В Германии произошла авиакатастрофа, погибла совладелица S7

Совладелицу авиакомпании S7 в Германии погубил самолёт-трансформер

Фото: © Boris Roessler/dpa via AP

Немецкое бюро расследований авиационных происшествий изучает обстоятельства крушения частного самолёта Epic LT под Франкфуртом 31 марта. Этим бортом летела совладелица авиакомпании S7 Наталия Филёва со своим отцом. В помощь немецким следователям отрядили экспертов из России. Специалистам есть над чем поломать головы. Во-первых, на борту не было чёрных ящиков. Во-вторых, машиной управлял опытнейший пилот, но всё случилось так быстро, что он не успел даже сообщить об опасности. В-третьих, Epic LT считается “экспериментальным” самолётом, его поставляют покупателю в полуразобранном виде. Изучая обстоятельства происшествия, Лайф наткнулся на любопытные документы из Канады, описывающие “болезни” двигателя на данном типе самолётов. Проблемы столь серьёзные, что до их устранения канадские власти запрещали поднимать борта в воздух из-за угрозы остановки двигателя в полёте. Что это были за неисправности — читайте ниже.

Фото: © AP Photo / Michael Probst

31 марта маленький шестиместный Epic LT с двумя пассажирами на борту летел из Канн во Франкфурт. Совладелица авиакомпании S7 Наталия Филёва со своим отцом направлялась на лечение в Германию. За штурвалом сидел опытный пилот Андрей Дыкун. При подходе к аэродрому, за 50 километров до взлётно-посадочной полосы, связь с машиной пропала. Экстренные службы, добравшись до места происшествия, обнаружили обгоревшие обломки. Выжить никому не удалось.

Расследование обещает быть сложным. Владельцем самолёта была российская S7, которая через цепочку собственников управляет американским заводом Epic Aircraft — именно оттуда родом погибший самолёт. Экспертам нужно запрашивать документацию у Epic, затем — у производителей двигателя, наконец, раскладывать в ангаре уцелевшие обломки самолёта для оценки характера повреждений.

Немцы сообщили, что промежуточных результатов стоит ждать лишь через полгода. Им в помощь отрядили трёх специалистов из России. Уже к вечеру 1 апреля подключился Следственный комитет РФ, по факту гибели людей возбуждено уголовное дело.

К вечеру 1 апреля немцы озвучили российским журналистам основную рабочую версию: якобы “во время поворота пилот потерял по какой-то причине контроль над самолётом”.

Сотрудники S7, говорившие на условиях анонимности, не верят в такую ошибку. По их словам, Дыкун — очень опытный лётчик, который обучал не одно поколение молодых пилотов S7.

Фото: © РИА “Новости” / Алексей Куденко

— Андрей Дыкун — действующий пилот-инструктор Вoeing-737, переучился на Epic и много налетал на нём. У меня нет сомнений в его опыте и квалификации, независимо от того, что случилось в тот роковой полёт, — написал один из них на специализированном форуме в Сети.

Однако могла развиться ситуация, не зависящая от Дыкуна. Хоть для управления Epic LT и достаточно одного пилота, справа от него располагается второй штурвал. Гипотетически, если бы кто-то, сидевший на месте второго пилота, случайно вмешался в управление, КВС мог не успеть исправить ситуацию. Что произошло в кабине на самом деле и был ли причиной человеческий фактор, мы вряд ли узнаем: на таком типе самолётов обычно не устанавливают чёрные ящики.

Эксперты сходятся в одном: всё произошло за считанные секунды.

— Самолёты такой компоновки, как правило, способны к длительному планированию после отказа двигателей, — пояснил на условиях анонимности другой человек из авиационной отрасли. — Вероятно, неблагоприятный фактор оказался весьма сильным и скоротечным, так что КВС не смог его парировать. Косвенным подтверждением служит тот факт, что экипаж не успел связаться с диспетчером.

Источник высказал предположение, что перед крушением у самолёта не крутился винт. На фотографиях видно, что лопасти не загнуты, как бывает при столкновении с землёй при работающем двигателе.

Не исключено, что самолёт по каким-то причинам резко ушёл в пике или штопор.

— Разлёт обломков — всего около 20 метров, судя по видео с места крушения. Следов скольжения по земле нет. Такое обычно бывает при вертикальном пикировании либо при плоском штопоре, — добавил собеседник Лайфа.

Мотор с роковой историей

При расследовании отдельное внимание уделят двигателю. Разбившийся самолёт — одномоторный. На больших лайнерах отказ одного движка позволяет дотянуть до аэропорта на другом, тогда как отказ единственного имеющегося двигателя способен погубить маленький Epic LT. Проблема вырисовывается ярче, если взглянуть ближе на историю эксплуатации мотора.

На эти машины устанавливается турбовинтовой движок PT6 канадской компании Pratt & Whitney. За десять лет канадские власти минимум трижды выпускали экстренные сообщения об опасностях, связанных с эксплуатацией мотора. Силовая установка оказалась капризной: на её аэродинамические качества и способность работать существенно влияла обычная коррозия.

В 2015-м авиационные власти Канады выпустили экстренное предупреждение для всех владельцев машин с этими двигателями. В директиве запрещалось поднимать самолёты в воздух до устранения неисправностей, потому что они способны привести к отказу двигателя в полёте.

В процессе эксплуатации случались инциденты, связанные с коррозией и прободением отверстий в топливных насосах-регуляторах. При определённых обстоятельствах это может привести к потере мощности, выключению двигателя в полёте и даже к катастрофам

Глава авианадзора Р. Лау в письме министру транспорта Канады

С полным текстом директивы можно ознакомиться по ссылке. Лайф публикует титульный лист документа.

