Аварийная посадка самолета в Шереметьево вызвала пожар Аварийная посадка самолета SSJ-100 произошла вчера вечером в Шереметьево. На борту находилось 78 человек из них 5 членов экипажа Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Командир горевшего в Шереметьево самолета рассказал, что произошло при посадке

Командир потерпевшего катастрофу в Шереметьево пассажирского самолета SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот» Денис Евдокимов рассказал, что происходило с лайнером в воздухе и при посадке. Запись его рассказа опубликовал Telegram-канал Baza.

Пилот: «Скорость была небольшая для посадки»

По словам Евдокимова, после взлета в самолет попала молния, в результате чего пропала радиосвязь и самолет перешел в «аварийный режим управления»: «У нас не было радиосвязи. Ее удалось восстановить через аварийную частоту, и она была кратковременной и прерывистой — несколько слов получалось сказать, и потом она пропадала. Диспетчеры нам оказали помощь. Они задавали курсы для вывода на полосу… Скорость была небольшая для посадки. Все согласно оперативному сборнику экипажа. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости к моменту касания. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю».

«Плавились иллюминаторы». Бортпроводница рассказала об эвакуации

Об эвакуации пассажиров рассказала бортпроводница Татьяна Касаткина:

«Все начали орать, что мы горим, но пламени внутри не было. Потом уже начали плавиться иллюминаторы, когда мы еще катились… Все начали соскакивать с кресел, хотя самолет еще был на скорости. Когда самолет остановился, я начала эвакуацию сразу же. Выталкивала ногой дверь и потом пассажиров выталкивала, чтобы не задерживались на эвакуации».

Напомним, пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 вылетел вчера из Шереметьево в Мурманск. После попадания молнии и отказа автоматики экипаж принял решение об аварийной посадке лайнера с полными баками. Во время приземления самолет несколько раз подскочил на взлетно-посадочной полосе и загорелся. Люди эвакуировались из горящего самолета по надувным трапам.

Представители «Аэрофлота» отчитались, что эвакуация завершилась за 55 секунд вместо положенных по нормативу 90, однако спастись удалось только 37 пассажирам. Не исключено, что людям из хвоста самолета могли помешать выбраться пассажиры, которые в панике старались забрать свою ручную кладь. Эта версия активно распространяется в СМИ.

На борту находилось 78 человек. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек, среди которых один член экипажа — 22-летний проводник Максим Моисеев. По информации ТАСС и Telegram-канала Mash, Моисеев до последнего не покидал салон, пытаясь вытащить людей из задней части самолета. По предварительным данным, он выводил пассажиров, пока сам не потерял сознание.

Большинство тел, найденных в задней части салона, сильно обгорели. Причину смерти будет устанавливать экспертиза. По данным источников ТАСС, подавляющее большинство оставшихся в салоне погибли от отравления едким дымом.

Выплаты пострадавшим и семьям погибших в результате авиакатастрофы будут осуществляться по линии авиакомпании «Аэрофлот», страховых компаний и регионов РФ, информирует ТАСС. В частности, власти Московской области выплатят родственникам погибших по 2 млн рублей, членам семей погибших, проживавших в других регионах, — по 1 миллиону. Всем пострадавшим в катастрофе будет предоставлена материальная помощь в 500 тыс. рублей после установления степени тяжести вреда здоровью.

СК назвал версии катастрофы

На месте происшествия продолжает работать следственная группа СК России, в числе которой криминалисты с опытом расследования подобных катастроф. Уже найдены и изъяты для дальнейшего изучения «черные ящики», отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы.

«Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия», — сообщили в пресс-службе Следственного комитета РФ.

Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения самолета, повлекшем смерть двух или более лиц.

Решение о приостановке полетов воздушных судов серии SSJ-100 не принималось.

В белорусском МИДе сообщили, что белорусов среди погибших и пострадавших в Шереметьево нет. Президент страны Александр Лукашенко направил соболезнование Владимиру Путину в связи с авиакатастрофой.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Авиакатастрофа в Шереметьево: почему загорелся самолет SSJ-100

Трагедия произошла в московском аэропорту Шереметьево. Авиалайнер SSJ-100 совершил вынужденную посадку через полчаса после вылета.

Самолет Sukhoi Superjet 100 вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск в 18:03 по московскому времени. Через несколько минут после вылета в авиалайнере перестала работать радиосвязь. Предполагают, что отказ вызвал удар молнии. Воздушное судно пришлось вернуть обратно в место вылета.

