В Адыгее погибла туристка из Сочи – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

В горах Адыгеи погибла 29-летняя туристка

2020-1-9 12:16

На смотровой площадке в районе Азишской пещеры девушка попыталась сделать фото, но сорвалась в обрыв

Подробнее читайте на adigea.aif.ru .

В горах Адыгеи откроют новый туристский маршрут «Хаски в Лагонаках»

Кавказский заповедник планирует до начала 2020 года или в январе открыть новый маршрут для туристов в Адыгее — катание на собачьих упряжках в районе плато Лагонаки

В горах Адыгеи объявлена лавиноопасность

Экстренное предупреждение в связи с возможным сходом лавин в горах распространило ФГБУ Северо-Кавказское УГМС

В горах Адыгеи устроят День халюжа

В Адыгее началась подготовка к гастрономическому празднику — Дню халюжа, который состоится 15 июня на площадке туристского комплекса «Водопады Руфабго»

В горах Адыгеи подготовили площадки для строительства новых туристских комплексов

В горной части Адыгеи после инвентаризации земель приступили к формированию инвестиционных площадок yuga.ru »

В горах Адыгеи прошел фестиваль бэккантри и фрирайда Дух открытий

Всего в фестивале приняли участие около 30 спортсменов из разных регионов страны. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодарский край и Адыгея

В горах Адыгеи погиб житель Краснодарского края

В течение трёх дней спасатели искали пропавшего мужчину adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи спасатели оказали помощь туристу

7 августа, на пульт оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Республике Адыгея поступила информация от группы туристов из Краснодара, которые шли с Княжеской Поляны на гору Большой Тхач, Майкопского района. 01.mchs.gov.ru »

В горах Адыгеи высадили тысячу саженцев самшита

Мероприятие стало уже третьей акцией по высадке самшита колхидского adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи и Кубани прогнозируют маловодье из-за недостатка снега в горах

В Гидрометцентре Адыгеи сообщили, что недостаток снегозапаса в горах республики и Краснодарского края приведет к маловодью летом yuga.ru »

В горах Адыгеи впервые пройдут престижные бэккантри-соревнования

С 3 по 10 марта в Адыгее впервые пройдет один из этапов мультиспортивных соревнований Opinion Cup – бэккантри: пеший подъем на гору и фрирайдный спуск с нее yuga.ru »

В горах Адыгеи грузовик упал в реку

В Майкопском районе Адыгеи произошло ДТП, в котором погиб водитель автомобиля. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи грузовик упал в реку

В результате аварии один человек погиб adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи произошла авария, погиб человек, двое пропали без вести

Сотрудники Адыгейского Южного регионального поисково-спасательный отряд всю ночь работали на месте ДТП, пытаясь найти пострадавших и вытаскивая из ущелья грузовой автомобиль и легковушку, водитель которой погиб на месте adygtv.ru »

В горах Адыгеи высота снежного покрова достигает 50 сантиметров

На дорогах республики работает 69 единиц техники adigeatoday.ru »

Турист из Туапсе найден мертвым в горах Адыгеи

Лесорубы обнаружили тело мужчины, пропавшего 31 октября в горах Адыгеи, в районе станицы Севастопольской Майкопского района, сообщили сегодня в МЧС. kavkaz-uzel.ru »

В горах Кубани и Адыгеи прогнозируют лавиноопасность

МЧС предупредило о риске схода лавин в горах Краснодарского края и Адыгеи yuga.ru »

В горах Адыгеи устроят кросс-кантри для велотуристов

В Адыгее в районе поселка Каменномостского и станицы Даховской 5 ноября организуют осенний этап кросс-кантри по природным достопримечательностям yuga.ru »

В горах Адыгеи пропал турист из Туапсе

Шестеро спасателей продолжают поисково-спасательную работу в горах adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи выпал первый снег. Дорожные службы вышли на уборку дорог

В горной части Адыгеи 31 октября начался первый снегопад, который продолжился днем yuga.ru »

В горах Адыгеи прошёл фестиваль осеннего отдыха «Лагонаки-2017»

Зрители посетили выставку-ярмарку мастеров традиционных промыслов и ремесел adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи прошёл фестиваль осеннего отдыха «Лагонаки-2017

Зрители посетили выставку-ярмарку мастеров традиционных промыслов и ремесел adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи в выходные пройдёт фестиваль осеннего отдыха «Лагонаки-2017»

Посетить двухдневный фестиваль сможет любой желающий adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи пройдет осенний фестиваль Лагонаки-фест

По замыслу организаторов, он призван представить туристско-рекреационные возможности горной части Краснодарского края, Республики Адыгея и настоящей жемчужины этих мест нагорья Лаго-Наки. adygtv.ru »

В горах Адыгеи ликвидировали возгорание возле канатной дороги

Возгорание сухой травы в районе станицы Даховская в Адыгее ликвидировано, канатная дорога заработала в штатном режиме, и туристы смогли спуститься с хребта Уна-Коз yuga.ru »

В горах Адыгеи закольцуют туристские маршруты от Гузерипля к Лагонаки

В Адыгее для дополнительного доступа к плато Лагонаки планируют построить участок дороги от поселка Гузерипль yuga.ru »

Как в горах Адыгеи прошли соревнования по догтрекингу

ADIGEA.AIF.RU публикует фоторепортаж зрелищных соревнований. adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи впервые прошли соревнования под названием догтрекинг

Победителями необычного турнира стали майкопчане adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи спасены туристы

Помощь спасателей понадобилась 29 августа трем туристам, которые не смогли самостоятельно перебраться через горную реку Белую в Майкопском районе Адыгеи из-за резкого подъема воды. kavkaz-uzel.ru »

В горах Адыгеи завершился XIX Летний методологический университет АГУ

С 24 по 31 июля на территории учебно-оздоровительной базы АГУ «Горная легенда» более 50-ти лучших студентов университета, отобранных для участия в проекте, прошли образовательную программу, направленную на освоение навыков проектной… news.rambler.ru »

В горах Адыгеи завершился XIX Летний методологический университет АГУ

В образовательную программу ЛМУ-2017 вошла не только теория: практике уделялось большое внимание adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи у мужчины случился сердечный приступ

В районе Азишской пещеры у одного из отдыхающих случился инфаркт. Спасти человека удалось с помощью спасателей Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России. «Спасатели незамедлительно выехали в район происшествия. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи у мужчины случился сердечный приступ

Спасатели оказали первую помощь туристу adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи спасен травмированный турист из Сочи

Сотрудники Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России эвакуировали из труднодоступного горного массива жителя Сочи, серьезно повредившего колено. kavkaz-uzel.ru »