По состоянию на ноябрь 2015-го компания Pratt & Whitney выпустила 51 тысячу таких двигателей, которые устанавливают на небольшие частные самолёты по всему миру.

Как писал Лайф, этот самый роковой борт уже попадал в сводки авиационных происшествий. Ровно четыре года назад, в марте 2015-го, Epic LT с бортовым номером RA-2151G приземлился в столичном Домодедово, не выпустив шасси. Проехавшись брюхом по бетону, он остановился, заблокировав взлётно-посадочную полосу. По счастью, никто не пострадал. За штурвалом тогда сидел директор группы компаний S7 Владислав Филёв — супруг погибшей в этой катастрофе Наталии Филёвой.

Разбившийся Epic LT в 2015 году после инцидента в Домодедово. Фото: © L!FE

В базовой комплектации Epic LT стоит $1,9 млн. Машина, по отзывам тех, с кем мы пообщались, “специфическая”. Её производит американская Epic Aircraft, базирующаяся в Орегоне. Несколько лет назад компанию купила дочерняя структура группы S7.

Самолёт — настоящий конструктор. Он продаётся в полуразобранном виде: соединён только 51 процент деталей, остальное собирается по выбору клиента. Либо покупатель на своей базе дособирает машину, либо отдаёт лайнер на окончательную сборку на завод Epic. Отдельные модификации этого борта не смогли пройти сертификацию в Федеральном управлении гражданской авиации США, а следовательно, компания не смогла поставить на поток их производство. Завод тем не менее выпустил 47 самолётов различных модификаций с 2004 года.

На сегодняшний день завод принял предварительные заказы на производство ещё 60 моделей, сообщается на сайте Epic. Однако не исключено, что после катастрофы потенциальные покупатели повременят со сделкой — по крайней мере до тех пор, пока расследование не прояснит, что стало настоящей причиной трагедии.

Как Наталия Филева, погибшая в авиакатастрофе в Германии, сделала S7 успешной компанией

31 марта при заходе на посадку в аэропорту Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне) разбился частный самолет Epic-LT. На борту самолета находилась 55-летняя Наталия Филева — акционер авиакомпании S7 Airlines. Вместе с мужем Филевой удалось превратить эту компанию из разваливающегося актива в крупнейшего игрока на российском авиарынке. О ней отзывались как о гениальном управленце, превыше всего ценящем порядочность.

Путь в авиацию

Наталия Филева родилась 27 марта 1963 года в Новосибирске. Образование получала сначала в Новосибирском электротехническом институте по специальности «инженер-радиомеханик», затем продолжила его в Новосибирском институте народного хозяйства по специальности «организация управления производством».

Вместе с супругом Владиславом Филевым Наталия занималась инвестиционным бизнесом: в 1995 году она стала директором новосибирского филиала инвестиционной компании «Еврофинансы», основанной армейским другом Владислава Филева — Алексеем Грибковым.

Супруги Филевы занимались операциями с векселями, зачетами, ГКО, — рассказывали «Ведомости». Они выкупали эмиссии городских и областных векселей и ждали момента, когда крупным местным предприятиям придет время платить налоги. У заводов денег не было, поэтому они соглашались на предложение Филевых: заплатить долги в обмен на их продукцию. Продукцию Филевы затем реализовывали, чтобы пустить выручку на скупку новых эмиссий.

Эта схема и привела супругов в авиацию, произошло это практически случайно: в 1997 году авиаотряд «Сибирь» из аэропорта Толмачево отправил на ремонт в Минводы один из своих самолетов. Местный завод работы провел, но отряд не смог их оплатить. Филевы погасили долг в 3 млн рублей и вызволили самолет, но авиакомпания и с ними не смогла рассчитаться.

Выпускник Военно-космической академии имени Можайского, Филев всегда хотел заниматься бизнесом, связанным с авиацией, а новосибирские чиновники искали инвестора для проблемной авиакомпании. Филевы начали скупать акции «Сибири». При помощи друзей им удалось собрать для этого 20 млн долларов. И осенью 1998 года они стали владельцами контрольного пакета. После этого Филевы закрыли свою финансовую компанию и всей командой перешли работать в «Сибирь», прежнее руководство которой было уволено, как этого и хотела администрация области.

За следующие пару лет Филевы скупили самолеты еще пяти обанкротившихся региональных компаний — «Саяна», «Энкора», авиапредприятий Барнаула, Кемерова и Томска, говорится в материале The Bell. Супругам это посоветовал сделать начальник Западно-Сибирского регионального управления Росавиации Владимир Тасун, возглавлявший тогда совет директоров «Сибири».

Уже год спустя, в 1999 году, сравнительно небольшая «Сибирь» попыталась поглотить большую, но проблемную авиакомпанию «Внуковские авиалинии» (ВАЛ), а в 2001 году ей это со второй попытки удалось. Объединенная компания стала крупнейшим авиаперевозчиком на внутрироссийских маршрутах.

В середине 2000-х главным занятием Филевой был ребрендинг «Сибири». Компания поменяла название на S7 Airlines, потратила десятки миллионов долларов на перекраску самолетов и рекламные кампании — и в результате стала первой российской авиакомпанией с современным брендом и маркетингом. «Филева хотела, чтобы компания была настоящей, профессиональной, не просто компанией, которая пришла пену снять, — вспоминает глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. — Не умаляю достоинства других авиакомпаний, но они первыми внедряли все новации, которые появлялись на мировом авиационном рынке».