В момент вынужденной посадки авиалайнер был поврежден — разрушились баки с топливом, которое разлилось и вызвало пожар. На борту находились 78 человек: 73 пассажира и 5 членов экипажа. Точное число пострадавших еще устанавливается. По предварительным данным, погиб 41 человек, в том числе 1 член экипажа, десятки человек получили травмы.

Самолет

Трагедия произошла на авиалайнере Sukhoi Superjet 100-95: заводской номер 95135, регистрационный — RA-89098. Воздушное судно совершило первый вылет 21 июня 2017 года. В авиакомпанию “Аэрофлот” самолет передали в сентябре 2017 года. Последняя плановая проверка была в апреле 2019 года. Летательные аппараты модели SSJ 100 назвали небезопасными и непригодными для эксплуатации.

Ход событий

Воздушное судно Sukhoi Superjet 100 совершал регулярный рейс Москва-Мурманск. Из аэропорта Шереметьево самолет вылетел в 18:03 по московскому времени, сообщает сайт Flightradar24. В 18:11 бортовое устройство радиосвязи выдало ошибку 7600 (потеря связи). В 18:25 код изменился на 7700 (аварийная или другая непредвиденная ситуация). В 18:30 авиалайнер совершил вынужденную посадку в аэропорту Шереметьево.

По предварительной информации, произошла грубая посадка, стойки шасси не выдержали нагрузки и пробили баки с горючим, которые располагались в плоскостях крыл. После топливо разлилось и загорелась задняя часть самолета. В итоге огонь полностью разрушил летательный аппарат.

Пассажиров эвакуировали через аварийные трапы в носовой части. Очевидцы рассказывали, что десятки людей в задней части были заблокированы. Пока не подтверждена информация, но возможно, что пассажиры не могли выйти потому, что остальные пытались достать ручную кладь. Бортпроводник Максим Моисеев пытался спасти пассажиров в хвостовой части, но погиб в огне. Он до последнего не выходил из самолета, чтобы убедиться, что из него вышли пассажиры.

Пожарные приехали на место трагедии через 10 минут. Согласно данным МЧС, открытый огонь ликвидировали в 18:48. Известно о гибели 41 человека.

Причины авиакатастрофы

Пилот самолета Денис Евдокимов заявил, что после взлета в судно попала молния и была утрачена радиосвязь. Аппарат пришлось перевести на прямое управление. Также капитан добавил, что пожар начался уже после посадки, но почему произошел удар транспортного средства с поверхностью объяснить не смог.

По предварительным данным, из-за отказа работы радиоустройства самолет совершил вынужденную посадку в месте вылета. Грубая посадка и два удара о землю привели к повреждению топливных баков и разливу горючего. В результате произошел сильный пожар и судно было полностью уничтожено.

Трагедия вызвала трудности в работе столичного аэропорта — одна взлетно-посадочная полоса полностью перекрыта. Некоторая часть рейсов переправлена в аэропорт Домодедово и другие города.

Официальные причины катастрофы будут названы позже.

Расследование

В результате авиакатастрофы следственные органы Московского межрегионального СУ на транспорте следственного комитета России возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 с. 263 УК РФ (эксплуатация воздушного транспорта, которая по неосторожности повлекла смерть двух и более человек и нарушение правил безопасности движения). Председатель следственного комитета РФ передал уголовное дело для дальнейшего разбирательства в центральный аппарат учреждения.

Президент Российской Федерации В.Путин выразил соболезнования близким жертв катастрофы и поручил заняться тщательным расследованием. Премьер-министр Д.Медведев приказал сформировать Госкомиссию для расследования чрезвычайного происшествия.

В Мурманске объявлен трехдневный траур.

Ранее мы писали о пожаре в Соборе Парижской Богоматери в столице Франции, где также серьезного ущерба нанес человеческий фактор. Однако обошлось без людских жертв. Великий памятник архитектуры сильно пострадал — удалось сохранить только основную конструкцию и часть внутренних помещений.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

«Горящий клубок железа летит по полосе»

Из-за чего погибли пассажиры SSJ-100 в Шереметьево

На борту Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), вылетевшего из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск, находились 78 человек — 73 пассажира и 5 членов экипажа. Вскоре после взлета лайнер был вынужден вернуться на аэродром: по словам командира воздушного судна, из-за удара молнии отказала автоматика. Посадка SSJ-100 оказалась жесткой — на борту начался пожар, который, по последним данным, унес жизни 41 человека. В причинах страшной катастрофы еще предстоит разобраться экспертам и следствию, но уже понятно, что ее последствия для российской авиации будут самыми серьезными. В том, какие ошибки могли привести к трагедии, разбиралась «Лента.ру».