В горах Адыгеи отметят День халюжа

3 июня на водопадах «Руфабго» пройдет праздничный день «Адыгэ Хьалыжъуа» — адыгского щэляма с адыгским сыром. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи заблудился житель Владимирской области

Мужчина в одиночку путешествовал в горах на плато Лагонаки. При помощи навигатора турист шел по намеченному маршруту. «Вскоре начавшийся проливной дождь и сильный ветер сильно нарушили его планы. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи заблудился житель Владимирской области

Медицинская помощь туристу не потребовалась adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи турист попал под снежную лавину

Причем сход снега вызвал его товарищ, который на снегоходе подрезал склон adygtv.ru »

В горах Адыгеи по-прежнему сохраняется высокая вероятность схода лавин

МЧС распространило экстренное предупреждение adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи снова лавиноопасно

Спасатели предупреждают о лавиноопасности в горах Адыгеи. МЧС распространило экстренное предупреждение. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи снова лавиноопасно

МЧС распространило экстренное предупреждение adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи продолжают дежурить бригады экстренного реагирования

Бригады экстренного реагирования Центра медицины катастроф и сотрудников поисково-спасательного отряда МЧС России продолжают дежурить в горных районах республики. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи продолжают дежурить бригады экстренного реагирования

Наибольшее количество травм люди получают при катании со склонов на санках, прежде всего надувных, так называемых «тюбингах» adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи по-прежнему сохраняется опасность схода лавин

Туристам не рекомендуют подниматься выше 1500 метров adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи сохраняется лавиноопасность

17 января 2017 года в горных районах Адыгеи на высоте выше 2000 метров лавиноопасно. В этой связи республиканское управление МЧС распространило экстренное предупреждение. news.rambler.ru »

В горах Адыгеи сохраняется лавиноопасность

МЧС распространило экстренное предупреждение adigea.aif.ru »

В горах Адыгеи сохраняется лавиноопасность

Туристам не рекомендуют подниматься выше 2000 метров adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи на зимних каникулах побывали 100 тыс. туристов

Около 100 тыс. туристов и экскурсантов выбрали горную Адыгею для отдыха во время минувших новогодних каникул yuga.ru »

В горах Адыгеи действует маршрут «Зимний Абадзеш»

На протяжении маршрута открываются панорамные виды заснеженных гор adigeatoday.ru »

В горах Адыгеи действует маршрут «Зимний Абадзеш»

Выжившая. Как туристка из Германии без припасов три дня спасалась в сибирской тайге

Туристка из Германии, байдарка которой перевернулась во время сплава по горной реке Чара в труднодоступном Каларском районе на севере Забайкальского края, оставшись без припасов, трое суток жила в тайге в вырытой под деревом землянке. Об этом во вторник корреспонденту ТАСС рассказала сама путешественница.

13 июля стало известно, что жители Каларского района спасли туристку из Германии, которая в одиночку сплавлялась по реке, а после того как ее лодка перевернулась, три дня прожила в тайге. Как рассказал тогда ТАСС глава района Павел Романов, женщину случайно нашли охотники и рыбаки.

“Мне больше 50 лет, из которых почти 30 лет я занимаюсь сплавами в основном на спортивных катамаранах по рекам до шестой категории сложности. Чаще всего я сплавляюсь по рекам в России, и раньше уже совершала одиночные маршруты по рекам Витим и Калар в Забайкалье. До сих пор у меня не было ни одной аварии”, – сказала туристка Виктория, свою фамилию женщина, которая работает школьным учителем, попросила не называть по личным обстоятельствам.

Свой очередной соло-маршрут путешественница начала от эвенкийского села Чапо-Олого, которое находится в 50 км от железнодорожной станции Чара. Ей предстояло пройти по воде 900 км до города Олекминск в Якутии, куда она собиралась добраться к 7 августа. “Свой маршрут, как и положено, я зарегистрировала в поисково-спасательном отряде Каларского района и в МЧС Якутии”, – подчеркнула она.

Авария произошла на 154 км маршрута, при прохождении Торского каскада порогов – самого сложного препятствия на реке Чара. “На последнем пороге, когда я уже начала думать о предстоящем отдыхе на спокойной воде, моя байдарка попала в мощный обратный слив, так называемую “бочку”, и перевернулась. Сама я не пострадала, но мне не удалось вытащить на берег лодку с едой, одеждой, снаряжением, деньгами и документами. Я выбралась на песчаную отмель и под проливным дождем, чтобы не замерзнуть, стала рыть нору под корнями поваленного дерева”, – сказала Виктория.

Туристка уточнила, что из всех вещей на ней были только промокший неопреновый костюм, спасательный жилет, перчатки, ветрозащитная куртка и шлем.

“Еще была зажигалка, но она отсырела и заработала лишь на третьи сутки, когда закончился дождь”, – уточнила Виктория. Берег, на который удалось выбраться немке, окружали 400-метровые скалы, взбираться по сыпным склонам которых в дождь и туман было опасно.

Двигаться, чтобы выжить

“Я понимала, что если перестану двигаться, то могу переохладиться, заболеть, получить воспаление легких. И хотя больше всего хотелось свернуться калачиком, я внутренне ругала себя и заставляла что-то делать. Сначала я рыла нору, в которой жила, потом закрывала ее сверху ветками наподобие шалаша. Потом я целый день выкладывала на песчаной косе двухметровую надпись “S.O.S” из валунов, которые вытаскивала из русла реки”, – рассказала путешественница.

По ее словам, главной трудностью было психологическое преодоление. “А вот чувства страха не было, наверное, потому что я все силы направила на то, чтобы постоянно двигаться”, – отметила Виктория. Трудностей добавляли холод, дождь и гнус – многочисленные оводы, комары и мошка.

“Воду я пила из реки и, как ни странно, не испытывала голода. Оказалось, что в такой экстремальной ситуации это было неважно”, – рассказала она.

На третьи сутки после крушения выглянуло солнце, у Виктории заработала зажигалка, она смогла разжечь большой костер и просушить на нем свою одежду. В тот же день ее случайно увидели и подобрали местные жители – геолог Дмитрий Вояковский и сотрудник МЧС Альберт Ерохин, проплывавшие мимо на моторном рафте. Они возвращали в поселок Чара после отдыха в тайге.

Для будущих путешественников

Еще полтора суток Виктория добиралась до поселка Чара, где ее приняли под опеку глава Каларского района Павел Романов и сотрудница МЧС Ксения Евдокимова. Они обеспечили женщину жильем и всем необходимым. Она связалась с родственниками, которые отправили ей деньги, обратилась в генеральное консульство Германии в Новосибирске и теперь ждет оттуда документы, чтобы улететь из Забайкалья.

