Автобус без водителя реальность

Роботы за рулём. Российские беспилотные автомобили выезжают на дороги

Сегодня на дороги общего пользования Москвы и Татарстана впервые выезжают беспилотные автомобили. Это решение правительства, которое в документе обозначено не иначе как эксперимент. До 2022 года специалисты из МВД, Минтранса и мастера робототехники будут следить, записывать и тестировать беспилотные машины в реальных условиях дорожного движения. Лайф разбирался, для чего это нужно, стоит ли бояться аварий на трассах и есть ли уже настоящие российские беспилотники.

Российские водители живут по правилам 1949 года. Тогда в Женеве впервые была подписана Международная конвенция о дорожном движении. Она была дополнена в Вене в 1968 году, но с тех пор основы её не менялись.

Правительственный эксперимент 1 декабря 2018 года нарушает сложившиеся полувековые нормы и даёт зелёный свет машинам, где водителям не место. Беспилотным авто разрешают появляться на отечественных дорогах и трассах. Раньше они такого права не имели. И ездили на закрытых участках заводов или наукоградов.

Для многих станет новостью, что российские беспилотники вообще есть и ездят. Однако уже пять лет в России идёт разработка БПТС — беспилотного транспортного средства, так оно называется официально. Особенно активно разрабатывают два последних года: сразу у нескольких компаний появились действующие образцы.

Но прежде чем разобрать российские беспилотные автомобили, стоит сказать одну важную вещь. БПТС — это не воплощение песни из “Приключений Электроника”, где “вкалывают роботы, а не человек”. В обывательском представлении отличие обычного автомобиля от беспилотника одно: в первом случае за рулём ты, во втором случае тебя там нет.

В реальности всё чуть сложнее: международным Сообществом автомобильных инженеров разработан стандарт беспилотных авто SAE J 3016 — в нём шесть типов автономности.

Борьба за триллионы

Сейчас единственное массовое беспилотное авто третьего уровня — это Audi A7. Все остальные разработки копошатся на втором уровне, зато там такие гиганты, как BMW, Volvo, Mercedes-Benz. Ну и герой всех новостных лент Илон Маск со своей Tesla тоже не поднялся выше второго уровня. Исключение из правил — корпорация Google: её экспериментальная машинка Waymo — это реально действующий четвёртый уровень. Но её массовым продуктом не назовёшь.

В планах автомобильных корпораций запустить конвейер с беспилотными авто в 2021 году. Но эксперты предполагают, что это произойдёт в 2025-м. И сперва беспилотность будет доступна владельцам авто класса люкс. Но прогнозы поражают. К 2035 году рынок беспилотников оценивают в 2,5–3 триллиона долларов. Борьба за деньги развернётся неслабая. И Россия хочет к дележу “беспилотного пирога” успеть.

В 2016 году в России появилась НТИ (национальная технологическая инициатива) “Автонет” — госпрограмма по поддержке инновационных разработок в области беспилотного автомобильного транспорта. В проекте участвует и инновационный центр “Сколково”. В Китае, США и Европе также существуют компании и программы для ускоренного развития этой отрасли.

Что касается разрешения выезжать беспилотникам на дороги общего пользования, то Россию слегка обогнали. США приняли Self Drive Act в 2017. Китай тоже начал тестировать наработки.

Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов, в начале декабря на дороги Москвы и Татарстана выйдет около 100 машин-беспилотников. Соотношение по регионам не ясно. А про образцы расскажем.

Беспилотный легковой автомобиль

По информации “Автонета”, беспилотные легковые авто разрабатывают и УАЗ, и ГАЗ, и даже ВАЗ. Но работающий образец есть пока только у “Яндекса”. В пресс-службе нам подтвердили, что компания будет участвовать в обкатке машин на дорогах России.

“Яндекс” будет принимать участие в тестировании, чтобы расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии. Мы не раз говорили о необходимости инициативы и рады, что её приняли. Надеемся, постановление позволит проводить тесты в полном объёме

Дарья Тросникова, пресс-служба сервиса “Яндекс. Такси”

Впрочем, для сотрудников “Сколково” будущее наступило полгода назад. На территории инновационного центра реально вызвать беспилотник. Он ездит по определённому маршруту. И двигается, пусть в слабом, но потоке обычных автомобилей. Беспилотник, говорят, пока никого не сбил и даже не врезался. “Яндекс” представляет второй уровень автоматизации: хоть водителя в кабине нет, за движением машины дистанционно следит оператор. Впрочем, в “Яндексе” говорят, что сейчас уровень автоматизации у них выше второго.