Читайте также:  Обман турфирмы «География»

Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), следовавший из Москвы в Мурманск, поднялся в воздух вечером 5 мая, но вскоре был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево. По словам командира воздушного судна Дениса Евдокимова, в самолет могла попасть молния, после чего борт потерял радиосвязь с землей и из-за отказа автоматики перешел в режим ручного управления.

Материалы по теме

Эвакуации людей из горящего самолета могли помешать другие пассажиры, которые вместо того, чтобы следовать указаниям экипажа и быстро покинуть борт, старались забрать свои вещи — сумки и чемоданы. Об этом говорят и источники СМИ, и опубликованные в сети видеоролики, на которых видно, как спасшиеся пассажиры идут по территории аэропорта с чемоданами.

Сообщалось, что эвакуация завершилась за 55 секунд вместо положенных по нормативу 90, однако спастись смогли только 38 человек: 34 пассажира и 4 члена экипажа. Спасая людей, погиб бортпроводник Максим Моисеев. Он пытался открыть одну из эвакуационных дверей в задней части, но сделать это ему не удалось.

Следователи же говорят, что основной причиной, по которой могла произойти катастрофа, стала недостаточная квалификация пилотов и авиадиспетчеров. Другие версии — неблагоприятные погодные условия и неисправность самолета. Уже изъяты бортовые самописцы, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой и записи с камер видеонаблюдения. Также отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции.

«Пилотам не хватило навыков»

К авиакатастрофе в Шереметьево мог привести комплекс причин, включая технические особенности SSJ-100 и ошибки пилотирования. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник. По его мнению, попавшая в самолет молния спровоцировала трагедию, но не могла стать ее причиной.

— Ежегодно более ста самолетов подвергаются ударам молнии, но, однако, все долетают до места назначения, — говорит эксперт. — Как правило, из-за молнии ничего не происходит: хорошие самолеты способны их выдержать. Единственное, при ударе молнии сгорает локатор (если он был включен) и первый комплект радиостанций. Второй комплект экипаж должен был выключить при грозе, чтобы не остаться без связи в случае поломки первого. Но в случае с SSJ-100 при ударе молнии вышла из строя программа обеспечения полета, автопилоты, система захода на посадку и радиосвязь. Фактически ребята остались ни с чем — вернее, с тем дерьмом, которое называется Superjet.

Другая проблема — в экипаже, который нужно было тренировать и учить садиться с большим весом, с малым, в тумане, на скользкую полосу, на полосу, покрытую осадками, и многим-многим другим маневрам. Но такая учеба дорого стоит, поэтому летчиков сейчас обучают на тренажере, а этого недостаточно. Ведь на тренажере не та ситуация — не стрессовая. Во времена, когда я тренировал летчиков, я выключал двигатель самолета или срывал его в штопор, я видел, как у самых опытных белели пальцы, и они кричали: «Михалыч! Михалыч! Михалыч!».

А я им отвечал: «Давай-давай, терпи! Когда меня не будет, ты должен сам сделать лучше, чем я. И я должен тебя этому научить». А чтобы такая учеба была, я должен заказать аэродром, самолет, пригласить летчиков-испытателей и летчиков-инструкторов и заплатить им, сжечь несколько десятков тонн топлива. Господин Нерадько [руководитель Росавиации Александр Нерадько] посчитал, что все это дорого, и такие тренировки не нужны. Ведь летают же за рубежом — а учатся там на тренажерах. Только вот они падают, когда случаются стрессовые ситуации.

А у нас в случае с катастрофой в Шереметьево пилоты SSJ-100 так ударили самолет о взлетно-посадочную полосу, что тот три раза подпрыгнул и отлетели шасси. Потом он зацепил полосу, вспыхнул и загорелся — в результате погибли ни в чем не повинные люди. Они погибли за свои собственные деньги, которые накопили, чтобы слетать в Мурманск!

— Потерпевший крушение SSJ-100 выдержал удар молнии, но оказался на ручном управлении, — продолжает Юрий Сытник. — Представьте: автоматика выскочила, связи нет, системы захода на посадку не работают. Одним словом, все перегорело, потому что сгорел один предохранитель. Самолет обесточился. И пилоты, не приученные к ручному управлению, не видели ни скорости, ни положения самолета: они визуально зашли, но не смогли сесть — не хватило навыков.