Поговаривали, что Наталия Филева сама выбрала новые цвета компании, но в интервью порталу Aviaport.ru Владислав Филев рассказал, что «все придумывают в Лондоне, за это надо просто заплатить». «Мы придумали только одну настоящую штуку: мы никогда ничего не придумываем сами. Мы обращаемся к самым дорогим консультантам, и они нам все придумывают», — рассказал он.

Сотрудники компании рассказывали журналистам портала NGS, что в S7 силен корпоративный дух — его поддерживала Наталья Филева, выступая перед коллективом несколько раз в году. «У нее никогда не было ни одной шаблонной речи, всегда что-то оригинальное. Вот, к примеру, она говорит: отчего погиб Советский Союз? А любви не было в нем. А у нас в компании есть эта любовь, и поэтому все у нас будет хорошо. Это такой чисто женский аргумент. И все идеи у нее такие — они одновременно стратегические, креативные и женственные», — вспоминает бывший сотрудник компании.

Читайте также:  Француз попытался незаконно перевести жену

S7 Airlines неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов, выставок и наград. Так, на международной туристической ярмарке MITT в 2002 году компанию признали одной из лучших в России, в 2003 авиакомпания стала лауреатом премии Flight International Aerospace Awards в номинации «Корпоративная стратегия». В 2007 году авиакомпания стала победителем ежегодной национальной премии «Народная марка / Марка № 1 в России».

Проблемы

После кризиса 2008–2009 годов Филевы дважды могли потерять компанию. К 2008 году «Сибирь» подошла в момент обновления парка, с высоким долгом, половина которого приходилась на «Сбербанк». У него же в залоге был контрольный пакет акций компании. «Сибирь» начала допускать дефолты. Правительство выставило условием господдержки ее объединение с «Аэрофлотом», а «Сбербанк» поддерживал эту позицию, — пишет The Bell.

Филевы не спешили терять контроль над семейным бизнесом, в который успели столько вложить. Они убедили другого своего кредитора, «Альфа-банк», выделить им под личные поручительства две кредитные линии на 9,7 млрд рублей, позволившие рассчитаться со «Сбербанком».

Из кризиса 2008–2009 года Филевы извлекли уроки, пожертвовав рыночной долей ради эффективности: вдвое уменьшили парк, порезали невыгодные маршруты и сократили персонал, потратив только на компенсации $20 млн, писали «Ведомости».

Второй раз S7 могла стать государственной в 2013 году, когда в правительстве снова появилась идея объединить авиакомпанию с «Аэрофлотом». Филева назвала идею «шантажом со стороны государства». Топ-менеджер, выступавший в тех переговорах на стороне правительства, спустя несколько лет уверял The Bell, что агрессивных планов не было: «Филевых никто не собирался отжимать, напротив, им предлагали „окэшиться“ — но они отказались: они просто любят авиационный бизнес. Это тоже вызывает уважение».

Филевы никогда не тратили лишнего, вели очень взвешенную коммерческую политику, умели угадать спрос, первыми в России внедрили собственную систему управления рисками, всегда занимались развитием сервиса, электронных продаж и выигрывали на мелочах, перечисляли в 2016 году в комментариях «Ведомостям» причины успеха компании эксперты. Вопрос был не праздным: к этому моменту S7 осталась единственной полностью частной федеральной авиакомпанией в России. Ее главный конкурент «Трансаэро» разорился годом раньше, второй, «Ютэйр», остался на лету только благодаря неохотной помощи своего акционера, богатейшего «Сургутнефтегаза». S7, несмотря на общую убыточность российских авиакомпаний, остается прибыльной: выручка компании в 2017 году составила 118 млрд рублей, чистая прибыль — 4,4 млрд.

Бизнес Филевых переживал и другие проблемы. В 2004 году две террористки-смертницы взорвали два самолета. Один из них, Ту-154 принадлежал «Сибири». По словам собеседника «Ведомостей», каждая такая трагедия несла около $100 млн убытков для авиакомпании. «Это страховые выплаты людям, экипажу, большой отток пассажиров», — рассказал источник газеты.

В 2006 году самолет А310 «Сибири» в Иркутске выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в гаражи. Из 203 человек на борту тогда погибло 125. Убытки от трагедии составили $120 млн.

«Морской старт»

Несмотря на то что S7 сконцентрировалась на внутренних перевозках, планы по развитию бизнеса семьи Филевых выходили далеко за рамки региональных полетов. Одним из подразделений S7 стала компания S7 Space. В прошлом году она завершила сделку по покупке плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт») у ракетно-космической корпорации «Энергия» за 6,28 млрд рублей.

Предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch.

Филевы собирались составить конкуренцию Илону Маску и его компании SpaceX в сфере коммерческих космических полетов.

Сегодня глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выражая соболезнования родственникам и близким Наталии Филевой, сказал, что она была «великим энтузиастом авиации и космонавтики». В заявлении, опубликованном на сайте госкорпорации, Рогозин также отмечает, что накануне обсуждал с Филевой первый полет Ил-112В и возможности создания «морской» версии ракеты «Союз-5» для «Морского старта». Изначально планировалось производить ракеты «Зенит» на Украине, но пару недель назад компания S7 отказалась от этих планов.

Сейчас же в руководстве S7 в связи с гибелью Филевой взяли паузу, прежде чем формулировать новую стратегию развития.

Бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов вспоминает, что в компании все звали Филеву «мамой»: «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата». Нынешний руководитель S7 Space Рано Джураева говорит, что Наталия Филева «щедро делилась и дарила нам свою любовь и поддержку»: «Очень сильная, современная, настоящая владелица сложнейшего, очень ответственного бизнеса. Очень больно».

