Авиа-космический туризм

Космический туризм — реальность и перспективы

За последние десятилетия космический туризм из фантастики превратился в реальность. Первым полноценным туристом, оплатившим из своего кошелька путешествие на МКС в 2001 году, стал американец Денис Тито. Он совершил полет на космическом корабле «Союз».

Его путешествие можно считать началом эры космического туризма. Вторым был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, летавший в космос в 2002 году. После него туристами полетели еще два американца: Грегори Олсен и Ануше Ансари. Все благополучно вернулись домой.

Правда, история космического туризма началась еще в 1986 году и притом трагично. Во время запуска взорвался корабль «Челленджер». На его борту среди экипажа находилась американская учительница Кристи Маколифф. Именно она должна была стать первым в мире космическим туристом. К сожалению, все погибли.

После этого программа по космическому туризму в США была приостановлена, несмотря на коммерческую выгоду от таких полетов.

В мире существует достаточное количество состоятельных людей, желающих побывать в космосе и посетить космическую станцию. Поэтому сегодня космический туризм набирает популярность во многих странах мира. Люди заранее покупают билеты, дожидаясь своей очереди.

Россия занимает лидирующее место среди немногих стран, занимающихся космическим туризмом. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно наша страна является первооткрывателем космических полетов.

Подобные услуги оказывает «Роскосмос» и агентство космического туризма Space Adventures. Они отправляют всех туристов на орбиту на кораблях «Союз» ТМ-11 и «Союз» ТМ 12, как на наиболее проверенных и безопасных.

Сегодня услуги желающим побывать за пределами земной атмосферы, предлагает также компания Virgin Galactic. Клиенты могут воспользоваться двухчасовым полетом за пределы атмосферы. Стоимость билета около 200 тысяч долларов. Также набирают популярность проекты таких компаний, как SpaceX и Aerospace.

Развитие космического туризма в России

Поэтому все туристические агентства, предлагающие побывать в космосе ради развлечения или исследования, предлагают своим клиентам именно российские корабли. Благодаря коммерциализации космических полетов развитие космического туризма в России набирает популярность. Кроме «Роскосмоса» в России туристов в космос отправляет также компания «КосмоКурс».

Предполетную подготовку все «космонавты-любители» проходят в Звездном городке. На самолетах «Миг-29» им обеспечивают невесомость, чтобы еще перед полетом они могли ощутить на себе влияние этого необычного состояния.

Сколько стоит космический туризм

Кроме этого, туристы могут купить опцию выхода в открытый космос. Для этого им придется заплатить еще 5 миллионов долларов.

Планируется также развитие космического туризма на Луну и Марс. Сколько будет стоить путевка на красную планету, пока неизвестно, но полет на Луну обойдется туристу в 700 миллионов долларов. Это кругленькая сумма, которая заставит даже очень обеспеченных людей задуматься, прежде чем покупать билет.

Почему космический туризм не популярен

Для космического аппарата и безопасности полета имеет значение каждый грамм присутствующий на борту. Кроме этого, сегодня существует еще мало кораблей способных доставлять туристов на орбиту. К тому же для полета требуется хорошее здоровье и специальная подготовка.

Не каждый человек сможет выдержать большие нагрузки, возникающие во время старта и подъема корабля в атмосферу. Не стоит забывать и об опасности. В космосе всякое может произойти и помощи на орбите ждать неоткуда.

Поэтому космический туризм по-прежнему остается наиболее экзотичным, дорогим и опасным видом путешествий и отдыха. Тем не менее, туристические полеты в космос набирают популярность и становятся более доступными.

Космический туризм

Космический туризм — экзотический вид туризма с выводом клиентов на орбиту Земли и в космос. На данный момент представляет собой развивающуюся отрасль туризма, наиболее перспективной компанией является Virgin Galactic и ее 2,5-часовые полеты за пределы атмосферы. В дальнейшем отрасль космического туризма может включать орбитальные облеты планет, размещение отелей на орбите Земли, полеты на Луну и другие планеты, а также выход в открытый космос в скафандре. Но все это в будущем.

Первый космический турист SpaceX ищет девушку для путешествия вокруг Луны

Основанная Илоном Маском компания SpaceX намерена не только отправить людей на Марс, но и стать организатором космических путешествий. В сентябре 2018 года стало известно, что одним из первых пассажиров пригодного для космического туризма корабля Big Falcon Rocket станет японский миллиардер по имени Юсаку Маэдзава. Вместе с собой в путешествие вокруг Луны он пригласил восемь деятелей искусства, имена которых до сих пор держатся в секрете. Но недавно выяснилось, что в необычное приключение он также хочет отправиться с любимой девушкой. Только вот таковой у него на данный момент нет, поэтому он решил найти ее при помощи телевизионного шоу под названием Full Moon Lovers. Что же нужно сделать, чтобы стать спутницей японского миллиардера?

Куда сходить туристу на Марсе?

Марс — планета контрастов, состоящая из множества глубоких каньонов, огромных вулканов и кратеров, которые когда-то содержали воду. Наверняка уже в скором времени Красная планета сможет превратиться в удивительное место для будущих космических туристов, которые отправятся в этот далекий мир сразу после того, как на Марсе наконец-то появятся первые колонии. Куда же первым делом отправятся марсианские туристы? Давайте попробуем разобраться вместе.

Скоро на орбите появится космический отель с искусственной гравитацией

Давайте поговорим об идеальном отдыхе в идеальном отеле. Ну, чтобы вид из окна был настолько головокружительным, насколько это возможно. Например, как вид на нашу планету или космические просторы с Международной космической станции (МКС). Начиная с 2025 года, очень состоятельные люди смогут планировать поездки не только в экзотические страны, но и прямиком на орбиту Земли. Американская компания The Gateway Foundation в своем Twitter опубликовала концепт самого настоящего космического отеля с искусственной гравитацией. Надо сказать, что выглядит эта космическая станция, названная в честь немецкого ученого Вернера фон Брауна, совсем не так, как мы привыкли.