На мой взгляд, здесь присутствует ошибка, хотя все боятся об этом сказать. Она состоит в том, что пилот подошел на большой вертикальной скорости, не выровнял самолет над полосой и ударился. SSJ-100 начал «козлить» [прогрессирующий козел — авиационный термин, обозначающий отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке], и «козлил» до тех пор, пока у самолета не отвалились шасси и он не загорелся. Вот все действия пилотов. До посадки на взлетно-посадочную полосу им можно ставить оценку «четыре», а за действия на самой полосе — кол.

Вины диспетчера здесь нет. Какая может быть вина, если у них нет связи? Диспетчер вызывает, а экипаж не отвечает — раздолбаи просто не выключили запасной комплект радиостанций, и он сгорел. Скорее всего, руководитель полетов дал команду аварийным службам, что самолет идет на вынужденную посадку. И где они? По аварийному расписанию должны были стоять у полосы, но что-то на снимках, которые публиковали СМИ, я не видел, чтобы там стояли машины скорой помощи, пожарные или МЧС.

А ведь в такой ситуации экстренные службы должны работать как швейцарский механизм на дорогих часах. Машины должны быть готовы, краны открыты, запенить все надо, как только самолет приземлился. Они должны рядом с ним лететь и его обливать, а не через две минуты. Когда 15 тонн керосина загораются от трения, там уже нечего делать. Но сейчас они докажут и вам, и мне, и комиссии, что все делали правильно и действовали профессионально. Может, кто-то еще и медали получит.

— У SSJ-100 есть целый ряд проблем, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — У него слабый фюзеляж, негодные шасси, ненадежная авионика, недостаточная надежность российско-французских двигателей. Эти самолеты не могут вылетать свои положенные шесть тысяч часов, у них постоянно что-то ломается, что-то сыпется. Самолет сырой, не доведенный, над ним нужно еще работать. До авиакатастрофы в Шереметьево с SSJ-100 уже случались инциденты, причем не только в России.

Например, самолет сажали без шасси в Исландии. Был случай, когда самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Якутске, и там тоже подломились стойки шасси. Много таких случаев. Если поинтересуетесь в компаниях, которые эксплуатируют SSJ-100, то окажется, что из десяти самолетов летают шесть, а четыре «донора» используются на запчасти. При этом надо отметить, что SSJ-100 состоит на 85 процентов из импортных комплектующих — и это о многом говорит.

Еще ходит много разговоров о действиях бортпроводников SSJ-100, который сгорел в Шереметьево. Если один из них погиб, значит, он пытался что-то сделать, он был вместе с другими пассажирами. Но если сами пассажиры закрыли проход, пока доставали свои сумки и чемоданы, и не забыли про телефоны, а делали селфи на выходе из самолета, это говорит об одном: они просто идиоты. Горят их соотечественники, а они снимают!

Экипаж SSJ-100 должен был проявить мастерство и хладнокровие. Да, можно говорить, что в самолете был дым, но сажают и в дыму, есть альтернативные приборы и скорости. Ведь самолет не горел в воздухе, он загорелся от трения о полосу, когда шасси поотлетали. Когда железо соприкасается с асфальтом, с бетоном, летят искры, льется керосин, все это вспыхивает, и горящий клубок железа летит дальше по полосе со скоростью 200 километров в час.

А двигатели на этом самолете работали во время пожара — никто не удосужился их выключить перед посадкой. Как можно оценивать экипаж, если он даже двигатели не выключил? Конечно, там все рассчитано на секунды, но ты сидишь в самолете, тебя готовят к этому, ты командир корабля. Вместо того чтобы максимально обезопасить самолет, выключить двигатели, генераторы и перекрыть систему питания воздуха, пилоты просто открыли форточки и убежали.

Читайте также:  Новый туристический маршрут открыли в Таиланде

“Самолет прыгал как кузнечик”. Главные факты о катастрофе в Шереметьево, где погиб 41 человек

ФОТО, ВИДЕО. ВЕРСИИ

Под Москвой произошла авиакатастрофа. При аварийной посадке в аэропорту Шереметьево разбился лайнер Superjet 100, следовавший в Мурманск. Погибло много людей.

Представляем главные факты о катастрофе.

Как произошло падение

Вечером 5 мая “Суперджет” взлетел в аэропорту Шереметьево. По версии, которую озвучивают члены экипажа и пассажиры, на высоте 2100 метров самолет ударила молния, и он пошел на экстренную посадку.

Пожар начался уже при посадке. Борт развернуло, из-за этого повредились шасси. Они пробили топливные баки, и почти мгновенно лайнер загорелся (говорят о вспыхнувшем левом двигателе).