«Потеря ничем не может быть восполнена. Она была идеологом компании, возглавляла процессы, сама подбирала исполнителей. S7 во многом была создана благодаря энергии Наталии Филевой, она умела ставить цели и была настойчивой в их достижении. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что S7 — это продукт именно супругов Филевых», — сказал глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, отмечая, что Наталию Филеву отличало нестандартное мышление и определенная жесткость в вопросах управления авиакомпанией. «Супруги Филевы взяли перевозчика 20 лет назад в тяжелом финансовом положении, спустя десять лет, на новом этапе, сами испытывали серьезные трудности, но в итоге создали одну из самых эффективных и качественных по уровню сервиса авиакомпаний в России», — говорит Тасун.

Он добавил, что группа S7 «продолжит свое развитие», так как в ее структуре есть люди, которые в состоянии «сохранить заданный Наталией Филевой вектор развития»: «Она часто говорила, что нельзя останавливаться, что надо идти до конца в достижении целей. Сколько еще идей было, которые ушли вместе с ней…»

Коллеги по отрасли вспоминают о Филевой как о сильном управленце, способном реализовать задуманное, какие бы препятствия ни существовали. «Она совершенно удивительная женщина, которая принесла в российскую гражданскую авиацию принципиально новый подход к ведению бизнеса, основанный не только на неведомом здесь ранее многофакторном, тщательном и качественном анализе происходящего, но и на удивительном даре предвидения, широте кругозора, на способности взаимодействовать с людьми, брать от них самое лучшее. Ее энергия, неравнодушие, постоянное стремление к новому и стали тем фундаментом, на котором создавалась и добивалась успехов группа S7», — сказал «Коммерсанту» глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал изданию, что часто общался с Филевой и они нередко спорили: «Но я всегда благодарил ее за критику. У меня нет ничего, кроме уважения и любви к этой семье. Это замечательные люди, сочетающие невероятно глубокие профессиональные компетенции и при этом, например, песни под гитару. С Владом они жили душа в душу: это было не просто бизнес-партнерство».

Благотворительность

Филева уделяла внимание благотворительности. Как рассказал «Коммерсанту» председатель правления общественной организации «Гуманитарный проект» из Новосибирска Денис Камалдинов, Филева вложила более 70 млн рублей в проект по низкопороговому доступу к услугам экспресс-тестирования на ВИЧ. «В 2018 году по городу и области курсировали четыре тест-мобиля, в которых люди могли бесплатно и анонимно сдать кровь на ВИЧ и гепатит», — рассказал он. Это проект показал, что тестирование в тест-мобилях оказалось как минимум в четыре раза эффективнее, чем обычное тестирование в медицинских учреждениях. По его словам, был начат диалог о продолжении проекта для помощи самым бедным и социально незащищенным людям, живущим с ВИЧ, проекта по доступной помощи и паллиативному уходу на дому, постконтактной профилактики для тех, кто попал в сложную ситуацию. «Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар», — говорит Камалдинов.

Состояние

В 2006 году по версии журнала «Финанс» Филева была признана одной из богатейших женщин России с активами в 155 миллионов долларов. 12 лет спустя она заняла четвертую строчку в рейтинге богатейших женщин России по версии Forbes с состоянием в 600 миллионов долларов.

Катастрофа

Представитель Германской службы безопасности полетов назвал возможную причину. Предположительно, пилот во время поворота потерял контроль над самолетом. Отмечается, что он упал «непосредственно перед посадкой». Пилот управлял самолетом в момент аварии, руководствуясь правилами визуального полета, а не следуя указаниям системы радиолокационного управления ДФС, отметил собеседник агентства ТАСС.

Ранее сообщалось, что управление по расследованию авиапроисшествий Германии начало следствие по факту авиакатастрофы. Останки погибших идентифицируют на следующей неделе.

Наталия Филева погибла в авиакатастрофе

В авиакатастрофе, произошедшей 31 марта днем в Германии, погибла совладелец и глава совета директоров S7 Group Наталия Филева. Частный самолет Epic-LT, в котором также находились ее отец и пилот, разбился на подлете к аэропорту Франкфурт-Эгельсбах, куда, по предварительным данным, следовал из французского Канна. Выжить никому не удалось. Коллеги и друзья вспоминают о госпоже Филевой как о талантливом человеке и «великом энтузиасте» не только авиационного, но и космического дела. Расследованием авиакатастрофы займется международная комиссия, в состав которой войдут специалисты из России.

Первая информация об авиационном происшествии, произошедшем в немецкой коммуне Эгельсбах в Гессене, появилась на сайте газеты Bild. Ссылаясь на данные полиции, издание сообщило, что шестиместный бизнес-джет Epic-LT с тремя пассажирами на борту, следовавший по маршруту из Канна (Франция) во Франкфурт-на-Майне, разбился при заходе на посадку около 15:30 по местному времени. По свидетельству очевидцев, самолет не смог долететь до взлетно-посадочной полосы аэропорта, рухнул на располагавшееся в нескольких километрах поле и загорелся. В полиции уточнили, что речь идет о российских гражданах. Поздно вечером близкие друзья семьи Филевых подтвердили “Ъ” факт гибели Наталии и ее отца, затем последовало официальное сообщение S7.

Группа S7, по сути, семейное предприятие, которое Наталия Филева и ее муж Владислав развивали с конца 1990-х годов. Начав с приобретения доли в новосибирской авиакомпании «Сибирь», они создали группу компаний, в которую сейчас входят еще один перевозчик «Глобус», сеть по продаже авиационных, железнодорожных билетов, турпутевок, авиационный учебный центр, холдинг по техобслуживанию судов. По оценке Forbes, в 2018 году Наталия Филева входила в топ-5 богатейших женщин страны с состоянием около $600 млн.