Беспилотник “Яндекса” — это “тойота-приус”. По словам специалистов, её проще всего настроить под свои нужды. Авто нужно укомплектовать внешними и внутренними видеокамерами, парковочными радарами и лазерными дальномерами LIDAR. Эти гаджеты тоже заграничного образца, зато софт отечественный.

Проект разрабатывали с 2016 года. В сентябре 2017-го машину показали Владимиру Путину. В декабре 2018-го машины появятся в Москве. Сенсоры могут заметить машину или пешехода в радиусе 100 метров по периметру. А мозг беспилотника анализирует изменение ситуации 50 раз в секунду. В “Яндексе” не говорят, можно ли будет вызвать беспилотник как обычное такси.

Но, скорее всего, нет: на первых порах правительство обязало посадить водителя в каждый беспилотный автомобиль на случай “вдруг чего случится”. Так что робот москвичей до работы не подкинет.

Автобус без водителя — реальность. Пусть и ограниченного тиража. В конце 2016 года научный центр НАМИ вместе с КамАЗом спроектировал и выпустил российский мини-автобус без водителя. Проект рассчитан на 8–12 человек. И внешне больше напоминает космический челнок, нежели пыльную приземлённую маршрутку.

С суровой российской реальностью автобус-беспилотник пока не сталкивался. Ездил только между производственными цехами. Фото: © НАМИ

Позже автобус тестировали в Казани на чемпионате мира. Он перевозил гостей. В ноябре в “Сколково” открыли второй полигон для испытаний НАМИ. Разработка КамАЗа — это тоже второй уровень автономности: хоть руль в конструкции не предусмотрен, удалённо за машиной следит водитель.

Разработка НАМИ — оригинальная, придуманная и собранная российскими специалистами. Это электрокар. Его скорость 40 км/ч и дальность хода 120 километров без подзарядки. Пока автобус больше подходит для предприятий или мероприятий. Для повседневного городского транспорта салон на 12 человек не годится.

Недавно разработка НАМИ была лишь вторым проектом автобуса-беспилотника. Первый разрабатывала компания “Волгобас”, и назывался проект MATRESHKA. “Матрёшка” раскладывалась в перспективную картину. Выпустили опытный образец. Прогнозировали отправить работать по городскому маршруту уже в этом году. Но проект заморозили. Однако производители обещают его перерождение.

Фото: © Бакулин моторс групп

Разработчики говорят, проблема в недостатках законодательства в сфере пассажирских перевозок. Непонятно было, как страховать пассажиров, а по закону это необходимо. Авторы не видели перспектив коммерциализации пассажирских беспилотных перевозок в ближайшие пять лет. Теперь конструкторы MATRESHKA переключились на грузовые перевозки.

Сфера грузовых перевозок — одна из самых перспективных и прибыльных. Но идеал не удалось изобрести ещё никому. Volvo тестирует свои образцы с 2010 года. Американский концерн Daimler в 2015 году провёл тест-драйв, отправив компьютерный дальнобойщик на дороги штата Невада. Свою разработку американцы назвали Freighliner — “грузовой лайнер”. Не отстают и англичане: крупнейший британский автомобильный консорциум Uk Autodrive испытывает беспилотную фуру.

В России о разработке грузовиков говорили мало. Кое-что пытался делать КамАЗ. Но оригинального беспилотного грузовика не было. Возможно, первым станет Hydrogen. Его разработкой занимается компания EV Tech. Генеральный директор Антон Поппель рассказал, что беспилотный грузовик будет существовать в двух вариациях: перевозящий лёгкие грузы до одной тонны и для перевозки до 40 тонн.

На чьих мощностях производится грузовик — пока секрет. Но мы можем показать первые изображения большого беспилотного грузовика. Малую форму пока не хотят показывать публично.

Грузовики проходят дорожные испытания на закрытых площадках. Производители надеются выпустить их на дороги общего пользования в феврале. Авторы уверены: у проектов огромный коммерческий потенциал.

У автомобиля итальянская рама, а все остальные компоненты, включая двигатель и софт, российского производства. Автомобиль также проектируется на электротяге с запасом хода до 300 километров без подзарядки. Проектировщики хотят перевести авто на топливные элементы на сжиженном водороде.

Я знаю, что у бизнес-структур уже сейчас есть заинтересованность. Например, перевозка контейнеров на небольшие расстояния между портом и вокзалом. Между складскими терминалами и площадками ожидания вне складских комплексов

Антон Поппель, генеральный директор EV Tech

Российские беспилотные машины ждёт суровое испытание российскими дорогами. В фонде “Сколково” считают, что они смогут его преодолеть. Есть два основных пути приучения БПТС к маршруту.