Зачем Virgin Orbit сбросила космическую ракету с самолета?

Обычно космические ракеты запускаются с наземных космодромов вроде Байконура, но такой метод запуска считается далеко не самым лучшим. Дело в том, что при взлете с поверхности Земли, ракеты вынуждены поднимать себя в воздух самостоятельно, затрачивая на это много топлива. Компания Virgin Orbit, кажется, нашла альтернативный способ отправки ракет на околоземную орбиту. Она предлагает запускать их прямо с воздуха, при помощи большого самолета. Так, по мнению представителей компании, ракеты будут отправляться на орбиту гораздо быстрее и тратить минимум топлива.

NASA рассказало, сколько будет стоить день пребывания на МКС для частных лиц

Пару дней назад аэрокосмическое агентство NASA созвало пресс-конференцию, на которой объявило о том, что делает Международную космическую станцию полностью открытой для бизнеса. Ранее коммерческим организациям позволялось использовать МКС исключительно в научных целях, например, для проведения различных исследовательских экспериментов. Теперь агентство разрешило частному бизнесу заниматься доходным бизнесом на низкой околоземной орбите.

Джефф Безос: Blue Origin отправит человека в космос в этом году

Компания Blue Origin готовится к отправке первых космических туристов с помощью своего суборбитального аппарата New Shepard. В интервью журналистам портала SpaceNews глава частной аэрокосмической компании Джефф Безос заявил, что первый коммерческий запуск должен состояться уже в этом году. В этом же интервью Безос отметил, что у Blue Origin имеется преимущество над конкурентом в лице Virgin Galactic: ее аппарат способен подниматься на высоту, превосходящую высоту космоплана SpaceShipTwo, поэтому Blue Origin надеется обойти Virgin в сфере предоставления космических туристических услуг.

Роскосмос отправит на МКС двух новых космических туристов

До конца 2021 года «Роскосмос» отправит на борт Международной космической станции двух космический туристов. Российская госкорпорация и американская компания Space Adventure подписали новый контракт об осуществлении краткосрочных космических полетов. На сайте «Роскосмоса» указывается, что оба космических туриста впервые будут отправлены на одном корабле. Глава госкорпорации Дмитрий Рогозин на своей странице в «Твиттере» отметил, что это первый за последние 10 лет контракт на полет двух космонавтов-любителей на борт МКС.

В России ведется разработка туристического космоплана

В России разрабатывается суборбитальный туристический космоплан. Об этом в беседе с журналистами агентства РИА Новости на Российском инвестиционном форуме в Сочи, проходившем 14-15 февраля, рассказал Александр Бегак, генеральный конструктор НПО «Авиационно-космические технологии». Собеседник уточнил, что в разработку космоплана вовлечены сразу несколько российских предприятий.

Космический отель Aurora Station обещают открыть в 2021 году

Хотите увидеть 16 раз солнечных восходов и закатов за день? Почувствовать своим телом эффекты микрогравитации и насладиться фантастическими видами нашей планеты со стороны? Вполне вероятно, что уже в 2021 году у вас появится такая возможность. Правда, при наличии 9,5 миллионов долларов. Именно в такую сумму американская компания Orion Span оценивает возможность провести 12 суток на борту Aurora Station — первого космического отеля класса люкс, который планируется открыть через 2 года.

Космоплан Virgin Galactic впервые достиг «космической высоты»

Частная американская космическая компания Virgin Galactic провела очередное испытание туристического суборбитального космического аппарата SpaceShipTwo и почти покорила рубеж космической высоты. В компании ранее уточняли, что, как и ВВС США, подразумевают под этим высоту около 80 км. Космоплан поднялся на высоту 82,7 километра над поверхностью Земли. Об успешном запуске компания сообщила через «Твиттер».

Наземный космический туризм

Компания “Авиаспектр” прошла отбор и вошла в список 26 туроператоров России, которые получили право организовывать туристические поездки на космодромы Байконур и Восточный. Мы единственный туроператор в Челябинской области, имеющий право организовывать туры на указанные космодромы.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОРОГА К ЗВЕЗДАМ»

«Роскосмос» в ознаменование 55-летия первого запуска человека на околоземную орбиту объявил 2016 год «Годом Юрия Гагарина». Запуск первого человека на околоземную орбиту состоялся 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур Казахской ССР. На космическом корабле «Восток» 27-летний Юрий Гагарин первым в мире совершил свой легендарный полёт.

Мы приглашаем всех, кто интересуется космосом, кто мечтает о далёких планетах, для кого космическая деятельность России – это часть жизни, присоединиться к нам!

Цель: расширить кругозор детей, обогатить их знания и заинтересовать их тайнами космоса.

Как у «Союза» (ракеты-носителя) 4 ступени, так и у нас разработан план подготовки юных космонавтов полёта к звёздам.

(Возрастная категория: дошкольный и младший возраст, д/с и 1-4 кл.)

NEW ! «Мой воздушный шарик к звёздам рвётся ввысь!» (2часа)
Необычное путешествие с воздушным шариком. Если дома не сидится, приглашаем прокатиться! «На чём?», – спросите вы. На «космическом» автобусе, который мы сами превратим в «воздушно-космический» транспорт! Мы узнаем некоторые законы нашей Вселенной. Мы её расширим с помощью воздушного шарика! Как это может быть? Приходите, звоните, пишите нам!

NEW ! «День рождение Воздушного шарика» (1час 30 мин) .
Интерактивная игра для юных космонавтов.
NEW! Автобусная экскурсия «Космос на карте Челябинска» (3 часа)

Наш путь проляжет по космическим улицам. Остановку сделаем у «межпланетного пространства» и «кузнецы» ракетно-космических кадров. Посетим самый «звёздный» парк Челябинска.

Во время экскурсии узнаете, чем славен наш город в подготовке межзвёздных путешествий и имена челябинских космонавтов, Героев России.