Читайте также:  Туристы с детьми столкнулись с ограничениями в АОЭ - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Наталия Филева занимала пост председателя совета директоров S7 Group и с первых дней в этом бизнесе была его настоящим драйвером.

Чем известна Наталия Филева

«Потеря ничем не может быть восполнена. Она была идеологом компании, возглавляла процессы, сама подбирала исполнителей. S7 во многом была создана благодаря энергии Наталии Филевой, она умела ставить цели и была настойчивой в их достижении. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что S7 — это продукт именно супругов Филевых»,— сказал “Ъ” глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, отмечая, что Наталию Филеву отличало нестандартное мышление и определенная жесткость в вопросах управления авиакомпанией. «Супруги Филевы взяли перевозчика 20 лет назад в тяжелом финансовом положении, спустя десять лет, на новом этапе, сами испытывали серьезные трудности, но в итоге создали одну из самых эффективных и качественных по уровню сервиса авиакомпаний в России»,— подчеркивает господин Тасун.

Глава АЭВТ добавляет, что группа S7 «продолжит свое развитие», так как в ее структуре есть люди, которые в состоянии «сохранить заданный Наталией Филевой вектор развития»: «Она часто говорила, что нельзя останавливаться, что надо идти до конца в достижении целей. Сколько еще идей было, которые ушли вместе с ней. ».

Коллеги по отрасли вспоминают о госпоже Филевой как о сильном управленце, способном реализовать задуманное, какие бы препятствия ни существовали. «Она совершенно удивительная женщина, которая принесла в российскую гражданскую авиацию принципиально новый подход к ведению бизнеса, основанный не только на неведомом здесь ранее многофакторном, тщательном и качественном анализе происходящего, но и на удивительном даре предвидения, широте кругозора, на способности взаимодействовать с людьми, брать от них самое лучшее. Ее энергия, неравнодушие, постоянное стремление к новому и стали тем фундаментом, на котором создавалась и добивалась успехов группа S7»,— сказал “Ъ” глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал “Ъ”, что часто общался с Наталией Филевой и они нередко спорили: «Но я всегда благодарил ее за критику. У меня нет ничего, кроме уважения и любви к этой семье. Это замечательные люди, сочетающие невероятно глубокие профессиональные компетенции и при этом, например, песни под гитару. С Владом они жили душа в душу: это было не просто бизнес-партнерство». «Наталия Валерьевна буквально вчера поздравила ильюшинцев с первым полетом Ил-112В,— заявил “Ъ” гендиректор ПАО “Ил” Алексей Рогозин.— Она строила большие планы на развитие своей компании. Удивительная женщина, талантливый бизнесмен. Не верится».

На фоне достижений в авиационной отрасли семья Филевых проявила необычный для России интерес к смежной сфере космоса. В сентябре 2016 года был подписан контракт на покупку S7 Group у корпорации «Энергия» плавучего космодрома Sea Launch, всего оборудования к нему, наземной базы в порту Лонг-Бич (США) и товарного знака Sea Launch за $167 млн. Через год S7 Space получила лицензию на осуществление космической деятельности в России. Она стала первой российской коммерческой компанией, имеющей право предоставлять международные космические услуги.

В конце 2018 года группа компаний была переименована в S7 AirSpace Corporation. При этом семью Филевых не пугали сложности, связанные с проектом: дело в том, что Sea Launch исходно создавался под пуски украинских ракет «Зенит 3SL» (они законтрактовали 12 носителей). Однако из-за неблагоприятной политической ситуации этот контракт был заморожен. Эксперты предрекали «одному из самых амбициозных частных проектов в космической отрасли» выпадение на несколько лет из пусковой программы, но даже это не смущало Филевых.

«Мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с S7 Space. В наших планах было создание для Sea Launch “морской” версии ракеты “Союз-5”,— заявил “Ъ” гендиректор госкорпорации “Роскосмос” Дмитрий Рогозин.— Наталия Филева была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас ее гибель — личная трагедия».

Бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов вспоминает, что в компании все звали госпожу Филеву «мамой»: «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата». Нынешний руководитель S7 Space Рано Джураева говорит, что Наталия Филева «щедро делилась и дарила нам свою любовь и поддержку»: «Очень сильная, современная, настоящая владелица сложнейшего, очень ответственного бизнеса. Очень больно».

Как ожидается, работа международной комиссии, в которую войдут в том числе российские специалисты, начнется уже на этой неделе. О дате прощания с Наталией Филевой S7 сообщит дополнительно.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Герман Костринский

«Она просто делала добро, не делая из благотворительности пиар»

Наталия Филева была не только председателем совета директоров S7 Group и одной из самых богатых женщин в России, но и человеком, который занимался благотворительностью. Как рассказал “Ъ” председатель правления общественной организации «Гуманитарный проект» из Новосибирска Денис Камалдинов, госпожа Филева вложила свыше 70 млн руб. в проект по низкопороговому доступу к услугам экспресс-тестирования на ВИЧ. «В 2018 году по городу и области курсировали четыре тест-мобиля, в которых люди могли бесплатно и анонимно сдать кровь на ВИЧ и гепатит»,— рассказал он. Это проект показал, что тестирование в тест-мобилях оказалось как минимум в четыре раза эффективнее по выявлению ВИЧ-инфекции, чем обычное тестирование в медицинских учреждениях. По его словам, был начат диалог о продолжении проекта для помощи самым бедным и социально незащищенным людям, живущим с ВИЧ, проекта по доступной помощи и паллиативному уходу на дому, постконтактной профилактики для тех, кто попал в сложную ситуацию. «Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар»,— говорит господин Камалдинов.