Первый — путь опыта, второй — путь знаний. Проще говоря, можно или загрузить карту местности со всеми знаками и поворотами, или прокатывать беспилотник по всем маршрутам, чтобы он сам запомнил и зафиксировал все нюансы дороги. Второй путь пока считается более надёжным. Также в “Сколково” обрисовали и примерные перспективы на будущее, назвав три вещи, которые нужны сейчас российской беспилотной отрасли.

Читайте также:  В Мексике погиб турист из России - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

“Сейчас нужна корректировка нормативной базы — то, чем сейчас занимается “Автонет”. Второе — это все необходимые страховые тарифы как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Третье — это качество связи. Предпочтительной считается 5G: она позволяет постоянно мониторить и удалённо контролировать происходящее”, — пояснил руководитель транспортной инфраструктуры “Сколково” Кирилл Жанайдаров.

Но, кстати, хоть изменения ПДД ещё впереди, знак для беспилотных авто уже появился.

Российские разработчики и авторы дорожной карты “Автонет” не рисуют безоблачных перспектив. Они подходят к прогнозу прагматично. Правительственная программа по развитию беспилотных авто рассчитана до 2035 года. Первый этап — до 2020 года — предполагает работу над правовой базой. С 2020 по 2025 год хотят готовить условия для массового выпуска. Период с 2025 по 2035 год описан абстрактно: предполагается наблюдать и анализировать происходящее.

Аналитики считают, что объём российского автомобильного рынка не предполагает внедрение беспилотных систем исключительно на российской базе. Это не выгодно. В 2016 году весь отечественный автопром с учётом заводов по сборке иномарок на нашей территории выпустил 1,6 миллиона машин. В то время как лишь Ford за год выпустил 6,6 миллиона авто. А Toyota — 10 миллионов.

Поэтому специалисты предполагают, что прорывным направлением для российских инноваторов может стать начинка и софт для иностранных беспилотников. Все специалисты сходятся в одном: российской науке и экономике нужно как можно плотнее и быстрее включаться в эту инновационную беспилотную гонку. Если у нас не будет своих разработок, страна не только потеряет триллионный рынок, но и бесповоротно отстанет в технологическом плане от всего остального мира.

Ренессанс страхование › Блог › Сколько стоит попасть в ДТП на каршеринге и как можно сэкономить, если это случилось

Жители крупных российских городов ежемесячно совершают 3 миллиона поездок на каршеринге. Плюсы: не нужно переживать за бензин, мойку, страховку и содержание автомобиля и платить за парковку. При этом траты в случае ДТП существенно выше, чем при происшествии с личным автомобилем, — и это главный минус.

Мы проанализировали договоры популярных сервисов для аренды автомобилей и готовы рассказать, сколько стоит попасть в ДТП на машине из каршеринга и как заплатить меньше, если была авария.


Как работает страховка в каршеринге

Водители арендуют такие авто для быстрых поездок по городу. Стоимость аренды — от 3 до 50 рублей за минуту. Автомобили для коротких поездок, где ты платишь за время не располагают к медленному и спокойному вождению. Риск попасть в ДТП выше, чем за рулем собственного автомобиля.

Чтобы пользователю не пришлось выплачивать полную стоимость автомобиля в случае ДТП, каршеринговые сервисы используют поминутную страховку. По такому договору водитель застрахован по всем рискам каско и ОСАГО, но платит только за время, в котором управляет автомобилем.

В случае аварии, если повреждений немного, пользователь оплачивает весь ремонт. При более серьёзных авариях водитель платит фиксированную сумму за франшизу, остальное покроет страховая компания. У разных каршеринговых компаний эта сумма разная.

Яндекс-Драйв. Для любой машины автопарка Яндекс-Драйва это 30 000 рублей.
Если машина получила меньше повреждений — пользователь заплатит меньше.

YouDrive. По умолчанию в машинах этого сервиса нет каско. Опцию нужно подключать в приложении перед поездкой, при этом тарифы аренды повысятся на рубль для Smart и Skoda, и на два рубля для более дорогих моделей. Если случится ДТП, пользователь должен будет выплатить только 15 000 рублей, — остальным ущербом займётся страховая.

Белка-кар. В приложении Белка-кар нет опции каско, — все автомобили уже застрахованы, подключать что-то отдельно не нужно. Если при ДТП сумма ущерба превышает 30 000 рублей, пользователь платит дополнительный процент от общей суммы.