«Посмотри на звёзды»

В астрокомплексе юные космонавты смогут окунуться в завораживающий мир космоса. В экскурсию входит рассказ об объектах звёздного неба, демонстрация 3 D -фильма, знакомство с различными моделями телескопов и возможность наблюдения в телескоп за звёздным небом.

Читайте также:  Озеро Кеньир в Малайзии станет женской территорией

«История астрономии – освоение космоса»

Вы узнаете о том, как возникли науки: астрономия и космонавтика. Примите участие в путешествии по планетам Солнечной системы. Собственными глазами увидите, как люди изучают космос, знаменитые космические аппараты и спутники.

Данная программа транслируется на двух языках: русский и английский.

«Земля – планета Солнечной системы»

Увлекательное виртуальное путешествие по Солнечной системе.

Начнёте со знакомства с нашей планетой и её спутником – Луной.

Вы сможете увидеть, как выглядит Земля из космоса и что находится на обратной стороне Луны, узнать о планетах – гигантах, а так же поучаствовать в нескольких викторинах.

2-я ступень
(средний возраст)

посещение авиабазы, «воздушных ворот» города и аэродрома.

Экскурсия в «звёздный» музей г. Южноуральска : фотографии, автографы, письма, образцы космической еды, скафандр и огромный глобус, когда-то стоявший в Звёздном городке.

«Школа космонавтов в Звездном городке»

2-дневный экскурсионный тур в Москву .

То, что ещё недавно трудно было себе представить, становится возможным!
Центр подготовки космонавтов им. Гагарина открывает двери!
Уникальная возможность! Теперь вы сможете не только побывать в «святая святых» российской космонавтики – Центре управления полётами (ЦУП) и Центре подготовки космонавтов им. Гагарина (ЦПК), но и принять участие в космических тренировках!
Обратите внимание!
В Центре подготовки космонавтов им. Гагарина занятия проводят штатные инструкторы ЦПК, ведущие подготовку реальных космических экипажей!

Экскурсия в музей ракетно-космической техники.

В музее учебного центра располагается единственная в мире коллекция баллистических ракет морского базирования. Представлены все баллистические ракеты, от известной ракеты «Скад» до современных ракетных комплексов «Тайфун» и «Дельфин», разработанные Государственным ракетным центром (г. Миасс) под руководством генерального конструктора академика В.П. Макеева. Имеется большая коллекция двигательных установок для всех баллистических ракет подводных лодок России.

Кроме того, экспонаты и учебные макеты включают натурные образцы баллистических ракет Сергея Королёва, Владимира Челомея; двигательные установки Алексея Исаева, Валентина Глушко, Семёна Косберга, Александра Конопатова; системы управления Николая Семихатова, Николая Пелюгина; пусковые устройства и автоматику.

3-дневная экскурсионная программа для Школьных групп по теме “Космонавтика” в Санкт-Петербурге.

В программе:
Автобусная обзорная экскурсия по городу «Страницы истории Санкт-Петербурга»,
Экскурсия в Эрмитаж,
«Большое космическое путешествие» – интерактивная музейно-педагогическая программа в Музее космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко,
Автобусная экскурсия «Петроградская космическая сторона»,
Посещение Санкт-Петербургского Планетария,
Посещение Музея БГТУ «ВОЕНМЕХ»,
Посещение Пулковской астрономической обсерватории.

«К истокам космонавтики» Москва-Калуга

3-дневная программа по теме “Космонавтика” (под заказ группы). Экскурсии в Центр Управления Полётами (ЦУП) и в Звёздный городок в Центр Подготовки Космонавтов (ЦПК). Поездка в Калугу по местам, связанным с отцом космонавтики – Циолковским.
В программе:
Автобусная обзорная экскурсия по Москве,
Экскурсия в ЦУП (Центр Управления Полётами),
Посещение звёздный городка в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.Гагарина,
Практическое занятие в Космоцентре,
Обзорная экскурсия по городу Боровск,
Поездка в парк-музей Этномир,
Обзорная экскурсия по Улице Мира,
Участие в Мастер-классах,
Участие в Программе дня,
Автобусная обзорная экскурсия по Калуге,
Посещение музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, могилы К.Э. Циолковского,
Экскурсия в дом-музей К.Э. Циолковского.

«Космический тур на Байконур»

Уникальный захватывающий тур на пилотируемые и не пилотируемые старты космических кораблей с космодрома Байконур. Этот эксклюзивный тур подарит Вам незабываемые эмоции и впечатления, ведь у Вас будет возможность не только посетить знаменитый космодром, стартовые площадки, монтажно-испытательный корпус, музеи и исторические памятники, но и наблюдать все этапы подготовки к старту – вывоз ракеты и ее установку на стартовом столе, международную пресс-конференцию основного и дублирующего экипажей, проводы космонавтов на космодром, официальный доклад экипажа, ощутить предстартовое волнение, и в завершение Вас ожидает невероятное зрелище – старт космического корабля!

Что такое космический туризм?

Туристическим трендом 2019 года National Geographic, Lonely Planet и другие издания на пару с астротуризмом называют космические путешествия. Из необозримого будущего это направление перекочевало в реальность. А значит – пора начинать подготовку. Что такое космический туризм, какой туроператор самый надежный, как паковать чемодан и в каком тюбике брать суборбитальную ссобойку? Готовим тебя к правильному выходу из атмосферы.

Один или несколько путешественников летят на околоземную орбиту, МКС или в принципе в космос – по своей сути такой туризм мало отличается от земного. Дело в деталях: во-первых, вояжеру лучше бы владеть не только пухлым кошельком, но и завидным здоровьем, во-вторых, как минимум полгода уйдут на подготовку полета и его участника. Главное, наконец, то, что только космическое путешествие гарантирует неповторимый опыт: презрев гравитацию, можно парить в межпланетном пространстве и в шаттле, и без него.