Совладелица S7 Наталия Филева погибла в авиакатастрофе в Германии. Обобщение

Обстоятельства трагедии неизвестны

Москва. 1 апреля. INTERFAX.RU – Совладелица второй крупнейшей в РФ авиационной группы S7 AirSpace Corporation Наталия Филева погибла в воскресенье, 31 марта в результате крушения бизнес-джета при заходе на посадку во Франкфурте.

“31 марта при заходе на посадку частного самолета Epic-LT в аэропорт Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне) в возрасте 55 лет погибла акционер S7 Airlines Наталия Филева”, – сообщила пресс-служба компании S7.

Обстоятельства трагедии пока неизвестны. Самолет при крушении полностью сгорел.

Жертвы авиакатастрофы

Самолетом, по данным информированного источника “Интерфакса”, управлял пилот Андрей Дикун. На борту разбившегося бизнес-джета в качестве пассажиров находились Наталия Филева и ее отец Валерий Карачев. Все трое погибли.

Официально имена погибших в полиции Германии пока не называют.

“В самолете, по предварительным данным, был пилот и два пассажира, предположительно, россияне. Мы не будем подтверждать (их личности) до тех пор, пока не будем знать наверняка”, – сообщил “Интерфаксу” представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

В распространенном в воскресенье заявлении пресс-службы полиции федеральной земли Гессен говорится, что “окончательная идентификация тел будет проведена на следующей неделе”.

“На борту, предположительно, шестиместного самолета, помимо пилота, было еще два человека. По предварительным данным, речь идет о российских гражданах. После удара самолет полностью сгорел”, – сказано в сообщении.

Смертельное ДТП по пути в аэропорт

Еще два человека погибли в ДТП с участием полицейского автомобиля в Германии, когда наряд полиции ехал на место крушения бизнес-джета с россиянами на борту.

“На место крушения выехало много полицейских нарядов. По пути одного из них произошло дорожно-транспортное происшествие: на федеральной трассе 486 лоб в лоб полицейская машина столкнулась с другим автомобилем”, – рассказал “Интерфаксу” представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

По его данным, погибли два человека, трое полицейских получили ранения.

Расследование

По данным информированного источника “Интерфакса”, бизнес-джет Epic принадлежал входящей в S7 авиакомпании “Глобус”. Согласно полученным немецкой полицией следственным данным, самолет летел из Франции в Эгельсбах (это коммуна на территории федеральной земли Гессен на западе Германии).

В полиции ФРГ рассчитывают, что расследование крушения самолета с россиянами будет идти до конца будущей недели. “Расследование будет идти всю ночь и продлится, скорее всего, до конца недели”, – сказал “Интерфаксу” представитель полиции Дармштадта Бернд Хохштедтер.

В свою очередь в S7заявили, что расследование происшествия будет проводиться “международной комиссией в установленном порядке при участии российских авиационных властей”.

Между тем Межгосударственный авиационный комитет (МАК) предложил помощь немецким коллегам в расследовании авиакатастрофы бизнес-джета Epic, в котором погибла председатель совета директоров S7 Филева.

“Мы готовы направить специалистов в Германию для участия в расследовании авиакатастрофы. Создали оперативный штаб. Однако пока немецкая сторона помощь не запрашивала”, – сообщили “Интерфаксу” в воскресенье в МАК.

Предполагается, что доля участия РФ в расследовании будет определена в понедельник на межправительственном уровне.

“Смертоносный аэропорт Уоррена Баффета”

Самолет разбился на подлете к аэропорту Франкфурт-Эгельсбах (EDFE), который находится между Дармштадтом и Франкфуртом-на-Майне.

Этот аэропорт принадлежит чартерной компании Net Jets. Большинством ее акций, в свою очередь, владеет конгломерат Berkshire Hathaway американского инвестиционного магната Уоррена Баффета.

Это не первая авиакатастрофа в Эгельсбахе.

В июне 2015 года, например, при крушении спортивного самолета вблизи от аэродрома погиб один пассажир и пострадал пилот. Причиной катастрофы стала потеря управления на взлете в результате отрыва потока. В 2012 году в аэропорту разбился бизнес-джет Cessna Citation X, погибли пять человек.

Из-за нескольких крушений легкомоторных самолетов в 2010 и 2012 году про этот аэропорт часто сообщали СМИ.

Одна из статей журнала “Шпигель”, опубликованная в 2012 году, называется “Смертоносный аэропорт Уоррена Баффета”.

В статье говорится о том, что Эгельсбах – это аэропорт “для знаменитостей”, “любимая взлетная полоса для экономической элиты”. Любимая настолько, что по состоянию на 2012 год в аэропорту ежегодно фиксировалось около 80 тысяч взлетов и посадок.

Издание тогда сообщало, что Эгельсбах для пилотов – это так называемое “неконтролируемое место”. Решение относительно погодных условиях принимает там сам пилот, а не диспетчер, который, в свою очередь, зависит от клиентов.

По информации журнала, “обеспеченные клиенты идут на риск и садятся на посадочной полосе Эгельсбаха, которая считается одной из самых опасных в Европе, в том числе потому, что на ней отсутствует так называемая курсо-глиссадная система ILS.

Читайте также:  Стоит ли ехать на отдых в Турцию? - Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Изменились ли условия в аэропорту в 2019 году, неизвестно – комментария аэропорта “Интерфаксу” в воскресенье вечером получить не удалось, на звонки никто не ответил.

Полиция Дармштадта сообщила, что самолет летел из Франции в Эгельсбах. По информации авиационного ведомства DFS, его цитируют местные СМИ, шестиместный самолет Epic E1000 летел из города Канн.