“К сожалению, в Чаре мне бросилась в глаза несовременная техника, которой оснащен поисково-спасательный отряд Каларского района. У спасателей нет необходимых для прохождения речных порогов моторафтов. Спасение людей – а здесь часто путешествуют туристы не только из регионов России, но и из других стран – возможно только с воздуха, а это влечет как и большие расходы, так и зависимость от погоды и рельефа: в дождливый или туманный день вертолет не может вылететь, а на многих участках – сесть”, – посетовала Виктория.

Она отметила, что хотела бы обратить внимание на эту техническую необеспеченность ради будущих туристов, которые могут попасть в аналогичные ситуации. “Мне повезло так, как может повезти далеко не каждому. И я бы очень хотела, чтобы та история, в которую я попала, помогла обратить внимание на нужды спасателей и переоснастить поисково-спасательный отряд Каларского района. Это важно для того, чтобы те, кто будут сплавляться по рекам на севере Забайкалья, знали – если случится беда, помощь обязательно придет”, – заключила туристка.

Читайте также:  В аэропорту Леонардо да Винчи задержали воров

apstru › Блог › Сказочная Адыгея. Начало пути

В этот момент понимаешь — отпуск начался. Прощай работа, прощай суета и обязанности, к черту всех! Я свободен )))

С обеда до самого вечера мы ехали без особых остановок, только небольшие перекусы, в итоге ближе к девяти вечера поворачиваем с основной трассы М4 на дорогу к Усть-Лабинску. После хорошо освещенной трассы, эта дорога показалась пустынной и очень темной, но тем интереснее! Адреналин зашкаливает, едем дальше ) Около полуночи находим стоянку “Лукойл” и ночуем на ней.
Утром с новыми силами продолжаем путь. И вот мы уже в Адыгее, первая остановка поселок Каменномостский, а именно мост через реку Белая около этого поселка. Почему? Потому что здесь находится так называемая Долина аммонитов. Это уникальный памятник природы, расположенный в долине реки Белой. Начинается эта достопримечательность у Хаджохской теснины, далее следует вниз по течению Белой, и заканчивается у станицы Абадзеховской. Останавливаем машину после моста и спускаемся вниз к реке.

Аммониты – это вымерший подкласс головоногих моллюсков, которые жили на Земле в период между 419 млн лет назад и 145 млн лет назад. Вымерли они примерно в то же время, что и динозавры. Останки представляют собой спиралевидные раковины разного размера – от 1 см до 2 м. Аммониты – жители древнего океана. Больше всего останков обитателей океана можно найти вдоль русла реки Белой между Хаджохской тесниной и поселком Тульский. И мы нашли, даже не разбивая и не ломая каменные конкреции у реки.

Затем при въезде в Каменномостский сразу попали в Сад камней. Это музей артефактов и древних останков которым руководит Юрий Петрович Огай. Кому интересно найдет о нем информацию в интернете — от себя могу лишь сказать — это здорово встречать таких воистину увлеченных и необычных людей. Заряжаешься от них новой энергией, вспоминаешь как загадочна жизнь. С удовольствием послушали его рассказ о музее и его экспонатах, пообщались и на другие интересные темы такие как целительство, дольмены, горы.

Пообщавшись с этим добрым человеком и узнав много нового и интересного, мы отправились дальше. Наш путь лежал к Хаджохской теснине. Это извилистая щель в скалах над рекой Белая, которая протекает через юго-западную часть поселка Каменномостский. Длина теснины составляет 400 метров, глубина – около 40, ширина в разных участках колеблется от 2 до 7 метров. Мы не стали платить в кассу, а обошли ее в глубь поселка направо и вышли к лесной тропе. Гуляя и фотографируя, шли вдоль пропасти над бирюзовыми водами реки.

А потом увидели дорогу к реке и решили спуститься. Перед нашими глазами открылась неописуемая красота — зажатый скалами бурлящий поток реки лазурного цвета посреди бушующего леса.

Нагулявшись вдоволь, отправляемся дальше. Перекусываем в Даховской и сворачиваем на мост через реку Белая в сторону Лаго-Наки. Но у нас нет цели в этот раз ехать на плато — мы просто гуляем, останавливаясь на многочисленных смотровых площадках.

И вот останавливаемся в очередном живописном месте, паркуем машину рядом с Ниссан Икстрейл, сверкающем в вечерних отблесках солнца.

Территория огорожена деревянными воротами, которые в данный момент открыты настеж. Идем сквозь лес на зеленую поляну. Нам открывается вид необычайной красоты — на зеленой лужайке стоят деревянные беседки, мангалы, а дальше…обрыв и панорама далеких и величественных гор. Вдали виднеются Большой и Малый Тхачи и Чертовы ворота… так далеки, и так прекрасны.

Гуляя, встречаем веселого мужичка с собаками. Это его Ниссан стоял у въезда на эту поляну. Добродушный хозяин предлагает нам за 500 рублей остаться тут на ночевку. Говорит, что никто нас не обидит и не побеспокоит, он закроет ворота и мы можем тут тусить всю ночь и делать, что пожелаем ))) Идея веселая, но все таки мы не планировали наш вечер именно так. Благодарим и возвращаемся назад к трассе. Едем дальше в Гузерипль.

Дорога наша лежит вдоль реки Белая, останавливаемся в особенно интересных местах. Сами того не зная, выходим в живописном месте — здесь вода бурлит, бьется о бурые камни, шум стоит сильнейший, стихия бушует! Как оказалось, это был Гранитный каньон. Изучили в интернете — 200 метровое ущелье, изрезанное потоками стремительной реки Белая. Начало каньона лежит между поселками Хамыши и Даховская. Возможность обуздать горный поток заставляет сотни желающих каждый год кидать ему вызов. Гранитный каньон республики Адыгея завораживает дух. Это одновременно красивое и пугающее своей величественностью место.

Вечереет. Мы уже вторые сутки за рулем, хоть и очень интересно, но всетаки усталость дает о себе знать. Прибываем в Гузерипль, он находится на границе с Кавказским заповедником. Находим отель, селимся. Очень уютный дворик, двухкомнатный номер, кухня, туалет. Балкон выходит на реку Белая — это праздник души какой-то…

Вечером пьем вино на балконе, закинув усталые ноги на перила, слушаем, как течет река, щебечут ночные птицы. А утром новые планы, нам предстоит путешествие к основанию гор Фишт и Оштен, то, о чем мы мечтали с долгой холодной зимы… Просыпаемся, собираемся, выдвигаемся… Покупаем билеты в заповедник на КПП, наслаждаемся видами природы вокруг.