“Если водитель не виноват”, он ничего не платит. Главное — не уезжать с места ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД и не ошибиться при оформлении документов.

Водитель скрылся с места ДТП. Независимо от того, виноват водитель или нет, если он скрылся, по правилам он платит штраф и возмещает весь ущерб. Страховая в таком случае ничем не сможет помочь.

Ущерб меньше 30 000 рублей. Пользователь возмещает его в полном размере.

Ущерб больше 30 000 рублей. Пользователь выплачивает эту сумму полностью и иногда фиксированный процент от общей суммы ущерба. Остальное покрывает страховая компания.

В разных компаниях сумма франшизы разная. У Яндекс-Драйва это 30 000 рублей, а YouDrive — 15 000 тысяч рублей. Эта цифра также зависит и от стоимости аренды: чем дороже плата за минуту, тем ниже порог.


Как заплатить меньше, если случилась авария

По нашим данным, 70% пользователей каршерингов владеют личными автомобилями. Они разбираются в нюансах эксплуатации и ответственно подходят к вождению. Поэтому мы запустили услугу «Отмены франшизы каршеринга».

Вот как она работает: водитель оформляет каско на личный автомобиль в «Ренессанс страхование». Если во время использования каршеринга он попадает в ДТП, мы полностью покрываем расходы на оплату ущерба до 50 000 рублей.

Опция «Отмена франшизы каршеринга» стоит 1700 рублей и доступна при покупке каско на нашем сайте.

На сайте можно оформить каско с франшизой на личный автомобиль. Франшиза — простой способ сэкономить на покупке полиса. Есть разные условия и тарифы: в каких-то франшиза применяется не с первого страхового события, в каких-то страховка покрывает только большие риски — угон или уничтожение автомобиля.


Какие тарифы есть

«За полцены». В стоимость входит угон, ущерб, полная гибель автомобиля, франшиза 75 000 рублей и больше ничего. Зато и стоимость меньше стандартного каско ровно в половину. Такой полис можно показать в банке как страховое обеспечение при покупке автомобиля в кредит.

«Стандарт». Помимо угона, ущерба и полной гибели автомобиля в тариф входят базовые опции:

— Эвакуация автомобиля,
— Ремонт техцентре,
— Замена стеклянных элементов без справок 1 раз.
— Франшиза на 10 000 рублей.

«С ограничением пробега». Все те же условия, что и в стандарте, но дешевле. Годовой пробег ограничен в 12 000 километров — мы устанавливаем в автомобиль телематическое устройство, которое будет отслеживает пробег и присылает отчет вам на мобильный телефон.

«С отменой франшизы каршеринга». Тот тариф, про который мы говорили в начале статьи. Все условия, франшиза 15 000 рублей, есть возможность отменить франшизу каршеринга и вызвать автоконсьержа в Москве.

«С арендой». Входят полностью все страховые риски, франшиза — 20 000 рублей. Если автомобиль попадает в ДТП или ломается, то можно арендовать подменный на время ремонта. Личную машину из сервиса привезёт автоконсьерж.

«Для кредитных автомобилей». Условия аналогичны предыдущим, но франшиза меньше — 10 000 рублей.

Автобус без водителя? Нет проблем! Где прокатиться на беспилотном транспорте

Новости о беспилотном транспорте появляются практически каждый день: автомобили, грузовики, даже поезда. Не отстает и городской общественный транспорт – об испытаниях беспилотных автобусов на городских улицах заявляют множество городов. Хельсинки, Лас-Вегас, Сингапур, Таллин – и это только те, что запустили испытания в нынешнем году.

Однако уже сейчас в мире есть города, где беспилотный общественный транспорт – не эксперимент, а обычные автобусы, на которых может прокатиться любой желающий.

Нидерланды

ParkShuttle – небольшой беспилотный автобус, который курсирует по маршруту между станцией метро Kralingse Zoom и офисным центром Rivium в Капелле-ан-ден-Эйссел, Нидерланды.

Работает ParkShuttle по штатному расписанию городского транспорта (с 6 утра до 9 вечера) и перевозит за день более 2400 пассажиров. Ездит он со скоростью 12,5 км/ч, а стоит такая поездка 2,8 евро.

Городское руководство отмечает, что уже более 20 лет работает с компанией 2getthere, разработавшей шаттлы, и это не первый их общий проект.

Греция

Население Трикалы – всего 80 тысяч человек, что не очень много даже по греческим меркам, но это не помешало ей стать первым городом, в котором беспилотный транспорт начал использоваться в реальных условиях.