Не совсем. Да, одна из главных фишек космического туризма – ощущения от полета: невесомое тело, смена цветов за иллюминатором от голубого к черному, вид Земли в окружении созвездий, мелкие песчаные бури и извергающиеся вулканы и рассвет, который случается 16 раз в сутки. Но на этом не все. Одна из дополнительных опций, которая все еще находится в разработке – выход путешественника в открытый космос. Такой полет будет иметь дополнительные требования: $ 15 млн, близкое знакомство со скафандром и прокачанную подготовку (правила перемещения в открытом космосе и действия в аварийных ситуациях).

Другой вариант – облет Луны. Стартовав с МКС, за 5 суток можно увидеть ту часть луны, о которой пели Pink Floyd, и вернуться обратно. Правда, ни дата, ни стоимость первой миссии пока не оглашены.

А если тебе и на борту хорошо – многие компании в поте лица трудятся над тем, чтоб как можно скорее перенести сферу услуг класса люкс в космос. Свадьбы, юбилеи, корпоративы на космическом корабле – в перспективе возможен любой каприз.

Примерно 100 километров (можно выше) вверх. Условно именно это расстояние от уровня моря – линию Кармана, где рождается северное сияние, – принято считать границей, после которой полет становится космическим.

Для суборбитальных путешествий (например таких, что можно совершить на космическом аппарате SpaceShipTwo) высота может быть и меньшей: от 80 километров вверх.

Пока большинство компаний только тестируют свои предложения (хотя, к примеру, фирма Space Adventures уже отправляла людей в космос). Но, кажется, 2019 год будет тем самым, когда космический туризм станет относительно массовым. После того как испытания Virgin Galactic вывели космоплан в мезосферу, первый коммерческий полет на SpaceShipTwo с пассажирами на борту случится в марте нынешнего года. Если что, мистер Маск запланирова запуск ракеты BFR в аккурат на начало 2020-х годов.

Коммерческие полеты в космос сегодня обеспечивают или разрабатывают компании Blue Origin, SpaceX, Space Adventures, Boeing и Virgin Galactic. Степень готовности их проектов разная, но схема работы бесхитростно схожа: оплата, подготовка, полет.

В ближайшем будущем у некоторых «туроператоров» стартуют тестовые полеты. На март 2019 намечен беспилотный запуск космического корабля Starliner CST-100, который разрабатывает компания Boeing вместе с NASA. А на август – уже с экипажем. Чуть позже стартует миссия SpaceX. А другие проекты можно уже увидеть в действии.

Space Adventures, партнер корпорации «Роскосмос», предлагает полет вокруг Луны, визит на МКС, выход в открытый космос, полет на специальном Boeing 727-200, G-FORCE ONE™, с нулевой гравитацией и несколько вариантов наземных тренингов. У этой организации самый внушительный опыт в организации туристических полетов c Байконура – с 2001 года, а среди отправленных на орбиту туристов первый – руководитель Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Цены на услуги Space Adventures зависят от продолжительности миссии и ее компонентов, в число которых попадает медицинское освидетельствование будущего туриста, обучение, подготовка к полету в Звездном городке, сам полет и следующая за ним реабилитация.

Компания Blue Origin работает над многоразовым космическим кораблем New Shepard, который появился именно для космического туризма. А именно, самостоятельных вертикальных взлетов и посадок в суборбитальном пространстве. Симпатичный трехместный корабль уже прошел девять испытаний, в том числе с манекеном Скайуокером на борту. Подробности туристических полетов пока не опубликованы, и бронирование не началось, но уже можно оставить свои данные в форме для регистрации, чтоб застолбить себе место у окошка и получать космические новости быстрее, чем виляет хвостом комета.

Радужные перспективы космическому туризму обеспечивает компания Virgin Galactic: билеты на 2,5-часовой суборбитальный полет на борту «SpaceShipTwo» раскуплены уже на 2-3 года вперед, но можно записаться и на потом.

Цена на туристический полет в космос зависит от нескольких факторов, среди которых главные – продолжительность миссии и ее план. Так, например, несколько дней на МКС стоят $ 58-75 млн. За дополнительные развлечения космотуристам приходится платить больше. Хочешь в открытый космос? Готовь $ 15 млн.

Да! Прокатиться на ракете со сверхзвуковой скоростью можно за $ 1 млн. Еще вариант – вылет в космическое пространство на 2,5 часа, который Virgin Galactic предлагает всего-то за $ 250 000.

Будь здоров(а). Селекционный механизм запускают не только твой кошелек и кредитная история, но, прежде всего, состояние здоровья. Физическое и психологическое состояние космического туриста должно быть хорошим. Перед полетом каждый проходит специальное обучение, которое длится 6-9 месяцев: тренировки на невесомость, выживание, почти полный комплект подготовки профессионального космонавта. Но решение о допуске тебя к полету примут только перед стартом, когда последнее медицинское заключение окажется положительным.

В космосе организм человека работает иначе: за сутки подвергается почти годовой дозе радиации и получает сильное ослабление иммунитета. Правда, биологические часы в космосе притормаживают.

Вариантов немного: все возможности космотуристической дислокации принадлежат Международной космической станции. Номер выберут за тебя, здесь же накормят и проведут экскурсию. Путешественников располагают в российском сегменте станции, в модуле «Звезда». 46 кубометров на 2 профессиональных космонавтов и одного новоиспеченного вмещают индивидуальные каюты, фитнес-зал, кухню со столовой, энергоустановку и клозет.

Для шикарного вида стоит наведаться в гости к итальянцам. В модуле «Cupola», созданном в 2010 году, находится смотровая площадка, откуда можно увидеть космос во всей красе через стекла 7 иллюминаторов.

Создание жилья для космических туристов сейчас на повестке дня. К 2021 году «Bigelow Aerospace» планирует открыть отель в космической капсуле. Но вместе с тем разные компании работают над тем, чтоб перенести весь спектр земных услуг в новое пространство и обеспечить путешественникам комфортное проживание в невесомости. Не ловить же зубную пасту по всему отсеку.