Автопутешествие по Кубани и Адыгее: осваиваем экомаршруты

Горы, море, пещеры, водопады, сафари-парк – отпуск мечты многих и многих людей. А ведь для того чтобы сделать его реальностью, нужно не так уж и много сил и времени. Примерно 2 недели, свободные от работы и прочих дел, и желание проводить за рулем несколько часов подряд. Не забудьте о приятных попутчиках, без них автомобильное путешествие будет скучным.

Предлагаем отправиться на юг России, в Краснодарский край, и захватить Адыгею. А маршрут будет проходить через Хосту, Сочи (Красную Поляну), Дагомыс, Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Горячий Ключ, Белореченск, Майкоп, станицу Даховскую и поселок Гузерипль. Общая протяженность – 350 километров. Не все города маршрута представляют собой интерес для автопутешественников, но подробное описание пути поможет не сбиться с намеченного курса.

Природа в местах путешествия потрясающая. Горы радуют глаз всеми оттенками зеленого цвета. На Кубани дорога идет то по берегу моря, то кружит серпантином. Многие путешественники зачастую отстают от заранее намеченного графика движения, ведь постоянно хочется останавливаться, чтобы фотографировать виды природы.

В летнее время трафик в этих местах большой. Тысячи автомобилистов с друзьями и семьями из разных регионов спешат в разные города черноморского побережья, чтобы захватить кусочек южного солнца. Поэтому нередки дорожные заторы, особенно из-за тех водителей, которые не привыкли ездить по серпантину. Протяженность самого непростого участка горной дороги, от Сочи до Джубги, – 200 километров. Но и он заканчивается – дальше будет проще.

Пока не проедете черноморское побережье, повсюду рискуете быть остановленными местными сотрудниками ДПС. В особенности если на машине номера другого региона. Сочувствуем москвичам, жителям Подмосковья и питерцам: эта троица бьет рекорды по количеству проверок документов.

Дорога на всем протяжении маршрута отличная. Но это больше характерно для Краснодарского края и пути до Майкопа. В адыгейских горах асфальт сменяет грунтовка.

Приятная особенность маршрута – большое число автозаправок на пути. Поэтому о запасе бензина думать не стоит. Но заправляться все же стоит не на первой попавшейся «точке», а на АЗС, известных хорошим качеством топлива. Например, на «Роснефти», тем более что автозаправочных станций этой компании на маршруте будет много.

Хоста (точка интереса – Воронцовские пещеры)

Первый памятник природы на маршруте – Воронцовские пещеры. Это, наверное, лучшее, что есть в этом местечке Краснодарского края. Они названы в честь графа Иллариона Воронцова-Дашкова, российского наместника на Кавказе в 1905–1916 годах.

Чтобы доехать к пещерам от города Хоста (это район Большого Сочи), езжайте в сторону села Калиновое Озеро, за которым найдете и живописные чайные плантации. Предстоит много подъемов и спусков, поэтому может закладывать уши. Запасайтесь леденцами, с их помощью легче переносить постоянные перепады давления.

Особенность дороги к Воронцовским пещерам – свиньи и коровы, которые пасутся сами по себе. Многие животные лежат прямо на проезжей части. Будьте осторожны при объезде.

Затем асфальтовая дорога спускается к горной реке Восточная Хоста и серпантином поднимается к деревне Воронцовка. Кстати, здесь готовят отличный мед и домашнее вино. Но пещера впереди, поэтому на дегустацию не отвлекайтесь.

Ближе к Воронцовским пещерам дорога заходит в реликтовую рощу высоченных восточных буков. Это красиво и внушительно. Предстоит проехать еще несколько километров, и когда увидите памятник погибшим летчикам, можете останавливаться. 15 минут пешком – и вы уже у грота Прометея. А рядом с пещерой не забудьте сфотографироваться с рукотворными языческими идолами, вырезанными из камня и дерева.

Воронцовские пещеры (теперь это частная собственность) – одни из самых больших и протяженных на Кавказе. Их полная длина – более 11 километров, перепады высоты – 240 метров. Пещеры не только замечательный геологический памятник, в них археологи обнаружили многочисленные вещественные доказательства заселения Кавказа первобытным человеком, который обитал здесь 15–20 тысяч лет назад. А в более удаленных ответвлениях системы и сейчас находят останки пещерных медведей.

Перед спуском в пещеры захватите с собой теплую одежду, так как круглый год там одинаковая температура – около 12 градусов. Влажность – почти 100%.

А вот и впечатления и советы от автопутешественницы, которая заглянула в недра пещеры: «Внутрь пускают группами по 15 человек в сопровождении экскурсовода. С каждым шагом тьма в пещере сгущается, щебет птиц и шум ветра остаются за спиной. Все погружаемся в царство вечного мрака. Перед нами высокие галереи и причудливые улитки гротов. Трудно поверить, но все бесконечные проходы и огромные залы созданы обычной водой. Не зря говорят, что капля камень точит. Сотни тысяч лет подземные ручьи вгрызались в известняк, и небольшие трещины превращались в просторные ходы и глубокие колодцы. Вода и сегодня струится по пещере, промывая ходы и возводя плотины. Вернувшись на поверхность, уже по-новому оцениваешь солнечный свет, прелесть лесных цветов, пение птиц и яркие краски Кавказских гор».

Продолжительность экскурсии по Воронцовским пещерам – 4 часа. Пройти предстоит 2 километра.

Сочи (точка интереса – Красная Поляна)

Лучше гор могут быть только горы. Поэтому после посещения Воронцовских пещер едем за новой порцией впечатлений – теперь на Красную Поляну.

Расстояние – 50 километров: 10 – от Хосты до Сочи, и 40 – от столицы зимней Олимпиады-2014 до Красной Поляны.

Водители, будьте внимательнее в пути. На дороге есть подвохи – развязки. Очень легко промахнуться, если пропустить указатель. GPS-навигаторы в тех местах редко работают корректно. А все из-за подготовки к олимпиаде. Обновления спутниковых гаджетов не успевают за темпами строительно-дорожных работ. Заложником непонятных с первого взгляда развязок стал один из автомобилистов Андрей: «Дорожная развязка после Сочи огорошила нешуточно. Во-первых, размерами. Во-вторых, витиеватостью. И указатели там соответствующие. Их наверняка рисовал художник. Что обозначают стрелки уголком, примерно понятно. А вот что обозначают стрелки в виде змейки, абсолютно непонятно. Но, проскочив нужный поворот и прокатившись лишний раз по кругу, мы со второго захода все же выскочили на нужную нам трассу».