Эгельсбах – это коммуна на территории федеральной земли Гессен на западе Германии.

Соболезнования

В S7 выразили соболезнования в связи с гибелью Филевой в авиакатастрофе.

“Команда холдинга S7 Group выражает глубочайшие соболезнования семье и близким. Образ Наталии Валерьевны как яркого неравнодушного лидера и прекрасного человека навсегда останется в памяти сотрудников, это невосполнимая утрата для всего коллектива”, – говорится в сообщении компании.

Соболезнования в связи с гибелью Наталии Филевой также выразил глава “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин.

“С Наталией мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с компанией S7 Space. В наших планах было создание для “Морского старта” “морской” версии ракеты “Союз-5″. Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас её гибель – личная трагедия”, – приводит пресс-служба “Роскосмоса” слова Рогозина.

“Буквально за день до трагедии обсуждали с Наташей первый испытательный полет ИЛ-112В, и она, как профессионал в авиационной отрасли, очень радовалась такому событию. От имени всех моих коллег по “Роскосмосу” выражаю искренние соболезнования ее семье. Нам очень жаль. “, – сказал Рогозин.

Базовый для авиакомпании “Сибирь” аэропорт “Домодедово” также выразил соболезнования семье и близким совладелицы S7 Наталии Филевой.

“Коллектив аэропорта “Домодедово” выражает глубокие соболезнования семье и близким Наталии Валерьевны, а также всей команде холдинга S7 Group. Успешный предприниматель, харизматичный лидер и яркая женщина – такой она останется в нашей памяти и истории авиации”, – сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе S7.

S7 Group

Акционером S7 также является супруг Наталии Филевой – Владислав Филев. Старшая дочь супругов Татьяна занимает пост старшего вице-президента группы.

В S7 входят компании, занимающиеся организацией и выполнением авиаперевозок (пассажирские “Сибирь” и “Глобус”), путешествий, техобслуживанием воздушных судов, обучением авиаперсонала.

В 2017 году входящая в группу S7 Space получила лицензию на осуществление космической деятельности – через полгода после покупки у РКК “Энергия” космодрома “Морской старт”, наземной базы в порту Лонг-Бич (США) и товарного знака “Sea Launch”.

В августе 2018 года сообщалось, что S7 намерена заняться производством сверхлегких бизнес-джетов Victory, разработчиком которых является американская авиастроительная корпорация Epic Aircraft – та же, что разработала и первоначально выпускала Epic LT, на котором разбилась Наталия Филева (в 2009 году активы Epic были проданы китайской AVIC). S7 планировала производить Victory в подмосковном Ступино, инвестиции оценивались в порядка 13 млрд рублей, сообщала пресс-служба областного правительства.

Погибла совладелец S7 Наталия Филева. Что известно об авиакатастрофе в Германии

Александр Жирнов

По данным «Интерфакса», бизнес-джет принадлежал входящей в S7 авиакомпании «Глобус». В этом полете воздушным судном управлял пилот Андрей Дикун. На борту также находился отец Филевой — Валерий Карачев. По сообщению РИА «Новости», они с дочерью летели в Германию на лечение. Выжить в катастрофе не удалось никому.

Расследованием займется международная комиссия при участии специалистов из России. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) уже предложил помощь немецким коллегам в расследовании трагедии.

Появились фотографии с места падения самолета в Германии

«Мы готовы направить специалистов в Германию для участия в расследовании авиакатастрофы. Создали оперативный штаб», — цитирует «Интерфакс» сообщение пресс-службы МАК.

Идентификация жертв авиакатастрофы будет произведена 1–2 апреля, сообщила «Российская газета» со ссылкой на информацию из Федерального управления расследования авиационных происшествий ФРГ (BFU).

По данным немецкой службы безопасности полетов, пилот мог потерять контроль над машиной во время выполнения маневра поворота.

«Что привело к трагедии, не знаю точно, но могу предположить, что, возможно, во время поворота пилот потерял по какой-то причине контроль над самолетом», — цитирует его слова ТАСС.

В службе безопасности полетов уточнили, что самолет летел в аэропорт Эгельсбах из Канн и «упал непосредственно перед посадкой». В момент аварии управление воздушным судном, по правилам визуального полета, осуществлял летчик. Он отказался от указаний системы радиолокационного управления и взял ответственность на себя в 15:22 по местному времени. Это действие является обычной процедурой. Приблизительно в 15:27 произошла катастрофа.

Последствия на земле

Невезучий. Самолет Филевой уже попадал в аварию четыре года назад

Авиакатастрофа Epic-LT также стала причиной аварии на земле. В результате нее погибли два человека. Еще трое получили ранения.

По данным Die Welt, полицейская машина, направлявшаяся к месту падения самолета, совершила лобовое столкновение с другим автомобилем на федеральной трассе 486. Три полицейских получили повреждения. В другом транспортном средстве погибли двое.

Соболезнования

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал гибель Наталии Филевой «личной трагедией».

Соболезнования в связи с гибелью совладелицы авиакомпании S7 уже выразили руководство и коллектив авиакомпании «Аэрофлот», а также сотрудники аэропорта Домодедово.

Наталия Филева родилась в 1963 году в Новосибирске. Она окончила Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-радиомеханик», а также Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «организация управления производством». Вся карьера женщины была связана с мужем — Владиславом Филевым. Пара воспитывала трех родных детей и одного приемного.