Ни шуба, ни купальник, ни зонтик не пригодятся. Температура за бортом (до +150 °C или -150 °C в зависимости от стороны) на тебе не отразится никак. А внутри МКС – бессменно комфортные +23-25 °C.

Оказывается, космическая еда не только в тюбиках. Есть еще ваакумные упаковки, консервы и блистеры. Но упаковка – далеко не первая забота внеземной гастрономии. За безопасностью еды следят особенно: чтоб провиант был абсолютно натуральным, а никаких растительных и (или) скоропортящихся компонентов не содержал. Причина кроется бок о бок с научной фантастикой: того и гляди, от высокой радиации завтрак мутирует и превратит МКС в Звезду смерти.

Рационом занимаются на земле. Для тех едоков, что стартуют с Байконура, – это спецпредприятие Звездного городка. Полноценные трапезы (от закусок до десертов) оказываются на орбите полностью обезвоженными. Но меню даже в спрессованном виде остается завидно богатым. У состоятельных путешественников есть свои бонусы: к примеру, после специальной обработки «Роскосмос» может дать разрешение захватить с собой что-то вкусное. Главное, чтобы не шевелилось.

Читайте также:  Третий гастрономический фестиваль в Тель-Авиве - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Космический туризм в России

Как много частных российских космических компаний вы знаете? Я немного. Поэтому несколько дней назад, когда я увидел в FB у генерального директора и главного конструктора компании «КосмоКурс» Павла Пушкина, что он собирается в Екатеринбург, я пригласил его на радио и записал интервью. Целый час мы говорили о космическом туризме и конкуренции с Джэффом Бэзосом и Ричардом Брэнсоном, частной космонавтике и схожих с Илоном Маском проблемах, ну и о состоянии нашей космической отрасли.

Аудиозапись доступна по ссылке. А сегодня на E1 вышла расширенная печатная версия беседы. Публикую ее полностью с фото и видео по теме под катом.

– «КосмоКурс» планирует создать ракету и космический корабль, способный отправлять 6 человек в суборбитальный космический полет на высоту около 200 километров. Весь полет в космос будет длиться 15 минут. Как вам пришла идея этого проекта и насколько сложно было организовать частную космическую компанию в России?

Должен быть честен, идею этого проекта мне в свое время подсказали. Я работал в центре им. М. В. Хруничева (предприятие Роскосмоса, разработчик тяжелых ракет – прим.автора), участвовал в проектировании ракеты «Ангара». Потом мы занимались вопросом модернизации и проектирования перспективных ракет, потому что «Ангара» уже была закончена. Мы смотрели, что бы такого предложить, чтобы у инженеров была работа в области проектирования ракет. Потом мой руководитель съездил на симпозиум по орбитальной станции, и там была большая секция «Суборбитальный космический туризм». Он вернулся и предложил нам посмотреть на суборбитальный туризм – там везде одинаковые условия, известна примерная цена, и понятно, можем ли мы предложить что-то конкурентоспособное.

Я тогда руководил разработками, мы прикинули на пальцах, и решили, что, вроде, можно. И буквально через полгода коллеги из «Сколково» мне говорят, что есть некий российский инвестор, который хочет сделать что-то ракетное. Они меня неплохо знали и познакомили с этим инвестором.

– Вы его не называете?

Нет, я его не называю. Так вот, мы с ним встретились. Я сказал, что есть рынок тяжелых ракет, но затраты большие и неизвестно, сможем ли мы конкурировать с теми же «SpaceX», которые на тот момент уже вовсю залетали. Большая вероятность, что эту битву мы проиграем. Затраты на легкую ракету чуть меньше, но рынка вообще нет. В мире задач всего для 3-4 легких ракет в год и там тоже есть конкуренты, например, «Rocket Lab».

И он тогда спрашивает, а что делать? Я рассказал про суборбитальный космический туризм, это прикольная штука, рынок есть, конкурентов мало, и мы можем предложить лучшую идею. Ему эта идея показалась интересной, и мы начали ее прорабатывать. Это был конец 2013 года. Весной 2014 года мы приняли решение, что будем делать компанию. В августе компания была образована, а в сентябре я в эту компанию перешел работать полностью из центра Хруничева, и еще несколько специалистов перешли со мной.

На тот момент я считал, что всё круто, мы это сделали, договорились с инвестором, нашли деньги. Когда я работал в центре Хруничева, все только и говорили – дайте нам денег, дайте задачу, и мы все сделаем, мы молодцы, а руководство ничего не понимает. Когда договоренность о проекте уже была достигнута, я все лето вел переговоры со специалистами в центре Хруничева. Приглашал либо перейти к нам, либо сотрудничать на «пол-ставки», и многие говорили, ой, так ведь надо будет делать и нести ответственность! Мы лучше тут – нам, вроде как, не дают, но сильно и не спрашивают. Вот тогда я понял, во что ввязался. Со мной должны были перейти порядка 10 специалистов, но в итоге, включая меня всего три человека перешли в «КосмоКурс»! Честно говоря, инвестора это очень сильно подкосило, у него возникли серьезные сомнения. И он спрашивал меня: «А ты вообще справишься? Что происходит?»

– Совершенно правильный вопрос!

Знаете, чем хорошо давать дорогу молодым и неопытным? Они еще не понимают, во что ввязываются! (смеется). Я на тот момент не знал, во что ввязываюсь, была злость из-за всей этой ситуации. Я стукнул кулаком по столу и говорю: «Справлюсь!»

Мы долго набирали коллектив, до сих пор набираем. Получили лицензию «Роскосмоса», получили лицензию ФСБ. С «Роскосмосом» очень долго вели переговоры, чтобы они видели нас такими, какие мы есть, а не так, как они себе это представляют.

Единственная проблема – «Роскосмос», точнее, вторая часть «Роскосмоса» – комплексный производитель космической техники, увидел нашу роль в другом. Они решили, что мы закажем все разработки у них…

– Просто все закажете у них и заплатите?