Электробусы, рассчитанные на 10 человек каждый, перемещаются по городским улицам наравне с автомобилями, велосипедами и пешеходами. Управляются они французской системой CityMobil2. Правда, двигаются не слишком быстро – всего 19 км/ч, зато поездки полностью бесплатны.

Англия

Heathrow Pods – пожалуй, самая известная система беспилотного транспорта в мире. Это скорее не общественный транспорт, а служба такси, которая обслуживает аэропорт Хитроу, крупнейший в Великобритании.

Читайте также:  На Гоа могут запретить мини-юбки и бикини на пляже

Вследствие огромного пассажиропотока на подъездах к нему постоянно возникали пробки, из-за которых пассажиры опаздывали на самолеты, и руководство аэропорта начало искать решение проблемы.

Теперь те, кто летит в командировку, не приезжают напрямую в Хитроу, а оставляют автомобили на специальной парковке подальше от главного терминала; далее пассажир вызывает Heathrow Pods – и спустя всего 6 минут он уже в аэропорту.

Такой транспорт рассчитан на перевозку от одного до шести пассажиров и ездит по специальной выделенной полосе. Справиться с ним может даже ребенок: от пассажира требуется лишь вызвать Pod, зайти внутрь и нажать кнопку старта.

Скорость движения Heathrow Pods – 40 км/час. Контролирует их движение специальный компьютер. Для дополнительной надежности на самих автобусах, дороге и станциях установлены камеры, через которые за беспилотниками наблюдают из центральной диспетчерской.

Россия

Первые модели беспилотных автобусов Matrёshka ездят со скоростью 20 км/час и могут перевозить от 8 до 12 пассажиров. Проезжает такой автобус на одной зарядке 130 км.

Использовать «матрешки» планируют на территории аэропортов, «Сколково», парка Горького и ВДНХ в Москве, гостиничных комплексов, Олимпийского парка – объектах с большой площадью, где не курсирует общественный транспорт и нельзя использовать личный. Кроме того, автобусы Matrёshka будут не только пассажирскими, но и грузовыми – для крупных предприятий, на которых используется большое количество внутреннего транспорта.

Пока Matrёshka ездит только по «Сколково» – под постоянным контролем оператора с джойстиком, с которого он может быстро остановить бус в случае внештатных ситуаций. Однако уже в 2018 году планируется запустить серийное производство и начать коммерческое использование беспилотных автобусов.

Разумеется, пока беспилотный транспорт вовсе не похож на тот, что знаком нам по фантастическим фильмам и книгам, – он медленный, нуждается в специальной инфраструктуре, может двигаться только на небольшие расстояния по простым маршрутам, не говоря уж о том, что людям все-таки приходится контролировать его передвижение (пускай и в качестве подстраховки из диспетчерской). Однако большое количество разработок и постоянные исследования дают надежду на то, что вскоре мы увидим более технически совершенные проекты.

Идеальный Козлевич

Пожалуй, такой оптимизм чрезмерен, но успехи энтузиастов впечатляют. Машины без водителя уже исколесили по дорогам только Америки и Европы сотни тысяч километров. Они развивают скорость до 130 км/час, маневренны, уверенно идут на обгон и идеально выполняют все правила движения. А созданные итальянскими инженерами беспилотники совершили марш-бросок от Милана до Шанхая, выдержав испытания даже “знаменитыми” российскими дорогами. Правда, итальянцы немного упростили свою задачу. Автомобили разбили на пары – в каждой была ведущая машина, где водитель изредка вмешивался в управление, и ведомая, которая ориентировалась по идущей впереди.

-Уже лет 20 в разных странах испытывают автомобильные беспилотники, – говорит доктор физико-математических наук Владимир Павловский из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. – Хотя они не были напичканы таким обилием суперсовременной техники, как нынешние роботы, но вполне справлялись со своей задачей. Конечно, ездили там, где нет человека, главным образом по проселочным дорогам. Так что основные принципы функционирования робота-автомобиля уже тогда были в принципе понятны. А все остальные годы идет главным образом совершенствование этой техники.

Нынешнее авто без пилота – это настоящий научный центр: чуть ли не десяток видеокамер, лазерные радары (лидары) для определения расстояния и создания трехмерной картинки окружающего пространства, ультразвуковые локаторы для задней парковки, системы, способные “видеть” через несколько автомобилей, чтобы успеть заранее отреагировать на неожиданные коллизии, которые могут возникнуть из-за находящихся впереди машин. И, конечно, робот оснащен системой навигации, чтобы уверенно ориентироваться в пространстве.