На Красную Поляну ехать лучше пораньше. Во-первых, меньше заторов. Во-вторых, если решили прокатиться на канатной дороге, можно попасть не на все уровни в связи с ранним закрытием. Помните, что посадка на четвертый этап прекращается в 15.40.

Читайте также:  Уничтожить паспорт и остаться на Мальдивах предлагают туристам

На каждом этапе канатной дороги нужно выходить и самостоятельно пересаживаться на новый подъемник. На всех остановках есть кафе или бар. Чем выше подъем, тем крепче напитки в продаже. Подъем занимает около часа – в среднем по 15 минут на каждый этап.

Тем, кто боится высоты, на Красной Поляне будет жутковато. Уже знакомый нам автотурист Андрей делится своими впечатлениями: «Когда поднимаешься вверх, экстремальных ощущений особо нет. Так, на уровне от 1,5 до 5 метров земля и даже ногами до кустиков можно достать. А вот при спуске дух уже захватывает».

И еще одна особенность Красной Поляны – даже летом без теплой одежды там зябко. На многих вершинах температура падает до нуля градусов. Местами можно увидеть снег. И не забудьте солнцезащитные средства. Высокогорный загар, по заверениям многих туристов, «прилипает незаметно, поэтому легко обгореть».

А еще на Красной Поляне очень высокие цены на еду и напитки. Поэтому при поездке в это местечко берите больше денег. Отдых здесь лучше не затягивать, так как стоимость гостиничных номеров также высокая. На личное покорение этой краснодарской вершины и осмотр местных красот планируйте примерно 4 часа.

Туапсе (точка интереса – скала Киселева)

Дальнейший путь лежит по побережью через Дагомыс и Лазаревское. Назначение маршрута этого дня – город Туапсе. Расстояние от Сочи до него – 142 километра.

Туапсе знаменит уникальным памятником природы – скалой Киселева. Она названа в честь художника А. А. Киселева, в начале ХХ века писавшего местные пейзажи.

Но скала известна не только именем знаменитого художника. Помните фильм «Бриллиантовая рука»? А эпизод рыбалки? Его снимали как раз в том месте, куда и ведет наш маршрут. Каждый год туристы ставят рекорды по покорению скалы. А это, честно говоря, дело непростое. Поэтому перед посещением достопримечательности лучше отдохнуть.

Остановиться можно в немногочисленных гостиницах Туапсе или частном секторе. Стоимость суточного проживания: с комфортом – от 1 500 рублей, в относительно спартанских условиях (без душа и санузла в комнате) – от 500 рублей. А вот мест, где можно поесть, в Туапсе больше – везде работают прибрежные кафе.

И к скале Киселева. Это красивое зрелище. Своими впечатлениями делится туристка Ирина: «Фасад скалы – отвесная стена высотой 46 метров, уходящая в воду и там продолжающаяся. Глубина приличная. Берег вокруг, словно огромный слоистый пирог: пласты песчаника и других более твердых пород, чередуясь между собой, тянутся параллельно береговой линии, образуя в воде местами подобие рифов. И вдруг эта громада вертикально вздымается. У скалы края рифленые, а та сторона, что обращена к морю, идеально гладкая и прочная, как бетон. Рядом труднодоступный при спуске сверху, но очень живописный пляжик (к нему проход по ручью, круто обрывающемуся на скальные и почти вертикальные “ступеньки”)».

А теперь максимум полезной информации: поблизости со скалой нет родников. Поэтому туристам воду необходимо брать с собой. Это в особенности относится к тем, кто разбивает на берегу палаточный лагерь.

В непогоду находиться рядом со скалой опасно. В этом убедился путешественник Виктор: «Под скалой палатку ставить опасно – все осыпается, с гор идет вода. Но и на пляже есть риск, так как море бьет волной. Палатка может поплыть».

Надеемся, что погода в дни вашего путешествия будет солнечной и без осадков. Поэтому при посещении скалы Киселева воспользуйтесь рекомендацией туристки Елены Кропотовой и пройдитесь по окрестностям. Заодно узнаете новый путь к скале: «К ней можно подобраться по берегу с пляжа. Но есть путь через высоты. Дело в том, что в недалеком прошлом там была ракетная военная база. Теперь она заброшена. Но остались гигантские бункеры, подземные лабиринты, доты, укрепления и пещеры». Елена подсказывает и пути возвращения со скалы: «Есть экстремальный маршрут – через скалу. Залезть на нее, пройти лесом и выйти на автомобильную магистраль. Второй путь – берегом до Туапсе».

После посещения скалы Киселева стоит провести еще одну ночь в Туапсе, чтобы восстановить силы, и затем вновь отправляться в путь.

Геленджик (точки интереса – сафари-парк, скала Парус)

От Туапсе до Геленджика 134 километра. Путь приятный: дороги широкие и красивые, указатели понятные. Заблудиться здесь невозможно. За окном будет дивной красоты природа, только вот водителю на нее отвлекаться нельзя, потому что по всему участку дороги установлены средства видеофиксации скорости. Внимательно следите за сигналами фар встречных водителей, которые практически всегда предупреждают о «засаде».

В Геленджике знакомство с местной природой лучше начинать в сафари-парке. Он расположен на склоне Маркхотского хребта. Территория парка составляет почти 160 га. Воздух там кристальной чистоты, а все потому, что вы попадаете в лиственный и хвойный лес с полянами, где много красивейших полевых цветов.

У этого природного уголка помимо экологической чистоты есть еще две особенности: зоопарк и канатная дорога длиной 1 600 метров и высотой подъема 645 метров.

Турист Александр советует посещать сафари-парк с утра, так как днем жарко и животные предпочитают отдыхать. Относительно билетов: их можно покупать отдельно на все виды развлечений, но есть и по типу «все включено». Кстати, они намного дешевле.

В 20 километрах от Геленджика есть еще один уникальный памятник природы. В поселке Прасковеевка найдете скалу Парус. Ее высота – 30 метров, длина 25 метров и толщина около метра. Все это великолепие возвышается прямо из воды, начинаясь на берегу. Скала таит в себе загадку – сквозное отверстие диаметром около метра. Официального объяснения этому явлению нет до сих пор. Второй достопримечательностью Прасковеевки является чистейшее море. Многие его считают самым чистым в Геленджикском районе.

Из минусов – в Прасковеевке можете испытывать трудности с качеством сотовой связи. А еще не рассчитывайте здесь найти места, где можно отдохнуть с размахом и музыкой. Атмосфера в Прасковеевке очень умиротворенная.

Если есть желание провести здесь пару дней, можно снять жилье в частном секторе. Стоимость разнится от 350 до 1 500 рублей за сутки. Почему такой разброс цен? От наличия условий для комфортного проживания.