Да. Понимаете, это их мечта. Но мы их огорчили, сказали, что будем развиваться сами. Все, что мы захотим и что вы сможете сделать, мы, конечно, закажем, но на общих основаниях. Выбор будет чисто коммерческим.

– Что реально к текущему моменту уже сделано и когда вы планируете отправить первых туристов в космос?

Планируем отправить в 2025 году. План-график мы уже согласовали. Что на данный момент сделали? Мы пока залипли в аванпроекте. Аванпроект полностью заканчивается ответами на вопросы: сколько делать, что, когда, где, откуда запускать, сколько людей у нас будет работать, на каких заводах, где они будут располагаться, на каких принципах они будут взаимодействовать. Следующая стадия – это уже вложение денег в инфраструктуру. Так что надо определиться, но определиться без аналогов очень тяжело, потому что новая техника, очень много вопросов и нюансов, по которым аналогов нет от слова «совсем». Плюс мы собираем новую команду, которая учится работать. Моя мечта что аванпроект мы сделаем к началу следующего года.

Видеопрезентация проекта многоразового суборбитального космического комплекса «КосмоКурса»

– Вы понимаете, что конкретно вы будете делать сами, а что заказывать у предприятий «Роскосмоса»?

Благодаря тому, что у нас долгое время был карт-бланш на выбор, мы поняли, что очень многие вещи будем делать сами. Например, двигатели. Сейчас изготавливаются детали двигателя на первые испытания.

С вашим екатеринбургским предприятием НПО «Автоматика» договорились, что они будут делать нам бортовые и наземные системы управления. Это, можно сказать, единственное предприятие Роскосмоса, с которым мы смогли нормально договориться и понять, что им самим интересно в этом проекте работать. Все остальные предприятия, к сожалению, смотрели на госзаказ, там «вкусные» нормативы, там очень много денег. По сравнению с любым госзаказом, наш заказ меркнет. Требования у нас очень серьёзные, еще и новые изделия, им это не очень хочется делать. Они нам предлагают сделать то, что у них есть, а нам это, естественно, не нужно. Многие вещи пришлось делать самим. Двигатели на себя перетянули. Кресла, на которых будут сидеть наши будущие космонавты, потому что с компанией, которая делает такие кресла в РФ, мы три года не могли согласовать техническое задание. Вас просят из технического задания вычеркнуть такие пункты, как обоснование вопросов стоимости изготовления, сроков, надежности и даже вписывают такую фразу, что окончательные характеристики мы поймем в ходе летных испытаний. Это значит, мы вам что-то сделаем, а вы это примете. Это просто нереально.

– То есть, вот так работает наша космическая отрасль?

Не только космическая, в авиации такие же предприятия. Я вам больше скажу, в частных компаниях, с которыми мы поначалу ринулись работать, точно такой же подход. Один в один! Это не Владимир Владимирович Путин говорит им так делать. Это просто менталитет населения. Просто все разучились работать. Нам сейчас производство делают, залили пол, а он кривой! Смотришь – вроде ровный, а я хожу и чувствую ногами, что «фигня». Им пришлось полностью снимать весь слой, который они залили, вышлифовывать две недели и заливать заново. Их затраты в пять раз превышают то, что они могли бы сразу сделать нормально. Это менталитет. Мы вам сделаем, а вас же сроки давят, требуют, вы и так примете. Такие подходы.

– Это похоже на историю Space X, когда Илон Маск понял, что ему проще, быстрее и дешевле все сделать самому.

У него было интересное выступление. Его спросили, почему они сами многое делают? А он отвечает: «Вы думаете, мы идиоты? Если б нам другие предприятия делали качественно, быстро и дешево, мы бы в жизни сами не делали». И я тоже бы не делал.

Мы сейчас приступаем к отработке двигателя, начинаем проверять некие решения. С нуля идем. Многие удивляются и предлагают сходить на предприятия «Роскосмоса». Мы ходили к ним, говорили, что нам нужен стенд. Нам честно отвечали, что стенд есть, но под вас его надо переделывать, а потом переделывать обратно, потому что он под федеральную программу заточен. Это будет стоить столько-то денег и займет такое-то время. И мы понимаем, что дешевле сделать самим.

– В России конкурентов у вас нет, но ваш проект очень похож на проект Джефа Бэзоса «Blue Origin». Чем вы отличаетесь и чем вы лучше?

Опять же расскажу интересную историю. Когда мы выходили на этот проект, мы одновременно с созданием компании, и даже раньше, подали заявку в «Сколково» и прошли туда. У нас было только один конкурент – компания «Virgin Galactic». У них ракетоплан, самолетная схема, там все было понятно. Мы посчитали, что ракетная схема – более быстрая, безопасная, там много дополнительных факторов, которые делают эту схему более выгодной. Плюс мы сделали время полета в невесомости в два раза больше, высоту полета в два раза больше и объем на туриста больше. У нас не было пилота, то есть человеческого фактора. Мы ходили довольные, были уверены в победе. Все было хорошо.

Видеоролик, показывающий вариант «самолетной» схемы полета в космос от компании «Virgin Galactic» Ричарда Брэнсона.

В конце 2014 года «Сколково» потащило нас на пресс-конференцию. Мы все рассказали, это опубликовали в прессе. Мы, естественно, знали о Джефе Бэзосе (на 2018 год самый богатый человек на планете, подробнее о его космическом проекте можно почитать тут – прим. автора) , о «Blue Origin», которая проектирует некий суборбитальный аппарат, но у них сайт не обновлялся лет пять, последнему видео по испытаниям года три. Видно было, что все это несерьезно, детский сад и фантазеры. После пресс-конференции прошло несколько недель и тут появляется видео полета ракеты Джеффа Бэзоса и обновляется сайт, все в один день. Сайт шикарный, видео полета шикарное. И мы видим практически один в один то, что делаем мы. Но он сделал такую же высоту полета как у единственного на тот момент конкурента – «Virgin Galactic», такой же объем на члена экипажа, и при этом добавил те же плюсы, которые мы добавляли. Это к тому, что мы не «тырили»…

– То-есть возможно, что «тырил» он?