– Эти данные собираются в мощный компьютер, который анализирует ситуацию и фактически управляет автомобилем, – объясняет Павловский. – А еще есть десяток микропроцессоров, которые регулируют работу двигателя, тормозной и других систем и даже “дворников” на стеклах. Кроме того, по всему автомобилю установлены датчики и сенсоры, следящие за множеством самых разных параметров: давлением в колесах, температурой масла, системой охлаждения и т.д. Все данные передаются в главный “мозг” робота, так что у него каждую секунду все под контролем.

Оценки показывают, что беспилотники кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. А значит увеличится пропускная способность дорог.

И здесь возникает естественный вопрос. Если робот такой умный и оснащен техникой практически на все случаи жизни, если уже управляет авто лучше человека, как утверждает гуру “Гугла” Крис Армсон, то почему этот “идеальный Козлевич” еще не на дорогах? Кто его тормозит? Скажем сразу: беспилотник уже пробил тропинку к признанию. Уже в трех штатах США вступил в силу закон, разрешающий беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор, чтобы при экстраординарных ситуациях принять меры. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Там роботам появляться запрещено. Опыт показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию, с ними произошла всего одна авария, причем по вине какого-то неосторожного водителя, который врезался в механического “конкурента”.

По мнению Владимира Павловского, признание беспилотников – это вопрос времени. Нужно накопить статистику, доказать с цифрами в руках явное преимущество робота над человеком. Хотя, к примеру, в Германии в будущем году намерены продать несколько беспилотников, чтобы ездить по автобанам. Речь не идет о его полной автономии, скорее это помощник водителя, аналог автопилота в самолете. Если водитель захочет отдохнуть, то может передать управление роботу. И взяться за руль только в каких-то сложных ситуациях.

– Вполне могут появиться автоматические системы парковки, – считает Павловский. – Несколько лет назад видел во Франции, как человек вышел из машины и направился к супермаркету, а его авто самостоятельно припарковалось. Сейчас уже некоторые фирмы предлагают такую технику к продаже.

Конечно, пока у беспилотника немало проблем, скажем, он плохо ориентируется в тумане, при сильном дожде, снегопаде. Кроме того, цена умной электроники больше, чем самого “железа”. Но все это решаемые вопросы. Однако остается главный: сможет ли беспилотник “ужиться” на дороге с человеком? По мнению Павловского, технически это вполне реально. Правда, не в таких мегаполисах, как Москва, Париж, Токио. И при обязательном условии: человек обязан, как и робот, строго следовать букве правил движения. Не проскакивать на красный свет, не подрезать партнеров по движению, не превышать скорость и т.д.

Это уже из области фантастики, скажут многие. Скорее Луна упадет на Землю, чем человек впишется в рамки правил. А сколько за рулем неумелых водителей, которым вообще противопоказано выезжать на трассу. Своими выкрутасами и маневрами они любого робота с “ума” сведут. Никакой электронный мозг не сможет предусмотреть все варианты дорожных ситуаций. А значит, попав в дорожный поток с реальными водителями, робот довольно быстро выйдет из игры – навсегда остановится. Словом, человек и беспилотник на дороге вряд ли совместимы. Аргумент серьезный. Но, может быть, появление на дороге механического “джентльмена” станет стимулом для всех водителей не ударить в грязь лицом перед “железом”, вспомнить, что они все же homo sapiens.

В России ведутся работы по созданию роботов-автомобилей. Так, при поддержке Российской академии наук ученые Института прикладной математики РАН разрабатывают беспилотник для движения по проселочным дорогам. Бортовой компьютер управляет двигателем, трансмиссией, сцеплением, торможением, рулем. Этот автомобиль без пилота прошел испытания и показал такую же точность движения, как при управлении человеком.

Автобус без водителя реальность

Автобусы без водителей появятся в Москве к ЧМ-2018

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что во время Чемпионата мира по футболу в Москве начнут курсировать беспилотные автобусы. Как сообщает ТАСС, автобус без шофера, рассчитанный на восемь пассажиров, сможет самостоятельно и автономно перемещаться в транспортном потоке.

Модель “общественного беспилотника” была представлена 17 июня в презентационной зоне SPIEF Investment & Business Expo на XX юбилейном Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). По словам Алексея Бакулина, генерального директора холдинга Volgabus и компании BMG, в разработке проекта активно участвует Минпромторг РФ, кроме того автобус будет на 60% изготовлен из отечественных материалов.