На снятых очевидцами видео заметно, как пылающий самолет катится по взлетно-посадочной полосе.

“Мы взлетели, и в самолет ударила молния. Борт развернулся, была жесткая посадка. Мы чуть сознание от страха не потеряли. Самолет прыгал по взлетке, как кузнечик, и загорелся уже на земле”, – приводит “Комсомольская правда” слова одного из пассажиров.

Позже появилось видео, которое подтверждает прыжки лайнера по полосе.

Как тушили SSJ-100

Сначала огонь ликвидировали службы аэропорта, потом подключили МЧС. Из-за этого, как утверждается, тушение заняло больше времени, чем необходимо. Успела сгореть вся хвостовая часть самолета.

Фото МЧС России

При этом, в “Аэрофлоте” заявили, что эвакуация пассажиров SSJ-100 заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд.

Пассажиры, которые успели спастись, тоже говорят о том, что их быстро вывели после посадки. И отмечают, что проводники сработали очень оперативно. Уже опубликованы фото персонала SSJ-100, который выводил пассажиров из горящей машины.

Судя по видео, люди выпрыгивали из горящего самолета.

А вот, что происходило внутри самолета во время пожара. Видео очевидцев.

Другие версии катастрофы

Следственный комитет РФ заявляет, что рассматривает разные версии причин трагедии, правда, не уточняет пока – какие именно.

Уголовное дело пока возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

Скорее всего, имеется в виду грубая посадка, которая и вызвала пожар – видимо, она произошла из-за ошибок экипажа.

Также в СМИ обсуждается версия о неисправности электрооборудования независимо от того, был ли удар молнии.

Жертвы аварии

На данный момент известно о 41 погибшем. Среди них двое детей. Всего на борту находилось 78 человек.

Еще говорится о 18 пострадавших – они отравились угарным газом и госпитализированы.

Список пострадавших приводит Телеграм-канал Mash:

Среди отравившихся продуктами горения – 33-летний Михаил Савченко, игрок мурманского “Что? Где? Когда?”.

Также на борту сгоревшего самолета находился мэр Североморска – это закрытый город в Мурманской области, где базируется Главная военно-морская база Северного флота России.

47-летний Владимир Евменьков работает в должности с 2017 года, сегодня он летел рейсом из Москвы в Мурманск. По предварительным данным, мужчина пострадал во время эвакуации и отравился угарным газом – сейчас ему оказывают помощь.

Известно, что пилоты лайнера выжили. Они дают показания Следственному комитету.

Что известно о самолете

По данным компании-производителя “Гражданские самолеты Сухого”, сгоревший лайнер совсем новый – он был произведен в 2017 году, а техобслуживание прошел только в начале апреля.

Sukhoi Superjet 100 – это первый пассажирский лайнер, который был разработан в России после развала СССР. Он также является первым самолетом, который создан россиянами с использованием цифровых технологий проектирования.

На данный момент, кроме России, этот самолет используется в Мексике, Таиланде и Казахстане. Раньше список стран был шире, но многие отказались от “Суперджета” из-за проблем с обслуживанием.

Катастрофа с человеческими жертвами у Sukhoi Superjet 100 была до сегодняшнего дня только одна. В 2012 году в столице Индонезии Джакарте разбился лайнер с 45 людьми на борту. Никто не выжил.

Самолет врезался в гору из-за ошибок местных авиадиспетчеров и ряда неблагоприятных факторов – к примеру, гористого рельефа местности, который был незнаком российскому экипажу. Таков был официальный вердикт следствия.

Р.S. В результате пожара, который произошел на борту пассажирского самолета в Шереметьево, погиб 41 человек. Об этом сообщает Следственный комитет РФ. “На борту авиалайнера, следовавшего сообщением Москва-Мурманск, находилось 78 человек, включая членов экипажа. По уточненным данным, которыми располагает следствие к настоящему моменту, из них выжило 37 человек”, – говорится в сообщении. Следователи приступили к допросам пострадавших, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Так же будет изучена необходимая техническая документация. Отмечается, что следствие рассматривает различные версии произошедшего, но какие именно, не уточнили. Напомним, 5 мая из аэропорта Шереметьево вылетел лайнер, который должен был приземлиться Мурманске. Во время полета над Московской областью самолет внезапно начал терять высоту, пилоты запросили экстренную посадку в аэропорту Шереметьево. Во время посадки лайнер уже был охвачен огнем, пассажиры и члены экипажа были эвакуированы. Уже стало известно, что самолет загорелся после того, как в него во время время полета попала молния. Была утрачена связь с диспетчером, затем отказала вся автоматика. Экипаж не стал вырабатывать топливо. В результате посадка произошла на середину полосы. Стойка шассе разрушилась, ее элементы, возможно, попали в двигатель, который загорелся.