Нет, он бы не успел, просто «у дураков мысли сходятся». Там большого выбора нет: либо как у «Virgin Galactic» (Компания Ричарда Брэнсона – прим. автора), либо как у нас и Бэзоса. Поэтому все очень похоже. То есть, если вам надо сделать велосипед, он будет похож на велосипед. Бывают, конечно, прикольные уродцы, но их никто не покупает. В общем, по конкурентным преимуществам мы убираем вопрос о безопасности, вопрос времени и сложности полета. По сравнению с Бэзосом у нас за те же деньги высота больше, времени в невесомости больше и объем на человека больше.

Читайте также:  Пожар в Храме всех религий в Казани произошел минувшей ночью - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

– А по деньгам сколько это будет стоить?

У наших конкурентов один полет где-то 250 тысяч долларов.

– А у вас?

Мы изначально ориентировались на эту цену. Сейчас мы прорабатываем вопрос снижения этой цены, чтобы на рынке смотреться более уверенно. У Бэзоса все-таки водород и американские зарплаты. Поэтому есть шанс, что мы будем дешевле, расчеты показывают, что это возможно.

Видео тестового полета корабля и ракеты от компании «Blue Origin» Джэффа Бэзоса конце прошлого года.

– Вопрос с безопасностью уже затронули. С учетом того, что у нас недавно случилась неприятность с запуском корабля «Союз», какая у вас предусмотрена система спасения экипажа и туристов?

Мы раньше планировали парашютно-реактивную посадку как на «Союзе», как у Бэзоса, только у нас планировалась еще одна вещь: двигатели, которые используются при посадке и торможении, они используются и как система аварийного спасения. И это при том, что был парашют. После определенной проработки мы решили отказаться от парашюта и сделали полностью реактивную посадку, как в свое время планировал Илон Маск. Он отказался потом от этой идеи, потому что у него есть парашюты. Если бы у нас были парашюты, мы бы тоже на чисто реактивную не перешли, но парашютов для нас в стране нет! «НИИ Парашютостроения», который эти парашюты разрабатывал, отказался нам разрабатывать парашютную систему с требуемым уровнем надежности.

– Это те же, кто для «Союза» делают парашюты?

Те же, кто делает для «Союза» и те же, кто делают для Федерации – для нового аппарата. Они вычеркивают из ТЗ требования надежности парашютной системы либо снижают ее до уровня 0,995. Это, условно говоря, из 1000 полетов 5 упадет, что очень плохо.

– Особенно для многоразового туризма с частыми запусками.

Да. Поэтому мы перешли на реактивную посадку, и это нам позволило решить один интересный момент. Мы изначально планировали, что точка старта будет на космодроме Байконур, ездили туда. Большое спасибо «Роскосмосу», они обеспечили нам эту поездку. Честно говоря, больше чем мы по степям Байконура не ездил никто, все исколесили, просканировали. Площадки там шикарные, в том числе и под парашютную посадку! Ровное плато, как зеркало! И нам были готовы их отдать, но проблема Байконура – большая удаленность: туда не доедешь, не долетишь. На самом космодроме куча собственников, плюс слабая инфраструктура. На тот момент мы отказывались от парашютной посадки, а реактивная посадка на двигателе обеспечивают большую точность, так что мы можем попробовать центральную часть РФ. Сейчас мы ведем переговоры о создании космодрома с несколькими регионами.

– Космодром будете создавать с нуля?

Да. Все могут залезть в Google, в Википедию, набрать «Blue Origin», найти координаты и посмотреть сверху, как выглядит космодром. Это не Восточный и не Байконур, он достаточно компактный, маленький.

– И не такие миллиарды стоит.

Да, конечно! Все это можно сделать. Мы хотим в Центральной России. Получится интересный эффект – это же еще и наземный туризм, единственное в России место, где можно будет достаточно дешево посмотреть на пуск ракеты, испытание двигателя, на сборку и так далее. Некоторые бизнесмены предлагают площадки с крупными городами, типа, мы там сделаем космический «Диснейленд»! 2 часа от Москвы на самолете, 20 минут на машине, и ты на космодроме! Но там вопрос безопасности…

– Вы сейчас практически описываете Екатеринбург – как раз два часа на самолете от Москвы. Вы Урал не рассматривали как площадку?

Урал может быть, но пока переговоров не вели. Там, понимаете, все равно есть требования по ровной местности, не лесистой, не горной. Мы рассматриваем места поближе к Москве, где-то час полета на самолете, но готовы и Екатеринбург рассмотреть с учетом того, что, наверное, построят высокоскоростную магистраль.

– Ох, я боюсь, вы быстрее в космос полетите!

Я тоже боюсь. Пока она до Нижнего Новгорода, потом до Казани дотянут. А вот Екатеринбург… Все очень тяжело, понимаете, надо смотреть площадки, чтобы по воздуху самолеты сильно не летали, чтобы мало сёл, и надо, чтобы инфраструктура была. Можно ведь прийти в такую глухомань, где нет ничего, это будет как российский Байконур. Такого тоже не хочется. Нам «Роскосмос» предлагал площадку на космодроме Восточный, но там леса надо вырубать. Хотя пол-леса вырубить – для «Роскосмоса» не проблема. Но туда не доедешь. Кроме того, это государственный космодром, на который сейчас претендуют военные, и он закрытый.

– Хорошо. Кто полетит первым? Вы?

Этот вопрос всегда задают. Мои работники очень хотят полететь первыми, я им не отказываю в этом желании: У меня самого проблемы с вестибулярным аппаратом, не знаю. Но в отличие от моих работников… я знаю, как они работают. Может и полечу. С этим надо свыкнуться.