Дворкович также добавил, что беспилотные транспортные средства будут первым этапом трансформации города.

Выступление вице-премьера прошло в рамках Московского Урбанистического форума, который открылся сегодня, 30 июня. На пятой международной конференции в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов участники решают задачи по обеспечению горожан удобными жилыми и общественными пространствами, развитию транспортных сетей, налаживанию бесперебойной работы инфраструктуры.

Читайте также:  Забастовка в Португалии и Бельгии намечена на 24 ноября - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Фото: кадр презентации беспилотных автобусов Volgabus.

К ЧМ-2018 в России могу запустить беспилотные автобусы

В России могут запустить беспилотные автобусы к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Об этом заявил заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович в рамках Московского урбанистического форума.
“Мы прогнозируем, что в 2018 году будем иметь первые пространства, где будут перемещаться беспилотные автобусы, в том числе при проведении чемпионата мира по футболу 2018 года”, – цитирует его Агентство “ Москва ” .
Московский урбанистический форум проходит с 30 июня по 1 июля в ЦВЗ “ Манеж ” . Тема форума в этом году – “Быстрорастущие мегаполисы. Технологии динамичного развития”. Форум включает в себя более 60 мероприятий различного формата: пленарные заседания, панельные дискуссии, брифинги, круглые столы, мастер-классы и презентации проектов.
В Шереметьеве построят новый терминал к ЧМ по футболу. В районе терминала В построят новую дорогу с односторонним движением, основные и второстепенные проезды, а также реконструируют Авиационную улицу, Шереметьевское и Старошереметьевское шоссе. Рядом с третьей взлетно-посадочной полосой построят новый грузовой терминал и парковку. Северные (В, С) и южные (В, Е, F) терминалы аэродрома соединят подземной системой доставки пассажиров и багажа. Для этого построят два тоннеля.

Беспилотные автобусы появятся в России в 2018 году

Их выпуск будет приурочен к чемпионату мира по футболу в 2018 году, сообщил в ходе Московского урбанистического форума в четверг заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович.

Он отметил, что есть российские компании, которые занимаются развитием беспилотного транспорта.

ЧМ по футболу в 2018 году – финальная часть чемпионата мира по футболу FIFA, проводимого в 21 раз, пройдет в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Российская федерация в первый раз станет страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Проведение чемпионата запланировано на 12 стадионах в 11 городах России. Матч открытия и финал должны пройти в Москве в “ Лужниках ” . Один из полуфинальных матчей будет сыгран в Санкт-Петербурге, а другой – в Москве. Москва примет 12 матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. В “ Лужниках ” проведут семь игр. На стадионе “ Открытие Арена ” состоится пять игр.

Кроме этого, тренировочные базы будут располагаться на территории Московской области. Их подготовят в Дмитровском, Истринском, Наро-Фоминском, Пушкинском и Солнечногорском районах, а также в Бронницах, Долгопрудном, Домодедове, Лобне, Раменском и Химках.

Город без водителей: чем грозит мир беспилотного транспорта

Беспилотные автомобили и общественный транспорт уже начали проникать в повседневную жизнь развитых городов. Станут ли города более безопасными и чистыми с приходом беспилотников, почему внедрение современных технологий грозит безработицей, и для кого откроются новые возможности — в материале «Футуриста».

«Беспилотное» настоящее

Первый в мире беспилотный автомобиль — Navlab— был создан в 1986 году сотрудниками Университета Карнеги-Меллона. Это был переоборудованный фургон Chevrolet, который мог развить скорость лишь до 32 км/ч.

С момента появления первого автомобильного беспилотника прошло три десятилетия. И за это время укрепилась идея перехода к автодорожной эстетике, где водители будут не нужны. Сейчас разработкой беспилотных автомобилей занимаются General Motors, Volkswagen, Audi, BMW, Volvo, Nissan, Google, Uber и другие автоконцерны и корпорации.

Последние годы ленты пестрят новостями о транспорте будущего. Власти Парижа в 2017 году запустили в городе два беспилотных автобуса. Сделали это в качестве эксперимента, отдав беспилотникам короткий маршрут и выделив им отдельную полосу, где не ходит другой транспорт. В Японии беспилотники уже начали доставлять посылки, письма и прочую корреспонденцию. В России протестирован беспилотный автомобиль от «Яндекса». BMW к 2021 году собирается представить машину с автономной системой пятого уровня, которая предполагает отсутствие руля и педалей. Honda к 2025 году планирует создать беспилотник четвертого уровня автономности.