Совладелец S7 Наталия Филева погибла в авиакатастрофе в Германии

Супруги Филевы в конце 1990-х начали заниматься авиационным бизнесом. Их инвестиционная компания приобрела акции находившейся в предбанкротном состоянии «Сибири». В мае 2004 года контрольный пакет бумаг авиакомпании был зарегистрирован на Филеву, что дало ей возможность войти в 2006 году в рейтинг самых успешных женщин России по версии журнала «Финанс». Капитал оценили в 155 миллионов долларов.

Наталия Филева стала главным стратегом компании. Публичной деятельностью «Сибири» занимался ее супруг. По некоторым данным, именно ей принадлежит идея ребрендинга авиакомпании и смены международного названия на S7 Airlines. Владислав Филев в 2009 году возглавил «Группу компаний S7», оставив пост руководителя «Сибири». Супруга, как председатель совета директоров группы, продала холдингу 50% акций авиакомпании.

Наталия Филева в 2018 году располагалась на четвертой строчке рейтинга самых богатых женщин России по версии Forbes. Ее состояние оценивалось в 600 миллионов долларов.

Катастрофа над спаржевым полем: в Германии на частном самолете разбилась совладелец авиакомпании S7

«Небольшой самолет разбился над спаржевым полем недалеко от аэродрома Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне). Самолет полностью сгорел. Три человека погибли. По данным полиции, случилось все около 15.30 часов. Его части разбросало в радиусе 20 метров. На борту шестиместного судна помимо пилота находились еще два человека. Скорее всего, это граждане России, тела которых будут опознаны в течение недели», — небольшая заметка в немецком издании Bild появилась 31 марта. А уже ближе к ночи стало известно, что на борту находился владелец российской авиакомпании S7. Некоторые СМИ, да и Википедия поспешили сообщить, что трагедия унесла жизнь бизнесмена Владислава Филева. Но в S7 эту информацию отрицают. КП-Новосибирск дозвонилась до Анны Бажиной, пресс-секретаря авиакомпании:

Поделиться видео x HTML-код

В Германии на частном самолете разбилась совладелец авиакомпании S7 Наталия Филева. Видео: hs

— Владислава Феликсовича не было на борту, — рассказала КП-Новосибирск Анна Бажина. — В авиакатастрофе погибла Наталия Валерьевна Филева , самолет разбился во время захода на посадку. Обстоятельства трагедии пока неизвестны. Расследование происшествия будет проводиться международной комиссией при участии российских авиационных властей.

Наталия Филева — тоже акционер S7 Airlines. По некоторым данным, в самолете она находилась вместе со своим отцом.

Наталия Филева погибла в авиакатастрофе в Германии. Станислав Красильников / ТАССФото: ТАСС

— Команда холдинга S7 Group выражает глубочайшие соболезнования семье и близким. Образ Наталии Валерьевны как яркого неравнодушного лидера и прекрасного человека навсегда останется в памяти сотрудников, это невосполнимая утрата для всего коллектива, — говорится в официальном заявлении от S7.

Филевы создали одну из самых известных авиаимперий в 90-е годы в Новосибирске. О том, как они начинали свой бизнес КП-Новосибирск рассказал Иван Стариков, бывший депутат Госдумы и друг семьи:

— В то время (в 90-е) наши земляки Наталия и Владислав Филевы купили авиакомпанию «Сибирь». Сейчас эта компания («Сибирь» была переименована в «S7») стоит миллиарды долларов. А тогда, в 1997 году, эта компания лежала в руинах. Тогда из самолетов были только Ту-154 и несколько Ил-82. Сейчас посмотрите, это второй авиаперевозчик, 18 миллионов пассажиров перевозит.

Несмотря на крутой взлет в жизни, Филевы продолжали держать связь с родным Новосибирском. Наталия Филева занималась тут благотворительностью. Например, осенью 2017 года она подарила Новосибирской области два тест-мобиля для определения ВИЧ.

Самолет разбился в поле со спаржей. На фото – работа немецких спасателей.Фото: EAST NEWS

— Мы с ней напрямую не контактировали, но точно могу сказать, что ей небезразлично было, что происходит в Новосибирске. Да и тест-мобили тому пример, эта благотворительность не афишировалась, это просто делалось, не для пиара, — прокомментировал КП-Новосибирск Денис Камалдинов, руководитель НГОО «Гуманитарный проект».

Год назад Наталия Филева попала в список ФОРБС, как одна из самых богатых женщин России с состоянием 600 миллионов долларов. С Владиславом Филевым воспитывала трех родных детей и одного приемного.

Наталия Филева занималась не только бизнесом, но и благотворительностью. Вячеслав Прокофьев/ТАССФото: ТАСС

СПРАВКА «КП»

Epic LT Dynasty — турбовинтовой одномоторный самолет. Изначально выпускался американской компанией «Epic Aircraft», впоследствии стал производиться китайской компанией «China Aviation Industry General Aircraft Primus». Самолет выпускается в виде комплектов для самостоятельной сборки. На его борту может разместится до шести человек. Может вместить до 612 килограмм багажа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появились кадры с места крушения самолета c совладелицей S7 Наталией Филевой

В сети появились фото с места крушения частного самолета в Германии, в результате которого погибли жена и тесть создателя и основателя авиакомпании S7 Владислава Филева. Наталия Филева занимала должность председателя совета директоров ЗАО «Группа компаний S7». У нее остались четверо детей, один из которых – приемный. ( подробности )

«Поднимается темный дым, спасатели уносят раненых» – перед гибелью Наталии Филевой в Германии спасатели инсценировали крушение самолета

31 марта в Германии разбился самолет с людьми. По злой иронии судьбы незадолго до этого немецкие спасатели инсценировало авиакатастрофу. Это было частью учений в Дюссельдорфе ( подробности ).

Ссылка на основную публикацию