Причины посадки, пожара, гибели людей: что пишут про Superjet в Шереметьево

В отсутствие официальных сообщений о причинах аварийной посадки Sukhoi Superjet-100 в московском аэропорту Шереметьево, Город55 приводит версии происшествия, озвученные в СМИ и социальных сетях.

Причина аварийной посадки

Самой распространенной сейчас неофициальной версией причины экстренной посадки является попадание молнии в SSJ-100 на взлете.

Анонимный Telegram-канал Baza, ссылаясь на заявление пилота Дениса Евдокимова, посадившего сгоревший самолет, пишет, что после попадания молнии «на борту выключилась радиосвязь и начало глючить оборудование».

Telegram-канал AviaChatChannel, посвященный новостям авиации, приводит такую последовательность событий.

«Возврат в аэропорт вылета был экстренным, но пилоты не сразу встали на глиссаду (был выполнен правый вираж на 360’). Сначала экипажем был подан сигнал 7600 – потеря радиосвязи. 7700 – сигнал бедствия – подан был в самом конце, если вообще возникал. При посадке у пилотов был стресс-фактор из-за 7600 – посадка происходила в полной тишине, без поддержки радиодиспетчеров».

«Самолёт перешёл из режима normal law в режим direct law, то есть полет производился исключительно визуально и без электроники, контролирующей режимы полёта. В этом режиме управление становится сложным и дёрганым, без какого либо смягчения и триммирования. Садились с большой скоростью, для ее снижения сделали круг перед посадкой. Вследствие того, что управление было в режиме direct law, садились с большой вертикальной скоростью, что привело к «козлению» самолета», – со ссылкой на неназванного пилота пишет Telegram-канал petromarkovskiy.

Причина пожара

Из официальных сообщений «Аэрофлота» и производителя SSJ-100 компании «Гражданские самолеты Сухого» следует, что возгорание самолета произошло уже на земле, после экстренной посадки.

По логике авторов названных Telegram-каналов, посадка происходила на высокой скорости (при максимальном посадочном весе), пилоты не успели сбросить топливо.

«SSJ сделал три прыжка по ВПП, и на третьем приземлении подломились стойки шасси, что привело к возгоранию двигателей», – сообщает petromarkovskiy.

«Пожара не было на борту до самого касания с землёй. Тем более, что при пожаре экстренные службы сразу же стояли бы у ВПП, а они оказались у борта только через некоторое время. Судя по всему, пожар возник при жестком касании поверхности ВПП, из-за чего были подломлены основные стойки шасси, которые и пробили топливные баки в крыле», – пишет AviaChatChannel.

«Одна из версий: в салоне возникла паника и пассажиры встали со своих мест, нарушив тем самым центровку самолета при посадке. Система стабилизации не сработала, не было возможности стабилизировать самолёт. Из-за этого возник удар хвостом о ВПП и возгорание», – пишет Telegram-канал 112.

«Подходили к земле мы плавно, не могу сказать точно, почему произошёл удар о землю», – цитирует пилота Евдокимова Baza.

По официальным данным МЧС, сообщение о возгорании самолета при совершении посадки в аэропорту Шереметьево поступило в 18:30 местного времени. В 18:40 пожар локализован, в 18:48 открытое пламя ликвидировано. Участвовали 45 единиц техники, 146 человек, из них от МЧС – 105 человек и 32 единицы техники.

Причина гибели людей

Эвакуация пассажиров заняла 55 секунд при нормативе 90 секунд.

По последним данным СКР, на 00:28 московского времени в результате происшествия погиб 41 человек: 40 пассажиров и бортпроводник. Всего на борту находилось 78 человек, включая шесть членов экипажа.

Как было сказано выше, спасательные службы не ждали самолет на взлетно-посадочной полосе, а съезжались к месту аварии. Это заняло по разным данным от одной до трех минут.

Telegram-канал Baza опубликовал аудиокомментарий бортпроводника Татьяны Касаткиной. По ее словам, внутри самолета открытого пламени не было (очевидно, до момента эвакуации), но из-за внешнего возгорания «плавились иллюминаторы».

Читайте также:  В России оборудуют еще 46 вокзалов детскими площадками

Большинство пострадавших доставлены в больницы с ожогами верхних дыхательных путей и отравлением продуктами горения.