Согласно недавнему исследованию PwC, беспилотный транспорт появится в крупнейших городах мира к 2040 году. Причем, сначала это будет транспорт, который все же предполагает в определенных случаях вмешательство человека в процесс вождения. А затем, считают аналитики, произойдет переход автомобилей и другого дорожного транспорта к абсолютно автономному существованию.

Машины без водителя и ложное чувство безопасности

Концепт беспилотного автомобиля BMW Vision Next 100, представленный в 2016 году

Новая автодорожная эстетика, которая предлагает отказаться от водителей, требует изменений не только юридической базы, но инфраструктуры городов, и сознания людей. Очевидно, что не все смогут легко принять факт того, что машины будут управляться сами собой, решать, по какой трассе лучше ехать до дома, обгонять ли впереди едущую машину и как-то выпутываться из опасной ситуации.

Так что же вообще будет, когда водители станут не нужны? Во-первых, переход на беспилотные автомобили благоприятно скажется на окружающей среде, поскольку они работают на электротяге и не выбрасывают в атмосферу вредные газы. Учитывая, какой процент выбросов приходится на автомобили, это большой плюс.

Во-вторых, эксперты считают, что с приходом беспилотников на дорогах станет более безопасно. Сейчас безопасность дорожного движения, по крайней мере в России, остается одной из самых серьезных проблем. Только вдумайтесь: в 2017 году в авариях на российских дорогах погибли 19 тысяч человек.

Так, согласно одному из исследований, в период с 2035 по 2045 год благодаря беспилотным авто удастся сохранить жизнь более полумиллиона людей по всему миру. И при этом только в США за эти десять лет надеются сократить расходы на общественную безопасность на 234 млрд долларов.

Наверное, это возможно в идеальном мире, где искусственный интеллект не даст сбоя, где автомобиль справится с гололедом на российских дорогах или сообразит, что делать, если на трассу в неположенном месте выбежит ребенок. Пока что интеллектуальные способности беспилотных автомобилей вызывают сомнения. Несколько лет назад беспилотный автомобиль Google столкнулся с автобусом, решив, что тот его пропустит. Но водитель автобуса не сделал этого. И произошло ДТП, в результате которого, к счастью, никто не пострадал. А в марте этого года в США беспилотник Uber насмерть сбил женщину, которая переходила дорогу не на пешеходном переходе. После этого случая компания приостановила тестирование своих беспилотных автомобилей. В общем, чувство безопасности на дорогах в это новом мире без водителей может оказаться ложным.

Машины с интеллектом и безработица

Беспилотный автобус в Париже

Есть еще одна проблема, с которой придется столкнуться миру будущего. Переход на беспилотный транспорт грозит снижению занятости на рынке перевозок. Уже сейчас есть прогнозы, согласно которым не тысячи, и не сотни тысяч, а миллионы людей останутся без работы. Дальнобойщики, водители такси и общественного транспорта — все они окажутся не у дел. Более того, есть вероятность, что люди в принципе откажутся от личных автомобилей и переключатся на услуги аренды. Это значит, что без работы останутся и сотрудники ремонтных мастерских, автозаправок, страховых агентств, автостоянок. В Индии, где и без того высокая безработица, даже решили запретить беспилотные автомобили, заявив, что не допустят технологий, которые отнимут рабочие места у людей.

Но не все так плохо. Новая реальность способна открыть и новые возможности для людей, которые ранее не могли водить машину. Это относится, например, к инвалидам. Собственно, они и в этой новой реальности не смогут стать водителями. Но это и не потребуется — им не придется нажимать на педали, или управлять рулем. Машина все сделает за них.

Предполагается, что беспилотные автомобили будут поумнее многих водителей — используя данные о пробках, авариях, да и вообще дорожном трафике, они смогут выстраивать оптимальный маршрут. Благодаря этому сократится время на поездку до работы. По прогнозу экспертов, если человек «переквалифицируется» из водителя в пассажира, у него появится 50 дополнительных минут свободного времени. Потратить их можно на чтение книги в авто, или просмотр фильма, или выполнение какой-нибудь работы по дороге до офиса.

Есть вероятность, что уменьшится уровень стресса. Не надо сидеть за рулем и переживать, как перестроиться в другой ряд, припарковать удачно машину или превысить скорость на глазах у полицейских. Все это будет решать интеллектуальная система автомобиля. Правда, для этого людям придется еще научиться ей доверять, иначе уровень стресса наоборот вырастет в разы.

Ссылка на основную публикацию
  • ВКонтакте
  • Facebook