Если же тянет туда, где жизнь бьет ключом и переливается всеми красками летнего юга, – возвращайтесь в Геленджик. Здесь после дневного странствия по местным достопримечательностям можно и в кафе отдохнуть, и на ночных дискотеках потанцевать.

Стоимость проживания в городских гостиницах со всеми удобствами – от 1 500 рублей в сутки. Есть и дешевле – от 1 000 рублей, но и комфорта, соответственно, меньше.

Адыгея, станица Даховская

Предстоит самый длинный перегон путешествия – 284 километра. Чтобы оказаться в соседней с Краснодарским краем автономной Республике Адыгее, необходимо проехать через Горячий Ключ и Белореченск. Граница между регионами условная – обычный КПП. Останавливают там не всех, но если на машине глухая тонировка (что противоречит правилам дорожного движения) или за рулем сидит молодой человек очень спортивного телосложения в солнцезащитных очках, будьте готовы к взмаху полосатого жезла. Кто-то хмыкнет или даже усомнится по этому поводу. Но опыт многих автопутешественников, пересекающих границу Кубани и Адыгеи, убеждает в таких особенностях работы местной инспекции дорожного движения.

Далее на пути Майкоп. Красивый город. Но так как наше путешествие больше экологическое, чем культурно-познавательное, едем в горы. Путь лежит к станице Даховской. Это место можно назвать стыком цивилизации и природы. И вот как о бытовых условиях после посещения Даховской рассказывает туристка Ирина: «Здесь много отелей-турбаз с двухэтажными домиками от 3 до 4-х номеров с удобствами. За номер мы платили 2 100 рублей. В эту стоимость входит завтрак в кафе на территории, без выбора, но довольно приличный и разнообразный. Можно обедать и ужинать – все приготовят к назначенному времени, лишь надо объявить о своем желании. Со всех веранд открывается великолепный вид на заросшие лесом горные вершины. У домиков бесплатная стоянка для машин».

А теперь о том, что интересного в Даховской. Если вы предпочитаете не все время передвигаться на машине, пешком можете прогуляться к небольшой ферме с прокатом лошадей. Стоимость – 150 рублей в час. Для этого надо пройти по подвесному мосту через бурную горную реку Белую. На расстоянии 3–4 километров от поселка с отелями и базами отдыха, на реке Сюк, находится водопад. А выше него, на горе, заброшенные штольни рудника Никель.

Если предпочитаете автомобильные прогулки, посетите Ходжохскую теснину. Ее найдете в соседнем с Даховской поселке Каменномостский. Это уникальное место, где река прорезала километровый каньон с шириной 5–7 метров и глубиной 40–60 метров. Вход в каньон платный. По пути вам будут и водопады Руфабго.

Поселок Гузерипль

Поселок Гузерипль находится в Майкопском районе у подножия Главного Кавказского хребта. К нему ведет непростая дорога, местами асфальт оседает и проваливается.

Сам поселок небольшой, но для экопутешествия это даже преимущество. После переезда по мосту через реку Белая вы попадаете на территорию Кавказского биосферного заповедника. Вход платный. На его территории найдете богатый мир флор и фауны, а еще самый большой в Адыгее дольмен. Бытует мнение: если к нему прислониться и загадать желание, оно обязательно исполнится.

На реке Малчепа в Гузерипле вы найдете красивый водопад, падающий с плотины старой гидроэлектростанции. В поселке можно провести 2–3 дня отпуска. Снять жилье легко как в одной из 4 гостиниц или 2 кемпингах, так и у местных жителей. Стоимость – от 1 000 рублей в сутки. Многие туристы разбивают палатки прямо на берегу реки Белой. Продукты можно покупать в местных магазинчиках. Большого ассортимента не ждите, но все необходимое есть.

Завершение экопутешествия

Все-таки приятно выбираться в горы, к морю. И не для того, чтобы проводить время в бесцельном лежании под солнцем, а ради активного отдыха. Недаром туры по экологически чистым уголкам с памятниками природы становятся все популярнее. Жители мегаполисов соскучились по настоящей природе, запаху цветов, лесам, рекам и водопадам, а на российском юге таких оазисов очень много. И если вы решите проехать по предложенному нами маршруту, будем очень рады. Желаем приятного путешествия!

Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Кропотову, а также автопутешественников Андрея, Ирину, Александра, Виктора.

В Адыгее погибла туристка из Сочи – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Автор: Крупенчук А.И., Крупенчук О.О., Буянов Е.В.

– (Буянов) Есть горы, которые с полным правом можно назвать «горами-убийцами». С известными именами и многочисленными трагедиями на склонах. Нанга-Парбат, Чогори (К-2), Дхулагири, пик Победы. Есть горы, которые «набрали» немало трагедий просто потому, что на них ходит очень много народа, – Монблан, Эльбрус, Мак-Кинли. Конечно, потенциальными «людоедами» являются все «горы-гиганты» высотой более 5000 м, и все высокие и крутостенные «горы-ножи» типа Маттерхорна (4478) или Ушбы (4690-4710). По сравнению с этими холодными убийцами некоторые горы со «страшными» названиями, вроде «горы мертвецов» Холатчахль, – тихие «паиньки». Эльбрус, случалось, собирал десяток погибших за один сезон, а не за всю историю, как Холатчахль.
– (Крупенчук) Да, вот гору Фишт, вроде, никто не называет «Убийцей». Но сколько народу там погибло, и сколько аварий произошло, – пока никто не сосчитал. Одна трагедия 1975 года собрала 21 жертву. В силу природных особенностей туда идут очень разные туристы, причем в разное время года. Идут пешеходники, горники, лыжники, водники. Для спелеологов там много пещер…

– Мне еще известна авария Браганца на Фиште в 1986-м: тогда погибло 11 человек. Авария с туристской группой в местах редких посещений, – это «случайность». А вот в местах частых посещений авария – это печальная «статистика». Мне кажется, такие места надо изучать и проводить в них профилактические мероприятия. Через Фишт по 30-му Всесоюзному маршруту прошло более двухсот тысяч человек. По трагедии 1975 года в Литературной газете была статья «Смерчь» Аркадия Ваксберга. А Вадим Михайлов и Альбина Шульгина в 1981 году сняли на «Ленфильме» фильм «Штормовое предупреждение». В фильме всю ситуацию «сгладили», – и по поведению людей, и по числу погибших. Трагедия там произошла очень крупная и по причине неправильного, слабого руководства, и из-за недостойного поведения людей. В панике бросали слабых, отбирали вещи… Интересно, что ситуация там с точки зрения опытной группы туристов была достаточно обычной, обыденной. Ну, подумаешь, – заряд непогоды! Такое в горах нередко случается. А вообще на этом маршруте и люди проходили разные, и инструкторы разные, и очень разные группы проходили, – и плановые, и спортивные, и «дикие»… Да и климатические условия там случались различные.