«По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне», – цитирует анонимного собеседника «Интерфакс».

В социальных сетях обсуждается видео эвакуации пассажиров, на котором видно, что некоторые спасенные убегают от самолета с сумками в руках.

«Пилотов и проводников « Аэрофлота » , спасавших не свои шкуры, а людей из горящего самолета – надо, конечно, наградить. Пассажиров, спасавших свои кошельки и айпады ценой жизней стоящих за спиной (если это подтвердится) – надо, конечно, судить. Я очень редко призываю кого-то наказывать и, в целом, считаю, что наказывают у нас сильно избыточно и без разбору, но конкретно эта история называется непредумышленное убийство», – пишет главный редактор издания «Россия Сегодня» Маргарита Симоньян.

«Судить пассажиров, безусловно, не за что. Люди в страхе и в панике действуют на уровне животных инстинктов. Но то, что инстинкт подсказывает им в первую очередь спасать свой скарб, теряя, возможно, драгоценные минуты, спасающие жизнь – это о многом в этих людях говорит», – пишет главный редактор российского журнала Esquire Сергей Минаев.

«Телеграммеры должны отдавать отчет, что их читатели – это премиальная аудитория, и когда вы распространяете «хейт-спич» и всячески форсите тему того, что какие-то пассажиры схватили с собой ручную кладь и вот из-за этого и погибло 13 человек… Ну вы понимаете, что завтра от кого-то инициативного можно ожидать предложения на запрет «провоза ручной клади». На борту была паника, да кто-то схватил свою сумку, а кто-то помогал людям, а кто-то, возможно, расталкивал всех локтями, нельзя законодательно запретить или регламентировать панику», – пишет Telegram-канал « По стправда».

Отчего на самом деле погибли пассажиры «Суперджета» в Шереметьево: Следственный комитет назвал причины

А командир воздушного судна винит в трагедии панику, возникшую на борту упавшего «Суперджета»

Судя по всему, расследование страшной авиакатастрофы с падением «Суперджета» в Шереметьево, в которой погиб 41 человек, близится к финальной стадии.

Спустя две недели после предъявления обвинения капитану воздушного судна Денису Евдокимову, которому инкриминируется «Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», Следственный комитет озвучил детали того, что происходило на борту лайнера после рокового удара о землю.

Пассажиры даже не успели ничего понять

Большинство людей погибло не от удара, а от огня и отравления продуктами горения. По предварительным данным, опасные вещества выделялись при горении не только топлива, но и обшивки салона, сделанной из пластика,

– рассказал в интервью «Коммерсанту» руководитель главного управления криминалистики СКР Зигмунд Ложис.

Более того, по словам главного криминалиста Следкома, события в салоне упавшего лайнера развивались настолько быстро, что пассажиры даже не успели, по сути, ничего осознать. Жуткая смерть застала их в креслах, и они просто не успели ни отстегнуться, ни среагировать на произошедшее, ни тем более воспользоваться кислородными масками, чтобы спастись от дыма.

Трагедия, напомним, произошла 5 мая нынешнего года. В самолет SSJ-100, вылетевший из Москвы в Мурманск, при наборе высоты ударила молния, из-за чего вышли из строя важные системы самолёта, и командир воздушного судна решил вернуться в Шереметьево. Однако при посадке самолёт, управляемый уже в ручном режиме, жестко ударился о взлётно-посадочную полосу, несколько раз подпрыгнул по ходу движения, стойки шасси пробили баки с топливом – и уже от высекшихся искр начался пожар.

На борту находились 78 человек – 73 пассажира и пять членов экипажа. Из них спастись удалось только 37 (включая обоих пилотов и двух стюардесс). Погибли сорок пассажиров и бортпроводник Максим Моисеев – почти все они находились в хвостовой части лайнера.

Командир самолёта: «Самолёт меня не слушался»

Сам командир воздушного судна Денис Евдокимов, которому грозит до семи лет лишения свободы, не считает, что он виноват в гибели людей.

Отвечая на вопросы следователя, он заявил, что во время приземления «Суперджет» плохо поддавался управлению: он не реагировал на манипуляции джойстика, который заменяет в SSJ-100 штурвал. А быстро распространившийся по салону пожар, ставший причиной смерти пассажиров, Евдокимов объяснил возможной паникой в салоне: якобы кто-то открыл заднюю дверь самолёта, в то время как шла эвакуация через передние выходы, возникла тяга воздуха, в считанные мгновения раздувшего пламя.