– То есть полет в космос, это не ваша мечта, не ваша движущая сила?

Да. Я в космонавтику попал не потому, что люблю космос, я просто профессионал в этой области. Я достаточно случайно попал в Московский авиационный институт на Космический факультет и кафедру проектирования ракет. Только лишь потому, что я родился и жил в Филях. Там центр Хруничева, наш класс был от центра Хруничева и поступал в Московский авиационный институт. Хотя экзамены были сложнее, чем, если бы я просто поступал в институт. Я набрал много баллов и мог пойти на любой факультет, но поскольку был договор, мне пришлось пойти в ракеты. Хотя у меня все родственники с 1920-ых годов работают в Центре Хруничева.

– То-есть вы потомственный ракетостроитель?

– У меня прадед работал в центре Хруничева, дед, бабушка, папа, жена, тесть, теща… Никогда не интересовался ни самолетами, ни ракетами, у меня нет мечты полететь в космос или проводить космическую экспансию! Я смотрю на это трезво, с профессиональным цинизмом. Надо будет – полечу, но пока мечты такой нет, посмотрим.

– Хорошо, а какая у вас мечта? Как вы видите себя и компанию «КосмоКурс» через 20-30 лет?

– Мечта с детства – быть профессионалом своего дела, а мое дело – ракеты. А через 20 лет… Я хочу создать коллектив, который сможет решать серьезные задачи и сможет перевернуть ту ситуацию, которая сложилась в космонавтике: ракетчики сейчас чуть ли не милостыню просят, потому что рынка нет. Я всем рассказываю, но не все понимают: у нас сейчас основная прибыль с космической деятельности на смартфонах, на приложениях, навигации. Чуть меньше получают те, кто делают спутники и те, кто их эксплуатирует. Потом еще чуть меньше те, кто пуски осуществляют, и еще меньше – те, кто делают ракеты. Мы хотим сделать так, чтобы ракеты напрямую покупали люди.

Почему суборбитальный туризм, в том числе? Люди – это независимый рынок, он независим от санкций, от политических веяний, от желаний корпораций. Есть люди, которые хотят развлекаться, познавать что-то новое, они готовы платить. Самая короткая цепочка, когда люди платят за ракету. Я хочу развивать проект в этом направлении. А если все получится с суборбитальным туризмом, то потом я бы хотел заниматься вопросами посещаемых туристических орбитальных станций, чтобы люди могли там жить, может, с искусственной гравитацией и всем остальным.

И еще раз ссылка на видеозаписи рубрики – клик. Если понравилось интервью, поставьте там лайк — мне будет приятно.

Авиа-космический туризм

Задайте нам вопрос по:

Космический туризм – Полет в Невесомости на самолете-лаборатория ИЛ-76 МДК

В чем идея «Полета в Невесомости на ИЛ-76 МДК»

Мы часто задаемся вопросом, что же такое невесомость (отсутствие гравитации), почему она есть только в Космосе и как ее испытать в реальной жизни на Земле? В наше время, реальную невесомость испытывают только космонавты находясь в Космосе. Они живут и работают в состоянии невесомости. Перед длительным пребыванием в космосе, каждый космонавт проходит специальные тренировки, имитирующие невесомость на Земле. Эти тренировки называются «Полет в Невесомости на самолете ИЛ-76 МДК». Осуществляют эти тренировочные Полеты в Невесомость для будущих космонавтов или туристов только очень высокотехнологичные космические тренировочные Центры, такие как Российский Центр Подготовки Космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

Полеты в Невесомости для сборных групп:

Ближайший Март – Апрель 2020 г.

(Точные даты и Стоимость участия в полете уточнять у организаторов)

Полеты в Невесомости будут проводится на аэродроме Чкаловский (30 км. от Москвы)

Запись на участие в полете проводится по эл. почте: space@sktur.ru

Как происходят режимы невесомости на борту ИЛ-76?

Самолет лаборатории ИЛ-76 МДК поднимается на высоту 6000 м. и потом под углом 45 градусов с максимальной скоростью набирает высоту до 9000 м. В это время на борту самолета туристы чувствуют перегрузку в 2G. Во время переваливания самолета через вершину параболы для последующего снижения и возникает режим невесомости длительностью около 25 до 30 секунд. В дальнейшем самолет снижается до высоты 6000 метров и летит некоторое время в горизонтальном полете. Далее все повторяется – самолет набирает высоту до 9000 метров, возникает режим невесомости и последующее снижение! Туристы, находящиеся на борту периодически ощущают перегрузку до 2G.

В процессе полета самолета ИЛ-76 МДК может выполняться от 10 до 15 режимов невесомости. Во время полёта на борту ИЛ-76 МДК так же находятся группа специалистов и инструкторов российского Центра подготовки космонавтов, которые контролируют проведение мероприятия и обеспечивают безопасность туристов во время Полета в Невесомости.

Количество участников полета не должно превышать 14 человек! Это позволит сделать Полёт в Невесомости для всех туристов комфортным, безопасным и весёлым!

Цены на Полет в Невесомости на самолете ИЛ-76МДК!

Полет в Невесомости на ИЛ-76 МДК для туристов – является одним из элементов космического туризма! Это одно из самых популярных и крутых Приключений во всем мире! Испытав на себе чувство Невесомости, Вы почувствуете себя свободной птицей парящей в свободном пространстве самолета… Ведь каждый из нас всегда мечтал уметь летать или стать космонавтом!

Сейчас, Вы можете воплотить свою мечту в реальность, приняв участие в уникальном космическом Приключении «Полет в Невесомости на самолете ИЛ-76 МДК» в России, которое проводится совместно с Центром подготовки космонавтов на аэродроме Чкаловский рядом с Москвой! Эмоции и впечатления на всю жизнь, мы Вам гарантируем!

Цена полета в Невесомости – 280 000 руб (цена за 1 человека при участии в Сборной группе).

Ссылка на основную публикацию