– Да, по условиям… Я там был три раза, и все три раза с «приключениями». К счастью, без летальных исходов. Но ситуации опасные, «на грани». Там своеобразные условия. Нередки туманы, при которых группы теряют ориентировку. И непогоды с сильным ветром и мокрым снегом, когда плохо подготовленные группы теряют участников или погибают от переохлаждения.

– Интересно, а что у Вас случилось?

– Первый раз это произошло в июле 2002 года. Вечером, на турбазу Фишт, у которой мы сделали привал, прибежал парнишка из группы, которая совершала восхождение на вершину горы Фишт, – это «1Б» по альпинистской шкале. У них на спуске с вершины молодая девушка Ольга, – руководитель группы, – неудачно зацепилась кошкой, потеряла равновесие и сорвалась на снежном склоне. Она сдернула за собой всю связку, – сорвались все четверо. Из его рассказа следовало, что у Ольги, видимо, сломана нога, а еще двое получили менее серьезные травмы. Сами они спускаться не могли, и послали одного за помощью. Мы решили идти на помощь в ночь, понимая опасность положения группы, травмированной физически и психически. Положение осложнялось тем, что моя группа состояла из новичков, опыт которых не позволял их использовать в данных условиях. Я опросил всех инструкторов, которые были тогда на турбазе со своими группами, но все они отказались идти на спасработы. Из разговора с ними быстро стало ясно, какие «чайники» эти плановые инструкторы, «сырые» и «холодные». На турбазе рация не работала, и связи со спасателями не было Для наложения шин бесцеремонно вырвал ледорубом в одном из домиков несколько кусков плинтуса.. Мы вышли впятером, – я, моя жена Ольга (к.м.с по спортивному туризму, инструктор) и два наиболее подготовленных новичка. Парень из пострадавшей группы тоже пошел с нами к месту аварии, и мы с трудом нашли пострадавших на предвершинном гребне после долгих поисков в темноте. Они к тому времени из-за холода и полученных травм уже были не совсем адекватны. Мне удалось не без труда привести их в чувство. Я обработал раны, вывел Ольгу из шока, сделал местное обезболивание, наложил шины на перелом. Пострадавших спустили со скал на ледник, на ровное место. Здесь поставили палатку и навес для тех, кому в ней не хватило места. На примусе согрели чай, напоили и накормили участников аварийной группы и обработали небольшие раны. Оказалось, что у них имелась транковая рация, по которой они умудрились созвониться с друзьями из Сочи, которые вызвали спасателей из МЧС. Вертолет со спасателями не смог сесть на ледник ночью, – их высадили на турбазе Фишт. Когда отряд спасателей подошел, его руководитель что-то решительно пробурчал в смысле: «Будем спускать. ». Я ответил, что, как врач, отвечаю за жизнь Ольги, и что ее спускать ночью не разрешаю. Спускать ее в таком состоянии – большой риск, и они ее могут живой вниз не донести. Пришлось добавить, что опыт двух десятков спасательных работ у меня есть, и опыт более 30 лет походов, и мастерское звание. После этого командиру группы спасателей пришлось согласиться. Палатки спасатели с собой не взяли. Они разложили коврики на леднике и улеглись на них вплотную, согревая друг друга. Поворачивались по команде. Вот так провели холодную ночь до рассвета, – к счастью, сильного ветра не было. Утром выбрали место для посадки вертолета, и перенесли туда Ольгу. Вертолет сел прямо нa ледник и сразу забрал всех. Нас высадили на турбазе, а спасатели и пострадавшая группа улетела в Сочи. Мы благополучно закончили маршрут и, как узнали позже, сочинская пресса сообщила о спасении группы туристов местным отрядом МЧС. О наших усилиях она умолчала. Видимо, в качестве платы за «перевоз» на вертолете спасатели скромно включили нас тоже в число «спасенных».

НС Фишт май 1986

Майские праздники прошли спокойно.
Все снялись с учёта и, вроде, можно расслабиться.

Утром звонок из туапсинского совета по туризму.
– У вас вставала на учёт группа туапсинцев?
– Нет. Что-то случилось?
– Да вот разбираемся.

Во второй половине того-же дня.
– Просим начать поиск. Группа туапсинцев ушла на Фишт, контрольный срок прошёл.
Руководитель – Брагинец, в группе человек пятнадцать.

Погода лётная.
Григорий – нач. КСО, заказывает вертолёт, даёт указание облететь район Фишта, пятнадцать человек, – не “иголка в стоге сена”.
Рюкзак собран, только переодеться.
Альберт уже рванул в гараж.
Договариваемся, – информацию передавать по связи вертолёта в ПСР аэропорта.
Если что, – группа общественников работает в Гузерипле по заказу военных.
Оля уже связалась с краевой КСС и Гузериплем, все наготове.

Алик включил мигалку.
Спасибо Уго Августовичу – зам. нач. ГАИ.

В вертолёте, кроме экипажа, пока, один.
Брагинец, Брагинец . – знакомая фамилия .
До Фишта от Сочи недалеко, вон Он Белоголовый.
Брагинец .
Вспомнил .
Как-то годом раньше или чуть больше, на “весёлом спуске”, перед Бабук-Аулом, поднимается группа.
Маршрутный лист.
Туапсинцы, руководитель – Брагинец, идут на Фишт.
– Что ж вы на учёт встали?
– У нас поход выходного дня. (Брагинец)
– Ребята, но это-же ФИШТ !, там ведь погода .
Перебивает.
– Вы у нас отнимаете время.
Ну, да это так.
– Доброго пути!

Подлетаем.
Ого-го сколько снега!
Черкесский перевал без следов.
Зависаем над балаганами. Из-под снега торчат только верха крыш (а ведь май уже!). Никого.
Со стороны Чигурсана снег не тронут.
Идём к Белореченскому. И там, и у аварийной хижины следов нет.
Заходим на приют “Фишт”, вот и первые люди,- выбегают на встречу.
Узнаю Сергея Ярмолинского – Дядю.
– Коля, у туапсинцев авария, тут двое ихних.
Берём парня, летим.
– Они все там.
Показывает направление на седловину.
Проходим раз, другой, зависаем.
На седловине нетронутый снег. Никого, ничего.
– Может ты ошибаешься, может не здесь.
– Нет, это здесь . Они погибли! Они все погибли!
Отворачивается, уткнулся в колени.
Как-то не верится.
Внизу с юга видим группу. Может они? Маленькая надежда.
На зависании спрыгиваю, проваливаюсь в снег по уши.
Нет, не они. Туапсинцев не встречали. У них всё в порядке. Весёлые. Вот, – говорят,- за весь день только сюда и дошли от Водопадного.

