., один из инициаторов создания национального парка «Русская Арктика», автор ряда научных и научно-просветительских работ по вопросам истории открытия и освоения арктических архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, даёт оценку состояния туристской деятельности с точки зрения развивающегося сектора экономики, как результат повышенного интереса людей к отдыху и путешествиям на современном этапе. Он предлагает проект Концепции развития туризма на территории национального парка «Русская Арктика» и государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа».

    Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Зелюткина Л.О., Карпова А.В. (СПб) рассматривая современные проблемы развития рекреации и международного туризма в Арктике, анализируют зарубежный опыт рекреационного природопользования и социально-экономической роли развития туристско-рекреационной сферы в полярных широтах в условиях современных изменений климата и ландшафтов, причины недостаточного освоения туристских ресурсов арктического сектора России, перспективы развития инфраструктурного и транспортного обеспечения туристской доступности полярных регионов.

    В справочном разделе книги публикуются сведения о туристских продуктах в АЗРФ, а также в сопряжённых регионах Крайнего Севера, включая Архангельскую и Мурманскую области; Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия); Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа; Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район, город Норильск Красноярского края; Магаданскую область, Камчатский

    край. Авторами-составителями туристского справочника по регионам являются студенты и магистранты: В.С. Бондина, О.А. Гильдеева, М.В. Дубровин, Р.В. Елецкая, А.В. Елизарова, А.П. Зу-евская, А.Г. Иванова, В.А. Иванова, Д.А. Ивановский, А.В. Копеева, Э.Н. Кручинина, К.М. Маме-дов, М.А. Мардаровский, И.А. Мох, К.Н. Осовская, Т.А. Сивцова, Е.И. Сидельникова, А.П. Терехова, В.В. Тимофеев, П.Н. Чех, С.П. Шапаренко, Е.Н. Шестакова. В справочнике опубликованы визитные карточки 11 субъектов РФ (Мурманская и Архангельская области, НАО, Республика Коми, ЯНАО, Республики Карелия и Саха (Якутия), Чукотский АО, ХМАО-Югра, Магаданская область, Камчатский край) и 11 муниципальных образований (Архангельск, Севердвинск, Ново-двинск, Новая Земля, Приморский, Мезенский и Онежский муниц. р-ны, Воркута, Таймырский Долгано-Ненецкий муниц. р-н, Норильск, Туруханский р-н) Крайнего Севера, с учётом того, что все арктические территории входят в его состав. В этом разделе собрана имеющаяся доступная информация о туристских компаниях и маршрутах, которые они предлагают в регионах, с указанием программы по дням, общей временной длительности предлагаемых туров, их стоимости. Эта информация постоянно обновляется в реальной жизни, но в целом справочник даёт объективную картину состояния развития арктического туризма в настоящее время.

    В приложении даются адреса и телефоны органов управления туризмом [1, с. 234235], отдельные нормативно-правовые акты о развитии туризма, принятые в регионах [1, с. 236-252]. Публикуется Резолюция 4-го заседания Арктического экспертного клуба «Арктический туризм в России») от 17 февраля 2016 г., подготовленная К.С. Зайковым и Е.Е. Плисецким [1, с. 253-256].

    Опубликованное справочное издание предназначено для преподавателей и научных сотрудников, студентов вузов, туристов и туристских организаций, региональных органов власти и управления в Арктике, на Севере России, для всех, кто интересуется развитием арктического туризма. С электронной версией «Арктический туризм в России» можно познакомиться в Арктической энциклопедии электронного научного журнала «Арктика и Север» по адресу: URL: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/ind.php Литература

    1. Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; [составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева]; Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. Архангельск: САФУ, 2016. 256 с.

    Читайте также:  Отказ от школьных поездок в Вологодской области - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом
    Ссылка на основную публикацию