А если бы этого не произошло, по его словам, термостойкий корпус судна смог бы выдержать ту высокую температуру, что образовалась снаружи, и остальные пассажиры тоже смогли бы покинуть самолёт.

Кстати, о том, что быстрое распространение пламени спровоцировала именно тяга, подтверждает и технический эксперт Юрий Антипов, который часто даёт верные оценки о причинах авиакатастроф.

У “Суперджета-100” на фюзеляже четыре двери. Две в передней части – и из них пассажиры по надувным трапам спасались из горящего самолёта. А две двери в хвостовой части, и эвакуироваться через эти две двери было ни в коем случае нельзя из-за разлитого и горящего топлива на ВПП, как раз около центральной и задней части самолёта,

По его словам, задние двери открываются только наружу, а поскольку вместо них на фотографиях сгоревшего самолёта зияют пустые проёмы, это означает, что сразу после посадки самолёта кто-то их открывал.

«И закрыть уже не смог, так как снаружи уже бушевало пламя, – делает вывод эксперт. – А раз двери открыли и не смогли опять закрыть, то пламя очень быстро вошло в заднюю часть салона».

Иначе говоря, шансов спастись в такой ситуации у задних пассажиров практически и не было.

После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию. Сначала второй пилот вышел из кабины, потом я. Когда я на улицу посмотрел, пожарная машина была,

– рассказывал позже Евдокимов.

На самом деле эти объяснения тоже, в общем-то, тянут на нарушения статьи 59 Воздушного кодекса России, которая гласит, что если самолёт потерпел бедствие, командир и другие члены экипажа «обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей».

МАК: пожар вспыхнул после третьего удара о взлётно-посадочную полосу

Впрочем, сейчас у следственных органов другие вопросы к Евдокимову, главный из которых – мог ли он предотвратить такую катастрофичную посадку?

Как следует из предварительного отчёта Межгосударственого авиационного комитета, скорее – да, чем нет.

Когда самолёт уже вот-вот должен был коснуться посадочной полосы, на высоте 5,2 метра, пилот начал выравнивание самолёта, несколько раз двигал боковую ручку управления (или сайдстик) то до полного хода «от себя», то «на себя», «с относительно продолжительным удержанием в крайних положениях», говорится в документе.

И вот это привело к тому, что самолёт садился, раскачиваясь словно маятник, и в момент первого касания была зафиксирована большая перегрузка. Лайнер отскочил от полосы, потом снова, через 2,2 секунды, снова – на скорости 287 км/ч – чиркнул колёсами по бетону, а затем опять подпрыгнул.

«Второе отделение от ВПП произошло на высоте 5-6 метров, через 2-3 секунды после повторного отделения рычаги ручного управления двигателями были переведены в положение «Взлётная тяга», а боковая ручка управления – в положение «на себя» до упора, – отмечают эксперты МАК. – Эти действия можно интерпретировать как попытку выполнить уход на второй круг, но из-за того, что перед этим уже был активирован реверс тяги (створки продолжали находиться в открытом положении, хотя и начали убираться), тяга двигателей не увеличилась».

Фото: Emilian Danaila / Shutterstock.com

Далее самолёт в третий раз плюхнулся на полосу, уже вертикальной перегрузкой не менее 5g – при том, что допустимая перегрузка для гражданских воздушных судов составляет 2,5g).

Характер следов на ВПП при третьем касании показывает, что основные стойки шасси к этому моменту уже были частично разрушены. Произошёл подлом основных опор шасси, дальнейшее разрушение конструкции самолёта с разливом топлива и пожаром,

– отмечается в докладе МАК.

Что дальше?

Юрист Алексей Петров полагает, что названные главным криминалистом Следственного комитета России выводы о том, что именно стало причиной гибели пассажиров, прозвучали не просто так – в контексте интервью.

«Конечно, вряд ли может быть такое совпадение: сначала фигурантам предъявляется обвинение, затем звучат подробности по обстоятельствам, – объясняет Петров. – Вариантов два: либо сейчас всё повернётся окончательно против пилота, и тогда его ждет очень суровое наказание, учитывая общественный резонанс, либо – то, что прямой связи между жёсткой посадкой и смертью пассажиров нет, и на это повлияли внешние условия (открытая кем-то задняя дверь), изменить которые командир воздушного судна, получается, не мог».

Однако в этом случае придётся устанавливать, кто же эту самую дверь всё-таки распахнул – пусть даже и из побуждений спасти людей, но именно это, если такие выводы подтвердят результаты экспертизы, и повлекло трагическое развитие ситуации с пожаром на борту.

Ссылка на основную публикацию