Пилоты передают информацию.
Вертолёт уходит на Гузерипль.

Женщина сидит в одних носках, так и спустилась без ботинок, молчит, слова из неё не вытянешь.
Парень рассказывает обрывками.
– Мы с седловины поднимались на вершину. Началась непогода, повернули обратно. Не смогли найти спуск на седловину. Рыли руками пещеру. Кое-как пересидели до утра. Палатки на седловине занесло. Откапываем палатки, а они (те, которые остались на седловине дожидаться восходителей) там .

Прилетели ребята – общественники.
Облака садятся. Морось. Как быстро темнеет!
Предлагаю туапсинцам улететь. Отказались.
Вертолёт уходит, – нам он уже ничем не поможет.
Ночь тянется.

Сергей рассказывает.
– Первого мая пришли они. Мы их встретили,- чай, пряники. Они уединились. Туапсинцы. Куда, как – не говорят. Утром их уже не было, – рано ушли, тихо. Погода портится, с каждым часом хуже. На третий день, к вечеру, пришли трое ихних, сообщили об аварии. Третий – руководитель, развернулся и пошёл обратно. Мы отговариваем, не пускаем. Он вырвался, – я должен быть с ними, – ушёл. Утром стал я пробиваться через Армянский перевал в Гузерипль. А снега, Коля, я раньше не видел, чтобы столько выпадало. Барахтаюсь в снегу, проваливаюсь с головой, только к двенадцати на перевал выгреб. Понимаю, что не добраться мне до Гузерипля. Вернулся. Хорошо, что вы прилетели.

Ещё в темноте ребята уходят. Старшим – Саша Пинчук – инструктор краевой КСС.
Часть ребят здесь. Мало-ли чего. Старшим – Володя Тараненко.
На мне связь. С группой – “Караты”, с Сочи, Краснодаром – “Гроза”.
Сообщения не радостные, – “Труп.” “Труп.” “Труп.” .
И тут:
– Срочно нужен вертолёт! Один – живой! Переносим на террасу над “Парящей птицей”.
Эх! Только один!
С утра вертолёт, скорая дежурят на вертодроме в Сочи, лёту – считанные минуты.
Облака! Опять облака!
Повезло, выдернули.
Погода портится окончательно.
– На сегодня всё. Откопали всех. Им уже не помочь. Спускаемся.

Следующим днём ухожу с ребятами на седловину.
Упаковка, переноска. И, по просьбе прокуратуры, поиск дневников, записок.
Торопимся, – опять облачно.
Присматриваюсь к погибшим, – может кто из знакомых, – жил в Туапсе.
Серёжка! Галин сын! Ё. Да нет, не он, что-то не так. Ё-ма-ё! Да он-же седой! Лет пятнадцать пацану.
Грудная обвязка, руки голые, костяшки сбиты вкровь.

Записная книжка.
Ушли с приюта.
Пережидаем непогоду.
Наша отсидка затянулась.
На седловине.
Последняя запись не чёткая, – паста замёрзла.

Запрашиваем вертолёт. Всё.

На приюте, чуть не забыл, прошу тех двоих написать объяснительные (так было положено).
В объяснительных три строчки:
– “поднялись на седловину, началась непогода, мы спустились за помощью.”
Обращаюсь к парню, мол ты-же рассказывал о попытке восхождения, холодная ночёвка в пещере.
– Нет. Мы ни куда не ходили.
– На некоторых грудные обвязки.
– У нас были тренировочные занятия.
– . У вас аварийная ситуация, а вы тренируетесь ходить в связках ?
Молчит.
Женщина из Краснодара только смотрит.

Так, “момент истины” прошёл, живые задумались о своей заднице .

Ладно, мёртвым это уже не поможет.
Неопровержимые доказательства нужны следствию.
А без них так:
Непогода – идут на седловину.
С седловины опытные (?) уходят на восхождение.
Непогода уже нешуточная.
Возвращаться, а где он спуск на седловину? Подъём с седловины чёткий, а на обратном пути нужно точно выйти к спуску, другого пути нет,- слева, справа отвесные скалы, а тут такое крутит! День на исходе. Роют в снегу пещеру. Кое-как дожили до утра. Нашли спуск. Палатки занесло. Оставшиеся в палатках бездействовали, – без опыта. Замерзали. А непогода не прекращается.
В живых осталось двое. Тот живой с седловины не выжил, скончался в больнице.
По иронии судьбы в группе было тринадцать человек, да не в этом причина.

По просьбе прокуратуры, недели две спустя, поднялись на седловину собрать всё, что осталось.
Трудно поверить, – снег непогоды растаял весь, а ведь снега было столько, что палатки замело выше конька. Вещи разбросаны. Собираем.
И что важно: – много тёплых вещей запакованных в полиэтилен, сухие. Сухие в упаковках спички. Заправленные примусы.

Могут спросить, – почему на приюте не было поста КСП, радиосвязи.
Пост на период праздников был, – общественники, Сергей Ярмолинский за старшего, организован КСО Адыгеи. В то время большую помощь оказывали общественники. Тогда в отрядах штатных работников всего: нач., инструктор, водитель, радист.
Дальнобойных радиостанций две – “Гроза”. Одна стационарная, одна носимая (“Карат”-ты не в счёт – малый радиус). Где этой “носимой” быть? Например участок сочинского КСО от главного водораздела до побережья, от реки Аше на западе и до Абхазии на востоке. Случиться может в любой точке. Сочинский отряд ещё и оказывал помощь спелеологам, если что, на Арабике – Абхазия, т.к. сочинскому отряду оказывали помощь общественники – спелеологи Адлера – спецы ! – Плоткин, Беркус, Машков, Аненков, всех сразу и не вспомнить, извините ребята!

Кстати, в те майские этим случаем не обошлось.
Только спустились с седловины на приют, а по связи сообщают, что завтра нас перебросят в верховья реки Псезуапсе, найти умершую туристку. Вышла группа, сообщила, что у них скончалась участница – сердечная недостаточность. Сами они долго блукали и точно места, где её оставили, не помнят.
Вот так вот.

Отсканировал старенькие слайды, почему-то не вставляются.

Читайте также:  Итальянский парламент легализовал «легкую» марихуану Итальянский парламент легализовал «легкую» марихуану. Они дали так называемый «зеленый свет» на продажу травы Туризм. Путешествуем по миру с Гномом
Ссылка на основную публикацию